Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / профессиональное образование / содержание образования / vocational training / vocational education / content of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьева Светлана Анатольевна

В процессе исследования авторами рассматриваются существующие дидактические требования к разработке содержания профессионального образования. Определено, что основные требования к разработке содержания труда работников связываются с требованиями экономического, технического, культурного прогресса, что обеспечивает понимание обучающимися производства, умение определять технико-технологические основы деятельности; обеспечивать работу современного оборудования, умение выбрать оптимальный режим технологических процесса. Качество содержания профессионального образования зависит от высокого научно-теоретического уровня, производственного обучения,реализации взаимосвязи теоретического и практического обучения, связи профессионального обучения и профессионального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the process of research, the authors consider the existing didactic requirements for the development of the content of vocational education. It has been determined that the basic requirements for developing the content of workers’ labor are associated with the requirements of economic, technical, and cultural progress, which ensures students’ understanding of production and the ability to determine the technical and technological foundations of activity; ensure the operation of modern equipment, the ability to choose the optimal mode of technological processes. The quality of the content of vocational education depends on a high scientific and theoretical level, industrial training, the implementation of the relationship between theoretical and practical training, the connection between vocational training and vocational education.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 выступление? (4 ч.).

5. Домашняя работа участников проекта В начале курса студенты получают «Задание на дом», написать мини-проект и выступить в конце обучения (с применением уже имеющихся знаний, полученных во время участия в проекте). Студенты готовят выступления. Организаторы проекта.

6. Итоговое публичное выступление Обучающиеся выступают перед зрительным залом и экспертной комиссией со своей заранее подготовленной речью. Прогресс учащихся, эффектное выступления от участников курса. Организаторы проекта, компетентное жюри.

7. Диагностика на выходе из проекта Сравнение результатов с результатами входной диагностики. Подведение качественных и количественных итогов. Прогресс в выступлениях на публику: ^ Качественно подготовленное выступление. ^ Правильная постановка голоса и умение обращаться к аудитории. ^ Правильный «невербальный язык» выступления. Педагог-психолог, преподаватель, студент.

Выводы. Проведенное исследование выявило средний уровень сформированности коммуникативных способностей у студентов. Данные показатели позволяют сделать вывод о том, что навык публичных выступлений развит у студентов недостаточно.

Результаты исследования по формированию коммуникативных умений и навыков у студентов вуза к публичному выступлению обусловили необходимость разработки педагогического проекта по их дальнейшему формированию в рамках педагогического проекта.

Литература:

1. Амчиславская, Е.Ю. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов / Е.Ю. Амчиславская, Ю.В. Сорокопуд, A.B. Ярославцева. - Текст: электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №1 (86). - С. 194-196. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-podgotovke-sovremennyh" spetsialistov (дата обращения: 07. 11. 2022)

2. Захарова, С.Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе / С.Н. Захарова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 3.1 (137.1). -С. 8-10.-URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/(flaTa обращения: 15.10.2022)

3. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 264 с. - Текст: непосредственный.

4. Левчаева, Н.В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов / Н.В. Левчаева // Мир науки и образования. - 2015. - №1. - С. 9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-publichnogo-vystupleniya-i-ego-kompozitsionnye-chasti/viewer

5. Назаров, C.B. Подходы к оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности / C.B. Назаров. - Текст: электронный // Омский научный вестник. - 2009. - № 4 (79). - С. 145-148. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podhody-k-otsenke-gotovnosti-vypusknikov-pedagogicheskogo-vuza-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.11.2022)

6. Педагогические условия формирования социокультурных умений публичной речи студентов в учебном процессе вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Павловская Галина Андреевна: Воронежский государственный университет. - Воронеж, 2011. - С. 24. - Текст: электронный. - URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sotsiokulturnykh-umenii-publichnoi-rechi-studentov-v-(дата обращения: 05.11.2022)

7. Шумилова, Е.А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе / Е.А. Шумилова. - Челябинск: Дитрих - 2011. - 258 с. - Текст: электронный. - URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/56/%20%20%20%20%20%20%20%20.%20%20%20%20%20. ,pdf?sequence= 1(дата обращения: 15.10.2022)

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В процессе исследования авторами рассматриваются существующие дидактические требования к разработке содержания профессионального образования. Определено, что основные требования к разработке содержания труда работников связываются с требованиями экономического, технического, культурного прогресса, что обеспечивает понимание обучающимися производства, умение определять технико-технологические основы деятельности; обеспечивать работу современного оборудования, умение выбрать оптимальный режим технологических процесса. Качество содержания профессионального образования зависит от высокого научно-теоретического уровня, производственного обучения,

реализации взаимосвязи теоретического и практического обучения, связи профессионального обучения и профессионального воспитания.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, содержание образования.

