Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕРЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ СТУДЕНТОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕРЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вера / психологической сущность веры / функции веры в образовательном процессе / дидактическая вера / элементы содержания нерелигиозной веры / фактор успеваемости студентов / учебно-познавательная деятельность / faith / the psychological essence of faith / functions of faith in the educational process / didactic faith / elements of the content of non-religious faith / student achievement factor / educational and cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионов Владимир Михайлович, Круглова Елена Семеновна

Рассмотрены современные научные представления о психологической сущности веры и ее функциях в образовательном процессе вуза, как фактора учебно-познавательной деятельности. Выполнен анализ результатов исследования структуры нерелигиозной веры студентов дидактического характера, дана оценка влияния элементов дидактической веры на результаты обучения студентов. Актуальность исследования обусловлена назревшей в современных условиях необходимостью изменения студентами своего глубинного внутриличностного отношения к образовательному процессу, субъектами которого они являются, что невозможно без опоры на личностные духовно-нравственные качества, сердцевиной которых является способность верить. В работе авторы выделяют основные функции веры в учебном процессе. Она может выполнять смыслообразующую функцию (поскольку является предпосылкой осуществления любой человеческой деятельности, наполняя ее смыслом), развивающую (расширяя сознание человека, объединяя сознательное и бессознательное). Ориентируя субъект «изнутри», вера выполняет мотивационную и стимулирующую функции. В число других функций веры входят: коммуникативная (выступает в качестве условия и регулятора процесса общения), познавательная (поскольку включает в свою структуру знания), критериальная (выступает в качестве критерия истинности). В качестве элементов дидактической веры авторы рассматривают: веру студента в то, что изучаемый предмет развивает его способности и будет востребован в будущей профессиональной деятельности; веру студента в свои способности усвоить этот предмет; в то, что преподаватель и товарищи помогут ему усвоить содержание предмета; веру в то, что, следуя приметам, можно увеличить качество сдачи экзамена. В результате исследования определены статистические характеристики структурных элементов дидактической веры студентов, их влияние на результаты обучения. Это позволяет осознанно и целенаправленно регулировать процесс организации образовательной деятельности студентов с целью повышения его эффективности. В своих выводах, авторы указывают на то, что, несмотря на высокие показатели дидактической веры по отдельным ее элементам, она не оказывает существенного влияния на результаты обучения, потому что не сопровождается необходимыми постоянными соответствующими интеллектуальными и моральными усилиями, а характеризуется низкой осознанностью и пассивностью, что не позволяет реализовать в полной мере основные функции дидактической веры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern scientific ideas about the psychological essence of faith and its functions in the educational process of the university as a factor in educational and cognitive activity are considered. The analysis of the results of the study of the structure of the non-religious faith of didactic students was carried out, and an assessment was made of the influence of the elements of didactic faith on the results of students' learning. The relevance of the study is due to the urgent need in modern conditions for students to change their deep intrapersonal attitude to the educational process, the subjects of which they are, which is impossible without relying on personal spiritual and moral qualities, the core of which is the ability to believe. In the work, the authors identify the main functions of faith in the educational process. It can perform a meaning-forming function (because it is a prerequisite for the implementation of any human activity, filling it with meaning), developing (expanding the human consciousness, uniting the conscious and the unconscious). Orienting the subject "from within", faith performs motivational and stimulating functions. Other functions of faith include communicative (acts as a condition and regulator of the communication process), cognitive (because it includes knowledge in its structure), criterial (acts as a criterion of truth). As elements of didactic faith, the authors consider: the student's belief that the subject being studied develops his abilities and will be in demand in future professional activities; the student's belief in his ability to master this subject; that the teacher and comrades will help him to master the content of the subject; belief that by following the signs, you can increase the quality of passing the exam. As a result of the study, the statistical characteristics of the structural elements of the didactic faith of students, their influence on learning outcomes were determined. This allows you to consciously and purposefully regulate the process of organizing students' educational activities in order to increase its effectiveness. In their conclusions, the authors point out that, despite the high rates of didactic faith in its individual elements, it does not have a significant impact on learning outcomes, because it is not accompanied by the necessary constant appropriate intellectual and moral efforts, but is characterized by low awareness and passivity, which does not allow to fully realize the basic functions of didactic faith.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕРЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук Ларионов Владимир Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат технических наук Круглова Елена Семеновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕРЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Рассмотрены современные научные представления о психологической сущности веры и ее функциях в образовательном процессе вуза, как фактора учебно-познавательной деятельности. Выполнен анализ результатов исследования структуры нерелигиозной веры студентов дидактического характера, дана оценка влияния элементов дидактической веры на результаты обучения студентов. Актуальность исследования обусловлена назревшей в современных условиях необходимостью изменения студентами своего глубинного внутриличностного отношения к образовательному процессу, субъектами которого они являются, что невозможно без опоры на личностные духовно-нравственные качества, сердцевиной которых является способность верить. В работе авторы выделяют основные функции веры в учебном процессе. Она может выполнять смыслообразующую функцию (поскольку является предпосылкой осуществления любой человеческой деятельности, наполняя ее смыслом), развивающую (расширяя сознание человека, объединяя сознательное и бессознательное). Ориентируя субъект «изнутри», вера выполняет мотивационную и стимулирующую функции. В число других функций веры входят: коммуникативная (выступает в качестве условия и регулятора процесса общения), познавательная (поскольку включает в свою структуру знания), критериальная (выступает в качестве критерия истинности). В качестве элементов дидактической веры авторы рассматривают: веру студента в то, что изучаемый предмет развивает его способности и будет востребован в будущей профессиональной деятельности; веру студента в свои способности усвоить этот предмет; в то, что преподаватель и товарищи помогут ему усвоить содержание предмета; веру в то, что, следуя приметам, можно увеличить качество сдачи экзамена. В результате исследования определены статистические характеристики структурных элементов дидактической веры студентов, их влияние на результаты обучения. Это позволяет осознанно и целенаправленно регулировать процесс организации образовательной деятельности студентов с целью повышения его эффективности. В своих выводах, авторы указывают на то, что, несмотря на высокие показатели дидактической веры по отдельным ее элементам, она не оказывает существенного влияния на результаты обучения, потому что не сопровождается необходимыми постоянными соответствующими интеллектуальными и моральными усилиями, а характеризуется низкой осознанностью и пассивностью, что не позволяет реализовать в полной мере основные функции дидактической веры.

