кономической революции. - М.: Academia, Наука, 1999. -С.71.
13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т. 23. - М.: Политиздат, 1986. - Т.1., Кн. 1. - С.341-342.
14. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. (первоначальный вариант «Капитала») Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т. 46. - М.: Политиздат, 1986. - Ч. 1. - С.248.
15. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М.: ИНФРАМ, 1999. - С.114.
Антонов Алексей Васильевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Пермь, e-mail: akvizit @yandex.ru
Antonov Alexey Vasilyevich, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of philosophy and law, Perm National Research Polytechnic University, Perm, e-mail: [email protected]
УДК 1:304.50 © О.Б. Бальчиндоржиева
ДИАЛОГ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Данная статья посвящена оценке степени развития политического участия граждан в Китае и анализу типов общественных организаций, существующих в Китайской Народной Республике, а также изучению их влияния на процесс политической модернизации страны. Автором сделан акцент на изучении того, каким образом общественные организации участвуют в формировании, становлении, реализации государственной власти.
Ключевые слова: Китай, общественные организации, модернизация, политическая система, политическое участие, демократизация.
O.B. Balchindorzhieva
A DIALOGUE BETWEEN STATE AND SOCIETY UNDER THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE CHINESE PEOPLES REPUBLIC
This article is devoted to evaluation the degree ofpolitical participation of citizens in China and to analysis of types of social organizations that exist in the People's Republic of China, as well as to the study of their impact on the process of political modernization of the country. The author emphasizes the study of the way in which civil society organizations are involved in the formation, implementation of the government power.
Keywords: China, public organizations, modernization, political system, political participation, democratization.
Теории развития XX в. были инспирированы идеей прогресса. Иногда даже такие понятия как «развитие», «эволюция», «модернизация» были в их теориях взаимозаменяемыми, чаще же старались их различить. Так, согласно Т. Парсонсу, «эволюция» понималась как материально-биологическая основа развития, «развитие» как экономические и политические стадии роста, «модернизация» связывалась с социокультурными изменениями.
Модернизация в данном контексте, есть глубокая трансформация традиционного образа жизни, в процессе которой традиционные деревни или племенные сообщества вынуждены реагировать на вызовы и давление современного, промышленного, урбанизированного мира.
В отличие от Европы, в истории Китая вплоть до начала прошлого столетия не существовало многообразия форм государственного устройства. На протяжении столетий китайская государственность внешне эволюционировала очень слабо. По сравнению с опытом Запада в
Китае происходила не смена форм власти, а смена отдельных принципов ее организации, которые не меняли их основную оболочку.
Для знаменитого китайского историка Сыма Цяня, философию которого по праву называют философией политической власти, не имело значения, сколько человек и кто представляет власть. Исторический пример его народа не показал примера трех властей, как это было, например, в Древней Греции.
В настоящее же время сформировалась новая структура власти, ориентированная на эффективную реализацию планов модернизации страны. Стержнем ее является Компартия Китая. Основной проблемой политической модернизации является проблема адаптации Компартии Китая вызовам эпохи, требование обеспечения теоретического сопровождения трансформационных процессов в Китае. С тем, чтобы поднять авторитет партии, вдохнуть новую жизнь в ее ряды, обновить ее идеологическую основу и политический курс, руководством Китая было вы-
двинуты три требования, предъявляемые к КПК в свете новой обстановке, сложившейся в стране и в мире в последние годы. В своей политической линии партия должна представлять, во-первых, передовые достижения науки и культуры; во-вторых, передовые производительные силы; в третьих, интересы широких народных масс. Эти требования получили название «тройного представительства» и были охарактеризованы как «важнейшие идеи», представляющие дальнейшее развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина.
