УДК 811.161
З.К. КОКЕНОВА
Ст.преподаватель кафедры русского языка КазНМУ им.С.Асфендиярова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МЕДВУЗАХ
В данной статье описывается, как применяются интерактивные методы в виде деловых игр, а также аргументируется их дидактическая целесообразность использования при изучении научного стиля медицинских текстов. Автор уделяет особое внимание на продуманный прием деловых игр, связанных с основной темой научного текста. В статье приводятся приемы игрового метода, используемые преподавателем на занятиях факультета общей медицины КазНМУ им.С. Асфендиярова. На наш взгляд, инновационным считается то, что при работе над научными текстами по специальности, по русскому языку для студентов казахских групп для лучшего усвоения научного материала целесообразно использование игровых методов.
Ключевые слова: активные методы обучения, ситуации, ситуационные игры, разноуровневые упражнения, научное познание.
Обучение должно быть построено таким образом, чтобы способствовать раскрытию творческих возможностей личности. Оптимальными для реализации такого подхода являются активные методы обучения, которые способствуют и лучшему усвоению материала. Известно, что в памяти человека остается приблизительно 10% из того, что делает. К активным методам обучения можно отнести обучение на конкретных ситуациях, разбор инцидентов и деловые игры.
Ситуации могут использоваться как иллюстрации к изучаемому материалу с целью закрепления и углубления знаний, активизации обмена знаниями и опытом между обучающимися. Ситуации могут являться самостоятельным материалом для изучения, а также для совместного анализа и оценки. Такие ситуации могут содержать конфликт или быть бесконфликтными. Они служат для выработки необходимых профессиональных умений, в том числе умения работать с информацией: с научным текстом по специальности, анализировать ситуацию, излагать и отстаивать свою точку зрения, ориентируются в конкретной обстановке. Деловые игры - метод, который дает возможность довольно быстро овладеть навыками принятия решений в различных ситуациях, способствует обмену опытом, развитию умения работать с имеющейся информацией и взаимодействовать с людьми в коллективе. Игра способствует развитию навыков контроля своего поведения, соответствия его принятой роли, эталону. Итак, применение ситуационных, ролевых ( деловых) игры как активные методы подготовки специалистов правомерно по следующим причинам:
1) специфическая форма игровой деятельности создает предпосылки для целенаправленной активизации творческих возможностей обучения;
2) определение эмоциональных переживаний создают необходимую мотивацию для их активизации участия в игре.Суть метода - импровизированное разыгрывание участниками заданий проблемных ситуаций, в ходе которого они используют различные роли персонажей ситуации. В задачу игрока входит выбор оптимального поведения с учетом возможных действий всех участников и случайных событий. Существенной отличительной чертой игровых ситуаций является наличие противодействующих сторон или факторов, которые сознательно или непроизвольно влияют на поведение играющих и характер принимаемых решений.
Использование игрового метода на занятиях по русскому языку в медицинских вузах при изучении лексических тем, связанных с будущей специальностью, а также при изучении художественного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей не вызывает затруднений, а способствует лучшему усвоению изучаемой темы и развитию связной монологической речи будущих медиков.
Спектр интерактивных методов чрезвычайно широк. По целевой ориентации среди них могут быть выделены: дидактические, позволяющие сформировать познавательные практические умения, организовать различные виды учебной деятельности; воспитывающие, направленные на развитие нравственно-этических, волевых и других качеств обучаемых; контролирующие, ориентированные на реализацию контрольно-оценочной функции. Методологической основой
интерактивных методов является теория познания. Учебная проблема может быть выражена в форме задания, которое прежде всего активизирует его познавательную деятельность, например тренинг, дискуссия, деловая и дидактическая игра, презентация, составление кейса, разработка индивидуального и группового проектов и т.д.
Для обеспечения высокой эффективности обучения русскому языку студентов 1 курса Казахского Национального медицинского университета им.С.Асфендиярова на кафедре разработаны учебно-методическое пособие «Русский язык» ( по 1-2 модулям), «Научный стиль речи» Озекбаевой Н.А. Пособие содержит богатый дидактический материал и систему разноуровневых упражнений, нацеленных на реализацию компетентностного подхода к обучению русскому языку студентов-медиков, а также представляет собой определенную систему по развитию речевых умений на основе научного стиля речи. В нем помимо работы над текстами научного стиля и тестовыми заданиями, предлагаются интерактивные методы обучения в формате самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельной работы студента (СРС).
