Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОПТИМИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОПТИМИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА ОПТИМИЗМА / ОБУЧЕНИЕ / УСПЕХ / СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ОПТИМИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

На современном этапе развития общества назрела необходимость соотнесения педагогической теории с образовательной практикой с целью придания дидактическим технологиям большей функциональности. Неоднозначность трактовки понятия «педагогическая технология» побудила автора провести анализ его содержания и выделить несколько составляющих для данного исследования. Цель исследования: научный анализ, педагогическая интерпретация и апробация авторской технологии развития оптимизма. На основе анализа научной литературы определены основные подходы к возможности обучения оптимизму; дана педагогическая трактовка оптимизму как стратегии достижения успеха. Предложена авторская дидактическая технология оптимизма, которая позволяет обучить оптимизму как навыку позитивного мышления, эмоционального реагирования и действия по достижению успеха в учебной деятельности. Оптимизм как приобретаемое качество, но при этом основанное на природной предрасположенности личности к успеху, подтверждает гипотезу о том, что ему можно обучиться. Для этого требуется определенная педагогическая технология по созданию ситуации успеха, в которой предоставлена благоприятная педагогическая возможность достижения значимого учебного результата, сопровождаемого чувством радости, гордости за учебный труд как инварианта частной авторской дидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF OPTIMISM: THEORETICAL AND APPLIED BASES

At the present stage of development of society, there is a need to correlate pedagogical theory with educational practice in order to make didactic technologies more functional. The ambiguity of the interpretation of the concept of “pedagogical technology” prompted the author to analyze its content and highlight several of its components for this study. The purpose of the study: scientific analysis, pedagogical interpretation and approbation of the author’s technology for the development of optimism. Based on the analysis of scientific literature, the main approaches to the possibility of learning optimism are determined; given a pedagogical interpretation of optimism as a strategy for achieving success. The author’s didactic technology of optimism is proposed, which allows teaching optimism as a skill of positive thinking, emotional response and action to achieve success in educational activities. Optimism as an acquired quality, but at the same time based on the natural predisposition of the individual to success, confirms the hypothesis that optimism can be learned. This requires a certain pedagogical technology to create a situation of success, in which a favorable pedagogical opportunity is provided to achieve a significant educational result, accompanied by a sense of joy, pride in educational work as an invariant of private author’s didactics.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОПТИМИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 145-152. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(1(37):145-152. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 37.0

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОПТИМИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ

Юлия Владимировна Андреева, [email protected]

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, Уфа, Россия

Аннотация. На современном этапе развития общества назрела необходимость соотнесения педагогической теории с образовательной практикой с целью придания дидактическим технологиям большей функциональности. Неоднозначность трактовки понятия «педагогическая технология» побудила автора провести анализ его содержания и выделить несколько составляющих для данного исследования. Цель исследования: научный анализ, педагогическая интерпретация и апробация авторской технологии развития оптимизма. На основе анализа научной литературы определены основные подходы к возможности обучения оптимизму; дана педагогическая трактовка оптимизму как стратегии достижения успеха. Предложена авторская дидактическая технология оптимизма, которая позволяет обучить оптимизму как навыку позитивного мышления, эмоционального реагирования и действия по достижению успеха в учебной деятельности. Оптимизм как приобретаемое качество, но при этом основанное на природной предрасположенности личности к успеху, подтверждает гипотезу о том, что ему можно обучиться. Для этого требуется определенная педагогическая технология по созданию ситуации успеха, в которой предоставлена благоприятная педагогическая возможность достижения значимого учебного результата, сопровождаемого чувством радости, гордости за учебный труд как инварианта частной авторской дидактики.

Ключевые слова: дидактика оптимизма, обучение, успех, стратегия достижения, оптимизм

Для цитирования: Андреева Ю. В. Дидактическая технология развития оптимизма: теоретические и прикладные основы // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 145-152.

