ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Влияние деизма и философии эпохи Просвещения на религиозные взгляды Маркиза де Сада
Козлова Евгения Анатольевна,
аспирант, кафедра «Философия и мировые религии», Донской государственный технический университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются взгляды Маркиза де Сада на религию, сформированные под влиянием деизма и философии эпохи просвещения. Представлены основные идеи деизма, рассмотрены сильные стороны деистического учения, способствовавшие быстрому распространению данного религиозного учения в обществе. Описаны философские взгляды мыслителей эпохи Просвещения: возвышение роли разума, религиозная свобода, всеобщая доступность знания. Представлены философские идеи П. Бейля и Ж. Мелье как предвестников рационализма, оказавших влияние на французских просветителей XVIII века. Рассмотрены религиозные взгляды Маркиза де Сада на основании анализа его литературных произведений и исследований его жизни и творчества. Приведены примеры отрывков литературных произведений Маркиза де Сада, свидетельствующие о специфике философских и религиозных взглядов автора. Представлены философские идеи Маркиза де Сада, связанные с проблемами жизни и смерти, а также религиозной веры. Отмечено сходство религиозных взглядов Маркиза де Сада с философией Ф. Ницше. Приведены данные исследователей биографии де Сада, имеющие отношение к процессу формирования его философских и религиозных взглядов под влиянием деизма и философии эпохи Просвещения. Сделаны выводы о противоречивости взглядов Маркиза де Сада на проблемы религии.
Ключевые слова: Маркиз де Сад, деизм, эпоха Просвещения, религия, природа, атеизм.
в и
В современном де Саду обществе широкое распространение получила естественная религия -деизм, основной идеей которого было признание роли Бога как создателя и отрицание возможности его вмешательства в жизнь людей и каких-либо проявлений Божественного откровения.
Философы эпохи Просвещения, провозгласив главенство природы, поддерживали идеи деизма. Большинство просветителей не отказывались от мысли о существовании Бога, но ему отводилась роль создателя. Однажды сотворив мир, Бог не вмешивается в происходящие в дальнейшем события, оставаясь лишь сторонним наблюдателем.
Степень распространенности деистических идей можно связать с тем, что идея невмешательства Бога в человеческую жизнь объясняла бездействие высшей силы в трагических случаях, происходивших с людьми, которые на протяжении всей своей жизни вели праведный образ жизни. Ведь не вызывает сомнения, что воспринимать такого рода случаи с чувством смирения перед волей Божьей довольно затруднительно даже для самых религиозных людей. Деизм, не убеждая общество отказаться от устоявшихся на протяжении многих веков взглядов, в основе которых лежала вера в сотворение мира Богом, находит объяснение тем моментам религиозного учения, которые долгое время оставались непонятными.
Последователи деизма были уверены в том, что Бог не только не оказывает влияния на ход человеческой жизни, но и не выполняет функций судьи в момент завершения земного пути человека. Он не может вознаградить тех, кто жил добродетельно, и не в силах наказать и обречь на вечные муки тех, кто совершил даже самые тяжкие преступления. Но как же в таком случае воспитывать подрастающее поколение в духе высокой нравственности? На смену религиозным традициям приходит светская модель общественного устройства, основанная на рациональных нормах. Новая мораль предполагает отсутствие влияния религии на все сферы жизни общества, что в конечном итоге приводит к формированию светского государства.
Деизм позиционировался большинством просветителей как естественная религия. Среди убежденных атеистов оставались Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах [1, с. 178-180; 2, с. 106; 3, с. 72].
В трудах Вольтера не звучит призывов к полному отказу от религии, он предлагает допустить религиозную свободу. Благодатной почвой для процветания религиозной веры Вольтер считает невежество людей. Появление религии он называет результатом «встречи мошенника и глупца». Вольтер призывает бороться с невежеством с помощью философии, которую считает мощным орудием преодоления массовой глупости [4, с. 107].
