Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОГРАФИКИ: О ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОГРАФИКИ: О ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОГРАФИКА / ЗНАКОВЫЕ МОДЕЛИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ / "РОМАШКА БЛУМА" / "КУБИК БЛУМА" / "6 ШЛЯП" / ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ / СОЗДАНИЕ ИНФОГРАФИКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИНФОГРАФИКИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION VISUALIZATION / INFOGRAPHICS / ICONIC MODELS / ACTIVITY APPROACH / SYMBOLIC ACTIVITY / METASUBJECT RESULTS / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / DESIGNING LEARNING SITUATIONS / "BLOOM'S DAISY" / "BLOOM'S CUBE" / "SIX HATS" / SUPPORT NOTES / INFOGRAPHICS DESIGN / CRITERIA OF INFOGRAPHICS ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыксина Ольга Федоровна

В статье характеризуется специфика информационного общества, связанная с лавинообразным ростом информации - структурированных и неструктурированных данных большого объема различной тематической направленности. Отмечается, что в условиях избыточности информации у ее потребителей формируется предпочтение к дозированной подаче информации в структурированном виде с использованием визуальных образов. Делается вывод о том, что инфографику сегодня можно считать трендом в различных областях и сферах деятельности человека. Проведен анализ публикаций, в которых рассматриваются различные подходы к определению функциональности инфографики. Особое внимание уделено работам, в которых акцент делается на повышении эффективности образовательного процесса за счет визуализации информации, ее структурированного представления и схематизации. В данной статье доминирующим является деятельностный аспект (как с позиции учителя, так и с позиции обучающихся), акцентируется внимание на методических формах и приемах использования инфографики в учебном процессе, ее полифункциональности, соответствующих образовательных результатах и их оценивании. Особое внимание уделяется конструированию учебных ситуаций, ориентированных на организацию активной познавательной деятельности обучающихся на основе педагогических приемов «ромашка Блума», «кубик Блума», методики параллельного мышления «6 шляп», опорных конспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОГРАФИКИ: О ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Инновационные идеи и модели педагогического образования

Innovative Ideas and Models of Pedagogical Education

Начинаем публикацию материалов II Поволжского педагогического форума «Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы» (Самара, 25-27 ноября 2019 года).

УДК 372.8

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОГРАФИКИ: О ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

DIDACTIC POTENTIAL OF INFOGRAPHICS: ON POLYFUNCTIONALITY IN EDUCATION

© 2020

О.Ф. Брыксина O.F. Bryksina

В статье характеризуется специфика информационного общества, связанная с лавинообразным ростом информации - структурированных и неструктурированных данных большого объема различной тематической направленности. Отмечается, что в условиях избыточности информации у ее потребителей формируется предпочтение к дозированной подаче информации в структурированном виде с использованием визуальных образов. Делается вывод о том, что инфографику сегодня можно считать трендом в различных областях и сферах деятельности человека. Проведен анализ публикаций, в которых рассматриваются различные подходы к определению функциональности инфографики. Особое внимание уделено работам, в которых акцент делается на повышении эффективности образовательного процесса за счет визуализации информации, ее структурированного представления и схематизации. В данной статье доминирующим является деятельностный аспект (как с позиции учителя, так и с позиции обучающихся), акцентируется внимание на методических формах и приемах использования инфографики в учебном процессе, ее полифункциональности, соответствующих образовательных результатах и их оценивании. Особое внимание уделяется конструированию учебных ситуаций, ориентированных на организацию активной познавательной деятельности обучающихся на основе педагогических приемов «ромашка Блума», «кубик Блума», методики параллельного мышления «6 шляп», опорных конспектов.

Ключевые слова: информационное общество; визуализация информации; инфографика; знаковые модели; деятельностный подход; знаково-символическая деятельность; метапредметные результаты; познавательные универсальные учебные действия; проектирование учебных ситуаций; «ромашка Блума»; «кубик Блума»; «6 шляп»; опорные конспекты; создание инфографики; критерии оценивания инфографики.

