Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 50. С. 87-101
Белова Елена Сергеевна, канд. психол. наук, вед. науч. сотр. Психологического института РАО Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4 [email protected]
ORCID 0000-0002-6956-8214
Диалогический подход Т. А. Флоренской
И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«_, *
ПО ПРОБЛЕМАМ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Е. С. Белова
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии — проблеме поддержки одаренности в процессе психологического консультирования. Одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, которое включает личность в целом и определяется высшими духовными аспектами в становлении человека. Особое внимание в статье уделяется диалогическому подходу Т. А. Флоренской в психологическом консультировании. Описываются разработанные ею принципы духовно-ориентированного диалога, рассматриваемого как творческий процесс. В разработках Т. А. Флоренской вопросов духовного развития выделены аспекты, имеющие прямое отношение к теме одаренности: «духовное Я» проявляется в творчестве человека, осуществляющего свое творческое призвание, чему способствует диалог с собеседником вовне, верящим в него, в его духовные возможности. Отмечается, что одаренность может проявиться довольно рано: уже в дошкольном возрасте. Излагаются результаты психологического исследования, нацеленного на выявление специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержку их дарований. Среди обследованных 290 дошкольников с помощью комплексной диагностики были выделены дети с высоким творческим потенциалом — главной составляющей одаренности: 13,6% от обследованных детей 5—6 лет, 15% от выборки 6-7-летних. У части дошкольников с признаками одаренности было выявлено сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития речи, общения, внимания. Наиболее часто встречались трудности речевого развития. Для родителей были проведены консультации по построению взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствовало бы гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований и преодолению трудностей. Использование диалогического подхода давало возможность подвести родителей к «открытию» такого взаимодействия. Подчеркивается, что проведение подобного диалога требует определенного духовного опыта консультанта, развития диалогической направленности в общении, умения быть в состоянии творческой открытости.
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 14-06-
00741а.
Поддержка и развитие одаренности составляет важную социальную задачу современного общества.
В психологии существует множество определений и концепций одаренности. Несмотря на различие взглядов, большинство исследователей (Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Ларионова, А. М. Матюшкин А. А. Мелик-Пашаев, А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, K. Heller, J. Renzulli, P. Torrance и др.) рассматривают одаренность как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
В соответствии с отечественной гуманитарной традицией, одаренность определяется высшими духовными аспектами в развитии человека. Духовность может рассматриваться как системообразующий фактор одаренности, определяющий направление, в котором происходит творческий процесс1. Изучение развития одаренности в связи с духовным ростом личности является одной из актуальных проблем современной психологии одаренности.
Одаренность, как отмечает А. М. Матюшкин, может быть задержана, а иногда и загублена на любом этапе развития человека, в связи с чем необходима специальная психологическая помощь и поддержка неординарной личности2.
Следует отметить, что в отечественной психологии практические аспекты консультирования в плане поддержки и сопровождения одаренности являются недостаточно разработанными. С одной стороны, это объясняется сложностью и разносторонностью самого феномена одаренности, с другой стороны, противоречивостью психотерапевтических техник и подходов (разработанных в основном в зарубежной психологии) при отсутствии критериев их применения в решении вопросов сопровождения одаренности. Обращение к научному наследию известных отечественных психологов и, в частности, трудам Тамары Александровны Флоренской открывает новые возможности глубокой проработки принципиальных положений консультативной практики, связанной с проблемами одаренности.
Духовно-ориентированный диалог в трудах Т. А. Флоренской
Тамара Александровна Флоренская много лет проработала в Психологическом институте РАО, ее научный поиск выходил далеко за пределы традиционной проблематики психологии, как она отмечала, психологии «объективных исследований», для которой оказался закрытым внутренний мир души человека. Тамара Александровна выделяла необходимость переосмысления психологии
1 См.: Ларионова Л. И. Культурно-психологическая модель интеллектуальной одаренности // Психология одаренности и творчества: монография / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, ред. М.; СПб., 2017. С. 125-137.
2 См.: Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
с точки зрения духовности человека, настаивала на том, что психологическая помощь, исцеление не может быть полноценным, если игнорируется цельность личности, которая представлена в классической иерархии как дух, душа, тело. Глубоко верующий человек, Тамара Александровна следовала отечественной гуманитарной традиции, постоянно обращалась к трудам святых отцов. Практическая психология, по мнению Т. А. Флоренской, должна формироваться как самостоятельная гуманитарная наука со своей методологией, и одной из важных задач такой практической психологии выступает изучение своего духовного и исторического контекста. Ведущим при этом становится диалогический принцип.
