Научная статья на тему 'Диалогические жанры Белого дома'

Диалогические жанры Белого дома Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ДИАЛОГ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / БЕЛЫЙ ДОМ / ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ / АУДИТОРИЯ / ЖУРНАЛИСТ / ПОЛИТИК / GENRE / DIALOGUE / POLITICAL DISCOURSE / WHITE HOUSE / PRESS SECRETARY / AUDIENCE / JOURNALIST / POLITICIAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алимджанов А. А.

Исследование посвящено описанию и классификации диалогических жанров современного политического дискурса США, а именно Белого дома. Исследование проведено с применением метода классификации и описательного метода с дискурсивных позиций, с учетом использующих эти жанры социальных акторов: политиков, журналистов и аудитории. Основой классификации послужили статусы коммуникантов, количество участников, место проведения мероприятия, продолжительность коммуникации, статус информации (официальная или неофициальная). В результате классификации выделены три класса жанров и их подвиды: 1) пресс-конференция, 2) интервью и 3) встреча с политиком. Диалогические жанры Белого дома многочисленны, и каждый из них используется в зависимости от статуса политика: от того, с кем именно он будет говорить (журналисты или аудитория); от количества участников; от места проведения и продолжительности коммуникации; от статуса информации (официальная или неофициальная) и от др. экстралингвистических факторов, таких как внутрии внешнеполитическая ситуации, популярность или непопулярность самого политика и т. д. Классификация диалогических жанров Белого дома позволяет увидеть точки соприкосновения политиков с прессой и аудиторией, делящейся далее на страты, исследовать количество и качество таких встреч. Диалогические жанры предполагают, в подавляющем большинстве, вопросноответную форму общения, что позволяет также выявить сложные политические и социальные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogical Genres of the White House

The objective of the research. The research deals with the description and classification of the dialogical genres of the modern political discourse of the United States, namely of the White House. The study was carried out using the method of classification and the descriptive method from the discourse positions, taking into account the social actors using these genres: politicians, journalists and the audience. The classification is based on the status of communicants, the number of participants, the venue of the event, the length of communication, the status of information (official or unofficial). As a result, we singled out three classes of genres and their subgenres: 1) a press conference, 2) interview, 3) a town hall meeting. Dialogical genres of the White House are numerous, and each of them is used depending on the status of politician: from the one with whom politician will speak (journalists or the audience); from the number of participants; from the venue and duration of communication; from the status of information (official or unofficial) and other extralinguistic factors, such as internal and external political situations, the popularity or unpopularity of the politician, etc. Classification of the dialogical genres of the White House allows us to see the points of contact of politicians with the press and the audience, and to explore the number and quality of such meetings. Dialogical genres presuppose, in overwhelming majority, a question-answer form of communication, which also makes it possible to identify complex political and social issues.

Текст научной работы на тему «Диалогические жанры Белого дома»

ИССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ

УДК 811.111:8142 ББК81.2

DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-1-25-15-21

А. А. Алимджанов

Санкт-Петербург, Россия

Диалогические жанры Белого дома

Исследование посвящено описанию и классификации диалогических жанров современного политического дискурса США, а именно Белого дома. Исследование проведено с применением метода классификации и описательного метода с дискурсивных позиций, с учетом использующих эти жанры социальных акторов: политиков, журналистов и аудитории. Основой классификации послужили статусы коммуникантов, количество участников, место проведения мероприятия, продолжительность коммуникации, статус информации (официальная или неофициальная). В результате классификации выделены три класса жанров и их подвиды: 1) пресс-конференция, 2) интервью и 3) встреча с политиком. Диалогические жанры Белого дома многочисленны, и каждый из них используется в зависимости от статуса политика: от того, с кем именно он будет говорить (журналисты или аудитория); от количества участников; от места проведения и продолжительности коммуникации; от статуса информации (официальная или неофициальная) и от др. экстралингвистических факторов, таких как внутри- и внешнеполитическая ситуации, популярность или непопулярность самого политика и т. д.

