УДК/UDC 37.02:37:004
DOI 10.54509/22203036_2024_3_15
EDN BIARYL
Лозицкий Вячеслав Леонтьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Полесский государственный университет, г. Пинск, Беларусь
Lozitsky Vyacheslav L.
Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Docent at the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Polessky State University, Pinsk, Belarus
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕГМЕНТА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
DIDACTIC APPROACH AS THE BASIS FOR APPLICATION OF COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL SEGMENT OF THE UNIFIED INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Аннотация. В статье анализируется проблематика обоснования дидактического подхода, определяемого в качестве одной из теоретико-методологических основ системного применения в учреждениях образования Республики Беларусь цифровых компонентов образовательного сегмента Республиканской информационно-образовательной среды. Целью исследования является определение теоретических положений, составляющих в своей комплексности одно из научно-методических оснований эффективной интеграции в дидактический процесс высокотехнологичных средств обучения с учетом преемственности на уровнях общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь. Направленность научного поиска автора актуализирована развертыванием процессов цифровой трансформации образования как в Республике Беларусь, так и на постсоветском пространстве,что является одной из важных тенденций развития образовательной сферы в формирующемся обществе эпохи цифровизации. Методологическим основанием осуществленного исследования является сравнительно-сопоставительный анализ массива источников, которые представлены научными публикациями по рассматриваемой проблематике, а также документами государственных программ в сфере цифровизации образования в Республике Беларусь. На основе сделанных обобщений автором определены детерминанты, определяющие интерес научного сообщества к изучению комплекса вопросов, связанных с интенсивной интеграцией инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательную дея-
тельность ее субъектов. Очерчено проблемное поле исследования, что в своей научной новизне позволяет с позиций современной методологии решать актуальные задачи педагогической науки. Вместе с конкретизацией понятийно-терминологического аппарата и осмыслением феноменологической сущности цифровизации образования автором выделены содержательные характеристики электронных образовательных ресурсов - инновационных средств обучения, применяемых в условиях технологизации образовательной деятельности. Обоснование дидактического подхода позволяет определять потенциал, функциональность, а также своеобразие применения высокотехнологичных компонентов образовательного сегмента специфической среды педагогического взаимодействия - Республиканской информационно-образовательной среды.
Abstract. The article analyzes the problems of justifying the didactic approach, which is determined as one of the theoretical and methodological foundations for the systematic use of digital components of the educational segment of the Republican information and educational environment in educational institutions of the Republic of Belarus. The purpose of the study is to determine the theoretical provisions that make up one of the scientific and methodological grounds for effective integration of high-tech teaching tools into the didactic process, taking into account continuity at the levels of general secondary and higher education in the Republic of Belarus. The focus of the scientific search for the author is actualized by the deployment of processes of digital transformation of education both in the Republic of Belarus and in the post-Soviet space, which is one of the important trends
in the development of the educational sphere in the emerging society of the digitalization era. The methodological basis of the study is a comparative-comparative analysis of the array of sources that are presented by scientific publications on the issues under consideration, as well as documents of state programs in the field of digitalization of education in the Republic of Belarus. Based on the generalizations made, the author determined the determinants that determine the interest of the scientific community in studying a set of issues related to the intensive integration of innovative information and communication technologies into the educational activities of its subjects. The problematic field of research is outlined, which in its scientific novelty allows from the standpoint of modern methodology to solve the current problems of pedagogical science. Together with the concretization of the conceptual and terminological apparatus and the understanding of the phenomenological essence of the digitalization of education, the author highlighted the meaningful characteristics of electronic educational resources - innovative teaching tools used in the context of the technologiza-tion of educational activities. The justification of the didactic approach allows you to determine the potential, functionality, as well as the originality of the use of high-tech components of the educational segment of the specific environment of pedagogical interaction - the Republican information and educational environment.
Ключевые слова: цифровизация образования, образовательная деятельность, дидактический процесс, Республиканская информационно-образовательная среда, дидактический подход, преемственность.
Keywords: digitalization of education, educational activity, didactic process, Republican information and educational environment, didactic approach, continuity.
