Научная статья на тему 'Дидактическая модель коррекционного развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития средствами фитнес-аэробики'

Дидактическая модель коррекционного развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития средствами фитнес-аэробики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПЕРВИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОРРЕКЦИЯ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / МЕТОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ПОДХОДЫ / ADAPTED PHYSICAL CULTURE / COGNITIVE PROCESSES / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAY / PRIMARY DEVIATIONS / INSTRUCTIONAL MODEL / CORRECTION / FITNESS AND AEROBICS / METHODS / PRINCIPLES / APPROACHES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Летова Евгения Александровна, Семёнов Леонид Алексеевич

В статье обосновывается и описывается дидактическая модель коррекционного развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) средствами фитнес-аэробики у детей с задержкой психического развития (ЗПР), построенная на научных исследованиях, доказывающих взаимосвязь физического и психического развития у человека, с учётом закономерностей коррекции первичных отклонений. В качестве основных компонентов модели выделены методы, средства (двигательные действия), специфические принципы и подходы. На основе представленной модели разработаны методические рекомендации, прошедшие двухлетнюю экспериментальную проверку, доказавшую их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Летова Евгения Александровна, Семёнов Леонид Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instructional model of cognitive processes’ remedial development at children with developmental delay by means of fitness and aerobics

In the article, the instructional model of the cognitive processes’ development (attention, memory, thinking) among the children with developmental delay by means of fitness and aerobics is described and proved. The model is based on the scientific researches proving the interaction of physical and mental development in a person with account of consistency of primary deviation correction. As the main components of the model the authors define methods, means (physical actions), specific principles and approaches. On the basis of the presented model the authors worked out the guidelines. The guidelines are the result of the two-year experience that proved its efficiency.

Текст научной работы на тему «Дидактическая модель коррекционного развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития средствами фитнес-аэробики»

УДК 796.011.1

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ

Евгения Александровна Летова, соискатель Леонид Алексеевич Семёнов, доктор педагогических наук, профессор Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В статье обосновывается и описывается дидактическая модель коррекционного развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) средствами фитнес-аэробики у детей с задержкой психического развития (ЗПР), построенная на научных исследованиях, доказывающих взаимосвязь физического и психического развития у человека, с учётом закономерностей коррекции первичных отклонений. В качестве основных компонентов модели выделены методы, средства (двигательные действия), специфические принципы и подходы. На основе представленной модели разработаны методические рекомендации, прошедшие двухлетнюю экспериментальную проверку, доказавшую их эффективность.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, познавательные процессы, дети с задержкой психического развития, первичные отклонения, дидактическая модель, коррекция, фитнес-аэробика, методы, принципы, подходы.

INSTRUCTIONAL MODEL OF COGNITIVE PROCESSES' REMEDIAL DEVELOPMENT AT CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAY BY MEANS

OF FITNESS AND AEROBICS

Evgeniya Aleksandrovna Letova, the competitor, Leonid Alekseevich Semyonov, the doctor pedagogical sciences, professor, Surgut State Pedagogical University

Annotation

In the article, the instructional model of the cognitive processes' development (attention, memory, thinking) among the children with developmental delay by means of fitness and aerobics is described and proved. The model is based on the scientific researches proving the interaction of physical and mental development in a person with account of consistency of primary deviation correction. As the main components of the model the authors define methods, means (physical actions), specific principles and approaches. On the basis of the presented model the authors worked out the guidelines. The guidelines are the result of the two-year experience that proved its efficiency.

Keywords: adapted physical culture, cognitive processes, children with developmental delay, primary deviations, instructional model, correction, fitness and aerobics, methods, principles, approaches.

ВВЕДЕНИЕ

Основная направленность адаптивной физической культуры заключается в коррекционном воздействии на ребёнка с тем или иным отклонением. В настоящее время эта направленность ограничивается, в основном, двигательной сферой, которая, безусловно, имеет отклонения у детей с любым нарушением в развитии. При этом крайне ограничено число исследований, рассматривающих возможности использования средств физической культуры для коррекции, так называемых первичных отклонений, непосредственно обусловленных нарушением.