Для восприятия и грамотного изложения научной информации по темам «Компрессия научной информации в учебно-профессиональной сфере», «Культура устной речи и особенности речевого поведения в профессиональной сфере» после подготовительной работы по научному тексту: работа с терминами, определение тем и подтем, морфологические и синтаксические особенности научного текста целесообразно, на наш взгляд, использование игрового метода на основе тем и содержания научного текста по специальности, структурно-смыслового анализа. Например, провести игру на тему « Международная конференция ученых-медиков «Генетика старения и долголетия», которая состоится 6-10 апреля 2014 года в Сочи.
Ознакомить студентов с основной информацией, провести подготовительную работу, распределить роли участников конференции, подготовить бейджики, расставить мебель соответствующим образом, выбрать модератора конференции и т.п. Студенты работают с текстом «Генетика старения и долголетия» . Составляют глоссарий к научному тексту, работают с терминами из текста, извлекают основную информацию, переводят данные микротексты, распределенные по ролям на казахский и английский языки. 6-10 апреля 2014 года в Сочи состоится событие, способное изменить жизнь каждого человека - международная конференция «Генетика старения и долголетия». На конференции соберутся ведущие мировые эксперты в области продления жизни. Эти ученые уже внесли потрясающий вклад в изучение старения, в потенциальную возможность сохранения и улучшения качества жизни всех ныне живущих людей.Дэвид Гемс (Великобритания) - исследователь роли генов в регуляции продолжительности жизни и процессе старения, первооткрыватель многих генов долголетия, Ричард Миллер (США) - автор одной из первых в мире работ, показавших возможность увеличения продолжительности жизни млекопитающих с помощью фармакологического препарата, Клаудио Франчески (Италия) - один из ведущих ученых в Европейском проекте «Genetics of Healthy Aging», цель которого
- поиск генов, ответственных за здоровое долголетие человека, Роберт Шмуклер Рис (США) - ученый, достигший рекорда долголетия для лабораторного животного - продолжительность жизни червя нематоды в экспериментах выросла в 10 раз, Вальтер Лонго (США) - создатель генетически модифицированного штамма дрожжевого грибка, способного жить в 10 раз дольше обычного, Джуди Кампизи (США) -руководитель исследований молекулярных причин старения клеток и связанных с ними воспалительных и опухолевых процессов, Ян Вайг (США) - автор известной книги «Старение генома», исследователь индукции мутаций ДНК, накапливающихся при старении, Брайан Кеннеди (США) -Президент Института Бака - мирового лидера в области фундаментальных и прикладных исследований старения. Даже частичное внедрение в клиническую практику научных результатов, которые будут доложены на конференции «Генетика старения и долголетия» - это сотни миллионов спасенных жизней.
Далее преподаватель рекомендует получить дополнительную информацию из первоисточников. Перед чтением книги -монографии Алексея Москалева «Старение и гены» (СПб.: Наука, 2008), Михаила Батина и Алексея Турчина «Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа» участникам игры конференции предлагается отработать I часть конференции, где «участники-гости международной конференции», а также «модератор» на трех языках: русском, казахском и английском языках представляют гостей с их именами и странами, которую они представляют, а «ученые-медики» вкратце на трех языках сообщают слушателям информацию о своей деятельности в данном направлении науки. После того как участники смогут справиться с первым заданием «знакомства», во второй части игры-конференции можно усложнить задачу игрокам: подготовить мини-доклады или сообщения этих ученых в области старения и долголетия. Во время предтекстовой работы научных монографий необходимо дать обучающимся сведения о языковых особенностях и отличительных черт подстилей научного стиля: об учебно-научном, научно-популярном и собственно-научном подстилях.
Содержание третьего модуля ориентировано на привитие навыков научной речи, а четвертый модуль нацелен на совершенствование культуры устной и письменной речи в профессиональной сфере.
Далее по научным текстам «Типы лечебно-профилактических учреждений и организация работы в них медицинского персонала. Виды уборок в лечебном учреждении. Обработка инвентаря. Уход за больным: смена белья, гигиена кожи, волос, глаз, ногтей.Уход за температурящими больными » можно проводить деловые игры « В клинике»или «Поликлиническая служба», «Проверка сотрудниками СЭС», «Совещание в управлении здравоохранения города» , « Аккредитация медицинских работников на знание функциональных обязанностей»и т.п.
