Научная статья на тему 'Пул как форма взаимодействия между журналистами и ньюсмейкерами'

Пул как форма взаимодействия между журналистами и ньюсмейкерами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4075
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЬЮСМЕЙКЕР / ЖУРНАЛИСТ / ПУЛ / ПРЕЗИДЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Красилова Н. А.

В статье приводятся результаты исследования взаимодействия журналистов и ньюсмейкеров в сфере политики в форме журналистских пулов. Они основываются на материалах собственной работы автора в пуле президента Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева в период с 2007 по 2013 годы в качестве корреспондента газеты «Новые известия». Целью исследования было выявление качеств, способствующих продуктивности общения субъектов политической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пул как форма взаимодействия между журналистами и ньюсмейкерами»

УДК 070 ПУЛ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЖУРНАЛИСТАМИ И НЬЮСМЕЙКЕРАМИ

В статье приводятся результаты исследования взаимодействия журналистов и ньюсмейкеров в сфере политики в форме журналистских пулов. Они основываются на материалах собственной работы автора в пуле президента Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева в период с 2007 по 2013 годы в качестве корреспондента газеты «Новые известия». Целью исследования было выявление качеств, способствующих продуктивности общения субъектов политической коммуникации.

Ключевые слова: ньюсмейкер, журналист, пул, президент.

Н. А. Красилова

Московский

государственный

университет

им. М. В. Ломоносова

e-mail:

Krasilova@yandex.ru

Политический дискурс как высокоорганизованный способ открытой коммуникации, посредством которой взаимодействуют все субъекты политики, организуется в разных формах. Хорошо известно, что доверие к курсирующей в медиаполитическом пространстве информации непосредственно связано с репутационным статусом источников информации. Эта зависимость уже давно обнаружена и отмечена во многих исследованиях [1, с. 3 - 21]. В современной российской журналистике к источникам, обладающим высоким статусом, в первую очередь относят ньсмейкеров [2, с. 24 - 38]. Само слово «newsmaker» переводится с английского как «делатель новостей, держатель новостей». В относительно недавнем прошлом (например, в советской журналистике) ньюсмейкерами были сами журналисты, сами СМИ, которые искали и создавали эксклюзивную новостную информацию, а затем передавали её своей аудитории. В последнее время в политическом и медийном пространстве сложилась кардинально новая ситуация. Задачи, которые выполняют основные субъекты политического процесса, существенно меняются. Роль основных ньюсмейкеров главным образом все больше выполняют уже не сами журналисты, а эксперты, политики, представители гражданского общества.

Если вести речь о политическом дискурсе, который избран нами в данной статье в качестве объекта исследования, то ньюсмейкерами здесь выступают, прежде всего, политические деятели [3, с. 73]. Именно они обретают все большую значимость в качестве поставщиков новостей, особенно для профессиональной журналистики и, соответственно, для формирования рациональных политических представлений аудитории. Рост значения ньюсмейкеров для традиционной журналистики (в том числе, освещающей политическую жизнь) повышается сейчас ещё и в связи с мощным давлением на неё и её аудиторию со стороны «гражданских коммуникаций» глобальной сети. Интернет превратился в один из основных каналов информации, в котором аккумулируется огромное количество поставщиков новостей. Но следует отметить, что это преимущественно непрофессиональная журналистика, хотя, несомненно, слой профессиональной журналистики там присутствует. Однако отследить и проверить информацию в условиях Интернета очень сложно. Поэтому получается так, что, с одной стороны, в пространстве социальных сетей содержится много актуальной, интересной, острой политической информации. Но с другой стороны (поскольку в этой сфере пока ответственность за производство информации минимальная), здесь публикуется много непроверенной информации, слухов и пр.

Поэтому, качественная традиционная журналистика и ориентируется на такие источники информации (ньюсмейкеров), которые заслуживают доверия, в первую очередь, в силу их статуса. Такие ньюсмейкеры выступают непосредственными и значимыми участниками политического и информационного процессов [4, с. 3 - 22].

Журналисты и ньюсмейкеры взаимодействуют во время интервью, опросов, конференций, пресс-конференций. Информация может быть получена непосредственно от самого ньюсмейкера или же через его пресс-секретаря. Надо сразу отметить, что не все формы взаимодействия журналиста с ньюсмейкером оказываются эффективными. Это относится, например, и к форме пресс - конференции. Конечно, с одной стороны, в ходе такого мероприятия ньюсмейкеры доносят до СМИ (а, значит, и общества) актуальные темы.

