DOI 10.26105/SSPU.2019.63.5.010 YAK 94(571)''1960/1980'':502/504(091) ББК 63.3(253)61+20.1r(253)
Э.С. КРАСОВИТОВА
E.S. KRASOVITOVA
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1960-1980-х гг.
ECOLOGICAL PROBLEMS OF WATER RESOURCES USE OF NORTH-WESTERN SIBERIA IN 1960s-1980s
Статья посвящена анализу экологических проблем использования водных ресурсов на Севере Западной Сибири в 1960-1980 гг. В этот период в регионе был создан Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, который радикально изменил значимость Северо-Западной Сибири в экономике страны. Рассмотрены последствия активного индустриального освоения Северо-Западной Сибири для водных ресурсов региона. Анализ произведён на основе протоколов, приказов, справок постоянных комиссий по охране природы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся, исполнительного комитета города Сургута и Сургутского района в 1960-1980-е гг.
The article is devoted to the analysis of environmental problems of water use in the North of Western Siberia in 1960-1980. The consequences of active industrial development of the North of Western Siberia are considered. In the 1960s and 1980s. the main event in Siberia was the formation of the West-Siberian oil and gas complex, which changed the importance of the region in the country's economic complex and the world economy in the most significant history of the 20th century. The analysis was based on documents, protocols of the constant commissions for the protection of nature of the executive committees of the Councils of Workers' Deputies, the executive committee of the city of Surgut and Surgut district in the 1960s-1980s.
Ключевые слова: экологические проблемы Севера Западной Сибири, вода, водные ресурсы, загрязнение, экологические проблемы, нефть, газ.
Key words: environmental problems of the North of Western Siberia, water, water resources, pollution, environmental problems, oil, gas.
Введение. Во второй половине XX века вопрос охраны окружающей среды стал актуален во всём мире. Его невозможно было игнорировать, в том числе и в СССР [25]. Нецелесообразное управление потенциалом природы, непродуктивность принимаемых мер, загрязнение среды и разрушение экосистемы, воздействие человека на климат и другие проблемы приобрели мировое значение [33].
Это в полной мере коснулось водных ресурсов. «Экологические вопросы использования воды очень рано стали частью большой политики - их брали под свой контроль высшие инстанции. Охрана вод и лесов издавна давала властям возможность управления сверху, именно она породила представление об окружающей среде как общем достоянии, нуждающемся в защите от частной корысти» [36].
Цель статьи - анализ экологических проблем использования водных ресурсов на Севере Западной Сибири в 1960-1980 гг.
Материалы исследования. Одной из самых противоречивых сторон исторического познания является история развития гидроресурсов, техническое влияние на которые влекло за собой неминуемые экологические осложнения. Основной причиной этих проблем стало активное вмешательство человека в окружающую среду: возведение дамб, строительство каналов, нарушение структуры подземных вод, во многом из-за бурения скважин, разрушение береговой почвы, размыв или обрушение, развитие ирригационных (оросительных) систем, строительство гидроэлектростанций и т.д. [28].
Во многих регионах водоснабжение - это экологическая проблема, заслоняющая собой все остальные [42]. Весьма сложной она была и для Севера Западной Сибири. Нефтегазодобывающий комплекс, создававшийся здесь в 1960-1980-е гг., не мог развиваться без активного использования водных ресурсов, это приводило к проблемам природоохранного характера, в том числе с водой.
Водные ресурсы Западной Сибири находятся в бассейне р. Оби. На севере Западной Сибири большую часть территории занимает болотные экосистемы. Болота исполняют важную водохозяйственную роль. Они способствуют естественной самоочистке водных ресурсов от экологических загрязнений. Болотные системы способны накапливать загрязняющие вещества, например, токсичные, а также нефть. В то же время, из-за превалирования болотного питания рек, болота являются источниками естественного загрязнения поверхностных вод природными веществами, выделениями продуктов жизнедеятельности различных организмов. Основным загрязняющим фактором в водоёмах Западно-Сибирского региона, были и остаются нефтепродукты. Наибольшую экологическую опасность для бассейна р. Оби оказывает деятельность ЗСНГК [23].
Загрязнение водных объектов происходило двумя способами: 1) естественным, 2) искусственным путём.
Природные загрязнения происходили в процессе жизнедеятельности различных организмов, их развития и отмирания, а загрязнения, поступающие в водоём искусственным путём, являются результатом сброса в него сточных вод [40].