Возвышение роли разума по отношению к вере привело к борьбе с суевериями, религиозными предрассудками и церковью в целом. Если до Великой французской революции противостояние нового учения и традиционной религии носило умеренный характер, то в ходе революционных событий служители церкви массово отрекались от своих взглядов в страхе перед жестокой расправой, грозившей им в случае проявления приверженности религиозным идеям.
Религиозное восприятие мира заметно сдавало свои позиции в обществе по мере усиления влияния интеллектуального движения, провозглашавшего разум единственным инструментом познания.
Представители Просвещения, отказавшись от религиозного мировосприятия, признавали единственным источником получения достоверных знаний о человеке разум. Просветители призывали отказаться от отношения к знанию как к достоянию привилегированных слоев населения и предпринимали попытки создать условия для всеобщей доступности знания. Достижения науки, по замыслу мыслителей Просвещения, должны были стать движущей силой общественного развития.
На взгляды французских просветителей XVIII века оказали влияние философские идеи предвестников рационализма: Пьера Бейля и Жана Мелье.
П. Бейль стал идеологом «третьего сословия». В своих работах «Ответы на вопросы одного селянина» и «Исторический и критический словарь» он продвигает идеи религиозной терпимости. П. Бейль разграничивает мораль и религию, указывая на то, что человек способен силой собственного разума прийти к пониманию истинной морали, исповедуемая религия при этом не имеет значения. Но открытых атеистических идей П. Бейль не высказывает, предпочитая довольно сдержанные замечания в сторону веры. Завершая свои рассуждения, он приходит к выводу о превосходстве веры перед разумом. В качестве доказательств недостаточной силы человеческого разума П. Бейль критикует различные философские концепции, указывая на разного рода неясности и неточности [5; с. 48].
Гораздо более радикальную позицию по отношению к церкви занимал Ж. Мелье. Его сочинение «Мое завещание» пропитано ненавистью к церковным обрядам и представителям духовенства. Особого внимания заслуживает тот факт, что Ж. Мелье посвятил свою жизнь религии. Труд, в котором он раскритиковал основные догматы католиче-
ской веры, был обнаружен и опубликован после его смерти. Роль творца мира Ж. Мелье отводит природе, указывая на отсутствие каких-либо подтверждений существования Бога. Происхождение всех вещей в мире он считает результатом трансформации материи, созданной природой. Ж. Ме-лье выражает уверенность в силе человеческого разума и полностью отвергает религию [6; с. 906].
Таким образом, для эпохи Просвещения характерно сложившееся противоречивое разнообразие взглядов в отношении религии.
При анализе взглядов Маркиза де Сада на религию в силу их противоречивости достаточно сложно сделать однозначные выводы.
В своем литературном творчестве Маркиз де Сад довольно противоречиво высказывался относительно религии. Герои его романов будто бы разделяются на два радикальных лагеря: «воинствующих атеистов» и «набожных». Во время чтения произведений де Сада возникает ощущение, что те его работы, в которых демонстрируется терпимое или положительное отношение к религии, -это лишь попытка подстроиться под вкусы потенциальных читателей и оправдать себя за опубликованные ранее романы, вызвавшие бури негодования в обществе. Атеистические тексты де Сада куда более убедительны, чем те, которыми он пытается не обидеть чувств верующих.
В «Диалоге между священником и умирающим» Маркиз де Сад приводит рациональные доводы в пользу отказа от религии: «докажите, что Природа не самодостаточна - тогда я воображу себе, что ею управляет внешняя сила, а до тех пор ничего не ждите от меня, я поклоняюсь лишь доказательствам, а доказательства получаю только через свои ощущения: моя вера не простилается дальше их пределов, и без них она исчезает»; «свойства вещей проистекают без повеления высшего разума, и, следовательно, все происходит от первопричины, без какой-либо цели и мудрости» [7, с. 402].
