Научная статья на тему 'ДИАЛОГИ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ДИАЛОГИ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / МОЛОДЕЖЬ / РЕСПОНДЕНТЫ / ВЕРОУЧЕНИЕ / АТЕИЗМ / КОММУНИКАЦИЯ / ЭТНОСЫ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ДИАЛОГИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Музафарова Нелли Идиатовна

В статье рассматриваются позиции студенческой молодежи по отношению к религии, нравственным постулатам православия и ислама, оказывающим влияние на формирование востребованной обществом гуманной личности. На основе социологических исследований, проведенных в 2006-2020 гг. на разных факультетах МГПУ (изобразительного искусства и дизайна, филологическом и юридическом), делаются выводы о взаимоотношениях и коммуникации молодежи в полиэтнической и многоконфессиональной среде. Уделяется внимание трансформации воззрений учащейся молодежи в процессе получения знаний, воспитательных культурно-массовых мероприятий, влиянии православно-исламских ценностных установок и диалогов, которые происходят в реальной жизни. Автор пытается выяснить степень религиозности молодых людей, их интерес к духовной культуре и религиоведческим дисциплинам, раскрывающим гуманистические ценности христианства и ислама, общность их нравственных установок. Репрезентативные исследования позволили показать взаимосвязь изучения учащимися специальных дисциплин с отдельными модулями религиозных дисциплин с целью расширить свои познания. При этом были отмечены определенная трансформация воззрений студентов младших и старших курсов на духовную культуру, толерантное отношение к инаковерующим, поликультурная интеграция. Вместе с тем отмечается неоднозначное понимание молодыми людьми вопросов веры и отношение к вероисповеданию. Большинство молодых людей считают себя верующими, поскольку принимают участие в религиозных праздниках, некоторых культовых обрядах, периодически посещают храмы. Однако отдельные респонденты выразили недоверие и отрицательное отношение к священнослужителям в связи с их некомпетентностью в духовном служении. Общий вывод студентов о значимости православия и ислама, исторически доказавших способность добрососедского сосуществования, заключается в позитивной оценке взаимовлияния двух религий, оказывающих духовно-нравственное воздействие на людей для сохранения мира на планете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Музафарова Нелли Идиатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUES BETWEEN CHRISTIANITY AND ISLAM IN FORMATION SPIRITUAL AND MORAL GUIDELINES

The article examines the position of student youth in relation to religion, moral postulates of Orthodoxy and Islam, which influence the formation of a humane personality in demand by society. Based on the sociological research carried out by students from different faculties of Moscow State Pedagogical University - fine arts and design, philological and legal, from 2006 to 2020. conclusions are drawn about the relationship and communication of young people in a multi-ethnic and multi-confessional environment. Attention is paid to the transformation of the views of student youth in the process of acquiring knowledge, educational cultural events, the influence of Orthodox-Islamic values and dialogues that take place in real life. The author tries to find out the degree of religiosity of young people, their interest in spiritual culture and religious studies, revealing the humanistic values of Christianity and Islam, the commonality of their moral attitudes. Representative studies have shown the relationship between the study of special disciplines by students with individual modules of religious disciplines in order to expand their knowledge. At the same time, a certain transformation of the views of junior and senior students on spiritual culture, tolerance towards other believers, a noticeable process of integration of polyculturals was noted. At the same time, some respondents expressed distrust and negative attitude towards clergy in connection with their incompetence in matters of faith and the position of spiritual service. The general conclusion of students about the importance of Orthodoxy and Islam, which historically proved the ability of good-neighborly coexistence, is a positive assessment of their mutual influence in fulfilling an important function of spiritual and moral influence on people to preserve peace on the planet.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГИ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 9 (93)

DOI 10.25688/20-76-9105.2021.44.4.07

Музафарова Нелли Идиатовна

доктор исторических наук, профессор Московский городской педагогический университет Москва, Россия e-mail: muzafarovan@mail.ru

ДИАЛОГИ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются позиции студенческой молодежи по отношению к религии, нравственным постулатам православия и ислама, оказывающим влияние на формирование востребованной обществом гуманной личности. На основе социологических исследований, проведенных в 2006-2020 гг. на разных факультетах МГПУ (изобразительного искусства и дизайна, филологическом и юридическом), делаются выводы о взаимоотношениях и коммуникации молодежи в полиэтнической и многоконфессиональной среде. Уделяется внимание трансформации воззрений учащейся молодежи в процессе получения знаний, воспитательных культурно-массовых мероприятий, влиянии православно-исламских ценностных установок и диалогов, которые происходят в реальной жизни.

