Научная статья на тему 'Диалог вместо пушек: завещание великого дипломата'

Диалог вместо пушек: завещание великого дипломата Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
703
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / канцлер А.М.Горчаков / Александр II / внешняя политика / межгосударственная коммуникации / Russian Empire / chancellor M. Gorchakov / Alexander II / foreign policy / interstate communications

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазин Константин Анатольевич

В статье рассматривается один из важнейших видов коммуникации –отношения между странами и народами. В качестве примера наиболееудачного осуществления подобных связей приводится деятельность на постуминистра иностранных дел Российской империи А.М.Горчакова. Даетсякраткий ретроспективный анализ достижений и промахов его восприемниковна посту главы внешнеполитического ведомства нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most important forms of communication relations between countries and peoples – are presented in the article. M. Gorchakov’s activity on the post of Minister of Foreign Affairs of the Russian Empire is given as an example of the most successful implementation of such relations. There has been conducted a brief retrospective analysis of his successors’ achievements and failures as heads of the Foreign Ministry of our country.

Текст научной работы на тему «Диалог вместо пушек: завещание великого дипломата»

Диалог вместо пушек: завещание великого дипломата

Мазин К.А.

В статье рассматривается один из важнейших видов коммуникации -отношения между странами и народами. В качестве примера наиболее удачного осуществления подобных связей приводится деятельность на посту министра иностранных дел Российской империи А.М.Горчакова. Дается краткий ретроспективный анализ достижений и промахов его восприемников на посту главы внешнеполитического ведомства нашей страны.

One of the most important forms of communication - relations between countries and peoples - are presented in the article. M. Gorchakov’s activity on the post of Minister of Foreign Affairs of the Russian Empire is given as an example of the most successful implementation of such relations. There has been conducted a brief retrospective analysis of his successors’ achievements and failures as heads of the Foreign Ministry of our country.

Ключевые слова: Российская империя, канцлер А.М.Горчаков, Александр II, внешняя политика, межгосударственная коммуникации.

Keywords: Russian Empire, chancellor M. Gorchakov, Alexander II, foreign policy, interstate communications.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей...

Александр Михайлович Горчаков

Темой сегодняшнего журнального номера является «коммуникация» во всем многообразии ее проявления в современной жизни. Энциклопедические издания трактуют это понятие как «сообщение, пути, дороги, средства связи мест» [1 с. 126] или еще проще - «общение» [3. с.255], т.е. двухсторонние или многосторонние отношения посредством словесного диалога.

Такой процесс может быть примитивным и иметь ничтожно малое значение, если, например, свести его до бытового уровня, а может иметь и судьбоносный характер, если перевести его в формат межгосударственных переговоров, т.е. до уровня высокой дипломатии.

Здесь на одно из первых мест выходит качество самого коммуникатора, дипломата-участника международной коммуникации. Истории известно много фактов, когда дипломаты искусно завершали кровопролитные войны тягчайшими условиями мира, не дающими долгое время оправиться после поражения поверженной стране, или путем массированного давления сводили к минимуму чью-либо невыгодную для их государств победу. И крайне мало прецедентов того, как дипломатия

2

предотвращала очередную кровавую бойню, экономя потенциал для внутреннего развития и сохраняя десятки тысяч человеческих жизней.

В этом плане довольно нетипичным примером выделяется фигура великого русского дипломата А.М.Г орчакова, высочайшего мастера международных коммуникаций.

Родился будущий министр иностранных дел России в городе Гапсале Эстляндской губернии в 1798 г. Князья Горчаковы принадлежали к древнему славянскому роду, восходящему к Рюриковичам - князьям Черниговским. Это обстоятельство делало Александра Михайловича более предпочтительной фигурой для руководства национальной внешней политикой, особенно на фоне явного засилья иностранцев в российском МИДе. После окончания гимназии Горчаков поступил в Царскосельский лицей, где получил лучшее в тогдашней России образование и где продолжали оттачиваться его природные способности к коммуникативности, тем более, что пообщаться здесь было с кем. Одна только дружба с А. С.Пушкиным чего стоила. По очень точному определению исследователя жизненного пути Горчакова В. Лопатникова, данная коммуникативная связь «была преисполнена созидательного смысла, несла в себе полезное начало -состязательность. Она приводила в действие скрытые в них задатки, через воображение, творчество, вдохновение укрепляла стремление к