По научным текстам в соответствии с Рабочей программой и календарно-тематическими планами изучаются следующие лексические темы на факультете общей медицины «Научные достижения учёных нашего университета .Остеология - учение о костях.Миология - учение о мышцах. Рецензирование научного текста. Отзыв. Резюме-выводы.Артрология- учение о соединениях костей» для лучшего запоминания необходимой научной информации целесообразно дидактически проводить
на занятиях в виде игр как «Пресс-конференции об открытиях ученых», «Заседание Нобелевского комитета по учреждению Нобелевских премий лауреатам «, «Работа патологоанатома» т.п.
Надеемся, что апробация учебного пособия «Научный стиль речи» Н.Озекбаевой способствует тому, что при интерактивном методе обучения студенты смогут усвоить поисковую деятельность, способы постановки и разрешения проблем, приобрести самостоятельные навыки разрешения проблем (например, дилемма « Диетическое питание»или «Правильное питание», дискуссия « Врачебные ошибки», дебаты «Противотуберкулезные средства»). Интерактивный метод обучения способствует активизации мыслительной и творческой деятельности студента (деловая игра «Моя будущая специальность», активный метод обучения «Займи позицию», блиц-опрос «Распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний»).
Высшей степенью активности и познавательной самостоятельности обучаемых в процессе овладения языком специальности, профессиональной речью является формирование навыков исследовательской работы (например, деловые игры «Питание больных », «Научные достижения учёных нашего университета », «Миология - учение о мышцах»). Получив исследовательскую задачу, студенты оказываются перед необходимостью самостоятельно поставить проблему по данной задаче, анализировать, разрешать ее. Помощь преподавателя здесь состоит в руководстве познавательной деятельностью студентов. Личность преподавателя является также мотивационным фактором, так как преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Поэтому благодаря интерактивным методам обучения преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. Научное познание и обучение это двуединый процесс. Поэтому задачи обучения русскому языку (учить творчески мыслить, активизировать процесс написания эссе, готовить презентации, проводить лингвостилистический, морфологический и синтаксический анализы, закрепить навыки композиционно-смыслового анализа текста, совершенствовать навыки конспективной и компрессионной переработки научных текстов) реализуются во время учебных занятий при изучении научного стиля по специальностям медицинского вуза в приеме свободных ассоциаций активных методах обучения «Композиционно-смысловой анализ текста», «Виды плана», «Аннотирование научных текстов», «Рецензирование научных текстов», «Резюмирование научных текстов», «Реферирование научных текстов». Цель интерактивных методов обучения -научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Активная познавательная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор студентов медицинского университета - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности и дидактически
целесообразно использование деловых игр как
интерактивного метода обучения профессиональному русскому языку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интерсно преподавать: Учебные пособия, - 3 издание. Доп. - Алматы: 2009. - С. 147 - 149.
2 Озекбаева Н.А. Научный стиль речи: учебное пособие. - Алматы: 2013. - С. 7 - 9.
3 Москалев А. «Старение и гены» (СПб.: Наука, 2008),монография. - СПб.: 2008. - С. 17-18.
4 Батин М, Турчин А. «Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа», монография. - М.: 2010. - С. 114-115.
«МЕДИЦИНАЛЫК ЖОО-ДА ОРЫС Т1Л1 БОЙЫНША ГЫЛЫМИ СТИЛЬГЕ ОКЫТЫП-УЙРЕТУ КЕЗ1НДЕ ОЙЫН ЭД1С1Н КОЛДАНУЫНЫИ дидактикалыК МАКСАТТЫЛЫГЫ» МАКАЛАСЫНА
ТYйiн: Бул ма^алада iскерлiк ойын ретiнде интерактивт эдiстер туралы сипатталады, сондай-а^ медицинальщ мэтiндердi гылыми стиль ар^ылы о^ытудагы дидактикальи^ тургысынан ма^сатына сай екендИ дэлелдемесiмен баяндалады. Автор студенттерге усынылатын гылыми мэтшнН негiзгi та^ырыбына байланысты алдын ала ойластырылган iскерлiк ойындардыц тэсiлiне ерекше назар аударады. ТYйiндi свздер: о^ытудыц белсендi эдiстерi, о^игалар, о^ига ретiндегi ойындар, iскер ойындар, тYрлi децгейдеп жаттыгулар, гылыми тэтмдЫк
DIDACTIC AIMS OF PLAY METHOD USE BY STUDYING SCIENTIFIC SPEED STYLE IN RUSSIAN LANGUAGE
IN MEDICAL UNIVERSITY
Resume: This article deals with role playing as an interactive method, also it's didactic aim in using medical texts on studying the scientific style. The author concentrates on devices of role playing dealing with the main theme of scientific text. The article comprises methods of role playing that teachers of KazNMU after S.D.Asfendiyarov use in classes in general medicine faculty.
