Научная статья на тему 'Дидактический процесс прикладной математической подготовки в условиях непрерывного образования «Школа технологический университет»'

Дидактический процесс прикладной математической подготовки в условиях непрерывного образования «Школа технологический университет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / APPLIED MATHEMATICAL PREPARATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устюжанина Татьяна Николаевна, Журбенко Лариса Никитична

Прикладная математическая подготовка основана на применении информационных технологий. В данной статье описан дидактический процесс прикладной математической подготовки в условиях непрерывного образования «школа вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устюжанина Татьяна Николаевна, Журбенко Лариса Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied mathematical preparation (AMP) is based on the using of information technologies. This article describes didactic process of AMP in the condition of continuous education "school high school".

Текст научной работы на тему «Дидактический процесс прикладной математической подготовки в условиях непрерывного образования «Школа технологический университет»»

Дидактический процесс прикладной математической подготовки в условиях непрерывного образования «школа - технологический университет»

Татьяна Николаевна Устюжанина1, Лариса Никитична Журбенко2 Казанский государственный технологический университет,

Казань, Россия 1 доцент кафедры информатики и прикладной математики ustyuzhanina t n@mail.ru 2 доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики

nurievnk@mail. ru

АННОТАЦИЯ

Прикладная математическая подготовка основана на применении информационных технологий. В данной статье описан дидактический процесс прикладной математической подготовки в условиях непрерывного образования «школа - вуз».

Applied mathematical preparation (AMP) is based on the using of information technologies. This article describes didactic process of AMP in the condition of continuous éducation “school - high school”.

Ключевые слова

прикладная математическая подготовка, информационные технологии, непрерывное образование.

applied mathematical preparation, information technologies, continuous education.

Прикладной математической подготовкой (ПМП) бакалавров технологического направления [2] называется составляющая математической подготовки студентов второго года обучения, структуру и содержание которой определяет интегрированный комплекс прикладных глав математики и соответствующих информационно-компьютерных средств. Другими словами, под ПМП понимается математическая подготовка, содержание которой определяют прикладные главы математики и в процессе которой формируются умения применения математических методов для решения прикладных инженерных задач с использованием информационно-компьютерных технологий.

Недостатки в системе непрерывного математического образования «школа -технологический университет», связанные с необходимостью качественного приобретения знаний прикладных разделов школьного курса математики для их применения в решении профессиональных задач высшей школы, создали предпосылки для внедрения технологии прикладной математической подготовки в процесс обучения учащихся старших классов - будущих бакалавров технологического направления.

В этой связи математическая подготовка учащихся 10-11 классов, основанная на применении информационно-компьютерных технологий, рассматривается нами как ключевой компонент непрерывного математического образования «школа - вуз».

На первом курсе студентами изучаются общие разделы математики, включающие в себя необходимый объем конкретных математических понятий и методов, исполняющих роль проводника к последующим прикладным знаниям. Общие разделы математики (линейная алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления функций одной переменной,

обыкновенные дифференциальные уравнения) являются основой формирования содержания прикладной математической подготовки.

Прикладные главы математики представлены модулями, включающими разделы дифференциального и интегрального исчисления функций нескольких переменных, векторного анализа, теории числовых и функциональных рядов, уравнений математической физики, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики и линейного программирования.

Организация дидактического процесса прикладной математической подготовки, включающей школьные и общие разделы математики, состоит в выполнении следующих этапов.

I этап. Использование программных средств в процессе обучения математике в школе

Первичное знакомство учащихся с основными возможностями информационных систем MathCAD и Excel зачастую проходит на курсах компьютерной грамотности, организуемых технологическим университетом на базе школы в рамках программы непрерывного образования. Дальнейшая работа учащихся с программными средствами осуществляется на факультативных и практических занятиях под руководством преподавателя вуза с использованием специально разработанных учебно-методических пособий [1].

В качестве наглядного примера рассмотрим задачу полного исследования и построения графика функции.

Постановка задачи. Дана функция y = f (х). Требуется:

1)

функции (используя средства

провести полное исследование дифференциального исчисления);

подкрепить аналитическое исследование компьютерной реализацией и осуществить проверку полученных результатов; построить график функции.

Полное исследование функции проводится по схеме, представленной в сводной таблице.