Думается, что физические упражнения могут иметь особенно большое значение в коррекции первичных нарушений у детей с интеллектуальными отклонениями. И в первую очередь это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР), отклонения у которых не носят органического характера. Основанием для данного утверждения являются фундаментальные научные исследования, доказывающие взаимосвязь

физического и психического развития у человека [2, 6, 9, 15, 17 и др.].

О такого рода взаимосвязях свидетельствуют и современные нейробиологические исследования [1, 16 и др.], показывающие механизмы влияния двигательной активности на восстановление и создание нейронов, а также формирование нейронных цепочек. При этом из различных видов двигательной активности особенно выделяется деятельность, связанная с обучением и выполнением сложно-координационных упражнений [16].

Целью исследования, результаты которого приводятся в статье, является обоснование и разработка дидактической модели коррекционного развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) у детей с ЗПР в процессе обучения упражнениям из фитнес-аэробики.

Методы исследования. При проведении работы использовались: анализ литературных источников, синтез и обобщение материалов этих источников (а также результаты собственных экспериментальных исследований) по вопросам:

- взаимосвязи психического и физического в развитии человека [2, 6, 9, 14, 15, 17

и др.];

- ведущей роли деятельности в развитии познавательных процессов [3, 4, 7, 8 и

др.];

- коррекции первичных отклонений у детей с ЗПР [3, 13 и др.];

- реализации коррекционного подхода в адаптивной физической культуре [5, 12 и

др.];

- методики и организации проведения занятий фитнес-аэробикой [11 и др.].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ различных систем физических упражнений и проделанная на начальном этапе опытно-поисковая работа (изучались возможности применения гимнастики и игр) показали, что в наибольшей мере требованиям коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР средствами физической культуры отвечают физические упражнения из фитнес-аэробики, представляющие систему гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом. Особенностью этих упражнений при овладении ими является системный характер, проявляющийся в последовательном введении большого числа разнообразных элементов. Отдельные элементы составляют связки или целостные двигательные действия, а двигательные действия - различные комбинации движений. Возможности модифицировать элементы, комбинировать их, позволяют разнообразить содержание занятий и реализовать основные принципы коррекционного воздействия.

Безусловным плюсом упражнений из фитнес-аэробики является и высокая эмоциональность, вызывающая у детей интерес к занятиям. Не случайно проведенный нами опрос показал, что более 70% детей с ЗПР четвертых-восьмых классов предпочитают занятия фитнес-аэробикой другим средствам физической культуры. Кроме того, данные упражнения оказывают наиболее значительное общеоздоровительное влияние на организм ребенка, что обеспечивает реализацию требования сочетания коррекционного обучения с оздоровлением и профилактикой.

Методы обучения в фитнес-аэробике, ориентированные на овладение двигательными действиями в процессе создания комбинаций [11], в значительной мере отвечают основным требованиям и подходам к проведению коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР.

В представленной на рисунке дидактической модели отражены основные компоненты коррекционного развития познавательных процессов у детей с ЗПР (внимания, память, мышление) средствами фитнес-аэробики, включающие методы, специфические принципы и подходы. К основным методам обучения элементам и комбинациям фитнес-аэробики, базирующимися на различных логических подходах,

которые целесообразно использовать при коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР, относятся: линейный метод, метод возврата, метод зигзага, метод сложения, блок-метод и метод симметричного выполнения движений.

При определенной трансформации методов, влияние методов на тот или иной процесс может быть более или менее значимым, что обозначено в Модели сплошными и пунктирными линиями.

Линейный метод заключается в последовательном разучивании отдельных элементов путем многократного повторения. Вначале многократно повторяется первый элемент с постепенным добавлением движений руками, изменением направления движения, темпа, т.е. осуществляется его усложнение. Следующий этап заключается в разучивании таким же образом другого элемента. В итоге выстраивается цепочка элементов. Обучение детей с ЗПР линейным методом обеспечивает активацию динамических характеристик внимания: устойчивости, объема, концентрации, переключаемости. Сохранение устойчивости внимания в течение длительного времени происходит при многократном выполнении каждого элемента детьми с ЗПР.