Все органические и неорганические вещества токсического и нетоксического происхождения оказывали вредные воздействия на воду, в итоге возникали загрязнения территории, в том числе с разливами нефти, по причине прорывов нефтепроводов, проникновение буровых растворов из шламовых амбаров в поверхностные и грунтовые воды, которые строились для сбора различных отходов, а также их утилизации, атмосферных загрязнений, когда в атмосферу выбрасывались продукты сгорания газа в факелах и в двигателях различных технических устройств, а также других видов загрязнений, сопровождающих промышленное освоение нефти. Попадание нефти в окружающую среду наиболее опасн для экологии, так как природа быстро погибает и после этого долгое время, не может восстановиться. В прошлом таких прецедентов не существовало, и природа не выработала механизмы защиты без каких-либо последствий для флоры и фауны [38].
Власти старались контролировать всё ухудшающуюся ситуацию. В 1960-1980-х гг. были разработаны и приняты законы о водных ресурсах [41]. Постановление Совета Министров СССР от 22.04.1960 № 425 «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов Советского Союза». Закон РСФСР от 27.10.1960 «Об охране природы в РСФСР». Постановление Совета Министров СССР от 10.12.1965 № 1060 «О внесении изменений в Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоёмах Советского Союза», Постановление Совета Министров СССР от 2.10.12.1969 № 940 «О мерах по усилению охраны рыбных запасов в водоёмах Советского Союза». На заседании Верховного Совета СССР 8-го созыва, четвертой сессии (19-20 сентября 1972 г.) были созданы государственные органы в области охраны природы. Совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1978 г. фиксировало: «что министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, объединения, предприятия, учреждения и организации несут полную ответственность за охрану природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и своевременное осуществление соответствующих природоохранных мероприятий». Это свидетельствует о том, что экологическая обстановка требовала пристального внимания [39].
Результаты исследования. Советское водное законодательство регулировало использование воды и её охрану, а также рыбное хозяйство через создание водных кодексов [24, 32]. В 1981 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято решение «О мерах по усилению охраны морей, рек и других водоёмов Арктического бассейна от загрязнения». В данном постановлении говорилось о принятии особых указаний по охране водных ресурсов от загрязнения с учётом пониженной самоочищающейся способности водоёмов Севера и Сибири. Также постановление предписало «Главтюмень-нефтегаз» разработать график строительства сооружений по очистке хозяйственно бытовых сточных вод, предусматривающий прекращение их сброса к 1990 г. [34].
Проводились природоохранные мероприятия [21]. Тем не менее, проблема выброса загрязняющих веществ не была решена. Экологическая ситуация продолжала ухудшаться. В частности, рыба гибла в водозаборах от сбросов в водоёмы неочищенных промышленных и коммунально-бытовых сточных вод, а также стоков, содержащих ядохимикаты, применяемые в сельскохозяйственном производстве [30]. К сожалению, принятие различных нормативно-правовых документов на практике очень мало влияло на рациональное использование природных ресурсов в регионе. Природоохранное законодательство оставалось только на бумаге, а в действительности велось «хищническое» покорение природных ресурсов.
Приведем некоторые примеры. Ряд предприятий, не имея очистных сооружений, сбрасывали в Обь и её притоки сточные воды с большим количеством нефтепродуктов и другими вредными веществами. На речке «Остяцкий живец» в 1968 году произошёл разлив дизтоплива, в результате река потеряла своё рыбохозяйственное значение, а также был произведён сброс дренажной воды [1]. Самый большой ущерб водным ресурсам наносился предприятиями «Главтюменьгеологии» и «Главтюменьнефтегаза», они занимались строительством магистральных трубопроводов, имели большое количество водного транспорта, работающего на жидком топливе. Это приводило к загрязнению рыбохозяйственных водоёмов нефтью и нефтепродуктами [5].