Де Сад не видел смысла придумывать какое-либо мистическое существо для объяснения процессов и явлений, окружающих людей. То, что не могла объяснить современная ему наука, он считал не сверхъестественным, а попросту ожидающим новых открытий научного сообщества. Он был искренне возмущен стремлением людей мистифицировать повседневную жизнь, убедив себя в существовании чудотворных сил божества. «У природных явлений должно быть природное происхождение: природные причины полностью объясняют все, нет потребности изобретать неестественные вещи, такие, как ваш бог, который, как я говорил ранее, нуждается в объяснении, и который, в то же время, сам не объясняет ничего, и, будучи лишь только основанием всего, ваш бог является лишним, он совершенно бесполезен; он бесполезен, поскольку живет только в воображении, как несуществующая пустая основа» [7, с. 404].
В «120 дней Содома» де Сад выражает уверенность в том, что религия отживает свои последние
сз о
о Л о
о сз о в
дни. «Существование Бога есть бред помешанного, которому ныне на земле верят не более чем два десятка ослепленных приверженцев; религия - всего лишь хитрая выдумка, которой плуты хотели нас обмануть и которая сегодня достаточно разоблачена» [8, с. 88].
И действительно, в эпоху Просвещения, казалось бы, наметилась тенденция к всеобщему просвещению, культу разума, что постепенно должно было привести к всеобщему атеизму. Но этого не случилось, потому что, как и во все исторические эпохи, религия была использована очередными предприимчивыми правителями для манипулирования обществом. «Религия - узда, которую тирания сильных набрасывает на более слабых» [9, с. 133].
В ХVN-XVШ вв. очень сложно было преодолеть непонимание общества, даже используя экспериментально подтвержденные данные. Многовековые традиции не так просто разрушить. Да и не каждый человек готов найти в себе силы осознать конечность своего существования и отказаться от успокаивающих мыслей о сверхъестественных силах, на которые можно списать все свои неудачи, у которых можно при необходимости попросить помощи.
Рассуждая о проблеме возникновения религии и пытаясь объяснить причины столь широкого ее распространения, Маркиз де Сад приходит к выводу о том, что появлению религии способствовали многочисленные страхи людей, которые они пытались преодолеть доступными ими способами. «В мастерской страха создает человек тот смешной фантом, который зовется Богом» [9, с. 91].
В силу массовой безграмотности и узости мировосприятия людей идея высшего существа, наделенного сверхъестественными способностями, нашла поддержку. Люди чувствовали облегчение, обратившись за помощью в сложных жизненных ситуациях к воображающему всемогущему существу. Таким образом, способ преодоления страхов был найден. «Идея Бога зародилась среди невежества, тревог и несчастий» [9; с. 90].
Одной из причин массового распространения религии де Сад считал сомнения людей относительно существования жизни после смерти. Человек, который в целом придерживается нейтральной позиции в отношении религии, испытывает смешанные чувства в тот момент, когда речь заходит о существовании рая и ада, и зачастую соглашается зачислить себя в ряды верующих и совершить религиозные обряды, подтверждающие его положительное отношение к религии, лишь для того, чтобы обезопасить себя на тот случай, если после смерти ему действительно придется предстать перед божьим судом. «Представление об этой могущественной воображаемой силе всег-е да связано со страхом наказания» [9, с. 90]. М Маркиз де Сад был очень эрудирован. В его библиотеке имелись философские сочинения еЗ Ш.Л. Монтескье, Б. Спинозы, П. Бейля, Р. Де-Ц карта, П.А. Гольбаха, Т. Гоббса, К.А. Гельвеция,
Д. Юма, Ж. Ламетри, Б. Паскаля, Д. Локка. Де Сад прочитал много церковной литературы. Осведомленность Маркиза де Сада в вопросах христианской религии позволила ему высмеять наиболее сомнительные места Священного писания в своих произведениях. В «Жюстине» монолог одного из героев, содержащий указания на множество нелепостей, описанных в библии, занимает более десяти страниц.