«Понимание индивидуальности человека не решается эклектическим набором разнообразных исследовательских процедур и батарей тестов, поскольку главной является задача интерпретации многочисленных показателей, сведения их воедино. Единство личности не сводимо к сумме ее отдельных свойств и совокупности характеристик. Чтобы понять само это единство, необходимо опять-таки проникнуть во внутренний мир, систему смыслов человека, понять его творческую индивидуальность, что оказывается за пределами тестовых процедур»3.
Исходной гипотезой в научных изысканиях Тамары Александровны являлось то, что все люди имеют некий духовный центр в своей душе — искру Бо-жию, и это есть соединяющее общее начало, которое называется духовным в человеке. Именно благодаря этому возможно познание другого человека, его индивидуальности. «Духовное Я» — «голос вечности в душе человека, его творческое призвание, перспектива становления», руководит жизнью человека. «Наличное Я» с его характером, темпераментом и многообразными психическими особенностями несет на себе печать прошлого опыта, всего временного, случайного. Основа духовной активности личности — противоречие между безграничностью и совершенством «духовного Я» и ограниченностью и несовершенством «наличного Я»4.
В отношении духовной жизни, указывала Т. А. Флоренская, возможна лишь диалогическая установка обращения и приобщения.
«Диалог» — одно из центральных понятий в трудах Т. А. Флоренской — рассматривался ею как субъект-субъектное взаимодействие, как личностно и духовно развивающее общение.
С этих позиций она подходила к психологическому консультированию, развивая и конкретизируя принципы диалога в практике оказания помощи супружеским парам и на Молодежном телефоне доверия.
Когда «наличное Я» вступает в диалог с «духовным Я», признавая его руководство, начинается сознательное духовное становление личности. Суть диалогического консультирования в том, что собеседник для консультанта выступает субъектом живого общения, «сверхзадачей» которого становится духовное пробуждение и совершенствование личности.
3 Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991. С. 14.
4 Она же. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
Диалогический подход Т. А. Флоренской в психологическом консультировании основывается на разработанных ею принципах духовно-ориентированного диалога, среди которых можно особо выделить следующие:
• признание консультантом в собеседнике — партнере по диалогу потенциального «духовного Я» — образа Божия в человеке, поэтому исключается воздействие на собеседника и управление им;
• диалогический контакт устанавливается по мере принятия личности собеседника, основанном на убеждении в духовном достоинстве человека независимо от его наличного состояния;
• консультант стремится помочь осознанию противоречия между «духовным Я» и «наличным Я», при этом оставляя консультируемому свободу выбора;
• «вненаходимость» — отстраненность от пристрастного личностного отношения способствует полному восприятию собеседника и его ситуации, помогает консультанту «не увязнуть» в «наличном Я» собеседника, помочь приблизиться ему к своему «духовному Я»5.
Достижение внутреннего мира человека, исцеление возможно лишь путем примирения его со своим «духовным Я». Консультант в своих суждениях подтверждает правоту этого голоса «духовного Я» собеседника, помогает сделать правильный духовный выбор. В этом и состоит его активная помощь. Диалог в консультировании рассматривался Т. А. Флоренской как творческий процесс: для психотерапевта работать диалогически — значит работать творчески, быть в состоянии творческой открытости6. Если быть предельно открытым, то прибавляется духовная энергия для помощи консультируемому. Творческая открытость требует доминанты на собеседнике и вненаходимости, т. е. беспристрастного отношения. Это качество, по мнению Тамары Александровны, может быть развито при условии, если есть установка на творческое духовное общение.
Т. А. Флоренской удалось, заключает М. Ю. Колпакова, «разработать психологическое направление, в котором православное понимание человека выражено на психологическом языке, разработан соответствующий богословскому пониманию концептуально-терминологический аппарат психологической науки»7.
Диалогический подход и практика консультирования
Диалогический подход в психологической практике, считала Т. А. Флоренская, открыт каждому, хотя и непрост, требует внутреннего усилия, внимания, обращенного одновременно и на другого человека и на свое душевное и духовное состояние. «Понимание, что ты не учитель, а всего лишь пособник в диалоге, приводит к скромности, помогает ценить общение с каждым человеком и учиться у каждого»8.
5 Флоренская Т. А. Диалог...
6 См.: Она же. Диалоги о воспитании... М., 2001.
7 Колпакова М. Ю. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 98.
8 Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Психология в жизни. М., 1998. С. 184.
Сама Тамара Александровна всегда работала диалогически, и для нее представляло особый интерес то, как рождается в диалоге нужное точное слово, интонация. Основываясь на анализе работ В. Гумбольта, М. М. Бахтина, П. Флоренского, она раскрыла важные моменты: рождение слова происходит на духовном уровне, пониманию предшествует духовный контакт, и если он установлен, то слово рождается именно то, которое нужно другому человеку. Важно верить, что это возможно и что нужное слово должно найтись. Когда находилось нужное слово, и в этом Тамара Александровна убеждалась на собственном опыте, психотерапевтическая ситуация разрешалась.
