УДК 101.1
Е. Н. Попов
Диалог между идеалами современной культуры и идеалами просвещения
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются общее и особенное в современной культуре и культуре Просвещения, условия диалога и понимания между современной культурой и культурой эпохи Просвещения. Современная культура, являющаяся результатом развития идей возникших в эпоху Просвещения, с одной стороны, продолжает эти идеи, с другой, она их критически переосмысливает. Провозглашая идеи прогресса, развития общества и самого человека, основанные на его разуме, они не смогли учесть противоречий развития цивилизации. Основой европейской культуры является стремление к свободе как высшей ценности. Все политические, экономические, социальные и культурные дискуссии идут вокруг понятия свободы. Степень развития самого общества определяются объемом свободы, доступного их членам. При этом смысл понятия свобода рассматривается как политическая и экономическая свобода. Приводится анализ просветительской концепции свободы, устанавливающий смысловые связи с пониманием свободы, сложившимся в рамках современного дискурса. Исследуются концепты, центральные для просветительского понимания свободы: автономия личности, индивидуальные права, частная сфера, общественный договор, естественное состояние и естественный человек как субъект свободы.
Ключевые слова: Просвещение, прогресс, диалог, цивилизация, культура, субъект, свобода, технология, развитие.
E. N. Popov
The dialogue between the ideals of modern culture and the Enlightenment
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article examines the general and the special in the modern culture and culture of the Enlightenment; conditions for the dialogue and understanding between the modern culture and the culture of the Enlightenment. The modern culture, which is a result of the development of ideas that arose during the Enlightenment, on the one hand, continues these ideas, on the other, it critically rethinks them. Proclaiming the ideas of progress, development of society and the person himself based on his reason, they could not take into account the contradictions of the development of civilization. The basis of the European culture is the pursuit of freedom as the highest value. All political, economic, social and cultural discussions revolve around the concept of freedom. The degree of development of the society itself is determined by the amount of freedom available to its members. In this case, the meaning of the concept of freedom is considered as political and economic freedom. The article presents an analysis of the educational concept of freedom, which establishes semantic links with the understanding of freedom, which has developed within the framework of modern discourse. The concepts central to the educational understanding of freedom are explored: individual autonomy, individual rights, private sphere, social contract, the state of nature and natural man as a subject of freedom.
Keywords: Enlightenment, progress, dialogue, civilization, culture, subject, freedom, technology, development.
ПОПОВ Евгений Николаевич - к. филос. н., доцент кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
POPOVEvgeniy Nikolayevich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Введение
В истории Западной Европы эпоха Просвещения является переломным этапом в формировании облика западной цивилизации. Хронологически это период охватывает конец XVII и XVIII век. Это этап перехода общества от феодального, средневекового общества к новому времени. «Под Просвещением принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства вступающего на путь индустриализма» [1, с. 837] Между той эпохой и современным периодом развития человечество столкнулось со схожими процессами, которые актуализируют проблемы, возникшие на новом историческом витке развития цивилизации. Как нам кажется, это порождает интересные параллели, позволяющие нам извлечь уроки этого периода.
Общее и особенное в современной культуре и культуре Просвещения
Эпоха Просвещения ознаменовано переворотом в мировоззрении людей - разум становится мерилом общественного прогресса. Таким образом, вера во всесилие и всемогущество разума, культ знания как инструменты в прогрессивных преобразованиях явились еще одной важнейшей ценностью эпохи. Идея Просвещения была выражена И. Кантом: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Sapereaude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» [2, с. 27]. Просвещение, независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, рационализм, исторический оптимизм. Центром по выработке мировоззрения просветителей стал проект «Энциклопедии наук искусств и ремесел» во Франции. Он оказал огромное влияние на общественную мысль. Статьи энциклопедии освещали важнейшие вопросы науки, религии, общественной мысли и философии. Это мировоззрение стало распространяться в разные станы и континенты. Современная эпоха, переосмысливая идеи Просвещения, вступает с ними в своеобразный диалог. Диалогу могут способствовать, с одной стороны, некое единство или схожесть между разными эпохами или культурами. Это может быть некая схожесть процессов, происходивших тогда и сейчас в технологиях, общественной, политической и экономической сфере и общественном сознании. С другой стороны, это может быть несовпадение, которое отличает мировоззрение того и нынешнего времени, которое нам помогает видеть недостатки и слабые места в мировоззрении просветителей.