Автор пытается выяснить степень религиозности молодых людей, их интерес к духовной культуре и религиоведческим дисциплинам, раскрывающим гуманистические ценности христианства и ислама, общность их нравственных установок. Репрезентативные исследования позволили показать взаимосвязь изучения учащимися специальных дисциплин с отдельными модулями религиозных дисциплин с целью расширить свои познания. При этом были отмечены определенная трансформация воззрений студентов младших и старших курсов на духовную культуру, толерантное отношение к инаковерующим, поликультурная интеграция. Вместе с тем отмечается неоднозначное понимание молодыми людьми вопросов веры и отношение к вероисповеданию. Большинство молодых людей считают себя верующими, поскольку принимают участие в религиозных праздниках, некоторых культовых обрядах, периодически посещают храмы. Однако отдельные респонденты выразили недоверие и отрицательное отношение к священнослужителям в связи с их некомпетентностью в духовном служении. Общий вывод студентов о значимости православия и ислама, исторически доказавших способность добрососедского сосуществования, заключается в позитивной оценке взаимовлияния двух религий, оказывающих духовно-нравственное воздействие на людей для сохранения мира на планете.

Ключевые слова: христианство, ислам, молодежь, респонденты, вероучение, атеизм, коммуникация, этносы, духовная культура, диалоги, толерантность.

© Музафарова Н. И., 2021

Muzafarova Nelly I.

Doctor of Historical Sciences, Professor Moscow City University Moscow, Russia e-mail: muzafarovan@mail.ru

DIALOGUES BETWEEN CHRISTIANITY AND ISLAM IN FORMATION SPIRITUAL AND MORAL GUIDELINES

OF STUDENT YOUTH

Abstract. The article examines the position of student youth in relation to religion, moral postulates of Orthodoxy and Islam, which influence the formation of a humane personality in demand by society. Based on the sociological research carried out by students from different faculties of Moscow State Pedagogical University — fine arts and design, philological and legal, from 2006 to 2020. conclusions are drawn about the relationship and communication of young people in a multi-ethnic and multi-confessional environment. Attention is paid to the transformation of the views of student youth in the process of acquiring knowledge, educational cultural events, the influence of Orthodox-Islamic values and dialogues that take place in real life.

The author tries to find out the degree of religiosity of young people, their interest in spiritual culture and religious studies, revealing the humanistic values of Christianity and Islam, the commonality of their moral attitudes. Representative studies have shown the relationship between the study of special disciplines by students with individual modules of religious disciplines in order to expand their knowledge. At the same time, a certain transformation of the views of junior and senior students on spiritual culture, tolerance towards other believers, a noticeable process of integration of polyculturals was noted. At the same time, some respondents expressed distrust and negative attitude towards clergy in connection with their incompetence in matters of faith and the position of spiritual service. The general conclusion of students about the importance of Orthodoxy and Islam, which historically proved the ability of good-neighborly coexistence, is a positive assessment of their mutual influence in fulfilling an important function of spiritual and moral influence on people to preserve peace on the planet.

Keywords: Christianity, Islam, youth, respondents, creed, atheism, communication, ethnic groups, spiritual culture, dialogues, tolerance.

Введение. В последние десятилетия усилилось внимание к религии как духовно-нравственной ценности общества. Причиной тому стали отказ от социалистической идеологии, отречение от советских авторитетов, связанных с ними торжеств и традиций. Известно, что общество не существует без идеологии, которая отражает запросы людей в культурной, социально-политической, морально-этической сферах. В течение многих столетий реализацию этих потребностей обеспечивала религия: как богатейшая духовная и социальная культура общества, она выполняла одновременно государственные и присущие конфессиональным организациям функции. Веками из поколения в поколение передавались духовные традиции, люди старались

сохранить этнические, бытовые и национальные особенности. Распад СССР и переход РФ к рыночной экономике обусловили необходимость свободы совести, идеологических воззрений. Вместе с тем важным фактором является пропаганда и закрепление в сознании граждан гуманистических, миролюбивых принципов взаимоотношения с другими людьми. Рассмотрение интеграционных тенденций студенческой молодежи в процессе их обучения и приобщения к духовной культуре православия и ислама составляет содержание данной статьи.

Постановка проблемы. Каждая эпоха вносила изменения в социально-политическую, экономическую и культурную жизнь страны и народа. Соответственно, подвергались трансформации некоторые морально-этические установки религий, в частности распространенных в нашей стране — православия и ислама. С установлением советской власти и приходом к руководству коммунистической партии религия была объявлена вредной идеологией, несовместимой с планами построения социализма. На смену клерикализму пришел государственный атеизм и усиленная пропаганда социалистической идеологии. Лидер большевиков В. И. Ленин требовал от членов партии и комсомольцев беспощадной борьбы с религией для преодоления религиозных предрассудков советских людей. В своих статьях и выступлениях он дал тактические и стратегические установки проведения политики воинствующего атеизма [8; 9]. В данном исследовании проводится анализ восприятия молодыми людьми духовно-нравственных ценностей христианства и ислама, возрождение которых началось с конца 90-х гг. прошлого века. На этой основе выявляются коммуникационные процессы полиэтнической молодежи, их отношения к разным конфессиям.