Подчеркивая уникальность и значимость диалогического подхода Т. А. Флоренской, М. Ю. Колпакова отмечает, что в трудах Тамары Александровны, наряду с теоретическим осмыслением диалога, показаны возможности использования предложенной концепции диалога в различных областях психологической практики, в том числе в психотерапии. «Т. А. Флоренская писала о необходимости обращения к нравственному, духовному опыту консультируемого; помощь консультанта при этом направлена на осознание собственного опыта клиента, что приводит к обнаружению духовных ценностей в себе, как присущих "духовному Я" человека, а не навязанных извне»9. Пробуждение «духовного Я», по мнению Тамары Александровны, определяет как возможности, так и границы психологической помощи: когда у человека пробуждается «духовное Я», то оно правильно ведет человека, а не наши слова и указания. Неоднократно указывая на опасность всякого манипулирования, управленчества в воспитании, формировании личности, Т. А. Флоренская предостерегала от насильственного вторжения в душевный мир человека, отстаивала необходимость следования заповеди «не навреди». Акцентируя внимание на двух взаимодополняющих принципах — «доминанте на другом» и «вненаходимости», показывала реальный путь построения диалогического общения, соответствующего этой мудрой заповеди.
Для успешного консультирования, отмечала Т. А. Флоренская, очень значим духовный опыт консультанта, его практика созидания своего внутреннего мира. Этот опыт приобретается в процессе диалогического общения. Чем глубже общение со своим «духовным Я», тем легче консультанту услышать его голос во внутреннем диалоге собеседника и помочь ему в осознании «духовного Я». Осознание трудностей своего духовного становления учит терпимости в общении с другими. В процессе продвижения к своему «духовному Я» все глубже раскрываются собственные изъяны и трудности их преодоления, это отучает от осуждения людей, развивает стремление сочувствовать, помогать им без неприязни. Все это способствует формированию доминанты на собеседнике, помогает преодолевать свой эгоцентризм, чувство превосходства или, наоборот, неполноценности.
Если же этот опыт минимален или вовсе отсутствует, на начальном этапе его приобретения помогает вера в духовное измерение человека, которая создает установку на расположение и уважение к каждому. Важно верить, что любой человек не сводится только к наличному состоянию, и не впадать в уныние от
9 Колпакова М. Ю. Диалогический подход в психологии и психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 184.
своих срывов и падений. Нужно учиться вненаходимости и избегать позы учителя, сдерживать свое личное рвение «продвинуть вперед» человека, стараться откликаться лишь на его вопросы и усилия. Необходимо воспитывать в себе эмоциональную сдержанность и спокойствие. Именно в процессе такого общения развивается чуткость, как к собеседнику, так и к своей интуиции, вера в свое «духовное Я» и «духовное Я» другого. Как в любом творческом процессе, возникает озарение: искомое найдено. Голос творческой интуиции сливается с голосом совести, которая дает понимание, что хорошо и что плохо. Это происходит и в душе консультанта, и в душе консультируемого. Наиболее очевидно это в том случае, подчеркивает Т. А. Флоренская, когда человек с радостью осознает и принимает то, что мучительно трудно и болезненно для его самолюбивого «наличного Я»; когда он решается преодолеть себя. Это является доказательством силы «духовного Я»10.
Исходя из большого опыта консультативной работы, Т. А. Флоренская отмечала, что для успешного диалога консультанту недостаточно просто быть общительным, мягким и доброжелательным. Сочувствие людям, желание скорее помочь нередко обусловливает проявления повышенной активности консультанта в общении, в то время как от него требуется сдержанность и взвешенность в словах. Тамара Александровна предостерегала от типичных ошибок в диалоге: высказывания преждевременных поверхностных советов и рекомендаций, переноса личного опыта консультанта на ситуацию клиента, а также на оценку его личности и отношение к нему. Подчеркивала необходимость терпеливо помогать собеседнику самому осознать смысл своих трудностей и найти путь их преодоления.
«Духовное Я» — исток и потенциал развития ребенка
Много внимания в своих работах Т. А. Флоренская уделяла проблемам развития, воспитания детей. Исходя из предположения, что уже в самом начале развития существует некая идеальная форма, она рассматривала внутренний диалог между «наличным Я» и «духовным Я» как способ личностного становления. Для развития внутреннего диалога ребенку нужен другой человек и межличностный диалог с ним. При нарушении межличностного диалога нарушается и развитие внутреннего диалога ребенка, формируется монологичное сознание и самосознание, доминанта на себе, на своем «наличном Я».
Внутренний мир ребенка и мир в семье взаимосвязаны, но при этом, отмечала Тамара Александровна, душа ребенка не простой экран, отражающий внешние воздействия. И даже если ребенок рос в очень трудных условиях, постоянно сталкивался с проявлениями грубости и жестокости в семье, скрытые в душе ребенка неведомые силы, способные противостоять «окружающей среде», могут быть пробуждены. С противостояния среде и преодоления трудностей начинается становление личности11.
