SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК АКТИВИРУЮЩИЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Нарматова Айжан Полатовна
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека [email protected]
В данной стать речь идет о дидактических играх, которые применяются при изучении немецкого языка. Наряду с классическим, демонстративным и практическими методами обучения языка широко применяется активирующий метод обучения. Дидактические игры считаются активирующим методом при обучении иностранного языка. В статье описываются виды дидактических игр, а также эффективность и лучшее усвоение пройденного учебного материала.
Ключевые слова: дидактическая игра, классический метод, демонстративный метод, активирующий метод, иностранный язык.
This article is about didactic games that are used in learning the German language. Along with classical, demonstrative and practical methods of language teaching, the activating method is widely used. Didactic games are considered an activating method in teaching a foreign language. The article describes the types of didactic games as well as the effectiveness and better assimilation of the educational material covered.
Key words: didactic game, classical method, demonstrative method, activated method, foreign language.
ВВЕДЕНИЕ
В сегодняшнем мире современных технологий, где все вокруг нас электронное, учителю труднее и труднее добиться внимания и концентрации учащихся. По моему опыту я убедилась, что использование дидактических игр и игровой деятельности помогает провести урок должным образом и качественно закрепить пройденный материал. Уроки стали намного интереснее, а мотивированных учащихся стало больше.
Существует множество определений термину «Метод», которое произошло от греко-латинского слова «методос» и означает «путь к определенной цели». Дуден также определяет этот термин как «процесс,
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
основанный на системе правил для получения знаний или практических результатов» или как «способ подхода к обучению». Не существует универсального метода, который лучше всего подходил бы для обучения иностранному языку. Каждые занятия отличаются своей уникальностью, и каждый учащийся предпочитает свой способ обучения. Выбор метода является одним из основных навыков учителя. При этом учитель должен учитывать возраст, внутреннее взаимоотношение группы, способности учащихся и их уровень владения языка. А также немаловажным является учебный материал и оснащение кабинета. Учитель должен быть избирателен в выборе и эффективности использования методов обучения.
Отношение к преподавания иностранного языка развивалось в течении нескольких столетий и существует бесчисленное множество классификаций методов обучения. Существуют такие методы, как метод грамматического перевода, прямой, аудиолингвальный, медиаторный и аудиовизуальный методы, коммуникативный и межкультурный подход.
С точки зрения педагогики существует три основных метода: классические, комплексные и активирующие методы обучения.
Классический метод. Классические метода делятся на вербальные, описательные и демонстративные. Здесь речь идет о традиционном методе обучения, где учитель находится в центре учебного процесса и несет ответственность за организацию и ход всего урока. Вербальные методы с самого начала являются одним из старейших методов обучения. Это можно увидеть уже в древней Греции, где риторику преподавали как искусство речи. Язык является неотъемлемой частью этого метода и не просто служит как средство общения, но и средством мышления.
По мнению Скалковой есть либо монологические вербальные методы, такие как повествование, объяснение, лекции и работа над текстом или диалогические речевые способы, такие как диалог, беседа или дискуссия.
Демонстративный метод по модели Ж.А.Комениуса передают новое понимание. Он утверждал, что учебный материал должен восприниматься учащимися всеми органами чувств. В этом помогает демонстрации с использованием различных фотографий или реалий, то есть реальными предметами. Этот метод нельзя использовать изолированно, но всегда должны быть связаны с вербальными или практическими методами. Преимущество этого метода заключается в том, что можно организовать демонстрацию, наблюдение или работу над картинками или инструкциями.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Практические методы позволяют учащимся работу с реальными объектами, тем самым развивая активность и концентрацию внимания учащихся, а также способствуют эффективному усвоению пройденного материала.
Методы повышении активности учащихся на занятии по иностранному языку различаются по интерактивному аспекту. К активирующим методам по мнению Манак и Швец являются метод обсуждения, открытия или эвристический метод, ситуационный метод, метод инсценировки и дидактические игры.
ОБСУЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬАТЫ.