Методология исследования. Методологические основы исследования составляли общеисторические и социологические принципы научности, объективности, анализа и синтеза, диалектики, учета всесторонних явлений. Ретроспективный, историко-сравнительный подходы позволили выявить степень религиозности современной молодежи, их отношения к инаковерующим и внутреннюю социально-психологическую ориентацию. Выборочные репрезентативные исследования учащихся позволили показать динамику трансформации их мировоззрения в оценке духовной культуры и роли православия и ислама в коммуникационном процессе в учебной аудитории и во внешней среде. Использованная методология исследования была построена на анализе научной исторической, социологической, религиоведческой литературы.

Ход и результаты исследования. Духовно-нравственные ориентиры личности формируются под влиянием субъективных и объективных факторов в семье, учебно-воспитательных учреждений, внешней среды и трансформируются в течение жизни в зависимости от условий окружающей действительности.

Социалистическая революция кардинально изменила курс воспитания молодежи, в качестве главной поставив задачу преодоления религиозных предрассудков, внедрения новых советских праздников и обрядов. Обращение В. И. Ленина к Союзу молодежи явилось программной установкой для нового поколения в деле повышения грамотности, роста политической сознательности, решительного отказа от религиозных воззрений [7]. Революционно настроенные активисты проводили антирелигиозную пропаганду и вели борьбу с церковью, отказываясь от гуманистических ценностей, заложенных в духовных постулатах1.

Практика жизни доказала, что забвение духовного мировоззрения не могло произойти в одночасье. Большая часть населения сохраняла приверженность религии на протяжении всего советского периода. Об этом, к примеру, свидетельствовали признания фронтовиков (в частности, отца автора статьи, дошедшего до Берлина. — Н. М.), когда бойцы в тяжелых военных сражениях мысленно обращались к Богу. Неслучайно в обиход вошел афоризм «В окопах атеистов не бывает». Отметим, обращение к Богу в трудных ситуациях характерно для представителей всех социумов и на современном этапе. Изменения в жизни общества отражались на религии, которая адекватно эпохе меняла догматы, адаптировала культовую практику. Тем не менее советская власть продолжала проводить политику государственного атеизма.

Распад СССР привел к отказу от социалистической идеологии и политики государственного атеизма, предоставив народу безбрежную свободу слова, мнений и выступлений. Игнорирование идеологического воздействия со стороны государственных структур привело к деморализации общества, которое попало под влияние западного прессинга, направленного на выхолащивание в людях гуманистических ценностей. Курс нового правительства на деидеологизацию и деполитизацию привел к усилению деструктивной пропаганды, проявлению негативных факторов, особенно среди молодежи, мировоззрение которой формировалось под воздействием принципов мнимой свободы, насилия, разнузданного секса, разрушения семьи и др. В этих условиях появилась необходимость использования морально-этических норм и общечеловеческих гуманных постулатов религий. Ученые, политические деятели, работники сферы образования оценили религию с точки зрения оказания благотворного влияния на широкие слои населения. В учебных заведениях начали апробировать курсы, связанные с религиоведением, проводить выборочные исследования с учащимися на предмет об отношении к вере и ее гуманистическим ценностям.

В течение ряда лет автор статьи проводила опрос студентов Московского городского педагогического университета об их отношении к религии и вопросам веры [12]. В октябре - ноябре 2006 г. участниками анкетирования

1 Бестактные и грубые действия комсомольцев осуждались белоэмигрантской студенческой молодежью, создавшей свои объединения в Праге и Париже [14]. Руководство антисоветскими провокационными действиями осуществляли опытные лидеры, в том числе и священнослужители [4].

