Научная статья на тему 'Дидактика Гербарта'

Дидактика Гербарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2347
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

ПОНИМАНИЕ ДИДАКТИКИ КАК ИСКУССТВА ОБУЧЕНИЯ СОХРАНЯЛОСЬ ДО XIX ВЕКА. В НАЧАЛЕ ТОГО СТОЛЕТИЯ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, ПСИХОЛОГ И ПЕДАГОГ ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕР-БАРТ (1776-1841) ПРИСТУПИЛ К РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ СТАЛО ПРЕЖДЕ ВСЕГО УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ. ОСНОВНАЯ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ОТВОДИЛАСЬ УЧИТЕЛЮ И ТАКИМ МЕТОДАМ ПРЕПОДАВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛИ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ПЕРЕДАЧУ ЗНАНИЙ УЧАЩИМСЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА СОСТОЯЛА В УГЛУБЛЕНИИ И ОСМЫСЛИВАНИИ ПОЛУЧАЕМЫХ ОТ УЧИТЕЛЯ ЗНАНИЙ. ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ЗНАНИЯ УВЯЗЫВАЛИСЬ С РАЗВИТИЕМ ЧУВСТВ И ВОЛИ УЧАЩИХСЯ, ЧТО ВЫРАЖАЛОСЬ В ВОСПИТЫВАЮЩЕМ ХАРАКТЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТОМУ ГЕРБАРТ ПРИДАВАЛ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактика Гербарта»

Дидактика Гербарта

Андрей Викторович Хуторской,

директор Центра дистанционного образования «Эйдос», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук

ПОНИМАНИЕ ДИДАКТИКИ КАК ИСКУССТВА ОБУЧЕНИЯ СОХРАНЯЛОСЬ ДО XIX ВЕКА. В НАЧАЛЕ ТОГО СТОЛЕТИЯ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, ПСИХОЛОГ И ПЕДАГОГ ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕР-БАРТ (1776-1841) ПРИСТУПИЛ К РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ СТАЛО ПРЕЖДЕ ВСЕГО УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ. ОСНОВНАЯ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ОТВОДИЛАСЬ УЧИТЕЛЮ И ТАКИМ МЕТОДАМ ПРЕПОДАВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛИ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ПЕРЕДАЧУ ЗНАНИЙ УЧАЩИМСЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА СОСТОЯЛА В УГЛУБЛЕНИИ И ОСМЫСЛИВАНИИ ПОЛУЧАЕМЫХ ОТ УЧИТЕЛЯ ЗНАНИЙ. ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ЗНАНИЯ УВЯЗЫВАЛИСЬ С РАЗВИТИЕМ ЧУВСТВ И ВОЛИ УЧАЩИХСЯ, ЧТО ВЫРАЖАЛОСЬ В ВОСПИТЫВАЮЩЕМ ХАРАКТЕРЕ ОБУЧЕНИЯ - ЭТОМУ ГЕРБАРТ ПРИДАВАЛ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Активным в такой школе являлся учитель, ученики же должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять его распоряжения». Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности, таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе и телесные, а также умениям учителя занять ребёнка.

Психологические взгляды Гербарта привели его к педагогическому выводу о том, что обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, то есть осуществляет воспитание.

Гербарт считал, что педагог должен ставить перед учеником те же цели, которые ставит перед собой. Эти цели делятся на:

Психология обучения

В отличие от прогрессивных демократических взглядов Я.А. Коменского и Ж.-Ж. Руссо, дидактика Гербарта отличалась достаточным формализмом и консерватизмом. Между тем данная система привнесла в дидактику законы мышления. Можно сказать, что Гербарт стал первопроходцем в сфере разработки психологических начал обучения.

Психическую деятельность Гербарт понимал как взаимодействие представлений. Все основные проявления психической деятельности он объяснял динамикой представлений. Например, память — способность к воспроизведению представлений и обозначению их словами, фантазия — деятельность по комбинированию представлений, суждение — подведение новых представлений под известные понятия.

• возможные — те, которые человек может поставить перед собой в области определённой специальности;

• необходимые — те, которые нужны ему в любой области его деятельности.

