Научная статья на тему 'Диалогическое взаимодействие как условие формирования иноязычной компетенции студента'

Диалогическое взаимодействие как условие формирования иноязычной компетенции студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каллаева Джамиля Расуловна

Рассмотрены проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Определены характеристики монологической и диалогической форм взаимодействия. Обоснован приоритет диалогового взаимодействия в формировании иноязычной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалогическое взаимодействие как условие формирования иноязычной компетенции студента»

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА

®2011 Каллаева Д.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрены проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Определены характеристики монологической и диалогической форм взаимодействия. Обоснован приоритет диалогового взаимодействия в формировании иноязычной компетенции.

The author of the article considers the problems of the interaction of the pedagogical process subjects, characterizes the monologic and dialogical forms of the interaction, justifies the priority of the dialog interaction in the formation of the foreign language competence.

Ключевые слова: диалогическое взаимодействие, монологическое

взаимодействие, диалог, диалогическая деятельность, компетентность, иноязычная компетенция.

Keywords: dialogue interaction, monologue interaction, dialogue, dialogue activity, competency, foreign language competency.

Учение, представляющее собой проявление отношения субъекта к нравственным, социально-

политическим, эстетическим и другим ценностям, а также к природе и самой жизни, стимулирует стремление оценивать «экспонированные

ценности», развивает познавательные процессы, поскольку личность в диалоге выступает в качестве своеобразного воплощения мира ценностей [2]. Поэтому совместная деятельность в виде диалога служит решающим фактором развития самосознания студента, благодаря чему обеспечивается субъектное взаимное межличностное отражение отношений. При этом самосознание, являясь следствием, одновременно выступает в качестве внутреннего личностного условия и предпосылки активности в значимых сферах деятельности, основой саморегуляции и самоуправления студентов.

Отметим, что осознание студентом свойств и особенностей своего Я, значимых для учебной и профессиональной деятельности, служит показателем успешности интеллектуального и

профессионального развития.

По мнению А. Сидоркина, в образовательном процессе особое внимание следует обратить на возможности внутреннего диалога, представляющего собой критерий развития личности, характеризующий умение слушать и понимать другие точки зрения, вступать с ними в диалог. При этом не нужно акцентировать внимание на стремление выработать и отстаивать собственную точку зрения, поскольку важнее научиться сомневаться в своей позиции, быть открытым для множества взглядов, уметь слышать многоголосие мира, осознавать

множественность субъективных

позиций других людей [3].

Исследователями предпринимается попытка выделить продуктивные формы, способы взаимосвязи, обеспечивающие

высокий уровень активности субъектов взаимодействия,

разнообразие взаимосвязей и отношений, широкий спектр мотивов И Т.д. [4].

В качестве одной из таких нами рассматривается диалогическая

форма взаимодействия, когда отношения между субъектами строятся на позициях союзников и партнеров. При этом преподаватель

«воздействует» на студента всегда с целью формирования знаний, выработки определенных умений и навыков и т.д., а студент взаимодействует с преподавателем посредством вопросов, ответов,

участия в обсуждении проблем и т.д. Следует отметить, что одностороннее взаимодействие не составляет процесс обучения, пока не сложится как система целостного взаимодействия, в рамках которого у студента формируются взгляды, установки,

жизненная позиция, интересы, склонности, идеалы и т.д.

Согласно Ю. В. Сенькову, необходимо менять подходы к самому взаимодействию в плане обеспечения трансляции культуры,

создания оптимальной базы для позитивных изменений в

познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах участников

взаимодействия [2]. Значит, переход от монологического к диалогическому взаимодействию возможен в случае готовности всех участвующих сторон, а качество взаимодействия становится реальным в случае гуманистического характера

педагогического процесса, наличия «коммуникативного ядра личности», включающего все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и проявляются во взаимодействии. Кроме того, субъекты взаимодействия должны обладать диалогической культурой,

основанной на положительном опыте, умении видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике, участнике диалога - субъекта, столь же значимого, как и он сам.

Субъект-субъектное взаимодействие объективно

способствует гуманизации отношений и всего процесса обучения, где основными характеристиками

выступают монологический и диалогический режимы (табл.).