стали студенты трех факультетов: изобразительного искусства и дизайна (ИЗО) — 1, 4 и 5-й курсы, а также филологического и юридического — 1-й и 4-й курсы. Всего было опрошено около 240 человек. Главный вопрос касался преподавания религиозных и светских этических учений. Более 75 % заявили о желательности введения общего курса «История религий», 20 % — «Православная культура», 5 % — «Религиоведение». Отношение к религии было в основном позитивным, хотя и не столь однозначным. Студентка факультета ИЗО — И. С. — написала, что религиозная этика способствует формированию нравственных и духовных ценностей личности, настраивает на гуманные взаимоотношения. Однако, продолжая мысль, она отметила, что изменения стереотипов в сторону религиозности, отражают лишь внешний прагматический антураж и не соответствуют внутренним настроениям и потребностям. Еще одна студентка факультета ИЗО — Т. М. — указала на негативные аспекты, связанные с религией, она написала, что некоторые фигуранты используют религию в корыстных целях прикрытия криминального бизнеса или терроризма. Ответы пятикурсников можно свести к общему выводу о целесообразности изучения вышеназванного курса, с одной стороны, в целях лучшей ориентации в вопросах художественно-профессионального образования, с другой — повышения духовно-нравственной культуры молодых специалистов.

Работа со студентами, выяснение их отношения к преподаванию религиоведческих дисциплин продолжается. Единого мнения не было и ныне не существует, тем не менее общую тенденцию выявить удалось. Обучающаяся молодежь разных факультетов интересовалась в основном курсами, близкими к их специализации. Филологи отмечали, что русскую культуру и литературу можно глубже понять и усвоить, изучая параллельно православную культуру. Юристы высказывались за введение курса «Мировые религии», при этом часть студентов хотели бы познакомиться с разными конфессиями по выбору на элективных занятиях. Учащиеся факультета ИЗО говорили о необходимости изучения образцов материального и духовного наследия религиозного искусства. Мониторинг 2012 г. среди старшекурсников (52 человека) показал возрастание интеграционных процессов светской и религиозной этики, проявление толерантности во взаимоотношениях с инаковерующими и даже нивелирование особенностей некоторых обычаев разных этносов (новогодние праздники, свадьбы, дни рождения и др.).

Рассматривая проблемы воспитания современной молодежи, важно отметить значимость религии, интерес к которой возрастает в связи с усилением внимания СМИ к этим вопросам, с одной стороны, а с другой — целенаправленной установкой органов образования укрепить религию в системе воспитания и образования как основу духовности. В результате в обществе сложилось мнение, что вера как духовный фактор человека является позитивным феноменом, помогающим вести достойный образ жизни. Вместе с тем следует сказать, что религиозность и свобода вероисповедания могут быть деструктивными,

когда они проявляются в виде тоталитарных сект, псевдонаучных и экстремистских организаций. Известный ученый А. Л. Дворкин в выступлениях на разных форумах, конференциях, на страницах научных изданий дал анализ подобным конфессиям, выявил причины их роста, показал способы вербовочной деятельности, под которую попадает в основном молодежь [2]. Соглашаясь с выводами ученого, следует отметить, что каждая среда и социум имеет свои особенности и требуют отдельного подхода.

Опрос студентов позволил определить причины интереса молодежи к сектам и разным культовым объединениям, часто приводящего к уходу из мирского социума. Главными причинами были названы неудовлетворенность духовных и культурных запросов, а также поиски чего-то нового, неординарного. В результате обмена мнениями студенты рассказали, как некоторые из них попадали под влияние вербовщиков, таких объединений, как «Свидетели Иеговы», «Мария Дэви Христос», «Нью-Джеймс», «Братство Иллариона» «Народный дом» и др. Автор статьи посетила с двумя студентками, увлеченными оккультными учениями, секту, обратила внимание на изощренность лидера в его проповедях. Каждого нового посетителя присутствующие члены общества встречали аплодисментами и одобрительными возгласами. Периодически проповеди лидера прерывались произнесением своеобразных мантр или клише-речитативов с покачиваниями присутствующих, взявшихся за руки. Непроизвольно на время возникало чувство солидарности и единения. Студенткам первоначально это нравилось, но по мере изучения многих вузовских дисциплин, в том числе религиоведческих, и индивидуальной работы с ними они покинули секту.

Учитывая возрастающее влияние деструктивной идеологии и отсутствие у подавляющего большинства молодых людей иммунитета к антигуманной прозападной пропаганде, Министерство образования РФ рекомендовало в 2012/2013 учебном году ввести в учебных заведениях курс «Духовная культура и светская этика». Предлагался выбор модулей: история религий, христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, буддизм, иудаизм. Изучение названного курса должно было способствовать выработке у молодых людей гуманистических ценностей, человеколюбия, справедливости, способности противостоять негативным факторам. Религиозное образование прошлых веков, затрагивающее фундаментальные основы бытия, доказало способность воспитания молодых людей при помощи воздействия на глубинные стороны души. Эти принципы использовались в методологии христианских и исламских учебных заведений при сохранении традиционной полиэтнической культуры с ее нравственными ориентирами воспитания человека в духе моральной стойкости, патриотизма. Эти проблемы ежегодно обсуждаются Русской православной церковью (РПЦ) на международных рождественских образовательных чтениях (с середины 90-х гг. ХХ в.), а также Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА) и Советом исламского

