УДК 930.253
DOI: 10.28995/2658-6541-2023-5-3-137-148
Диалог власти и общества в процессе решения экологических проблем Севера Западной Сибири в XX в.: исследовательский потенциал региональных архивов
Ксения С. Барабанова,
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, [email protected]
Евгений И. Гололобов,
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут,
Россия, [email protected]
Максим С. Мостовенко
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, [email protected]
Аннотация. Освоение Севера Западной Сибири являлось одной из ключевых задача Советского государства на протяжении XX века. При этом основным актором и движущей силой было государство. Очень быстро стало понятно, что невозможно интегрировать данный регион в экономику страны без подробного изучения его природных ресурсов и возможностей их использования. Вместе с тем активная фаза освоения Севера Западной Сибири пришлась на вторую половину XX в. и была в первую очередь связана с открытием богатейших запасов углеводородного сырья. Их масштабная разработка обострила экологическую проблематику в регионе. В связи с этим основной целью статьи является анализ возможного исследовательского потенциала, которым обладают региональные архивы при изучении особенностей диалога власти и общества по решению экологических проблем Севера Западной Сибири. Новизна предлагаемой работы заключается в том, что впервые проводится комплексный анализ имеющихся фондов и документов по экологической истории Севера Западной Сибири. В результате проведенного исследования авторами было установлено, что имеющиеся в региональных архивах источники содержат ценную информацию, помогающую понять, как
© Барабанова К.С., Гололобов Е.И., Мостовенко М.С., 2023 ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2023. Т. 5. № 3
реализовывалась советская экологическая политика в одном из наиболее индустриализованных регионов страны, ее особенности и механизмы функционирования, а также охарактеризовать основных акторов взаимодействия человека и природы в регионе.
Ключевые слова: экологическая история Сибири, Север Западной Сибири, охрана природы, экологическая политика, Обь-Иртышский водный бассейн
Статья поступила в редакцию 6 марта 2023 г.;
принята к публикации 12 мая 2023 г.
Для цитирования: Барабанова К.С., Гололобов Е.И., Мостовенко М.С. Диалог власти и общества в процессе решения экологических проблем Севера Западной Сибири в XX в.: исследовательский потенциал региональных архивов // История и архивы. 2023. Т. 5. № 3. С. 137-148. БОТ: 10.28995/2658-6541-2023-5-3-137-148
Dialogue between the authorities and society in the process of solving the environmental issues of the North of Western Siberia in the 20th century.
The research potential of regional archives
Ksenia S. Barabanova
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, [email protected]
Evgenii I. Gololobov
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, [email protected]
Maksim S. Mostovenko
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, [email protected]
Abstract. The development of the North of Western Siberia was one of the key tasks of the Soviet state throughout the 20th century. At the same time, the main actor and driving force was the state. It quickly became clear that it was impossible to integrate that region into the country's economy without a detailed study of its natural resources and possibilities for their use. Still, the active phase of the development of the North of Western Siberia fell on
the second half of the 20th century and was primarily associated with the discovery of the richest reserves of hydrocarbon raw materials. Their large-scale development aggravated environmental problematics in the region. In this regard, the main purpose of the article is to analyze the possible research potential that regional archives have when studying the features of the dialogue between the authorities and society to solve the environmental issues of the North of Western Siberia. The novelty of the proposed work is that for the first time a comprehensive analysis of the available funds and documents on the ecological history of the North of Western Siberia is being carried out. As a result of the study, the authors found that the sources available in the regional archives contain valuable information that helps to understand how the Soviet environmental policy was implemented in one of the most industrialized regions of the country, its features and mechanisms of functioning. It helps to characterize the main actors of Human and Nature interaction in the region.
Keywords: ecological history of Siberia, North of Western Siberia, nature protection, ecological policy, Ob'-Irtysh water basin
The article was submitted 06.03.2023;
accepted for publication 12.05.2023.