самосовершенствованию. В лицейское время оттачивалось эстетическое чувство, формировалась восприимчивость воспитанников к возвышенному, стремление к идеалу. Упражнения в словесности в этом смысле играли особую роль и сопровождались попытками лицеистов собственными усилиями создать что-либо значимое, заслуживающее признания».[2 c.42]

Пополнялся и оттачивался коммуникативный инструментарий будущего дипломата, столь необходимый впоследствии в общении с европейскими коллегами: он блестяще знал французский и немецкий языки, мог изъясняться по-английски, начал изучать итальянский язык. Остальные предметы учебного курса также не оставались без его пристального

3

внимания. Результатом этих усилий было окончание Горчаковым Царскосельского лицея с золотой медалью.

Он ни минуты не сомневался в выборе будущей профессии. Поэтому уже через несколько дней после выпуска Г орчаков был определен на службу в Коллегию иностранных дел с чином титулярного советника, где ему предстояло проработать 63 года.

В тогдашнем внешнеполитическом ведомстве России существовали как бы две партии. Первая - под руководством графа И.К Каподистрия, «дипломата блестящих способностей и редкой проницательности», который «понимал, кто и в какой мере делал Россию орудием в достижении целей европейских монархий, нанося ущерб ее национальным интересам».[2 c.63] Вторая - под руководством графа К.В. Нессельроде, человека, не лишенного деловых качеств, но родившегося в Лиссабоне, учившегося в Германии, а самое главное - практически открыто признающего свое преклонение перед фигурой канцлера Австро-венгерской империи Меттерниха и ставшего на долгие годы руководства им российского МИДа послушным исполнителем воли своего австрийского кумира.

Внешнеполитическому ведомству России долгое время не везло с первыми лицами: сначала на должность министра был назначен личный друг Александра I, князь А.Чарторыйский, совершивший за свою жизнь головокружительное превращение из русского министра в главу праворадикальной антирусской эмиграции. Его сменил на посту руководителя МИДа немец-католик барон Будберг. В это время ключевые посты в министерстве получили француз Урби, немец Анштет, итальянец Мочениго, корсиканец Поццо-ди-Борго и т.д. и т.п.

В этом плане департаменты, подчиненные графу Каподистрия, оставались неким островком безусловного соблюдения национальных интересов России, и Горчакову повезло в том, что он попал под начало этого замечательного государственного деятеля. Здесь молодой дипломат прошел школу не только высокого профессионализма, но и подлинного патриотизма.

4

В самом начале карьеры Горчакову посчастливилось принять участие в переговорах на самом высоком уровне - он был в свите Александра I на конгрессах Священного союза в Троппау (1820 г.), в Лайбахе (1821 г.) и Вероне (1822 г.). Уже тогда его несомненные способности были отмечены лично императором, при протекции которого Горчаков отправляется на дипломатическую работу в Лондон. Здешнее посольство всегда считалось ключевым во внешнеполитической деятельности России.

Однако после отставки Каподистрия полностью взявший бразды правления в министерстве Нессельроде всеми силами будет тормозить карьерный рост Г орчакова, не только видя в нем «чужака-рюриковича», но и понимая, что он, обладая очевидными дарованиями, может со временем стать его непосредственным соперником. Да и правление Николая I, исходившего из принципа: «русские дворяне служат России, а немецкие - мне», не способствовало быстрому продвижению по служебной лестнице русского князя.