Классификация диалогических жанров Белого дома позволяет увидеть точки соприкосновения политиков с прессой и аудиторией, делящейся далее на страты, исследовать количество и качество таких встреч. Диалогические жанры предполагают, в подавляющем большинстве, вопросно-ответную форму общения, что позволяет также выявить сложные политические и социальные вопросы.

Ключевые слова: жанр, диалог, политический дискурс, Белый дом, пресс-секретарь, аудитория, журналист, политик.

Сведения об авторе: Алимджанов Абдуазиз Аб-дихакимович, аспирант кафедры английской филологии и перевода филологического факультета. Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: alimdjanovaziz@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-2950-0036

Abduaziz A. Alimdjanov

Saint Petersburg, Russia

Dialogical Genres of the White House

The objective of the research. The research deals with the description and classification of the dialogical genres of the modern political discourse of the United States, namely of the White House. The study was carried out using the method of classification and the descriptive method from the discourse positions, taking into account the social actors using these genres: politicians, journalists and the audience. The classification is based on the status of communicants, the number of participants, the venue of the event, the length of communication, the status of information (official or unofficial). As a result, we singled out three classes of genres and their subgenres: 1) a press conference, 2) interview, 3) a town hall meeting.

Dialogical genres of the White House are numerous, and each of them is used depending on the status of politician: from the one with whom politician will speak (journalists or the audience); from the number of participants; from the venue and duration of communication; from the status of information (official or unofficial) and other extralinguistic factors, such as internal and external political situations, the popularity or unpopularity of the politician, etc. Classification of the dialogical genres of the White House allows us to see the points of contact of politicians with the press and the audience, and to explore the number and quality of such meetings. Dialogi-cal genres presuppose, in overwhelming majority, a question-answer form of communication, which also makes it possible to identify complex political and social issues.

Keywords: genre, dialogue, political discourse, White House, press secretary, audience, journalist, politician.

About the author: Alimdjanov Abduaziz Abdikhaki-movich, PhD student of the English Philology and Translation Department of the Philology Faculty. Place of employment: Saint Petersburg State University.

E-mail: alimdjanovaziz@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-2950-0036

© Алимджанов А. А., 2020

Введение

Политический дискурс являет собой институциональный язык, где присутствует строгая иерархия коммуникативных ролей, согласно статусу, правам и обязанностям политических акторов: политика, журналиста и аудитории. Коммуникативные роли и ситуация предполагают относительно устойчивые схемы общения, или жанры, содержание которых заранее предсказуемо. Например, определенное сочетание таких параметров, как статус коммуникантов, количество участников, место проведения мероприятия, продолжительность коммуникации, статус информации (официальная или неофициальная), позволяет «предсказывать» формат коммуникации, а в сочетании с информацией о контексте -и её содержание. Концепт жанр очень важен для политического дискурса, в частности потому, что в нем кроме собственных жанров часто используются и жанры других дискурсов. Недаром Петр Кэп и Урсула Окульска (Piotr Cap and Urszula Okulska) считают, что концепт жанр в лингвистику пришел из функциональной лингвистики, (нео)риторики, дискурс-анализа, прагматики, критического дискурс-анализа и понимается как конвенционально используемые в дискурсе устойчивые группы высказываний, за которыми стоят узнаваемые образцы, пригодные для реализации определенных социальных целей [1 : 1].

Жанр в теории текста являет собой «объективный экстралингвистический фактор тексто-образования» [2 : 104]. Как пишет М. М. Бахтин, «каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» [3 : 256-257].

В политическом дискурсе, кроме прочих причин, важны самопрезентация, поэтому здесь часто можно встретить отклонения от конвенциональных форм общения [4 : 12], либо «альтернативное» исполнение жанра, когда прагматическая установка автора противоречит прагматической установке текста. Например, «автор может избирать жанр текста, ориентируясь исключительно на свои личные пристрастия», когда «...пытается решить задачу повышения выразительности текста путем применения приема неожиданности» [5 : 15].