В последние десятилетия в Китае образовалось большое количество неправительственных организаций (фэй чжэнфу цзучжи), или так называемых народных организаций. «Неправительственные организации это некоммерческие, самоуправляемые, непартийные организации, интересы которых направлены на удовлетворение интересов широких слоев населения, совместное решение общественных проблем» [1, с. 80]. Данные организации привлекают внимание государственных структур к проблемам, которые беспокоят общество, наблюдают и анализируют государственную политику, предлагают альтернативные варианты развития, мобилизуют избирателей на поддержку реформ, берут на себя функции по обслуживанию населения. Тем самым они также оказывают непосредственное влияние на процесс политической модернизации страны.
Народные организации в Китае делятся на два вида: официальные общественные организации (около 100 тыс., из них всекитайских почти 2 тыс.) и созданные силами народа некоммерческие организации (их сейчас более 700 тыс.). Общественные организации включают в себя -ассоциации, союзы, общества, исследовательские, учебные общества, фонды, бизнес-ассоциации созданные на основе принципов добровольности, членства и признания общих целей. Они являются своеобразными «перемычками» между партией и обществом. Они действуют на территории всей страны и имеют иерархическую структуру. К числу наиболее активных относятся, например, Всекитайская федерация профсоюзов, Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация женщин. Их возглавляют коммунистические функционеры, специально назначенные на свои посты партийными органами и получающие от них указания. Одной из основных задач этих народных организаций является проведение политики партии среди наиболее значительных групп. «Получается, что массовые организации представляют интересы компартии среди организо-
ванных «групп интересов», а не наоборот. Они по классическому определению выступают в роли «приводных» ремней партии» [2, с. 435]. Хотя по своей природе, характеру деятельности они не являются полностью политическими, тем не менее, им в той или иной мере приходится участвовать в государственной и общественной деятельности, быть вовлеченными в решение экономических, социальных, демографических и культурных задач.
А созданные силами народа некоммерческие организации - это образованные силами коммерческих предприятий, общественных организаций, различных общественных сил, частными лицами не направленные на получение прибыли, учреждения: учебные заведения, лечебные учреждения, дома престарелых, пансионаты, исследовательские, культурные, спортивные центры, центры по оказанию различных услуг населению.
Ученые из университета Цинхуа провели исследования деятельности пекинских всекитайских и местных общественных организаций, а также организаций, созданных силами народа. Исследования показали, что основными сферами их деятельности являются союзы специалистов в различных областях, студенческие общества, бизнес ассоциации (50%); международный обмен (22,12%); социальное обслуживание населения (22,12%); запрос мнений по политическим установкам (20,19); помощь бедным и пострадавшим от бедствий (18,27%); охрана окружающей среды (16,34%); подготовка и переподготовка специалистов (13,46%); спорт, здоровье, развлечения (11,54%); различные фонды (9,62%) и т.д. [3, с. 4-5].
Западный опыт взаимодействия общественных и государственных структур демонстрирует преимущество принципов социального партнерства в форме трехсторонних отношений между властью, бизнесом и организациями гражданского общества, иначе называемым межсекторным взаимодействием. Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы. У них разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество секторов необходимо: ни государство, ни бизнес, ни граждане не могут «в одиночку» преодолеть социальную несправедливость и конфликты [4].
В зависимости от типа взаимодействия общественных организаций с властью и друг с другом Е. Белокурова выделяет две модели - плюралистическую и корпоративную. При взаимо-
действии организаций третьего сектора и государства в рамках плюралистической модели первые являются многочисленными, добровольными, неиерархическими, конкурирующими между собой самостоятельными объединениями, не создаваемыми и не контролируемыми государством.
Для корпоративной модели характерно ограниченное число не конкурирующих между собой, иерархически упорядоченных (посредством совета общественных организаций) и функционально дифференцированных неправительственных организаций, признанных или созданных государством, которое наделяет их монополией на представительство отдельных интересов в обмен на определенную степень правительственного контроля за подбором их лидеров и артикуляцией требований и поддержки [5, с. 675]. В Китае, как говорилось выше, существует небольшое количество официальных массовых общественных организаций и огромное число созданных силами народа некоммерческих организаций. Это дает основания считать, что в современном Китае сосуществуют обе модели взаимодействия общественных организаций с государством.