Пребывая по милости не любившего его руководства во второстепенных посольствах, Горчаков не теряет времени даром - он оттачивает свои коммуникативные способности. В Риме приступает к освоению греческого языка, во Флоренции совершенствуется в итальянском языке и подробно изучает культуру и историю Италии. Накапливает бесценный личный опыт, становясь свидетелем европейской революции 1848 г., непосредственно участвуя в тяжелейших переговорах воюющих держав во время Крымской войны (1853-1856 гг.). Все это самым благоприятным образом сказалось на служении родине Горчаковым в качестве министра иностранных дел. На этом посту Александр Михайлович наконец-то сменил Нессельроде в 1856 г.

Россия находилась в тяжелейшем положении. Потерпев поражение в Крымской войне, по условиям Парижского мира русская держава лишалась права иметь флот на Черном море, строить на его берегах оборонительные сооружения. Данная проблема и стала главной задачей для возглавляемого

5

Горчаковым ведомства на долгие годы. Для ее разрешения опытный руководитель реформирует работу подчиненного ему министерства, в том числе оптимизируя, совершенствуя и создавая новые коммуникативные возможности российского МИДа. В первую очередь это касалось участников международной коммуникативной связи - дипломатов, работающих как за границей, так и в аппарате министерства. От качества работы и профессионализма этих коммуникаторов внешних сношений России зависела ни много ни мало судьба страны. Новый министр резко прекращает практику посылки в качестве представителей империи в зарубежные посольства по протекции высокопрофессиональных сановников. Многие так называемые «дипломаты» рассматривали свою посольскую службу не как труднейшую и ответственную работу на благо отечества, а как очередное светское развлечение, некий международный «туризм» за государственный счет, предоставляемый им за прошлые заслуги. В этом плане Горчаков всегда занимал очень принципиальную позицию, несмотря на сильное давление даже царских любимцев.

В 1865 г. министр начинает коренную реорганизацию уже самого аппарата своего ведомства, резко сократив штатный состав министерства с 306 до 139 сотрудников и поставив обязательным условием для своих работников высшее образование и знание двух иностранных языков, одновременно повысив денежное содержание и статусное положение внешнеполитических коммуникаторов. Такой качественный кадровый состав российского МИДа, по очень точному определению В. Лопатникова, был способен «не только находиться на уровне политической повседневности, но и прогнозировать возможное развитие международных событий».[2 с.175]

Сумел Горчаков оценить и возможности еще одной коммуникации, на сей раз между министерством и просвещенной публикой - при нем в 1861 г. начинает выходить «Ежегодник Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие сведения и документы о деятельности МИДа за истекший год. Тогда же начинается издание «Восточного сборника» и

6

«Собрания трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами».

Последнее печаталось на основе архивных документов внешнеполитического ведомства. Это еще одна инновация Горчакова как министра, первого осознавшего крайнюю необходимость ретроспективной коммуникации - обращения к документальному наследию русской дипломатии. Александр Михайлович не только озаботился более интенсивной работой по систематизации и описанию архивных документов своего ведомства. Он сумел, выдержав жесточайшую конкуренцию, выбить один из солиднейших особняков Москвы для размещения архива МИДа, а затем и деньги на его ремонт.

Отчетливо понимал сознательно вставший в строй реформаторов Горчаков и значение межкультурной коммуникации, одним из проявлений которой являлось посещение россиянами заграницы, что было особенно важно в условиях начавшейся модернизации страны. Именно поэтому одной из первых либеральных мер, на которую уговорил императора новый министр, было снижение пошлины с 500 рублей до 5 рублей на заграничные паспорта за полугодие и облегчение процедуры его получения, что дало возможность фактически распахнуть ворота империи для всех желающих посетить другие страны.

Такая широта натуры, новые принципы коммуникабельности России, ее многосторонняя интеграция в международную жизнь и позволили Горчакову, добиться выдающихся результатов, пребывая на посту министра иностранных дел более 25 лет.

Среди его многочисленных свершений можно выделить и стабилизацию отношений России с Китаем и Японией, и расширение международных контактов со странами Южной Америки. Российская империя не только признала независимость Мексики, Бразилии, Аргентины и Венесуэлы. Горчаков впервые посылает в эти страны консульские миссии. Крупным успехом русского министра иностранных дел был и выход из польского

7

кризиса, возникшего вследствие вооруженного восстания 1863-1864 гг. Обстановка накалилась до такой степени, что ведущие европейские державы в ультимативном порядке требовали созыва международной конференции, где судьба Польши, заметим, доставшейся России по решению Венского конгресса 1815 г. и являвшейся по всем нормам того времени внутренней территорией российской империи, должна была решаться другими странами.

