Научная статья на тему 'Дидактические условия формирования оценочной деятельности старшеклассников по созданию веб-сайтов (на примере кружковой работы по информатике)'

Дидактические условия формирования оценочной деятельности старшеклассников по созданию веб-сайтов (на примере кружковой работы по информатике) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / DIDACTIC CONDITIONS OF SENIOR PUPILS' VALUATION WORK FORMATION / VALUATION WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Петровна

Рассмотрены понятие оценочной деятельности старшеклассников, дидактические условия ее формирования в процессе сайтостроения во время кружковой работы по информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the notion of valuation work of senior pupils, didactic conditions for its development in the process of web-site creating in the course of study group work in informatics.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия формирования оценочной деятельности старшеклассников по созданию веб-сайтов (на примере кружковой работы по информатике)»

внести предложение и т.п.). На заключительном этапе происходит развитие коммуникативных умений ведения дискуссий по деловым вопросам, излагать свою точку зрения, проводить сопоставления и т.п. Коммуникативные умения, например деловой переписки, на наш взгляд, целесообразно развивать в основном на втором и третьем этапах обучения иноязычному речевому общению. Это предполагает знакомство с элементами делового письма, образцами объявлений, характеристик, автобиографий, заявлений и т.п., а также их написание.

Все изложенные факты позволяют заключить следующее: сущность иноязычной культуры состоит в том, что она является частью культуры иноязычной общности, отраженной в менталитете социума (нации) и формирующейся у обучающегося в процессе освоения иностранного языка, - это продукт его творческой деятельности. Содержательная составляющая иноязычной культуры включает социальный, лингвострановедческий, педагогический и психологический аспекты, которые соотносятся с учебным, познавательным, воспитательным и развивающим аспектами обучения. культура общения на изучаемом иностранном языке, таким образом, включает знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, коммуникативно-информационного, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения, способствуя более полному и эффективному формированию иноязычной культуры специалиста, выпускника инновационного высшего учебного заведения.

Teaching speech communication culture of subjects of educational process at an innovative higher school

There are analyzed the psychological, pedagogical and methodological peculiarities of foreign language speech communication, revealed the essence of the given phenomenon, its structure, function peculiarities.

Key words: culture of foreign language speech communication, communicative competence, functions of communication, structure of communication, functions of communication.

о.П. филатова

(Волгоград)

дидактические условия формирования оценочной деятельности старшеклассников по созданию веб-сайтов

(на примере кружковой работы по информатике)

Рассмотрены понятие оценочной деятельности старшеклассников, дидактические условия ее формирования в процессе сайтостроения во время кружковой работы по информатике.

Ключевые слова: оценочная деятельность, дидактические условия формирования оценочной деятельности старшеклассников.

Сегодня из-за сложной ситуации в обществе, скрытого воздействия средств массовой информации (СМИ) на массовое сознание, влияния тоталитарных сект и многого другого становится актуальной задача формирования оценочной деятельности старшеклассников. Включение молодых людей, оканчивающих среднее учебное заведение, в противоречивую систему отношений во многом зависит от их умения самостоятельно творчески мыслить в условиях не всегда бесконфликтного человеческого общения, правильно воспринимать и оценивать не только самого себя, но и качества других людей, человеческие взаимоотношения, давать им адекватные, принципиальные оценки, определять значимость научных, политических, правовых, экономических и других социальных явлений. Это необходимо как для текущего (оперативного) регулирования процессов жизнедеятельности (в том числе и для будущей профессиональной деятельности), так и для стратегического планирования.

Способность самостоятельно мыслить и формулировать независимые и аргументированные суждения наряду со способностью предвидения, а также умение различать научно-достоверную информацию и дезинформацию должны быть присущи участникам современного образовательного процесса. В свою очередь, эти качества позволят прежде всего молодому человеку не только видеть добро и зло в человеческих отношениях и в собственном поведении, быть невосприимчивым

© Филатова О.П., 2012

к заблуждениям толпы, психическим эпидемиям, демагогии, политическому и иному шарлатанству, но и влиять на поступки других молодых граждан общества. В связи с этим одна из задач российского образования - систематическое и последовательное влияние на процесс менталеобразования.

У большинства старшеклассников оценочная деятельность, к сожалению, развита очень слабо, поэтому необходимо усилить внимание школ к проблеме активной подготовки молодежи к работе в условиях появления новых, инновационных форм деятельности, усиливающегося многообразия общения и отношений людей друг с другом, что объективно требует проявления каждой личностью развитой оценочной деятельности.

