УДК 378:37.012.2
В. Л. Лозицкий
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и бизнеса, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, Республика Беларусь
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СИСТЕМ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения принципа преемственности в условиях информационно-образовательной среды на системных уровнях общего среднего и высшего образования в процессе цифровой трансформации образовательной сферы в Республике Беларусь. Автором определены детерминирующие факторы динамичного развития технологизации образования и её специфика. Акцентируется внимание на проблематике вызревания рисков и угроз глобального характера, связанных с цифровизацией образования.
Ключевые слова: цифровизация образования; информационно-коммуникационное пространство; информационно-образовательная среда; преемственность; технологизация образования.
Введение
Происходящие в период становления общества эпохи цифровизации качественные изменения не могут не затрагивать системные элементы сферы образования, во многом определяющей направленность развития самого социума. В условиях модернизационных изменений, осуществляемых в образовательной сфере при реализации положений Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы [1], понятно внимание авторов к проблематике вопросов обеспечения качества образования и выстраивания эффективных моделей обучения на основе применения инновационных образовательных технологий при обеспечении преемственности уровней общего среднего и высшего образования [2-18]. Теоретико-методологические исследования А. М. Алексанкова [2], И. П. Гладилиной и И. Г. Ермаковой [6], И. Л. Шевляковой-Борзенко [17; 18] и осуществлённый данными авторами сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение международного опыта позволяют определить основные тенденции развития сферы образования в условиях цифровизации и соотнести результаты со спецификой процессуального развития в Республике Беларусь и на постсоветском пространстве. Важные качественные изменения в ходе реализации положений Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 гг. [1] рассматриваются в публикациях В. А. Богуша и Е. Н. Шнейдерова [3], И. Н. Емельянович [7], К. В. Бузова, Н. В. Ермалинской и Т. Г. Фильчук [8]. Данными авторами обобщён опыт практической деятельности учреждений высшего образования в интеграции инновационных технологий в образовательный процесс. Проблемное поле вопросов, связанных с детерминирующим влиянием цифровизации на учебно--воспитательный процесс в понимании проблематики преемственности общего среднего и высшего образования исследуется в работах М. М. Ковалёва [10], П. Д. Рабиновича [13], Л. Г. Титаренко [14], А. Ю. Уварова [15], М. А. Чошанова [16]. Теоретические обобщения данных авторов коррелируются с выводами в публикациях Е. А. Бутиной [4], А. В. Ворохобова [5], О. Л. Жук [9], А. М. Кондакова [11], М. И. Корзиной [12]. Исследователями разработаны теоретико-методологических подходы в понимании комплексной и междисциплинарной проблематики цифровизации образовательной сферы, в том числе и с учётом становления и развития системы непрерывного образования на постсоветском пространстве. Правомерно обоснована целесообразность реализации принципа преемственности в дидактическом процессе. Исследователями выделяются факторы, определяющие институциональные изменения в развитии учреждений образования (модели исследовательского и предпринимательского университета 3.0, социально-предпринимательского цифрового университета 4.0). В публикации О. Л. Жук [9, с. 108] актуализируется проблема подготовки специалистов -обладателей сформированных компетенций, позволяющих успешно конкурировать на современном рынке труда, эффективно решать возникающие профессиональные задачи и реализовывать целевые
© Лозицкий В. Л., 2023
установки в процессе социализации под парадигмальным лозунгом «Образование через всю жизнь». Его формулировка в своей многоаспектной целе-задачности и проблематизации ориентирует на реализацию педагогического принципа преемственности. Его осуществление целесообразно рассматривать в системном понимании с учётом разнообразия детерминантов, определяющих особенности процесса обеспечения преемственности в условиях развития информационно-образовательной среды систем общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь, а также становления единой Республиканской информационно-образовательной среды (РИОС).
Стремительность технологизации образовательной сферы и решительные изменения информационно-коммуникационного пространства актуализируют тему заявленного нами исследования. Его основной целью является определение специфики цифровизации образования через понимание её феноменологических характеристик и факторов, детерминирующих технологизацию образования с учетом обеспечения преемственности на системных уровнях общего среднего и высшего образования. Для достижения заявленной цели в качестве актуальных целесообразно решение следующих задач: конкретизация определения термина «цифровизация образования» в аспекте понимания феноменологических характеристик иучаемого явления; выявление факторов, детерминирующих динамичную технологизацию образовательной сферы в условиях её цифровой трансформации; определение проблемных аспектов обеспечения преемственности в условиях качественных изменений информационно-коммуникационного пространства и информационно-образовательной среды (ИОС) на системных уровнях общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь с учётом вызревающих рисков и угроз глобального характера.