Не были изжиты факты открытого фонтанирования нефти и газа, что приводило к загрязнению почвы и воды, гибели птиц и уничтожению рыбных запасов [9]. Например, из-за нарушения технологии работ и некачественного выполнения своих обязанностей на Фёдоровском месторождении произошёл прорыв сборного коллектора, было вылито более 200 тонн нефти. В Пыть-Яхе было разлито 880 тонн нефти [6]. За один только 1976 г. на промышленных объектах НГДУ «Юганскнефть» произошло 14 аварий, которые привели к разливам нефти объемом от 3 до 100 тонн. Вся эта нефть в конечном итоге попадала в бассейн реки Оби, в том числе из-за нарушения технологии работ [11]. 16 мая 1986 года было обнаружено, что по реке Пим и Вачим-Яун течёт нефть (303 куст) и головное предприятие НГДУ «Лянторнефть» практически не предпринимало никаких мер по устранению течи. А эти реки являлись промысловыми угодьями, рыбопродукция которых содержала привкус нефти [16].
Многие организации имели речные суда, но они не были оборудованы системами по сбору подсланевых вод и отработанных масел, отсутствовал закрытый способ бункеровки, вследствие чего допускался разлив нефтепродуктов [12]. Выброс загрязняющих веществ усугублялся ещё и тем, что отсутствовали очистительные сооружения. На седьмой сессии 11 созыва Совет депутатов трудящихся Сургутского района 23 апреля 1968 г. вновь был поставлен вопрос об очистных сооружениях [20]. Первичные организации по охране природы на предприятиях не создавались [18]. Совет депутатов трудящихся устанавливал социалистические обязательства в 1965 г., чтобы на всех предприятиях действовали общества охраны природы [19].
Из доклада Н.П. Захарченко - начальника НГДУ «Сургутнефть» - видно, что регулярно разрабатывались и принимались планы проведения при-
родоохранных мероприятий [8]. Выполнение этих мероприятий обеспечивали все подразделения НГДУ, контроль за выполнением осуществляла лаборатория промсанитарии и охраны окружающей среды. И только после этого в эксплуатацию вошли два очистительных сооружения [10]. Но этих действий было недостаточно. Неоднократно ставился вопрос о строительстве очистных сооружениях, но процесс строительства занимал долгий период времени.
Поверхностные воды на Севере Западной Сибири применялись для промышленно-бытового снабжения населённых пунктов. Загрязнение водных источников было связано с отсутствием или неудовлетворительной работой очистных сооружений на предприятиях и незаконными сбросами хозяйственно-бытовых стоков [42]. Наиболее загрязненными были реки, по берегам которых находились предприятия. При застройке города Сургута река Сайма пострадала больше всех других водных артерий. Река стала свалкой. Застройщики щедро сбрасывали в её воды строительный и бытовой мусор, сливали стоки. На строительство коммунальной инфраструктуры шло большое количество воды, к тому же водные артерии засорялись различным мусором. Например, в 1968 году посёлок геологов находился в антисанитарном состоянии. Канализация не работала, а временных очистных сооружений не было, это привело к вспышке желудочно-кишечных заболеваний весной [16, 17].
К середине 1970-х гг. в градостроительной документации впервые стало фиксироваться, что нефтегазовое освоение региона несёт опасность для окружающей среды [26]. В 1977 г. появились первые очистные сооружения, что сразу положительно повлияло на природоохранную обстановку в регионе. Сброс вредных веществ в водоёмы снизился [11]. В 1978 году была приобретена специальная техника: нефтеуборочные машины [13]. Ужесточился контроль по строительству и вводу в установленные сроки очистных сооружений [14]. Но, тем не менее, качество сдаваемых очистных сооружений оставалось низким [15]. С целью исправления сложившегося санитарного положения, гидрологического режима реки Сайма в Сургуте с 1986 года начаты работы по укреплению и защите её прибрежной линии [37].
Наносился ущерб фауне. Загрязнение водоёмов влияло на качество воды, что приводило к снижению улова рыбы. Река Варь-Еган была завалена брёвнами и примитивными мостами, что мешало подъёму и спуску рыбы. Строительное управление № 4 засыпало землёй протоку Очемкина, в результате чего был преграждён проход рыбы и наблюдалась её гибель. Леспромхозом была засорена протока Быкова, после разделки и сплотки древесины [2].
В 1973 г. Сургутской инспекцией рыбоохраны было проверено 1143 очага загрязнения и засорения водоёмов, где было вскрыто 83 нарушения положения по охране рыбных запасов со стороны организаций и 226 нарушений правил рыболовства, выразившихся в незаконном лове рыбы и браконьерстве [4]. Браконьеры, ради выгоды, нарушали различные законы и положения, нанося природе ущерб. Вылавливали рыбу в запрещённое время, запрещёнными орудиями лова. Реализация рыбы происходила на «чёрном рынке», то есть государство терпело материальный ущерб. Очень низкой оставалась степень воспроизводства рыбы, по сравнению с тем количеством, которое было выловлено [3].