Кроме того, пресс - конференция позволяет получать из первых рук такую информацию, которая не требует дополнительной проверки. Информация в большом объеме может быть получена «на одной площадке», без дополнительных поисков. Здесь можно задать любой вопрос, уточнить информацию (кроме того, представителей СМИ обеспечивают специально подготовленными пресс-релизами) [5, с. 85 - 89].

С другой стороны, общение в ходе пресс - конференции часто проходит слишком формализовано, журналистам обычно предлагают не отклоняться от заданной темы. Корреспонденту, как правило, удается задать не больше одного-двух вопросов, поэтому тема для издания, на которое он работает, может быть не вполне раскрыта. Также исчезает элемент эксклюзивности материала. Все участники мероприятия слышат и передают приблизительно одно и то же.

Распространенный способ получения информации - через пресс-секретарей ньюсмейкеров. Но стоит отметить, что при этом пресс-службы, с которыми общается репортер, могут выступать в качестве своеобразных барьеров на пути информации от ньюсмейкера к журналисту. Нужно учитывать тот факт, что пресс-секретари, как правило, стараются по максимуму замаскировать все нелицеприятные факты о деятельности своего руководителя. Помимо того, что они распространяют преимущественно позитивную информацию, они еще излагают это сухим, выхолощенным языком. Сложнее всего работать с данными, которые распространяются в форме пресс-релизов. Даже интересные новости тускнеют, когда их облачают в бюрократические формуляры.

Пресс-службы, таким образом, выступают в качестве информационного фильтра, создавая определенные препятствия для работы СМИ. Пресс-секретари становятся своеобразными буферами между органами государственной власти и средствами массовой информации. Сообщения из властных и бизнес-структур при помощи фильтра, созданного пресс-службой, проходят своеобразный отбор. При этом, факты интерпретируются в определенном ключе. Информация обычно предоставляется пресс-службой в двух формах -печатной и устной. Печатная форма - это всевозможные пресс-релизы, информационные сообщения, аналитические записки, распечатки докладов. Устная форма - это выступления с трибуны, иные устные сообщения в ходе пресс-конференций, брифингов, интервью, личных бесед. При этом среди потока нейтральной информации, состоящей из деталей событий и перечисления участников совещания, как правило, встречаются определенным образом акцентированные факты. В то же время, нередко замалчиваются более актуальные и важные сведения.

Одной из наиболее интересных форм информационного обмена является взаимодействие журналистов и ньюсмейкеров в рамках так называемых пулов. Пул (от английского pool - объединение, коллектив, рабочая группа) - неофициальное название группы журналистов, на постоянной основе освещающих деятельность определенных ведомств или отдельных политиков. Пулы существуют практически при всех политических структурах. Самым известным пулом считается президентский или (в российской интерпретации) «кремлевский пул». Наименование «кремлевский пул» стало употребляться с середины 1992 года по аналогии с «Вайт Хаус Пресс Пул» (White House Press Pool) - журналистами, освещающими деятельность президента США. Грузинский журналист, вице-президент международного телеканала RTVI Георгий Цхисели, работавший в американском президентском пуле, определяет пул, как ограниченное количество журналистов, сопровождающих президента на мероприятиях и в поездках2. Он делит пулы на несколько уровней. Первый (L) - это локальная пресса (низкий уровень доступа). Второй (N) - национальная пресса (для такой прессы и некоторых чиновников, при сопровождении ими президента выделяется отдельный самолет). И третий (Р) - максимальный уровень доступа (10 - 15 человек).

У журналистов российского президентского пула нет аккредитационных карточек или удостоверений, предоставляющих возможность свободно посещать Кремль и рабочую резиденцию главы государства. Аккредитацией на встречи и в поездки журналистов с президентом занимается департамент пресс-службы Кремля. На постоянной основе освещают деятельность главы государства около 30 телерадиокомпаний, газет, журналов и информационных агентств. Кроме российских изданий, приглашаются и иностранные СМИ, например, агентства Рейтер, Блумберг, АП. Следует отметить, что свои пулы журналистов существуют не только при главе государства. Подобные структуры организованы при пра-

вительстве РФ, при министерстве иностранных дел, в Госдуме, в большинстве российских министерств.