Методы и методология исследования
В качестве основного метода исследования использован контент-анализ существующих научных публикаций по избранной нами тематике как в Республике Беларусь, так и на постсоветском пространстве на этапе начала развертывания и дальнейшего развития процессов цифровизации в образовании - в первой четверти XXI столетия. На основании современных методологических подходов (системно-деятельностного, средового, компетентностного, личностно-ориентированного и др.) определяется сложная и многоаспектная феноменологическая сущность цифровизации образования, отражаемая в ее качественных характеристиках и проявляемая процессуально в бытийной реальности как личности, так и социума в целом, а также и в достигаемых результатах. Контент-анализ позволяет обеспечить необходимый уровень теоретико-методологического обоснования исследования и решения актуализированных нами задач в качестве результата научного поиска.
Результаты исследования и их обсуждение
Плюрализм существующих в исследованиях по проблематике цифровизации образования определений позволяет рассматривать её как этап информационной революции в образовательной сфере, который в рамках линейного понимания процесса социально-исторического и технологического развития следует за этапом информатизации. Этап комплектования учреждений образования компьютерной техникой, создания и развития технической инфраструктуры, систем скоростного транслирования и сохранения информации, насыщения рынка образовательных услуг программными продуктами учебного предназначения сменился качественно новым этапом стадиального развития образовательной сферы. Его сущностным содержанием, а также и результатом динамичных изменений являются повышение эффективности функционирования системы образования; улучшение качества жизни и ускорение темпов развития личности и общества в условиях становления экономики знаний; эволюция информационно-коммуникационного пространства, сопровождаемая интеграцией в образование инновационных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), основанных на применении высокотехнологичных технических решений (например, разработки в области робототехники, средства искусственного и гибридного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности). В соответствии с системно-деятельностным и компетентностным подходами цифровизацию образования целесообразно определять и как общемировой тренд развития образовательной сферы, для которого характерены организация и осуществление образовательной деятельности, ориентирующие дидактический процесс на формирование и закрепление в личностно-социальном опыте профессиональных компетенций и базовых основ информационной культуры субъектов педагогического взаимодействия в условиях широкого применения ИКТ и переноса части учебно-познавательной деятельности в область виртуального пространства ИОС.
Общим для научных подходов в понимании феномена цифровизации образования является определение его процессной сущности и направленности как на личность, так и на социум. В такой
интерпретации цифровизации образовательной сферы как сложного объекта исследования, имеющего свои феноменологические черты, проявляется ее сущностное триединство. Она выступает в качестве процесса, условия и достигаемой результативности решительных изменений в образовании, связанных с использованием современных ИКТ, имеющих целью повышение эффективности образовательного процесса, качества образовательных услуг и личностного развития субъектов в рамках обеспечения преемственности на всех системных уровнях.
Осуществляемые в рамках цифровизации модернизационные изменения в образовательной сфере взаимосвязаны с процессом разработки и внедрения на практике эффективных моделей обучения, ориентированных на интеграцию в образовательный процесс инновационных технологий и, следовательно, его технологизацию. Под технологизацией образования нами понимается качественное развитие образовательной системы в условиях существенного возрастания роли технологий для эффективного обеспечения организации и осуществления образовательной деятельности, решения педагогических задач. Динамика такого развития, являясь качественным проявлением цифровизации образовательной сферы, связана со следующими факторами, детерминирующими темпы и своеобразие процессов (в том числе и при обеспечении преемственности):
- статус образования в качестве одного из оснований экономики знаний;
- существенные социокультурные изменения, связанные с интеграцией инновационных технологий в повседневную жизнь человека и общества;
- формирование социального заказа в условиях предъявления рынком труда качественно новых требований к компетенциям будущего специалиста - участника высокотехнологичного производства эпохи четвертой промышленной революции;
- развитие практико-ориентированных теоретико-методологических подходов в обосновании инновационных образовательных моделей, обеспечивающих взаимодействие науки, образования, производства и бизнеса в условиях формирования экономики знаний;
- совершенствование нормативно-правовой базы для реализации мероприятий, являющихся содержанием цифровой трансформации образовательной сферы;
- развитие педагогической практики и опыта обеспечения преемственности уровней образования (в Республике Беларусь и на постсоветском пространстве).