Горчакову удалось свести сложившееся противостояние к дипломатическому турниру - обмену циркулярами, т.е. тому виду межгосударственных коммуникаций, в котором Александру Михайловичу не было равных в мире. В результате Россия с честью вышла из создавшегося положения и сохранила свое лицо.

Однако это отдалило разрешение для нашей страны главной проблемы на международной арене - преодоление унизительных условий Парижского мира. И Горчакову пришлось фактически с нуля приступать к выполнению своей главной миссии на посту министра иностранных дел.

Путем огромной подготовительной работы, умелого лавирования между амбициями крупнейших европейских держав, ценой временной смены главного внешнеполитического партнера Россия данную задачу решила. Конечно, фактически поддерживая Пруссию во франко-прусском конфликте 1870-1871 гг. и, тем самым, обрекая на поражение Францию, главного и пока единственного стратегического союзника, потому что только с этой страной у России не было пересечений геополитических интересов, мы опять отдалялись от создания более или менее устойчивой конструкции европейского сотрудничества, гарантирующей длительный мир. Но необходимость вновь стать полноценным игроком в международных делах была острее и важнее для престижа нашей страны.

И, наконец, в марте 1871 г. после длительных переговоров, потребовавших от Горчакова всех его коммуникативных талантов, в Лондоне была подписана конвенция, отменявшая дискриминационные ограничения в отношении свободы судоходства на Черном море и проливах и

8

подтверждавшая суверенное право России на содержание здесь военного флота. Главная цель русской внешней политики эпохи министерства Горчакова была достигнута: Российская империя вновь вошла в список великих держав мира.

Недолго длилась и русско-германская вынужденная идиллия. Встревоженная стремительным возрождением Франции после поражения во франко-прусской войне, объединенная Германия попыталась найти поддержку в своих агрессивных планах в отношении данной страны. Однако этому воспротивилась Россия: «военная тревога 1875 г.» закончилась жестким диалогом двух императоров, Александра II и Вильгельма I, результатом которого был отказ Германии от военных действий.

Это было архиважно не только для Франции, не только для России, но и для всех европейских государств. В противном случае, если бы наша страна проявила малейшее колебание, Германия, окончательно разгромившая Францию, стала бы доминирующей державой на континенте. Учитывая глобальные геополитические аппетиты этого государства, можно смело предполагать, что германский Генштаб поставил бы Европу на грань мировой войны задолго до 1914 г.

Это один из эпизодов знаменитой «битвы железных канцлеров», германского Отто фон Бисмарка и русского Горчакова, в которой пока побеждал министр иностранных дел России. Однако ее продолжение сложилось не пользу российского дипломата. Балканская война 1877-1878 гг. закончилась победой России над Турцией. В Сан-Стефано был подписан мирный договор, по которому наша страна получала значительные преимущества в этом регионе. Но Берлинский трактат, подписанный ведущими государствами Европы в германской столице, отнял у России добрую половину ее достижений.

Очень многие склонны приписывать этот дипломатический провал исключительно старческой немощи Горчакова. Однако это противоречит исторической истине. Подобный итог был предрешен, и канцлер, которому

9

было действительно 82 года, сумел лишь нивелировать еще более худшие возможные результаты Берлинского конгресса. Он всегда выступал против этой войны, лучше других понимая, насколько мизерны могут быть ее последствия даже в случае удачи. Так в инструкции послу России в Турции Н.П.Игнатьеву, когда русско-турецкие отношения накалились до предела, он писал: «Если только наш минимум пройдет, это будет крупным результатом, который избавит нас от военной компании, всегда случайной как политически, так и материально, и в особенности тягостной своим влиянием на наше финансовое положение. Если можно избегнуть этого, сохраняя нетронутыми честь и достоинство императора, я аплодировал бы этому с восторгом, и наша страна была бы в выигрыше».[2 с.248]