К.А. Егоров пишет о том, что «политическое участие общественных образований во многих случаях сводится к созданию пунктов по сбору предложений и заявлений, которые в принципе должны рассматриваться на заседаниях низовых органов государственного управления или передаваться в вышестоящие органы» [6, с. 177]. О необходимости создания механизма реализации законодательной инициативы общественных организаций говорит и китайский политолог Гао Фан [7, с. 620].
Таким образом, можно выделить следующие основные формы взаимодействия (сотрудничества) общественных организаций и государственных органов в КНР:
1. Сотрудничество, возникающее при формировании государственных органов и руководящих органов общественных организаций. Речь идет, прежде всего, об участии общественных организаций в избирательных кампаниях. Это выдвижение кандидатов в состав представительных органов государственной власти; последующая связь с народными избранниками путем обсуждения их отчетов; участие в реализации права отзыва и т.д.
На практике большинство кандидатов в депутаты уездных и вышестоящих СНП выдвигаются Единым фронтом. Массовые народные (общественные) организации наряду с политическими партиями выдвигают своих кандидатов на
выборы в местные и центральные представительные органы власти Китая. Более того, «в 1987 г. в ходе выборов в СНП волостного и уездного уровня впервые было искусственно ограничено число кандидатов, выдвинутых политическими партиями и общественными организациями» [6, с. 89], - утверждает К.А. Егоров. Автор утверждает, что эта мера принималась во избежание злоупотребления политическими партиями и общественными организациями своим политическим весом, и подавления ими кандидатов-конкурентов выдвигаемых, небольшими группами, численностью более 10 человек.
2. Взаимодействие в форме взаимоконтроля.
3. Сотрудничество в процессе правотворчества и внутриорганизационного нормотворчества.
Важной формой развития демократического процесса в Китае также служит совершенствование системы политического участия. Право на политическое участие представляет собой наиболее важное из политических прав граждан. В этой связи справедливо замечание китайского ученого Тань Цзяня о том, что степень осуществления политического участия является индикатором развития демократии в государстве [8, с. 76]. Применительно к условиям своей страны китайские политологи насчитывают шесть различных форм политического участия: участие в выборах с правом выдвижения своей кандидатуры при поддержке десяти других избирателей; отзыв депутата путем голосования; внесение проектов решений; проведение повторного голосования; сдача экзаменов для поступления на службу; поступление на государственную службу [8, с. 76].
Одним из важных аспектов политической реформы, начатой в 1978 г. было создание, а в некоторых случаях восстановление системы многочисленных официальных каналов, по которым граждане могут выражать свое мнение и участвовать в политической жизни. Это разнообразные бюро жалоб, «горячие телефонные линии», центры, куда можно обратиться о злоупотребление властей, а также письма в газету.
Разумеется, в условиях длительного, глубокого реформирования всей административно-хозяйственной жизни страны на рыночной основе, сопровождающегося появлением новых и обострением старых противоречий, при отсутствии достаточного опыта такого реформирования, невозможно избежать сопутствующих этому процессу негативных явлений. Существует точка зрения, что «почти каждый взрослый гражданин вовлечен в определенную политическую организацию или группу. Это формулирует, ка-
залось бы, соответствующую целостность политического участия. Однако, несмотря на широкий спектр политических организаций и строгие организационные формы, кроме правящей партии ни одна другая политическая организация не обладает достаточно консолидирующей силой» [9, с. 215].