Original article

DIDACTIC TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF OPTIMISM: THEORETICAL AND APPLIED BASES

Yulia V. Andreeva, [email protected]

Eastern Economic and Legal Humanitarian Academy, Ufa, Russia

Abstract. At the present stage of development of society, there is a need to correlate pedagogical theory with educational practice in order to make didactic technologies more functional. The ambiguity of the interpretation of the concept of "pedagogical technology" prompted the author to analyze its content and highlight several of its components for this study. The purpose of the study: scientific analysis, pedagogical interpretation and approbation of the author's technology for the development of optimism. Based on the analysis of scientific literature, the main approaches to the possibility of learning optimism are determined; given a pedagogical interpretation of optimism as a strategy for achieving success. The author's didactic technology of optimism is proposed, which allows teaching optimism as a skill of positive thinking, emotional response and action to achieve success in educational activities. Optimism as an acquired quality, but at the same time based on the natural predisposition of the individual to success, confirms the hypothesis that optimism can be learned. This requires a certain pedagogical technology to create a situation of success, in which a favorable pedagogical

© Андреева Ю. В., 2023

opportunity is provided to achieve a significant educational result, accompanied by a sense of joy, pride in educational work as an invariant of private author's didactics.

Keywords: didactics of optimism, learning, success, achievement strategy, optimism

For citation: Andreeva YuV. Didactic technology for the development of optimism: theoretical and applied bases. Innovative development of vocational education. 2022;(1(37):145-152. (In Russ.).

Введение

На современном этапе развития общества назрела необходимость соотнесения педагогической теории с образовательной практикой с целью придания дидактическим технологиям большей функциональности.

И первым проблемным моментом в этом является то, что понятие дидактической технологии не имеет однозначного содержания. С одной стороны, ее можно понимать как инструментарий образовательной практики; с другой — как способ организации учебного процесса; с третьей — как его модель; с четвертой — как совокупность взаимодополняющих педагогических техник; с пятой — как совокупность средств, гарантирующих достижение результата. Так или иначе, учебно-педагогический процесс, особенно в высшей школе, всегда имеет шанс стать технологией, поскольку требует правильного планирования и организации со стороны преподавателя. Это значит, что для удобства реализации и в силу осознанного и вдумчивого подхода преподаватель всегда будет разбивать педагогическую и учебную деятельность на отдельные элементы на конкретном учебном занятии. Учебная информация при ее изложении также требует определенной последовательности. При этом порядок и последовательность изложения не могут быть установлены произвольно, поскольку и учебная, и педагогическая деятельность содержит свою логику развития.

Так, например, мы согласны с точкой зрения В. Ю. Питюкова о том, что педагогическая технология требует своего научного обоснования в выборе операционального воздействия на растущую личность с целью формирования у нее отношения к миру в гармоничном сочетании соблюдения свободы самореализации личности и нравственных норм [1].

Также мы согласны с В. М. Монаховым, который считает, что педагогическая технология — своего рода модель совместной деятельности, позволяющая проектировать и организовывать учебный процесс таким образом, чтобы было комфортно и учителю, и ученику [2].

Близка нам и точка зрения В. П. Беспалько, согласно которой педагогическая технология — это способ реализации учебного процесса [3].

Так, Ф. А. Фрадкин определяет педагогическую технологию как «системное, концептуальное, нормативное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели» [4, с. 25].

В целом анализ научной литературы показал, что данная проблема имеет несколько векторов развития, а в самой технологии можно видеть:

- выстроенную педагогическую стратегию, ведущую к запланированному результату;

- системный метод планирования и организации учебного процесса;

- алгоритмизацию учебной деятельности на основе проектирования учебных ситуаций;

- научно обоснованное предписание учебно-педагогического процесса;

- и даже проект формирования личности в процессе усвоения ею учебной информации.

В. П. Беспалько подчеркивает, а мы согласны с ним, что педагогическая технология — это не только дидактическая составляющая, проект дидактического процесса со своим содержанием и структурой учебно-познавательной деятельности, но и воспитывающая, включающая проект формирования личности.

В России термин «технология обучения» («дидактическая технология») появился в 1963 году. Дидактическая технология является составной частью образовательной (воспитательной) системы, реализация которой в образовательной практике приводит к достижению целей обучения и воспитания.