Приведенные в таблице характеристики наглядно

демонстрируют диаметральную

противоположность монологической и диалогической форм взаимодействия. В диалогическом взаимодействии в качестве ключевого фактора

выступает равноправие

взаимодействующих и

взаимоотносящихся сторон,

опирающееся на альтруистические и эмпатийные особенности личности, уважение к мысли, делам и поступкам партнера, доверие, чуткость,

отзывчивость, сопереживание,

умение видеть в партнере соучастника и т.д. [4].

Таблица Режимы взаимодействия субъектов

Монологический

Статусное доминирование и преобладание субъектно-объектных отношений Эгоцентризм и сосредоточение на потребностях, целях, задачах личности Принуждение посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии

Догматизм с преобладанием надличностной трансляции норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению Стереотипность методов

Диалогический

Личностное равенство и преобладание субъект -субъекгных отношений

Центрация студентов на своих потребностях в их конвергенциях

Согласие и сотрудничество с преобладанием свободной дискуссии, передачей норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления

Стремление к творчеству, личному и

профессиональному росту,

импровизационность,

экспериментирование

Преобладание приемов,

и приемов воздействия с ориентированных на преобладанием самостоятельную

дисциплинарных деятельность студентов

приемов

Субъективная и жесткая Стремление к объективному поляризация оценок, контролю результатов узкий спектр критериев деятельности студентов, оценки индивидуальному подходу и

учету полимотивированности их поступков

Следовательно, учебная

деятельность как средство

профессионального становления, несомненно, оказывает влияние на уровень готовности

(исследовательской, творческой, познавательной и т.д.) к деятельности. По М. В. Кларину, систематическое развитие

критического мышления должно привести не только к более глубокому и разностороннему пониманию

изучаемого материала,

формированию особого склада ума и познавательной активности, при котором ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся во мнениях и убеждениях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Кроме того, они смогут научиться тому, как учиться у других, даже на их возражениях, расхождениях в восприятии, отличающихся

способами мышления [1].

Следовательно, в диалогическом взаимодействии обеспечивается развитие таких свойств, как самостоятельность мышления,

инициативность мыслительных

действий, критичность ума, способность аналитически оценивать содержание понятий и суждений и т.д. Развитие приведенных свойств и качеств предопределяется прежде всего системой подготовки, характером мыслительной

деятельности студентов,

использованием средств и форм самостоятельного поиска знаний, путей их оценки и т.д.

Поскольку основным звеном формирования образа мышления

молодого специалиста выступает

учебный процесс, то он должен

способствовать выработке активного и сознательного подхода к социально-экономическому развитию общества, определению своего места в нем, где актуальное значение приобретает проблема интеграции

профессионального образования, производства и науки, коренного повышения качества подготовки к самостоятельной деятельности т.д.

Таким образом, можно установить, что многие аспекты подготовки

специалиста успешно снимаются при использовании диалогических

методов, среди которых ведущее место занимают активные способы, позволяющие отражать суть будущей профессии, вырабатывать

профессионально важные качества и т.д. При этом дискуссионные методы способствуют осознанию обучаемыми противоречий и трудностей, а также творческому переосмыслению

возможностей применения знаний в новом контексте.

Итак, диалог, обеспечивая активность и самостоятельность обучаемого, предопределяет

гуманистический характер отношений, а складывающиеся межличностные отношения являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Кроме того, при использовании диалога в учебно-воспитательном процессе знания, умения и навыки приобретают для студентов личностно-значимый

характер и способствуют

формированию целостного

мировоззрения, убеждений,

проявлению инициативы и т.д.

Диалоговая деятельность, являясь решающим фактором развития самосознания личности, в свою

очередь, выступает в качестве внутреннего личностного условия и

предпосылки активного освоения

значимых сфер профессиональной деятельности. При этом

диалогическое взаимодействие

предполагает равноправие

взаимодействующих и

взаимоотносящихся сторон,

способствует созданию оптимального

Примечания

психологического режима для полноценных и открытых

взаимоотношений субъектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогического процесса.

1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследовательской игры и дискуссии. Рига, 1995. 176 с. 2. Сеньков Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 240 с. 3. Сидоркин А. М. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1991. 183 с. 4. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для вузов. М. : Академия, 1999. 288 с.

Статья поступила в редакцию 18.07.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.