Автором термина «оценочная деятельность» (в дальнейшем ОД) является З.И. Васильева; Ш.А. Амонашвили называет это «оценочной активностью». Формы ОД были рассмотрены педагогами А.А. Вайсбургом, М.Ю. Красовицким, Н.В. Кузнецовой, а также психологами Л.В. Бороздиной, Л. Веденска, Л.П. Доблаевым, А.И. Липкиной, Н.А. Кур-дюковой, Е.И. Савонько, Е.Т. Соколовой, Н.Т. Чесновой. Оценочные способности изучались Л.И. Мнацаканян. ОД старшеклассников в процессе проектного обучения рассматривала А.Е. Веретенникова. В последние годы защищены диссертации по анализу ОД (В.Е. Коноваленко, В.А. Кузьмин, С.А. Маврин, Н.В. Селезнев). При изучении ОД школьников акцент делался на процессе как воспитания (Т.К. Ахаян, М.Г. Казакина, Л.И. Ру-винский, А.П. Тряпицына), так и обучения (Г.Е. Залесский, В.А. Кузьмин). В ряде исследований отмечается зависимость ОД учащихся от их критичности (Ш.А. Амонашви-ли, Т.Ю. Андрущенко, К. Деметр, А.В. Захарова), причем есть работы, в которых изучается критичность младших школьников. Исследование особенностей критичности мышления у студентов было осуществлено в 1980-е гг. (О.Ф. Керимов). Авторы этих работ рассматривали критичность как качество мышления, считая его при этом и личностным свойством.

Как известно, именно в старшем школьном возрасте, психологические особенности которого были описаны Л.И. Божович, С.М. Ковалевым, И.С. Коном, В.А. Крутецким, Н.С. Луниным, М.Б. Матюхиной, А.В. Петровским, Х. Ремшмидтом, Э. Шпрангером, происходит интенсивное развитие оценочных способностей (Л.И. Мнацаканян) как результата оце-

ночной деятельности. Большинство мыслительных операций осваивается учениками также ко времени достижения ими старшей ступени школьного образования, поэтому школьники 14-17 лет, т.е. ученики 9-11-х классов полной школы, являются наилучшей возрастной группой для изучения вопроса о дидактических условиях формирования ОД, опирающейся на оценочное (критическое) мышление. Таким образом, вопрос о формировании ОД приобретает актуальность.

В исследовании Ж.В. Болтачевой ОД определена как вид психической активности личности, посредством которой осуществляется процесс установления значимости или ценности объекта через определение его качественно-количественных характеристик относительно соответствующей цели, критериев, эталонов [1]. ОД, по мнению Н.В. Селезнева, - активное взаимодействие человека с окружающим, направленное на распознание его ценностной сущности, на выявление необходимых для человека жизненно важных ценностей [2]. Мы понимаем ОД как деятельность учащегося, направленную на установление значимости изучаемого материала, выявление необходимых для человека жизненно важных ценностей.

Компонентами этого вида деятельности являются действия, основанные на операциях оценочного (критического) мышления. Правильная оценка должна отражать общечеловеческую значимость вещей, явлений и, таким образом, помогать конкретному человеку отделять важное от неважного, нужное от ненужного, полезное от бесполезного. Оценочная безошибочность и энергичность становятся основой человеческой мудрости. Неправильная оценка, по мнению Демокрита, не позволяет воспользоваться, как подобает разумному человеку, даже тем, что составляет очевидное добро: «У людей зло вырастает из добра; надо быть мудрым человеком, чтобы надлежащим образом пользоваться добром». ОД может осуществляться как самостоятельный вид деятельности (при решении задач на оценивание) или иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах.

Развитие оценочной деятельности старшеклассников в школе только декларируется. Наибольшую роль в исследуемом нами процессе имеет внеурочная деятельность общеобразовательной школы, а точнее, кружковая работа как компонент современной системы дополнительного образования. Вызывая инте-

рес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих, исследовательских, оценивающих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определенному вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете, может быть развит, углублен на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся. Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями.