образования, 5-й Всероссийский семинар которых прошел 11-13 марта 2021 г. Семинар был посвящен теме «Организация учебного процесса в вузе в соответствии с новыми требованиями законодательства РФ в сфере образования». Таким образом, вопросы духовного и светского образования находятся под пристальным вниманием Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Морально-этические установки самых распространенных мировых религий — христианства и ислама, — содержат гуманистические ценности взаимопонимания и благожелательного сосуществования людей в полиэтническом пространстве нашей страны и мире. Религиозная культура, диалог ислама и христианства способствуют консолидации общества, единению студенческой молодежи в процессе их обучения, общественной жизни, практических делах, стажировке и туристических поездках за рубеж. Так, к примеру, возрос интерес к посещению духовных центров и святых мест мусульман представителями разных этносов [1] Все это расширяет кругозор молодых людей, повышает уровень знаний об исламской культуре, способствует интеграции и социализации в решении определенных жизненных проблем.

Знакомство студентов с религиоведческими дисциплинами, морально-духовными ценностями ислама и православия вызвали определенную дискуссию, суть которой связана с противоречиями между канонами и реальной практикой. Вместе с тем учащиеся соглашались с заповедями Библии и предписаниями Корана о нормах человеческого общения. К примеру, студентки филологического факультета — В. К. и А. К. — заявили о своей причастности к вере, отметили, что соблюдение христианских заповедей укрепляет стержень нравственности, помогает в общении с сокурсниками и преподавателями. Студентка О. Ш. подчеркнула важность изучения религиозной культуры, проводя параллель с западными вузами. По ее мнению, соблюдение морально-этических норм религий способствует коммуникации и трудоустройству, поскольку в них превалируют человеколюбивые установки. Студенты единодушны в трактовке позитивной роли религиозной и светской этики, построенной на принципах всеобщей любви, благожелательности и человеколюбия. На этом строится диалог мировых религий, христианства и ислама. Во всех религиях существует единый смысловой постулат — «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Данное положение вошло в жизнь как золотое правило нравственности, оно является критерием определения хороших и плохих поступков. Правило было сформулировано до возникновения христианства и ислама древними мыслителями: греческим философом Фалесом (VI в. до н. э.), китайским ученым Конфуцием (У1-У в. до н. э.), римским политиком Сенекой (I в. до н. э.) и др. Широкое распространение оно получило с появлением Священных Писаний — Библии и Корана.

Студенты обсуждают морально-этические нормы, принятые в христианстве и исламе, находят в них кажущиеся противоречия, но в итоге постигают

истинное значение и непреходящую ценность нравственного поведения. Священные Писания содержат заповеди, демонстрирующие глубокий смысл равенства, взаимопомощи, сострадания, поддержки, миролюбия, — то, что составило основу христианского и исламского социализма и на что указывали теософы в начале ХХ в. Значительный вклад в разработку системы образования мусульман и приобщения их к европейской культуре внес просветитель тюркских народов И. Гаспринский, призывая молодежь овладевать знаниями, в том числе и духовной культурой [5].

Религиозные и светские этические учения нацелены на воспитание в человеке трудолюбия, чувства долга перед родиной и обществом, заботы об окружающей среде, недопущения убийства, грабежа, прелюбодеяния и др. Интег-ративное усвоение религиозных и светских нравственных ценностей возможно в любом формате Так, например, на первый взгляд малозначимый факт проведения занятий преподавателем В. А. Купаловой с учащимися колледжа «Арбат» МГПУ (данные 2009-2014 гг.) в музее вызвал у ребят чувство восхищения и гордости героическими и трудовыми подвигами отцов и дедов прошлых поколений. Они написали сочинения и эссе, в которых высоко оценили гражданскую и патриотическую позицию людей разных национальностей и вероисповеданий, и, в свою очередь, выразили готовность взять шефство над госпиталем для оказания посильной помощи [6].

Игнорирование воспитательной работы с молодежью рождает у представителей молодого поколения многочисленные заблуждения в вопросах нравственности, толкает их к восприятию западной культуры с индивидуалистскими установками. Проведенные репрезентативные исследования со студентами факультета ИЗО (2014 г.) показали, что треть из них позитивно оценили западный образ жизни, а четверть заявили о желании трудоустройства или стажировки за рубежом. К преподаванию религиоведческих дисциплин учащиеся относятся с одобрением, расценивая эти предметы как источник информации о мировой культуре. Большинство студентов сообщили, что относятся к вере в Бога индифферентно, однако около 80 % сказали, что в трудных ситуациях обращались к Всевышнему и участвовали в культовых обрядах. Возникает вопрос, когда можно считать человека верующим? Патриарх Алексий II сетовал, что многие люди, совершая обряды, считают себя приобщенными к религиозной культуре, но на деле они далеки от истинной веры в силу своих действий и поступков [13, с. 114-135]. С выводами владыки о проявлении лишь внешней религиозности нельзя не согласиться. Кроме того, следует отметить процесс коммуникации светской и религиозной этики, что ведет к заметному нивелированию обычаев и традиций разных конфессий [11].