Ключевые слова: вера, психологической сущность веры, функции веры в образовательном процессе, дидактическая вера, элементы содержания нерелигиозной веры, фактор успеваемости студентов, учебно-познавательная деятельность.

Annotation. Modern scientific ideas about the psychological essence of faith and its functions in the educational process of the university as a factor in educational and cognitive activity are considered. The analysis of the results of the study of the structure of the non-religious faith of didactic students was carried out, and an assessment was made of the influence of the elements of didactic faith on the results of students' learning. The relevance of the study is due to the urgent need in modern conditions for students to change their deep intrapersonal attitude to the educational process, the subjects of which they are, which is impossible without relying on personal spiritual and moral qualities, the core of which is the ability to believe. In the work, the authors identify the main functions of faith in the educational process. It can perform a meaning-forming function (because it is a prerequisite for the implementation of any human activity, filling it with meaning), developing (expanding the human consciousness, uniting the conscious and the unconscious). Orienting the subject "from within", faith performs motivational and stimulating functions. Other functions of faith include communicative (acts as a condition and regulator of the communication process), cognitive (because it includes knowledge in its structure), criterial (acts as a criterion of truth). As elements of didactic faith, the authors consider: the student's belief that the subject being studied develops his abilities and will be in demand in future professional activities; the student's belief in his ability to master this subject; that the teacher and comrades will help him to master the content of the subject; belief that by following the signs, you can increase the quality of passing the exam. As a result of the study, the statistical characteristics of the structural elements of the didactic faith of students, their influence on learning outcomes were determined. This allows you to consciously and purposefully regulate the process of organizing students' educational activities in order to increase its effectiveness. In their conclusions, the authors point out that, despite the high rates of didactic faith in its individual elements, it does not have a significant impact on learning outcomes, because it is not accompanied by the necessary constant appropriate intellectual and moral efforts, but is characterized by low awareness and passivity, which does not allow to fully realize the basic functions of didactic faith.