Прагматическая установка авторов изменчива, поэтому и жанр становится динамичным, склонным к «изменению, смещению, что осложняет формулировку определения того или иного жанра» [6 : 79-80]. По мнению В. И. Карасика, это прежде всего связано с «активной экспансией массово-информационного общения в повседневную жизнь людей» [7 : 238].

Об этом же пишут Кэролин Миллер и Эшли Келли (Carolyn Miller and Ashley Kelly). Они исследовали жанры, возникающие в новых СМИ (New Media Environment), под которыми они понимают цифровые медиасредства. По их мнению, жанр проходит через инновацию, возникновение и стабилизацию. Авторы убеждены, что жанры могут рассказать о социальных ценностях и мощи культуры, так как жанры являют собой динамическую сторону противостояния стабильности и изменения, а также они указывают на творческий потенциал [8 : 5].

1. Особенности диалогических жанров политического дискурса

В анализе политического дискурса выделение жанров и создание классификации представляется необходимым, так как данный процесс позволяет систематизировать дискурс и выделить важнейшие признаки. По словам А. А. Кибрика, «центральный вопрос теории жанров в том, можно ли определить тот или иной жанр в терминах языковой структуры» [9 : 22]. Отвечая на данный вопрос, исследователь пишет, что «устойчивыми морфосинтаксическими и лексическими характеристиками обладают не типы дискурсов (т. е. жанры), а типы изложения, или типы пассажей, т. е. фрагментов дискурса» [9 : 23]. Е. И. Шейгал, исследуя жанры политического дискурса, предполагает, что жанры можно дифференцировать по таким параметрам, как «градация институциональности, субъектно-адресатные отношения, социокультурная дифференциация, событийная локализация» [10 : 376]. С учетом этих параметров и добавив параметр «диалогичность» в качестве основного классифицирующего средства, мы попытаемся отделить диалогические жанры от монологических.

Без учета содержания, по своей форме диалог понимается как «два собеседника, попеременно выступающих в роли говорящего» [11 : 218], в отличие от монолога, где нет мены. Е. А. Гапанович дает характеристику содержания диалога: «Диалоговое общение позволяет не только раскрыть себя, сообщить что-то о себе Другому, но и получить новое знание о себе посредством разговора с Другим» [12 : 25]. Таким образом, можно сказать, что политические акторы получают о себе новое знание посредством друг друга в диалоге.

Диалогические жанры политического дискурса используются для обсуждения социально значимых событий и проектов. В диалоге участвуют, с одной стороны, политические деятели, с другой стороны, не занимающихся профессионально политической деятельно-

стью представители СМИ и/или аудитория, которая являет собой разные группы людей с различным статусом. Диалог либо инициируется политическими деятелями, либо имеет место согласно традиции. Чаще всего политический деятель отвечает на вопросы журналиста или аудитории, разъясняет свою позицию, интерпретирует какие-либо события, дает им оценку и т. д.

Главное назначение диалогических жанров в том, чтобы убедить аудиторию в чем-либо для того, чтобы получить надлежащую поддержку. Некоторые жанры «благоприятны для отражения индивидуальности говорящего» (художественные), а другие - нет (жанры, требующие стандартной формы) [3 : 256]. Хотя политические жанры требуют относительно стандартную форму, акторы хотят их использовать для самопрезентации. Такой диалог является диалогом в том смысле, что формально соблюдается мена говорящих. Можно предположить, что осуществление власти более характерно монологическим жанрам, а для борьбы за власть и её удержание чаще используются диалогические жанры.

2. Жанры Белого дома

Согласно общепризнанному мнению, политический дискурс используется для (1) борьбы за власть, (2) удержания власти и (3) осуществления власти. Борьба за власть заканчивается её приобретением, далее идет борьба за удержание власти уже в ином статусе, и, наконец, осуществление власти совершается использованием политического дискурса для выполнения поставленных задач в интересах тех или иных групп людей. Все эти три формы использования политического дискурса образуют разные формы выражения - жанры.