10 Флоренская Т. А. Мир дома твоего.
11 См.: Там же.
В работе Е. С. Тихоновой, проведенной под руководством М. Ю. Колпако-вой в русле диалогического подхода, было установлено, что нарушение межличностного диалога, препятствующее становлению внутреннего диалога, является значимым фактором общего недоразвития речи (ОНР) в дошкольном возрасте. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, по данным исследования, отличалось от состояния эмоциональной сферы детей с нормальным речевым развитием более высоким уровнем тревожности, который проявлялся в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок—взрослый», более высокой степенью психоэмоционального напряжения, сниженным эмоциональным фоном, невниманием детей с ОНР к эмоциональному состоянию других людей и, как следствие, низкой эмоциональной отзывчивостью. Было выявлено, что духовно-ориентированный диалог, направленный на восстановление нарушенных эмоционально-личностных связей, способствует гармонизации эмоциональной сферы, развитию установки на сочувствие и сопереживание, становится условием преодоления ОНР у дошкольников12.
Выделяя огромную роль отношения к детям с любовью и уважением, Т. А. Флоренская при этом подчеркивала, что не следует идеализировать детство. Прекрасны его лучшие проявления, но есть и жестокость, зависть, эгоизм, и многие другие пороки, отличающиеся своей откровенностью. Ребенок в своем «наличном Я» вовсе не ангел, поэтому предоставить ему полную свободу самораскрытия — значит вместо помощи воспрепятствовать раскрытию подлинного, «духовного Я», которое может не актуализироваться и даже оказаться вытесненным в результате внутреннего конфликта с развивающимся «наличным Я». Формирующийся при этом эгоцентризм отделяет ребенка от других людей, держит его в круге проблем и психотравмирующих переживаний, мешает установлению полноценных отношений с другими людьми.
Проблема одаренности не являлась предметом исследований Тамары Александровны, вместе с тем в ее разработках вопросов духовного развития обнаруживаются аспекты, имеющие прямое отношение к теме одаренности.
«Духовное Я», как отмечала Т. А. Флоренская, проявляется в творчестве человека, осуществляющего свое творческое призвание; оно в голосе творческой интуиции. В процессе реализации художником творческого замысла, интуиция ему подсказывает, что нужно делать. Художник может развиваться, слушая свой духовный голос, а может исходить из конъюнктуры, и тогда перестает быть ху-дожником13.
«Чтобы состоялся внутренний диалог, человеку бывает необходим диалог с собеседником вовне — с человеком, верящим в него, в его духовные возможности; тогда он начинает верить в себя и открывает в себе эти возможности»14.
12 См.: Тихонова Е. С., Колпакова М. Ю. Диалогический подход в практике психологической работы с детьми. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43471.php; Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120.
13 См.: Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании...; Она же. Мир дома твоего...
14 Она же. Мир дома твоего...
Есть в человеке и «идеализированное Я», которое создают родители своими ожиданиями и оценками, когда желаемое признается за действительное. Человек начинает верить в иллюзорное представление о себе, у него пропадает стремление к совершенствованию. В итоге он становится «непризнанным гением»15.
Признание потенциального и непознаваемого «духовного Я» учит бережности и осторожности в оказании психологической помощи: недопустимо вторгаться своими установками и оценками в душу другого. Человек призван осуществить свою неповторимую индивидуальность, идти своим единственным путем. «Чужое Я» может стать помехой на этом пути. Особенно явно это выступает в творческом становлении личности16.
Помимо усвоенных от взрослых понятий и представлений о мире и иногда вопреки им, в душе ребенка живет самостоятельный таинственный мир. Он может быть «вытеснен» под давлением воспитания и обучения. При этом вытеснение лишь обеднит и искалечит душу ребенка, лишит ее творческого потенциала. Т. А. Флоренская акцентирует внимание на идеях, которые высказывали многие ученые, о необходимости «двуязычия» сознания как основы творчества и важности сохранения детского мировосприятия в дальнейшей жизни. Подчеркивает значение этого в наш рационалистический век для внутреннего равновесия, расширения сознания и его очищения. Таинственный внутренний мир открыт ребенку. Но то, что легко ребенку, бывает очень трудно взрослому. И в этом смысле взрослому нужно многому учиться у ребенка.