Оценочная деятельность старшеклассников формировалась в процессе кружковой работы по информатике, направленной на создание веб-сайтов, на базе МОУ гимназии № 11 г. Волгограда учителем математики и информатики Д.А. Лабушняк. От педагога зависит, останется ли ОД старшеклассников (ОДС) в «спящем» состоянии или же разовьется так, что поможет ученику в дальнейшей жизни. Развивать ОДС возможно лишь через интересные задания. Цель кружковой работы - создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка и для формирования ОДС; совершенствование умений и навыков, полученных на уроках информатики; развитие ОДС; задачи: 1) ознакомление детей с различными технологиями создания веб-сайтов; 2) обучение этим технологиям; 3) формирование навыков самостоятельного создания веб-сайта; 4) предоставление детям возможности проявить свою оценочную деятельность; 5) создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом. Развитие ОДС осуществляется через создание и работу с вебсайтом школы.

Одним из основных условий формирования ОДС при создании веб-сайтов и работе с ним являлась ситуация «противодействия обучению». Основное внимание мы уделяем такому типу противодействия в обучении, которое занимает доминирующее положение, как преднамеренная деятельность, препятствующая тому, чтобы другие люди приобрели определенные знания, умения, навыки. Она рассматривается как средство достижения последующих, более важных, с точки зрения воспи-

тателя, результатов в обучении и развитии [3]. А.Н. Поддъяков со своим научным коллективом расширил семейство понятий, связанных с зонами развития в условиях различных видов социальных взаимодействий, и ввел определения и формулировки, отражающие: а) положительное влияние противодействия, определив зону ближайшего развития при противодействии, - «чему субъект не может научиться сам, но чему может научиться и что может развить в противодействии с другим»; б) отрицательное влияние помощи, определив зону негативного, тормозящего развития в условиях помощи, - «чему субъект мог бы научиться и мог бы развить в себе, но не научился и не развил именно в результате помощи, из-за того, что любое обучение и помощь есть не только развитие, но также ограничение, выбор и отсечение путей развития».

Для противодействующей учебной деятельности характерно наличие содержательного «противодействия» ее участников (или содержательного противодействующего сотрудничества в условиях команды). Для этого мы разбивали учащихся на команды и ставили перед ними задачи. После обсуждения определялось, чье решение было более оригинальным, обоснованным, интересным и т.п. Задачи были следующего плана: осуществить обзор в течение непродолжительного времени существующих сегодня в Сети школьных сайтов. Просмотреть 10-20 разных школьных сайтов для того, чтобы составить представление о том, что в будущем учащиеся хотят видеть на сайте своей школы; проанализировать ряд вопросов: кто будет потребителем информации сайта, что из школьной жизни действительно целесообразно размещать на сайте, какова будет его структура, значимость для школьников и т.д.; проанализировать, что именно в нашей образовательной практике не может быть реализовано без существования сайта; определить, в чем уникальность, особенность данной школы, значимость ее для города, что будет отличать разработанный сайт от десятков и сотен других, в том числе по структуре, дизайну, функциональности, по информационной подаче. Когда каждый ответит на эти вопросы для себя, участникам группы необходимо собраться и обменяться мнениями, выявить «пересекающиеся области» и прийти к начальному представлению о том, каким видится сайт школы.

Для успешного самостоятельного осуществления содержательного противодействия каждый учащийся должен владеть боль-

шим количеством сложнейших операций, таких как умения анализировать собственные действия, видеть отличительные особенности способа работы другого, противодействующего человека, сравнивать различные способы действия между собой с общей задачей и ожидаемым результатом противодействующей стороны, выбирать на этом основании наиболее подходящий способ, сравнивать его с возможностями своими и противодействующей стороны, производить в соответствии с этими возможностями распределение действий и операций между участниками своего коллектива, ставить промежуточные цели и т.д.

Для формирования ОДС мы предложили в структуре сайта создать в новостной ленте рубрику «Не для “одаренных”», которая уже своим названием «противодействует», интригует. В этой рубрике предлагаются интересные задачи исследовательского плана по различным предметам с указанием сроков на ее решение и подаются в соревновательной форме между классами. Гипотезы по решению таких задач собираются на специально отведенном почтовом электронном ящике с соответствующей шапкой сообщения. Результаты обрабатываются самими же старшеклассниками под руководством учителя-предметника и публикуются в новостной ленте. Здесь главное состоит в том, что старшеклассники выступают в роли учителя, который должен оценить результат другого ученика. Ролевая игра обеспечивает стимул к обучению, т.к. без определенных знаний и умений невозможно оценить результаты решения исследовательской задачи другого; развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Желательно, чтобы руководство школы следило за результатами, отмечало отличившихся учащихся и поощряло уникальные решения исследовательских задач. Параллельно работает чат, в котором учащиеся разных классов могут обсуждать свои предположения и гипотезы по решению задач.

