Секция инженерной графики и компьютерного дизайна
УДК 514.18: 681.327.22
Е.Г. Утишев
ДИДАКТИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В
ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
В работе рассматриваются достоинства и недостатки развития интеллектуальной переработки графической визуальной информации (видения) с использованием компьютерных технологий, в частности анимации. Компьютерная теория пространственного видения это особый вид искусства в виртуальной электронной среде, позволяющий осуществлять художественное и инженерное конструирование с учетом необходимой семантики и морфологии.
Организованное зрительное восприятие в учебном процессе представляет собой продуктивное изучение как натурных объектов, так и их различных изображений (условных чертежей, генеральных планов, художественных картин и т.п.). Такое визуальное восприятие предполагает анализ, дифференциацию и структурирование форм, сопоставление зрительного впечатления с предшествующим опытом (памятью) и синтез восприятия в целостный образ. Эта цель в педагогическом процессе может быть решена с помощью компьютерной анимации, которая наиболее успешно создает необходимые дидактические условия для того, чтобы визуальное восприятие графической информации было не пассивным (репродукционным) действием, а интеллектуальным и творческим процессом познания и созидания.
Компьютерные технологии позволяют демонстрировать:
♦ процессы, скорость которых находится за пределами пороговых значений зрительного восприятия (допускают преодоление временного барьера);
♦ изображения, полученные в ультрафиолетовых, инфракрасных лучах и т.п. (тем самым преодолевается спектральный барьер зрительного восприятия);
♦ поэтапный синтез изображений (слоями) как художественнографических по типу аппликаций с использованием банка данных ранее разработанных проектов (генеральных планов, интерьеров, орнаментов и т.д.), так и не наблюдаемых процессов, например, траекторий движения электронов, картин обтекания летательных аппаратов в аэродинамической трубе и т.п.
К недостаткам компьютерных технологий можно отнести следующее:
♦ исключение из процесса обучение речевого диалога на языке изобразительной геометрии между преподавателем и студентом, а также диалога между студентами, что согласно психологическим исследованиям замедляет развитие самостоятельного мышления студентов в данной предметной области;
♦ не слишком высокий дидактический уровень учебных компьютерных разработок. Преподаватель-предметник, создавая анимационный видеофильм, стремится в первую очередь обеспечить передачу семантической сути проекционных построений на чертеже (рисунке), но не всегда способен правильно обеспечить психологопедагогические аспекты. Поэтому создание эффективных, дидактически проработанных компьютерных обучающих программ должно, как правило, осуществляться группой разработчиков, включающих в свой состав педагогов, психологов, программистов, дизайнеров и т.д.