Одаренность на этапе дошкольного возраста: цели, методики, результаты исследования
Таинственный внутренний мир ребенка, о котором писала Т. А. Флоренская, может «проявляться» талантами и дарованиями. Иногда это происходит довольно рано: уже на этапе дошкольного возраста. Однако именно в этот период ребенок наиболее подвержен влиянию окружающей среды, воздействию взрослых. В раннем и дошкольном детстве зависимость малыша от взрослых максимальная, и прежде всего это касается его отношений с самыми близкими — родителями. Родители ответственны за развитие малыша, их оценки, мнения определяющим образом влияют на раскрытие детских способностей, дарований, формирование самооценки дошкольника, его отношения к собственным способностям не только на этапе детства, но и в дальнейшем. Как правило, родители хотят счастья для своих детей, однако реакция родителей на детские проявления одаренности может сильно варьировать: от восторженного восхищения и умиления до полного непонимания и неприятия. При желании разобраться с возникшей неожиданной проблемой самостоятельно родители часто сталкиваются с такой ситуацией: информации так много (на многочисленных сайтах в интернете, в книгах, пособиях, рекламных проспектах различных детских студий, центров, секций и т. д.), но она разрозненна, часто противоречива, а главное, трудно понять, что подходит именно их конкретному уникальному малышу.
15 См.: Флоренская Т. А. Диалог...
16 См.: Она же. Мир дома твоего...
Важно отметить, что дошкольный период имеет свои особенности: развитие малыша идет очень быстрыми темпами, закладываются основы всех психических процессов, качеств, видов деятельности. В связи с этим многие функции и качества находятся в стадии формирования, и дети могут испытывать те или иные трудности в развитии, например, трудности речевые, концентрации внимания и др. Трудности могут наблюдаться и у дошкольников с признаками одаренности.
Иными словами, особенности развития таких детей на этапе дошкольного возраста остаются малоизученными. Поэтому проведенное нами психологическое исследование было нацелено на выявление специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержку их дарований.
В исследовании участвовали 290 дошкольников, из них 230 детей 5—6 лет и 60 детей 6—7 лет, все дети посещали дошкольные образовательные учреждения Москвы. Комплекс использованных диагностических методик включал следующие: фигурный тест творческого мышления Е. П. Торренса / форма А (адаптация для дошкольников Е. С. Беловой и Е. И. Щеблановой); методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / МЭДИС, форма А (Е. И. Ще-бланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина); прогрессивные матрицы Дж. Равена (цветной вариант); методика «10 слов» для диагностики памяти; тест «Корректурная проба» для определения уровня концентрации внимания; методика диагностики речевого развития дошкольника (М. А. Поваляева); модифицированная методика Дембо — Рубинштейн для изучения самооценки; анализ продуктов творческой деятельности дошкольников (рисунков, поделок др.) и их экспертная оценка; фильм-тест Р. Жиля для выявления особенностей отношений ребенка с окружающими, характеристик его личности; «рисунок человека», «два домика». Проводились опросы педагогов и родителей об особенностях развития детей, наблюдение за детьми в процессе занятий и игр.
В результате были выделены дети с высоким творческим потенциалом — главной составляющей одаренности: 13,6% от обследованных детей 5—6 лет, 15% от выборки 6-7-летних. У части дошкольников с признаками одаренности было выявлено сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития речи, навыков общения, концентрации внимания. Наиболее часто встречались трудности речевого развития: обнаружены у большинства (70%) таких детей 5—6 лет. К концу дошкольного возраста снижается число детей с речевыми трудностями среди дошкольников с признаками одаренности, вместе с тем у 32% таких детей 6—7 лет они сохраняются. Специфика трудностей обусловлена была характером нарушений в речевом развитии. Чаще других проявлялись у неординарных дошкольников трудности правильного произношения звуков, в основном это выражалось в искажении или замене звуков при нормальной иннервации речевого аппарата. Трудности концентрации и удержания произвольного внимания обнаружены у 50% 5-6-летних и 44% 6-7-летних детей с признаками одаренности. При этом 26,7% неординарных дошкольников 5-6 лет очень часто отвлекались, среди 6-7-летних 22% часто были невнимательны. В общении со взрослым трудности испытывали 20% дошкольников с признаками одаренности 5-6 лет, 22% — 6-7 лет. Трудности в общении со сверстниками наблюдались у
20% одаренных 5-6 лет, 22% — 6-7 лет. Анализ трудностей одаренных дошкольников проводился с позиций многомерности, динамичности и содействия их преодолению на этапе дошкольного возраста.
В задачи исследования также входило изучение мнений родителей относительно индивидуальных особенностей развития дошкольников, в частности мнений о способностях, дарованиях, трудностях развития детей.
Выяснилось, что для взрослых бывает очень сложно адекватно воспринимать трудности дошкольника, особенно если он проявляет признаки одаренности. У некоторых родителей вызывало недоумение и даже раздражение то, что их очень способный, умный малыш может не понимать простых вещей, не справляться с элементарными, по мнению родителей, действиями.