Key words: faith, the psychological essence of faith, functions of faith in the educational process, didactic faith, elements of the content of non-religious faith, student achievement factor, educational and cognitive activity.

Введение. Современная международная обстановка предъявляет к гражданину нашей страны высокие требования, которым невозможно соответствовать без опоры на духовные качества. Одним из проявлений духовности человека является его способность верить, на содержание и характеристики которой необходимо обратить особое внимание в процессе обучения.

Российские педагоги в настоящее время выступают «на линии фронта» в борьбе за будущее нашей страны. На встрече с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника» Владимир Путин поблагодарил педагогическое сообщество за их неизменную веру в Россию и за то, что они передают своим ученикам эту веру. В свою очередь первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко заявил: «Будущее России, конкурентоспособность России, суверенитет России, в том числе, определяется тем, во что будет верить подрастающее поколение россиян, какие ценности они будут разделять...». К числу таких ценностей можно отнести и ценности образования, вера в которые мотивирует обучающихся и повышает его качество.

Без сомнения, обучающийся не может полноценно выполнять учебные действия совершенно не имея веры, например, в то, что результат этой деятельности ему необходим и он способен его получить. Вера, присутствуя в учебно-познавательной деятельности обучаемых, оказывает существенное влияние на ее результаты. Поэтому важно знать структуру содержания нерелигиозной веры обучаемых, соотношение элементов ее составляющих и их влияние на результаты обучение, необходимо целенаправленно создавать педагогические условия для ее формирования и функционирования.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования - рассмотреть взгляды на психологическую сущность понятия «вера» и определить ее функции в образовательном процессе вуза. Выполнить анализ результатов исследования характеристик нерелигиозной веры студентов дидактического характера.

Определенная вера есть у каждого человека. Это общепсихологический феномен. Являясь фактором любой деятельности, вера оказывает влияние и на учебную деятельность студентов. В психологической науке понятие веры еще не получило значимого категориального статуса. Рассмотрим основные представления о вере в психолого-педагогической литературе.

Под верой обычно понимается убежденность и глубокая уверенность в ком-чем-н. (толковый словарь С. И. Ожегова). В психологической науке под убеждением понимается твёрдый взгляд на что-н., основанный на какой-н. идее. Оно считается вершиной развития личности, важным элементом ее мировоззрения. Убеждения придают личности уверенности в своих действиях. А вера является высшей степенью убеждённости.

Практическая, обыденная вера состоит в психологической уверенности человека в правильности содержания некоторых идей на основании здравого смысла и жизненного опыта. Таким образом, категория «вера» является наиболее общей по отношению к понятиям «уверенность» и «доверие», которые представляют собой частные виды (проявления или формы) веры (A.M. Двойнин). А.К. Козырева при этом обращает внимание на то, что уверенность - это всего лишь эмоция, которая непременно входит в структуру любой веры.

Кроме этого А. К. Козырева указывает на следующие психологические особенности веры: мир «возможного опыта» является объектом веры; содержание веры зависит также от собственных потребностей и интересов объекта (от его общественного бытия), а не только от свойств отражаемого объекта; достоверность веры подкрепляется только субъективными критериями; вера по своему происхождению зависит от потребностей субъекта в данном объекте, от опыта субъекта в отношении этого объекта; этот опыт не исключает «игры воображения».