У дидактической технологии есть описательная (теоретическая) функция, которая позволяет вычислить эффективность различных методов и определить самые эффективнее их комбинации.

Несмотря на различие трактовок в понимании дидактической технологии, следует признать, что она в образовательной практике представляет собой педагогический феномен, который содержит возможность решения

нескольких дидактических задач, в числе которых: помощь педагогу в овладении теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими основами операциональных действий; задача не только передать учебную информацию своим воспитанникам, но и помочь им в личностном самосовершенствовании, в формировании таких личностных качеств, как эмпатия, оптимистическая уверенность в успехе, мужество в преодолении учебных трудностей.

Отчасти технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебную деятельность с ориентацией на достижение успеха в учении силами самих обучающихся.

Предлагаемая авторская дидактическая технология исходит из положения о том, что обе педагогические стороны (преподаватель и студент) несут ответственность каждый за свою деятельность: один — за преподавание; другой — за учение. При этом результат, достигнутый в образовательной практике, будет трактоваться как успешный, если деятельности сольются в одну, объединятся общими усилиями студента и преподавателя, каждый покажет свою заинтересованность: один — в знаниях, другой — в судьбе воспитанника. Так образуется полноценное функционирование — обучение, понимаемое нами как совместная деятельность преподавателя и студента. При этом преподаватель будет выступать в качестве организатора учебной деятельности, а студенты будут оставаться активными субъектами учебной деятельности, ответственными за результат учения.

Данное положение детерминировано необходимостью модернизации обучения, ориентированного на самостоятельное изучение учебной информации, со стороны студента и дистанционной формой ее подачи — со стороны преподавателя.

Метаморфозы российской системы образования четко обозначили данный проблемный момент и побудили к поиску педагогического содержания в выборе стратегии как учебной, так и преподавательской деятельности. Это связано с тем, что:

- успехи и неудачи в учебной деятельности во многом зависят от интерпретации учебных результатов, индивидуальных предпочтений в выборе их достижения или избегания;

- продуманная педагогическая стратегия требует установления соответствия педагогических требований ученическим возможностям; только при создании благоприятной педагогической среды ситуации успеха в учебной деятельности можно говорить о возможности оп-

тимизма, понимаемого нами как динамическое единство природной мотивации достижения успеха и приобретаемого интеллектуального навыка выхода из неудач;

- российская педагогика и образовательная практика на протяжении всей своей истории периодически исключает личные учебные результаты в качестве непременной детерминанты эффективности образовательного процесса, и на сегодня отсутствует хотя бы примерный алгоритм индивидуально приемлемых и социально значимых способов достижения успеха.

Вторым проблемным моментом является существенный недостаток в предметно-проблемном поле педагогики в целом и дидактики в частности серьезных, вдумчивых, системных научных изысканий, посвященных проблеме обучения оптимизму. Между тем педагогическая интерпретация оптимизма как стратегии достижения успеха (К. Муздыбаев [5]) и представление об учебных достижениях во взаимосвязи с созданием благоприятных педагогических условий ситуации успеха (А. С. Белкин [6]) в учебной деятельности уже принята как в педагогике, так и в психологии.

Третьим проблемным моментом исследования является необходимость выявления методологических основ изучения оптимизма как профессионально-личностного качества и дидактического навыка, приобретаемого в учении путем создания ситуации успеха. Реконструкция педагогической стратегии создания ситуации успеха в учебной деятельности представлена нами как частная авторская методика, содержащая ряд педагогических принципов и условий, реализуемых в учебной деятельности поэтапно и блочно.

Практическое воплощение научного интереса к оптимизму как профессионально-личностному качеству учителя и интеграция полученных научных результатов в пространство ситуации успеха предполагают анализ и систематизацию имеющегося в науке «предварительного знания» по избранной теме.