Симона де Бовуар отмечает, что взгляд де Сада на христианство имеет много общего с философией Ф. Ницше. Рассматривая христианство как религию жертв, Маркиз де Сад выступал за замену религии жертв на идеологию силы.
Взгляды Ф. Ницше изложены в труде «Антихрист. Проклятие христианству». Он, подобно де Саду, указывает на то, что религия - результат беспомощности человека перед лицом болезней и смерти. «Никого нельзя «обратить» в христианство - сначала надо сделаться достаточно больным для этого». [10, с. 73-74].
Ф. Ницше называл христианство «моралью слабых, неспособных к деятельному сопротивлению и созиданию людей, которые научились получать наслаждение от своих страданий и принимают унижение как «билет в рай» [11, с. 7].
В работах Маркиза де Сада много внимания уделяется вопросу сострадания и помощи нуждающимся. Здесь тоже прослеживаются идеи, описанные впоследствии Ф. Ницше: «Что вреднее всякого порока? - Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым - христианство» [10, с. 3].
Время от времени Маркиз де Сад посещал церковь и даже принимал участие в церковных обрядах. Кроме того, в его произведениях есть высказывания, в которых он неоднозначно выражает свое отношение к религии. Но большинство исследователей жизни и творчества де Сада все же сходятся во мнении о том, что он был «абсолютно не религиозен» [12, с. 14].
Описывая жизнь де Сада, биографы неоднократно упоминают о преследовавшем Маркиза де Сада страхе перед старостью. Некоторые утверждают, что он впадал в полное отчаяние и панику (вплоть до потери сознания), увидев у себя на голове седой волос. Есть основания предполагать, что страх этот связан в какой-то степени с опасением потерять внешнюю привлекательность и утратить былые сексуальные возможности. Как в своих романах, так и в некоторых письмах де Сад говорит о смерти как о переходе материи из одного состояния в другое. Он считает, что относиться к смерти нужно спокойно, помня о том, что в природе существует некий круговорот материи, она постоянно видоизменяется, переходит из одного состояния в другое. Подтверждается это множеством фактов, которые окружают нас в ежедневной жизни. Маркиз де Сад дал распоряжение после его смерти похоронить его в лесу без всяких церемоний. Ему приятна была мысль, что на месте захоронения со временем вырастет дерево, которое будет отчасти состоять из видо-
изменившейся материи, бывшей когда-то литератором Маркизом де Садом.
И все же проблема неизбежности смерти волновала де Сада довольно сильно. Высказывания де Сада, раскрывающие его страх смерти, говорят лишь о том, что его беспокоило именно разрушение личности, а вовсе не муки, ожидающие его в загробном мире. Он был в отчаянии от того, что в полной мере осознавал конечность своего существования как личности. Высокий уровень развития интеллекта не позволял ему найти утешение в вере в сверхъестественное. Он испытывал мучения, представляя, что его жизни придет конец и он будет лишен возможности не только испытывать удовольствие от жизни, но и просто вести пассивный образ жизни, он не сможет даже мыслить. Вера де Сада в трансформацию материи, приводящую к смене форм существования живых организмов, не утешала его. Ведь в процессе таких трансформаций происходит полное разрушение исходной формы как личности. Де Сад не допускал возможности существования чего-либо нематериального в человеке, следовательно, поверить в переселение души не мог.
Маркиз де Сад в большинстве своих произведений придерживался атеистических позиций, призывал читателей к полному отказу от религии. При этом природа, которой де Сад отводил роль создателя, позиционируется как нечто сверхъестественное, о чем свидетельствуют приписываемые ей возможности целенаправленно карать или вознаграждать людей в соответствии с их действиями.
10. Ницше Ф. Антихрист. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 320 с.
11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Вступительная статья Б.В. Маркова. Послание Диониса. - М.: Эксмо, 2005. - 1024 с.