Эпоха Просвещения является временем начала перехода от аграрного общества к индустриальному обществу. Появляются первые индустриальные предприятия, запуская технологический переход. Для обеспечения этого процесса необходимы научные знания о действительной природе вещей. Знания необходимы для того, чтобы поставить природу на службу человеку. Актуальным становится девиз Ф. Бэкона: «Знание - сила!». Мировоззрение представителей Просвещения основано на передовых достижениях науки того времени, замечательных открытиях и экспериментах Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Г. В. Лейбница и других замечательных ученых. Ньютоно-картезианская картина мира на долгие годы становится прочным фундаментом науки. Сама наука становится лидером духовной культуры общества. Характерной чертой эпохи становится наукоцентризм и гносеологизм. Религия, занимавшая центральное положение в мировоззрении традиционного, аграрного общества отступает под натиском механистического материализма. Материя «есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» [3, с. 75]. Так определяет материю видный представитель материализма и атеист П. Гольбах. Просветители пропагандируют сенсуализм и эмпиризм Дж. Локка. Атеистами и материалистами эпохи Просвещения стали энциклопедисты Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций. Набирает популярность деизм, «.. .основной идеей которого было признание роли Бога как создателя и отрицание возможности его вмешательства в жизнь людей и каких-либо проявлений Божественного откровения» [4, с. 108]. Деизм
хорошо сочетается с ньютоно-картезианской парадигмой. Бог в этом случае становится великим часовщиком вселенной, механиком, сотворившим вселенную.
Наряду с проблемами естествознания просветителей интересует проблема развития общества. Они попытались объяснить естественными законами социально-исторические закономерности. К ним относится географический детерминизм Ш. Л. Монтескье: «Бесплодие земли делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью» [5, с. 242].
Сами по себе идеи Просвещения, как показала практика, не смогли ответить на вызовы, который был брошен событиями XX в. Вера в прогресс, в разум человека и социальный оптимизм не оправдалась. Просветители не учли того факта, что предрассудки, которые они хотели уничтожить, оказались более живучими в недрах разума человека. Его иррациональные стороны и деструктивная деятельность «воля к власти» стали причиной многочисленных войн, геноцида и гуманитарных катастроф. «Особенно ярко эти недостатки классического Просвещения стали видны на фоне трагедий двух мировых войн XX в. и появления в ряде стран особо деспотических режимов» [6, с. 771]. Идеалы Просвещения, к сожалению, оказались неспособными что-либо противопоставить насилию, фанатизму и иррационализму современного человека.
Тем не менее анализ современного этапа развития общества показывает схожесть процессов XVIII в. и конца XX и нач. XXI вв. Схожие моменты обусловлены технологическим изменением. В XVIII в. происходит переход от аграрного и традиционного общества к индустриальному обществу. Нынешний период связан с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и информационному обществу. Поэтому можно проследить общие моменты, характерные для переходных периодов развития. Здесь уместным будет вспомнить закон диалектического снятия. «Закон основан на предположении о том, что развитие идет по спирали, повторяется одно и то же, но на разных уровнях» [7, с. 221]. Именно этот момент позволяет нам говорить о диалоге идеалов современного общества и эпохи Просвещения. Технологический переворот порождает в сознании людей общие схожие настроения. Промышленный переворот, происходивший в XVШ-XIX вв., сейчас напоминает нынешний технологический переход к массовому роботизированному производству. Появление новых технологий на основе возобновляемых источников энергии напоминает использование каменного угля в промышленности XVШ-XX вв. Изобретение печатного станка и появление «галактики Гутенберга» в XV в. стало мощным стимулом для распространения новых знаний и идей в Европе. Появление инфокоммуникационной системы интернет в конце XX в. также стимулировало информационную революцию. Издание энциклопедии искусств наук и ремесел в 1751 году стало началом самого заметного проекта в XVIII в. «Под влиянием редакторов Дидро и Д'Аламбера «Энциклопедия» превратилась в монументальный систематизированный труд, в основу которого были положены «порядок и взаимосвязь человеческих знаний» [8, с. 55].
В современный период роль такого издания выполняет Википедия и другие её аналоги. В отличие от её предшественницы в XVIII в. составителями современной энциклопедии являются большие сообщества. «Благодаря такому энергозатратному просоциальному поведению добровольцев Википедия превратилась в самый посещаемый за всю историю справочный ре-позиторий, в котором содержание гарантированно наполнено в основном актуальными и проверенными фактами [9, с. 436].