Введение
В положениях Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 г. [1], принятой постановлением правительства, одной из ведущих целей в области общего среднего образования обозначено обеспечение доступного и качественного образования для успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении всей жизни [1, с. 13]. Для системы высшего образования в качестве целевой направленности развития определено повышение качества и конкурентоспособности в соответствии с текущими и перспективными требованиями национальной экономики и социальной сферы, мировыми тенденциями экономического и научно-технического развития [1,
с. 16]. Достижение роста качества образования и обеспечение его доступности должно опираться на применение эффективных моделей организации образовательного процесса, учитывающих реалии современной интенсивной технологизации общественного и личностного бытия при динамичной интеграции инновационных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование. Организация образовательной деятельности субъектов педагогического взаимодействия в рамках применяемых моделей обучения обязана опираться на эффективное учебно-методическое обеспечение процесса при использовании соответствующего дидактического инструментария, позволяющего в полной мере решать задачи, актуализируемые развитием цифровизации образования. На данный аспект обращают внимание авторы-разработчики государственных программ развития системы образования Республики Беларусь на 2019-2025 гг. [2-4], отмечающие ситуативную кризисность, выражаемую через: отставание знаний, получаемых обучающимися, от уровня развития технологий; инерционность и невысокую адаптивность образовательных программ к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям [2, с. 4].
Работы белорусских исследователей (С. Н. Анкуда [5], А. И. Жук [6], Д. А. Качан, П. А. Лис и М. В. Мирончик [7], А. Н. Унсович и А. Г. Толкач [8], И. Л. Шевлякова-Бор-зенко [9]), в которых заявлен интерес к изучению процессов цифровой трансформации образования позволяют сделать выводы об определенном научном заделе в данной области научного педагогического знания. Существующие исследования В. А. Богуша и Е. Н. Шнейдерова [10], А. Д. Короля и Ю. И. Воротницкого [11], Е. Н. Новицкого [12], Л. Г. Титаренко [13], Д. Б. Ургано-вой [14], обобщающие в своем комплексе и полипод-ходности достижения и опыт цифровой трансформации в сфере образования в Республике Беларусь, пока не дают полного представления о всех психолого-педагогических аспектах происходящих процессов в силу новизны и междисциплинарности научного осмысления изучаемого явления на момент завершения первой четверти XXI столетия. В проблемном поле научной рефлексии остаются вопросы обеспечения преемственности уровней образования в условиях цифровизации. Затребованы исследования по проблематике разработки и применения дидактического инструментария образовательного сегмента создаваемой РИОС (согласно положениям Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 гг. [2]). На недостаточность глубоких и системных исследований на уровне кандидат-
ских и докторских диссертаций по вопросам цифрови-зации образования в Республике Беларусь обращают внимание О. Л. Жук [15], И. В. Зубрилина [16].
Методология
Цель и задачи исследования определяют его методологические основы, в качестве которых нами выделяются концептуальные положения разработанных в психолого-педагогической науке подходов (системно-средовой, прогностический, аксиологический, личностно-ориентированный и др.), позволяющие не только осмыслить феноменологическую сущность цифровизации образования, но и изучить находящиеся в проблемном поле научного поиска вопросы дидактического применения компонентов образовательного сегмента РИОС в рамках процессов цифровой трансформации в системе образования. Исследование дидактического подхода, определяемого в качестве одной из теоретико-методологических основ системного применения в учреждениях образования Республики Беларусь, высокотехнологичных средств обучения и иных информационных ресурсов - компонентов образовательного сегмента единой Республиканской информационно-образовательной среды базируется на методах сравнительно-сопоставительного анализа и синтеза, научного обобщения. Источниковой базой осуществленной научной рефлексии являются документы государственных программ осуществления мероприятий цифровизации образования в Республике Беларусь, а также публикации по заявленной тематике исследования.
В рамках методологии и очерчиваемых задач исследования для обоснования дидактического подхода в системном применении комплекса средств обучения в рамках организации и осуществления образовательной деятельности при использовании потенциала РИОС целесообразны: конкретизация применяемого понятийно-терминологического аппарата; определение феноменологической сущности цифровизации образовательной сферы и цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь; выявление дидактического потенциала, функциональности и специфики системного применения компонентов образовательного сегмента РИОС, обоснование их дидактической роли в организации и осуществлении обучения в условиях обеспечения преемственности уровней общего среднего и высшего образования.