Возможные цели ориентированы на перспективу, их воспитанник может поставить, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Необходимые цели касаются выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии любым делом, и осуществляются через развитие воли и нравственного характера.

Педагог считал детей младшего возраста неспособными управлять своими желаниями, «дикой резвостью». Чтобы приучить их к порядку, он предлагал первую ступень — дисциплинирование, обозначаемое им термином «управление». Следующие две

ХУТОРСКОЙ А.В. ДИДАКТИКА ГЕРБАРТА

ШОУ,шт

ступени после управления — обучение и нравственное воспитание.

Управление имеет своей задачей поддержание порядка в процессе самого воспитания. Гербарт настаивал на необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось свободного времени. Управление уничтожает природную необузданность, создаёт предпосылки для осуществления процесса воспитания. Способы управления: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет.

Не всегда нужный эффект достигается угрозой: на сильных детей, например, угрозы не действуют, а слабые натуры не проникаются ими и продолжают действовать по подсказке своих желаний. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в младшем возрасте. Приказания и запрещения должны быть точными и конкретными. Для нарушителей установленных правил Гербарт предложил завести в школе и в домашнем воспитании штрафную книгу.

Гербартом была детально разработана система различных наказаний, в том числе и телесных, которая затем широко применялась в средних учебных заведениях Германии, Франции и России.

Вспомогательными средствами управления Гербарт считал авторитет и любовь педагога. Авторитет педагога направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного.

Гербарт ввёл в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что обучение должно не просто передавать объём знаний, но способствовать усовершенствованию всего ученика через его представления. Обучение в данной системе — это преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь ученика для его всестороннего совершенства.

Четыре ступени обучения

Попытка привести обучение в соответствие с законами психической деятельности привела Гербарта к ставшей весьма известной теории ступеней обучения. Для усвоения

учениками преподаваемого материала он предложил четыре ступени обучения:

1) ясность — наглядное первоначальное ознакомление учеников с материалом;

2) ассоциация — усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы;

3) система — связное изложение учителем материала;

4) метод — выполнение упражнений, применение новых знаний на практике.

Перечисленные ступени определяют последовательность хода обучения. Они не зависят от содержания учебного материала, возраста учащихся, задач урока.

Процесс обучения по Гербарту включает два вида углубления учащегося: в изучаемый материал и в самого себя (осознание). Эти два углубления могут происходить либо в состоянии покоя души, либо в состоянии её движения.

Первая ступень (ясность) — это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и рассматривается углублённо. В психологическом отношении здесь требуется мобилизация внимания ученика. С дидактической точки зрения учитель излагает новый материал, применяя для этого наглядность и другие средства.

Вторая ступень (ассоциация) — это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у ученика представлениями. В психологическом отношении здесь присутствует ожидание (того, что получится в результате). Дидактически данная ступень реализуется с помощью беседы учителя с учениками.

Третья ступень (система) — это осознание в состоянии покоя. Психически эта ступень соответствует «исканию». На дидактическом уровне учащиеся под руководством учителя отыскивают определения, законы на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями.

Четвёртая ступень (метод) — это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень тре-

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3'2010

бует от учеников действия. Дидактическая её специфика состоит в выполнении учениками различных учебных упражнений, требующих умения логически и творчески мыслить, использовать полученные знания.

Последователи Гербарта превратили четырёхступенчатую схему хода обучения в схему любого урока, что привело её к гипертрофированной универсальности и пренебрежению такими факторами, как возраст и индивидуальные особенности учащихся, специфика учебного предмета и материала и др.

Соответственно предложенным ступеням, Гербарт определил три универсальных метода обучения, которые необходимо применять в совокупности:

• описательный метод;

• аналитический метод, включающий в себя анализ свойств и характеристик предмета;

• синтетический метод, базирующийся на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.

Примечательно, что в системе нравственного воспитания принципы Гербарта противоположны его же принципам управления в обучении. Если в обучении проявления воли и сознания ребёнка подавляются, то в воспитании все методы должны опираться на лучшее в ученике.

