ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.
А. В. Севач
ДИАЛОГ КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Статья посвящена проблеме изучения понятия «диалог культур» и его содержательных характеристик. Такие аспекты, как межкультурная коммуникация и культурная интеграция, являются, с одной стороны, факторами формирования диалогичности культур, а с другой - результатом ее осуществления. Основное внимание уделено вопросу актуализации диалога культур в современном обществе. Ключевые слова: теория и история культуры, диалог культур, межкультурное взаимодействие, взаимопонимание, культурные ценности, культурная интеграция.
The article focuses on the investigation of the problem of the cross-cultural dialogue and its characteristics. Such aspects, as cross-cultural communication and cultural integration on one hand are the factors of the process of the formation of the cross-cultural dialogue, and on the other hand can be considered as the result of this process. The key attention is drawn to the issue of actualization of the cross-cultural dialogue in modern society. Keywords: theory and history of culture, cross-cultural dialogue, cross-cultural communication, mutual understanding, cultural values, cultural integration.
Понятие диалог культур и соответствующее ему понимание культуры возникли при попытке уяснить смысл глубинных сдвигов в различных сферах жизнедеятельности общества конца XX века, выявить в этих тектонических потрясениях новые возможности культурного бытия, новый подспудно складывающийся замысел возможной культуры. Этот замысел и определяется идеей диалога культур. В горизонте идеи взаимодействия и диалога, в контексте возможной культуры XXI века получают новое осмысление — даже новое бытие — как современные, так и исторические предшествующие им типы культуры. Понятие культуры, предполагаемое идеей диалога культур, включает в себя следующие аспекты.
Культура — это запечатленное в произведениях исполнение каждый раз уникальной, предельной и потому общезначимой возможности быть человеком и миром (4, 5). В формах культуры воплощается и совершенствуется сущностная самоотнесенность человеческого бытия. В них человек возвращается, отбрасывается к изначальности собственного и мирового бытия. В формах искусства, философии, нравственности, богосознания человек отстраняет сложившиеся, слившиеся с его существованием, незримо господствующие в его жизненном мире фигуры и образы видения, слышания, понимания, переживания бытия: безличные схемы общения, очевидности, которые разумеются сами собой, нормативы этических решений, машинальности культа. Понятия разума и личности являются ключевыми, так как вопрос стоит о всеобщем, вечном, сверхличном бытии и в то же время о личностном бытии в горизонте бытия всеобщего (5).
Очевидным становится то, что мир культуры — это мир каждый раз впервые, мир в состоянии возникновения, первотворения. В произведениях культуры воплощено само событие произведения бытия (слова, образа, смысла) из небытия, рождение мира — бытия предметов, людей, бытия мысли — из хаоса материалов, плоскости полотна, смешения красок, философских умозаключений. Вместе с тем, согласно А. В. Ахутину, в произведениях культуры этот впервые творящийся мир с собой, несомненно, воспринимается в его извечной тайне, независимой от абсолютной самобытийности, трудно и искусно улавливаемой точной ловкостью
художника или сосредоточенной строгостью мыслителя.
Культура как бытие, устремленное к диалогу культур и обретающее в нем собственное смысловое бытие, воплощается в сфере произведений (не продуктов или орудий) (4, 5). Только сосредоточенная, воплощенная в произведении культура может быть местом и формой возможного диалога. Согласно В. С. Библеру, «любое произведение есть форма, формирующая (а не информирующая) своего зрителя, спутника» (4, с. 176). «Культура зрения, слуха, мысли не просто их "развитость", но внутренняя многосубъективность и диалогичность» (5, с. 311). Произведение культуры есть всегда вновь бытие-начинание, бытие-возможность, оно требует «исполнения», не просто воспроизведения, а сотворчества.
Сложность и многомерность диалога дает неисчерпаемые возможности для его исследования. В начале XX века этой проблемой занимались М. Бубер, Ф. Гогартен, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Коэн, Ф. Эбнер и другие. Классиком теории диалога считается Мартин Бубер. Его труд о диалоге «Я и ты» вышел на русском языке только в 1993 году. Центральная идея философии М. Бубера — бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром. Диалог созидателен и спасителен, когда он осуществляется при посредстве Бога, его заповедей о нравственности и любви. Именно в этом диалоге выявляется жизненность и самого Бога. Исходным пунктом концепции М. Бубера служит диалогический принцип. Человек обретает собственную сущность, только вбирая в себя всечеловеческое содержание, соотнося себя с другими людьми.
Исследовательское внимание к проблемам культурного диалога уделялось в различных областях социокультурного знания, в частности: в социолингвистике (Л. Щерба, Л. Якубинский), литературной и философской герменевтике (Х. Гада-мер), феноменологии (Э. Гуссерль, М. Мамардашвили), фундаментальной онтологии (М. Хайдеггер), литературоведении и семиотике (А. Аверинцев, М. Бахтин, М. Лакшин, Ю. Лотман), в основах коммуникации (А. Моль, В. Борев) и т.д. Взаимодействие культур исследовали К.Леви-Стросс, Г. Херсковиц, С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Л. Ионин, С. Иконникова и другие.