Цифровая трансформация образования в динамичной интеграции высокотехнологичных решений и инновационных технологий их применения предлагает новые условия обеспечения целей и задач, стоящих перед образовательной сферой Республики Беларусь. В силу своих феноменологических характеристик, а также технико-технологического и дидактического потенциала применяемого инструментария цифровизация образования позволяет обеспечить возрастание качества предоставляемых пользователям образовательных услуг. Кейсы использования платформ искусственного интеллекта в образовании предоставляют возможность оптимизировать информационные ресурсы по отношению к запросам пользователя и с высокой скоростью выполнять те или иные задачи в рамках учебно-познавательной деятельности (например, по осуществлению поиска, классификации и прогнозированию при обработке больших массивов данных, а также в анализе и коррекции генерируемого текста на заданную тему и по заявленной проблеме). Эффективный дидактический арсенал в организации и осуществлении процесса обучения составляет инструментарий средств искусственного и гибридного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, облачных технологий и технологий прокторинга.
С учетом положений Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь [1], отметим, что обеспечение преемственности в условиях цифровой трансформации образования (на примере общего среднего и высшего образования) предполагает глубокую системную разработку согласуемых составляющих:
- содержания образования (при учете многокомпонентного состава учебных знаний, содержательных линий образовательного стандарта, осваиваемых и развиваемых компетенций, в том числе и информационных);
- применяемых методов (с учетом разрабатываемых методических принципов и комплекса методов, ориентированных на активные формы организации и осуществления образовательной деятельности с применением технико-технологического и дидактического потенциала информационной системно-средовой организации)
- средств обучения (как традиционных, так и отмеченных выше высокотехнологичных в рамках применения средств образовательного сегмента РИОС).
Конкретизация данных позиций требует своей системной и глубокой теоретико-методологической проработанности с позиций современной педагогической науки и практики (при интеграции наработок педагогической классики и инновационных разработок).
В комплексе задач обеспечения преемственности важную позицию занимает формирование функциональной грамотности как одного из компонентов информационной культуры субъектов образовательной деятельности. Достигаемая функциональная грамотность и сформированная на продуктивных уровнях информационная культура являются одними из базовых оснований для успешной адаптации учащихся и студентов к изменяющемуся в условиях технологизации информационно-коммуникационному пространству. Понятие «функционально грамотная личность» в своей смысловой коннотации выступает в дуализме трактовки как характеристики личности, так и результата ее образовательной деятельности. В данной взаимосвязи целесообразно отметить, что осуществляемая в рамках цифровизации образования технологизация несет в себе новые техногенные риски и угрозы (например, появление сгенерированных информационных продуктов с ложной информацией и, следовательно, необходимости осуществления контроля ее истинности со стороны преподавателя; проблема девиантного учебного поведения учащихся и студентов с применением высокотехнологичных технических решений). Вызревающие в современном образовании тенденции развития в силу своей новизны и актуальности обозначают проблемные вопросы о степени адаптации как системы, так и самих субъектов педагогического взаимодействия к эффективному функционированию в условиях изменяющегося информационно-коммуникационного пространства и формируемой в Республике Беларусь РИОС (в том числе и образовательного сегмента единой информационно -образовательной среды). Противоречие выражается в асинхронности динамики процессов развития среды и формирования актуальных для эффективной деятельности в данной среде компетенций субъектов педагогического взаимодействия. Решение проблемы в рамках процессов цифровой трансформации представляется в учете разрабатываемых условий эффективного обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования.