Согласно политической традиции, в целях создания прозрачности действий правительства и информирования о коммуникативных и некоммуникативных социально-политических действиях правительства и президента, в США каждый президент создаёт свой президентский сайт, который заполняется за период президентства актуальной информацией, до окончания срока президентства, а потом «замораживается во времени», т. е. больше не обновляется. В целях образования и исследования доступ к данным сайтам предоставляется по адресу www.archives.gov.

Проанализировав «замороженные» сайты «Белых домов» трёх последних президентов США до Д. Трампа (Б. Клинтон, Дж. Буш, и Б. Обама) и действующий сайт Д. Трампа, мы выделили «жанры» Белого дома. Жанровый состав в основном устойчив, встретились единичные изменения. Однако подача инфор-

мации, деление на рубрики и их расположение варьируются значительно.

Главным коммуницирующим центром Белого дома является кабинет пресс-секретаря, который непрерывно собирает и доносит информацию до президента,сотрудников Белого дома и журналистов. Эффективность процесса обеспечивается жанровыми формами подачи информации. Однако жанры функционально ограничены. Как полагает Л. Г. Фе-щенко, имеет место «исчерпаемость жанровых ресурсов», которые можно применить к определенному информационному поводу [11 : 244-245].

В Белом доме при классификации придерживаются деятельностного подхода, т. е. тексты представляют собой результаты определенных действий политических деятелей, вне зависимости от характера жанра. Наиболее показательно, на наш взгляд, представлена классификация текстов и скриптов под рубрикой From the Press Office на сайте Белого дома Б. Обамы https://obamawhitehouse. archives.gov/:

• Your Weekly Address (Еженедельное обращение президента),

• Speeches & Remarks (Речи и комментарии),

• Press Briefings (Пресс-брифинги),

• Statements & Releases (Заявления и релизы),

• White House Schedule (Расписание Белого дома),

• Presidential Actions (Действия президента),

• Legislation (Законодательство),

• Nominations & Appointments (Объявления и назначения),

• Disclosures (Сообщения) (здесь и далее перевод автора статьи. - А. А.). Диалогические жанры в подавляющем своем большинстве расположены в рубрике Speeches & Remarks и Press Briefings.

Проанализировав материалы с сайтов 4 последних президентов США, мы выделили диалогические жанры, взяв за основу статус коммуникантов, количество участников, место проведения мероприятия, продолжительность коммуникации, статус информации (официальная или неофициальная): 1. Press-availability (политик + журналисты)

1) Press Conference (пресс-конференция)

2) Press-availability (мероприятие с участием СМИ)

3) Press Briefing (политик+журналисты)

1) Press Briefing (пресс-брифинг)

2) Press Gaggle (неформальный брифинг)

3) Press Pool (пресс-пул-брифинг)

4) Photo Opportunity (брифинг во время фотографирования)

5) Background Briefing (бэк-брифинг)

2. Interview (интервью) (политик+журналист)

3. Town Hall Meeting (встреча с политиком)

(политик+аудитория)

Таким образом, диалогические жанры могут быть поделены на три больших класса с учётом статуса и количества собеседников:

1) любое мероприятие с участием доступных СМИ, где право распространять информацию предоставляется всем СМИ (Press-availability);

2) интервью, где право получать и распространять информацию предоставляется эксклюзивно интервьюирующей организации (Interview), и 3) встреча аудитории с политиком (Town hall meeting), где политик без посредства СМИ общается с определенной группой людей.

2.1. Мероприятия с участием прессы (Press-availability)

В современном американском политическом дискурсе предоставление доступа СМИ к политическим деятелям и событиям называют собирательным термином «press-availa-bility». Существует также одноименный жанр. Рассмотрим каждый из них.