Наиболее ощутимо интеграционные процессы и размывание граней между инаковерующими и представителями разных этносов проявляются в исла-мо-православном диалоге, их общении и совместных делах. Интересны высказывания студентов третьего курса Института права и управления МГПУ

о взаимоотношениях и роли православия и ислама в современном обществе. Репрезентативные исследования (2020 г.), проведенные с участием будущих преподавателей права, доказали, что диалог названных религий способствует приобщению к поликультурному наследию народов, сохранению и развитию экуменических контактов, экологии, создания благоприятных условий существования людей.

Студенты проявляют желание ознакомиться с обычаями и традициями разных народов. Учитывая многоконфессиональный состав населения страны, молодежь проявляет интерес к поликультурному наследию. Выявляя ценности духовного и материального наследия, они выясняют приоритеты религиозных постулатов. Студенты юрфака отметили психотерапевтическую роль религии для старшего поколения и людей среднего возраста. Обучающиеся на факультете ИЗО обратили особое внимание на эмоционально-культурный фактор воздействия религиозного искусства, видя в нем источник вдохновения и творчества.

Актуальность взаимодействия православия и ислама объясняется тесным географическим пространством, богословскими и научными контактами. Диалог между ними получил развитие на евразийском континенте и ныне расширяет масштабы. При изучении диалога названных конфессий студенты-юристы указали на близкие по смыслу нравственные установки, приоритет общечеловеческих ценностей, дух коллективизма, исполнения долга перед народом и отечеством. В своих эссе почти 90 % обучающихся в Институте права и управления написали, что ислам и христианство имеют единые мировоззренческие установки, общие исторические корни, включают в себя комплекс религиозных культур, признают ветхозаветных пророков. Вывод, сделанный студентами на основе морально-этических поучений, заключался в утверждении доброжелательной атмосферы между людьми без различий по этническим или религиозным признакам. Об этом свидетельствует окружающая действительность: молодежь воспринимает интегрированную культуру, теряет национальные корни, родной язык, традиции.

Взаимодействие христианской и исламской цивилизаций ныне приобретает новый формат, поскольку они выступают системообразующим фактором национального самосознания, согласуются с социально-бытовым укладом жизни, менталитетом соседствующих этносов и природно-географической средой. Ислам и православие выработали стиль евразийской духовности и нравственности на основе социальной психологии, быта, душевного состояния и менталитета этносов.

Отметим, молодое поколение, находясь в среде верующих, индифферентных и атеистов, так или иначе ощущает методы воздействия и воспринимает разную идеологию. Напомним политику воинствующего атеизма, взятого советской властью за основу в борьбе с религией. Современный атеизм трансформировался и, находясь в ареале разнородных общностей, априори

воспринял общечеловеческие добродетели. Студентка третьего курса юрфака С. Б., изучая данный вопрос, выяснила, что новый атеизм возник как реакция на религиозный экстремизм, с одной стороны, с другой — несоответствие служителей культа своим обязанностям (некомпетентность, корысть, прикрытие криминальных действий). Эти факты освещаются СМИ, обсуждаются студентами. В полемике возникает вопрос об интеграции социализма и религии, на чем настаивал до революции А. В. Луначарский, за что его раскритиковал В. И. Ленин, требуя отхода от религиозных воззрений [10].

Вопрос соотношения религии и атеизма остается дискуссионным и актуальным. Если в послереволюционный период атеизм рассматривался как государственная политика, то на современном этапе он находится в позиции изгоя, несмотря на его трансформацию. В свое время Ф. Энгельс утверждал, что сам по себе атеизм без религии не существует, а потому сам является религией (светской. — Н. М.). Из этого следует, что современный атеизм присущ обществу, развивается адекватно мировой цивилизации, основываясь на научных доказательствах.

Функционирование конфессиональных организаций, их идеология, культовая практика вызывает неоднозначную оценку. Приток беженцев на Европейский континент ныне привел к росту мусульманских общин, что требует переосмысления исламо-христианского диалога. Акцент делается на государственных структурах по внедрению в общественную жизнь элементов исламской идентичности. В этой связи появился новый термин — «евро-ислам», — означающий социализацию мигрантов мусульман в контексте евразийского пространства. Диалог христианства и ислама становится необходимым условием евразийской интеграции для укрепления единства этносов разных конфессий и противодействия силам, которые пытаются разжечь межрелигиозную рознь.