Под верой Э. Фромм понимал внутреннее состояние человека, его уверенность, убежденность в реальной возможности предстоящего события.

Вера может выступать как: 1) побудительный стимул, мотив; 2) установка; 3) ориентир деятельности человека. Вера также является эмоциональным активным отношением субъекта и объекта на основе некоторого определенного информационного материала (A.M. Двойнин).

Вера является элементом сознания (хотя в определенных ситуациях может выступать в форме установки, т.е. неосознанного психологического состояния предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации). При этом вера - не есть представления, а есть некое их принятие, признание, то есть является определенным внутриличностным отношением к ним.

В настоящее время в психологии отсутствует целостное системное видение феномена веры. Поэтому не всегда становится понятным, о какой реальности внутреннего мира идет речь, когда говорится о вере. Некоторые исследователи относят веру к внутреннему состоянию психики. Другие - к элементу или характеристике сознания (наряду со знанием). Третьи под верой понимают эмоциональное отношение, мотив или установку.

В учебном процессе вера может выполнять функцию смыслообразования, поскольку она является предпосылкой осуществления любой человеческой деятельности, наполняя ее смыслом (Б.С. Братусь). Вера в смысл своих поступков является для человека необходимым условием любой жизненной активности, в т.ч. и учебной.

Другая функция веры - развивающая. У. Джеймс считал, что вся ценность веры для человека заключается в том, что она является психическим проявлением того роста, который выражается новым реагированием, новыми состояниями чувств, более возвышенной, более широкой сферой деятельности. А по мнению К. Юнга вера позволяет расширить сознание человека, объединяя бессознательное и сознательное, в частности, в познании себя и предмета учебной дисциплины, вызывает их взаимодействие, обеспечивает продуктивное развитие. Однако, этому взаимодействию препятствует постоянная ориентация современного человека на внешний мир, внешнюю деятельность, которая ведет к отчуждению от собственного внутреннего мира, от переживаний веры.

По мнению А.К. Козыревой вера - это целостное психологическое явление. Она входит в структуру личности и теснейшим образом с ней связана. Вера концентрирует воедино все стороны психики человека: и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую.

Мотивационная и стимулирующая функция веры. Вера выполняет в деятельности обучаемых эмоционально-стимулирующую, или регулятивную, функцию. Она включает в свою структуру потребности и оформленный в знаниях опыт субъекта, выступает в качестве побудительного стимула, мотива, установки учебной деятельности, ориентирует субъекта «изнутри». Вера дает целостный образ будущего, который мотивирует человека, убеждая в реальности, достижимости его планов (Б.С. Братусь). Она «всегда сопровождается действиями, поскольку то, во что мы верим, мы стремимся осуществить» (Г. Оллпорт). На стимулирующую роль веры в познавательной активности также указывал и Г. Тард.

Другими функциями веры являются: познавательная (поскольку включает в свою структуру знания), коммуникативная (так как выступает в качестве условия и регулятора процесса общения, что очень важно для обучения), критериальная (поскольку выступает в качестве критерия истинности).

В сложную многообразную ткань учебно-познавательной деятельности студентов вплетено множество элементарных актов веры, которые ими могут не переживаться и не осознаваться как таковые. Ее психологические аспекты являются характеристиками становления личности человека, которые связаны с переживаниями, самоутверждением и поступками. По своему содержанию элементы веры и связанные с ней состояния убежденности и уверенности достаточно естественны, обычно они выглядят само собой разумеющимися и общепринятыми.

В ходе обучения у студентов имеет место вера в целесообразность тех или иных учебных дисциплин, в собственные способности, в профессионализм преподавателей, в личные результаты обучения и т.п. В отличие от знания вера не может отчуждаться от обладающего ей индивида, и в этом смысле она относится к личностным параметрам учебно-познавательного процесса. Поэтому процесс ее формирования является личностно-ориентированным. Для педагога важно знать не только содержание веры обучаемого, ее характеристики (силу, осознанность, активность) но и ее влияние на текущие процессы и результаты образования конкретного обучаемого. Феномен веры, незримо присутствуя в обучении, является важным условием, обеспечивающим передачу и получение знаний, так как ее акты входят так или иначе в значительную часть учебно-познавательных действий и поэтому эта вера может быть названа дидактической.