Результаты
Целесообразность разработки теоретико-методологических подходов (в том числе и дидактического),
определяющих практическую направленность процессуального развития образования в условиях его цифровой трансформации, актуализируется складыванием следующих предпосылок:
- качественные изменения информационно-коммуникационного пространства и динамичная интеграция ИКТ в бытие личности и социума;
- наличие научных традиций в разработке организационно-педагогических основ применения электронных образовательных ресурсов в дидактическом процессе;
- реализация концептуальных положений государственных программ цифровизации образования в Республике Беларусь;
- развитие нормативно-правового обеспечения процессов цифровой трансформации образования;
- совершенствование информационно-образовательных сред учреждений образования в Республике Беларусь и распространение передового опыта применения их технико-технологического и дидактического потенциала.
Под дидактическим подходом к обоснованию применения компонентов образовательного сегмента единой информационно-образовательной среды нами понимается целостный комплекс теоретико-методологических практико-ориентированных положений, механизмов и инструментария эффективного учебно-методического обеспечения обучения в условиях цифровизации образования. В структурном представлении дидактический подход включает в себя компоненты: методологический (ценностные ориентиры, концептуальные положения методологии, применяемый понятийно-терминологический аппарат); нормативный (принципы и нормативные требования, определяющие регуляцию педагогического взаимодействия субъектов образовательной деятельности); технологический (системная совокупность методов, приемов и средств, а также форм организации и осуществления процесса обучения) [17, с. 18]. Во взаимосвязи с таким представлением структуры к содержательным характеристикам дидактического подхода отнесем: методологическую концептуальность; нормативную деятель-ностную регулируемость; инструментальность; целостность структуры.
Выявленные структура и содержательные характеристики дидактического подхода позволяют выделить его функциональную направленность: а) через методологическую ориентацию системно организуемой образовательной деятельности ее субъектов; б) интеграцию концептуальных теоретических положений в совокупности с применяемым инструментарием в процессуаль-
ную практику обучения; в) создание условий эффективной организации образовательной деятельности в рамках цифровой трансформации сферы образования.
В контексте решения поставленных задач осуществляемого исследования рассмотрение феноменологической сущности цифровизации образования целесообразно через следующие проявляемые характеристики:
- трактуется неоднозначно в силу своей сложности и многоаспектности проявлений, а также междис-циплинарности изучения;
- влияет на направленность как процесса, так и его результатов для личностного развитие человека с опорой на формируемые и развиваемые мировоззренческие основания ноосферного мышления, принятие высших ценностей, всестороннее раскрытие духовно-нравственного потенциала личности и общества в целом;
- детерминирует социальное и личностное бытие человека и социума в его взаимосвязи с образовательной сферой;
- является обеспечивающей системой экономики знаний в генерировании необходимых для ее роста и развития качественной знаниевой составляющей [18, с. 65].
В свою очередь цифровую трансформацию образования (в аспекте изучения проблемы обеспечения преемственности уровней общего среднего и высшего образования) целесообразно определять в ее сущностном дуализме - как системно организуемый процесс и важное условие обеспечения, осуществляемого в информационно-коммуникационном пространстве решительного качественного обновления содержания образования, его методов и организационных форм, а также инструментария образовательной деятельности [19, с. 25].
