Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ТАМБОВСКИХ ГОВОРОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ТАМБОВСКИХ ГОВОРОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
417
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА / ДИАЛЕКТИЗМЫ / ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ТАМБОВСКИЕ ГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черникова Наталия Владимировна, Ершова Анастасия Владимировна

В статье проанализированы лексико-тематические группы диалектной лексики, собранной в процессе общения с жителями села Старое Козьмодемьяновское Первомайского района Тамбовской области. Показаны возможности привлечения «краеведческого» материала - лексических единиц местных говоров при изучении диалектизмов в школьном курсе русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECT VOCABULARY OF THE TAMBOV PLANTS AND THE OPPORTUNITY TO STUDY IT IN A SCHOOL COURSE RUSSIAN LANGUAGE

The article analyzes the lexical-thematic groups of dialect vocabulary collected in the process of communication with the inhabitants of the village of Staroe Kozmodemyanovskoye, Pervomaisky district, Tambov region. The possibilities of attracting "local history" material - lexical units of local dialects in the study of dialectisms in the school course of the Russian language are shown.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ТАМБОВСКИХ ГОВОРОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 811.161

ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ТАМБОВСКИХ ГОВОРОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Наталия Владимировна Черникова

доктор филологических наук, профессор

chernikovanat@mail. т Анастасия Владимировна Ершова

магистрант anastasiya.ershova.2012@list.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье проанализированы лексико-тематические группы диалектной лексики, собранной в процессе общения с жителями села Старое Козьмодемьяновское Первомайского района Тамбовской области. Показаны возможности привлечения «краеведческого» материала - лексических единиц местных говоров при изучении диалектизмов в школьном курсе русского языка.

Ключевые слова: диалектная лексика, диалектизмы, лексико-тематическая группа, тамбовские говоры.

Во время общения с 50 информантами села Старое Козьмодемьяновское Первомайского района Тамбовской области (их возрастная характеристика варьируется от 35 до 90 лет) нами были записаны тексты, в которых, как показало исследование, присутствует 188 лексем, относящихся к южнорусскому наречию. Данные лексемы мы классифицировали в 10 лексико-тематических групп и, обратившись к толковым словарям, выявили стилистические пометы, маркирующие слова. Лексико-тематические группы слов и их количество представлены в таблице.

Таблица

Лексико-тематические группы диалектной и просторечной лексики

№ Лексико-тематические группы (ЛТГ) Количество лексических единиц

Всего С пометой областное (обл.) С пометой просторечное (прост.)

1 Человек и его качества 59 44 15

2 Действия 38 27 11

3 Пища 26 26 -

4 Предметы быта 14 14 -

5 Растительный мир 12 12 -

6 Животный мир 10 10 -

7 Дом 9 9 -

8 Природа 8 8 -

9 Одежда 7 7 -

10 Сельское хозяйство 5 5 -

Приведем примеры слов каждой тематической группы. Для определения семантики лексических единиц мы использовали материалы толковых и аспектных словарей [1-10].

1. ЛТГ «Человек и его качества».

Диалектные слова: баклушник («бездельник» [2, с. 102]), веселуха («весёлый» [2, с. 180]), видный («заметный» [2, с. 496]), вытомойка («суетливая хозяйка»[8, с. 40]), глазолуп («всё видящий» [2, с. 870]), глупой («глупый» [2, с.

882]), гнилушка («больной» [2, с. 890]), гораздый («смышленый» [2, с. 930]), гребливый («брезгливый» [2, с. 967]), грохотун («громко смеющийся» [2, с. 985]), квёлый («больной» [10, с. 218]), колготиться («суетиться» [4, с. 760]), растопша («разиня» [4, с. 57]) и др.

Просторечные слова: балаболка («болтун» [6, с. 53]), бахвал («болтливый хвастун» [6, с. 55]), гундосый («говорящий в нос» [10, с. 100]), долдон («надоедливый болтун» [10, с. 150]), егоза («суетливый» [1, с. 110]), ехидный («злобный» [10, с. 163]), забулдыга («пьяница» [10, с. 300]), пентюх («неуклюжий» [10, с. 444]), пролаза («ловкий» [10, с. 546]), прощелыга («мошенник» [10, с. 559], пустобрёх («лгун» [10, с. 563]), пустой («несерьёзный» [10, с. 563]) и др.

2. ЛТГ «Действия».