2)

3)

II этап. Входной контроль - проверка базовых знаний за школьный курс

Входной контроль осуществляется в начале августа с целью проверки знаний по математике в объеме программы средней школы. Контрольное мероприятие проводится в тестовой форме и содержит задания среднего уровня сложности и позволяет преподавателю оценить полноту и устойчивость имеющихся математических знаний, выявить пробелы и актуализировать математические знания. Анализ полученных данных позволяет корректировать структуру и содержание нулевого семестра, тем самым устранять выявленные пробелы.

III этап. Нулевой семестр

Двухнедельный нулевой семестр организуется с середины августа для студентов, желающих улучшить качество знаний по математике. Содержание занятий в нулевом семестре формируется по данным первичного входного контроля, что позволяет оперативно устранить пробелы и подготовить студентов к аудиторной работе.

IV этап. Интегрированная лекция

Содержание общих курсов лекций определяет основное содержание и характер практических занятий и внеаудиторной работы. Наряду с систематическим курсом в преподавательской практике используются различные формы лекций: вводная (установочная) лекция, проблемная лекция, обобщающая (обзорная) лекция, лекция-конференция.

На вводных лекциях раскрываются основные возможности информационных систем MathCAD и Excel, не требующие наличия у студентов первоначальных знаний о технических возможностях и способах работы в системах. Дальнейшая самостоятельная работа студентов с информационными системами осуществляется на практических занятиях под руководством преподавателя-практика.

На классических (традиционных) лекциях возможности применения информационных систем демонстрируются при подкреплении теоретического материала решением задач. В качестве наглядного материала используются плакаты, иллюстрирующие теоретические сведения по теме.

Особое внимание применению информационных технологий уделено при проведении обобщающих (обзорных) лекций и лекций-конференций.

Обобщающие лекции систематизируют широкий круг знаний, полученных студентами в процессе изучения раздела, и являются основным методом изучения нескольких тем. На таких лекциях нами практикуется использование аудио- и видеоматериалов с лекциями профессоров МГУ (г.Москва) и СПГУ (г.Санкт-Петербург).

Лекции-конференции отводятся на проведение студенческих конференций, имеющих научно-практическое значение. Роль преподавателя состоит в том, чтобы корректировать подготовительную работу студентов, акцентировать внимание на главном в содержании, при необходимости выдвигать проблемные вопросы.

V этап. Комбинированное практическое занятие

В соответствии с календарным планом, лекции перемежаются с практическими занятиями (аудиторными, комбинированными, бинарными и лабораторными практикумами).

Аудиторное практическое занятие как самая распространенная разновидность практических занятий предполагает совместную работу преподавателя и студентов в оборудованной аудитории. Как правило, решение задач проводится «вручную» на доске с возможным применением наглядных пособий без привлечения информационных систем и программных средств.

Комбинированные практические занятия выполняют важную роль в повышении эффективности математической подготовки. В качестве оборудования аудитории для проведения комбинированного практического занятия используется ноутбук, проектор, экран или интерактивная мультимедийная доска. В отдельных

случаях, соответствуя определенной дидактической цели, может быть задействован мобильный или компьютерный класс. На комбинированных практических занятиях помимо решения задач традиционным способом преподавателем раскрываются основные возможности программных средств в решении прикладных задач. Например, при полном исследовании функции средствами дифференциального исчисления можно не только осуществить контроль полученных аналитически результатов расчета, но и построить график функции, отличающийся высоким качеством изображения (рис. 1, 2).______________________________

МаШса<1 РгоГе§51опа1 - [Исследование функций.тсс!] ■ П X

—i

Чг naincaa professional - [исследование функции.mea] - П X

|о| File Edit View Insert Format Math Symbolics Window Help X

■Iй L I ■ | № W =Д 9а

| Normal ▼|[Arial E ic 1 Л в I

1,—

1 Найдем критические точки - корни сравнения Г(х)=0 Calculus X л

root(f(x) ,х) —> 1ПГ ¿í ю Г, ш п

1 Вычислив! значение функции в найденной точке Г £ тт j П п

f (тЬ lim lim lim ->а ->а+ -+а_

\2 J

1 Составим вторую производную функции BBH]

= := - - ~

Р (x):=-V(x) dx fx xf xfy

м

X X i. j

Найдем стационарные точки - корни уравнения F'(x)=0

1 root(f'(x) ,х) —¥

1 Вычислим значение функции в найденной точке

f f-3\ -22 [тгт v

рн II ]

||Press FI for help. AUTO

Рис. 1. Исследование функции с помощью MathCAD

С ‘ Mathcad Professional - [Исследование функций.mod] 1 □ a

|q] File Edit View Insert Format Math Symbolics Window Help _J sj_xj

] d в? у I д а у 1 ф ш\ ■ I L I ■ 1 m = h A 100% Щт f

1 Normal ▼ | [Àrial 10 - в i О I Ж * * T:e î=

л

График функции

f(x)

1

8

10 - 8 - - \, 0

M -4

шв

Press FI for help.