С позиций системно-средовой организации образовательный сегмент РИОС является интегрированной многокомпонентной платформой, структурно объединяющей высокотехнологичный инструментарий, позволяющий в рамках качественного учебно-методического обеспечения эффективно решать актуальные задачи организации и осуществлении дидактического процесса. В таком понимании для решения задач осуществляемого исследования выводимое определение дидактического потенциала компонентов образовательного сегмента РИОС методологически целесообразно через выявление их признаков и дидактических свойств. В качестве характерных признаков компонентов среды обозначим следующие:
- инструментальность(способность обеспечивать средствами инструментария компонентов образова-
тельного сегмента среды формирование общеучебных и специальных способов учебной деятельности, умений и навыков функциональной грамотности при работе с информацией);
- автоматизированность (способность использовать потенциал среды с помощью ее инструментальных средств через алгоритмизацию деятельности -последовательное поэтапное выполнение логически взаимосвязанных операций в ходе образовательной и учебной деятельности);
- интегративность (способность интегрироваться в образовательный процесс в сочетании с традиционными средствами обучения);
- интероперабельность (способность к взаимодействию с иными средствами обучения в рамках системы дидактических средств - компонентов образовательного сегмента среды);
- информационность (способность к представлению, хранению и трансляции значительных объемов формализованной учебной и иной информации в больших базах данных);
- адаптивность (способность обеспечивать благоприятные условия учебной деятельности с учетом возрастных особенностей обучаемых и динамики изменения условий самой среды и информационно-коммуникационного пространства);
- многотерминальность(способность обеспечивать одновременную учебную деятельность значительного количества пользователей, объединенных в едином информационно-коммуникационном пространстве) [20, с. 156].
С учетом задач осуществляемого нами исследования, определение характерных признаков компонентов РИОС в логике научного поиска позволяет определить их признаки, реализуемые функционально (в контексте осмысления сущности дидактического потенциала компонентов среды). К таким функциональным признакам целесообразно отнести:
- способность потенциально обеспечивать преемственность в условиях системы непрерывного образования;
- сохранение сущности субъект-субъектного взаимодействия, при котором в условиях эффективно осуществляемого дидактического процесса центральным элементом остается личность обучаемого (даже при возрастании роли качества технико-технологического обеспечения);
- встраиваемость компонентов образовательного сегмента РИОС в модели личностно-ориентированного обучения с формированием и развитием у обучаемых исследовательских и проектных умений;
- управляемость процессом обучения (возможность управления как процессом предъявления знаний, так и усвоения знаний);
- обеспечение системного подхода к процессу обучения (применение механизмов и инструментария ИКТ в сочетании с традиционными средствами обучения на всех этапах организации учебно-познавательной деятельности обучаемых при ее алгоритмизации);
- способность достижения целей обучения с учетом научно обоснованных организационно-педагогических условий;
- индивидуализация обучения (организация учебного процесса, при которой каждый субъект многоаспектной учебной деятельности свободно выбирает и осуществляет необходимый вид деятельности в приемлемом для него темпе);
- диагностирование результатов процесса обучения (возможность автоматизированного учета учебных достижений и их динамики с помощью контрольно-измерительного инструментария) [20, с. 157-158].
Под дидактическим потенциалом образовательного сегмента РИОС мы понимаем совокупность возможностей высокотехнологичных компонентов информационно-образовательной среды, позволяющих при реализации необходимых организационно-педагогических условий и учебно-методического обеспечения эффективно решать задачи организации и осуществления обучения. Учет выделенных нами признаков и свойств, а также дидактического потенциала компонентов образовательного сегмента РИОС позволяет определять их дидактическую роль в эффективном обеспечении управления алгоритмизируемой деятельностью обучаемых при оптимальном сочетании различных ее видов в достижении целей и решении практических задач обучения [20, с. 158].
Дидактический подход как одно из оснований системного применения компонентов образовательного сегмента РИОС в Республике Беларусь в условиях организации обучения позволяет представлять многокомпонентный состав содержания средств обучения (теоретический, фактологический, методологический и оценочный компоненты учебного знания). Сохраняется управляющая функция педагога в его статусе субъекта образовательной деятельности, определяющего направленность и саму траекторию процесса достижения поставленных целей, а также вариативность применения отбираемых методов обучения, интегрированных в комплекс традиционных и инновационных дидактических средств (в том числе и в рамках учебно-методического обеспечения выполнения обучаемыми заданий управляемой самостоятель-
ной деятельности). Важным основанием обеспечения эффективности в применении инструментария образовательного сегмента РИОС является учет психолого-педагогических условий реализации определяемого нами дидактического подхода. В системе таких условий, например, представляется целесообразным формирование у учащихся и студентов прочной мотивации к осознанной образовательной деятельности, а также развитие прочных навыков рефлексии результирующих показателей учебных достижений с использованием возможностей корректировать достигаемые результаты в условиях системного применения инструментария РИОС. Решение данной задачи в ее системности также представляется перспективным направлением научной рефлексии.