Однако Горчаков уже давно работал в условиях жесточайшей межведомственной конкуренции, особенно с Военным министерством. Его коллеги по правительству всячески пытались изолировать императора от влияния мудрого канцлера, считая быстрые военные действия более

эффективными, нежели длительные дипломатические коммуникации. Впервые за годы пребывания на посту министра Горчаков проиграл своим оппонентам - страна была втянута в войну, но, по счастью, ее выиграла. Хотя эта победа во многом носила случайный характер. Об этом, например, говорит тот факт, что из 250 тысяч погибших в данном военном конфликте только 50 тысяч пали на поле брани, остальные умерли от холода и болезней. Все это говорит о неподготовленности военных действий, встает зловещее, учитывая количество жертв и неприемлемое для военного искусства, определение - «авантюра».

К чести Горчакова заметим, что, несмотря на свое принципиально негативное отношение к подобному решению межгосударственных конфликтов, как министр иностранный дел он обеспечил дипломатическое сопровождение военных действий, добившись нейтралитета и даже некой пассивной поддержки России. Поэтому хотя бы в этом плане у российской империи не было осложнений, как это случилось во время Крымской войны.

10

Авантюрность военного способа решения проблемы Горчаков, как профессионал высочайшего ранга, осознавал, прежде всего исходя из того, что великие державы никогда не смирились бы с лидирующей ролью России на Босфоре и на Балканах. Именно в этом, вероятно, надо искать причины нашего провала на Берлинском конгрессе, а не списывать все на старческую немощь великого дипломата.

Можно много говорить о том, что очередной русско-турецкой войны нельзя было избежать из-за громадного патриотического подъема в российском обществе по поводу балканских событий. Или о мессианской роли России в деле освобождения братьев-славян от турецкого ига. Однако заметим, что панславянская идея, так восторженно муссировавшаяся русскими интеллигентами того времени, оказалась на поверку всего лишь пустопорожней декларацией, сколько красивой, столько и не имеющей никакой исторической перспективы.

А уповающим на миссию России в деле освобождения балканских народов напомним, что «облагодетельствованная» Болгария всего лишь через 7 лет после дарованной ей кровью русского солдата независимости разорвала с Россией дипломатические отношения, открыто воевала против Российской империи в годы I мировой войны и почти открыто поддерживала нацистскую Германию во время II мировой войны. Вот такая «благодарность», правда, смеем надеяться, не от все-таки дружественного нам болгарского народа, а от его немецких правителей и части болгарской элиты, всегда сокрушавшейся, что освобождение от османского владычества они получили не от «цивилизованных» Франции и Англии, а от «варварской» России.

После Берлинского конгресса Г орчаков постепенно отходит от дел, а в 1883 г. умирает на немецком курорте Баден-Баден, до этого прожив почти год на другом курорте - Ницце. Даже его смерть носила какой-то символический характер: последние дни великий дипломат провел на курортах, вряд ли рассуждая над тем, что его деятельность, его служение отечеству были направлены, в том числе и на то, чтобы его соотечественники

11

да и все европейцы могли свободно перемещаться по континенту, посещая музеи, выставки, осматривая достопримечательности, принимая морские и минеральные ванны, а не бряцая оружием под грохот артиллерийской канонады.

В этом кроется некий сакральный смысл «завещания» Горчакова последующим поколениям российских дипломатов. Мир лучше войны -таков главный, естественно, несколько упрощенный завет последнего русского канцлера. Поэтому основная задача внешнеполитического ведомства - это поддержание мира кропотливой, ежедневной работой, предусматривающей постоянную коммуникативность процесса, т.е. переговорной связи со всеми участниками международных отношений. Как писал Горчаков: «Нет таких расходящихся интересов, которые нельзя было бы примирить, ревностно и упорно работая над этим делом в духе справедливости и умеренности».[2 с.392]