The article analyzes the specifics of the information society caused by avalanche-like growth of information -huge amount of structured and non-structured data on various themes. It explains that redundancy of information leads to the fact that consumers want the information to be given in balanced, structured form and visually aided. It is concluded that today infographics can be considered a trend in various fields and spheres of human activity. The analysis of publications that discuss various approaches to the definition of infographics is provided. Particular attention is paid to works in which the emphasis is on improving the efficiency of the educational process through the visualization of information, its structured presentation and mapping. This article focuses on the activity aspect (both teacher's and student' s), the methodological forms and methods of using infographics in the educational process, its multifunction-ality; relevant educational outcomes and their assessment. The design of learning situations aimed at students' cognitive activity aggravation and based on pedagogical techniques "Bloom's Daisy", "Bloom's Cube", method on simultaneous thinking "Six Hats", support notes are highlighted.

Keywords: information society; information visualization; infographics; iconic models; activity approach; symbolic activity; meta-subject results; cognitive universal learning activities; designing learning situations; «Bloom's Daisy»; «Bloom's Cube»; «Six Hats»; support notes; infographics design; criteria of infographics assessment.

Спецификой информационного общества на современном этапе его развития является лавинообразный рост потока информации. Структурированные и неструктурированные данные большого объема различной тематической направленности сосредоточены сегодня прежде всего в Интернете. При этом наметился рост количества данных, которые могут быть использованы для републикации без ограничений авторского права (англ. open data). Эти и другие факторы стали причиной того, что в условиях избыточности информации у потребителей возникает предпочтение дозированной ее подачи в структурированном виде с использованием визуальных образов, способствующих эффективному восприятию за счет ассоциативного мышления. Именно поэтому инфографику сегодня можно считать трендом в различных областях и сферах деятельности человека. В частности, в научных публикациях последних десяти лет идет активное обсуждение роли и позиционирования инфографики через призму деятельностного и продуктового подходов.

Так, инфографику рассматривают как новый жанр визуализации вербальной формы данных (англ. data-design), возникший на стыке искусства графики, статистики и журналистики (И.О. Борисова) [1]; как тип публицистического текста (Е.В. Вы-ровцева, С.И. Симакова) [2] и даже как один из новых и самостоятельных жанров журналистики (С.И. Симакова [3], Е.А. Смирнова [4]). К.В. Нефедьева считает инфографику эффективным инструментом аналитической деятельности для визуального представления выявленных тенденций в развитии объекта или характеристик процесса с целью упрощения восприятия сложного аналитического текста для потребителя [5]. А.А. Бу-зинова рассматривает инфографику как инструмент коммуникации, устойчивый тренд в области коммуникационных технологий, делая акцент на специфике формирования визуального контента для PR-текстов [6].

Особый интерес вызывают публикации, в которых анализируются образовательный потенциал инфографики и дидактические аспекты ее применения.

В частности, в работах Ж.Е. Ермолаевой, Н.В. Григорьевой, Ю.Ю. Радченко и других акцент делается на повышении эффективности образовательного процесса за счет визуализации информации, ее структурированного представления и схематизации [7-9]. Инфографика рассматривается, с одной стороны, как инструмент реализации принципа наглядности, с другой - как результат продуктивной деятельности школьников, средство развития их мышления, структурированного и эстетического видения действительности [10-12]. Особое внимание уделяется дидактическому потенциалу инфографики в электронном образовании [13], что соответствует современным тенденциям цифровизации образования.

При этом анализ дидактических аспектов применения инфографики в образовательном процессе в большинстве публикаций связывается с ее эффективностью как средства транслирования информации и ограничивается теми ее характеристиками, которые априори заложены в самом понятии: сжатие больших объемов вербальной информации с использованием различных визуальных форм, ее генерализация, дистилляция и структурирование с целью донесения до пользователя наиболее важных, ключевых аспектов.