Диалектные слова: бузовать («хлестать» [2, с. 336]), буробитъ («говорить всякую чепуху» [7, с. 43]), вержитъся («представляться» [7, с. 48]), галдитъ («громко разговаривать» [2, с. 662]), горитъся («печалиться» [2, с. 670]), гутор («разговор» [7, с. 60]), гуторить («разговаривать» [10, с. 409]), жировать («хорошо питаться» [7, с. 73]), заветрить («засохнуть» [7, с. 75]), заволочить («забороновать» [7, с. 75]), гужом («гуськом» [10, с. 106]), обстрекотать («обжечь крапивой» [7, с. 125]), обуздыривать («быстро, с аппетитом есть» [3, с. 1900]), хващить («лгать» [7, с. 178]), хлобыснуться («упасть» [7, с. 181]) и др.

Просторечные слова: глядеть («смотреть» [10, с. 97]), ёкнуть («сжаться (о сердце)» [10, с. 133]), копошиться («возиться» [10, с. 244]), подсобить («помочь» [10, с. 472]), соваться («толкаться» [10, с. 637]), состроить («построить» [10, с. 643]), тащить («нести» [10, с. 669]), толковать («говорить» [10, с. 681]), трогать («прикасаться» [10, с. 691]), улепётывать («убегать» [10, с. 697]) и др.

3. ЛТГ «Пища».

Диалектные слова: выжарки («шкварки» [7, с. 51]), дуля («груша» [7, с. 68]), кислуха («сметана» [7, с. 92]), коврижка («бублик» [7, с. 95]), кусмень («кусок хлеба» [7, с. 106]), лушник («блин с луком» [7, с. 113]), медушка («каша

из муки и молока» [7, с. 114]), мятник («картофельное пюре» [9, с. 92]), обратка («молоко без сливок» [7, с. 125]), оковалок («большой кусок какого-либо продукта, в основном мяса» [7, с. 95]), ошурки («крошки» [7, с. 130]), платушка («рыба плотва» [7, с. 134]), полиха («гнилой картофель» [7, с. 142]), просяник («пирог, начинённый пшённой кашей» [7, с. 151]), пышник («пирог с картофельной начинкой» [7, с. 153]), разбитушка («пышка из ржаной муки» [7, с. 153]), снёмки («сливки» [7, с. 170]), сорки («печенье в виде жаворонков» [7, с. 170]), шанежка («булочка с картофельной начинкой» [7, с. 189]) и др.

4. ЛТГ «Предметы быта».

Диалектные слова: бадик («трость» [7, с. 33]), бадья («большое ведро для доставания воды из колодца» [7, с. 198]), баклажка («бутылка» [7, с. 33]), жестянка («ведро» [7, с. 73]), корец («деревянный ковш для черпанья воды» [3, с. 416]), кочетыг («инструмент для плетения лаптей» [7, с. 100]), крынка («глиняный горшок с узким горлышком» [7, с. 102]), пахталка («кувшин с плотной крышкой и двумя ручками по бокам для сбивания масла» [7, с. 131]), сбойня («приспособление для сбивания масла» [7, с. 163]), складень («складной нож» [7, с. 168]), толкач («большой деревянный пест» [7, с. 175]), чапельник («приспособление для поддерживания горячих сковородок» [7, с. 184]) и др.

5. ЛТГ «Растительный мир».

Диалектные слова: дерник («дикий терн» [7, с. 62]), кашка («клевер» [7, с. 91]), кислица («щавель» [7, с. 92]), кошки («череда» [7, с. 101]), мертвяк («сухой лес» [7, с. 114]), оскорь («ветла» [7, с. 128]), подросток («саженец» [7, с. 139]), пупавка («ромашка» [7, с. 152]), ровняк («редкий лес» [7, с. 155]), шипник («шиповник» [7, с. 190]) и др.

6. ЛТГ «Животный мир».

Диалектные слова: дергач («коростель» [7, с. 62]), каныш («индюк» [7, с. 87]), коняшка («жеребёнок» [7, с. 97]), курёнок («цыплёнок» [7, с. 105]), мурав («муравей» [7, с. 117]), просук («поросёнок» [4, с. 1205]), тимошка («божья коровка» [7, с. 175]), цыплок («цыплёнок» [7, с. 184]), черепаха («большая лягушка» [7, с. 185]) и др.

7. ЛТГ «Дом».

Диалектные слова: градъба («ограда» [7, с. 56]), душок («теплый воздух из печи» [7, с. 70]), качка («детская колыбель» [7, с. 90]), подцепка («люлька» [7, с. 139]), порожки («ступеньки» [4, с. 1186]), рели («качели» [7, с. 155]), розвальни («сани» [7, с. 156]), сусек («отгороженное место в амбаре для хранения муки» [7, с. 174]) и др.

8. ЛТГ «Природа».