Но мир - не самоцель для Александра Михайловича, мирное

существование - лишь обеспечение внутреннего развития и экономия

материальных и людских ресурсов страны. Поэтому в своей знаменитой докладной записке царю о внешней политике первых лет правления Александра II министр делает акцент именно на это, трактуя главную задачу для своего ведомства как «создание благоприятных внешних условий для реформирования страны», причем на возможно больший срок».[2 с.6]

Конечно, война как продолжение политики и в XIX в., да и сейчас считается вполне допустимым средством разрешения международных проблем. Но прибегать к такому способу правомерно лишь тогда, когда, по образному выражению нашего персонажа, ставится под сомнение «честь и достоинство» твоей страны, а эти понятия для князя Горчакова из рода Рюриков были не пустым звуком.

Восприемники последнего русского канцлера на посту министра иностранных дел чаще всего пытались следовать основной концепции внешней политики России, провозглашенной Горчаковым. Н.Гирсу,

12

ставшему главой ведомства сразу после него, в течение 16 лет удавалось удерживать империю от внешних потрясений. Это во многом предопределило накопление внутренних ресурсов для экономического рывка России 90-х гг. XIX в., когда страна удвоила промышленное производство, стабилизировала финансовую систему и вошла в пятерку наиболее развитых держав мира. А вот еще одному выпускнику Царскосельского лицея -В.Н.Ламсдорфу не удалось убедить Николая II в недопустимости войны с Японией 1904-1905 гг. В результате Россия потерпела сокрушительное поражение и в качестве последствий получила кошмар первой русской революции и длительную экономическую стагнацию.

Сменивший Ламсдорфа на посту главы внешнеполитического ведомства А.П.Извольский (заметим, опять выпускник Александровского лицея) стал печально известен из-за своих тайных переговоров с Австрией, завершившихся международным скандалом и приведшим к «боснийскому кризису 1908-1909 гг.», напрямую приблизившему мировую войну.

Еще один выпускник Александровского лицея - С.Д.Сазонов, человек либерально настроенный, близкий к П.А.Столыпину, казалось бы, мог внести какие-либо изменения в российскую внешнюю политику. Но после смерти своего покровителя (напомним, Столыпин был смертельно ранен в сентябре 1911 г.) уже не был так близок к царскому дому, чтобы добиться положительных перемен.

В это судьбоносное время России, безнадежно скатывающейся в пучину мировой бойни, был нужен поистине гениальный министр иностранных дел, сравнимый по своим дарованиям разве что с Горчаковым. Но перед нами предстает ряд неплохих профессионалов при не самом одаренном государственными способностями императоре.

Среди советских министров иностранных дел как наследника внешнеполитической концепции Горчакова можно выделить, например, Г.В.Чичерина, обладавшего уникальными коммуникативными

способностями полиглота, предпочитавшего общаться со своими

13

внешнеполитическими партнерами на их родном языке. Он сумел вывести Советскую Россию из международной изоляции и сохранить мир для своей страны.

Особой фигурой во внешней политике СССР второй половины XX в. является А.А.Громыко, возглавлявший МИД почти 30 лет, с 1957 г. по 1985 г., т.е. в самый разгар «холодной войны». Среди достижений советской внешней политики той эпохи можно назвать Договор 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах, Договор 1968 г. о нераспространении ядерного оружия, Договор по ПРО 1972 г., ОСВ-1, соглашение 1973 г. о предотвращении ядерной войны и, наконец, подписание заключительного акта Хельсинского совещания 1975 г., наглядно свидетельствующего о разрядке международной напряженности. Но министерская биография Громыко содержит и факты явных провалов. Например, Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Однако именно этот эпизод трудно инкриминировать Громыко как личный промах. Н.С.Хрущев, не поставив в известность о размещении на Кубе баллистических и тактических ракет с атомным боевым зарядом, фактически изолировал не только министра, но и всю советскую дипломатическую машину в самый накал противостояния СССР и США, т.е. прервал важнейшую межгосударственную коммуникацию, подменив ее переговорами спецслужб. Что вышло из этого решения склонного к волюнтаризму Никиты Сергеевича, читающей публике объяснять не надо.