С середины 1960-х годов обстановка на Севере Западной Сибири ухудшилась. 11 июня 1966 г. в силу вошло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции», где сообщалось о том, что «рыбопродуктивность внутренних водоёмов низка, медленно развивается прудовое рыбоводство. Реки, озёра и водохранилища загрязняются сточными водами промышленных предприятий, засоряются отходами лесосплава, водные ресурсы часто используются без учета интересов рыбного хозяйства, в крайне недостаточных объемах проводится рыбоводно-мелиоративные мероприятия на нерестилищах» [31].
В 1976 году было принято аналогичное постановление. В 1971-1975 годах был обеспечен значительный рост добычи рыбы, а также производства и потребления рыбной продукции. Однако уровень развития рыбной промышленности оставался недостаточным для удовлетворения растущего спроса населения на рыбные товары [35]. В 1978 г. правительством СССР для того, чтобы остановить снижающиеся темпы добычи рыбы было принято решение «О мерах по дальнейшему развитию рыбоводства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водоемах страны». Но экологическая ситуация продолжала ухудшаться: имели место случаи браконьерства, гибели рыбы в водозаборах от сбросов в водоёмы неочищенных промышленных и коммунально-бытовых сточных вод, а также стоков, содержащих ядохимикаты, применяемые в сельскохозяйственном производстве [34].
Качество подземных и поверхностных вод Севера Западной Сибири подвергалось постоянному неблагоприятному влиянию со стороны геологоразведочной деятельности, использованию огромного числа месторождений полезных ископаемых, функционирования промышленных предприятий и деятельности жилищно-коммунальных хозяйств [43].
Основным инструментом комиссии по охране окружающей среды вплоть до конца советского периода оставались разъяснительные беседы среди трудящихся и обучающихся [22].
Главной причиной загрязнения природных поверхностных вод Севера Западной Сибири вредными, опасными элементами является попадание нефти в реки и озёра региона. Несомненно, сложность регионов Севера предопределена не только погодными факторами, но и деятельностью человека, здесь следует выделить активную индустриализацию за счёт развития нефтегазовой отрасли экономики и автотранспортных средств в 1960-1980 гг., а также многоотраслевой характер хозяйства, который базируется на использовании природных богатств [27].
Такие факты не были единичны, виновников наказывали, но ущерб, причинённый природе, невосполним. Хищническое отношение человека к природе привело к пагубным последствиям. Экологическая деградация происходила за счёт индустриальной активности, недобросовестного отношения людей к природе, из-за отсутствия связей между различными ведомствами, не согласованности, дезорганизованности, что приводило к различным проблемам, несмотря на то, что на уровне государства принимались различные законы, постановления, решения.
Выводы. Освоение северо-западных территорий Сибири было нацелено на максимальную добычу нефти и газа, поэтому на обеспечение безопасности природы и восстановительные работы почти не тратились. Север Западной Сибири превратился в колонию. Данная политика вершилась на фоне экологического бедствия [29].
Литература
Архивный отдел администрации города Сургута
1. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 305. Л. 196.
2. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 305. Л. 197.
3. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 305. Л. 198-199
4. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 305. Л. 211.
5. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 323. Л. 47.
6. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 379. Л. 10.
7. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 379. Л. 11.
8. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 379. Л. 2.
9. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 379. Л. 20.
10 АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 379. Л. 3.
11. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 379. Л. 6.
12. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 379. Л. 7.
13 АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 392. Л. 203.
14. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 392. Л. 204.
15. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 548. Л. 91.
16. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. О. 1. Д. 548. Л. 128.
17. АО Администрации г. Сургута Ф. 3. О. 1. Д. 2. Л. 3.
18. АО Администрации г. Сургута Ф. 3. О. 1. Д. 14. Л. 166.
19. АО Администрации г. Сургута Ф. 3. О. 1. Д. 2. Л. 11.
20. АО Администрации г. Сургута Ф. 3. О. 1. Д. 24. Л. 5.
21. АО Администрации г. Сургута Ф. 1. 0. 1. Д. 486. Л. 74
22. АО Администрации г. Сургута. Ф . 3 О . 1 . Д . 86. Л. 184.
