Научная статья на тему 'Дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности в условиях регионального технического вуза'

Дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности в условиях регионального технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратова Евгения Ивановна, Осина Светлана Валериевна

Рассмотрено понятие «дидактические условия». Представлены основные дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности и раскрыто их содержание. Показаны пути и опыт реализации дидактических условий на примере подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности в Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муратова Евгения Ивановна, Осина Светлана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept «didactic conditions» is considered. The basic didactic conditions of increase of efficiency of masters of engineering training for innovative activity are submitted and their contents is opened. Ways and experience of realization of didactic conditions are shown by the example of masters of engineering training for innovative activity at Tambov state technical university (TSTU).

Текст научной работы на тему «Дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности в условиях регионального технического вуза»

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

Дидактические условия

повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности в условиях регионального технического вуза

Е. И. Муратова,

к. п. н., доцент кафедры «Технологическое оборудование и пищевые технологии» Тамбовского государственного технического университета

Рассмотрено понятие «дидактические условия». Представлены основные дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности и раскрыто их содержание. Показаны пути и опыт реализации дидактических условий на примере подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности в Тамбовском государственном техническом университете (П ТУ).

Переход на рыночные отношения и формирование инновационной системы России требует от высшего образования подготовки специалистов инновационного типа. Важная роль в кадровом обеспечении инновационной экономики такими специалистами принадлежит магистратуре — образовательной ступени, ориентированной на формирование готовности выпускников к научно-исследовательской, научно-педагогической и инновационной деятельности. В связи с этим является актуальной разработка дидактических условий повышения эффективности подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности.

Под дидактическими условиями повышения эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности мы понимаем всю совокупность условий педагогического процесса в магистратуре технического вуза, прямо или косвенно влияющих на процесс формирования личности будущего магистра, становление и развитие его инновационной культуры. Дидактические условия, обеспечивающие повышение эффективности подготовки магистров к инновационной деятельности, представлены на рис. 1.

Одним из необходимых условий эффективного функционирования магистратуры является методическая поддержка процесса подготовки магистров к инновационной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. К методической поддержке мы относим учебно-методические комплексы по направлению подготовки и по дисциплинам подготовки. Для реализации первого условия разработан курс «Основы инновационной деятельности» для магистров тех-

С. В. Осина,

аспирант Тамбовского государственного технического университета

The concept «didactic conditions» is considered. The basic didactic conditions of increase of efficiency of masters of engineering training for innovative activity are submitted and their contents is opened. Ways and experience of realization of didactic conditions are shown by the example of masters of engineering trainingfor innovative activity at Tambov state technical university (TSTU).

ники и технологии, методические пособия по организации научно-исследовательской и научно-педагогической практик, учебное пособие «Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций» [1-3].

Преподаватель является главным субъектом инновационной деятельности вуза, оказывающим определяющее влияние на все процессы, происходящие в вузовской среде. Поэтому повышение инновационной культуры профессорско-преподавательского состава и привлечение к участию в инновационной деятельности также является дидактическим условием повышения эффективности подготовки магистров. Повышение инновационной культуры профессорско-преподавательского состава может осуществляться при прохождении курсов, направленных на формирование инновационной культуры, организованных на факультете повышения квалификации преподавателей; при участии преподавателей в программах по обмену, в том числе международному, опытом ведения преподавательской деятельности в современных условиях; при работе в инновационных центрах, технопарках; в процессе самообразовательной и научной деятельности.

Реализация условия привлечения преподавателей к инновационной деятельности может эффективно осуществляться на базе инновационных, научнообразовательных центров. При тесном взаимодействии с инновационной инфраструктурой Тамбовской области сформирован научно-образовательный центр ТГТУ-ТамбовНИХИ в области новых химических технологий. Для выполнения конкретных задач сформированы научно-образовательные группы, в работе которых принимают участие 9 докторов наук

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

Дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности

1

Методическая поддержка процесса подготовки магистров к инновационной деятельности -► • учебно-методический комплекс по направлению подготовки (государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, график учебного процесса); • учебно-методический комплекс по дисциплинам подготовки (рабочая учебная программа, учебники, методические пособия по проведению лабораторных работ, практических занятий, по организации самостоятельной работы при написании курсовых, выпускных работ, при прохождении практик)