Заключение
Определение организационно-педагогических основ разработки и системного применения цифровых компонентов образовательного сегмента Республиканской информационно-образовательной среды в организации и осуществлении дидактического процесса является научной проблемой, которая в своей значимости имеет практико-ориентированный характер. Ее решение должно опираться на понимание междис-циплинарности исследования. Важен учет не только алгоритмизации создания электронных образовательных ресурсов, являющихся элементами инструментария учебно-методического обеспечения процесса обучения, но и четкое представление о структуре и содержательном наполнении многокомпонентного состава инновационных средств дидактики (в зависимости от специфики учебного предмета, изучаемой дисциплины).
Для обоснованного в исследовании дидактического подхода характерна его широкая методическая направленность применения, что позволяет интегрироваться с теоретико-методологическим положениями системно-средового, личностно-ориентированного, компетент-ностного и иных подходов, применимых в системе организации образовательного процесса и существующей в практике обучения полиподходности.
Основными положениями в понимании эффективной реализации определяемого нами дидактического подхода являются:
- учет феноменологической сущности цифровиза-ции образования, а также тенденций ее процессуального развития в разрабатываемых и реализуемых моделях организации обучения, элементом которых является комплексное применение как инновационных высокотехнологичных средств обучения, так и наработок классической дидактики;
- системное применение дидактического потенциала компонентов образовательного сегмента РИОС в организации и осуществлении процесса обучения (в том числе и при формировании и развитии знаниево-деятельностных составляющих функциональной грамотности, а также закрепленных в социальном опыте компетенций);
- обеспечение преемственности при организации и осуществлении обучения с использованием всей полноты дидактического потенциала применяемого дидактического инструментария в условиях процессуальной цифровой трансформации в сфере образования;
- выполнение высокотехнологичными цифровыми образовательными ресурсами своей дидактической роли при императивном выполнении организационно-педагогических условий системного применения компонентов образовательного сегмента РИОС в организации и осуществлении образовательной деятельности.
Выделенные нами характеристики дидактического подхода важны с позиций понимания синтеза социетарной, культуросообразной компетентностно-ориентированной парадигм образования и специфики процессуального применения комплекса компонентов образовательного сегмента РИОС в обучении. Учет представленных в исследовании положений будет способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг и эффективности организации дидактического процесса при обеспечении преемственности на уровнях общего среднего и высшего образования в комплексе выполнения мероприятий государственных программ цифровизации образовательной сферы в Республике Беларусь. В своей практико-ориентированности в корреляции с интерпретацией систематизированных и обобщенных экспериментальных результатов научного поиска обоснование дидактического подхода в качестве одного из теоретико-методологических оснований разработки и системного применения высокотехнологичных инновационных средств обучения - цифровых компонентов образовательного сегмента РИОС - будет востребовано как исследователями, изучающими заявленную проблематику на постсоветском пространстве, так и практиками, осуществляющими организацию образовательного процесса.
Литература
1. О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 нояб. 2021 г., № 683 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь : [сайт]. URL: https://pravo.by/documen t/?guid=3871&p0=C22100683 (дата обращения: 17.03.2024).
2. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы [Электронный ресурс] : утв. Министром образования Респ. Беларусь 15.03.2019. URL: https://drive.google.com/ file/d/1 T0v7iQqQ9Zox02IIwR_0lhqZ3rjKVqY-/view (дата обращения: 17.03.2024).
3. О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февраля 2021 г., № 66 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь : [сайт]. URL: https://pravo.by/document/?guid= 3871&p0=C22100066 (дата обращения: 17.03.2024).
4. Разработка программно-методического обеспечения республиканской информационно-образовательной среды [Электронный ресурс] : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ; Ю. И. Воротницкий. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/236401 (дата обращения: 17.03.2024).
5. Анкуда С. Н. Образовательная среда: теория и реальность. Минск, 2014. 398 с.
6. Жук А. И. Цифровизация непрерывного педагогического образования: тенденции и перспективы // Адукацыя i выха-ванне. 2024. № 1. С. 3-8.
7. Качан Д. А., Лис П. А., Мирончик М. В. Развитие Республиканской информационно-образовательной среды // Цифровая трансформация. 2018. № 2 (3). С. 46-52.