2.1.1. Пресс-конференция (Press Conference)

Пресс-конференция представляет собой политическое мероприятие, куда официально приглашаются представители СМИ. Пресс-конференция проводится президентом и его администрацией, когда необходимо представить и объяснить общественности происходящие факты или заявить о намерениях. Встреча проходит в вопросно-ответной форме. Иногда в современном политическом дискурсе США пресс-конференцию называют также «press-availability», т. е. мероприятие с участием прессы, так как изначально данные два слова были синонимами. Пресс-конференция в среднем длится 20 минут.

2.1.2. Мероприятие с участием СМИ (Press-availability)

Мероприятие с участием прессы (press-availability) иногда называют также вопросы и ответы с прессой («Questions and Answers with the press»). Термин «press-availability» в узком понимании означает предоставление возможности журналистам задавать вопросы до или после мероприятия. Такая возможность предоставляется не всегда и во многом зависит от внутренней и внешне-политической ситуации в стране и политической атмосферы в Белом доме. Журналисты допускаются политическими деятелями освещать в СМИ

политическое событие, однако разрешение задавать вопросы политические деятели оставляют за собой. В данных жанрах вопросно-ответное взаимодействие зависит от воли политиков, поэтому можно предположить, что к данному жанру прибегают тогда, когда возможные вопросы полагают, будут уместными и неопасными, или же когда политики сумели сформулировать ответы на возможные неудобные вопросы.

Хотя выступления политиков привязаны к определенному событию и проблеме, журналистские вопросы часто мало связаны или не имеют отношения к этой проблеме. Журналисты больше вопросов задают об актуальных внешне- и внутриполитических проблемах и часто получают ответы.

2.1.3. Пресс-брифинг (Press Briefing)

Пресс-брифинг в Белом доме представляет собой краткую пресс-конференцию. В зависимости от количества участников и формата встречи имеет несколько разновидностей, и в зависимости от вида, длится от 1-2 до 20 минут.

2.1.3.1. Пресс-брифинг (Press Briefing)

Одноимённый жанр пресс-брифинг - аналог пресс-конференции, но в отличие от последней посвящен одному вопросу или событию и длится не более получаса. Пресс-брифинг в Белом доме представляет собой самый частотный жанр и используется для того, чтобы донести до аудитории действия и позицию президента и его администрации, их отношение к происходящим в стране и в мире событиям. В ходе пресс-брифинга разрешается использовать все записывающие устройства, включая видеокамеры. Пресс-брифинг проводится администрацией президента, обычно пресс-секретарем и иногда другими высокопоставленными чиновниками. При необходимости срочно проинформировать общественность администрация ограничивается только сообщением, не давая возможности задавать вопросы. «Иногда брифинг может быть полностью посвящен ответам на блиц-вопросы журналистов, так как презентационная часть в нем отсутствует» [14].

2.1.3.2. Неформальный брифинг (Press Gaggle)

В современном американском политическом дискурсе есть жаргонное обозначение пресс-брифинга - press gaggle, в котором запрещается использовать видеокамеру и непосредственно транслировать происходящее. В отличие от пресс-конференции или пресс-

брифинга, данный жанр представляет собой неформальный брифинг. Мероприятие возглавляет обычно пресс-секретарь президента, но бывают случаи, когда президент проводит неформальный брифинг с прессой. Хотя данный формат и считается неформальным, разрешается ссылаться на полученную информацию и использовать цитаты для публикации.

2.1.3.3. Пресс-пул (Press Pool)

В США в Белом доме пресс-пул является разновидностью жанра неформального брифинга (press gaggle). В пресс-пул допускается малое количество журналистов, что обуславливается спецификой обстоятельств, одно из которых - невозможность вместить всех [15]. Журналисты, попавшие в пресс-пул, являются представителями как своего издания или канала, так и многих других СМИ. В ходе встречи для этой малой группы журналистов предоставляется детальная информация случившегося или предстоящего события, полученную информацию они должны предоставить в полной мере и остальным СМИ. Иногда журналисты жалуются, что их не допускают на подобные брифинги, ссылаясь на особенности жанра, при этом руководствуясь иными мотивами [16].