Специфика консультирования родителей, у которых дети проявляли признаки одаренности и имели трудности в развитии
По окончании исследования для родителей были проведены консультации, главной целью которых было оказание психологической помощи родителям в построении такого взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствует гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований. Использование диалогического подхода в консультировании давало возможность подвести родителей к «открытию» такого взаимодействия.
Отметим, что успешный опыт диалогического взаимодействия с семьей дошкольника, испытывающего трудности в развитии — имеющего ОНР, описан Е. С. Тихоновой. Целью сотрудничества с семьей являлось не сообщение мамам и папам той или иной информации, а превращение их в единомышленников, совместно с которыми можно было обеспечить условия для полноценного личностного и речевого развития ребенка. В диалоге с родителями оказывалась им помощь в обнаружении негативных особенностей взаимоотношений с детьми, осознании стереотипов установок и поступков. «В русле диалогического подхода, разработанного Т. А. Флоренской, — подчеркивает Е. Н. Тихонова, — традиционные формы работы с родителями приобретают новое значение, наполняются глубоким смыслом. В диалоге рождаются и новые формы сотрудничества с семьей»17.
Задача консультирования по проблемам дошкольников с признаками одаренности осложнена тем, что включает два аспекта, которые обычно рассматривались отдельно: раскрытие дарований и коррекция трудностей развития.
В каждом диалоге с родителями выделялись несколько этапов. Рассмотрим их подробнее на материале консультаций родителей неординарных дошкольников, испытывавших трудности в развитии.
На первом этапе рассматривались особенности развития дошкольника, выявленные в процессе исследования. Особое внимание уделялось обсуждению вопросов, связанных со способностями и дарованиями, а также трудностями.
17 Тихонова Е. С. О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи. URL: http://festival.1september.ru/articles/504579/
Заметим, что у большинства родителей отмечался выраженный интерес к обсуждению сферы дарований, они с воодушевлением приводили примеры проявления одаренности малыша и очень внимательно слушали психолога. Обсуждение трудностей проходило по-другому. У некоторых родителей отмечались сдержанность и настороженность, у других повышенная эмоциональность с негативным оттенком, наблюдались искажения в оценке действий, поведения ребенка.
Важным моментом было обобщение результатов, представление выявленных особенностей дошкольника как разных сторон его индивидуальности с учетом возрастной специфики развития.
Второй этап можно определить как этап принятия родителями ребенка с его особенностями, себя как родителей неординарного ребенка, своего опыта воспитания. Этот этап очень значим в диалоге, так как позволяет вскрыть и исцелить «болевые точки» взаимоотношений родителей и ребенка. Иногда взрослые связывали с начинающей проявляться его одаренностью большие надежды, ждали быстрых успехов и, сталкиваясь с трудностями, испытывали разочарования, а иногда и чувствовали раздражение на себя, как плохих родителей, и/или ребенка.
Если ситуация с неординарным ребенком имела сходство с детскими впечатлениями родителей, особенно опытом, сохраняющим обиды и травмы из детства, часто возникали проекции собственных страхов родителей на ребенка, искажалась оценка ситуации.
В случаях, когда ситуация с ребенком сильно отличалась от того, что было в детстве родителей, часто возникало непонимание и неприятие действий малыша. Иногда наблюдалась растерянность, нерешительность, непоследовательность действий родителей, чаще — директивно ребенку указывали на слабые стороны и требовали быстрого и полного изменения.
Этот этап диалога достаточно сложен в проведении, требовал специальной подготовки консультанта. В ходе диалога часто происходил переход от рассмотрения проблем ребенка к рассмотрению проблем родителей. Выявлялись стереотипы, мифы, негативные переживания в сознании родителей. Процесс их выявления и преодоления/избавления от них иногда требовал нескольких встреч.
На этом этапе особо актуальны положения о духовно-ориентированном диалоге, разработанные Т. А. Флоренской. Следование принципам «доминанты на другом» и «вненаходимости» позволяло консультанту терпеливо помогать собеседнику осознать свои трудности и найти путь их преодоления.
Очень точно отмечено Н. В. Ининой, что «когда детство не осознано и не переработано, оно стоит на пути между человеком и его взрослым ответственным бытием. Непрожитое, не интегрированное в сознание детство — это преграда. Но именно ее преодоление позволяет сделать оптику нашей психики более прозрачной. И тогда человек начинает видеть не только свои невротические отражения, а способен видеть реальность мира, себя и людей вокруг такими, какие они есть»18. Таким образом, обретается стартовая целостность личности, позволяющая духовным поискам в полной мере способствовать духовному возрастанию, и в конечном счете — спасению души.
18 Инина Н. В. На пути к себе. URL: https://psy-rpu.ru/education/articles/na-puti-k-sebe
Важный момент диалога на этом этапе — самопринятие родителя и осознание им важности понимания ребенком, что он любим в семье, независимо от интеллектуальных, творческих успехов и трудностей в развитии.