8. Унсович А. Н., Толкач А. Г. Повышение эффективности управления в системе высшего образования и качества подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Вестник БарГУ Серия: «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». 2020. № 8. С. 46-55.
9. Шевлякова-Борзенко И. Л. Конвергентные процессы в образовании: истоки, факторы, динамика // Университетский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 3-10.
10. Богуш В. А., Шнейдеров Е. Н. Цифровизация образования: проблемы, вызовы и перспективы // Адукацыя i выхаванне. 2021. № 1. С. 14-21.
11. Король А. Д., Воротницкий Ю. И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 48-61. D0I: 10.31992/0869-36172022-31-6-48-61.
12. Новицкий Е. Н. Цифровизация в Республике Беларусь в контексте распространения C0VID-19 // Социальное знание в современном обществе: проблемы, закономерности, перспективы : материалы II Международной научной конференции. 2021. С. 355-357.
13. Титаренко Л. Г. Влияние цифровизации на учебно-воспитательный процесс: перспективы и риски // Вышэйшая школа. 2022. № 1. С. 5-7.
14. Урганова Д. Б. Цифровая трансформация в сфере образования: опыт Республики Беларусь // Управление цифровой трансформации бизнеса. Минск, 2022. С. 255-275.
15. Жук О. Л. Актуальные направления развития образования и научно-педагогических исследований в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2020. № 3. С. 5-14.
16. Зубрилина И. В. Цифровизация образования в контексте приоритетов Дорожной карты по реализации ЦУР в Республике Беларусь // Адукацыя i выхаванне. 2023. № 8. С. 11-19.
17. Си Чжэнсинь. Понятие «дидактический подход» в современной педагогической науке: содержательные и структурно-функциональные характеристики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 1. С. 15-19.
18. Лозицкий В. Л. Обеспечение преемственности систем общего среднего и высшего образования в Республике
Беларусь в условиях цифровой трансформации // Устойчивое развитие в условиях глобальных вызовов : материалы V Международной научно-практической конференции. 2023. С. 63-68.
19. Лозицкий В. Л. Цифровая трансформация сферы образования в Республике Беларусь в аспекте обеспечения преемственности уровней общего среднего и высшего образования // Вышэйшая школа. 2023. № 4 (156). С. 24-28.
20. Лозицкий В. Л. Дидактическая роль компонентов образовательного сегмента Республиканской информационно-образовательной среды [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. С. 154-158. DOI: 10.17513/snt.39747; URL: https://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=39747 (дата обращения: 17.03.2024).
21. Лозицкий В. Л. Дидактический подход как научно-методическая основа при создании и применении электронных средств обучения в области социально-гуманитарных дисциплин (на примере истории) // Вестник Полесского государственного университете. Серия общественных и гуманитарных наук. 2009. № 2. С. 45-49.
22. Лозицкий В. Л. Дидактический потенциал электронных средств обучения при подготовке студентов экономических специальностей вузов // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2012. № 1. С. 72-77.
References
1. O Koncepcii razvitija sistemy obrazovanija Respubliki Belarus' do 2030 goda. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus', 30 nojab. 2021 g., no. 683 [On the Concept of the development of the education system of the Republic of Belarus until 2030. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, November 30, 2021, no. 683]. URL: https://pravo.by/document/? guid=3871&p0=C22100683 (accessed 17.03.2024). (In Russian).
2. Koncepcija cifrovoj transformacii processov v sisteme obrazo-vanija Respubliki Belarus' na 2019-2025 gody. Utv. Ministrom obrazovanija Resp. Belarus' 15.03.2019 [Concept of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus for 2019-2025. Approved Minister of Education of the Republic Belarus 15.03.2019]. URL: https://drive.google.com/ file/d/1T0v7iQqQ9Zox02IIwR_0lhqZ3rjKVqY-/view (accessed 17.03.2024). (In Russian).
3. 0 Gosudarstvennoj programme "Cifrovoe razvitie Belarusi" na 2021-2025 gody. Postanovlenie Soveta Ministrov Resp. Belarus', 2 fevralja 2021 g., no. 66 [On the State Program "Digital Development of Belarus" for 2021-2025. Resolution of the Council of Ministers of the Republic. Belarus, February 2, 2021, no. 66]. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=C22100066 (accessed 17.03.2024) (In Russian).