Аналитический обзор обнаруживает наличие нескольких зарубежных и отечественных концепций, рассматривавших отдельные аспекты учебной деятельности, что позволяет утверждать, что оптимизм включен в междисциплинарный контекст системы наук о человеке. В связи с этим подтверждается необходимость систематизации научных знаний и междисциплинарного подхода к проблеме исследования.

В отечественной и зарубежной психологии оптимизм выступает элементом деятельности

субъекта: 1) как стратегия преодоления трудностей (Л. И. Анцыферова [7]) и как стратегия достижения (К. Муздыбаев [5]); 2) как мотив (К. Роджерс [8]).

Известны авторские психологические алгоритмы и педагогические технологии ориентировки на успех в учебной деятельности (А. С. Белкин [6], В. Ю. Питюков [1]).

Представители когнитивного подхода в психологии обосновывают оптимизм в связи с позитивным переосмыслением реальности (Т. О. Гордеева [9], О. А. Сычёв [10], М. Зелиг-ман [11]).

В философии оптимизм выступает в контексте религиозного переосмысления и личностного смысла (И. А. Ильин [12], В. Франкл [13]); в размышлениях о счастье человеческой жизни (И. А. Ильин [12], О. Больнов [14]); обнаруживает себя в целях и результатах существования в границах гедонистического, эвдемонистического и фелицитарного подходов (К. Роджерс [8], А. С. Макаренко [15]). Со времен Античности внимание философов было сосредоточено на понимании счастья в связи с достижениями личности. Идеи, сочетающие в себе успех и счастье, получили научную развернутость в трудах Г. В. Лейбница, который ввел термин «оптимизм» (от лат. орйтш — «наилучший») в научный оборот философии [16].

Постепенно в философии наметилось несколько противоречивых позиций: так, например, Ж.-Ж. Руссо все лучшее в человеке считал врожденным и абсолютным [17], тогда как К. Маркс в качестве первоначальных выдвигал предварительное наличие благоприятных внешних условий для развития доброго начала в человеке [18]. В целом оптимизм — врожденное свойство человека; в то же время он — приобретаемое качество.

Исходя из данных философских предпосылок, мы можем предположить, что оптимизм — приобретаемое социально детерминированное качество, но исходящее из врожденной мотивации достижения.

Вероятно, для педагогики не столь важно, является ли оптимизм приобретенным качеством или же врожденным свойством человека, поскольку примирение данных позиций возможно в утверждении необходимости создания благоприятных условий для его развития (в случае врожденного свойства) и формирования (в случае приобретаемого качества).

Педагогике известны такие методики обучения (Ш. А. Амонашвили [19], А. С. Белкин [6], К. Роджерс [8]).

Материалы и методы исследования:

научный анализ, педагогическая интерпретация и апробация авторской методики развития оптимизма.

Результаты исследования и их обсуждение

Междисциплинарный подход и детальный анализ позволили заключить, что оптимизм — определенная педагогическая позиция по отношению к учебным трудностям тех, кто учится, основанная на позитивном отношении, мышлении, эмоциональном реагировании и действии педагога, связанная с верой в ученический успех и силу человеческой природы.

На основе научного анализа по теме исследования мы выделили несколько методик обучения оптимизму.

Методика К. Роджерса. В основе обучения оптимизму лежит врожденный мотив достижения успеха, который требует своей активизации в значимых ситуациях учения. Такие ситуации позволяют ребенку справляться не только с учебными, но и с жизненными трудностями своими силами. К. Роджерс подробно рассматривал процесс создания личностно значимой ситуации учения. Значимое учение — это благоприятные педагогические условия, в которых преподаватель:

- оказывает помощь в форме подсказки или скрытой инструкции;

- открыт общению, конгруэнтен в учебно-педагогическом взаимодействии;

- использует «мягкие» навыки общения; эмпатию, принятие и возможность быть собой; гуманистический подход к обучению [8].