Межкультурное общение складывается по мере предметных пересечений, выстраиваемых деятельностью языка. Согласно Г. Г. Гадамеру, диалог является своеобразной аппликацией своего и чужого.
Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о ее ядре и периферии. По Н. Я. Данилевскому, культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий он видел «дух народа». «Диалог — это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Он выступает необходимым условием научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог — это понимание своего Я в процессе общения с Другим. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнанна» (7, с. 9). Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов, формирует способность принятия другой культуры как своей, открытия своей собственной культуры через глубинные смыслы и знания культуры Другого.
Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие куль-
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.
турные ценности. Сам процесс взаимодействия и представляет собой те или иные формы диалога, а особенности взаимодействия отражают различные виды диалогических отношений.
Межкультурные взаимодействия не могут происходить иначе, чем посредством взаимодействия индивидуальных мировоззрений. Важнейшей проблемой при осуществлении анализа межкультурного взаимодействия является раскрытие механизма взаимодействий. Можно выделить два вида взаимодействия: культурно-прямое, когда культуры взаимодействуют друг с другом благодаря непосредственному общению на уровне языка; косвенное, когда основной характеристикой взаимодействия является диалоговый характер, диалог при этом осуществляется внутри культуры, в составе ее собственных структур. Инокуль-турное содержание занимает двойственное положение — и как «чужое», и как «свое». Другими словами, взаимовлияние и взаимопроникновение культур является следствием косвенного взаимодействия, диалога культуры с собой, как диалога «своего» и «чужого» (имеющего двойственную природу). Суть диалогич-ности — в продуктивном взаимодействии суверенных позиций, составляющих единое и многообразное смысловое пространство и общую культуру. Главное, что отличает диалогичность от монологичности — стремление к пониманию во взаимоотношениях, изначальной позиции принятия различных взглядов, идей, явлений, многообразия социокультурных нарративов.
Возможность философского диалога — возможность разнокачественности интерпретаций философских парадигм. Диалог есть всеобщность взаимодействий, через которую формируется общность позиций мыслителей. Философ, осваивая чужой опыт рефлексии, воссоздает подлинный образ. Эту черту подчеркивал и Х. Ортега-и-Гассет, говоря о том, что вся когорта философов выступает как единый философ, проживший как бы две с половиной тысячи лет. Диалог, подразумевающий идею культуры и подразумеваемый идеей культуры, в принципе неисчерпаем. «Диалог лишь тогда диалог, когда он может осуществляться как бесконечное развертывание и формирование все новых стилей каждого, вступающего в диалог феномена культуры. В ходе сложного, многослойного диалога культур происходит формирование общечеловеческих ценностей» (6, с. 141).
Одна из методологически значимых позиций по проблеме взаимодействия культур представлена в трудах С. Артановского. Для диалога культур, по его мнению, важно понятие «единство» — понятие, которое не следует истолковывать метафизически как полную однородность или неделимость. «Историческое единство культур не означает их тождественности, то есть полную повторяемость явлений, их идентичность. "Единство" означает целостность, коренную общность, преобладание внутренних связей между элементами данной структуры над внешними. Мы говорим, например, о единстве Солнечной системы, которая, однако, не исключает множественности составляющих ее миров. Мировая культура, с этой точки зрения, образует единство, обладающее структурой, которая располагается в двух измерениях — пространственном (этнографическом) и временном (этноисторическом)» (1, с. 43).
Методология взаимодействия культур, в частности диалога культур, была разработана в трудах М. М. Бахтина. Диалог, по М. Бахтину, это «взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своей в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)» (3, с. 430).
Диалог - это всегда развитие, взаимодействие. Это всегда объединение, а не разложение. Диалог - это показатель общей культуры общества. «Диалог не средство, а самоцель. Быть — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Поэтому, диалог, в сущности, не может и не должен кончаться» (2, с. 433). Способность одной культуры осваивать достижения другой — один из источников её жизнедеятельности. «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже ... Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом ... между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур ... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются» (3, с. 354). Подражание чужой культуре или полное неприятие её должны уступить место диалогу. Для обеих сторон диалог двух культур может быть плодотворным. «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа, на эти наши вопросы; и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины» (3, с. 335).
Итак, диалог культур — это реализация потребности во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Диалог культур выступает объективной необходимостью и условием репродуцирования. В диалоге культур предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается единство, сходство, тождество. То есть диалог культур возможен лишь на основе взаимопонимания, но вместе с тем — лишь на основе индивидуального своеобразия каждой культуры. Как справедливо и концептуально точно отметил выдающийся советский ученый М. М. Бахтин: «Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур (сложное единство человеческой культуры), сложное единство человеческой литературы» (2, с. 390).
Примечания
1. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций / С. Н. Артановский. — Ленинград, 1967.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М., 1972.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М., 1986.
4. Библер В. С. Бытие в культуре / В. С. Библер // От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. — Ч. 2.
5. Библер В. С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков / В. С. Библер. — М., 1997.
6. Никитин В. От диалога конфессий к диалогу культур / В. Никитин // Русская мысль. — Париж, 2000. — 3—9 февраля.
7. Сайко Э. В. О природе и пространстве «действия» диалога / Э. В. Сайко // Социокультурное пространство диалога. — М., 1999. — С. 9—32.