0

AUTO NUM Page 3

Рис. 2. Построение графика функции с помощью MathCAD

Лабораторный практикум - более высокая ступень лабораторных занятий. Лабораторные практикумы проводятся в мобильных и компьютерных классах, оборудованных современной техникой и соответствующим программным обеспечением. На таких занятиях студенты имеют дополнительную возможность экспериментировать с первоначальными данными, исследовать устойчивость полученных решений, оценивать результаты экспериментов. Во время выполнения лабораторного задания преподаватель выступает как консультант.

Бинарные практические занятия - новшество в преподавании дисциплины. Занятия проводятся на английском языке совместно с преподавателем иностранного языка. Подготовка к таким занятиям занимает довольно много времени не только у студентов, но и ведущих преподавателей, что вызывает значительные трудности. В качестве оборудования аудитории используется ноутбук, проектор, экран или интерактивная мультимедийная доска. Например, обзорная лекции по матричной алгебре была проведена нами в виде лекции-номинации «Matrix» . Ведущими конкурса выступали студенты, которые номинировали участников - различные виды матриц.

VI этап. СРС с помощью информационно-компьютерных технологий

Самостоятельной работе студентов (СРС), предусмотренной учебной программой, отведено особое место в структуре математической подготовки. Для обеспечения эффективности СРС обязательно должна осуществляться под руководством преподавателей и ими контролироваться. Для самостоятельной подготовки рекомендуются учебники, учебно-методическая и справочная литература.

VII этап. Контрольная работа с использованием тестовых технологий

Письменная аудиторная контрольная работа проводится по индивидуальным вариантам по завершении изучения каждого раздела. Вследствие недостатка времени, большинство контрольных работ предусмотрено в виде двухуровневых тестов закрытой формы (с выбором правильного ответа) и открытой формы (с записью ответа на бланке), включающих задания и знание теоретического материала.

Лабораторный (компьютерный) контроль знаний студентов по математике с использованием программных средств существенно меняет позицию преподавателя в учебном процессе. Лабораторный контроль носит массовый характер, поскольку его можно проводить на больших группах студентов. К тому же обработка результатов для получения окончательных оценок проводится легче и быстрее, чем проверка контрольных работ.

В качестве дополнительного средства контроля нами периодически проводится тестирование студентов в режиме off-line по контрольно-измерительным материалам, представленным в рамках федерального интернет-тестирования (www.fepo.ru, www.i-exam.ru).

VIII этап. Экзамен с интеграцией теоретической и практической частей

В состав экзамена входят практическая и теоретическая части. Началом экзамена является предварительная проверка качества знаний в форме математического диктанта, состоящего из 10-15 вопросов теоретического и практического характера. Во время проведения диктанта преподавателем четко формулируется вопрос (задание), на обдумывание и запись ответа к которому отводится не более 1-3 мин. Прохождение проверки (выполнение не менее 50%) гарантирует допуск студента к основной части экзамена, в противном случае попытка сдать экзамен повторно откладывается на период дополнительной сессии.

Как правило, теоретическая часть включает в себя раскрытие основных положений одной из рассмотренных тем, практическая часть предусматривает решение двух-трех задач, степень выполнения которых дифференцирует оценку на экзамене. Итоговый результат по курсу математики (экзаменационная оценка) учитывает не только результаты входного, текущего контроля и самостоятельной работы, но также активность участия и регулярность посещения занятий.

Прикладная математическая подготовка была эффективно обоснована в ходе педагогического эксперимента на базе Волжского филиала Казанского государственного технологического университета и Волжского городского лицея (СОШ №7).

Литература

1. [Устюжанина Т.Н., 2010] Исследование функций / Устюжанина Т.Н., Казакова И.Б. Математический практикум в MathCAD и Excel: Учебнометодическое пособие. - Зеленодольск: Издательский Дом «МостЪ», 2010. -36с.

2. [Устюжанина Т.Н., 2008] Прикладная математическая подготовка

бакалавров технологического направления: оптимизационный подход

[электронный ресурс] / Т.Н.Устюжанина, Л.Н.Журбенко // Educational Technology & Society. 2008. - V.11. - №3. - 12 c. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/joumal.html, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.