^ деятельностного подхода; учета зоны ближайшего развития; индивидуально-дифференцированного

развития; единства диагностики и

коррекции ^ дробности; ^ системности

Специфические принципы

Основные подходы

^ обеспечение мотивации; ^ соответствие темпа и методов обучения развитию ребенка; актуализация наглядности; повторность объяснения ^ обобщение; интеграция

Обозначения: сплошная линия - наиболее значимое влияние; пунктирная линия - менее значимое влияние.

Рисунок - Дидактическая модель коррекционного развития познавательных процессов у детей с ЗПР

средствами фитнес-аэробики

Последовательное включение в процесс обучения новых элементов и их модификация воздействуют и на концентрацию, переключаемость и распределение внимания. Постепенное увеличение последовательно сменяющих друг друга элементов повышает и объем внимания. При этом следует учитывать сквозной характер внимания, охватывающий все уровни организации познавательных процессов и понимать, что направленность метода на коррекцию внимания у детей с ЗПР опосредованно отражается и на других познавательных процессах.

Линейный метод самый простой из всех способов обучения, в процессе которого легко реализуется принцип дробности, системности и др.

Метод сложения заключается в повторении последовательно присоединяющихся элементов фитнес-аэробики с постоянным возвратом к первому. Сначала многократно выполняется первое и второе упражнения, затем к ним добавляется третье упражнение и повторяется последовательно первое, второе, третье. Далее добавляется четвертое

упражнение и повторение начинается сначала. Добавление нового элемента и постоянное возвращение к первому элементу активизирует процессы запоминания, сохранения и воспроизведения материала. А постоянно включаемые задания в виде различных мнемотехник (воспроизведение цепочки элементов предыдущего урока, воспроизведение пропущенного элемента из освоенной ранее цепочки) способствуют развитию произвольного запоминания у детей с ЗПР. При этом умение создавать и использовать приемы запоминания зависят от мышления, соответственно метод сложения активизирует и мыслительную деятельность.

Метод зигзага требует высокой концентрации и переключаемости внимания детей с ЗПР, а также достаточной подготовленности в плане координации движений и заключается в выполнении элементов в следующей последовательности: сначала осваивается первый элемент, далее второй, затем выполняется их соединение; после этого разучивается третий элемент. После повторения третьего элемента, повторяется первый элемент, далее третий, затем второй и снова третий и т.д. Таким образом, каждый последующий новый элемент соединяется с предшествующими элементами, начиная с первого. Учитывая низкую продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР особое внимание при обучении методом зигзага необходимо уделять принципам учета зоны ближайшего развития и дробности. Количество добавляемых элементов регулируется возможностями занимающихся. Повторение учениками за учителем постоянно меняющейся последовательности элементов приводит в активное состояние все познавательные процессы.

Метод возврата заключается в многократном выполнении детьми с ЗПР первого элемента, после которого также многократно выполняется второй элемент, после освоения второго элемента выполняется соединение первого элемента со вторым. Затем многократно повторяется третий элемент, после чего второй элемент соединяется с третьим и т.д. Систематичное возвращение к предыдущему элементу и его соединение с последним добавленным элементом способствует актуализации процессов временного сохранения материала и оперативного воспроизведения, за которые отвечает зрительная память. Непроизвольно лучше запоминается материал, который вызывает активную умственную работу, при том наглядное сопровождение учащегося с ЗПР, позволяет скорректировать нарушенные процессы за счет сохранных функций.

Блок-метод характеризуется освоением всей цепочки по блокам: по два элемента в каждом блоке. Таким образом, происходит последовательное овладение упражнениями, составляющими блок, а затем цепочкой из блоков. Структура блок-метода схожа со структурой обучения методом возврата; несколько отличается способ запоминания, заключающийся не в добавлении одного элемента, а в добавлении связки из двух элементов.

Обучение цепочкам элементов с помощью специальных мнемических приемов, обусловленных выбором метода, характеризуется наличием сознательной цели -запомнить, воспроизвести и сохранить материал. При этом в процесс запоминания непроизвольно включаются мыслительная деятельность и свойства внимания.