В данной статье доминирующим является деятельностный аспект (как с позиции учителя, так и с позиции обучающихся), внимание акцентируется на методических формах и приемах использования инфогра-фики в учебном процессе, ее полифункциональности, соответствующих образовательных результатах и их оценивании.

Говоря о целевых ориентирах использования инфографики в образовательном процессе, следует отметить необходимость подготовки школьников к знаково-символи-ческой деятельности, которая сопряжена

с восприятием, оценкой и пониманием (социальной перцепцией) информационных ресурсов, визуальных средств их создания и представления.

Так, среди познавательных универсальных учебных действий на уровне основного общего образования отмечается важность умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы и модели для решения учебно-исследовательских, познавательных задач. Школьник должен уметь обозначать символом и знаком предмет и/или явление; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. Так или иначе каждый из этих навыков можно связать с исследованием инфографики или ее созданием.

Очевидно, что дидактический эффект использования инфографики объясняется прежде всего тем, что вся коммуникативная и познавательная деятельность членов социума носит знаково-символический характер. При этом зрительные образы прочнее, чем словесные, «врезаются» в сознание и дольше остаются в нем. Этим объясняется целесообразность перевода информации из вербальной формы в образную (символы, графики, фотографии, рисунки и т.п.) в процессе обучения. При этом любые мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, ранжирование, систематизация, классификация и т.п.) основываются на простейших операциях визуального восприятия информации и невозможны без них.

В данном аспекте очень важна результативность организации исследования ин-фографики, связанная с овладением обучающимися приемами интерпретации используемых в ней образов (перевода на вербальный

уровень формализованных моделей, имеющих различную знаковую природу, таких как графики, схемы, диаграммы и т.п.).

Заметим, что конструирование подобных учебных ситуаций - достаточно трудоемкий процесс, требующий от учителя серьезной подготовительной работы, отбора «качественных» ресурсов, мотивирующих к деятельности и познанию нового. Профессиональное педагогическое сообщество сегодня находится в поиске идей использования инфографики с целью формирования образовательных результатов (предметных, ме-тапредметных и личностных). Единого сценария проектирования учебных ситуаций с использованием инфографики, конечно, нет. Тем не менее можно дать некоторые общие рекомендации.

Во-первых, инфографика может выполнять функцию учебного артефакта. Совершенно очевидно, что ключевую роль в организации процесса исследования инфо-графики при таком подходе играет умение учителя конструировать вопросы, определяющие задачи (этапы) исследования школьников. При этом вопрос может быть направлен на получение новой информации, уточнение уже имеющейся, демонстрацию своего мнения, оценивание определенной позиции и т.п.

Существуют различные стратегии и приемы конструирования вопросов («толстый и тонкий вопросы», «вопросительные слова», прием «6'^> и др.), но наибольшей эффективности при исследовании инфогра-фики, конечно, позволяет достичь достаточно популярная в системе образования систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка) и получившая название «ромашка Блума».

В соответствии с описанными уровнями познавательной деятельности выделяют шесть типов вопросов:

- простые (отвечая на них, необходимо назвать какие-то сведения, факты);

- уточняющие (требуют детализации сведений, фактов, анализа каких-то конкретных характеристик, параметров, свойств и т.п.);

- интерпретационные (объясняющие) (обычно направлены на установление причинно-следственных связей, анализ и аргументацию различных точек зрения, поиск закономерностей и т.п.);

- творческие (как правило, побуждают к «игре воображения», генерированию идей и предположений);

- оценочные (направлены на выявление и формулировку критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов и т.д.);

- практические (направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой).

Такого рода совокупность вопросов для работы с инфографикой определяет глубину исследования, мотивирует информационно-поисковую, аналитическую и продуктивную деятельность, что позволяет выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество, сделать доминирующей исследовательскую деятельность обучающихся. Кроме того, с привлечением дополнительных источников информации знания об исследуемом объекте, процессе или явлении должны расширяться и уточняться.