23. Адам, А.М. д.т.н., начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Экологическая ситуация в Западной Сибири. Состояние водного бассейна [Электронный ресурс] / Экология и наука. https://ineca.ru/?dr=library&library=bulletin/2008/0126/014, свободный, Загл.сэкрана.
24. Водный кодекс РСФСР [Электронный ресурс] / Правовая Россия. Режим доступа на 15.10.2018. http://lawru.info/dok/1972/06/30/n118303.htm, свободный. Загл.с экрана.
25. Гололобов Е.И. Документирование деятельности постоянных комиссий по охране природы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся (1960-1980-е гг.) // Вестник РГГУ. 2017. № 3 (9). С. 71-80.
26. Гололобов Е.И. Охрана окружающей среды на Севере Западной Сибири в XIX-XX вв. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (37). С. 143-147.
27. Корчина Т.Я., Корчин В.И., Кушникова Г.И., Янин В.Л. Характеристика природных вод на территории Ханты-Мансийского Автономного округа [Электронный ресурс] / Cyberleninka. Режим доступа на 15.10.2018. cyberleninka. ru-vod-na-territorii-hanty, свободный. Загл.с экрана.
28. Кук Х.Ф. развитие подземных вод в Англии / / окружающая среда и история, 1999. Т. 5. Н. 1. Р. 75-96; Паавола Дж. качество воды как собственность: промышленное загрязнение воды и общее право в Соединенных Штатах в XIX веке // Окружающая среда и история. 2002. Т. 8. Н. 3. Р. 295-318; Шнайдер Д.В. Огораживание поймы: ресурсный конфликт на реке Иллинойс, 1880-1920 гг. // Экологическая история. 1996. Апрель (1: 2). Р. 7096; Пизани Д.Дж. за сотым меридианом: национализация истории воды в США // Экологическая история. 2000. Октябрь (5: 4). Р. 466-482.
29. Лес и лесные ресурсы Ханты-Мансийского автономного округа и их экологическое состояние [Электронный ресурс]. Режим доступа на 04.07.2018. https://vuzlit.ru/1342872/lesnye_resursy_hanty_mansiyskogo_avtonomnogo_ okruga_ekologicheskoe_sostoyanie, свободный. Загл.с экрана.
30. «О мерах по дальнейшему развитию рыбоводства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водоемах страны. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.08.1978 N 719 [Электронный ресурс] / Информационный портал СССР. Режим доступа на 15.10.2018. http://sssr.regnews.org/doc/fq/gu.htm, свободный. Загл.с экрана.
31. «О мерах по дальнейшему развитию производства, расширению ассортимента, повышению качества рыбной продукции и по улучшению торговли рыбными товарами» [Электронный ресурс] / Интернет архив законодательства СССР. Режим доступа на 15.10.2018. - http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_6490.htm, свободный. - Загл.с экрана.
32. Об утверждении Водного кодекса РСФСР. Водный кодекс РСФСР (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года) (с изменениями на 5 января 1988 года) [Электронный ресурс] / Кодекс. - Режим доступа на 15.10.2018. - http://docs.cntd.ru/document/901700060, свободный. - Загл.с экрана.
33. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 310.
34. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.01.1981 N 65 «О мерах по усилению охраны морей, рек и других водоемов Арктического бассейна от загрязнения»[Электронный ресурс] / Правовая Россия. - Режим доступа на 15.10.2018. - http://lawru.info/dok/1981/01/15/n1184999.htm, свободный. -Загл.с экрана.
35. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.10.1976 N 868 "О мерах по дальнейшему развитию производства, расширению ассортимента, повышению качества рыбной продукции и по улучшению торговли рыбными
товарами" [Электронный ресурс] / Правовая Россия. - Режим доступа на 15.10.2018. - http://lawru.info/dok/1976/10/26/n1187134.htm, свободный. -Загл.с экрана.
36. Радкау Й. Природа и власть. Всемирная история окружающей среды. - М.: Высшая школа экономики. - 2014. - С. 467.
37. Решение Сургутской городской Думы N 530-III ГД "Об утверждении городской целевой программы "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов города Сургута" [Электронный ресурс] / Режим доступа на 04.07.2018. - http://khantymansi.news-city.info/docs/sistemsv/dok_ oegcnb/page2.htm, свободный. - Загл.с экрана.