Янковцова, Пруча и Кудела описывают активирующие методы как этапы урока, на которых осуществляется самостоятельная работа, развивается критическое мышление и способность решения задач и проблем самостоятельно самими учащимися. Эти альтернативные или «инновационные» методы, которые иногда противоречат традиционным методам используют рациональные методы обучения. Это метод не только ориентирован на передачу информации, но и учитывает потребности учащихся развитию познавательного восприятия.
Целью активирующего метода является принятие активного участия самих учащихся в учебном процессе. Активность учащихся — это основной пункт эффективного учебного процесса, если обучение идет наряду с желанием приобрести знания. Для этого учитель должен найти способ замотивировать учащихся.
Котрба и Лацина предлагают детальную структуру активирующего метода по следующим критериям:
- Подготовка (время, материалы, ресурсы для реализации)
- Время необходимое для самого урока
- Структурирование по категориям (метод открытия, обсуждения, ситуация, метод постановки игры)
- Цель и задача обучения (диагностика, повторение, мотивация, релаксация, новая форма интерпретации.)
Метод «открытия».
Метод «открытия» или «эвристический метод» лежит в основе всего активирующего метода, и это один из наиболее эффективных методов, который развивает самостоятельное мышление, творческие способности и самостоятельную деятельность учащихся. Метод «открытия» предлагает
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
учащимся решение проблемной задачи. Важно чтобы на начальном этапе урока у учащихся была вся необходимая информация. Учащиеся исследуют, экспериментируют и ищут возможные методы или новые способы, как решить задачу или проблему.
Метод «дискуссии».
Метод «дискуссии»- метод диалога, преимущественно основанный на обсуждении между учащимися или между учителем и учащимися. В ходе дискуссии учащиеся спорят, обмениваются мнениями и опытом, а также ищут способ решению проблемы. Основным компонентом метода «дискуссия» заключается в том, чтобы задавать вопросы и затем на них отвечать. Учащиеся развивают коммуникативные навыки, учатся думать на иностранном языке, спорить и высказывать свое мнение.
«Ситуационный» метод.
В основе «ситуационного» метода лежит решение, основанное на реальных событиях, то есть на основе «Модели ситуации». Часто учащиеся не имея информации, учатся сами искать информацию, собирать ее, сравнивать и отсортировывать. Существуют две формы «ситуативного» метода. Первое - это анализ ситуации. Ситуация, учащиеся сначала самостоятельно работают над ранее заданной темой дома. Они должны подготовить, собрать все необходимые материалы. Затем учащиеся обсуждают эту тему на уроке. Второй вариант - разрешение конфликтной ситуации, когда представлена конкретная ситуация, и учащиеся сразу же используют свой опят и идеи, выбирая лучшее решение.
Метод «инсценирования».
Основная цель этого метода - дать возможность учащимся симулировать разные роли в жизненных ситуациях. Тем самым учащиеся развивают языковые навыки и умение ставить себя на место других. Метод «инсценирования» ориентирован на драматургию и ролевую игру в ситуациях, на которые учащиеся могут потенциально попасть в реальном мире.
Дидактическая игра.
Дидактическая игра - одна из естественных форм, в которых учитель, обучая может мотивировать учащихся. Дидактические игры предлагают учебный материал в форме, интересной для обучающихся, тем самым подсознательно поддерживать или повторять навыки иностранного языка.
Существует множество определений термину «игра», несмотря на это трудно объяснить, как правильно понимать игру на уроке. Дуден объясняет понятие «игра», как «деятельность, совершаемая ради удовольствия без
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
сознательной цели». Итак, дидактическая игра или «обучающая игра» — это игра, которая включена в образовательный процесс и имеет определенные правила и содержание. В свою очередь дидактические игры можно разделить на интерактивные и не интерактивные.
Интерактивные игры направлены на развитие сотрудничества. В ходе игры учащиеся реагируют на конкретную ситуацию, общаются друг с другом, учатся адаптировать свои действия в командной или партнерской работе. Все участники влияют друг на друга сознательно или неосознанно. Примером могут служить симуляционные игры или ролевые игры.
Не интерактивные игры являются более независимыми, так как результат не зависит от участников команда или партнера. Учащиеся решают одну и ту же задачу в одинаковых условиях, но каждый действует независимо от другого учащегося, тем самым не подвержен влиянию других. Примерами не интерактивных игр являются кроссворд, викторина, головоломка, загадка, игра на память, карточки, зашифрованный текст, домино или настольная игра с заданием.