Так, в процессе организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроке изобразительного искусства с использованием инфографики «Чем жостовская роспись отличается от городецкой?» [14] вопросы для исследования могут быть сформулированы следующим образом:

- Какой фон характерен для городецкой росписи? Какой вид росписи выполнялся по керамике? Какая роспись наносилась на подносы? (Простые.)

- Какие виды росписи зародились на территории Московской области? (Уточняющий.)

- Как вы думаете, почему поезд называется «Москва - Владивосток»? Почему так говорят: «Народное художественное

творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты»? Приведите аргументы. (Интерпретационные.)

- Какие названия вы бы дали вагонам? Постарайтесь использовать сюжеты и героев русских народных сказок. Почему вы выбрали именно эти названия? (Творческие.)

- Оцените трудоемкость изготовления и стоимость материалов для каждого вида росписи. Какую вы считаете самой трудоемкой? Самой затратной по средствам? (Оценочные.)

- Какую роспись вы бы выбрали для шкатулки для мамы? Почему? А если бы вам пришлось оформлять комнату младшей сестры, какую роспись для мебели вы бы посоветовали? Почему? (Практические.)

При проектировании учебных ситуаций с использованием инфографики в качестве учебного артефакта не менее эффективной методикой является организация учебного исследования с применением «кубика Блума». Анализируя объекты инфогра-фики, обучающиеся должны ответить на вопросы и/или предложения, соответствующие различным ступеням пирамиды Блума:

- «Назови...» (уровень репродукции знаний);

- «Почему.» (установление причинно-следственных связей);

- «Объясни.» (применение полученных знаний и опыта в новых ситуациях);

- «Предложи.», «Поделись.», «Придумай.» (активизация продуктивной мыслительной деятельности школьников с элементами творчества).

В качестве примера рассмотрим работу с инфографикой на уроке физики по теме «Строение атома» [15]. Вопросы и задания для исследования:

- Объясни происхождение слова «атом».

- Объясни, что происходит при переходе электрона на более близкую к ядру орбиту?

- Из каких частиц состоит ядро?

- Предложи свой пример для сравнения размеров атома и ядра на уровне ассоциаций.

- Придумай название еще не открытой элементарной частицы.

- Поделись интересными фактами о развитии теории строения атома.

Указанные техники можно эффективно применять в процессе как индивидуальной, так и групповой работы.

Не меньший интерес вызывает методика «6 шляп», предложенная британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно и основанная на методе параллельного мышления. При параллельном (конструктивном по сути) мышлении разные мнения, подходы и идеи сосуществуют, исключая столкновения различных мнений, споров. Исследование ведется в соответствии с выбранной «идеологической» позицией (по цвету шляпы); конструктивный анализ впоследствии позволяет сделать правильные выводы или принять адекватное решение.

В качестве примера использования методики «6 шляп» можно привести обсуждение на уроках истории Февральской революции 1917 года [16].

Белая шляпа - шляпа мышления (сбор фактов): группа анализирует статистические данные, представленные в инфогра-фике. Важно сосредоточиться на недостающей, дополнительной информации (рост цен, инфляция, уровень жизни, потери на фронте и т.п.). На основе найденных статистических данных будут приведены весомые аргументы, объясняющие революционную ситуацию в России. Основной вид деятельности: информационно-поисковая, аналитическая.

Красная шляпа - шляпа эмоций. Группа должна эмоционально охарактеризовать причины революции, связанные с политическим, экономическим и военным кризисом. Скорее всего, причины революции будут расцениваться как стихийный порыв народных масс, связанный с низким уровнем жизни рабочих и крестьян, политическим бесправием, несостоятельностью армии и самодержавной власти, ее неспособностью провести реформы (скандалы вокруг

Григория Распутина) и т.п. Основной фон -эмоциональный.