2.1.3.4. Брифинг во время фотографирования (Photo Opportunity)

Особенностью данного жанра является то, что он используется во время встречи с иностранными лидерами или когда обсуждается какая-нибудь политическая инициатива, в ходе которой также проходят встречи на высшем уровне. Кроме фотографов допускается лишь избранный пул журналистов, которым позволяют задать несколько вопросов в течение 2-5 минут [17]. Вопросы в этом жанре в подавляющем большинстве связаны непосредственно с происходящим политическим событием и работой политиков [18].

Данный жанр в американских СМИ называют также «pool spray». Этот жанр часто использовали Б. Клинтон и Дж. Буш, однако нам не встретились скрипты под заглавием «photo opportunity» на сайтах Белого дома Б. Обамы (2009) и Д. Трампа (2017).

2.1.3.5. Бэк-брифинг (Background Briefing)

Бэк-брифинг представляет встречу политических деятелей с представителями СМИ в формате «не для печати» и длится не более получаса. Во время бэк-брифинга запрещено использовать аудио- и видеоаппаратуру, поэтому полученную информацию журнали-

сты применяют как фоновые знания при «написании аналитических статей, создании аналитических сюжетов для телевизионных передач или для печатных изданий, сопровождающихся комментариями, поданными как плоды их собственных размышлений» [19]. Темой обычно служит произошедшее или будущее событие. Политик излагает точку зрения Белого дома, после чего отвечает на вопросы журналистов. Вопросы и ответы носят неформальный характер, поэтому могут быть заданы «неудобные» и невозможные в официальной обстановке вопросы, соответственно, ответы также могут даваться более откровенные, и даже может последовать отказ отвечать на вопрос.

2.2. Интервью (Interview)

Политическое интервью представляет собой разговор политика и журналиста. Интервью отличается от других жанров, где участвуют представители СМИ тем, что количество журналистов ограничено, традиционно участвует один журналист, хотя в виде исключения встречаются два и три. Результат данного разговора обычно эксклюзивно принадлежит тем СМИ, представитель которого общался с политиком, и текст или видео публикуется на ресурсе данного СМИ. Однако скрипты интервью, попадая на сайт Белого дома, лишаются этого права.

2.3. Встреча c политиком (Town Hall Meeting)

В политическом и медиа дискурсе США есть термин «town hall meeting». Этим термином называют такое политическое событие, когда политический деятель встречается с аудиторией, выслушивает просьбы и жалобы, отвечает на вопросы и разговаривает напрямую без посредства СМИ обо всех внутри- и внешнеполитических проблемах. СМИ лишь транслируют данное мероприятие остальной аудитории.

Формат таких «встреч» может быть разный и варьируется в основном каналом связи: иногда политик приезжает в какую-либо местность или собирает их в школе, библиотеке, церкви, на стадионе и т. д., либо общается с ними посредством онлайн видеоконференции и социальных сетей в Интернете, к примеру, в фейсбуке или твиттере [20].

Подобные собрания обычно используются политиками для установления и расширения связей со своими избирателями. Собрания и встречи могут иногда превращаться в площадку для дебатов и протестных выступлений.

Заключение

Таким образом, в современном американском политическом дискурсе, исходя из сайта Белого дома, диалогические жанры можно классифицировать по таким коррелирующим признакам, как социальные статусы и их взаимоотношения, количество коммуникантов (ограниченное/все доступное количество), формальность/неформальность коммуникации, место проведения (Белый дом/любое место), временные характеристики (длительность/краткость).

Жанры представлены двумя классами, на основе акторов коммуникации с политиком:

1) журналисты и 2) аудитория. Первая группа делится на две группы: 1) мероприятия со всей доступной прессой Press Conference (пресс-конференция), Press-availability (мероприятие с участием СМИ), Press Briefing (пресс-брифинг); 2) с ограниченным количеством прессы Interview (интервью). Вторая группа включает в себя все формы жанра Town Hall Meeting (встреча с политиком).