Методика Ш. А. Амонашвили. Оптимистически ориентированное на учебный процесс мировоззрение Карла Роджерса близко и созвучно идеям отечественного педагога, нашего современника Ш. А. Амонашвили. Шалва Александрович исходит из допущения личностного смысла учения, который есть у каждого ребенка, и считает, что на него и надо опираться в образовательном процессе, при этом устанавливая:

- трудную учебную цель;

- учебно-педагогическое сотрудничество в ее достижении;

- отказ от практики плохих отметок, качественную оценку результатов работы;

- возможность выбора учебного задания;

- урок как коллективное творчество и совместно е учебно-педагогиче ско е «произведение», побуждающее к развитию ученических способностей к самоанализу, самооценке и переоценке, защиту каждого ребенка как личности [19].

По мнению Ш. А. Амонашвили, если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести. В частности, он считает, что «любовь и преданность учителя каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед его судьбой; стремление к пониманию каждого ребенка» придает учению личностный смысл [19, с. 6].

В таких условиях растущая личность будет способна учиться не по принуждению, а по собственному желанию и свободному выбору. Если обучение строить без учета личностных особенностей и потребностей детей, то учитель,

Практическая апробация полученных результатов проходила в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (г. Уфа) с 2003 по 2020 гг. Исследование проводилось со студентами младших курсов педагогических специальностей и охватывало 250 человек.

Заключение

На сегодняшний день недостаточно обучающих программ и педагогических технологий, ориентированных на радость и успех в учебной деятельности. Но работа в этом направлении ведется, активнее — за рубежом и в рамках психологии (например, программа обучения оптимизму М. Зелигмана [21]). Нам не приходилось встречать обучающую программу, широко используемую в России, причем исключительно

осуществляющий такое обучение, будет уверен, что ученик обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому будет принуждать его к учению строгими педагогическими требованиями. Ш. А. Амонашвили является сторонником и продолжателем идеи любви к детям Я. Корча-ка и В. А. Сухомлинского.

На основе имеющихся способов организации педагогического процесса нами разработана своя частная методика (табл. 1). Процесс обучения здесь выстроен и проходит поэтапно. На каждом этапе осуществляется одна или несколько психотехник и педагогических приемов.

в рамках педагогики; до сих пор этому вопросу не уделялось должное внимание.

Однако, на наш взгляд:

1) оптимизму можно научиться; основами обучения выступают: позитивный анализ, синтез, сравнение, планирование и преобразование к лучшему — это и есть дидактика оптимизма;

2) принципы взаимодействия и скрытой помощи, анализа и понимания причин неуспехов, свободы выбора, ответственности и адекватной оценки учебных результатов в условиях преодоления учебных трудностей на пути к успеху являются общими положениями, которыми необходимо руководствоваться в дидактике оптимизма;

3) субъекты учебно-педагогического взаимодействия включаются в создание ситуаций

Таблица 1

Результаты апробации авторской методики обучения оптимизму

Этапы Методы Критерии

I этап Техника «вычерпывания плюсов» (по Д. Кар-неги) [20] Когнитивный: способность адекватно оценивать свои силы в ситуации преодоления трудностей на пути к успеху; ориентироваться в ситуации успеха и неудач; адекватно относиться к достигнутым результатам и при этом знать, что делать в случае неудачи; способность к конструктивному самовыражению в творчестве

II этап Техника авансирования доверием (по А. С. Макаренко) [15] Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, сдерживаться в негативных проявлениях, сохранять настроение и позитивный настрой

III этап Техника эмоциональной поддержки дополняется действенной помощью. Учебное взаимодействие может принимать формы: консультации, совета, подсказки, скрытой инструкции, анонсирования (по А. С. Белкину [6], В. Ю. Питюкову [1], К. Роджерсу [8]) Поведенческий: умение устанавливать контакт и взаимодействие, переходящее в сотрудничество, шутить и смеяться, преодолевать трудности своими силами, стремиться к успеху и достигать его

IV этап Процесс создания ситуации успеха выстраивается как ряд педагогических техник («система малых успехов», позитивное подкрепление, лестница успеха) Модель оптимизма как навык позитивного мышления, эмоционального реагирования и действия

успеха по типам радости; объединяются отношениями поддержки, взаимопомощи и преодоления учебных трудностей;