Желтая шляпа - позитивная. Группа в шляпе этого цвета может, например, поразмышлять над преимуществами, которые принесло провозглашение республики в России, низвержение самодержавия, и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа - полная противоположность желтой. Обладателям этой шляпы на ум должны идти исключительно критические оценки (негативизм!) ситуации (идеи, решения и т.д.): можно предложить группе с позиции дня сегодняшнего оценить результаты революции, определившей почти вековую историю России. Позиция членов группы может основываться, например, на негативном отношении к республиканскому строю и акцентировании внимания на преимуществах самодержавия, специфике менталитета.

Зеленая шляпа - шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Группа может, например, порассуждать над тем, что было бы, если бы Николай II не уехал из Петрограда или главой Временного правительства был выбран не А. Керенский, а Л. Корнилов... Ищем альтернативы в развитии февральских событий.

Синяя шляпа - шестая шляпа мышления. Ее обладатели, в отличие от обладателей других шляп, направляют деятельность на управление процессом реализации идеи и работу над решением задач, а не на оценку предложения и проработку его содержания. Именно представители этой группы определяют, что предстоит сделать, то есть формулируют общие цели, а в конце организуют обсуждение и подводят итоги.

Во-вторых, говоря о полифункциональности инфографики, об общих методических рекомендациях ее применения в образовательном процессе, нельзя не отметить реновационные аспекты использования опорных конспектов, идея создания которых принадлежит советскому педагогу В.Ф. Шаталову.

Опорный конспект - «метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога

и обучающихся на основе предельного обобщения, кодирования, "свертывания" знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего "развертывания", полноценного воспроизведения в сознании обучающихся» [17, с. 23]. Ключевой элемент таких конспектов - опорные сигналы - художественные картинки и рисунки с определенной степенью детализации, отображающие реальные предметы и явления.

Подготовив опорный конспект в формате инфографики, учитель может применить любую из описанных выше методик, равно как и другие, ориентированные на организацию информационно-аналитической деятельности, включая смысловое чтение.

В-третьих, квинтэссенцией креативной деятельности обучающихся является создание инфографики, например, по результатам какого-либо учебного исследования или в качестве итогового продукта проектной деятельности.

Умение использовать различные выразительные средства, их композицию и ко-релляцию в процессе представления информации определяет степень сформированно-сти ИКТ-компетентности.

При этом обучающийся может и должен рассматриваться и как субъект, воспринимающий информацию (тогда его необходимо обучать правилам интерпретации знаковых композиций как в случае с опорным конспектом), и как носитель информации, передающий смысл (тогда его надо обучать выбору адекватных знаковых моделей, если он сам создает инфографику). От глубины осознания процесса передачи информации как знакового процесса во многом будет зависеть и результат деятельности по созданию инфографики.

На этом этапе основной акцент делается на организации продуктивной деятельности по проектированию информационно-насыщенных документов за счет использования различных семиотических средств выражения и передачи смысла, арсенал которых может быть значительно расширен при использовании программных средств

базовых информационно-коммуникационных технологий. В ходе такого проектирования обучающиеся вовлекаются в активную знаково-символическую деятельность.

Важно, чтобы разработке информационных ресурсов в формате инфографики предшествовала коллективная разработка критериев оценки информационных ресурсов. Необходимо выделить инвариантную совокупность критериев, которые определяют результативность передачи информации с помощью инфографики.

Подчеркнем, что критерии позволяют организовать проверку и оценивание замысла и содержания выполненной обучающимися деятельности в ходе проектирования инфографики. Для того чтобы обучающийся был готов адекватно оценивать результаты своих достижений, он должен иметь полное представление о процессе деятельности и прогнозируемых результатах.

