Научная статья на тему 'Диалектные единицы тематической группы «Человек» с характеристикой по манере речи в основах прозвищных фамилий крестьян и купцов Тамбовской губернии'

Диалектные единицы тематической группы «Человек» с характеристикой по манере речи в основах прозвищных фамилий крестьян и купцов Тамбовской губернии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
389
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА / ФАМИЛИИ / ПРОЗВИЩА / DIALECTAL WORDS / FAMILY NAMES / NICKNAMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова Ольга Васильевна, Нивина Елена Анатольевна

В статье рассматриваются диалектные слова тематической группы «человек», зафикси-рованные в основах фамилий тамбовских крестьян и купцов. Авторы указывают на то, что некоторые свойства диалектных слов делают их оптимальным материалом для образования от них прозвищ. С развитием антропонимической системы большая часть данных прозвищ становится фамильными основами и «консервирует» диалектные слова, на протяжении дол-гого времени сохраняя неизменными их форму и звучание. Как несомненное достоинство следует отметить тот факт, что в работе приводятся примеры из материалов деловой пись-менности середины XVIII начала XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Максимова Ольга Васильевна, Нивина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECT UNITS OF THEME GROUP «MAN» WITH THE DESCRIPTION ON A STYLE OF LANGUAGE IN FUNDAMENTALS OF NICK-NAMES FAMILY NAMES OF PEASANTS AND MERCHANTS OF TAMBOV PROVINCE

The article deals with dialectal words thematic group «Man», recorded in the fundamentals of the family names of the Tambov peasants and merchants. The authors point out that cer-tain features of dialect words do their best material for the for-mation of these nicknames. With the development of antroponimic most of these nicknames is family names basics and «conserve» dialect words for a long time, keeping intact its form and sound. As undoubted merit it should be noted that in the ex-amples of the materials business written middle of XVIII early XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Диалектные единицы тематической группы «Человек» с характеристикой по манере речи в основах прозвищных фамилий крестьян и купцов Тамбовской губернии»

ДИАЛЕКТНЫЕ ЕДИНИЦЫ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ЧЕЛОВЕК»

С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПО МАНЕРЕ РЕЧИ В ОСНОВАХ ПРОЗВИЩНЫХ ФАМИЛИЙ КРЕСТЬЯН И КУПЦОВ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

О. В. МАКСИМОВА, Е. А. НИВИНА

В статье рассматриваются диалектные слова тематической группы «человек», зафиксированные в основах фамилий тамбовских крестьян и купцов. Авторы указывают на то, что некоторые свойства диалектных слов делают их оптимальным материалом для образования от них прозвищ. С развитием антропонимической системы большая часть данных прозвищ становится фамильными основами и «консервирует» диалектные слова, на протяжении долгого времени сохраняя неизменными их форму и звучание. Как несомненное достоинство следует отметить тот факт, что в работе приводятся примеры из материалов деловой письменности середины XVIII - начала XIX в.

Ключевые слова: диалектные слова, фамилии, прозвища.

Диалектное слово, бытующее в русских народных говорах, способно хранить историческую память народа, оно более статично по сравнению с литературным. Полный объем его семантики определяется качеством, объективностью и временем описания, многими экстралингвистическими факторами. Семантика, форма и функция диалектного слова обусловлены следующими факторами: допустимость одного или нескольких значений в пределах одной словоформы; сохранение исходного и развитие нового значения; способность совпадать по объему с текстом; совпадение семантики в обрядовом слове: наличие в его структуре предметного, акционального, вербального значений.

В последние десятилетия резко снизилось население в сельской местности по естественным и социальным причинам (уход из жизни, переезд в город, миграция населения за счет расширения дачных территорий и др.). И мы являемся свидетелями трансформации говоров. Если часть диалектной лексики уже не употребляется в связи с тем, что ушли из жизни сами реалии, названиями которых были диалектизмы, этнографизмы, то другая часть часто заменяется просторечиями, литературными словами с несвойственными им значениями (например, слово шпингалет для обозначения «нового русского»), а из речи сельской молодежи вытесняется не только литературными соответствиями, но, к сожалению, и жаргонизмами.

В тематической группе «человек» можно выделить три пласта лексики: исторически сохранившиеся диалекты, современные заимствования из литературного языка и индивидуально-авторские

или коллективно-авторские образования. Перед исследователем диалектной системы встает достаточно сложная задача: определить степень индивидуальности в наличии и употреблении таких лексем, тогда и встают вопросы об окказионализмах, неологизмах, художественных тропах одного носителя диалекта или о наличии словообразовательной нормы, о том, имеем ли мы дело с угасанием старого и уже известного значения, которое необходимо восстановить, или развитием нового, потенциального, приобретенного. Обычно используемый в диалектологии прием опроса определенного количества местных жителей в современных условиях не всегда позволяет сделать правильные выводы, поэтому нам интересен каждый случай употребления диалектного или просторечного слова.

