Научная статья на тему 'Диалог в контексте правовой культуры'

Диалог в контексте правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
710
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВОЙ ДИАЛОГ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОВОЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черникова Валентина Евгеньевна

Статья посвящена анализу состояния правовой культуры в современной России, в ней раскрыта сущность и выделены отличительные черты правового нигилизма. Подчеркнуто, что в контексте российского поликультурного пространства важным фактором оптимизации правовой культуры является диалог, который должен осуществляться в рамках общего понимания субъектами права фундаментальных нравственно-правовых категорий и культурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог в контексте правовой культуры»

В.Е. Черникова

ДИАЛОГ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена анализу состояния правовой культуры в современной России, в ней раскрыта сущность и выделены отличительные черты правового нигилизма. Подчеркнуто, что в контексте российского поликультурного пространства важным фактором оптимизации правовой культуры является диалог, который должен осуществляться в рамках общего понимания субъектами права фундаментальных нравственно-правовых категорий и культурных традиций.

Ключевые слова: правовая культура, правовой нигилизм, правовой диалог, поликультурное пространство, правовой плюрализм, толерантность, гражданское общество.

Важное место в исследовании проблем гражданского общества в современной России занимает изучение сущности правовой культуры как фактора безопасности и интегрирующего механизма функционирования общества и личности на этапе становления демократического, правового государства. Настоящий период развития правовой культуры в России оценивается как переходный в силу незавершенности и недостаточной эффективности правового регулирования социальной жизни, поэтому исследование особенностей российской правовой культуры представляется актуальным. В полиэтничном российском пространстве особенно важным является учет этнокультурных, национальных и религиозных традиций в процессе «выстраивания» правовых отношений и формирования правовой культуры. Как известно, Россия в силу ряда социально-политических и экономических причин находится в сложной правовой ситуации: с одной стороны, провозглашение права как формальной свободы, с другой - ограничение, а иногда и нарушение многих прав граждан. Это свидетельствует о слабом развитии институтов самозащиты человека, т.е. правовой личности. Вместе с тем проводимые в российском обществе реформы, в том числе в области права, открывают перед личностью правовые перспективы и способствуют формированию правового государства и гражданского общества.

Правовая культура является показателем степени зрелости общества в конкретноисторический период его развития. Сегодняшнее несовершенство российского законодательства, лоббизм в законотворчестве, правовая незащищенность личности негативно влияют на правовую составляющую общей культуры общества. В связи с этим модернизационные процессы в России, безусловно, требуют комплексного научного осмысления.

Прежде чем прийти к анализу правовой культуры в современном российском обществе, необходимо разобраться, а что же все-таки понимается под категорией «правовая культура». Если исходить из определения, представленного в учебной литературе, правовая культура -это комплекс регулятивов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании людей, т.е. их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей в государстве правовой системе [1]. Начальным этапом становления национальной правовой культуры считают древнерусский период. В конце XVIII - начале XIX вв. развиваются различные школы права, приобретают популярность идеи о неотъемлемых правах и свободах человека. Так, в частности, закладываются основы концепции естественного права. Однако оно не соответствует принципам официальной государственной политики, поэтому его преподавание в учебных заведениях запрещено, а предпочтение отдано общей теории

законоведения. В 60-е гг. XIX в. предпринимаются попытки разработать новую систему правовой культуры, связанную с установлением в стране конституции. В рамках нового юридического мышления развивались основные представления о правовой культуре (Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич). Впервые в России заговорили о формировании правового сознания и правовой культуры на всеобщем уровне.

Как особое качественное состояние правовой жизни, правовая культура начинает рассматриваться в XX в. В ней нашли отражение такие черты, как духовность и государственность. «В национальной правовой культуре “правовые понятия” обладали, скорее, нравственно-этическим, чем строго юридическим значением» [2, с. 17]. В послеоктябрьский период воспитание нового человека требовало активного воздействия на общественное сознание.

В этом важную роль сыграл идеологический фактор. Источником представлений о понятии правовой культуры нередко служили идеи партийного руководства. Основополагающие подходы к формированию современной дефиниции понятия «правовая культура» обозначились в 80-е гг. XX в. Правда, это осуществлялось через категорию «социалистическая правовая культура».

Интегрированное определение правовой культуры может быть представлено следующим образом. Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности.

Уважение к закону - важнейшее требование, которое должна учитывать современная правовая культура населения и которое в нашей стране является задачей, пока еще далекой от разрешения. Отсутствие его - наша национальная беда. Право всегда на Руси понималось как приказ начальства, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. Нигилистические настроения в праве - лейтмотив тоталитарных режимов. Не исчезло пренебрежение к закону и в настоящее время. Не секрет, что в России идет борьба двух культурных традиций - прежней, хорошо укорененной культуры обычаев и с трудом пробивающейся в нашу жизнь культуры правил, правовых норм [3, с. 94-99].

Отличительными чертами правового нигилизма в России на современном этапе являются следующие. Во-первых, он характеризуется массовостью, распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах. Во-вторых, носит явно демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер, часто имеет регионально-национальную окраску. Одним из главных путей преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению правовой культуры граждан.