Качественное обеспечение преемственности ориентирует на сформированность у абитуриента и дальнейшее развитие у студента учреждения высшего образования таких личностных приращений, которые, будучи закрепленными в его социально-профессиональном опыте, становились бы базовыми для компетенций, основанных не только на знаниевой составляющей, но и на эффективных деятельностных качествах активного взаимодействия, предприимчивости и креативного стиля мышления. Современный университет должен быть избавлен от решения задачи по ликвидации пробелов в знаниево-деятельностной сфере студентов-первокурсников, которые не в полной мере адаптированы к новой для них модели обучения, в рамках которой значительная доля образовательной деятельности приходится не только на деятельность в коллективе или творческой группе, но и деятельность поисковую, исследовательскую проектную. Преемственность не может быть обеспечена во многом в силу отсутствия согласованности в содержании, методах и средствах обучения на уровне общего среднего и высшего образования, а также низкоуровневой функциональной грамотности учащихся. Под функциональной грамотностью в образовании нами понимается интегративная готовность личности к эффективной расноаспектной компетентной образовательной деятельности, способность решения профессиональных задач в различных сферах. Она является одним из оснований формирования и развития информационной культуры личности и важнейших компетенций, в том числе и связанных с эффективным оперированием информацией, ее источниками и высокотехнологичным инструментарием в развивающемся качественно информационно-коммуникационном пространстве. В такой взаимосвязи в практической плоскости в условиях цифровизации представляется важным использование предоставляемого тенико-технологического и дидактического потенциала ИОС.
Заключение
Резюмируя результаты осуществленного анализа, отметим, что в рамках научной рефлексии цифровизация образования - это сложный в своей трактовке и междисциплинарности интерпретаций объект исследования, имеющий свои феноменологические черты. В своем сущностном триединстве она выступает в качестве процесса, условия и достигаемой результативности революционных изменений в образовании, связанных с использованием современных ИКТ, имеющих целью повышение эффективности образовательного процесса, качества образовательных услуг и личностного развития субъектов в рамках обеспечения преемственности на всех системных уровнях. Таким образом, это явление, имеющее в своем содержании процессуальные, детерминирующие
и качественные характеристики сложного техно- и социокультурного феномена. Определение и учёт данных характеристик позволяют осуществлять междисциплинарный анализ динамичных перемен, отображающих качественные изменения в сфере образования в условиях становления и развития экономики знаний. Данный аспект важен и в силу разработки образовательного сегмента РИОС в Республике Беларусь (полноценное функционирование в соответствии с концептуальными положениями государственных программ в сфере цифровой трансформации образования должно быть развёрнуто к 2025 году).
Определяемая нами специфика цифровизации образования заключается в следующих характеристиках:
- является тенденцией развития современного образования в условиях динамичных социокультурных изменений;
- в своей феноменологичности сущностно объединяет смыслы (является как процессом, так и результатом, а также условием и перспективой качественных приращений как информационной системно-средовой организации, так и у осуществляющих в ней деятельность субъектов);
- имеет многофакторную процессуальную детерминированность;
- вовлекает личность и социум в процессы, связанные с цифорвизацией;
- стимулирует решение проблемы «цифрового разрыва» в обеспечении доступа населения к информационно-коммуникационным технологиям;
- объективно способствует институциональной трансформации учреждений образования (учебные классы и учреждения 8ТБМ-образования, университеты моделей 3.0 и 4.0);
- отражает возрастающую угрозу воможного функционально-деятельностного разрыва между условиями изменившегося информационно-коммуникационного пространства и адаптированностью субъекта образовательной деятельности к происходящим изменениям.
Чёткое понимание феномена цифровизации образования является одним из теоретико-методологических оснований в решении комплекса вопросов, связанных с определением и оценкой перспектив процессуального развития образовательной сферы как для личности, так и для социума в целом в условиях возрастания рисков и угроз глобального характера, все в большей степени обозначающиеся в завершении первой четверти XXI столетия. Революционные в своей значимости изменения информационно-коммуникационного пространства в своем дуализме, с одной стороны, являются результатом интеграции инновационных технологий в бытие личности и общества, с другой стороны, - они детермининируют изменения статуса личности в цифровой среде от инициатора, актора и субъекта перемен к условной объектности в рамках угрожающе динамичного развития искусственного интеллекта. Основанием складывающихся противоречий и проблем, связанных с использованием технико-технологического и дидактического потенциала средств цифровизации является непродуманность принимаемых решений, предлагаемых без глубокого научного анализа и учёта феноменологических характеристик изучаемого явления. Находящиеся в точке бифуркации развития социум и образование остро нуждаются во взвешенном и глубоком научном анализе обозначенных нами противоречий и проблем, что представляется чрезвычайно перспективным в аспекте продолжения исследований, посвященных изучению процессов цифровизации в образовательной сфере.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы [Электронный ресурс] : утв. М-вом образования Респ. Беларусь 15.03.2019. - Режим доступа: https://drive.google.com/íile/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view. - Дата доступа: 18.06.2023.