Большую помощь при анализе диалектного материала может оказать ономастика. Поскольку фамилия является семейным именованием, передаваемым от отца к сыну большей частью в неизменном виде, сами фамильные лексемы представляют собой своеобразный «лингвистический консервант» для диалектных слов и анахронизмов, ставших когда-то прозвищными именами, а потом основами фамилий. Таким образом, фамилии фиксируют и хранят в своих основах слова как нормативного русского языка, так и диалектные. Особенно много диалектных основ зафиксировано в крестьянских и купеческих прозвищных фамилиях, что обусловлено историей и способами их формирования.

Как известно, XVIII в. - время становления фамилий у «низких» сословий российского общества. С 1718 по 1887 г. учет лиц, подлежавших

налогообложению (крестьяне, посадские люди, однодворцы, ямщики, работные люди и так называемые гулящие или вольные люди), осуществлялся с помощью ревизских сказок, той же цели служили и писцовые книги в помещичьих хозяйствах. Писцы, проводившие переписи, следуя циркулярам столичных канцелярий, выработали и узаконили форму русского официального трехчленного именования, в составе которого, вероятно, и сформировалась фамилия как антропонимическая форма. По мнению А. В. Суперанской, именно в XVIII в. утверждается формула официального именования: календарное имя + отчество + фамилия. «Интересно и то, что все компоненты, входившие в состав именования русских людей в XIV - XVIII веках нашли свое место в фамилиях» [4]. Все фамилии, используемые в работе, взяты из материалов деловой письменности Тамбовского городского архива.

Поскольку в основе прозвищной фамилии лежит индивидуальное прозвище человека, то не вызывает сомнений тесная связь основ данной подгруппы фамилий с диалектной тематической группой «человек». Прозвищами становились в первую очередь слова, так или иначе характеризующие личность: особенности внешности, склада характера, манеры говорить или двигаться, происхождения, рода деятельности и т. д. В этом плане нас интересуют прозвищные фамилии, в основах которых лежат прозвища, данные людям по тем или иным особенностям говорения.

Помимо идентификации прозвище выполняло экспрессивно-оценочную функцию. Слово, становившееся прозвищем, бралось из обиходного, всем окружающим понятного языка. И поскольку диалектизм обладает такими свойствами, как многозначность, способность в зависимости от речевой ситуации совпадать по объему с текстом, кроме того, несет в себе оценочный и экспрессивный компоненты, он является идеальной основой прозвища.

Как известно, любая тематическая группа представляет собой многоярусное иерархическое образование. Мы выделяем следующие классификационные признаки и подгруппы тематической группы «человек»: общее наименование человека (человек, группа людей; название большого количества людей; обращение к людям); характеристика человека по внешнему виду, физической природе, свойствам характера и манере речи; человек по его общественно-социальной значимости; человек и его семейные отношения; дифференциальный признак «возраст»; наименования человека в обрядах.

Элементы почти всех этих подгрупп можно найти в основах прозвищных фамилий.

По естественному отношению к человеку в системе этих отношений в общении большое значение играет образ, формирующийся в процессе общения, поэтому одним из важных признаков является характеристика манеры речи, наиболее полно отражающей одну из объемных подгрупп диалектной системы. Речь человека всегда подвергается характеристике, так как по ее особенностям можно судить о характере, темпераменте человека.

Индивидуальные особенности речи (высота голоса, тембр, скорость речи, наличие или отсутствие каких-либо дефектов) играют столь же значимую роль в восприятии нами лица, как внешность человека, и нередко именно характеристика манеры говорить становится основой прозвищного именования. А. Н. Ростова и Т. В. Трезубова отмечают, что оценочные наименования лиц являются важным компонентом ценностной картины мира, поскольку включают в структуру своего значения «прагматически ориентированную информацию» [2]. Становясь индивидуальными именованиями лица, прозвищами, оценочные именования, помимо уже названных, начинают выполнять и идентификационную функцию.

Рассмотрим характеристику внешности человека по качеству речи (картавый, шепелявый, заикающийся, быстро говорящий, непонятно говорящий, немой).

Эта микрогруппа включает небольшое количество лексем: картавый, куртавый, зюзюка, лотаха. Самым распространенным наименованием является картавый, а его фонетический вариант куртавый зафиксирован в с. Новоюрьево Староюрьевского района. Лексема зюзюка в словарях имеет значение не только картавый, но и шепелявый человек с пометой «тул., тмб.» [1; 3]. Эти же диалектизмы лежат в основах фамилий: Бориска Захаров сын Карта-вин, у него сын Якушка Борисов сын Картавин (крестьяне с. Чорки), Степан Михайлов сын Лата-хин (купец г. Темников), Савва Васильев сын Зюзю-ка (крестьянин г. Тамбов).