Игры можно классифицировать следующим образом:
• Карточные игры: домино, квартет, игры на память
• Игры с кубиками: склонение прилагательных или местоимений
• Настольные игры: план города, змейка.
• Игры на память: мемори игры
• Игры на правописание и рисование: зрительный диктант, сопоставление, предложение-змейка, слово- домино, головоломка слогов, игра «Почему- потому, что»
• Игры на движение: игры с мячом
• Игры- загадки: игры в прятки, головоломки, кроссворды
• Пантомимные игры: групповая или партнерская пантомима.
Прежде чем внедрить игру в учебный процесс, учитель должен учитывать:
- Возраст учащихся.
- Размер кабинета и организацию игры.
- Ориентироваться на время.
- Содержание и цель игры.
- Мотивацию и радость от игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении можно скзать, что обучающие игры поддерживают процесс стабилизации. Учащиеся имеют возможность принимать участие в различных
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
группах, в партнерских группах или командах. Тем самым приспосабливаются к различным собеседникам в разных группах или командах.При проведении обучающих игр учащиеся учаться общаться с другими учащимся. Совместное общение приводит учащихся к свободно говорить на данную тему, а также развивается способность задавать вопросы, выражать свое мнение, слушать и уважать мнение собеседника, сравнивать и находить компромис.
Активирующий метод предлагает также различные игры, которые развивают творческое, аналитическое и креативное мышление, импровизацию и тактику и стратегию обучения. Учащиеся решают различные задачи, тем самым вступая в новые роли, которые они никогда не пробовали.На данном этапе учащиеся могут оценить свои возможности самостоятельно, а также имеют возможность продолжить работу над собой.
Дидактические игры способствуют общей стимуляции учащихся. Уроки становятся более интересными и эффективными.Атмосфера занятия очень привлекательная.Такой процесс обучения мотивируюет учащихся, что способствует большему достяжению успеха в обучении немецкого языка. Дидактические игры мотивируют учащичся думать и размышлать на обучаемом языке, и чаще всего это происходит бессознтельно. Мотивированные учащиеся имеют огромное желание изучать иностранный язык.Следовательно, дидактические игры создают благоприятную атмосферу на занятии, тем самым повышая активность учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):
1. К.Бауш, К.Ханс-Юрген Handbuch. Fremdsprachenunterricht 5-Изд. Тюбинген: А.Франке, 2007. С 655 ISBN 978-3-8252-8043-7
2. К.Даувилиер, Д. Леви-Хиллерих. Spiele im Deutschunterricht. Мюнхен: Гете институт, 2004. С. 200. ISBN 3-468-49646-2, S. 9
3. Ж. Хармер. The Practice of English Language Teaching. Лондон: Лонгман,1991, С 371. ISBN 978-1-4058-4772-8
4. Д. Хомбергер. Lexikon Deutschunterricht: Fachwissen für Studium und Schule. Изд. Шнайдер, 2013, С. 491.
5. Х. Мейер. Unterrichtsmethoden II.: Praxisband. 11. Изд. Франкфурт на Майне: Корнельсон, 2000, С.464.
6. Г.Нойер. Х.Хунфельд. Methoden des fremdsprachlichen Unterrichts. Берлин: Лангендшайд 5-издание, 1999, С.184. ISBN 978-3468496769
7. Д. Рёслер. Deutsch als Fremdsprache. Штутгард: 1994. С. 301. ISBN 3- 47610280-7
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
8. А.Шпиер. Mit Spielen Deutsch lernen. Франкфурт на Майне: Корнельсон1981. С. 155. ISBN 3-589-20781-7
9. Г. Шторх. Deutsch als Fremdsprache: eine Didaktik: theoretische Grundlagen und praktische Unterrichtsgestaltung. Мюнхен: Вильгельм Финк, 1999. С. 367. ISBN 978-3-8252- 8184-7
10. П. Ур. A course in language teaching: practice and theory. Кембридж: Cambridge University Press, 1996. С. 375. ISBN 0-521-44994-4