Annotation. In the process of research, the authors consider the existing didactic requirements for the development of the content of vocational education. It has been determined that the basic requirements for developing the content of workers' labor are associated with the requirements of economic, technical, and cultural progress, which ensures students' understanding of production and the ability to determine the technical and technological foundations of activity; ensure the operation of modern equipment, the ability to choose the optimal mode of technological processes. The quality of the content of vocational education depends on a high scientific and theoretical level, industrial training, the implementation of the relationship between theoretical and practical training, the connection between vocational training and vocational education.

Key words: vocational training, vocational education, content of education.

Введение. Содержание профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов отражает закономерности и способы работы спецоборудования профессиональной деятельности, производственные процессы, об обобщении действий в решении профессиональных задач.

Содержание профессионального образования включает совокупность общекультурных, политехнических и профессиональных компетенций, овладение которыми обеспечивает подготовку профессионально-компетентностных рабочих и специалистов конкретной отрасли экономики и готовых к производительному труду.

Цели и задачи, стоящие перед профессиональным образованием, предъявляют большие требования к содержанию, а именно:

- взаимосвязь общего, профессионально-технического и политехнического образования;

- повышение научного обоснования содержания образования на основе достижений научно-технического прогресса, технико-технологических и социокультурных закономерностей;

- взаимообусловленность общекультурной и профессионально-технической подготовки;

- выявление профессиональной направленности общекультурных учебных дисциплин и реализация комплексных межпредметных связей;

- осуществление горизонтальных взаимодействий учебно-познавательного, социально-воспитательного и учебно-производственного процессов;

- реализация в содержании практического обучения комплексных учебно-производственных заданий различной сложности в условиях механизации и автоматизации производства с учетом инновационных технологических процессов и техники безопасности;

- обеспечение профессионального воспитания, идейно-политического, нравственного, физического и эстетического воспитания;

- осуществление механизмов развития технического мышления, самостоятельности и творческой активности обучающихся.

Наряду со общими, выделяются отличительные особенности содержания профессионального образования:

- содержание образования ориентировано на непрерывный процесс внедрения технологий, организации труда в производство;

- содержание профессионального образования выступает базой обучающихся к производственной деятельности

- наличие специальных предметов, обеспечивающих овладение профессиональной деятельностью;

- наличие общетехнических учебных дисциплин, обеспечивающих общность содержания для большинства профессий;

- взаимосвязь теоретического и практического обучения;

- компетенции, формируемые при теоретическом и производственном обучении являются и учебными, и практическими (производственными), составляющие содержание профессиональной деятельности рабочих и специалистов.

Изложение основного материала статьи. Содержание профессионального образования определяется изучением научных знаний, их значением для содержания труда работников и определением тенденций изменений в будущем.

Содержание профессионального образование отражает содержание трудовой деятельности, которое рассматривается как особый вид исследования операций производственной деятельности.

Наше исследование предполагает дидактический анализ профессиональной деятельности в соответствии с процессами производства.

Анализ профессиональной деятельности осуществляется через:

- определение производственных характеристик профессиональной деятельности с учетом развития производства, науки и техники;

- анализ этапов, производственных процессов, управленческой деятельности и научной организации труда;

- выделение видов профессиональной и вспомогательной на производстве деятельности;

- оценка отдельных производственно-технических элементов профессиональной деятельности рабочего и специалиста;

- разработка профессионально-квалификационных характеристик рабочих и специалистов.

Основными детерминантами к изменению содержания следующие:

- повышение статуса рабочего класса с увеличением количества работников в различных областях экономики;

- возникновение новых профессий, интеграция процессов, увеличение количества квалифицированных рабочих;

- приоритет интеллектуального труда, расширение средств труда;

- повышение общности содержания труда групп профессий с учетом перспектив развития науки, техники и культуры.

Тенденции к изменению содержания труда обусловлены развитием экономики, общностью материально-технического

обеспечения трудовой деятельности, общностью технологических процессов, общими научными основами производства продукции.

Основные требования к разработке содержания труда работников связываются с требованиями экономического, технического, культурного прогресса, что обеспечивает понимание обучающимися производства, умение определять технико-технологические основы деятельности; обеспечивать работу современного оборудования, умение выбрать оптимальный режим технологических процесса.

Инновационные требования к рабочим и специалистам, научно-технические основания содержания профессиональной деятельности, историко-логический анализ содержания позволяют выявить концептуальные положения разработки содержания профессионального образования:

- сочетание общего, политехнического и профессионального образования;

- повышение значимости научного обоснования содержания профессиональной деятельности и увеличение его доли в общей системе профессиональной подготовки;

- обеспечение инженерно-технической подготовки будущих рабочих и специалистов;

- определение комплексных межпредметных связей в содержание профессионального обучения;

- обеспечение вертикальной взаимосвязи политехнической и специальной подготовки;

- актуализация научного обоснования профессиональной деятельности в содержании профессионального образования.