В нравственном развитии ребёнка Гербарт выделяет следующие ступени:

1) память воли — связывается с необходимостью выработки твёрдого характера по отношению к внешним условиям;

2) выбор — предполагает осмысление учеником положительных и отрицательных сторон всего того, к чему он стремится, а также учёт условий, необходимых для достижения желаемого;

3) принцип — связывается с интеллектуальной деятельностью, приводящей к самосознанию; здесь происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения, поступков и действий;

4) борьба — здесь складывается нравственное сознание ученика, осмысленное принятие им решений, самопринуждение и самообладание.

Типы интересов в обучении

Гербарт показал, что именно в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового. Но функция интереса в обучении состоит не столько в том, чтобы способствовать усвоению изучаемого материала, сколько в том, чтобы возбуждать желание к дальнейшим занятиям.

Гербарт считал необходимым в ранние школьные годы сформировать многосторонние внутренние интересы учеников и их стремления к различным видам деятельности. Тогда в будущем молодой человек сможет оптимально выбрать наиболее подходящий для себя род профессиональной деятельности.

Сфера интересов должна охватывать «природу и человечество», поэтому Гербарт разделил все школьные учебные предметы на две группы: натуралистическое познание природы и историко-филологическое познание человечества. Связующим звеном между обеими группами предметов выступала религия.

По содержанию Гербарт делил интересы на две группы, включавшие их шесть разновидностей в соотношении с характером познавательной деятельности.

Первая группа интересов — опытно-познавательные, направленные на внешнюю природу:

• эмпирический интерес — отвечает на вопрос «что это такое», возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению;

• умозрительный интерес — отвечает на вопросы «почему это так» и настаивает на размышлении;

• эстетический интерес — обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает интерес к прекрасному.

Вторую группу составляют интересы, ориентированные на эмоциональное отношение к человеку, включённому в социальное общение и участие в этих отношениях:

ХУТОРСКОЙ А.В. ДИДАКТИКА ГЕРБАРТА

ШОУ,пшш

• симпатический интерес — направлен на членов своей семьи и ближайший круг знакомых;

• социальный интерес — направлен на общество, свой народ и всё человечество;

• религиозный интерес — направлен на общение с Богом, церковью, высшими духовными силами.

Возбуждение многостороннего интереса Гербарт предлагал начинать с изучения древнейшей истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Он считал, что юному человечеству свойственны те же интересы, что и детям. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причём математику считал главным средством развития мышления.

Типология школ

Гербарт предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии — в высшие учебные заведения. Таким образом, Гербарт был противником единой системы образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом. Тем же, кому предназначались умственные занятия, необходимые в будущем для руководства и управления, Гербарт рекомендовал классическое образование.

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кёнигсберге педагогическую семинарию — закрытое учебное заведение, в котором воспитывались не более 30 учеников-мальчиков. В 8-10 лет семинаристы начинали переводить «Одиссею», изучать элементы грамматики. Затем им предлагались исторические рассказы, упражнения в наглядной геометрии. Ученики изучали

арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию, много заучивали. Учителя обучали учащихся с разными способностями, с отстающими вели аналитические беседы.

Дидактика Гербарта имеет сильные стороны, особенно в отношении разработки принципов конструирования содержания обучения, использования воспитательных возможностей учебных предметов, методов развития произвольного внимания учеников. Впоследствии эта дидактика была развита его учениками и широко распространилась во многих странах.

До сих пор принципы Гербарта действуют в школах, которые придерживаются авторитарной модели обучения, ставшей, по сути, традиционной. Эта модель и заданные общие формальные принципы организации обучения позволяют получать высокие, хотя и единообразные, результаты по усвоению учениками изучаемого материала. Главный недостаток этой системы — пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся, их интересами и потребностями, отсутствием самостоятельности и творчества в обучении.

Заслугой Гербарта является его попытка дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, создать научную систему знаний о воспитании и образовании. В результате его педагогика была представлена систематически развитым и в то же время строго дифференцированным единым целым.

Теоретическое обоснование Гербартом педагогики, его идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием оказали влияние на последующее развитие педагогики и дидактики. □

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3'2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.