For citation: Barabanova, K.S., Gololobov, E.I. and Mostovenko, M.S. (2023), "Dialogue between the authorities and society in the process of solving the environmental issues of the North of Western Siberia in the 20th century. The research potential of regional archives", History and Archives, vol. 5, no. 3, pp. 137-148, DOI: 10.28995/2658-6541-2023-5-3-137-148
Введение
Освоение нефтегазовых ресурсов Севера Западной Сибири во второй половине XX столетия обострило экологическую ситуацию в регионе. Однако, при изучении этого процесса с эколого-исто-рической позиции перед начинающими исследователями встает вопрос, где искать необходимые источники и каков их потенциал. Он усложняется тем, что в XX в. административно-территориальное деление страны неоднократно менялось. На протяжении XX в. Север Западной Сибири входил в состав различных административно-территориальных единиц: Уральской, Обь-Иртышской, Омской, Тюменской областей. Соответственно, историческая информация оказалась рассредоточена по разным региональным архивохранилищам. В связи с этим основной целью статьи является анализ возможного исследовательского потенциала, которым обладают региональные архивы при изучении особенностей диалога власти и общества по решению экологических проблем Севера Западной Сибири.
Архивные источники
в контексте эколого-исторического знания
В историографии по данной проблематике уже предпринимались попытки определить роль источника в контексте эколо-го-исторического знания [Дурновцев 2017], а также особенности деятельности и функционирования государственных органов по освоению Севера [Шаламов, Шаламова 2022]. Среди близких к рассматриваемой теме исследований можно выделить работы Е.И. Гололобова [Гололобов 2004; Гололобов 2017; Гололобов 2018; Гололобов, Дурновцев 2017] и Е.Д. Макеевой [Макеева 2016]. Однако в данных работах не рассматривается документальная составляющая советской природоохранной политики. Источники рассматриваются в общих чертах без их внутренней характеристики. Поэтому в предлагаемой статье делается попытка закрыть данную исследовательскую лакуну и расширить историографическое и источниковедческое поле экологической истории Севера Западной Сибири.
Освоение Советского Севера происходило «сверху», основными акторами этого процесса были государственные структуры: центральные министерства и ведомства, территориальные органы советской и партийной власти. Это является определяющим в обеспечении эколого-исторических исследований корпусом основных источников. Большую роль в организации работы на Севере с 1924 по 1934 г. играл Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера). Он был создан постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1924 г.1 На северных территориях действовали его региональные отделения. В их задачи входила организация комплексного развития северных регионов. А это означало необходимость решения экономических, социальных и культурных вопросов. Здесь нельзя было обойтись без изучения и освоения природных ресурсов Севера, что делает документы региональных Комитетов Севера важным источником для экологической истории северных территорий. Региональные отделения Комитета Севера занимались научными исследованиями, организовывали экспедиции с целью изучения природы и хозяйства северян. Разрабатывали вопросы, связанные с рациональным использованием природных ресурсов и их охраной2.
Отчеты, доклады, сведения, резолюции, выписки из протоколов Комитетов Севера содержат разнообразную информацию по эко-
1 ГАРФ. Ф. Р-3977. Оп. 1; ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 690. Оп. 1; Ф. 695. Оп. 1; ГАСО. Ф. Р-88. Оп. 5.
2 ГАРФ. Ф. Р-3977. Оп. 1. Д. 94. Л. 54 об.
номическому и социальному развитию регионов. Особое внимание Комитеты уделяли вопросам рационального использования ресурсов и охраны природы. Для анализа диалога власти и общества по вопросам взаимодействия человека и природы на Севере наибольший интерес представляют отчеты и доклады региональных отделений Комитету Севера при ВЦИК3.
Отчеты имеют четкую логику и структуру. В них представлена общая характеристика региона (площадь, численность и плотность населения, его национальный состав); основные направления развития экономики, ее особенности; дана характеристика социальной сферы. В отчетах есть данные о стихийных бедствиях, результатах научных экспедиций, об организации Приполярной переписи. Доклады носят проблемный характер, подробно останавливаясь на трудностях, стоящих на пути развития того или иного промысла и мерах по их преодолению4.
