Научная статья на тему 'Некоторые вопросы методологии проведения практического занятия с использованием интерактивных методов обучения'

Некоторые вопросы методологии проведения практического занятия с использованием интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / интерактивный метод / формирование / обучение / дидактика / компетенция / самостоятельное мышление / самостоятельная работа / әдістеме / интерактивті әдіс / қалыптастыру / оқыту / дидактика / компетенция / ӛзіндік ойлау / ӛзіндік жҧмыс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж. И. Рысбаева, Г. А. Каркимбаева, Г. А. Дуйсенбиева

Методическая деятельность определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики, она направлена на развитие творческого потенциала преподавателя и студентов. Для достижения поставленных целей необходимы интерактивные технологии обучения, которые делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относятся: деловая учебная игра, ролевая игра, тренинг. К неигровым методам относятся: анализ конкретных ситуаций (casestudy), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного изучения. В статье даны основные этапы проведения занятия с использованием интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж. И. Рысбаева, Г. А. Каркимбаева, Г. А. Дуйсенбиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ИНТЕРАКТИВТІ ОҚЫТУ ӘДІСТЕРІН ҚОЛДАНУ АРҚЫЛЫ ТӘЖІРИБЕЛІ САБАҚТЫ ЖҤРГІЗУДЕГІ ӘДІСТЕМЕНІҢ КЕЙБІР СҦРАҚТАРЫ

Әдістемелік қызмет іс-әрекеттер жҥйесі болып анықталады, ғылым және тәжірибедегі жетістіктерге негізделген, оқытушылардың және студенттердің шығармашылық мҥмкіндіктеріне бағытталған. Қойылған мақсаттарға жету ҥшін интерактивті технология бойынша оқыту керек, олар ойын және ойын емес болып бӛлінеді. Ойын әдісіне мыналар жатады: іскерлік оқу ойыны, рӛлдік ойындар,тренинг. Ойын емес әдістерге мыналар жатады: нақты жағдайлардың анализі (casestudy), топтық пікірталас, ой тҥрткі, кооперативті әдіспен оқыту. Мақалада сабақты интерактивті оқыту әдісін қолданудың негізгі кезеңдері берілген.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы методологии проведения практического занятия с использованием интерактивных методов обучения»

РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS

УДК 61:371.31-005-001.76

Ж.И. РЫСБАЕВА, Г.А. КАРКИМБАЕВА, Г.А. ДУЙСЕНБИЕВА

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д.Асфендиярова Модуль «Пропедевтики стоматологии детского возраста и ортодонтии»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Методическая деятельность определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики, она направлена на развитие творческого потенциала преподавателя и студентов. Для достижения поставленных целей необходимы интерактивные технологии обучения, которые делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относятся: деловая учебная игра, ролевая игра, тренинг. К неигровым методам относятся: анализ конкретных ситуаций (case- study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного изучения. В статье даны основные этапы проведения занятия с использованием интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: методология, интерактивный метод, формирование, обучение, дидактика, компетенция, самостоятельное мышление, самостоятельная работа

Технология модульного обучения - самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках. Методическая деятельность определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики, она направлена на развитие творческого потенциала преподавателя и студентов, в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развития обучающихся

Основными принципами технологии обучения являются: обеспечить реализацию целей Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от студента, т.е. психологически ориентированное самостоятельное обучение. (ЮНЕСКО, 1961г.). Мы знаем, что с 2012 учебного года основная доля учебных часов были преобразованы в СРС и СРСП, т.е. максимум самостоятельной работы. Основными дидактическими функциями самостоятельной работы следующие:

■ закрепление знаний, умений, полученных на занятиях;

■ расширение и углубление учебного материала;

■ формирование самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий, решения психологических задач;

■ выполнение индивидуальных наблюдений, экспериментов;

■ обучение с наивысшей эффективностью, структурирование содержание обучения в соответствии с различными целями и этапом обучения (в нашем Университете определены пять компетенции в обучении, каждая из которых имеют свои цели).

Вне зависимости от изучаемой дисциплины дидактический процесс практических занятий можно рассматривать как последовательность трех этапов:

- мотивационный (М)

- этап собственно познавательной деятельности (ПД)

- этап управления этой деятельностью

Для достижения поставленных целей необходимы интерактивные технологии обучения. Интерактивные методы обучения делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относятся: деловая учебная игра, ролевая игра, тренинг. К неигровым методам относятся: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного изучения. Методология проведения метода дискуссии

1. Должна быть проблема. Студенты сами по степени важности, значимости выделяют наиболее «острую» для работы в малых группах;

2. Преподаватель выделяет группе необходимый материал (литературу, справочники);

3. Выделенная проблема становится предметом изучения и обсуждения в малой группе;

4. Далее следует общая дискуссия: анализ высказанных позиций, принятие наиболее перспективных точек зрения.

Рисунок 1

Например: в детскую стоматологическую поликлинику явился ребенок 7 лет с жалобами на ночные боли в зубе (рисунок 1). Объективно: в области 4.6 зуба кариозная полость несообщающаяся с полостью зуба, зондирование резко болезненно в одной точке, перкуссия безболезненно.