В данном исследовании приняли участие 30 студентов (п = 30), изучаемый предмет имел информационно-математическое содержание, фиксировался процент освоения дисциплины, а сила той или иной, связанной с этим предметом, веры оценивалась по десятибалльной шкале. В качестве обобщенных количественных характеристик были рассмотрены медианное значение силы элемента веры и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между силой элемента веры и успеваемостью.

Очевидно, что на учебную деятельность студентов влияет их вера в то, что изучаемый предмет, соответствующие знания и умения, компетенции будут востребованы в их будущей профессиональной деятельности. По результатам опроса указанная вера отсутствовала только у 3% опрошенных. Медианное значение силы этой веры у студентов составило по десяти балльной шкале 5 единиц. Коэффициент ранговой корреляции между силой этой веры и успеваемостью по предмету равнялся 0,455, коэффициент статистически значим, что соответствует слабой по тесноте связи.

Каждый студент, как правило, не равнодушен к развитию своих способностей, особенно интеллектуальных, и не упускает возможности в той или иной мере на них повлиять. Поэтому очевидно, что если студент верит в то, что изучаемый предмет развивает его способности, то это может повлиять на результаты его обучения. Что касается веры в то, что обучение по данному предмету развивает интеллектуальные способности студентов, то все опрошенные студенты верили в это. При этом медианное значение силы веры составило 9,5. Однако соответствующий коэффициент корреляции 0,32 оказался статистически незначим, что указывает на отсутствие связи с успеваемостью студентов, на пассивность их веры. Она не побуждает их к достижению высоких результатов в обучении.

Большое значение для студентов имеет вера в свою способность усвоить изучаемый предмет. Занимаясь по предмету, каждый из них оценивает свои силы, способности, возможные результаты и в связи с этим испытывает или оптимизм, или впадает в уныние. Многие из них имеют печальный опыт обучения по подобному предмету в школе, других пугает вузовская методика обучения, которая предполагает изучение больших объемов за небольшой промежуток времени. Это также является следствием неготовности студентов к обучению в вузе, к напряженной интеллектуальной деятельности, установки на запоминание, а не на уяснение смысла. По данным исследования 96,7% опрошенных верят в то, что они смогут усвоить содержание изучаемого предмета. Медианное значение - 7,75. Коэффициент корреляции 0,33 статистически незначим (связь отсутствует). Результаты указывают на то, что часто студенты переоценивают свои познавательные возможности, недооценивают уровень сложности изучаемого предмета и недостаточно серьезно относятся к учебной деятельности, откладывают своевременное выполнение текущих заданий, на занятиях не проявляют активность, отвлекаются на посторонние дела, разговоры и т.п.

Обучаясь в вузе, студенты верят в то, что преподаватель поможет им усвоить содержание учебного предмета, часто забывая, что обучение в вузе предполагает высокий уровень самостоятельности. В данном случае особое внимание уделяется коммуникационному характеру феномена веры как доверия к другому человеку. Медианное значение силы этой веры составила 10 единиц. Это достаточно высокий уровень веры. А коэффициент корреляции 0,18 статистически незначим, что указывает на отсутствие связи между верой в помощь преподавателя и успеваемость. Такой результат может быть вызван тем, что студенты редко обращаются за помощью, потому что оно предполагает активное отношение к обучению, в ходе которого появляются вопросы, которые можно разрешить с помощью преподавателя.