Среди наименований шепелявого человека в тамбовских говорах выделяются следующие: шепелявый, шепелявка, шемшавый, шамшилка, сюсявый. Самыми распространенными среди перечисленных являются прилагательные шепелявый, шемшавый и существительное шепелявка, повсеместно распространенные на территории области. Слово шам-шИлка, отмеченное в с. Ольховка Инжавинского района, образовано от глагола шамшить. На территории Тамбовской губернии зафиксированы фамилии Казма Шепеле (купец г. Кирсанов). Прозвище Шепель произошло от диалектного шепелявый; Терешка Иванов сын Шамшев, у него сын Мак-

симка Терентьев сын Шамшев (крестьяне с. Устье). Прозвище Шамша предположительно происходит от диалектного шамшить; Ивашка Иванов сын Шамкин в том же дворе записаны: Сенка Иванов сын Шамкин, у него дети: Ивашка Семенов сын Шамкин, Сенка Семенов сын Шам-кин (крестьяне д. Ивенье), легшее в основу фамилии прозвище Шамка может восходить как к слову шамшить, так и к слову шамкать.

В микрогруппу «быстро говорящий» входит большое количество синонимов: таратор, тараторка, лопотуха, лопотунья, стрекотуха, балаболка, бибиська. Среди перечисленных лексем повсеместно распространены являются тараторка, трандычиха, трещетка, остальные употребляются реже или имеют узколокальную фиксацию. В фамильных лексемах представлены Ку-земка Киреев сын Балаболов и Исайко Киреев сын Балаболов (крестьяне д. Нерша Левина), Ивашка Киреев сын Бибисин, у него сын Филка Ильин сын Бибисин (крестьяне д. Кулеватово), Микитка Лапатуха (крестьянин с. Серкино), Ивашко Андреев сын Стрекотухин (крестьянин д. Перкино), Васка Автамонов сын Тараторин, у него внуки Ивашка да Емелка Антоновы дети Тараторины (крестьяне д. Сержала).

Микрогруппа «любящий поговорить» представлена большим количеством синонимов: болтун, балабол, балаболка, балабон, барабошка, говорун, говорок, говоруха, говорунья, говорушка, разговорчатый, рассыпуха, речистый, пустой, пустомеля, пустобрех, пустозвон, пустобол, пустограй, плетухало. Среди перечисленных наименований лексемы речистый, балагур, говорун, говорок, говоруха, говорушка, говорунья, разго-ворчатая употребляются в прямом значении -«человек, любящий поговорить», остальные несут дополнительную семантику «болтающий пустое, ерунду», а болтун - это еще и человек, который лжет. Интересно, что в фамильных основах чаще встречаются лексемы с ярко выраженной оценочной характеристикой или дополнительной семантической нагрузкой. Таких фамилий очень много, в рамках статьи мы приведем лишь несколько из них. Куземка Киреев сын Балабанов да Исайко Киреев сын Балабанов (крестьяне д. Нерша Левина), Алешка Киреев сын Болобанов, у него дети Антамонка Алексеев сын Болобанов да Якушка Алексеев сын Болобанов (крестьяне д. Нерша Левина), Артюшка Микитин сын Барбошин (крестьянин д. Нерша Левина).

Наименования человека, который мало говорит, включает следующие лексемы: молчаливый, молчун, немой, немтырь, немтырка. Прозвища,

данные особенно «молчаливым» людям, лежат в основах фамилий Сысой Евтеев сын Молчанов (крестьянин г. Тамбов), Стефан Егоров сын Молчунов (крестьянин г. Тамбов), Петр Алексеев сын Немцов (купец г. Темников). Прозвище Немец, лежащее в основе данной фамилии, могло быть дано человеку по разным мотивациям: молчаливый или немой человек или иноземец, который не говорит по-русски. Яков Алексеев сын Немтырев (купец г. Темников).

Описание диалектных слов других подгрупп тематической группы «человек» - темы дальнейших работ, однако уже на примере представленного материала можно сделать некоторые выводы. Диалектная лексика, описывающая человека в самых различных аспектах его существования, предоставляла прекрасный материал для образования прозвищ. В процессе развития антропони-мической системы данные прозвища становились фамилиями и «консервировали» диалектные слова-прозвища в своих основах.

Литература

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб., 1999. Т. 1. С. 698.

2. Ростова А. Н., Трезубова Т. В. Оценочные наименования человека в ценностной картине мира (на материале говоров Кемеровской области) // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Кемерово, 1996. Вып. 2. С. 159.

3. Словарь русских народных говоров. Л., 1977. Вып. 12. С. 42.

4. Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии. М., 1984. С.16.

* * *

DIALECT UNITS OF THEME GROUP «MAN» WITH THE DESCRIPTION ON A STYLE OF LANGUAGE IN FUNDAMENTALS OF NICKNAMES FAMILY NAMES OF PEASANTS AND

MERCHANTS OF TAMBOV PROVINCE

O. V. Maksimova, Ye. A. Nivina

The article deals with dialectal words thematic group «Man», recorded in the fundamentals of the family names of the Tambov peasants and merchants. The authors point out that certain features of dialect words do their best material for the formation of these nicknames. With the development of antroponimic most of these nicknames is family names basics and «conserve» dialect words for a long time, keeping intact its form and sound. As undoubted merit it should be noted that in the examples of the materials business written middle of XVIII - early XIX centuries.

Key words: dialectal words, family names, nicknames.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.