Наиболее важным, для выделения диалогических жанров в классы, оказалось направление коммуникации между акторами, а для подклассов - их количество, а также место, длительность и формат коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Analyzing genres in political communication theory : Theory and Practice / eds. P. Cap, U. Okulska. Amsterdam ; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2013. 426 p.

2. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань : Пилигрим, 2010. 486 с.

3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. URL: http://philologos.narod.rU/bakhtin/bakh_genre.htm#4 (дата обращения: 10.08.2018).

4. Белоус Н. А. Конфликтный дискурс в коммуникативном пространстве : семантические и прагматические аспекты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2008. 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос, 2003. 173 с.

6. Ахриева Л.М.Концепция жанра в статьях Ю. Н. Тынянова «Лиературный факт» и «О литературной эволюции» // Ученые записки Петрозавод. гос. ун-та. 2014. Февраль, № 1. С. 78-80.

7. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.

8. Emerging Genres in New Media Environments / eds. C. R. Miller, A. R. Kelly. L. : Palgrave Macmillan, 2017. 308 p.

9. Кибрик А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. 90 с.

10. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 431 с.

11. Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 336 с.

12. Гапанович Е. А. Художественный диалог как объект исследования // Лингвокультурология. Екатеринбург, 2013. Вып. 7. С. 24-29.

13. Фещенко Л. Г. Жанровый потенциал информационного повода : на примере текстов СМИ // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. Орёл: Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2013. С. 241-248.

14. Брифинг. Всероссийский специализированный журнал «Пресс-служба». URL: http://press-service.ru/ terms/145 (дата обращения: 10.08.2018).

15. Press pool. Dictionary of Military and Associated Terms. 2005. US Department of Defense. URL: https://www.thefreedictionary.com/Press+pool (дата обращения: 10.08.2018).

16. Rocheleau M. How White House press briefings usually work. The Boston Globe. URL: https://www. bostonglobe.com/metro/2017/02/24/how-white-house-press-briefings - usually - work / X0eOY2Ln75hVQJw2l8XoVP / story.html (дата обращения: 09.08.2018).

17. Baker P. Few News Conferences, but Still Taking Questions. Nytimes.Com. URL: https://www.nytimes.com/ 2010/02/04/us/politics/04memo.html (дата обращения: 01.08.2018).

18. Crowley S. The White House Spray. The Caucus. URL: https://thecaucus.blogs.nytimes.com/2009/01/29/the-white-house-spray/(дата обращения: 02.08.2018).

19. Бэк-брифинг. Всероссийский специализированный журнал «Пресс-служба». URL: http://press-service. ru/terms/146 (дата обращения: 10.08.2018).

20. Davidson J.Obama holds first White House Twitter Town Hall. Washington Post. URL: https:// www. washingtonpost. com/local /dc - politics/white - house -tweet - conference /2011 / 07 / 06 / gIQAhZtG1H _ story. html ? noredirect=on&utm_term=.22f0e7d791ea (дата обращения: 10.08.2018).

REFERENCES

1. P. Cap, U. Okulska, eds. Analyzing genres in political communication theory : Theory and Practice. Amsterdam, Philadelphia, John Benjamins Publishing Company,

2013. 426 p.

2. Zherebilo T. V. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms]. Nazran, Piligrim Publ., 2010. 486 p. (in Russian).

3. Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov (The Problem of Speech Genres). Available at: http://philologos. narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm#4 (accessed 10 August 2018) (in Russian).

4. Belous N. A. Konfliktnyi diskurs v kommunikativnom prostranstve: semanticheskie i pragmaticheskie aspekty [Conflict discourse in communicative space: Semantic and pragmatic aspects]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Philol.). Krasnodar, 2008. 48 p. (in Russian).

5. Valgina N. S. Teoriia teksta [Text theory]. Moscow, Logos Publ., 2003. 173 p. (in Russian).

6. Akhrieva L. M. The concept of genre in articles of Iu.N. Tynianov "Literary fact" and "On literary evolution". Scientific notes of Petrozavodsk State University.

2014, February, no. 1, pp. 78-80 (in Russian).