В ходе обучения, студенты часто прибегают к взаимопомощи. Они помогают друг другу выполнить контрольные задания, усвоить теоретический материал, потому что верят в то, что их товарищи им помогут. Медианное значение по этой вере равно 8, но корреляционная связь отсутствует. Это указывает на то, что, как правило, студенты не могут оказать квалифицированную педагогическую помощь. Часто они выполняют задания друг за друга или списывают их. С другой стороны, многие студенты, которые прибегают к помощи товарищей, стремятся к внешнему, формальному результату.

Как показывает исследование студенты верят, что, следуя приметам, можно увеличить качество сдачи экзамена или зачета. Многие студенты (67%) стремясь к высоким оценкам на экзамене прибегают к магическим действиям, а 43% используют их часто. При этом применяют несколько действий по приметам 53% студентов. Число действий может быть равно 6. В среднем же те, которые так поступают, используют 2,78 (около трех) магических действий. Медианное значение силы веры в приметы при оценке по 10-ти балльной шкале составляет 2,5. Коэффициент корреляции 0,625 статистически значим, что соответствует средней по тесноте связи. Возможно это вызвано тем, что вера в приметы широко распространена среди студентов не только слабо успевающих и коррелирует с общей активностью студентов, включая и учебно-познавательную активность. Такие студенты серьезно относятся к обучению и дополнительно прибегают к суевериям, не считая их чем-то предосудительным.

Здесь не лишне напомнить, что в Госдуме готовится законопроект об уголовной ответственности за оказание услуг оккультно-магического характера, в чем проявляется отношение государства к такого рода действиям ее граждан, в частности, к действиям студентов перед экзаменом. Соответствующая деятельность студентов, конечно, не носит коммерческий характер и не направлена на оказание кому-либо такого рода услуг. Однако, это указывает на духовную незрелость нашего студенчества, его морально-этическое состояние.

Таблица

Статистические характеристики элементов дидактической веры студентов

Элемент веры Медианное значение силы веры Коэффициент ранговой корреляции Спирмена ме^ду силой веры и успеваемостью

Вера в то, что изучаемые знания, умения и компетенции будут востребованы в будущей профессиональной деятельности. 5 0,455 Статистически значим Связь слабая

Вера в то, что изучаемый предмет развивает способности. 9,5 0,32 Статистически незначим Связи нет

Вера в свою способность усвоить изучаемый предмет. 7,75 0,33 Статистически незначим Связи нет

Вера в то, что преподаватель поможет усвоить содержание предмета. 10 0,18 Статистически незначим Связи нет

Вера в то, что товарищи помогут усвоить содержание учебного предмета. 8 -0,03 Статистически незначим Связи нет

Вера в то, что, следуя приметам, можно увеличить качество сдачи экзамена / зачета. 2,5 0,625 Статистически значим Связь средняя

Выводы. Вера в образовательном процессе вуза выполняет такие важные функции, как смыслообразующая, мотивационная, стимулирующая, развивающая, коммуникативная, познавательная и критериальная. Для их эффективной реализации необходимо создавать соответствующие педагогические условия.

Исследование показывает, что, несмотря на высокие показатели дидактической веры, она не оказывает существенного, заметного влияния на результаты обучения, потому что не сопровождается необходимыми постоянными соответствующими интеллектуальными и моральными усилиями, а характеризуется низкой осознанностью и пассивностью.

Педагогические усилия в связи с этим должны быть направлены на активизацию всех структурных элементов дидактической веры студентов, которые должны побуждать студентов к активному участию в обучении, к конкретным практическим учебно-познавательным действиям. Пассивная вера студентов не реализует в полной мере свои основные функции.

Литература:

1. Братусь, Б.С. Вера как общепсихологический феномен сознания человека / Б.С. Братусь, Н.В. Инина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -2011. -№ 1.-С. 25-38

2. Двойнин, A.M. Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы / A.M. Двойнин, Г.И. Данилова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2013. - Вып. 2 (29). - С. 121-130

3. Ларионов, В.М. Психологическая сущность и функции веры как фактора учебной деятельности / В.М. Ларионов // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: материалы XXXII национальной научно-методической конференции. - Челябинск: Уральская Академия, 2022. - С. 17-19

4. Теплых, М.С. Феномен когнитивной веры в научном познании: опыт гносеологического анализа [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Теплых Марина Сергеевна; Магнитогорский гос. ун-т. - МаГУ, 2007. - 22 с.

