ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Е.Н. Кузнецова, канд. психол. наук, доцент К.А. Фесик, студент
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ
(Россия, г. Нижний Тагил)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-168-171
Аннотация. В статье дается характеристика особенностей развития памяти младших подростков. Обосновано применение дидактических настольных игр в образовательном процессе для развития познавательных процессов. Приводится описание авторской настольной игры по курсу «История Средних веков». Предложенная разработка настольной игры направлена на развитие памяти младших подростков и может быть использована в групповой и индивидуальной работе на уроках, элективных курсах и факультативных занятиях.
Ключевые слова: память, младшие подростки, дидактические игры, настольные игры.
На сегодняшний день тема применения игровых технологий в образовании остается актуальной, поскольку спектр игр постоянно расширяется. Помимо дидактических и карточных игр, традиционно применяемых в образовании, набирают популярность настольные и интеллектуальные игры.
Таким образом, использование современных игр на уроке позволяет разнообразить учебный процесс, акцентируя внимание на важных аспектах изучаемой темы. Это особенно актуально на уроках истории: при запоминании большого количества дат и терминов необходимо расставлять акценты на более и менее значимых событиях в истории конкретной страны или в определенный период.
В условиях новых педагогических реалий, актуальным становиться развитие личности школьника, его когнитивной сферы на каждой ступени образования. Современный выпускник, как указывают стандарты, должен быстро адаптироваться, ориентироваться в большом потоке информации, принимать правильные решения. Формирование такой личности возможно при условии развития когнитивной сферы школьника и, прежде всего, развитии памяти [1].
Каждому возрастному этапу в жизни человека соответствуют определенные из-
менения в процессе формирования памяти. Значительные изменения происходят в младшем подростковом возрасте. Проблема развития памяти у подростков актуальна, поскольку именно в этот возрастной период происходят кардинальные изменения в мыслительных процессах, повышается продуктивность и формируются новые приемы запоминания.
Для младшего подросткового возраста характерно возрастание познавательной активности. На 11-12 лет приходится «пик любознательности», когда расширяются познавательные интересы и совершенствуются интеллектуальные процессы. У школьников младшего подросткового возраста значительно увеличивается объем памяти по сравнению с памятью младших школьников. Это обусловлено осмыслением запоминаемого материала. При этом сама смысловая память перестраивается -приобретает опосредованный, логический характер, а запоминание информации сопряжено с мыслительными процессами.
Окончание младшего школьного возраста знаменуется стремительным развитием опосредованной памяти, в то время как развитие механической памяти тормозится и, в подростковом возрасте, ведущей становиться логическая память. Такие изменения обеспечивают подросткам возможность структурирования материала и,
как следствие, возможности запоминать большой объем информации.
Таким образом, для младшего подросткового возраста характерны следующие значительные изменения в развитии памяти: появляются зрелая логическая память, опосредованная ассоциативная память, произвольность при запоминании преобладает над непроизвольностью. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. На этом этапе развивается интеллект, внимание, кардинально меняются мыслительные процессы - развиваются критическое и абстрактное мышление, улучшается продуктивность памяти и заметно изменяются процессы запоминания.
На современном этапе развития педагогики вопрос применения дидактических игр в образовании достаточно изучен. Значение дидактической игры в воспитании и обучении ребенка обосновали в XIX веке М. Монтессори и Ф. Фребель. В XX веке В.Н. Аванесова и А.В. Запорожец изучили особенности дидактической игры. Влияние дидактических игр на развитие познавательной сферы подростка исследовали Л.А. Коч, АН. Леонтьев, Г.И. Нетреба, Б.А. Федулов и др. Роль игры в обучении и воспитании раскрыли Ф.Н. Блехер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская.
На современном этапе развития педагогики спектр игр постоянно расширяется. Помимо дидактических и карточных игр, традиционно применяемых в образовании, набирают популярность настольные и интеллектуальные игры.
Использование современных игр на уроке позволяет разнообразить учебный процесс, акцентируя внимание на важных аспектах изучаемой темы. Это особенно актуально на уроках истории: при запоминании большого количества дат и терминов необходимо расставлять акценты на более и менее значимых событиях в истории конкретной страны или в определенный период.
В литературе дидактическая игра понимается как средство и метод обучения, особый вид деятельности, при котором реализуется ряд принципов игрового обу-
чения [2]. На сегодняшний день существует множество дидактических игр, но единая четкая классификация отсутствует. Р.И. Жуковская систематизировала игры по форме проведения: игры-путешествия, загадки, поручения, соревнования, предположения, беседы [3]. Ф.Н. Блехер выделял дидактические игры с материалами, без материалов и словесные. Среди игр с использованием дополнительных материалов выделяют игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные и псевдосюжетные игры [4].