В качестве ключевых критериев предлагаются следующие:

- все приведенные в инфографике факты, сведения и т.п. соответствуют теме (проблеме) исследования;

- факты описываются на основе достоверных источников (указываются информационные источники);

- текстовые фрагменты представлены лаконично, при этом полно отражают информацию об объекте (его основные характеристики);

- символы (знаки, рисунки, фото и т.п.) адекватно отображают содержание и/или передают смысл (выразительность символа);

- выбранные символы, знаки, схемы и другие способы кодирования информации могут быть легко декодированы целевой аудиторией (прозрачность);

- отсутствует избыточная информация, которая рассеивает внимание целевой аудитории, уводит из проблемного поля;

- фактов, представленных в инфогра-фике, достаточно для формирования представлений о проблемном поле (теме исследования);

- установлены логические связи между объектами инфографики;

- для повышения информативности используются дополнительные медиаобъекты (вставка видео, гиперссылки и т.п.) и др.

Предложенные критерии оценивания позволят обеспечить педагогу, с одной стороны, возможность определять качество образовательного продукта, глубину исследования и, соответственно, уровень образовательных достижений обучающихся (предметных и метапредметных); с другой -направлять обучающихся в процессе проведения учебного исследования и создания образовательного продукта через само- и перекрестное оценивание, формировать регулятивные универсальные учебные действия, включающие навыки планирования своей

деятельности, умение соотносить свои действия с полученными результатами, умение оценивать правильность выполненной задачи. При таком подходе критерии оценивания выполняют роль навигатора, задающего конечную цель, ведущего участников образовательного процесса к этой цели.

Приведенные в статье примеры показывают, что инфографика может рассматриваться как полифункциональный образовательный объект, выступающий и как средство транслирования информации, и как учебный артефакт, и как результат продуктивной деятельности школьников. В зависимости от контекста деятельности могут формироваться различные образовательные результаты, связанные с развитием познавательных универсальных учебных действий.

* * *

1. Борисова И.О. Инфографика как самостоятельный жанр // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 5. С. 186-194.

2. Выровцева Е.В., Симакова С.И. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 6. С. 104-114.

3. Симакова С.И. Инфографика: визуализация цифрового контента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 3(10). С. 219-226.

4. Смирнова Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. 2012. № 11. С. 92-95.

5. Нефедьева К.В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 197. С.89-93.

6. Бузинова А.А. Инфографика в визуальных PR-текстах: технология, приемы проектирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. № 2. С. 189-199.

7. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Школьные технологии. 2015. № 2. С. 100-107.

8. Григорьева Н.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научный компонент. 2019. № 3(3). С. 151-156.

9. Радченко Ю.Ю. Инфографика как способ представления учебной информации // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 5A. С. 145-152.

10. Голубев О.Б., Горохова Ю.А. Дидактические особенности применения образовательной инфографики в учебном процессе // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 134-139.

11. Селеменев С.В. Школьная инфографика // Образование в современной школе. 2010. № 2. С.34-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Диков А.В. Социальные сервисы инфографики для школьного образования // Информатика в школе. 2019. № 8(151). С. 39-46.

13. Ижденева И.В. Инфографика в электронном образовании // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы III междунар. науч. конференции. Красноярск : Сибирский федеральный университет, Институт космических и информационных технологий, 2019. С. 129-132.

14. Чем жостовская роспись отличается от городецкой? Инфографика. URL: https://aif.ru/dontknows/infographics/1401207 (дата обращения: 04.01.2020).

15. Из чего состоит атом? Инфографика. URL:https://aif.ru/infographic/1115570 (дата обращения: 04.01.2020).

16. Инфографика «Февральская революция 1917 года». URL: https://nation-news.ru/182078-in-fografika-fevralskaya-revolyuciya-1917-goda (дата обращения: 04.01.2020).

17. Воротникова А.И., Кремнева Т.Л. Активные методы и приемы самостоятельной работы : словарь-справочник. Ч. 2 : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 51 с.

18. Брыксина О.Ф. Мастер-класс «Три кита инфографики». URL: https://sites.google.com/site/in-fogrwhales/home (дата обращения: 04.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.