Исполнительную власть на Севере Западной Сибири осуществляли Советы депутатов трудящихся (и их исполнительные комитеты). Они занимались вопросами экономического, социального и культурного развития территорий. Естественно, эти исполнительные органы власти активно занимались вопросами освоения природных ресурсов, развития рационального природопользования. Как уже отмечалось, в XX в. Север Западной Сибири входил в состав различных областей. В 1944 г. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные, а с 1978 г. автономные округа вошли в состав Тюменской области и находятся в ее составе до настоящего времени. Остановимся на архивных материалах Тюменской области более подробно.
Это обусловлено тем, что в октябре 1960 г. сессия Верховного Совета РСФСР, заслушав и обсудив доклад Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Н. Органова, приняла закон «Об охране природы в РСФСР». В основу закона были положены Директивы XXI съезда КПСС о более широком вовлечении в хозяйственный оборот природных богатств страны, а также решения правительств СССР и РСФСР по этим вопросам. Основное содержание закона было сосредоточено на правильном комплексном использовании природных ресурсов и охране природы5. Для реализации положений закона на практике в структуре исполнительных комитетов Советов депутатов
3 ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 695. Оп. 1. Д. 41. Л. 59-67; Д. 83. Л.108-114.
4 ГАРФ. Ф. Р-3977. Оп. 1. Д. 40; ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 695. Оп. 1. Д. 14; и др.
5 КУ Государственный архив Югры. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 701. Л. 26.
трудящихся были созданы постоянные комиссии по охране природы6. Проблемы охраны природы комплексно рассматривались на сессиях Советов депутатов трудящихся Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов7.
Проверка соблюдения природоохранного законодательства в регионах по большей части поручалась общественным организациям. Большую роль в этой деятельности играли региональные отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Общество вело большую просветительскую работу по вопросам охраны природы. Оно проводило научные и культурно-массовые мероприятия, посвященные рациональному природопользованию и охране природы. Члены ВООП участвовали в контрольных мероприятиях по проверке выполнения закона «Об охране природы в РСФСР»8.
Изучение исторических аспектов экологической проблематики советского периода не может быть полным без изучения документов партийных органов. Коммунистическая партия была ведущей и основной правящей политической силой. Решения ее высших органов (съездов, конференций, пленумов ЦК КПСС) лежали в основе законодательной и политической деятельности государства на протяжении всего советского периода. В партийных документах нашли отражение важнейшие вопросы жизни общества (развитие экономики, социальная политика, идеология и т. д.), в том числе вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Документы региональных комитетов КПСС в указанном смысле имеют важнейшее значение. По сути дела, именно обкомы, окруж-комы, райкомы и горкомы осуществляли реальное руководство на местах9.
Как уже отмечалось, многое по соблюдению природоохранного законодательства было возложено на постоянные комиссии по охране природы при исполнительных комитетах депутатов трудящихся как локального, так и регионального уровня. Поэтому материалы их деятельности вызывают особый интерес при изучении взаимодействия власти и общества по вопросам решения экологических проблем Севера Западной Сибири. Существенным плюсом данной группы источников является тот факт, что они позволяют проследить, как государственными органами власти отслеживалась
6 Там же. Д. 720. Л. 10.
7 ГАТО. Ф. Р-814. Оп. 1. Д. 5264; КУ Государственный архив Югры. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 866, 1110, 1157, 1198.
8 КУ Государственный архив Югры. Ф. 398. Оп.1; ГА ЯНАО. Ф. 292. Оп. 1.
9 ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 1; Ф. 107. Оп. 1; Ф. 135.
экологическая обстановка на местах. Вместе с тем следует заметить, что данные комиссии формировались не только из народных депутатов, но и с привлечением членов Всероссийского общества охраны природы, работников санитарно-эпидемиологических служб, прокуратуры и др.