Дидактические настольные игры имеют большой образовательный потенциал: способствуют развитию памяти, внимания, логического и стратегического мышления, скорости реакции и многому другому. Использование игровых технологий решает многие задачи по построению коллектива [5].
В отличие от других видов игр в целом дидактическая игра обладает существенным признаком - целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые должны быть четко выделены и обоснованы учебно-познавательной направленностью. Цели игры на уроках истории - углубление и усовершенствование исторических знаний, осуществление поиска, закрепление их в памяти, развитие логического мышления, использование знаний в нестандартных ситуациях.
С учетом особенностей развития памяти младших подростков автором был разработан проект настольной игры «Городской воздух делает свободным». В название дословно вынесен правовой обычай средневековья «Stadtluft macht frei», согласно которому крестьянин, проживший в городе в течение одного года, освобождался от феодальной зависимости и становился горожанином. Крепостные могли бежать из феодальных земель и получить таким образом свободу, сделав города в определенной степени территорией вне феодальной системы.
В основе лежит механика классической «гуськовой» игры или
игры-бродилки, передвижение в которой осуществляется при помощи бросания ку-
бика. Перечень исторических событий, представленных в игре, рисует комплексную картину жизни средневекового крестьянина и рассказывает о культуре и религии, военных походах и восстаниях, феодальной зависимости и международных связях в Средние века. По мере движения по игровому полю участникам предлагается ответить на вопросы по различным темам для получения победных ресурсов или возможности дополнительного передвижения. В игре предусматриваются вопросы повышенной сложности в виде ответвлений от основного пути, на которые участники переходят по своему желанию.
«Легенда» игрового поля предлагает стандартные механики - пропуск хода, выбор альтернативного пути, возвращение назад, - которые также подкреплены историческими реалиями. «Пропуск хода» объясняется опасностью заражения. Крестьянин не просто останавливается в поле, а сторонится больного оспой. Ученики в свою очередь повторяют, что в Средние века эта болезнь была неизлечимой.
Карточки из раздела «Поле битвы» -это задания повышенной сложности: вопросы о военных действиях и крестовых походах, которые приносят по два ресурса. Выбор альтернативного пути позволяет увеличить вариативность игрового процесса и дать ученикам возможность проявить эрудицию.
Действия феодала в игре отражены желтым цветом. При попадании на клетки «Вас заметил феодал» и «Вас поймал феодал» ученики в случае неправильного ответа теряют ресурсы и возвращаются на несколько шагов назад. Таким образом, в механике игры отражена зависимость крестьянина от феодала, возможность феодала распоряжаться судьбами его подчиненных.
В построении урока с элементами игровой технологии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и оценочный, или этап рефлексии. Наиболее сложным и затратным по времени является первый этап, на котором, помимо определения тематики и целей, производится непосредственное изготовление игры. На втором этапе следует уделить внимание объяснению правилам, и следить за соответствием игрового процесса этим правилам, а в третьем - подведению итогов как игры, так и всего урока [6; 7].
Использование дидактических игр позволит повысить мотивацию подростков к изучению истории. Это связано с рядом причин: во-первых, потому, что будет использована нетрадиционная форма организации урока, во-вторых, в рамках рассмотренной дидактической игры будет использован ведущий вид деятельности подростков - общение со сверстниками. Кроме того, такая форма организации урока будет полностью соответствовать требованию
современных стандартов образования.
Библиографический список
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова - М.: Педагогика-Пресс. 1996.
4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. - М.: Просвещение, 1999. - 325 с.
5. Романова Т.Ю. Потенциал современных настольных игр в школе // Слово учителю. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/731-romanova-t-yu-potentsialsovremennykh-nastolnykh-igr-v-shkole (дата обращения 15.11.2020).
6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 2006. - 112 с.
7. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 496 с.
DIDACTIC PLAY AS A MEANS OF DEVELOPING THE MEMORY OF YOUNGER
TEENAGERS IN HISTORY LESSONS
E.N. Kuznetsova, Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor K.A. Fesik, Student
Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Pedagogical University
(Russia, Nizhny Tagil)
Abstract. The article describes the features of the development of the memory of younger adolescents. The use of didactic board games in the educational process for the development of cognitive processes is justified. The description of the author's board game according to the course "History of the Middle Ages " is given. The proposed development of the board game is aimed at developing the memory of younger teenagers and can be used in group and individual work in lessons, elective courses and optional classes.
Keywords: memory, younger teenagers, didactic games, board games.