4) ситуация успеха переживается, осмысливается и оценивается в учебной деятельности и тем самым способствует освоению позитивных навыков мышления, эмоционального реагирования и действия;

5) в качестве критериев развития оптимизма мы выделили: деятельностный — как способность управлять своим поведением и преодолевать трудности на пути к успеху; эмоциональный — как способность владеть эмоциями; когнитивный — как способность определять трудности, соизмерять с ними свои силы, анализировать и понимать причины неудач;

6) авторское понимание оптимизма как приобретаемого качества личности, которое хотя и основано на врожденной мотивации достижения успеха, но развивается в учебной деятельности и предполагает, что оптимизму можно научиться;

7) авторская методика исследования опирается на методологию экзистенциально-гуманистического подхода в целом и на изучение,

анализ, обобщение и педагогическую интерпретацию научной литературы, а также на разработку и практическую апробацию в частности;

8) результаты исследования подтверждают необходимость создания ситуации успеха в образовательном процессе вуза;

9) ситуация успеха выступает как совокупность педагогических приемов гуманистической направленности, среди которых: снятие страха, система малых успехов, эмоциональная поддержка, похвала, действенная помощь в форме скрытой инструкции, подсказки, совета и др.;

10) оптимизм понимается как навык позитивного мышления, эмоционального реагирования и действия, который развивается путем включения обучающихся и педагогов в процесс создания ситуации успеха.

Научная новизна представленного подхода состоит в том, что он дает возможность на основе создания ситуаций успеха по типам радости развить у студентов оптимизм в учении как навык позитивного мышления, эмоционального реагирования и действия по достижению успеха и преодолению неудач в учебной деятельности.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии : учеб.-практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Гном-Пресс: Моск. гор. пед. об-во, 1999. 192 с.

2. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград : Перемена, 1995. 152 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

4. Фрадкин Ф. А., Гаврилин А. В. Технология формирования личности в рефлексологической педагогике // История педагогической технологии. М., 1993. С. 23-25.

5. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 102-112.

6. Белкин A. C. Ситуация успеха: книга для учителя. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 185 с.

7. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.

8. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М. : Смысл, 2019. 527 с.

9. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач. Опросник СТОУН. М. : Смысл, 2009. 220 с.

10. Сычёв О. А. Психология оптимизма: учебно-методическое пособие к спецкурсу. Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. 69 с.

11. Зелигман М. Как научиться оптимизму : Советы на каждый день. М. : Вече, 1997. 426 с.

12. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М. : Даръ, 2021. 320 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. ; общ. ред. Л. Я. Гоз-мана и Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

14. Bollnow О. Die pädagogische Atmosphäre: Untersuchungen über die gefühlsmäßigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. Essen: Die Blaue Eule, 2001. 112 p.

15. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. М. : Юрайт, 2016. 249 с.

16. Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи и благости божией, свободе человека и начале зла // Сочинения в 10 т. М. : Мысль, 1989. Т. 4. С. 49-413.

17. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / пер. с фр. М. А. Энгельгардта. СПб. : Газ. «Шк. и жизнь», 1912. 491 с.

18. Маркс К. Капитал // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. в 30 т. М. : Госполитиздат, 1954. Т. 23. С.188-189.

19. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. Киев: Освита, 1991. 111 с.

20. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей : пер. с англ. / сост. М. И. Хасхачих ; общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М. : Прогресс : Кооператив «Голос», 1990. 281 с.

21. Seligman M. E. P. Learned Optimism. N.Y. : Knopf, 1991. 319 p.

Referenses

1. Pityukov VYu. Osnovy pedagogicheskoj tekhnologii: ucheb.-prakt posobie = Fundamentals of pedagogical technology. Moscow: Gnom-Press, Mosk. city ped. society; 1999. 192 p. (In Russ.).

2. Monahov VM. Tekhnologicheskie osnovy proektirovaniya i konstruirovaniya uchebnogo processa = Technological bases of design and construction of the educational process. Volgograd: Peremena; 1995. 152 p. (In Russ.).