Так, например, в фонде Р-1 «Исполнительный комитет народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа» Государственного архива Югры сохранились материалы о деятельности окружной комиссии с 1973 по 1993 г.10: всего пять дел. В документах дел описывается экологическая ситуация, сложившаяся на территории всех районов Ханты-Мансийского автономного округа, и то, какие меры принимались постоянными комиссиями по охране природы для улучшения ситуации. Каждое представленное дело достаточно информативно, поскольку представляет собой сборник делопроизводственных документов комиссии.
Внутреннее наполнение также достаточно разобрано и включает в себя материалы о деятельности самой комиссии, стенограммы заседаний, протоколы, справки и отчеты о выполнении закона «Об охране природы в РСФСР», предоставляемые различными организациями на заседания комиссии, пятилетние планы работы и различных мероприятий, а также результаты их выполнения. Особый интерес в данном контексте представляют итоговые решения, принятые комиссией по отношению к предприятиям-нарушителям. Характеризуя документное наполнение фонда, следует заметить, что в нем отложились также дела, связанные с работой других комиссий и ведомств. Так, например, дело за номером 1112 содержит, помимо прочего, еще и «Справку о деятельности Ханты-Мансийской госохотинспекции», «Отчет о работе Ханты-Мансийской инспекции рыбоохраны», «План мероприятий по развитию охотничьего промысла»11.
На локальном уровне проблемы реализации экологической политики можно проследить по материалам деятельности местных комиссий по охране природы (районные и городские). Однако стоит отметить, что в ряде случаев возможности привлечения подобных локальных документов несколько ограничены. Так, в фонде Исполнительного комитета города Сургута12, хранящегося в архивном фонде Муниципального архива города Сургута, было выявлено семь дел, относящихся к рассматриваемой проблематике исследования. Внутреннее наполнение представлено в основном краткими протоколами заседания комиссии, без каких-либо
10 КУ Государственный архив Югры. Ф. Р-1. Оп. 1
11 Там же. Д. 1112. Л. 17, 24, 53.
12 Муниципальный архив города Сургута. Ф. Р-3. Оп. 1. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2023. Т. 5. № 3
справочных или отчетных материалов, что, безусловно, не снижает практическую значимость данной группы источников, но сокращает возможности их применения.
В процесс реализации государственной экологической политики были включены различные организации, которые обязывались предоставлять отчетную и статистическую информацию о принимаемых мерах по соблюдению экологического законодательства. В связи с этим интерес для исследователей могут представлять и материалы статистических управлений. Так, в уже упомянутом муниципальном архиве города Сургута, в фонде Сургутской районной статистической инспектуры13 сохранились материалы, посвященные вопросам охраны воздушного бассейна города. Данный корпус документов представляет собой сборник форм статистической отчетности за период с 1983 по 1986 г. Эту форму были обязаны заполнять и передавать в окружное статистическое управление все предприятия города. Практическая значимость этих источников заключается в том, что в отчетных формах указывается количество источников загрязнения, состав загрязняющих веществ, а также принятые меры по снижению выбросов.
Кроме того, говоря о городском пространстве, нельзя не отметить важность проблемы борьбы с санитарным загрязнением, в котором общество принимало самое активное участие. В условиях загрязнения источников водоснабжения отходами жизнедеятельности человека небольшие вспышки холеры, тифа, дизентерии и других желудочно-кишечных инфекций достигали размаха эпидемий и распространялись со скоростью лесного пожара. Порой эпидемии были главной движущей силой развития городской инфраструктуры. Врачи выступали в качестве экспертов как в области медицины, так и в строительстве новых объектов инфраструктуры: водопровода, канализации, парков. Здесь следует отметить, что круг акторов, задействованных в обсуждении санитарного загрязнения и строительства городской инфраструктуры, был очень широким, так как угроза крупной эпидемии была актуальна для всех групп горожан. Наиболее полно проблемы санитарного загрязнения и способы их решения отражены в региональных архивах.