4. Razrabotka programmno-metodicheskogo obespechenija respublikanskoj informacionno-obrazovatel'noj sredy. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote (zakljuchitel'nyj) [Development of software and methodological support for the republican information and educational environment. Report on research work (final)]. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/236401 (accessed 17.03.2024). (In Russian).
5. Ankuda S. N. Obrazovatel'naja sreda: teorija i real'nost' [Educational environment: theory and reality]. Minsk, 2014, 398 p. (In Russian).
6. Zhuk A. I. Cifrovizacija nepreryvnogo pedagogicheskogo obra-zovanija: tendencii i perspektivy. Adukacyja i vyhavanne, 2024, no. 1, pp. 3-8. (In Russian).
7. Kachan D. A., Lis P. A., Mironchik M. V. Razvitie Respublikanskoj informacionno-obrazovatel'noj sredy [Development of the republican information and educational environment]. Cifrovaja trans-formacija, 2018, no. 2 (3), pp. 46-52 (In Russian).
8. Unsovich A. N., Tolkach A. G. Povyshenie jeffektivnosti uprav-lenija v sisteme vysshego obrazovanija i kachestva podgotovki specialistov v uslovijah cifrovoj transformacii obrazovatel'nogo processa [Management efficiency improvement and the quality of specialists training within the higher education system in the context of the digital transformation of the educational process]. Vestnik BarG U. Serija: Pedagogicheskie nauki. Psiholog-icheskie nauki. Filologicheskie nauki, 2020, no. 8, pp. 46-55. (In Russian).
9. Shevljakova-Borzenko I. L. Konvergentnye processy v obrazova-nii: istoki, faktory, dinamika [Convergent processes in education: origins, factors, dynamics]. Universitetskij pedagogicheskij zhur-nal, 2022, no. 2, pp. 3-10. (In Russian).
10. Bogush V. A., Shnejderov E. N. Cifrovizacija obrazovanija: prob-lemy, vyzovy i perspektivy [Digitalization of education: problems, challenges and prospects]. Adukacyja i vyhavanne, 2021, no. 1, pp. 14-21. (In Russian).
11. Korol' A. D., Vorotnickij Ju. I. Cifrovaja transformacija obrazovanija i vyzovy XXI veka [Digital Transformation of Education and Challenges of the 21st Century]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2022, vol. 31, no. 6, pp. 48-61. (In Russian).
12. NovickijE. N. Cifrovizacija v Respublike Belarus' v kontekste rasprostranenija COVID-19 [Digitalization in the Republic of Belarus in the context of the spread of COVID-19]. Social'noe znanie v sovremennom obshhestve: problemy, zakonomernosti, perspektivy. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2021, pp. 355-357. (In Russian).
13. Titarenko L. G. Vlijanie cifrovizacii na uchebno-vospitatel'nyj process: perspektivy i riski [The impact of digitalization on the educational process: prospects and risks]. Vyshjejshaja shkola, 2022, no. 1, pp. 5-7. (In Russian).
14. Urganova D. B. Cifrovaja transformacija v sfere obrazovanija: opyt Respubliki Belarus' [Digital transformation in education: the experience of the Republic of Belarus]. Upravlenie cifrovoj trans-formacii biznesa, 2022, pp. 255-275. (In Russian).
15. Zhuk O. L. Aktual'nye napravlenija razvitija obrazovanija i nauchno-pedagogicheskih issledovanij v uslovijah cifrovoj trans-formacii [Strategies for Education Development and Pedagogical Research in Terms of Digital Transformation]. Pedagogika, 2020, no. 3, pp. 5-14. (In Russian).
16. Zubrilina I. V. Cifrovizacija obrazovanija v kontekste prioritetov Dorozhnoj karty po realizacii CUR v Respublike Belarus' [Digitali-zation of education in the context of the priorities of the Road-map for the implementation of the SDGs in the Republic of Belarus]. Adukacyja i vyhavanne, 2023, no. 8, pp. 11-19. (In Russian).