Главной особенностью работы в журналистском пуле является информационное обслуживание определенных структур власти. В обмен журналистам предоставляется приоритетное право на получение информации от главных политических ньюсмейкеров страны. Поскольку существует большой запрос на получение подобных фактов, то доступ в пулы из-за большого спроса со стороны СМИ ограничен. Кроме того, изначально в пул могут попасть далеко не все издания. Для отсеивания журналистов существует институт аккредитации, он применяется как при проведении отдельных мероприятий, съездов, пресс-конференций, презентаций, так и при обращении журналистов в определенные структуры власти. Таким образом, с помощью аккредитации регулируется доступ к ньюсмейкеру. При этом, в одни структуры, например, в Госдуму, в Совет Федерации, попасть достаточно просто. Туда, за редким исключением, могут аккредитоваться все желающие СМИ. Самые жесткие правила аккредитации существуют в пуле при главе государства. Чтобы войти в число СМИ, освещающих деятельность российского лидера, необходимо пройти проверку ФСО (Федеральной службы охраны).

Строгие принципы отбора применяются также в отношении средств массовой информации, освещающих работу правительства и министерства иностранных дел. Как правило, в состав таких пулов в обязательном порядке входят три ведущих агентства, три главных телеканала и несколько федеральных газет. Попавшие в пул журналисты получают очень важное преимущество - возможность напрямую освещать мероприятия с участием первых лиц государства. Остальные издания подобной возможности не имеют, и им приходится использовать «вторичную информацию», описывая события при помощи сообщений с лент информагентств. Кроме того, для таких корреспондентов устраивают специальные закрытые брифинги, на которых высокопоставленные источники рассказывают о закулисных событиях «без камер». В зависимости от степени секретности, информацию от таких высокопоставленных источников можно разделить на несколько групп. Во-первых, это открытая информация, то есть информация, которую можно цитировать от имени источника. Во-вторых, это полускрытая информация, которую можно цитировать без ссылки на источник. В- третьих, это, так называемая, информация для «понимания», которую цитировать напрямую нельзя, но можно в форме собственного общего рассуждения журналиста использовать в каких-то дальнейших материалах.

Несмотря на то, что информации, предоставляемой пулам журналистов, по мнению некоторых из них, становится в последнее времени меньше, чем раньше, работа в пулах все же ценится представителями СМИ очень высоко и считается престижной. Практически все центральные СМИ имеют своих корреспондентов, которые на постоянной основе освещают деятельность президента, премьера, министра иностранных дел. В некоторых изданиях также выделяют сотрудников, которые отслеживают работу вице-премьеров и большинства ведущих министерств. Почти все СМИ входят в пул двух палат федерального парламента - Совета Федерации и Госдумы. Главное преимущество работы в пулах в том, что нахождение журналистов рядом с ньюсмейкерами, определяющими основную повестку дня, обеспечивает «эффект присутствия» при принятии важных для общества решений. Кроме того, корреспонденты, которые входят в узкое окружение главных ньюсмейкеров, всегда имеют возможность получить мнение данного человека, пусть в основном и через пресс-секретаря, о его отношении к ключевым событиям, которые происходят в стране. Помимо этого, поездки с высшими лицами государства сотрудникам массмедиа предоставляют (в качестве дополнительных бонусов) возможность общаться и получать комментарии от чиновников, которые находятся в окружении первых лиц государства. Поэтому многие издания, такие, как газета «Ведомости» или агентства «Рейтер» и «Блумберг» направляют в пулы своих корреспондентов. Это позволяет им всегда быть в зоне доступа к ключевым фигурам страны [6, с. 44.]. Если происходит какое-то важное событие, то представители СМИ, оказавшись поблизости от важного ньюсмейкера, получают преимущество перед другими корреспондентами в плане общения и могут всегда оперативно попросить прокомментировать произошедшие события имеющих к ним отношение министров и губернаторов.

Грузинский журналист, вице-президент международного телеканала RTVI Георгий Цхисели, работавший в американском президентском пуле, выделяет следующие преимущества работы в составе пула [7, с. 1]. Во-первых, у журналистов есть постоянно обновляемый список мобильных телефонов чиновников, и эти чиновники сами отвечают на

звонки представителей прессы. Так часто происходит даже тогда, когда они находятся на том или ином совещании. Материалы журналистов президентского пула всегда попадают в новости, и это происходит по двум основным причинам. Во-вторых, президент - крупнейший ньюсмейкер. Кроме того, на поездки тратиться столько денег, что глупо было бы не опубликовать информацию о ней. Нельзя также сбрасывать со счетов и то, что сам факт присутствия журналистов в пуле, учитывается теми СМИ, которые размещают у себя получаемую от них информацию.