Для Севера Западной Сибири проблема санитарного загрязнения пространства и ее влияния на здоровье жителей региона приобрела актуальность уже в советский период. Во многом это обусловлено усилением интереса к данным территориям. Проблемы санитарного загрязнения, как фактор развития гельминтологической эпидемии в Обь-Иртышском водном бассейне, стали важной темой диалога между гельминтологами и властями. Возникнове-
13 Там же. Ф. Р-20. Оп. 1.
History and Archives, 2023, vol. 5, no. 3 • ISSN 2658-6541
нию диалогов предшествовали союзные гельминтологические экспедиции в Западную Сибирь. Сведения о них отложились в личном фонде «Константина Ивановича Скрябина»14, основоположника гельминтологии в СССР и организаторе экспедиций. Часть сведений об экспедициях и результатах обследования местности на санитарное загрязнение находятся в Архиве Российской академии наук, а также в фонде «Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при Президиуме Всероссийского Центрального исполнительного комитета»15.
Инициаторами проведения обследования объектов, важных для хозяйства и создания или улучшения инфраструктуры, выступали в первую очередь врачи. Вспышки тифа, дизентерии и даже малярии служили для врачей поводом для проведения новых обследований предприятий, источников воды и домов местных жителей, о чем свидетельствуют многочисленные отчеты из фонда «Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области»16 Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Медики не только выявляли очаги распространения желудочно-кишечных инфекций, но и выдвигали предложения по улучшению инфраструктуры. Их деятельность была бы невозможна без плотного взаимодействия с отделом коммунального хозяйства исполнительного комитета Ханты-Мансийского городского совета депутатов трудящихся (горпромхоза)17, в чьих фондах представлен взгляд на эту проблему уже не только врачей, но и местных хозяйственников. Более подробный взгляд властей на проблему санитарного загрязнения и методы ее решения представлен в отчетах Исполнительного комитета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа18.
Таким образом, инициаторами обсуждения проблемы санитарного загрязнения пространства и ее решения как в период Российской империи, так и в более поздние годы Советского государства выступали представители местного медицинского сообщества. Для властей врачи обладали необходимым экспертным знанием и могли быть инициаторами диалога. В региональных архивах этот диалог отражен в фондах медицинских департаментов, медицинских учреждений и фондах местной власти, заинтересованной в предотвращении крупных эпидемий.
14 АРАН. Ф. 1659. Оп. 1.
15 ГА РФ. Ф. Р-3977.
16 КУ Государственный архив Югры. Ф. Р-8. Оп. 1.
17 Там же. Ф. Р-19. Оп. 1.
18 Там же. Ф. Р-1. Оп. 1.
Заключение
Таким образом, качественные и количественные данные архивных документов в комплексе с другими источниками дают возможность детально проанализировать ключевые аспекты диалога власти и общества на Севере Западной Сибири по проблемам экологического характера, сформулировать качественные характеристики данного процесса.
Благодарности
Исследование проведено при поддержке гранта Российского научного фонда № 22-28-20115 «Советское государство и общество в процессе осмысления и решения экологических проблем Севера Западной Сибири в 1917-1991 гг.».
Acknowledgements
The research was supported by the Russian Science Foundation grant, project no. 22-28-20115 "The Soviet state and society in the process of understanding and solving the environmental issues of the North of Western Siberia in 1917-1991".
Литература
Гололобов 2004 - Гололобов Е.И. Источники по истории взаимодействия природы и человека на Обь-Иртышском Севере (1923-1934 гг.) / Письменные источники по истории Западной Сибири. Сургут: РИО СурГПИ, 2004. С. 51-63.
Гололобов 2017 - Гололобов Е.И. Документирование деятельности постоянных комиссий по охране природы исполнительных комитетов советов депутатов трудящихся (1960-1980-е гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Документове-дение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2017. № 3 (9). С. 71-80.
Гололобов 2018 - Гололобов Е.И. Деятельность природоохранных комиссий исполнительных комитетов депутатов трудящихся на Севере Западной Сибири в 1960-80-е гг.: (на примере Сургута и Сургутского района) // Пять столетий Югры: проблемы и решения, итоги и перспективы. Нижневартовск, 2018. С. 217-228.