Метод симметричного выполнения. Выполнение разученной связки элементов одним из методов обучения в обе стороны со сменой ведущей ноги называется симметричным выполнением. Метод симметричного выполнения применяется при закреплении и совершенствовании освоенных комбинаций (цепочек) элементов. При выполнении комбинации элементов методом симметричного выполнения активно задействуются координационные способности ребенка и вместе с тем, память, внимание, мышление.

Основными регуляторами коррекции являются специфические принципы: принцип деятельностного подхода, учета зоны ближайшего развития, индивидуально-дифференцированного развития, дробности, системности, которые представлены в

модели. Принципы определяют общую направленность педагогического процесса, его содержание, методы, методические приёмы, структуру, формы организации уроков, также обеспечивает контроль и эффективность проводимых уроков.

Суть принципа деятельностного подхода заключается в том, что коррекция всех познавательных процессов осуществляется при выполнении двигательных действий, присущих фитнес-аэробике. При этом меняя характер деятельности, акцентируя направленность на включение того или иного познавательного процесса, становится возможным относительно дифференцированное коррекционное влияние на эти процессы.

Руководствуясь принципом учёта зоны ближайшего развития, становится возможным определять исходную готовность ребенка и перспективу его развития. Важно своевременно усложнять двигательную задачу, когда учащийся начинает выполнять элементы и связки элементов самостоятельно, без сопровождения педагога.

Принцип индивидуально-дифференцирующего развития реализуется за счёт определения характера отклонения у учащихся, на основании чего определяется направленность коррекционного процесса, содержание занятий, подбирается нагрузка и методы обучения в фитнес-аэробике. Рассмотренные методы позволяют изменять темп освоения двигательных действий, варьировать амплитуду движения, исключать или добавлять повороты, наклоны, изменять траекторию перемещений. Использование того или иного метода определяется результатами решения двигательных задач, при этом методы включаются в занятие с учетом уровня сложности. Если учащийся не справляется с выполнением цепочки элементов, например, при использовании метода зигзага, ему предлагается перейти на выполнение этой же связки более простыми методами (сложения и линейным).

Определение же исходного и текущего состояния, познавательных процессов и физической подготовленности с последующим учётом этого при проведении обучения основано на принципе единства диагностики и коррекции. Через восприятие учащимися с ЗПР своих достигнутых успехов в сравнении с ранее полученными результатами, развиваются самоконтроль, самооценка, что влияет на лучшее усвоение материала, повышение работоспособности и концентрации внимания.

Чрезвычайно важно при обучении детей с ЗПР упражнениям фитнес-аэробики опираться на принцип дробности. Учащимся не предлагается сразу выполнять связку элементов, она делится на части. Любой новый элемент отрабатывается отдельно, затем присоединяется в цепочку элементов с применением тех или иных методов обучения. При реализации принципа дробности один и тот же объем возможно выполнять с меньшими усилиями. Так, между связками пары элементов, например, при обучении блок-методом используется ходьба с дыхательными упражнениями или приставной шаг - первый базовый элемент в фитнес-аэробике.

Принцип системности на занятиях реализуется за счёт регулярности, непрерывности, планомерности, и постепенного усложнения двигательных задач.

Наряду с принципами и методами предлагаемая модель включает также «основные подходы», способствующие реализации выделенных принципов и специфической детализации описанных методов. К которым относятся: обеспечение мотивации, соответствие темпа и методов обучения развития ребёнка с ЗПР, актуализация наглядности, повторяемость объяснения, обобщение и интеграция.

Обеспечение мотивации. У детей ЗПР важно формировать положительную мотивацию, связанную с достижением успеха в двигательной деятельности. На занятиях фитнес-аэробикой это достигается с помощью акцентирования внимания на успешном выполнении связок элементов и правильном воспроизведении последовательности элементов. Даже незначительные успехи в обучении детей с ЗПР необходимо отмечать и поощрять, что позволит не только создать благоприятную психологическую обстановку, но и закрепить достижение, так как то, что связано с положительными эмоциями

запоминается сильнее.

Соответствие темпа и методов обучения развитию ребенка. Обучение детей с ЗПР элементам фитнес-аэробики осуществляется постепенно от простого к сложному, с включением подводящих упражнений. Темп выполнения увеличивается пропорционально степени овладения двигательным действием. Новые связки разучиваются линейным методом, методом сложения и блок-методом. Хорошо отработанные связки выполняются методом зигзага и методом симметричного выполнения. Переход от одного метода обучения к другому сопровождается снижением темпа выполнения и его увеличением по мере овладения связкой элементов. Соответствие темпа и методов обучения развитию ребенка обуславливает эффективность коррекционного процесса.