В контексте поликультурного общества, каковым является Россия, важным фактором оптимизации правовой культуры выступает взаимодействие правовых культур.

Для России проблема ведения грамотного гуманитарно-правового диалога является более чем актуальной. Несмотря на проводимую в советское время политику унификации права на территории всей страны, сегодня в ряде регионов проживают группы населения с отличными от принятых на Западе взглядами на право (например, понятия о праве народов Крайнего Севера, мусульманская правовая культура). Игнорировать - это значит намеренно создавать конфликтные ситуации между различными правовыми культурами, которые вполне разрешимы путем конструктивного диалога. Если мы проанализируем правовую ситуацию на Северном Кавказе, то станет понятно, что концепция правового плюрализма не утратила своей актуальности. Стремление представителей власти в республиках подавить любые проявления самобытности в праве, зачастую нисколько не противоречащие федеральному и республиканскому законодательству, жестоко пресекаются правоохранительными органами,

что не может не привести к усилению конфронтации. Не менее актуальна эта проблема и в странах Западной Европы, где с каждым годом возрастает число людей, принадлежащих не только по рождению, но и по своему воспитанию к иным правовым культурам. Речь идет прежде всего о мусульманской правовой культуре. В ряде стран (Нидерланды, Франция и др.) созданы многочисленные институты, занимающиеся изучением проблемы диалога правовых культур. Можно без преувеличения сказать, что от успешного разрешения конфликта между европейской и мусульманской правовыми культурами во многом зависит будущее Европы.

Практика показала, что контакты с носителями иной правовой культуры оказывают серьезное воздействие на правовую культуру общества в целом. Масштабы такого воздействия определяются следующими обстоятельствами: а) культурно-правовая близость контактирующих обществ; б) отношение носителей культуры-реципиента к культуре-донору; в) степень связи с другими элементами культуры общества (чем сильнее интегрированы компоненты культуры, тем сложнее изменить облик каждого из них в отдельности). Активное участие правовой культуры в диалоге с соседними правовыми культурами обеспечивает ее наиболее динамичное и успешное развитие и адаптацию к постоянно изменяющимся экономическим, социальным, политическим и культурным реалиям, следовательно, обеспечивает большую стабильность существования.

Кавказ по отношению к России и во взаимоотношениях с ней всегда занимал особое положение. Северо-Кавказский регион имеет сложный социальный и культурный состав. На его территории проживают представители более сорока этнических общностей, имеющих давние исторические связи между собой, однако сохраняющих свою культурную индивидуальность. На территории Северного Кавказа большую часть населения составляют мусульмане. В связи с этим данный регион стал зоной повышенного внимания и экспансии многих радикальных исламских течений. Лидеры различных организаций и движений крайне радикального толка предпринимали и сейчас предпринимают путем разжигания межнациональной и религиозной розни попытки реализовать проекты нового территориального устройства региона - отделения республик Северного Кавказа от России. Это реальная угроза федеративному устройству страны и ее безопасности.

Доминирование русской культуры на протяжении десятилетий обеспечивало региону в основном бесконфликтное развитие. Очень важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий - исламом и православием. Учитывая, что религия, особенно ислам, обретает все большее значение в общественно-политической жизни, следует сделать акцент на необходимости мирного сосуществования разных конфессий, на поиске диалога, в том числе и в сфере правовых взаимоотношений. Народы России не надо уговаривать жить вместе, необходимо создавать нормальные моральнополитические условия для их совместного достойного проживания в составе единого государства.

Существует несколько правил, следование которым помогает избежать недопонимания и напряженности:

1) знать символику и культуру своего этноса;

2) знать коммуникативную символику другого народа;

3) понять, что все культуры равноценны;

4) вести себя естественно, информировать партнера о своих интересах, ценностях, обычаях;

5) искренне интересоваться культурой, ценностями, стереотипами других народов [4].

Составляющим звеном правовой культуры является правосознание, включающее в себя не

только правовые знания, но и правовые эмоции и чувства, которые, возникнув под воздействием существующих нравственных и религиозных стереотипов, впоследствии превращаются в правовые нормы. Это прежде всего относится к нравственным категориям

добра, ненасилия, справедливости и т.д., представления о которых складывались веками и зафиксированы в памятниках культуры. Диалог между правовыми культурами должен осуществляться в рамках общего понимания и принятия субъектами права (в данном случае -народом страны) в качестве основы (с учетом национальных особенностей) нравственноправовых категорий. В контексте российского общества такой диалог будет продуктивен, если мы каждую правовую культуру станем воспринимать не как «чужую», а как «другую», имеющую наряду со всеми единый духовный источник. Так, абсолютизация любой религии в многоконфессиональной России, ее приоритет перед другими могут вызвать не сближение, а противопоставление, не диалог, а конфликт народов и культурных традиций. Поэтому в рассуждениях о естественноправовых принципах отдельного народа, формирующих правовую культуру, необходимо опираться на общечеловеческие ценности, тем более, что они имеют общую аутентичность. Например, Библия гласит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» [5, с. 4-6].