Третий этап — обсуждение вопросов создания условий для дальнейшего раскрытия одаренности и гармонизации развития. На этом этапе диалог способствовал определению стратегии взаимодействия с одаренным ребенком, выявлению ресурсов семьи для его успешного развития. Родителям нужна была помощь в выборе занятий, игрушек, игр, материалов для творчества с учетом возрастных и индивидуальных особенностей малыша. Полезно было обсудить значение и формы их личного активного участия в детских играх, занятиях; возможности совместного досуга вне дома (посещение театров, библиотек, стадионов и др.).
Диалог способствовал осознанию родителями важности понимания особенностей пытливого и способного ребенка, учил их терпеливо и спокойно реагировать на эмоциональные перепады, поддерживать в минуты разочарований и временных неудач, обсуждать с ребенком то, что его волнует, интересует, объяснять (с учетом возраста) то, что пока неясно ребенку или воспринимается им неправильно.
Следует отметить, что некоторые родители не были готовы к такому глубокому обсуждению, особенно это проявилось на втором этапе диалога. В подобной ситуации стремление консультанта «продвинуть вперед» человека было бы ошибочным. Важно было сохранять эмоциональную сдержанность и спокойствие. В процессе диалога не все зависит от психолога: «мы можем так отнестись к другому, а человек может и не откликнуться... Это область его свободы»19.
Следует отметить, что проведение такого диалога требует специальной подготовки психолога-консультанта, развития диалогической направленности в общении, построении отношений, умения быть в состоянии творческой открытости.
Заключение
Понимание одаренности как сложного психологического явления, которое определяется высшими духовными аспектами в развитии человека, обусловливает необходимость фундаментальной проработки и анализа личностных факторов раскрытия одаренности. Особенно это актуально на ранних этапах возрастного развития, когда закладываются основы самосознания, нравственного развития детей, их талантов и дарований. При этом отмечается максимальная зависимость малыша от взрослых, и прежде всего это касается его отношений с самыми близкими — родителями.
Изучение научного наследия выдающегося отечественного психолога Тамары Александровны Флоренской открывает новые возможности в психолого-педагогической практике, в частности по раскрытию детских дарований, способствует глубокому анализу принципиальных положений консультирования родителей по вопросам детской одаренности. Рассмотрение диалога как субъект-субъектного взаимодействия, как личностно и духовно развивающегося
19 Колпакова М. Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М., 2015. С. 117.
98
общения, разработанные ею принципы духовно-ориентированного диалога составляют основу для построения диалогического взаимодействия с семьей дошкольника, дарования которого могут раскрываться как на этапе дошкольного возраста, так и всей последующей жизни.
Проведенное психологическое исследование, нацеленное на выявление специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержку их дарований, показало, что у 13,6—15% детей 5—7 лет проявляется высокий творческий потенциал — главная составляющая одаренности, при этом у части из них выделены были трудности речевого развития, общения, концентрации внимания. Использование диалогического подхода в процессе консультирования родителей дает возможность подвести родителей к «открытию» такого взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствовало бы гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований и преодолению трудностей.
Зафиксированные в исследовании особенности и сложности процесса консультирования родителей, чьи дети рано проявляют признаки одаренности, еще раз доказывают, как важен духовный опыт консультанта, его умение быть в состоянии творческой открытости, знание возрастных особенностей раскрытия одаренности, гибкость, терпение и такт, способность к комплексной оценке ситуации развития ребенка.
Ключевые слова: диалог, Т. А. Флоренская, духовно-ориентированное общение, консультирование, одаренность, дошкольный возраст, родители, творческий потенциал.