12. Бовуар С. де. Маркиз де Сад и ХХ век. - М.: Культура, 1992. - 256 с.
THE INFLUENCE OF DEISM AND ENLIGHTENMENT PHILOSOPHY ON THE RELIGIOUS VIEWS OF THE MARQUIS DE SADE
Kozlova E.A.
Don State Technical University
The article examines the views of the Marquis de Sade on religion, formed under the influence of deism and the philosophy of the enlightenment. The main ideas of deism are presented, the strengths of the deistic teaching that contributed to the rapid spread of this religious teaching in society are considered. The article describes the philosophical views of Enlightenment thinkers: the rise of the role of reason, religious freedom, and universal access to knowledge. The author presents the philosophical ideas of p. Baile and J. Melier as precursors of rationalism, which influenced the French enlighteners of the XVIII century. The article considers the religious views of the Marquis de Sade based on the analysis of his literary works and studies of his life and work. Examples of excerpts from the literary works of the Marquis de Sade are given, indicating the specifics of the author's philosophical and religious views. The author presents the philosophical ideas of the Marquis de Sade related to the problems of life and death, as well as religious faith. The similarity of the religious views of the Marquis de Sade with the philosophy of F. Nietzsche is noted. The article presents data from researchers of de Sade's biography that are relevant to the process of forming his philosophical and religious views under the influence of deism and the philosophy of the Enlightenment. Conclusions are drawn about the contradictory views of the Marquis de Sade on the problems of religion.
Keywords: Marquis de Sade, deism, the age of Enlightenment, religion, nature, atheism.
Литература
1. Дидро Д. Избранные философские произведения. - М.: Госполитиздат, 1941. - 280 с.
2. Гельвеций К.А. Об уме. - М.: Мир книги, 2006. -560 с.
3. Гольбах П.А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. - М.: Ле-нанд, 2020. - 504 с.
4. Вольтер. Малое собрание сочинений. - М.: Азбука, 2019. - 608 с.
5. Бейль П. Исторический и критический словарь. - М.: Мысль, 2013. - 391 с.
6. Мелье Ж. Моё завещание. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. - 1360 с.
7. Маркиз де Сад. Малое собрание сочинений. -М.: Азбука, 2010. - 928 с.
8. Маркиз де Сад. 120 дней Содома, или Школа разврата. - М.: Издательство «Э», 2018. - 480 с.
9. Маркиз де Сад. Жюстина, или Несчастья добродетели. - СПб.: Азбука-классика, 2004. -288 с.
References
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10, 11
12,
Diderot D. Selected philosophical works. - Moscow: Gospolitiz-dat, 1941. - 280 p.
Helvetius K.A. About the mind. - Moscow: Mir knigi, 2006. -560 p.
Golbach P.A. System of nature, or about the laws of the physical world and the spiritual world. - Moscow: Lenand, 2020. -504 p.
Voltaire. Small collection of works. - Moscow: Azbuka, 2019. -608 p.
Beil P. Historical and critical dictionary. - Moscow: Mysl, 2013. -391 p.
Melie Zh. My will. - Moscow: Publishing house Of the Academy of Sciences of the USSR, 1954. - 1360 p. The Marquis de Sade. Small collection of works. - Moscow: Azbuka, 2010. - 928 p.
Marquis de Sade. 120 days of Sodom, or the school of debauchery. - Moscow: publishing house "e", 2018. - 480 p. The Marquis de Sade. Justine, or the Misfortunes of virtue. Saint Petersburg: Azbuka-klastika, 2004, 288 p. Nietzsche, F. Antichrist, Moscow: Eksmo-Press, 2016. 320 p. Nietzsche, F. Thus spoke Zarathustra. Introductory article by B.V. Markov. Epistle of Dionysus, Moscow: Eksmo, 2005, 1024 p.
Beauvoir S. de. Marquis de Sade and the twentieth century. -M.: Culture, 1992. - 256 p.
C3
о
о Л о
о сз о в