Качество содержания профессионального образования зависит от высокого научно-теоретического уровня, производственного обучения, реализации взаимосвязи теоретического и практического обучения, связи профессионального обучения и профессионального воспитания.

Вертикальная взаимосвязь общекультурной, политехнической и специальной подготовки обеспечивает успешность формирования профессиональных компетенций, этического и интеллектуального развития будущих работников. В этой связи необходимо распределять учебные дисциплины различных циклов в учебных планах, чтобы обеспечить доступность овладения профессиональными компетенциями, их последовательность и системность.

Реализация взаимосвязи учебных предметов определяется связью теории и практики. Характер связи теории и практики в обучении обуславливается содержанием учебной дисциплины, практическим ознакомлением обучающихся с различными социальными и производственными процессами.

Взаимосвязь теоретического и практического обучения осуществляется через:

- эксплуатацию оборудования, изучение технологического процесса, процесса получения продукта;

- техническое обслуживание машин и оборудования, обеспечивающее качественное достижение целей.

При изучении учебного материала связь теории и практики проявляется, когда возникает необходимость показать обучающимся роль теории в жизни и в профессиональной деятельности человека. Практика предшествует теории для того, чтобы обеспечить мотивацию обучающихся к овладению профессиональной деятельности, также, связь обучения с производственным трудом, позволяет обеспечить глубокое усвоение знаний и практическую подготовку обучающихся.

Таким образом, теоретическое и практическое обучение выражается в эффективности решения производственных задач, в осуществлении связи обучения и воспитания, повышение уровня квалификации выпускников, их сознательности и технической самостоятельности. Поэтому, другим фактором разработки содержания профессионального образования является дифференциация, определяемая различными требованиями предъявляемыми к общей, политехнической и профессиональной подготовке разными видами производственного труда.

Взаимосвязь теоретического и практического обучения проявляется в соответствии общекультурных, политехнических и специальных учебных предметов в содержании профессионального образования, распределении учебных часов по циклам, по неделям, учёте межнаучного взаимодействия.

В содержании профессионального образования следует устанавливать межпредметные связи внутри циклов, между предметами разных циклов.

Также, в содержании профессионального образования осуществляется взаимосвязь специальных учебных дисциплин и практического обучения В профессиональном образовании существует три формы данной взаимосвязи: от теории к практике, от практики к теории, концентрический способ взаимосвязи.

Теория опережает практику, когда специальные знания связаны с формированием профессиональных компетенций. Практика опережает теорию, когда необходимо обобщить накопленный производственный опыт. Концентрический способ теории и практики осуществляется когда необходимо с разной степенью сложности и глубины изучать одни и те же процессы. Выбор форм взаимосвязи практического и теоретического обучения определяет место специальных предметов в содержании профессионального образования.

В профессиональной подготовке рабочих и специалистов большое значение приобретает вопрос об основной и специальной частях содержания профессионального образования. Дидактическая система обучения предполагает основную, специальную и дополнительную подготовку.

Основная и специальная части содержания профессионального образования определяются объемом учебного материала внутри каждой учебной дисциплины и в структуре учебного плана в целом.

Основная подготовка включает в себя общенаучные, общепрофильные компетенции, исторические аспекты развития научного знания и опыт работы специалистов, а также технические, технологические, экономические закономерности.

Специальная подготовка направлено на формирование профессиональных действий, подготовку обучающихся к производительному труду.

В современных условиях потребности общества и производства в рабочих с высоким уровнем общего, политехнического образования и специальной подготовки к трудовой деятельности резко возрастает.

В целях эффективной профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов необходимо выявить роль политехнического образования.

Политехническое образование - это система знаний, умений об общих научных основах общественного производства, обеспечивающих подготовку работников с широким общетехническим кругозором, свободной ориентации во всей системе машин и механизмов.

Политехническое образование направлено на формирование у обучающихся научно-технического понимания производства, механизмов использования законов природы и общественного развития в промышленности и сельскохозяйственном производстве.

Важным аспектом исследования содержания профессионального образования являются вопросы профессионального воспитания:

- определение воспитательного потенциала содержания профессионального образования;

- установление межпредметных связей, обеспечивающих формирование мировоззренческих, морально-нравственных, правовых качеств, профессиональной и политехнической активностью обучающихся;

- актуализация содержания профессионального образования, направленное на положительное отношение обучающихся к учебной и профессиональной деятельности, производительному труду.