2. Алексанков, А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт / А. М. Алексанков // Стратегические приоритеты. - 2017. - № 1. - С. 53-70.
3. Богуш, В. А. Цифровизация образования: проблемы, вызовы и перспективы / В. А. Богуш, Е. Н. Шнейдеров // Адукацыя i выхаванне. - 2021. - № 1. - С. 14-21.
4. Бутина, Е. А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы / Е. А. Бутина // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - № 10 (2). - С. 3695-3701.
5. Ворохобов, А. В. Цифровизация образования: актуальные тренды и философско-методологические проблемы / А. В. Ворохобов // Юридическая: наука и практика. Вестн. Нижегор. акад. МВД России. - 2020. - № 1 (49). - С. 220-222.
6. Гладилина, И. П. Цифровая трансформация образования: зарубежный и отечественный опыт / И. П. Гладилина, И. Г. Ермакова // Современное пед. образование. - 2021. - № 3. - С. 8-12.
7. Емельянович, И. Н. EdTech: императив будущего / И. Н. Емельянович // Наука и инновации. -2022. - № 5 (231). - С. 32-34.
8. Цифровая трансформация системы высшего образования Республики Беларусь: социально-психологический аспект / Н. В. Ермалинская [и др.] // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы : материалы XI Междунар. науч. конф., Гомель, 23-24 мая 2019 г. / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; под общ. ред. В. В. Кириенко. - Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2019. - С. 105-108.
9. Жук, О. Л. Предпринимательская трансформация университетов в условиях четвертой промышленной революции / О. Л. Жук // Журн. Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. -2019. - № 1. - С. 108-116.
10. Ковалев, М. М. Образование для цифровой экономики / М. М. Ковалев // Цифровая трансформация. - 2018. - № 1 (2). - С. 37-42.
11. Кондаков, А. М. Образование в эпоху четвертой промышленной революции / А. М. Кондаков // Вести образования. - 2017. - № 9. - С. 22-31.
12. Корзина, М. И. Роль образования в эпоху четвертой промышленной революции (социально-философский анализ) / М. И. Корзина // Манускрипт. - 2020. - № 13 (10). - С. 186-192.
13. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П. Д. Рабинович [и др.] // Информатика и образование. - 2020. - № 5 (314). - С. 4-14.
14. Титаренко, Л. Г. Влияние цифровизации на учебно-воспитательный процесс: перспективы и риски / Л. Г. Титаренко // Выш. шк. - 2022. - № 1. - С. 5-7.
15. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. - 342 с.
16. Чошанов, М. А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий / М. А. Чошанов // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16, № 3. -С. 684-696.
17. Шевлякова-Борзенко, И. Л. Конвергентные процессы в образовании: истоки, факторы, динамика / И. Л. Шевлякова-Борзенко // Универ. пед. журн. - 2022. - № 2. - С. 3-10.
18. Шевлякова-Борзенко, И. Л. От «ламповой» школы к «цифровой»: опыт совершенствования образовательной среды в разных странах мира / И. Л. Шевлякова-Борзенко // Весн. адукацьп. -2022. - № 3. - С. 7-18; № 4. - С. 9-14.
Поступила в редакцию 21.06.2023 E-mail: bakalaur@yandex.ru
V. L. Lozitsky
DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SPHERE AND ENSURING CONTINUITY OF GENERAL SECONDARY AND HIGHER EDUCATION SYSTEMS IN THE REPUBLIC OF BELARUS UNDER CONDITIONS OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The article discusses problematic issues of ensuring the principle of continuity in the information and educational environment at the systemic levels of general secondary and higher education in the process of digital transformation of the educational sphere in the Republic of Belarus. The author determined the determining factors of the dynamic development of the technologization of education and its specifics. Attention is focused on the problem of emerging risks and threats of a global nature associated with the digitalization of education.
Keywords: digitalization of education, information and communication space; information and educational environment; continuity; technologization of education.