Заключение. Формирование духовно-нравственных ориентиров современной молодежи происходит в системном режиме развития страны, влияния на ее представителей внутренних и внешних факторов нахождения в социуме. Целенаправленная установка воспитания востребованных обществом личностей требует разработки и применения новых форматов воздействия на молодое поколение, которое призвано продвигать цивилизационное развитие страны на уровне самых сильных государств. Решение данной задачи базируется на общечеловеческих ценностях, нашедших отражение в социальных концепциях православной церкви и духовных управлений мусульман. Основу их составляют общенациональные идеалы, патриотизм, чувство долга и ответственности за судьбы народов страны. Президент В. В. Путин 30 марта 2021 г., выступая на Совете по межнациональным отношениям, отметил важность реализации инновационных проектов, направленных на укрепление единства российской нации. При этом он подчеркнул необходимость осознания

всеми гражданами общероссийской идентичности на основе единения этнической и конфессиональной общности народов страны. В преддверии Всероссийской переписи он предупредил о недопустимости дискриминации по этническим признакам, поставил задачу сохранения для молодежи языков народов РФ и уникальной многонациональной культуры.

В современных реалиях российского общества имеет место некая разобщенность, отсутствие понимания самоидентификации индивида и социальных групп. Для преодоления подобного негатива необходима трансляция ценностного опыта прошлых поколений, которые в тесном взаимодействии всех народов победоносно прошли все тяжкие испытания. Образование и воспитание молодежи как сфера социального бытия базируются на опыте прошлого, сохраняя ценностные установки духовной культуры и внося новаторские элементы. Поиски инновационных методов в работе со студентами отражаются в научных исследованиях, на конференциях, разных встречах и форумах. В этом плане интересные мнения были высказаны на международной конференции РУДН [3]. Диалог между сообществами, поколениями, представителями разных этнокон-фессиональных объединений и групп создает условия формирования у людей высокой морально-этической духовности, что может обеспечить достойное проживание на нашей планете.

Список источников

1. Ахмадуллин В. А. Актуальность опыта Советского государства и духовных управлений мусульман по сохранению мира, профилактике экстремизма и воспитания верующих в духе взаимопонимания // Ислам против религиозного экстремизма и терроризма: материалы международной конференции (22-23 июня 2015 г., г. Душанбе). Душанбе: Андалеб Р, 2015. С. 28-31.

2. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд. Н. Новгород: Братство во имя св. князя Александра Невского, 2002. 534 с.

3. Духовно-нравственная культура в высшей школе. Битва за победу: 75 лет спустя: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 29 января 2020 г.) / под общ. ред. М. А. Симоновой. М.: РУДН, 242 с.

4. Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич; архиеп. Сан-Францисский; 1902— 1989.). Книга свидетельств. Нью-Йорк: 1965. 377 с.

5. Исмэгыйль Гаспринский = Исмаил Гаспринский: тарихи-документаль ^ыентык / [тeзYче: Селэйман Рэхимов]. Казан: Ж|ыен, 2006. 544 с. (Шэхеслэребез = Наши знаменитости). (На тат. и рус. яз.).

6. Купалова В. А. Роль музея в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Памяти академика РАО Л. Н. Боголюбова: сб. научных статей / под ред. А. А. Сорокина. Вып 5. Т. 1. М.: Книгодел, 2018. С. 386-391.

7. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.) // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 41. М.: Политиздат, 1981. С. 298-318.

8. Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 45. М.: Политиздат, 1970. С. 23-33.

9. Ленин В. И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 17. М.: Политиздат. 1968. С. 429-438.

10. Ленин В. И. Социализм и религия // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 12. М.: Политиздат, 1968. С.142-147.

11. Музафарова Н. И. Интеграционные тенденции татар и башкир в евразийском пространстве (исторический аспект) // Вестник экономики, права и социологии. 2019. Т. 2. № 3. С. 105-109.

12. Музафарова Н. И. Студенческая молодежь и религиозная коммуникация (социологические исследования) // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: материалы XVIII Международной научной конференции (Иваново, 3-4 апреля 2019 г.). Иваново: Изд-во ИГУ, 2019. С. 350-355.

13. Патриарх Алексий. Служение делу христианского просвещения. М.: Софрино, 2008. 141 с.

14. Русское студенческое христианское движение за рубежом. Прага: Б. и., 1923; Париж: Б. и., 1929. 16 с.