Таким образом, в ситуации «противодействия» дети очень быстро овладевают функциями контроля за действиями противодействующей стороны и оценки их правильности, а также контроля и оценки собственной деятельности. Учась проверять, противостоять и добиваться цели в данной ситуации «противодействия», организованной учителем (школьников мы учили только умениям противостоять, а не противодействовать, т. к. это негуманно, не соответствует теории личностно ориентированного образования), совершенствуясь

в этом виде деятельности, ребенок начинает осознавать собственные действия, результат своей работы как бы со стороны. Тем самым изменяется его отношение к учебной деятельности и изучаемым предметам [4].

Одним из важных условий формирования ОДС являлось оценивание старшеклассниками самих себя и их учителями. В полную силу возможности оценивания реализуются только в том случае, если оно используется для того, чтобы дать ученикам обратную связь. чтобы последняя сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием кружкового курса по информатике по созданию веб-сайтов к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса. Учитель решает, какие методы оценивания будет использовать - тесты, письменные задания, практические работы и т.п.

Поскольку, как уже говорилось, в наиболее распространенных техниках тестирования оцениваются знание фактов и способность решать задачи алгоритмичным путем, в случае, когда установленные нами цели являются иными (например, предполагают понимание процессов и законов, долговременный интерес к предмету, способность критически анализировать информацию, представленную массмедиа), традиционные тесты не обеспечат нас адекватными данными. Неправильно выбранные техники оценивания дадут ученикам неправильный посыл относительно того, чего мы от них хотим и что они должны взять из изучаемого курса. Мы использовали недельные отчеты, обеспечивающие быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчеты - это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса: Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Цели оценивания - объективировать понимание учениками того, как они учатся; исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала, общечеловеческую значимость вещей, явлений; документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные; дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными; проследить развитие письменных навы-

ков учеников и их умения строить рассуждение, отделять важное от неважного, полезное от бесполезного; обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их фрустрации содержанием курса. В качестве условия формировании ОДС на факультативе по информатике мы использовали метод проекта для создания сайтов, выставляемых на конкурсы. Метод проекта развивает ОДС, поскольку он может быть способом решения педагогической задачи - обучить старшеклассников оценочным действиям. С этой целью при работе над проектом создаются проблемные ситуации, для успешного решения которых необходимо прибегнуть к освоению и применению оценочных действий. При помощи таких ситуаций формируется мотив оценочной деятельности. Исходя из того, что предметом оценки в нашем варианте проекта является информация, основными оценочными действиями можно назвать следующие: отграничение существенной информации от несущественной; определение надежности источника; выявление предвзятости; различение фактов, поддающихся проверке, и общеизвестных истин, обнаружение логической точности утверждения; определение фактической точности утверждения. В результате созданный учениками под руководством Д.А. Лабушняк сайт признан победителем регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета - 2010» в номинации 8 «Современные технологии на службе природы» (приказ комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 6 апреля 2010 г. №183/01).

Таким образом, основными дидактическими условиями формирования ОДС являлись ситуации «противодействия» и ролевой игры, оценивание, использование исследовательских задач и метода проектов.

литература

1. Болтачева Ж.В. Формирование готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2007.

2. Селезнев Н.В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Борисо-глебск, 1997.

3. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

4. Филатова О.П. Формирование ценностносмыслового отношения старшеклассников к предметам естественно-математического цикла : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

Didactic conditions of valuation work of senior pupils in making web-sites (based on the example of study groups in informatics)

There is considered the notion of valuation work of senior pupils, didactic conditions for its development in the process of web-site creating in the course of study group work in informatics.

Key words: valuation work, didactic conditions of se-niorpupils’ valuation work formation.

С.А. тЕрЕХоВА (Волгоград)

структурно-компонентный состав контрольноэкзаменационных стратегий в обучении иностранному языку

Представлен структурно-компонентный состав контрольно-экзаменационных стратегий на примере иностранного языка. Дана сопоставительная характеристика умений, входящих в контрольноэкзаменационные стратегии, и умений, составля-ющихуниверсальные учебные действия.

Ключевые слова: контрольно-экзаменационные стратегии, универсальные учебные действия, подростковый возраст, общеучебные действия.

В настоящий момент закладываются основы новой образовательной парадигмы, знаменующей собой становление важнейшей компетенции личности - умения учиться. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются инвариантной основой воспитательного и образовательного процесса. Выделяют следующие основные виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [4, с. 3]. В центре нашего вни-

© Терехова CA., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.