3. Bespal'ko VP. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii = Components of pedagogical technology. Moscow: Pedagogika; 1989. 192 p. (In Russ.).

4. Fradkin FA, Gavrilin AV. Technology of personality formation in reflexological pedagogy. In: Istoriya pedagogicheskoy tekhnologii = History of pedagogical technology. Moscow; 1993. Pp. 23-25. (In Russ.).

5. Muzdybaev K. Strategies for coping with life's difficulties. Theoretical analysis. Zhurnal so-ciologii i social'noj antropologii = Journal of sociology and social anthropology. 1998;1(2):102-112. (In Russ.).

6. Belkin AC. The situation of success: a book for teachers = Situaciya uspekha: Kn. dlya uchite-lya. Ekaterinburg; 1997. 185 p. (In Russ.).

7. Ancyferova LI. Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation of the situation and psychological protection. Psychological journal = Psihologicheskij zhurnal. 1994;15(1):3-18. (In Russ.).

8. Rodzhers K, Frejberg J. Svoboda uchit'sya = Freedom to learn. Moscow: Smysl; 2019. 527 p. (In Russ.).

9. Gordeeva TO, Osin EN, Shevyahova VYu. Diagnostika optimizma kak stilya ob"yasneniya uspekhov i neudach. Oprosnik STOUN = Diagnostics of optimism as a style of explaining successes and failures. Questionnaire STONE. Moscow: Smysl; 2009. 220 p. (In Russ.).

10. Sychyov OA. Psihologiya optimizma = Psychology of optimism. Bijsk: BPGU after named. V.M. Shukshin; 2008. 69 p. (In Russ.).

11. Zeligman M. Kak nauchit'sya optimizmu: Sovety na kazhdyy den' = How to learn optimism: Tips for every day. Moscow: Veche; 1997. 426 p. (In Russ.).

12. Il'in IA. Poyushchee serdce. Kniga tihih sozercanij = Singing heart. The book of quiet contemplation. Moscow: Dar; 2021. 320 p. (In Russ.).

13. Frankl V, Gozman LYa, Leont'ev DA (eds.) Chelovek v poiskah smysla = Moscow: Progress; 1990. 368 p. (In Russ.).

14. Bollnow O. Die padagogische Atmosphare: Untersuchungen uber die gefuhl-smasigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. Essen: Die Blaue Eule; 2001. 112 p. (In German).

15. Makarenko AS. Metodika vospitatel'noj raboty. Izbrannye Trudy = Selected writings. Moscow: Yurajt; 2016. 249 p. (In Russ.).

16. Lejbnic GV. Experiences of theodicy and the goodness of God, freedom of man and the beginning of evil. In: Sochineniya v 10 t. = Works in 10 vols. Moscow: Mysl'; 1989. Vol. 4. Pp. 49-413. (In Russ.).

17. Russo J-J, Engel'gard MA (transl.) Emil', ili O vospitanii = Emil, or about education. S.-Peterburg: Gaz. «Shk. and Life»; 1912. 491 p. (In Russ.).

18. Marks K. Capital. In: Marks K, Engel's F. Soch. V 30 t. = Works in 30 vol. Moscow: Gos-politizdat; 1954. Vol. 23. Pp 188-189. (In Russ.).

19. Amonashvili ShA. Psihologicheskie osnovy pedagogiki sotrudnichestva: Kniga dlya uchite-lya = Psychological foundations of cooperation pedagogy: A book for teachers. Kiev: Osvita; 1991. 111 p. (In Russ.).

20. Karnegi D, Haskhachih MI (comp.), Zinchenko VP, Zhukov YuM (eds.) Kak zavoevyvat' druzej i okazyvat' vliyanie na lyudej = How to win friends and influence people. Moscow: Progress: Kooperativ «Golos». 1990. 281 p. (In Russ.).

21. Seligman MEP. Learned Optimism. New York: Knopf, 1991. 319 p. (In Engl.).

Информация об авторе

Ю. В. Андреева — профессор, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author

Yu. V. Andreeva — Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 14.12.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 11.01.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.