Коран наставляет: «Ведь, истинно, дела благие приносят избавление от дурных; сие -напоминание для помнящих (о Боге)» [6, с. 253].

В иудейском источнике читаем: «Господь сказал: “Походи на меня: если Я плачу добром за зло, ты тоже плати добром за зло”» (Исход. Раббах.). Подобная мысль характерна и для буддизма: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она» [7, с. 59].

Разумное использование традиций ислама (для Северного Кавказа это имеет первостепенное значение), равно как и других религий и конфессий, необходимо рассматривать как важный путь к благополучию правления и власти в государстве. В силу исторических причин ислам - это не только религия. Для мусульман он является еще и фундаментальным образом жизни, мышления, государственного строя, права, цивилизации десятков народов, формой коммуникации.

Известный специалист в области изучения исламского права Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что при сугубо научном объективном анализе взаимодействия мусульманского права и российского законодательства необходим последовательный правовой подход к отбору и использованию исламского наследия. Для России в целом, замечает далее ученый, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, а государство имеет светский характер, единственно приемлемым является освоение не шариата вообще, а мусульманского права в частности. Светская правовая система может воспринять лишь те элементы мусульманского образа жизни, которые в нее вписываются, а значит, напрямую не связаны с религией. При таком условии обращение к наследию ислама дает возможность использовать опыт оригинальной правовой системы, не нарушая светский характер государства. Вторым условием освоения достижений мусульманской правовой культуры, по мнению Л.Р. Сюкияйнена, является их совместимость с общими началами российской правовой системы, прежде всего конституционными. При этом речь идет не только о соответствии положений мусульманского права указанным началам, но и о том, чтобы воспринимаемые принципы и нормы гармонично вписывались в правовую систему России по своим технико-юридическим, структурным характеристикам [8, с. 129-130].

Данный вывод чрезвычайно важен с методологической точки зрения: роль правоведа должна состоять не в навязывании правовой системе любых норм обычного или традиционного права только потому, что они окрашены в этнографические тона, а в содействии встраиванию в правовую систему только тех норм, которые реально обеспечат упрочение институтов личного статуса представителей коренных народов без ущерба статуса остальных граждан. Таким образом, опираясь на право как часть правовой культуры и в

целом на культурные традиции, в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции в обществе, что позволит, наконец, выйти из социокультурного кризиса и сформировать институты гражданского общества.

Важную роль в достижении правового диалога играет толерантность, т.е. установка на согласие, терпимость, готовность к компромиссам, уступкам во имя общего благополучия и безопасности. Толерантность является необходимым принципом взаимоотношений внутри любого государства или региона, не имеющих этнической, религиозной, социальной и культурной однородности. Понимая важность этой проблемы, Правительство РФ постановлением от 25 августа 2001 г. № 629 утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая воплотила в себе стратегию содействия становлению гражданского общества в России, обеспечения его безопасности, основанной на принципах мира, ненасилия и толерантности. Степень воплощения идей толерантности в жизнь региона зависит от характера доминирующей в нем формы общественного сознания, сложившихся традиций, обеспеченности социальных, гражданских прав и свобод.

Таким образом, правовая культура предстает интегрирующим механизмом функционирования и взаимодействия общества и личности на этапе становления демократического, правового государства и институционализации гражданского общества. В ней выражается качественный уровень развития культуры правосознания и правоприменительной деятельности. Она реализует важнейший ценностный потенциал, накопленный в результате социальной эволюции и выражающийся в приоритетности закона как важнейшего механизма регуляции социального взаимодействия.

Прогрессивная эволюция правовой культуры зависит от степени закрепления в обществе важнейших социокультурных, гражданских и гуманитарных детерминант. Последнее достигается посредством утверждения в социальном функционировании оптимумов права, закона, конституционности, свобод личности, а также реализации таких целей развития, как экономическое процветание, политическая стабильность, межнациональное согласие, высокий уровень жизни народа, эффективная интеграция в мировое пространство.

Современная Россия переживает сложный этап модернизации, особенностью которого является системный переход от одного общественно-экономического устройства к другому. Здесь налицо комплекс всех видов и типов социальных преобразований, взаимодействие всех социальных факторов. Кроме того, произошли изменения и в идеологии, во взаимоотношениях людей, в ценностных ориентациях. Развиваются индивидуальность, гражданственность. Страна становится открытой. Формируются понятия и черты свободного, гражданского общества, меняется образ мира в представлении россиян, отношения с другими народами и культурами.

Литература

1. Смоленский М.Б. Правовая культура и гражданское общество. М., 2003.

2. Анненко О.И. Правовая культура современной российской молодежи: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2007.

3. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. СПб., 2000.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

5. Библия: Первое Послание к Коринфянам. М., 2004. Гл. 13.

6. Коран. Сура 11, аят 114. М.-Дамаск, 1995.

7. Дхаммапада / Пер. и ком. В.Н. Топорова. М., 2006.

8. Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая культура и демократизация в мусульманском мире: перспективы взаимодействия. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.