7. Karasik V. I. Iazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Dis-

course]. Volgograd, Peremena Publ., 2002. 477 p. (in Russian).

8. C. R. Miller, A. R. Kelly, eds. Emerging Genres in New Media Environments. London, Palgrave Macmillan, 2017. 308 p.

9. Kibrik A. A. Analiz diskursa v kognitivnoi perspective [Discourse analysis in a cognitive perspective.]. Diss. Dr. Sci. (Philol.). Moscow, 2003. 90 p. (in Russian).

10. Sheigal E. I. Semiotika politicheskogo diskursa [The Semiotics of Political Discourse]. Diss. Dr. Sci. (Philol.). Moscow, 2005. 431 p. (in Russian).

11. Filippov K. A. Lingvistika teksta: Kurs lektsii [Linguistics of the text: Course of lectures]. Saint Petersburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2003. 336 p. (in Russian).

12. Gapanovich E. A. Khudozhestvennyi dialog kak ob"ekt issledovaniia [Art dialogue as an object of study]. Lingvokul'turologiia. Ekaterinburg, 2013, iss. 7, pp. 2429 (in Russian).

13. Feshchenko L. G. Zhanrovyi potentsial informat-sionnogo povoda : na primere tekstov SMI [Genre potential of an information occasion : On the example of texts of mass-media]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediinom diskurse : mezhvuz. sb. nauch. tr. [Genres and types of text in scientific and media discourse: Inter-univer. coll. of sci. works], iss. 11. Orel, Orel gos. in-t iskusstv i kulturi, 2013, pp. 241-248 (in Russian).

14. Brifing (Briefing). Vserossiiskii spetsializirovannyi zhurnal "Press-sluzhba" (All-Russian specialized magazine

"Press Service"). Available at: http://press-service.ru/terms/ 145 (accessed 10 August 2018) (in Russian).

15. Press pool. Dictionary of Military and Associated Terms. 2005. US Department of Defense. Available at: https://www.thefreedictionary.com/Press+pool (accessed 10 August 2018).

16. Rocheleau M. How White House press briefings usually work. The Boston Globe. Available at: https://www. bostonglobe.com/metro/2017/02/24/how-white-house-press-briefings - usually - work / X0e0Y2Ln75hVQJw2l8XoVP / story.html (accessed 9 August 2018).

17. Baker P. Few News Conferences, but Still Taking Questions. Nytimes.Com. Available at: https://www.nytimes. com/2010/02/04/us/politics/04memo.html (accessed 1 August 2018).

18. Crowley S. The White House Spray. The Caucus. Available at: https://thecaucus.blogs.nytimes.com/2009/01/ 29/the-white-house-spray/ (accessed 2 August 2018).

19. Bek-brifing (Back briefing). Vserossiiskii spetsializirovannyi zhurnal "Press-sluzhba" (All-Russian specialized magazine "Press Service"). Available at: http://press-service.ru/terms/146 (accessed 10 August 2018) (in Russian).

20. Davidson J. Obama holds first White House Twitter Town Hall. Washington Post. Available at: https://www.washingtonpost.com/local/dc-politics/white-house - tweet - conference /2011 / 07 / 06 /gIQAhZtG1H_ story. html ? noredirect=on& utm_term=.22f0e7d791ea (accessed 10 August 2018).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ For citation

Алимджанов А. А. Диалогические жанры Белого дома // Alimdjanov A. A. Dialogical Genres of the White House. Жанры речи. 2020. № 1 (25). С. 15-21. DOI: https://doi. Speech Genres, 2020, no. 1 (25), pp. 15-21 (in Russian).

org/10.18500/2311-0740-2020-1-25-15-21 DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-1-25-15-21

Поступила в редакцию: 17.09.2018 / Принята: 09.01.2019 / Received: 17 September 2018 / Accepted: 09 January 2019 /

Опубликована: 02.03.2020 Published: 02 March 2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative This is an open access article distributed under the terms of

Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.