1

Повышение инновационной культуры профессорско- преподаватель- ского состава -► • при прохождении курсов, направленных на формирование инновационной культуры, организованных на факультете повышения квалификации преподавателей; • при участии преподавателей в программах по обмену (в т. ч. международному) опытом ведения преподавательской деятельности в современных условиях; • при работе в инновационных центрах, технопарках; • в процессе самообразовательной и научной деятельности

1

Применение на образовательной ступени магистратуры инновационно ориентированных технологий обучения -► • методы обучения, способствующие развитию творческих способностей, мышления (проблемный, эвристический, исследовательский, игровой); • широкое использование современных телекоммуникационных и компьютерных технологий и средств в учебном процессе; • инновационные формы проведения аудиторных занятий, организацию самостоятельной работы, НИ^ практик, работу над инновационными проектами

Рис. 1. Дидактические условия повышения эффективности подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности

и 17 кандидатов наук ТГТУ. Эти группы обеспечивают проведение учебной, научной, научно-методической и воспитательной работы, осуществляемой в соответствии с целями и задачами НОЦ. Организованная таким образом работа в инновационных центрах обеспечивает формирование инновационной культуры преподавателей вуза.

Применение на образовательной ступени магистратуры инновационно ориентированных технологий обучения является еще одним условием повышения эффективности подготовки магистров. Такие технологии включают: методы обучения, способствующие развитию творческих способностей, мышления; широкое использование современных телекоммуникационных и компьютерных технологий и средств в учебном процессе; инновационные формы проведения аудиторных занятий, организацию самостоятельной работы, НИР, практик, работу над инновационными проектами.

Для выполнения этого условия предусмотрено:

1. Обучение магистрантов технологиям подготовки отчетов, статей, докладов, заявок на патенты и других материалов по теме магистерской диссертации в процессе научно-исследовательской практики.

2. Организация участия магистрантов в конференциях, конкурсах магистерских диссертаций, грантах.

3. Обучение магистрантов особенностям реализации инновационных образовательных технологий при преподавании инженерных дисциплин.

4. Организация исследовательской, проектной и менеджерской работы магистранта в научно-образовательных и инновационных центрах. Обучение магистрантов технологиям подготовки отчетов, статей, докладов, заявок на патенты, участие в гранте и других материалов по теме магистерской диссертации реализуется в процессе инновационно направленной научно-исследовательской практики.

Одним из эффективных средств формирования научной компетентности магистров может служить проведение магистерских научных конференций и конкурсов магистерских диссертаций. В ТГТУ такие конференции и конкурсы проводятся, начиная с осени 2004 г., по материалам конференций издаются сборники статей магистрантов. Это стимулирует магистрантов к публичному представлению результатов научных исследований, что подтверждают данные проведенного статистического анализа количества публикаций магистрантов ТГТУ за 2002-2005 гг.

Знакомство магистрантов с инновационными образовательными технологиями при преподавании инженерных дисциплин реализуется при изучении курса «Основы инновационной деятельности», в частности, модуля по педагогическим инновациям. Закрепление, углубление знаний происходит при прохождении магистрантами инновационно ориентированной научно-педагогической практики.

Важнейшим направлением трансформации магистерской подготовки в инновационно ориентированную является специальная организация работы магистранта в комплексных практико-ориентирован-ных коллективах. Оптимальной формой организации взаимодействия вузов, предприятий и государственных структур, ориентированных на разработку инновационных проектов, являются учебно-научноинновационные центры. В ТГТУ поддержка инновационно ориентированного образования обеспечивается инновационными центрами ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий», ООО «Тамбовский ИТЦ машиностроения» и научно-образовательным центром в области новых химических технологий. Кадровый потенциал последнего наряду с преподавателями ТГТУ, сотрудниками ФГУП «Тамбов-НИХИ» включает 15 магистрантов, которые выполняют инновационные проекты по приоритетным направлениям «Технология живых систем».

Реализация дидактических условий позволяет организовать инновационно направленную научноисследовательскую и научно-педагогическую деятельность магистрантов в процессе обучения, что способствует формированию готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности.

Литература

1. С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, С. В. Варыгина. Научно-педагогическая практика: методические рекомендации. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.

2. С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, О. А. Корчагина, С. В. Осина. Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций: Учеб. пособие. Тамбов, ТОГУП «Тамбовполиграф-издат», 2006.

3. С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, С. В. Осина. Подготовка магистров техники и технологии к инновационной деятельнос-ти//Х1 Научн. конф. ТГТУ «Фундаментальные и прикладные исследования, инновационные технологии, профессиональное образование», 19-20 апреля 2006 г., Тамбов.

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.