В большинстве случаев формулирование рядовыми гражданами своих интересов направлено не на выработку политического курса, а на устранение проблем, возникающих при его реализации (как правило, это злоупотребление служебным положением). Новая правовая политика сделала возможным такой вид формулирования интересов. Все чаще группы крестьян со сходными интересами, но не имеющие оформленной политической структуры (например, обычные крестьяне), начинают «законное сопротивление», т.е. сообща направляют петиции в высшие инстанции, прося расследовать деятельность и наказать местных лидеров, нарушающих закон и действующих вразрез с политическим курсом. «Законное сопротивление» становится не средством решения личных проблем, а формой коллективных действий по официальным каналам. Несмотря на то, что подобные организации в большинстве своем - неформальные и создаются ad hoc, т.е. по конкретным поводам, они выполняют свою роль - согласование интересов вне структур Компартии [10, с. 435-436].
На официальном уровне вопрос о демократизации политической системы по западному образцу не ставится. Все общественные организации и Единый фронт самостоятельной политики не проводят и служат проводниками политики компартии в массы. Проблема демократизации политического строя ставится китайским руководством весьма своеобразно, то есть в соответствии с пониманием демократии с китайской спецификой. В этом понимании есть место учету материальных и отчасти социальных интересов населения, но нет места для его волеизъявления. Система политического участия граждан только начинает развиваться. Важнейшим результатом этого процесса стало осознание действительных интересов подавляющего большинства населения и политика реализации этих интересов на практике. Формула «управление интересами через интересы» означает всемерный учет их, согласование и диалог вместо давления, администрирования. Диалог между государством и обществом необходим для достижения реальных результатов.
Американский социолог С. Верба среди основных составляющих и признаков процесса политической модернизации выделяет повыше-
ние способностей политической системы к выживанию в кризисных ситуациях и к преодолению кризисов за счет использования новых средств коммуникации, социализации и мобилизации [11, с. 224]. А такая кризисная ситуация уже сложилась. «В конце ноября журнал "Цай-цзин" проводил ежегодное собрание под девизом "2013: прогнозы и стратегия". Среди участников, численность которых достигала 1000 чел., были китайские и зарубежные эксперты, бывшие и нынешние чиновники довольно высокого ранга и журналисты. Наибольшее впечатление на присутствующих произвело выступление профессора университета Цинхуа Сунь Липина. Он отметил, что в стране множатся массовые акции протеста, забастовки, волнения, демонстрации. И если компартия упустит шанс порвать со своим прошлым, то через пять или, самое большее, через десять лет произойдет катастрофа. Пока еще такой шанс существует. Если правящая партия принесет покаяние, то сердобольный народ может отпустить ей грехи. Но вечно он жалеть власть не станет. Фактически, полагает Сунь Липин, "тихая революция" уже началась. Это проявляется в падении доверия к власти и снижении управляемости» [12, с. 6-7]. Поэтому на повестке дня остается дальнейшее продвижение политической реформы, расширение демократии и открытости. Диалог между государством и обществом должен быть направлен на достижение согласия в обществе, на выработку программы и механизмов политической деятельности, а также на демократизацию и сциентизацию процесса принятия политических решений.
Литература
1. Ян Дунпин. Китай в XXI веке. - Пекин: Сиюань, 2001.
2. Важнейшие народные организации / Китайский информационный Интернет-центр // [Электронный ресурс] -URL: http://www. russian.people.com.cn
3. Общественные организации созданные силами народа. - Пекин: Изд-во университета Цинхуа, 2001.
4. Перегрудов С.П. Гражданское общество, власть и бизнес? / Куда пришла Россия? - М.: МВШСЭН, 2003.
5. Белокурова Е.В. Государство и благотворительные организации: трансформация моделей взаимодействия / Благотворительность в России. - СПб.: Лики России, 2001.
6. Егоров К.А. Китайская Народная Республика: политическая система и политическая динамика. - М.: Наука, Восточная литература 1993.
7. Гао Фан. Политология и реформа политической системы КНР. - Пекин: Чжунго шуцзи, 2002.
8. Тань Цзянь. Чжунго чжэньчжи тичжи гайгэ лунь (О реформе политической системы в Китае). - Пекин, 1989.