In our point of view innovation is that work carried on Russian language classes in Kazakh audience on specialty to acquire the scientific material aimed at using the role playing.
Keywords: active methods of studying, situation, role plays, situative place, various levels exercises, scientific cognition, perception.
УДК 616 (075.8)
T.M.DOSAEV, A.A.ZHOLDYBAEVA, D.S.BAYGAMYSOVA
Kazakh National Medical University, Almaty, Kazakhstan
SMART TEACHING WITH INTERACTIVE WHITEBOARDS FOR THE STUDY OF HUMAN ANATOMY
An interactive whiteboard is a touch-sensitive screen that works in conjunction with a computer and a projector. The first interactive whiteboard was manufactured by SMART Technologies Inc. in 1991 [1].
Educators were the first people to recognize the interactive whiteboard's potential as a tool for collaboration, improving student learning outcomes and streamlining lesson planning. Interactive whiteboards are an effective way to interact with digital content and multimedia in a multi-person learning environment. Learning activities with an interactive whiteboard may include, but are not limited to the following [2]:
- Manipulating text and images
- Making notes in digital ink
- Saving notes for later review by using e-mail, the Web or print
- Viewing websites as a group
- Demonstrating or using software at the front of a room without being tied to a computer
- Creating digital lesson activities with templates, images and multimedia
- Writing notes over educational video clips
- Using presentation tools that are included with the whiteboarding software to enhance learning materials
- Showcasingstudentpresentations
This type of tool promotes creative teaching and motivates students into absorbing information.Teaching with an interactive whiteboard allows lecturers to accommodate all different learning styles [3]:
- Tactile learners get to touch and move things around the board. They can also make notes and highlight elements;
- Visual learners benefit from a clear view of what is happening on the board;
- Audio learners can participate in a class discussion; Interactive whiteboard allows you to make exercise more fun and intuitive. Use the interactive whiteboard teacher can demonstrate interactive materials on the surface, to develop the theme classes itself and attract students to actively work with the board, making lessons more vivid and interesting [4].
Everything that happens on the board can be saved in a file that students can copy the end of the session on his stick. The software allows you to create interactive whiteboards unique educational materials to help students become involved in the learning process more actively, willingly and quickly assimilate new information. Interactive Whiteboard in the department of normal anatomy of the Kazakh National Medical University is set in the computer lab, which has a number of advantages, as it allows to use the interactive whiteboard on some options:
- As a shield during a demonstration training videos and movies
- Slide show in 3D
- To carry out a control test on the picturesque tests
- To conduct training sessions on the picturesque tests
- Create training flipcharts for all sections of anatomy
- To attract students to the creation of training and control flip charts and videos
- Prepare a PowerPoint slides on all topics of lectures and workshops for the interactive whiteboard
- Create a utility programs by which to develop videos to meet the challenges of organ systems that require to achieve the results of a number of successive actions
- By drawing tests displayed on the interactive whiteboard to conduct self- knowledge of students and to teach them to learn new material, consolidating the knowledge obtained from the textbook. To realize the full capabilities of the interactive whiteboard and a computer class in our department we are working on updating the database with the electronic media in all areas of anatomy, including videos and slides in the format of 3D, allowing to understand the complex of clinical aspects of the various sections of the anatomy.
First-year students face with a huge amount of information and new Latin terms with the first classes in anatomy. We have created a flipchart "Osteology" for them.
Designed flipchart allows students to classify the bones of the skeleton, with the stylus distribute them to different columns, swap,