Научная статья на тему 'Дидактические возможности интерактивного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов'

Дидактические возможности интерактивного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЕМИНАРЫ / ONLINE TRAINING / ENHANCED COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS / INTERACTIVE WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев В. П.

В статье рассмотрены особенности интерактивного обучения и его роль в повышении познавательной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING POSSIBILITIES OF ONLINE LEARNING IN THE PROCESS OF ENHANCING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

The article discusses the features of interactive learning and its role in enhancing cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности интерактивного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов»

8. Mokrecova, L.A. Rolj mezhdunarodnihkh telekommunikacionnihkh proektov v formirovanii kuljturno-produktivnoyj lichnosti studenta v menyayutheyjsya sociokuljturnoyj situacii I L.A. Mokrecova, N.A. Shvec II Gumanitarnihe nauki i obrazovanie. - 2011. - № 4 (8).

Статья поступила в редакцию 02.07.12

УДК 378 (G75.8)

Shibaev V.P. TEACHING POSSIBILITIES OF ONLINE LEARNING IN THE PROCESS OF ENHANCING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS. The article discusses the features of interactive learning and its role in enhancing cognitive activity of students.

Key words: online training, enhanced cognitive activity of students; interactive workshops.

В.П. Шибаев, доц. каф. математики Ставропольского гос. аграрного университета, г. Ставрополь, E-mai: stgau@stgau.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены особенности интерактивного обучения и его роль в повышении познавательной активности студентов.

Ключевые слова: интерактивное обучение, активизация познавательной деятельности студентов; интерактивные семинары.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Современная образовательная парадигма ориентирует образование на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения [1].

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний (рис.1).

При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе (рис. 2).

Одним из современных направлений активного обучения является интерактивное обучение. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимо-обучения и взаимообогащения. Интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, неформальном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт (рис. 3).

Возросшее внимание к интерактивным методам обучения объясняется следующими факторами:

• процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, носящей выраженный гуманистический характер и предполагающую активное усвоение знаний учащимися;

• необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучающихся. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося;

• новыми подходами к определению качества образования. предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, получение опы-

Преподав а те ль

Рис. 1. Пассивный метод

Рис. 2. Активный метод

Пр епод ав ат ель

Рис. 3. Интерактивный метод

Студент

и

Студент

п

Студент

та самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

Важным вопросом является практическая значимость от внедрения в педагогическую практику технологии интерактивного обучения.

Для обучающегося она состоит в следующем:

• опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

• развитие личностной рефлексии;

• освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

• развитие толерантности.

Таблица 1

Интерактивные формы организации семинаров в вузе

КОММУНИКАТИВНО- ДИАЛОГОВЫЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ ИМИТАЦИОННО-ИГРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

- круглый стол - форум - симпозиум - консилиум - диспут - дискуссия - пресс-конференция - «техника аквариума» - «судебное заседание» - интеллектуальная дуэль - турнир ораторов - открытая кафедра - сократов круг - интеллектуальный футбол - семинар-исследование - видеопрактикум - интервью-диалог с приглашением «гостевых профессоров», учёных-специалистов, практиков, работодателей - научно-творческая лаборатория - кейс-студия - организационно-коммуникативная игра - организационно-мыслительная игра - рефлексивная игра - блиц-игры - деловая, ролевая игра - имитационный тренинг -игры-инсценировки - имитационные игры - ситуационно-ролевые игры - интернет-конференция - интернет-консилиум - телемост - интернет-блиц-игра - вебинар - семинар-виртуальный музей - семинар «виртуальное путешествие»

Для учебной группы:

• развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

• формирование ценностно-ориентационного единства группы;

• поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

• принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

• развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Для системы «преподаватель — группа»:

• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

• многомерное освоение учебного материала;

• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучеб-ных ситуациях [2].

Интерактивное обучение нередко реализуется средствами информационных технологий, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Компьютерные обучающие программы с помощью

Библиографический список

интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют студентам управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т.п.

Интерактивное обучение, на наш взгляд, оптимальное всего можно организовать на семинарских занятиях. На основе анализа психолого - педагогической литературы [3] можно выделить следующие формы организации семинаров на интерактивной основе.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что при интерактивном обучении происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. При этом преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный студент как индивид, а группа взаимодействующих студентов, которые стимулируют и активизируют друг друга. В этой связи интерактивные методы обучения позволяют решить одновременно три учебного - организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

1. Шибаев, В.П. Подходы к реализации идеи новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33).

2. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе - Саратов, 2009.

3. Соколова, И.Ю. Методика преподавания педагогики / И.Ю. Соколова, Т.Н. Таранова, Д.А. Хохлова. - Ставрополь, 2006.

Bibliography

1. Shibaev, V.P. Podkhodih k realizacii ideyj novoyj obrazovateljnoyj paradigmih v usloviyakh innovacionnogo vuza // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 2 (33).

2. Stupina, S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vihssheyj shkole - Saratov, 2009.

3. Sokolova, I.Yu. Metodika prepodavaniya pedagogiki / I.Yu. Sokolova, T.N. Taranova, D.A. Khokhlova. - Stavropolj, 2006.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.