References

1. Akhmadullin V. A. Aktual'nost' opyta Sovetskogo gosudarstva i dukhovnykh upravlenii musul'man po sokhraneniiu mira, profilaktike ekstremizma i vospitaniia veruiushchikh v dukhe vzaimoponimaniia [The relevance of the experience of the Soviet state and the spiritual administrations of Muslims to preserve peace, prevent extremism and educate believers in the spirit of mutual understanding] // Islam protiv religioznogo ekstremizma i terrorizma: materialy mezhdunarodnoi konferentsii (Dushanbe, 22-23 iiunia 2015 g.). Dushanbe: Andaleb R, 2015. S. 28-31. (In Russ.).

2. Dvorkin A. L. Sektovedenie. Totalitarnye sekty. Opyt sistematicheskogo issle-dovaniia [Sectology]. 3-e izd. N. Novgorod: Bratstvo vo imia sv. kniazia Aleksandra Nevskogo, 2002. 534 c. (In Russ.).

3. Dukhovno-nravstvennaia kul'tura v vysshei shkole. Bitva za pobedu: 75 let spustia [Spiritual and moral culture in higher education. Battle to Win: 75 Years Later]: materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moskva, 29 ianvaria 2020 g.) / pod obshch. red. M. A. Simonovoi. M.: RUDN, 242 s. (In Russ.).

4. Ioann (Shakhovskoi Dmitrii Alekseevich; arkhiep. San-Frantsisskii; 1902-1989.). Kniga svidetel'stv [Book of testimonies]. N'iu-Iork: 1965. 377 s. (In Russ.).

5. Ismagyil' Gasprinskii = Ismail Gasprinskii: tarikhi-dokumental' жyentyk [Historical and documentary collection] / [tezYche: Selaiman Rakhimov]. Kazan: ^yen, 2006. 544 s. (Shakheslarebez = Nashi znamenitosti). (In Tatar & Russ.).

6. Kupalova V. A. Rol' muzeia v formirovanii professional'nykh kompetentsii budushchikh pedagogov [The role of museums in the formation of professional competencies of future teachers] // Aktual'nye voprosy gumanitarnykh nauk: teoriia, metodika, praktika. Pamiati akademika RAO L. N. Bogoliubova: sb. nauchnykh statei / pod red. A. A. Sorokina. Vyp 5. T. 1. M.: Knigodel, 2018. S. 386-391. (In Russ.).

7. Lenin V. I. Zadachi soiuzov molodezhi (rech' na III Vserossiiskom s"ezde Rossiiskogo Kommunisticheskogo Soiuza Molodezhi 2 oktiabria 1920 g.) [The tasks of youth unions (speech at the III All-Russian Congress of the Russian Communist Youth Union

on October 2, 1920)] // Poln. sobr. soch. 5-e izd. T. 41. M.: Politizdat, 1981. S. 298-318. (In Russ.).

8. Lenin V. I. O znachenii voinstvuiushchego materializma [On the meaning of militant materialism] // Poln. sobr. soch. 5-e izd. T. 45. M.: Politizdat, 1970. S. 23-33. (In Russ.).

9. Lenin V. I. Klassy i partii v ikh otnoshenii k religii i tserkvi // Poln. sobr. soch. 5-e izd. T. 17. M.: Politizdat. 1968. S. 429-438. (In Russ.).

10. Lenin V. I. Sotsializm i religiia [Socialism and religion] // Poln. sobr. soch. 5-e izd. T. 12. M.: Politizdat, 1968. S. 142-147. (In Russ.).

11. Muzafarova N. I. Integratsionnye tendentsii tatar i bashkir v evraziiskom prostranstve (istoricheskii aspekt) [Integration tendencies of Tatars and Bashkirs in the Eurasian space (historical aspect)] // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 2019. T. 2. № 3. S. 105-109. (In Russ.).

12. Muzafarova N. I. Studencheskaia molodezh' i religioznaia kommunikatsiia (sotsiologicheskie issledovaniia) [Student youth and religious communication (sociological research)] // Gosudarstvo, obshchestvo, tserkov' v istorii Rossii XX-XXI vekov: materialy XVIII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Ivanovo, 3-4 aprelia 2019 g.). Ivanovo: Izd-vo IGU, 2019. S. 350-355. (In Russ.).

13. Patriarkh Aleksii. Sluzhenie delu khristianskogo prosveshcheniia [Serving the cause of Christian enlightenment]. M.: Sofrino, 2008. 141 s. (In Russ.).

14. Russkoe studencheskoe khristianskoe dvizhenie za rubezhom [Russian student Christian movement abroad]. Praga: B. i., 1923; Parizh: B. i., 1929. 16 s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.