17. Si Chzhjensin'. Ponjatie "didakticheskij podhod" v sovremen-noj pedagogicheskoj nauke: soderzhatel'nye i strukturno-funkcional'nye harakteristiki [The concept "didactic approach" in the modern pedagogical science: the content-related and structural and functional characteristics]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2023, no. 1, pp. 15-19. (In Russian).
18. Lozickij V. L. Obespechenie preemstvennosti sistem obshhego srednego i vysshego obrazovanija v Respublike Belarus' v uslovi-jah cifrovoj transformacii [Ensuring continuity of general secondary and higher education systems in the Republic of Belarus in the context of digital transformation]. Ustojchivoe razvitie v uslovi-jah global'nyh vyzovov. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2023, pp. 63-68. (In Russian).
19. Lozickij V. L. Cifrovaja transformacija sfery obrazovanija v Respublike Belarus' v aspekte obespechenija preemstvennosti urovnej obshhego srednego i vysshego obrazovanija [Digital transformation of the education sector in the Republic of Belarus in terms of ensuring continuity of levels of general secondary and higher education]. Vyshjejshaja shkola, 2023, no. 4 (156), pp. 24-28. (In Russian).
20. Lozickij V. L. Didakticheskaja rol' komponentov obrazovatel'nogo segmenta Respublikanskoj informacionno-obrazovatel'noj sredy [The didactic role of the components of the educational segment of the Republican information and educational environment]. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2023, no. 8, pp. 154-158. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39747 (accessed 17.03.2024). (In Russian).
21. Lozickij V. L. Didakticheskij podhod kak nauchno-metodicheskaja osnova pri sozdanii i primenenii jelektronnyh sredstv obuchenija v oblasti social'no-gumanitarnyh disciplin (na primere istorii) [The didactic approach as a scientific and methodical basis for
creating and applying electronic tutorials in the field of social sciences and humanities (on the example of history)]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universitete. Serija obshhestven-nyh i gumanitarnyh nauk, 2009, no. 2, pp. 45-49. (In Russian).
22. Lozickij V. L. Didakticheskij potencial jelektronnyh sredstv obuchenija pri podgotovke studentov jekonomicheskih special'nostej vuzov [Didactic potential of electronic tutorials by preparation of students of economic specialties of high schools]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk, 2012, no. 1, pp. 72-77. (In Russian).
УДК/UDC 316.344.32+378.4 DOI 10.54509/22203036_2024_3_22 EDN VGMBDE
Сорокин Сергей Эдуардович
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск
Sorokin Sergey E.
Doctor of Philosophy Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Regional Studies, International Relations and Political Science, M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk
ВОСПИТАНИЕ КАК МИССИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА EDUCATION AS THE MISSION OF A MODERN RUSSIAN UNIVERSITY
Аннотация. Исследование посвящено вопросу роли воспитательной работы в деятельности современного российского университета. Автор рассматривает этот вопрос через призму концепции «третьей миссии» университетов. Рассмотрев основные научные подходы к определению воспитания и «третьей миссии» университетов с помощью методов социально-философского анализа, автор выявляет взаимосвязи между этими феноменами. В работе дается оценка нормативных и методических документов по реализации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования, представляется практический опыт ведущих вузов России, выявляются основные тенденции в развитии воспитательной работы в российских университетах. Также рассматриваются социальные эффекты воспитательной работы в университетах для региональной экономики и общественной сферы.
Abstract. The study is devoted to the role of educational work in the activities of a modern Russian university. The author examines this issue through the prism of the concept of the "third mission" of universities. Having considered the main scientific approaches to the definition of edu-
cation and the "third mission" of universities using methods of socio-philosophical analysis, the author identifies the interrelationships between these phenomena. The paper evaluates the normative and methodological documents on the implementation of educational work in educational institutions of higher education, presents the practical experience of leading universities in Russia, identifies the main trends in the development of educational work in Russian universities. The social effects of educational work at universities for the regional economy and the public sphere are also considered.
Ключевые слова: университет, воспитание, «третья миссия», общество, регион.
Keywords: university, education, "third mission", society, region.
Введение
В настоящее время российские университеты находятся в поиске фундаментальных принципов своей деятельности, смысловых основ существования, определяя свою миссию и место в обществе.