9. Тао Дунмин, Чэнь Минмин. Дандай Чжунго чжэн-чжи цаньюй (Политическое участие в современном Китае). - Ханчжоу, 1998.
10. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К. и др. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. - М.: Аспект Пресс, 2002.
11. Модернизация России. Социально-гуманитарные измерения / под ред. Н.Я. Петракова. - М.: Нестор-история, 2011.
12. Бергер Я. К итогам XVIII съезда КПК: преемственность и обновление курса // Проблемы Дальнего Востока. -2013. - №1. - С3-18.
Бальчиндоржиева Оюна Баировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Balchindorzhieva Oyuna Bairovna, candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department of philosophy, Burayt State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 111.1/217 © Г.В. Авдошин
ФОТОГРАФИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ
Философский смысл фотографии заключается в открытии древнего способа мировидения. Его главный принцип - «умность» всех вещей и явлений. Вещи созерцают и отражают друг друга. В мире имеют место два основных процесса: воплощение и отражение. Воплощение - это нисхождение эйдоса в материю. Отражение - возвращение эйдоса к самому себе. Фотография рассматривается в настоящей статье как один из способов этого возвращения.
Ключевые слова: воплощение, отражение, созерцание, ум, эйдос, символ, трехмерное и двухмерное пространство.
G.V. Avdoshin
PHOTOGRAPHY AS REFLECTION
Philosophical meaning ofphotography is that it reveals an ancient mode of viewing the world. Its central principle is the «intelligence» of all things and phenomena. Things contemplate and mirror each other. There are two principal processes in the world: objectification and reflection. The objectification is the descent of an eidos into matter. The reflection is the return of the eidos to itself. In this article the photography is viewed as one of the modes of this return.
Keywords: objectification, reflection, contemplation, intellect, eidos, symbol, three- and two-dimensional space.
Если посмотреть на изобретение фотографии с философской точки зрения, то можно увидеть главный его смысл в преодолении субъект-объектного режима мышления европейской философии. Или, по-иному, в освобождении человека от власти субъекта, от притяжения подлежащего, в пространстве которого он оказался, вероятно, со времен Декарта («мыслю, следовательно, существую»). Но ведь знаменитый декартовский вывод можно понять и так: философ говорит не о человеке, который мыслит, а о себе. Он обращается здесь не к человеку, а к «Я», к структуре самости, которая, безусловно, связана с человеческим существом, но им не исчерпывается. Можно сказать ведь и так: «я» мыслит, следовательно, существует. Такая формулировка отсылает уже, например, к индийскому Атману или к парменидовскому «мыслебытию», а из европейских философов, пожалуй, к Шеллингу. Замыкание же «Я» на человеке приводит к «изоляционному» режиму Канта и вытекающим из него ограничениям, которые имеют место в некоторых течениях современной философии (например, позитивизм, аналитическая философия).
Фотография не случайно стала в ХХ в. предметом философского осмысления. В ней скрыт какой-то древний смысл, какое-то древнее ощущение, что все вокруг в той или иной степени одушевлено и что ум - это не замкнутая человеческая способность, что он не находится в человеке, а «разлит» по всему космосу. И процесс познания происходит не только в человеке, но происходит везде. Вероятно, данное обстоятельство объясняет, почему древние, уже знавшие о камере-обскуре, самой фотографии не изобрели: все вокруг и так воспринималось как фотография (в философском смысле - как светописа-ние).
В настоящей статье мы хотели бы рассмотреть фотографию не как техническое средство, а как своего рода механизм восприятия и познания мира, забытый в Новое время и начавший возрождаться в XX в. В философии этот процесс происходил у многих философов, но прежде всего хотелось бы назвать Флоренского, Лосева, Хайдеггера; в науке он нашел отражение в учении о ноосфере В.И. Вернадского, а если брать отдельные произведения, то мы бы назвали в качестве примера «Символ и сознание» М. Ма-