Взаимосвязь профессионального обучения и профессионального воспитания обеспечивается научным содержанием и идейной направленностью обучения, тесной связью теоретического обучения и производительного труда, инновационной организацией учения, сочетанием учебной и трудовой деятельности обучающихся.

Основными компонентами учебного предмета в профессиональном образовании являются: формирование профессиональных компетенций, личностное и профессиональное развитие личности обучающегося. Программы учебных

предметов строятся на основе принципов научности, взаимосвязи теории и практики, соединения обучения с производительным трудом, всесторонности, доступности и систематичности.

Основой принципа научности является достоверные факты науки. Глубокое понимание фактов, явлений предполагает овладение теорией достижения науки и производства, их взаимовлияние, общественное развитие - все это определяет научность содержания образования.

Содержание учебных предметов должно способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, национальной гордости. В содержании предмета должен быть включен трудовой опыт специалистов производства.

Принцип связи теории с практикой является одним из основополагающих в подготовке обучающихся, отражает укрепление связи содержания профессионального образования с практикой деятельности; с конкретной отраслью производства, опытом работы специалистов производства.

Принцип всесторонности образования требует овладения обучающимися знаниями о природе, обществе, мышлении. Всестороннее образование направлено на развитие познавательных сил и способностей, чувств, воли, характера, потребностей. Для реализации данного принципа необходимо равномерное распределение всех учебных предметов в учебном плане.

Систематичность, доступность учебного материала предполагает расположение учебных предметов так, чтобы изучение одного опиралось на содержание другого учебного предмета, чтобы осмысление теоретического материала превосходило выполнение учебно-производственных работ.

Принцип профессиональной мобильности направлен на формирование способности быстро осваивать новые технологические средства, технологические процессы, стремление к саморазвитию.

Содержание профессионального образования детерминировано обществом, наукой и материальным производством. В связи с достижениями научно-технического прогресса требуется современный рабочий с высоким уровнем образованности, что позволит ему осваивать на производстве новые технологические процессы.

Установление межпредметных связей рассматривается как дидактический принцип, как основа повышения качества обучения, квалификации обучающихся и уровня профессионального мастерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание производственного обучения разрабатывается на основе следующих принципов:

- принцип стабильности и динамичности, который необходимо рассматривать по общеобразовательным и общетехническим предметам. Согласно данному принципу основная часть содержания профессионального образования имеет стабильный характер, а специальная часть □ динамический. Содержание практического обучения должно иметь обоснование принципов устройства машин и оборудования, раскрывать научные основы технологических процессов, механизмов устойчивости техники;

- принцип взаимосвязи обучения с производительным трудом, реализуемый через профессиональную направленность общеобразовательных дисциплин, политехническую направленность в изучении всех учебных дисциплин и использование трудовых процессов;

- принцип технологической последовательности и непрерывности операций, связанный с поточным характером технологических процессов на производстве. Он влияет на уровень квалификации будущих работников и уровень производительности труда. Как известно, процесс производства соответствует процессу обучения, структуре и содержанию учебно-программной документации;

- принцип последовательности формирования профессиональных компетенций вначале в учебных мастерских, затем в процессе производства.

Важное значение в исследовании содержания профессионального образования имеет разработка педагогических требований к учебникам по специальным предметам и практическому обучению.

К ним относятся:

- содержание учебника должно отражать достижения науки, техники и производства в современных условиях с учетом специфики отрасли производства;

- содержание учебника должно отражать требования дидактических принципов: систематичности, последовательности (от простого к сложному), единства теории и практики, осуществление межредметных связей, связи обучения с производственным трудом;

- содержание обучения должно иметь внутреннюю логику, включать дозу информации, практические задания, контрольные вопросы.

Выводы. Таким образом, содержание профессионального образования соответствует современному уровню развития науки, техники и культуры; научному обоснованию соотношения общеобразовательной и профессионально-технической подготовки будущих рабочих и специалистов; установлению оптимального количества часов и логики изучения содержания учебных дисциплин в учебном плане; совершенствованию содержания профессионального образования с учетом воспитательных задач, взаимосвязи учебного, воспитательного и производственного процессов.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Исследование содержания профессионального образования и производственного процесса I Н.В. Быстрова, С.А. Цыплакова, K.M. Григорян //Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 65-2. -С. 72-74

2. Маркова, С.М. Интеграция целей и содержания профессионального образования I С.М. Маркова, С.А. Баланова II Современные проблемы развития профессионального образования. Сборник Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2023. - С. 93-96

3. Маркова, С.М. Методика исследования содержания профессионального образования I С.М. Маркова, А.К. Наркозиев // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, № 1(26). -С.2.- DOI 10.26795/2307-1281-2019-7-1-2

4. Маркова, С.М. Дидактические основы содержания практического обучения I С.М. Маркова, Е.А. Уракова II Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 71-1. - С. 246-249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.