38. Седых, В.Н. Экологические проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / Сезоны года. Общеобразовательный журнал. - Режим доступа на 8.20.2018. - https://сезоны-года.рф/решение%20экологических%20проблем. html, свободный. - Загл.с экрана.
39. Центральный Комитет КПСС Совет Министров СССР Постановление от 1 декабря 1978 г. N 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» [Электронный ресурс] / Интернет архив законодательства СССР. - Режим доступа на 15.10.2018. - http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9825.htm, свободный. -Загл.с экрана.
40. Шишмина Л.В. Экология нефтедобывающего комплекса [Электронный ресурс] / Режим доступа на 8.10.2018. - https://www.twirpx.com/file/1081404/, свободный. - Загл.с экрана.
41. Шмыглёва А.В. Реализация государственной экологической политики в Западной Сибири в 1970-х - 1980-х гг. : монография / Сиб. гос. индустр. ун-т ; А.В. Шмыглёва. - Новокузнецк : Изд. центр СибГИУ, 2017. - 181 с.
42. Шмыглёва, А.В. Антропогенное воздействие как фактор деградации экосистем Западной Сибири в советский период [Электронный ресурс] / Кибер-Ленинка. - Режим доступа на 8.10.2018. - https://cyberleninka.ru/article/n/ antropogennoe-vozdeystvie-kak-faktor-degradatsii-ekosistem-zapadnoy-sibiri-v-sovetskiy-period, свободный. - Загл.с экрана.
43. Экологические проблемы Сибири [Электронный ресурс] / Режим доступа на 15.10.2018. - https://megalektsii.ru/s35588t2.html, свободный. - Загл. с экрана.
References
Archival Department of administration of Surgut
1. F. 1. O. 1. D. 305. L. 196.
2. F. 1. O. 1. D. 305. L. 197.
3. F. 1. O. 1. D. 305. L. 198-199
4. F. 1. O. 1. D. 305. L. 211.
5. F. 1. O. 1. D. 323. L. 47.
6. F. 1. O. 1. D. 379. L. 10.
7. F. 1. O. 1. D. 379. L. 11.
8. F. 1. O. 1. D. 379. L. 2.
9. F. 1. O. 1. D. 379. L. 20.
10. F. 1. O. 1. D. 379. L. 3.
11. F. 1. O. 1. D. 379. L. 6.
12. F. 1. O. 1. D. 379. L. 7.
13. F. 1. O. 1. D. 392. L. 203.
14. F. 1. O. 1. D. 392. L. 204.
15. F. 3. O. 1. D. 14. L. 166.
16. F. 1. О. 1. D. 548. L.91.
17. F.1. O. 1. D. 548. L.128.
18. F. 3. O. 1. D. 2. L. 3.
19. F. 3. O. 1. D. 2. L. 11.
20. F. 3. O. 1. D. 24. L. 5.
21. F1.0.1 D.486 L.74
22. F. 3. O. 1. D. 86. L. 184.
23. Adam, A.M. Doctor of Technical Sciences, Head of the Department of Natural Resources and Environmental Protection of the Tomsk Region. The eco-
logical situation in Western Siberia. The state of the water basin [Electronic resource] / Ecology and science. - https://ineca.ru/?dr=library&library=bullet in/2008/0126/014, free, Headline.
24. Water Code of the RSFSR [Electronic resource] / Legal Russia. - Access mode on 10/15/2018. - http://lawru.info/dok/1972/06/30/n118303.htm, free. - Title from the screen.
25. Gololobov E. I. Documenting the activities of the standing commissions for the protection of nature of the executive committees of the Soviets of Workers' Deputies (1960-1980s) Bulletin of the Russian State Humanitarian University. 2017. No 3 (9), p. 71-80.
26. Gololobov, E.I. Environmental protection in the North of Western Siberia in the 19th - 20th centuries [Text] / E.I. Gololobov // Bulletin of Surgut. state ped un-that. 2015. No. 4 (37), p. 143-147.
27. Korchina, T.Ya., Korchin, V.I., Kushnikova, G.I., Yanin, V.L. Characteristics of natural waters in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug [Electronic resource] / Cyberleninka. - Access mode on 10/15/2018. - cyberleninka.ru-vod-na-territorii-hanty, free.