Диалектные слова: бучило («глубокий омут» [7, с. 43]), зазимок («первый осенний мороз» [7, с. 78]), молонъя («молния» [5, с. 77]), проруба («прорубь» [7, с. 150]), сипуга («метель» [7, с. 167]), чичер («холодный осенний ветер с дождем» [7, с. 186]), яруга («овраг» [7, с. 196]) и др.

9. ЛТГ «Одежда».

Диалектные слова: кокеточка («кружевная кофточка» [7, с. 95]), коротышка («жилет» [7, с. 98]), обносок («изношенная одежда» [7, с. 125]), прижимка («жилетка, стёганная ватой» [7, с. 149]), сарафан («женская одежда в виде платья без рукавов» [7, с. 162]) и др.

10. ЛТГ «Сельское хозяйство».

Диалектные слова: город («огород» [7, с. 55]), гурт («стадо крупного рогатого скота» [7, с. 59]), крестец («тринадцать пучков, сложенных в сноп» [7, с. 101]), шипок («стог небольших размеров» [7, с. 190]) и др.

Диалектная лексика изучается в школьном курсе русского языка в 5 или 6 классе (в зависимости от используемой учителем рабочей программы). Ранее мы проанализировали упражнения по теме «Диалектизмы» в учебниках русского языка для 5 и 6 классов разных авторов (А.Ю. Купаловой и др., М.М. Разумовской и др., М.Т. Баранова и др.) [11].

Полагаем, что при изучении диалектизмов в школьном курсе русского языка, кроме материала учебника (теоретических сведений и упражнений), целесообразно использовать «краеведческий» материал, в нашем случае связанный с Тамбовским краем. Во-первых, нужно познакомить обучающихся со «Словарем тамбовских говоров», составленным С.В. Пискуновой, Т.В.

Махрачевой, В.В. Губаревой [7]. Во-вторых, нужно предложить учащимся выполнить задания, связанные с изучением тамбовских говоров. Приведем примеры подобных заданий.

1. Определите, чем диалектизмы, принадлежащие тамбовским говорам, отличаются от соответствующих им слов литературного языка.

Окны, из стады, на острову, стакана, шофера, яблоней, блюдцев, чулков, чашек принеси, домамя, рукамя, длиньше, приобресть, пахают, сломаласи, спряталися, варивать, саживать, едать, плётать.

2. Укажите значение диалектизмов, распространенных в Тамбовском крае. В случае затруднений обращайтесь к «Словарю тамбовских говоров».

Веселуха, глазолуп, грохотун, бузовать, гориться, гуторить, заветрить, хлобыснуться, дуля, кусмень, медушка, бадик, жестянка, складень.

3. Подберите к диалектизмам, распространенным в Тамбовском крае, синонимичные слова литературного языка. В случае затруднений обращайтесь к «Словарю тамбовских говоров».

Гораздый, зубочёс, колготиться, галдить, обуздыривать, коврижка, мятник, корец, бучило, зазимок.

В качестве домашнего задания обучающимся можно предложить составить словарик диалектных слов на основе опроса родственников, приятелей, знакомых.

Список литературы

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. 433 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. М.: Рипол классик, 2006. 1744 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. М.: Рипол классик, 2006. 2020 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3. М.: Рипол классик, 2006. 1782 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М.: Рипол классик, 2006. 1866 с.

6. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. Т. 3. М.: Астрель: АСТ, 2006. 976 с.

7. Пискунова С.В., Махрачева Т.В., Губарева В.В. Словарь тамбовских говоров. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. 278 с.

8. Словарь русских народных говоров: в 49 т. Т. 6 / под ред. Ф.П. Филина. Л.: Наука, 1970. 359 с.

9. Словарь русских народных говоров: в 49 т. Т. 19 / под ред. Ф.П. Филина. Л.: Наука, 1983. 360 с.

10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с.

11. Черникова Н.В., Ершова А.В. К вопросу об изучении диалектной лексики в школе // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/3245/3238 (дата обращения: 15.03.2022).

UDC 811.161

DIALECT VOCABULARY OF THE TAMBOV PLANTS AND THE OPPORTUNITY TO STUDY IT IN A SCHOOL COURSE

RUSSIAN LANGUAGE

Natalia V. Chernikova

Doctor of Philology, Professor chernikovanat@mail .ru Anastasiya V. Ershova master's student anastasiya.ershova.2012@list.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article analyzes the lexical-thematic groups of dialect vocabulary collected in the process of communication with the inhabitants of the village of Staroe Kozmodemyanovskoye, Pervomaisky district, Tambov region. The possibilities of attracting "local history" material - lexical units of local dialects in the study of dialectisms in the school course of the Russian language are shown.

Key words: dialect vocabulary, dialectisms, lexical-thematic group, Tambov dialects.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.