Гололобов, Дурновцев 2017 - Гололобов Е.И., Дурновцев В.И. Экологическая история Севера Западной Сибири (1917-1991 гг.): исследовательский потенциал архивных источников // Вестник архивиста. 2017. № 2. С. 72-86.
Дурновцев 2017 - Дурновцев В.И. Исторический источник как объект природы и культуры // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2017. № 4 (10). Ч. 2. С. 195-206.
Макеева 2016 - Макеева Е.Д. Деятельность региональных и местных органов управления в сфере охраны природы в 1918-1950-х гг.: (на материалах архивов Среднего и Нижнего Поволжья) // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 134-139.
Шаламов, Шаламова 2022 - Шаламов В.А., Шаламова С.А. Фонд Комитета Севера при Восточно-Сибирском крайисполкоме как источник по истории здравоохранения // История и архивы. 2022. № 3. С. 143-154. DOI: 10.28995/2658-6541-2022-3-143-154
References
Durnovtsev, V.I. (2017), "Historical source as an object of the nature and culture", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies" Series, vol. 10, no. 4, ch. 2, pp. 195-206.
Gololobov, E.I. (2004), "Sources on the history of interaction between nature and man in the Ob'-Irtysh North (1923-1934)", in Pis'mennye istochniki po istorii Zapadnoi Sibiri [Written sources on the history of Western Siberia], RIO SurGPI, Surgut, Russia, pp. 51-63.
Gololobov, E.I. (2017), "Documenting the activities of standing commissions for nature protection of executive committees at Councils of workers' deputies (1960-1980)", RSUH/RGGU Bulletin. "Records Management and Arhival Studies. Computer Science. Data Protection and Information Security" Series, vol. 9, no. 3, pp. 71-80.
Gololobov, E.I. (2018), "Activities of environmental commissions for nature protection of executive committees at Councils of workers' deputies in the North of Western Siberia in the 1960s and 80s (using the example of Surgut and Surgut region)", in Pyat' stoletii Yugry: problemy i resheniya, itogi i perspektivy [Written sources on the history of Western Siberia], Nizhnevartovsk , Russia, pp. 217-228.
Gololobov, E.I. and Durnovtsev, V.I. (2017), "Environmental history of the North of Western Siberia (1917-1991). Research potential of archival sources // Vestnik arkhivista = Herald of an Archivist, no. 2, pp. 72-86.
Makeeva, E.D. (2016), "Activities of regional and local governing bodies in the field of nature conservation in the 1918-1950s (based on materials from the archives of the Middle and Lower Volga regions)", Samarskii nauchnyi vestnik, vol. 17, no. 4, pp. 134-139.
Shalamov, V.A. and Shalamova, S.A. (2022), "Foundation of the Committee of the North under the East Siberian Regional Executive Committee as a source on the history of health care", History and Archives, no. 3. pp. 143-154, DOI: 10.28995/2658-6541-2022-3-143-154
Информация об авторах
Ксения С. Барабанова, кандидат исторических наук, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия; 628417, Россия, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2; [email protected];
ORCID 0000-0001-7667-7104
Евгений И. Гололобов, доктор исторических наук, профессор, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия; 628417, Россия, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2; [email protected];
ORCID 0000-0002-4512-2461
Максим С. Мостовенко, кандидат исторических наук, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия; 628417, Россия, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2; [email protected];
ORCID 0000-0002-0887-447X
Information about the authors
Ksenia S. Barabanova, Cand. of Sci. (History), Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia; 10/2, 50 years of VLKSM St., Surgut, Russia, 628417; [email protected]
ORCID 0000-0001-7667-7104
Evgenii I. Gololobov, Dr. of Sci. (History), professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia; 10/2, 50 years of VLKSM St., Surgut, Russia, 628417; [email protected]
ORCID 0000-0002-4512-2461
Maksim S. Mostovenko, Cand. of Sci. (History), Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia; 10/2, 50 years of VLKSM St., Surgut, Russia, 628417; [email protected] ORCID 0000-0002-0887-447X