Громыко обладал выдающимися коммуникативными способностями: неплохо владея английским языком, мастерски вел переговоры, которые превращались для его оппонентов в испытание на выносливость. Занимая очень жесткую, бескомпромиссную позицию, советский министр твердо отстаивал национальные интересы нашей страны, за что получил от своих западных коллег прозвище «Господин «Нет». Хотя вряд ли можно было применять иную тактику во взаимоотношениях с Западом во время «холодной войны». Поэтому он навсегда остался в памяти последующих

14

поколений дипломатов общепризнанным воплощением советской внешней политики - солидной, основательной, последовательной.

А вот список министров иностранных дел суверенной России открывает человек с прямо противоположным прозвищем: зарубежные

партнеры окрестили Козырева «Мистером « Да». Как писал журнал «Forbes», на посту главы российской дипломатии он пытался кардинально изменить вектор внешней политики России - перейти от мирного противостояния на позиции, предусматривающие союзнические отношения, причем, используя для достижения этой цели совершенно неприемлемые методы. Как вспоминал своих мемуарах Е.М.Примаков, однажды бывший президент США Ричард Никсон спросил Козырева о том, каковы интересы новой России. «Одна из проблем Советского Союза состояла в том, что мы слишком как бы заклинились на национальных интересах, - ответил на это российский министр. - И теперь мы больше думаем об общечеловеческих ценностях. Но если у вас есть какие-то идеи и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен». [4 с.219]

Вот какой ценой хотел поменять формат российских межгосударственных коммуникаций первый глава МИДа суверенной России, предавая забвению один из основополагающих заветов князя Горчакова о том, что сохранение чести и достоинства - есть главнейшее условие международных отношений.

К счастью, нынешний глава внешнеполитического ведомства С.В. Лавров свято чтит заветы своего великого предшественника. В речи на открытии памятника Горчакову на территории МГИМО Сергей Викторович прямо сказал, что «принципы, которые он заложил в основу политики Российской империи, полностью сохраняют свою актуальность».[5]

И это не просто формальные слова по поводу памятного события. Мы наблюдаем, как Лавров ежедневно выполняет основной посыл завещания Горчакова: во что бы то ни стало сохранение мира для родной страны, чтобы

15

она имела возможность все свои силы тратить не на внешние конфликты, а на внутреннюю модернизацию.

Особо впечатляет поразительная коммуникабельность действующего министра иностранных дел. Мы видим его в разных точках планеты, находящегося в постоянном напряженном переговорном процессе, неизменно приносящего тот или иной результат. Все это вселяет надежду на будущее, на то, что пока наш министр ведет непрерывные переговоры со своими партнерами, у пушек просто не останется шанса вмешаться в этот диалог.

P.S. XXI в. - это время не только создания новых технологий, но и новых видов коммуникаций, в том числе и в области международных отношений. Одной из таких инноваций является появление так называемой народной или общественной дипломатии, институлизационной формой которой стал созданный в России в 2010 г. «Фонд поддержки публичной дипломатии». Главной целью этой организации, как явствует из ее устава, служит «содействие продвижению социальных, культурных,

образовательных, научных и управленческих программ в сфере международных отношений».[6]

И представляется вполне логичным и знаменательным, что этот фонд носит имя великого русского дипломата, канцлера России, князя Александра Михайловича Горчакова, который в российской истории навсегда останется олицетворением того, как наша страна может, искусно и филигранно используя мирные методы дипломатии, проводить модернизацию и сохранять достоинство на внешнеполитической арене.

Искусство, востребованное и поныне... [6]

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т,11. И-О. - М.: ОЛМА-ПРЕСС,2005.= 669с.

2. Лопатников В. Горчаков. - М.: Молодая гвардия, 2011. -432с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. Яз.,1984. -816с.

16

4. Примаков Е.М. Годы в большой политике. - М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999. - 448с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. old.mgimo.ru

6. http://gorchakovfund.ru/ (Дата обращения: 14 11.2015)

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.