Работа журналистов в самих пулах дифференцируется по ряду предоставляемых им возможностей. Так, часть журналистов получают аккредитацию на работу по освещению многих мероприятий, а часть только - отдельных событий. Это зависит, прежде всего, от статуса самого СМИ, от символического веса его бренда, от сложившейся репутации в медийном сообществе. Немаловажную роль играет также и степень влиятельности руководства, возглавляющего данное средство массовой информации, его взаимоотношения с властными структурами. В той или иной степени СМИ, попавшие в эту структуру (пул), идут на определенный договор с представителями власти [8, с. 7 - 28]. Это проявляется, в том числе, и в том, что журналист должен осознать, что он осуществляет определенное сотрудничество с властью. Если корреспондент допускает какую-то оплошность и выдает информацию в том ключе, в котором этот момент игнорируется, то задачей его редактора становится выработка, совместно с автором, такого варианта сообщения, который устраивает их обоих. Такие правила негласно функционируют в СМИ и это помогает редакциям вырабатывать уравновешенную, аргументированную точку зрения, но то или иное освещаемое событие. Если неформальные договорные правила между журналистом и ньюсмейкером нарушаются, то к представителям СМИ, что и следует ожидать (как и к нарушителям договорных отношений между их субъектами в любой иной сфере), могут быть применены определенные санкции. Самым распространенным является лишения их аккредитации - полностью или временно. Полностью лишают аккредитации журналистов очень редко и за очень серьезные проступки. В большинстве же случаев до руководства издания доводится отрицательная позиция по поводу искажений реальных событий, допущенных конкретным журналистом, и предлагается заменить его другим сотрудником. Если издание соглашается на такой обмен, то взаимоотношения двух сторон договора восстанавливаются.

Временный запрет на допуск журналистов к важным мероприятиям применяется ньюсмейкерами гораздо чаще. В основном это касается изданий, которые не входят в основной костяк пула. Допустивших неоднократно ошибки корреспондентов перестают приглашать на мероприятия с участием ньюсмейкера. Часто журналист просто не узнает о каком-то событии потому, что оно никак не анонсируется, а информация распространяется только через работающих в пуле журналистов [9, с. 13 - 58].

Временный запрет на допуск к государственной информации может коснуться не только «нелояльных, но и «лояльных» изданий. Например, одно из официальных информационных агентств было отлучено от пуловской работы за то, что раньше времени передало анонс об одном из зарубежных визитов президента РФ Владимира Путина. Обычно информацию о планах высших чиновников в целях безопасности распространять заранее не рекомендуется. Не спасло корреспондентов издания даже то, что всю информацию о визите уже распространили иностранные агентства, и она была в свободном доступе в Интернете. Временно отстраняют от работы в пуле и фотокорреспондентов за не слишком удачные для ньюсмейкеров ракурсы.

Санкции к журналистам, освещающим деятельность первых лиц государства, применялись и раньше. Экс - пресс-секретарь президента Б.Ельцина В. Костиков в своей книге «Роман с президентом» отмечает, что в условиях той президентской власти основные «политические блюда» варились в Кремле. В то время Кремль, в частности пресс-служба, были поставщиками важнейшей политической информации, без которой не может жить ни одна газета. И серьезно поссориться с Кремлем - значило бы отлучить себя от важных источников политических новостей [10, с. 11 - 43]. В руках пресс-службы был такой серьезный инструмент, как аккредитация журналистов. Но пресс-секретарь уверяет, что никогда не злоупотреблял этим оружием, понимая, что оно обоюдоострое. И за все время работы в Кремле он сам якобы лично не отлучил от участия в пуле ни одного журналиста.