Список литературы
Инина Н. В. На пути к себе. URL: https://psy-rpu.ru/education/articles/na-puti-k-sebe. Колпакова М. Ю. Диалогический подход в психологии и психотерапии // Московский
психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 177—192. Колпакова М. Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М., 2015. Колпакова М. Ю. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 87-107. Ларионова Л. И. Культурно-психологическая модель интеллектуальной одаренности // Психология одаренности и творчества: монография / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, ред. М.; СПб., 2017. С. 125-137. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120. Тихонова Е. С. О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи. URL: http://festival.1september.ru/articles/504579/ Тихонова Е. С., Колпакова М. Ю. Диалогический подход в практике психологической работы с детьми. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43471.php. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Психология в жизни. М., 1998.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
2018. Vol. 50. P. 87-101
Belova Elena, Candidate of Sciences in Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of Russian Academy of Education 9(4) Mokhovaya Str., Moscow, 125 009, Russian Federation [email protected]
ORCID 0000-0002-6956-8214
Dialogical Approach of T. A. Florenskaya and Practice of Consultation on Problems of Children's High Capability
E. Belova
Abstrart: This article is devoted to one oftopical problems ofmodern psychology, namely the problem of support of high capability in the process of psychological advising. High capability is seen as a complex psychological phenomenon that includes the personality as a whole and is determined by higher spiritual aspects in the development of the individual. Particular attention is paid to the dialogical approach of T. A. Florenskaya in psychological advising. The article describes principles of a spiritually oriented dialogue developed by her and considered as a creative process. In T. A. Florenskaya's studies of spiritual development, the following aspects are emphasised: "the spiritual self" is manifested in the creativity of the person who pursues his/her creative vocation; this is facilitated by a dialogue with the external interlocutor, believing in his or her spiritual abilities. It is noted that giftedness can be manifested quite early, already in preschool age. The article sets out results of a psychological study aimed at identifying the specificity of development of preschoolers with signs of high capability and supporting their talents. Among 290 preschoolers examined by means of a complex diagnostics, children with high creative potential — the main constituent of high capability — have been identified: 13.6% out of examined children of 5-6 years of age, 15% out of a sample of 6-7-year-olds. A combination of high creative potential and insufficiently developed speech, communication, attention have been identified in part of preschoolers who have signs of high capabality. Particularly often problems with the development of speech have been observed. The parents have been consulted as to the interaction with the child, which to the greatest degree would further his or her harmonious and fruitful development, the realisation of talents and overcoming of difficulties. The use of dialogical approach has allowed us to direct parents to the discovery of such interaction. It is emphasised that such dialogue requires certain spiritual experience of the advisor, development of dialogical orientation in communication, ability to be in the state of creative openness.
Keywords: dialogue, T. A. Florenskaya, spiritually-oriented communication, consulting, high capability, preschool age, parents, creative potential.
References
Florenskaya Tamara A. (1991) Dialog v prakticheskoj psihologii [Dialogue in Practical Psychology], Moscow (in Russian).
Florenskaya Tamara A. (1998) Mir doma tvoego. Psihologija v zhizni [The Peace of your Home. Psychology in Life]. Moscow (in Russian).
Florenskaya Tamara A. (2001) Dialogi o vospitanii i zdorove: duhovno-orientirovannajapsihoterapja [Dialogues on Upbringing and Health: Spiritually-Oriented Psychotherapy]. Moscow (in Russian).
Inina Natalia V. Naputiksebe [On the Way to Oneself], available at: www.psy-rpu.ru/education/ articles/na-puti-k-sebe (03.08.2018).
Kolpakova Marianna Iu. (2004) "Dialogicheskij podhod v psihologii i psihoterapii" ["Dialogical Approach in Psychology and Psychotherapy"]. Moskovskjpsihoterapevticheskjzhurnal, 2004, no. 4, pp. 177-192 (in Russian).
Kolpakova Marianna Iu. (2017) "Duhovno-orientirovannyj dialog v kontekste otechestvennoj kul'tury" ["Spiritually-Oriented Dialogue in the Context of National Culture"]. Vestnik PSTGU, Ser. IV: Pedagogika. Psihologija, 2017 no. 44, pp. 87-107 (in Russian).
Kolpakova Marianna Iu. (2015) Preodolenie trevogi. Kak rozhdaetsja mir v dushe [Overcoming of Anxiety. How Piece is Born in the Soul]. Moscow (in Russian).
Larionova Ludmila I. (2017) "Kul'turno-psihologicheskaja model' intellektual'noj odarennosti" ["Cultural-Psychological Model of Intellectual Capability"], in L. I. Larionova, A. I. Savenkov (eds). Psihologja odarennostiitvorchestva: monografija [Psychology of Capability and Creativity: Monograph], Moscow, St Petersburg, pp. 125-137 (in Russian).
Matjushkin Alexei M. (1989) "Koncepcija tvorcheskoj odarennosti" ["The Concept of Creative Capability"]. Voprosy psychologii, 1989, no. 6, pp. 29-33 (in Russian).
Tihonova Elena S. (2014) "Duhovno-orientirovannyj dialog v praktike pomoshhi detjam s obshhim nedorazvitiem rechi" ["Spiritually-Oriented Dialogue in the Practice of Helping Children with General Speech Underdevelopment"]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologja, 2014, vol. 1 (32), pp. 108-120 (in Russian).
Tihonova Elena S. O dialogicheskom vzaimodejstvii s semej doshkolnika, imejushhego obshhee nedorazvitie rechi [On Dialogical Interaction with Family of Preschooler with General Underdevelopment of Speech], available at: Ыф^/открытый урок.рф.статьи /50479 (06.08.2018).
Tihonova Elena S., Kolpakova Marianna Ju. Dialogicheskj podhod v praktike psihologicheskoj raboty s det'mi [Dialogical Approach in the Practice of Psychological Work with Children], available at: www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43471.php (03.09.2018).