Актуализация наглядности. Для управления процессом обучения детей с ЗПР элементам из фитнес-аэробики необходимо использовать наглядную информацию. Наглядность как важная предпосылка освоения цепочки элементов влияет на зрительное и слуховое восприятие, помогающее в обучении. Учитывая, что у детей с ЗПР преобладает наглядно-образное мышление, перед разучиванием связки элементов педагогом выполняется все действие от начала до конца с четким проговариванием каждого элемента, что обеспечивает формирование целостного правильного образа двигательного действия. На уроках выполнение двигательных действий осуществляется перед зеркалом, лицом друг к другу, друг за другом как совместно с педагогом, так и без его сопровождения.

Повторность объяснения. Учитывая особенности восприятия и обучения детей с ЗПР, следует помнить, что даже элементарные новые навыки вырабатываются у них крайне медленно. Для закрепления материала требуется четкое объяснение по выполнению упражнений. При объяснении на уроке используется терминология фитнес-аэробики, обязательно указывается на траекторию движения. Понимая особенности концентрации и устойчивости внимания детей с ЗПР объяснения формулируются четко и конкретно, активно используются интонационные акценты. Выполнение цепочки элементов сопровождается комментариями и краткой оценкой.

Обобщение. Результаты обучения нужно обобщать не только учителям, но и формировать умения обобщать собственные достижения у детей с ЗПР. Детям с ЗПР на уроке предоставляется возможность комментировать свои действия, отмечать вслух почему не получается выполнить тот или иной элемент или повторить последовательность определенных элементов. Обобщая ребенок делает самоотчет, который становится для него и для учителя ориентиром для достижения новых целей, поиском совместных путей решения поставленных задач и преодолении трудностей.

Интеграция. Интеграция в процессе коррекции у детей с ЗПР связана с трансформацией методов обучения элементам фитнес-аэробики, в контексте их специфических особенностей и направленных не только на коррекцию познавательных процессов, но и на повышение уровня физических кондиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе представленной модели были разработаны методические рекомендации по коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР на занятиях фитнес-аэробикой [10], прошедшие двухлетнюю экспериментальную проверку, доказавшую их эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейлок, С. Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / С. Бейлок ; пер. с англ. С. Кировой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 272 с.

2. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - Москва : Медгиз, 1947. -

225 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5 : Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 386 с.

4. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. - Москва : Наука, 1966. - 277 с.

5. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - Москва : Советский спорт, 2000. - 240 с.

6. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развития функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. - Москва : Педагогика, 2003. - 79 с.

7. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - Москва : Физкультура и спорт, 1951. - 532 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.

9. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 1 / П.Ф. Лесгафт. - Москва : Физкультура и спорт, 1951. - 289 с.

10. Летова, Е.А. Методические рекомендации по коррекции познавательных процессов у детей с задержкой психического развития на занятиях фитнес-аэробикой / Е.А. Летова, Л.А. Семенов. - Сургут : [б.и.], 2013. - 58 с.

11. Лисицкая, Т.С. Аэробика : в 2 т. Т. I : Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. -Москва : Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.

12. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н. Л. Литош. - Москва : СпортАкадемПресс, 2002. -140 с.

13. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - Москва : Педагогика, 1989. - 104 с.

14. Могендович, М. Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем / М.Р. Могендович. - Ленинград : Медгиз, 1957. - 430 с.

15. Павлов, И.П. Мозг и психика: избранные психологические труды / И.П. Павлов. -Москва, Воронеж : Ин-т практ. психологии ; МОДЭК, 1996. - 317 с.

16. Рэйти, Д. Зажги себя! Жизнь в движении. Революционное знание о влиянии физической активности на мозг / Д. Рэйти и Э. Хагерман. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 336 с.

17. Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 416

с.