В то же время, Елена Трегубова, которая работала кремлевским корреспондентом и при Борисе Ельцине, пишет, что если с аккредитацией на открытые кремлевские брифинги проблем никогда не было, то с закрытыми брифингами ситуация обстояла несколько иначе. Так, например, в эпоху Ельцина из пула выгнали известного журналиста, корреспондента «Комсомольской правды» Александра Гамова. По мнению другого пресс-секретаря Ельцина Сергея Ястржембского, этот журналист в своей статье якобы оскорбил супругу Ельцина. И лишь через несколько лет Александра Гамова в пул вернули. Еще одной жертвой ельцинской цензуры пала Елена Дикун из «Общей газеты». Ее на несколько месяцев отрезали от всех информационных каналов во властных структурах за то, что во время предвыборной кампании 1996 г. она описала, как ельцинский избирательный штаб прикармливал придворную прессу. Не все представители СМИ также попадали на закрытые кремлевские брифинги. На них каждый чиновник предпочитал пускать только своих проверенных журналистов. Из этого следует, что любая власть (в том числе - в лице ньюсмейкеров) болезненно реагирует на негативное поведение представителей прессы.

Нужно отметить, что сейчас Кремль, как и прежде, продолжает оставаться главным поставщиком политической информации, хотя некоторые информационные каналы почти перестали функционировать. А журналисты, как и прежде, продолжают дорожить источниками важной информации в высших эшелонах власти.

Социологические опросы, проводимые с конца 90-х годов, свидетельствовали, что пресса в целом, и журналисты в частности, пользовались, в отличие от органов власти, депутатов и политиков, наибольшим доверием у населения. А главные редакторы крупных изданий были очень влиятельными политическими фигурами. Настолько, что их мнение и анализ учитывались представителями власти при принятии политических решений. Более того, главные редакторы нередко оказывались более информированными, чем, например, те же помощники президента. Во время президентства Ельцина за обладание таким мощным рычагом влияния, как средства массовой информации, развернулась настоящая битва между исполнительной и законодательной властями. Они, как известно, активно использовались в информационной войне.

Сейчас такого политического влияния у главных редакторов нет. Главы крупных газет и руководители телеканалов являются крупными медиа-персонами, они взаимодействуют с влиятельными чиновниками, и их приглашают на закрытые встречи с высшими лицами государства. Но прежней роли они больше не играют и таким объемом закулисной информации, как раньше, не обладают. Каналы утечек из властных структур оказались в значительной мере перекрыты. Между тем, в условиях глобализации, дальнейшего становления информационного общества возникает острая потребность в широкой публичной политике, обстоятельном диалоге между властными структурами и общественностью [11, с. 112 - 142]. Существует необходимость активно умножать и разнообразить формы публичного политического дискурса, без которого невозможно эффективное развитие политической системы общества.

Список литературы

Теплюк В. М. Журналист и источники информации: этические проблемы творческой деятельности журналиста: дис канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ. - М., 1977- - С.3 - 21.

Сухотерин Л. Я., Юдинцев И. В. Информационная работа в государственном аппарате. М.: Европа, 2007 - С. 24 - 38.

Малышева Я. Власть и общество: проблемы политического дискурса // Медиаальманах. 2003. - № 1. - С. 73

Сивякова Е. В. Общероссийские СМИ как институт публичной политики: условия и технологии производства публичности: автореферат диссертации канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ. М., 2009. - С. 3 - 22.

Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007. - С. 85 - 89.

Фомичева И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. М., 2002. - С. 44.

Цхисели Г. Работа в президентском пуле США // http://mediapedia.ru/2010/07/05/georgij-cixiseli-tezisy-lekcii/)

СМИ и политика / Под ред. Реснянской Л. Л. М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 7 - 28.

Трегубова Е. В. Байки кремлевского диггера. М., 2003.- С.13-58.

Костиков В. В. Роман с президентом. Записки пресс-секретаря. М., 2005. - С. 10 - 43.

Воинова Е. А. Медиатизация политики как феномен новой информационной культуры: дис. канд. филол. наук: 10.01.10. МГУ. М., 2006. - С. 237.

POOL AS A FORM OF INTERACTION BETWEEN JOURNALISTS AND NEWSMAKERS

N. A. Krasilova

Lomonosov Moscow State University

e-mail:

Krasilova@yandex.ru

The article presents the results of studies of the interaction between the journalists and newsmakers in the form of pool. The results of the research work are presented. They are based on the material of work as a reporter of the newspaper «Novie Izvestia» in presidential pool from 2007 to 2013 years. The aim of the research was to identify the qualities that are revealed in the process of interaction, and which affect the choice of the interlocutor.

Keywords: newsmaker, journalist, pool, president.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.