Заключение
Таким образом, можем констатировать, что между эпохой Просвещения и современным периодом развития общества есть общие черты. Они повторяют многие процессы и события на более высоком уровне диалектического развития. Переход от индустриального к постиндустриальному имеет общие моменты, которые были при переходе от аграрного к индустриальному. Каждый этот переход имеет общие и особенные моменты. Это позволяет нам в диалоге
глубже понимать ценности, на которые ориентируется современное общество, трансформационные процессы в обществе. Можно сказать, что проблемы, которые мешают развитию общества, как факторы, способствующие, до сих пор остаются актуальными в современном информационном обществе.
Литература
1. Всемирная энциклопедия! Философия - Москва i АСТ, 2001. -1312 с. - Текст i непосредственный.
2. Кант, И. Ответ на вопрос что такое Просвещение? / И. Кант // Соч. в 6 т.- Москва, 1963-1966. -T. VI. - 743 с. - Текст i непосредственный.
3. Гольбах, П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / П. Гольбах. Избранные произведения в 2-х томах, т 1, Москва i Мысль. - 1963. - Текст i непосредственный.
4. Козлова, Е. А. Влияние деизма и философии эпохи Просвещения на религиозные взгляды Маркиза де Сада / Е. А. Козлова. - Текст i непосредственный // МЕДИЦИНА. СОЦИОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ. Прикладные исследования. - №4. - 2020. - С. 108-111.
5. Монтескье, Ш. Л. О духе законов / Ш. Л. Монтескье. - Москва i Мысль, 1999. - 674 с. - Текст i непосредственный.
6. Пукшанский, Б. Я. О роли Просвещения в современном образовании Б. Я. Пушканский. - Текст i непосредственный // Записки Горного института. - 2016. - Т. 221. - С.766-772.
7. Тетиор, А. Н. Множественный мир: монография / А. Н. Тетиор. - Москва i Издательский дом Академии естествознания, 2020. - S5S с. - Текст i непосредственный.
S. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера / Институт философии; отв. ред. и авт. вступ. ст. В. М. Богуславский. - Москва i Наука, 1994. - 720 с. - Текст i непосредственный.
9. Брызгалова, Е. А. Википедия сквозь призму информационного энвайроментализма / Е. А. Брызгалова. - Текст i непосредственный // Экопсихологические исследования. - 6: экология детства и психология устойчивого развития. - Москва, 2020. - С. 435-438.
References
1. Vsemirnaja jenciklopedija: Filosofija - Moskva i AST, 2001. -1312 s. - Tekst i neposredstvennyj.
2. Kant, I. Otvet na vopros: chto takoe Prosveshhenie? / I. Kant // Soch. v 6 t.- Moskva, 1963-1966. -T. VI. - 743 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Gol'bah, P. Sistema prirody, ili o zakonah mira fizicheskogo i mira duhovnogo / P. Gol'bah. Izbrannye proizvedenija v 2-h tomah, t 1, Moskva : Mysl'. - 1963. - Tekst : neposredstvennyj.
4. Kozlova, E. A. Vlijanie deizma i filosofii jepohi Prosveshhenija na religioznye vzgljady Markiza de Sada / E. A. Kozlova. - Tekst : neposredstvennyj // MEDICINA. SOCIOLOGIJa. FILOSOFIJa. Prikladnye issledovanija. - №4. - 2020. - S. 108-111.
5. Montesk'e, Sh. L. O duhe zakonov / Sh. L. Montesk'e. - Moskva : Mysl', 1999. - 674 s. - Tekst : neposredstvennyj.
6. Pukshanskij, B. Ja. O roli Prosveshhenija v sovremennom obrazovanii B. Ja. Pushkanskij. - Tekst : neposredstvennyj // Zapiski Gornogo instituta. - 2016. - T. 221. - S.766-772.
7. Tetior, A. N. Mnozhestvennyj mir: monografija / A. N. Tetior. - Moskva : Izdatel'skij dom Akademii estestvoznanija, 2020. - 858 s. - Tekst : neposredstvennyj.
S. Filosofija v «Jenciklopedii» Didro i Dalambera / Institut filosofii; otv. red. i avt. vstup. st. V. M. Boguslavskij. - Moskva : Nauka, 1994. - 720 s. - Tekst : neposredstvennyj.
9. Bryzgalova, E. A. Vikipedija skvoz' prizmu informacionnogo jenvajromentalizma / E. A. Bryzgalova. -Tekst : neposredstvennyj // Jekopsihologicheskie issledovanija. - 6: jekologija detstva i psihologija ustojchivogo razvitija. - Moskva, 2020. - S. 435-438.
во