Проблема: судя по возрасту ребенка постоянный зуб с несформированными корнями, который при котором возможно использование различных методик лечения. С помощью метода дискуссии прийти к одному решению. Методология проведения метода круглого стола

Вариант № 1

1. Заслушивание кратких вводных сообщений участников круглого стола;

2. Постановка перед участниками «круглого стола» вопросов, поступивших из аудиторий;

3. Развертывание дискуссии;

4. Выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

Например, на представленной рентгенограмме выявить патологию, предложить эффективные методы лечения (рисунок 2, рисунок 3).

<омментарии

РглиайуМЮат 13 11 2012

Рисунок 2

Рисунок 3

стола»,

с целью

Вариант № 2 1. Показ проблемы;

Представление участников «круглого заслушивание их суждений по проблеме; Подключение «свободного микрофона» выяснения мнения аудитории; Дискутирование;

Нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции по данной ситуаций. Методология проведения метода «мозгового штурма» 1. Постановка проблемы;

Генерирование вариантов решения проблемы. Принимаются к рассмотрению все идеи: реальные, фантастические, смешные, трудновыполнимые. Каждая идея фиксируется студентами; Поиск аргументов в поддержку предложенных идей, производится жеребьевка идей. Каждая группа делится по 2-3 человека, и 7- 10 минут студенты

2.

3.

должны представить как можно больше аргументов в пользу доставшейся идее.

4. Отбор аргументированных вариантов решений, из каждой группы выступает 1 представитель с наиболее правильным решением данной проблемы;

5. Критика отобранных решений, далее студенты за 710 минут высказывают наибольшее количество критических замечаний в адрес отобранных идей. В результате отбираются решения наиболее устойчивые к критике;

6. Продумывание способов реализации отобранных решений, обсуждение этих способов;

7. Подведение итогов, преподаватель резюмирует итоги «мозгового штурма», и итоги обсуждения результатов, отмечает идеи, которые оказались вне поля зрения.

Рисунок 4

Например: на представленной рентгенограмме выявить осложнения после лечения постоянного зуба с несформированным корнем, определить методы лечения.

Методология проведения метода «Снежный ком» 1. Студентам раздает 4- 8 карточек, необходимо написать 4- 8 решений проблемы (на каждой карточке один вариант);

2. Затем они объединяются в пары и отбирают наиболее согласованные решения (например из 10 карточек остается 6);

3. Затем объединяются в четверки и из них опять оставляют наиболее правдоподобные решения (например из 12 карточек осталось 8);

4. Затем представитель от группы защищает общие наработки, проводится систематизация предложений выделяются сходные варианты.

Например: среди студентов 3 курса предложено дать наибольшее количество этиологических факторов, вызывающих заболевание пародонта (рисунок 5). Таким образом, в методологии обучения можно выделить следующие ступени:

Ступень 1 - Знать: Способность запоминать выученный материал.

Ступень 2 - Понимать смысл: Способность усваивать суть учебного материала

к 5

Ступень 3 - Использовать: Способность применять выученный материал в разных клинических ситуациях Ступень 4 - Анализировать: Способность разделять материал на компоненты

Ступень 5 - Синтезировать: Способность соединять отдельные элементы, формировать новые структуры для решения задач.

Ступень 6 - Оценивать: Способность определять значимость материала с точки зрения известной цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. - Алматы: 2010. -C.22-24.

2 Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: 2008. - C. 141-145.

ИНТЕРАКТИВТ1 О^ЫТУ ЭД1СТЕР1Н ^ОЛДАНУ АР^ЫЛЫ ТЭЖ1РИБЕЛ1 САБА^ТЫ ЖУРПЗУДЕП ЭД1СТЕМЕН1Н, КЕЙБ1Р

С¥РА^ТАРЫ

Туйш: Эдктемелт ;ызмет к-эрекеттер жуйеа болып аны;талады, гылым жэне тэжiрибедегi жетктттерге непзделген, о;ытушылардыц жэне студенттердщ шыгармашылы; MYмкiндiктерiне багытталган. ^ойылган ма;саттарга жету ушш интерактивтi технология бойынша о;ыту керек, олар ойын жэне ойын емес болып бeлiнедi. Ойын эдiсiне мыналар жатады: iскерлiк о;у ойыны, рeлдiк ойындар,тренинг. Ойын емес эдктерге мыналар жатады: на;ты жагдайлардыц анализi (case-study), топты; пiкiрталас, ой TYPткi, кооперативтi эдiспен о;ыту. Ма;алада саба;ты интерактивтi о;ыту эдiсiн ;олданудыц негiзгi кезеццерi берiлген.

ТYЙiндi сездер: эдiстеме, интерактивтi эдiс, ;алыптастыру, о;ыту, дидактика, компетенция, eзiндiк ойлау, езЫдт жумыс.

SOME METHODOLOGICAL ISSUES OF PRACTICAL CLASSES USING INTERACTIVE TEACHING METHODS

Resume: Methodical activity is defined as a system of measures, based on the achievements of science and practice, it aims to develop the creative potential of the teacher and students. To achieve these goals requires interactive learning technologies, which are divided into gaming and non-gaming. By playing methods include business training games, role play, training. For non-gaming methods include case studies (case-study), group discussions, brainstorming, cooperative learning methods. The article presents the main stages of the classes using interactive teaching methods.

Keywords: methodology, interactive method, the formation, training, teaching, expertise, independent thinking, independent work

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.