Педагогика

УДК 382.2

кандидат педагогических наук, доцент Лепшокова Елизавета Ахияевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Карасова Светлана Яхьяевна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)

РАССМОТРЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ И ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена самым результативным и целесообразным методам преподавания английского языка. Тема актуальна. В сегодняшней методике актуальной и нерешенной является проблема поиска и предпочтения наиболее результативных и приемлемых методов преподавания английского языка. Они должны соответствовать сегодняшним ситуациям обучения и соответствующим запросам образцов нынешнего образования. Цель данного исследования: сделать детальный синтез важнейших нынешних методических систем обучения английскому языку и установить их методическую значимость с точки зрения их результативности и действенности в обучении английскому языку. Практическая значимость исследования: анализ и систематизация методов преподавания английского языка, показанные в этой статье, могут помочь в отыскивании и предпочтении наиболее действенного, "универсального" метода обучения.

Ключевые слова: метод, преподавание, английский язык, значимость, синтез, результативность, система.

Annotation. The article is devoted to the most effective and expedient methods of teaching English. The topic is relevant. In today's methodology, the problem of finding and preferring the most effective and acceptable methods of teaching English is relevant and unresolved. They should correspond to today's learning situations and the corresponding request for samples of current education. The purpose of this study is to make a detailed synthesis of the most important current methodological systems of teaching English and to establish their methodological significance in terms of their effectiveness and efficiency in teaching English. Practical significance of the research: the analysis and systematization of methods of teaching English, shown in this article, can help in finding and preferring the most effective, "universal" method of teaching.

Key words: method, teaching, English, significance, synthesis, effectiveness, system.

Введение. Ознакомление с историей методики обучения английскому языку окажет содействие молодому учителю легче ориентироваться в предпочтении методов и приемов обучения, разумно их совмещать в своей деятельности, сознательно и креативно использовать всевозможные методы обучения [1].

Цель и задачи:

- провести детальный синтез важнейших нынешних методических систем обучения английскому языку. Установить их методическую значимость с точки зрения их результативности и действенности в обучении английскому языку;

- рассмотреть способы повышения мотивации к учебе у обучающихся и готовности к сотрудничеству.

Изложение основного материала статьи. Метод преподавания - один из основных составляющих процесса обучения. Без использования надлежащих методов нельзя добиться назначенной цели, осуществить запланированный план, научить детей навыкам познавательной деятельности.

Метод преподавания состоит из согласованности преподавательской деятельности педагога и подготовки учебно-познавательной работы обучающихся, а также особенности их деятельности по выполнению образовательных, формирующих и развивающих целей преподавания [2]. Главным в данных определениях является то, что:

- целью деятельности является развитие индивидуума и решение учебно-воспитательных задач;

- это неизменно общая работа преподавателя и учащегося.

Рассмотрим следующие методы обучения английскому языку, применяемые ранее:

1) методы перевода (грамматико-переводной и лексико-переводной). В основе грамматико-переводного метода лежало исследование грамматики. Фонетика не изучалась как часть, словарь проходился хаотично, в виде объяснений к грамматическим правилам. Главным орудием преподавания языку был буквальный перевод. Грамматика была отложена на второй план и проходилась беспорядочно, в качестве объяснения к тексту;

2) прямой и естественный методы и их видоизменения. Сущность естественного метода была в том, чтобы при обучении английскому языку создавать те же обстоятельства и применять тот же способ, что и при непринужденном усвоении своего языка. Главная цель обучения при естественном методе - обучить детей изъясняться на английском языке. Научившись изъясняться, дети смогут читать и писать на английском языке, даже не научившись читать и писать. Дети обучались в основном разговорному, практическому языку [3];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.