REFERENCES

1. Beilock, S. (2015), How the body knows its mind, Mann, Ivanov i Ferber, Moscow.

2. Bernstein, N.A. (1974), About movement building, Medgiz, Moscow.

3. Vygotsky, L.S. (1983), Collected edition in 6 volumes. Volume 5: Defectology fundamentals, Pedagogika, Moscow.

4. Galperin, P.Ya. (1966), Thinking psychology and studies about gradual formation of mental activities, Nauka, Moscow.

5. Evseev, S.P., Shapkova L.V. (2000), Adapted physical education, Soviet sport, Moscow.

6. Koltsova, M.M. (2003), Physical activity and development of a child's brains function: the role of the motor analyzer in the higher nervous system formation, Pedagogika, Moscow.

7. Krestovnikov, A.N. (1951), Sketches on physiology of physical exercises, Fizkultura i sport, Moscow.

8. Leontyev, A.N. (1977), Activity, consciousness, personality, Politizdat, Moscow.

9. Lesgaft, P.F. (1951), Collected edition of pedagogic works in 5 volumes. Vol.1, FiS, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Letova, E.A. (2013), Instructional guidelines on cognitive processes correction in children with developmental delay at lessons of fitness and aerobics, Surgut.

11. Lisitskaya, T.S., Sidneva L.V. (2002), Aerobic: in 2 v. Vol.1. Theory and methods, : Russian Aerobics Federation, Moscow.

12. Litosh, N.L. (2002), Adapted physical culture: psychological and pedagogical characteristics of children with developmental delay, SportAkademPress, Moscow.

13. Lubovsky, V.I. (1989), Psychological problems of diagnostics of children abnormal development, Pedagogika, Moscow.

14. Mogendovich, M.R. (1957), Reflex interaction of locomotor and visceral systems, Medgiz, Moscow.

15. Pavlov, I.P. (1996), Brain and mind: selected psychological works, Inst. of pract. psychology; MODEK, Moscow, Voronezh.

16. Ratey, D. (2017), Spark: the revolutionary new science of exercise and the brain, Mann, Ivanov i Ferber, Moscow.

17. Sechenov, I.M. (2001), Thought's elements, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: e.letik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2019

УДК 796.07

БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Анна

Владимировна Лигута, кандидат педагогических наук, заместитель начальника учебного отдела, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних

дел России, Хабаровск

Аннотация

В статье представлены результаты социологического опроса женщин-сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел по применению боевых приемов борьбы в их профессиональной деятельности. Установлено, что только 22,0% респондентов применяли физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, при задержании правонарушителей. Основными приемами являются удары руками и ногами, болевые приемы, ограничение подвижности. Выявлены недостатки процесса физической подготовки, связанные с обучением боевым приемам борьбы. Определен низкий уровень мотивации к освоению профессионально важных прикладных двигательных умений и навыков, развитию психофизических качеств.

Ключевые слова: женщины, сотрудники, оперативные подразделения, боевые приемы борьбы, профессиональная деятельность.

COMBAT MOVES FOR FIGHTING IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF WOMEN-EMPLOYEES OF OPERATIONAL DIVISIONS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Vladimir Filippovich Liguta, the candidate of pedagogic sciences, professor, Anna Vladimi-rovna Liguta, the candidate ofpedagogic sciences, deputy head of training department, The Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Annotation

The article presents the results of the sociological survey of women-employees of the operational divisions of the law-enforcement bodies on the use of the combat moves for fighting in their professional activities. It was found that only 22,0% of the respondents used physical force, including combat moves for fighting, when detaining offenders. The main techniques are punches and kicks, pain techniques, limitation of mobility. Shortcomings of process of physical preparation connected with training to the fighting receptions of wrestling are revealed. The low level of motivation to the development of professionally important applied motor skills, the development of psychophysical qualities, has been determined.

Keywords: women, employees, operational divisions, combat moves for fighting, professional activities.

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы увеличилось количество женщин в органах внутренних дел (далее ОВД) Российской Федерации. Основной задачей и функциональной обязанностью сотрудника ОВД является охрана, защита прав и законных интересов граждан, общественных объединений и организаций. Любой сотрудник ОВД не зависимо от его пола должен обладать определенным комплексом юридических знаний, уровнем физической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы (далее БПБ), высокой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.