28. Cook H.F. Groundwater Development in England // Environment and History, 1999. Vol. 5. n. 1. P. 75-96; Paavola J. Water Quality as Property: Industrial Water Pollution and Common Law in the nineteenth Century United States // Environment and History, 2002. Vol. 8. n. 3. P. 295-318; Schneider D.W. Enclosing the Floodplain: Resource Conflict on the Illinois River, 1880-1920 // Environmental History, 1996. April (1:2). P. 70-96; Pisani D.J. Beyond the Hundredth Meridian: nationalizing the History of Water in the United States // Environmental History, 2000. October (5:4), p. 466-482.
29. Forest and forest resources of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug and their ecological state [Electronic resource] / access Mode on 04.07.2018. - https://vu-zlit.ru/1342872/lesnye_resursy_hanty_mansiyskogo_avtonomnogo_okruga_eko-logicheskoe_sostoyanie, free.
30. On measures for the further development of fish farming and the increase in fish catch in freshwater bodies of the country. Resolution of the Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR of 08.17.1978 N 719 [Electronic resource] / Information portal of the USSR. - Access mode on 10/15/2018. -http://sssr.regnews.org/doc/fq/gu.htm, free.
31. "On measures to further develop production, expand the assortment, improve the quality of fish products and improve the trade in fish products" [Electronic resource] / Internet archive of USSR legislation. - Access mode on 10/15/2018. - http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6490.htm, free.
32. On approval of the Water Code of the RSFSR. Water Code of the RSFSR (as amended by Decree of the Presidium of the Supreme Council of the RSFSR of March 12, 1980) (as amended on January 5, 1988) [Electronic resource] / Code. - Access mode on 10/15/2018. - http://docs.cntd.ru/document/901700060, free. - Title from the screen.
33. Pechchei A. Human qualities. M., 1985, p. 310.
34. Decree of the Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR of January 15, 1981 N 65 "On measures to strengthen the protection of seas, rivers and other bodies of water in the Arctic basin from pollution" [Electronic resource] / Legal Russia. - Access mode on 10/15/2018. - http://lawru.info/ dok/1981/01/15/n1184999.htm, free.
35. Decree of the Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR of 26.10.1976 N 868 "On measures for the further development of production, expanding the assortment, improving the quality of fish products and improving the trade in fish products" [Electronic resource] / Legal Russia. Access mode on 10/15/2018. - http://lawru.info/dok/1976/10/26/n1187134.htm, free. - Title from the screen.
36. Radkau J. Nature and power. World History of the Environment. - M.: Higher School of Economics. - 2014, p. 467.
37. Decision of the Surgut City Council No. 530-III of the State Duma "On approval of the city target program" Nature Protection and the Rational Use of Natural Resources of the City of Surgut "[Electronic resource] / Access mode on 07/04/2018. - http: //khantymansi.news-city .info / docs / sistemsv / dok_oegcnb / page2.htm, free. - Title from the screen.
38. Sedykh, V.N. Environmental problems and solutions [Electronic resource] / Seasons. Comprehensive journal. - Access mode on 8.20.2018. - http: //seasons-year.rf/solution%20ecological%20problems.html, free.
39. The Central Committee of the CPSU Council of Ministers of the USSR Decree of December 1, 1978 N 984 "On additional measures to strengthen nature conservation and improve the use of natural resources" [Electronic resource] / Internet archive of USSR legislation. - Access mode on 10/15/2018. - http://www.libussr. ru/doc_ussr/usr_9825.htm, free.
40. Shishmina L.V. Ecology of the oil producing complex [Electronic resource] / Access mode on 8/10/2018. - https://www.twirpx.com/file/1081404/, free. - Title from the screen.
41. Shmygleva A.V. Implementation of state environmental policy in Western Siberia in the 1970s - 1980s. : monograph / Sib. state industry un-t; A.V. Shmygleva. -Novokuznetsk: Publishing. Center of SibGIU, 2017 .181 p.
42. Shmygleva, A.V. Anthropogenic impact as a factor of degradation of ecosystems in Western Siberia in the Soviet period [Electronic resource] / CyberLeninka. -Access mode on 8/10/2018. - https://cyberleninka.ru/article/n/antropogennoe-vozdeystvie-kak-faktor-degradatsii-ekosistem-zapadnoy-sibiri-v-sovetskiy-peri-od, free. - Title from the screen.
43. Ecological problems of Siberia [Electronic resource] / Access mode on 10/15/2018. - https://megalektsii.ru/s35588t2.html, free.