Научная статья на тему 'Диалектика социализации: миф и культурный сценарий'

Диалектика социализации: миф и культурный сценарий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИФ / CULTURAL SPACE OF PERSONALITY / SELF-DETERMINATION IN CULTURAL SPACE / IDENTITY / MYTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горяинова Ольга Ивановна

Статья посвящена рассмотрению взаимодействия мифа и культурного сценария в качестве механизмов социализации в современной культуре. В статье рассматривается аспект практической реализации мифа, который трактуется как «культурный сценарий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to study of cooperation between myth and cultural scenario as a socialization mechanism in the modern culture. This aspect of practical myth realization, which is interpreted as the «cultural scenario», is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Диалектика социализации: миф и культурный сценарий»

Ольга ГОРЯЙНОВА

ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ: МИФ И КУЛЬТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Статья посвящена рассмотрению взаимодействия мифа и культурного сценария в качестве механизмов социализации в современной культуре. В статье рассматривается аспект практической реализации мифа, который трактуется как «культурный сценарий».

The article is devoted to study of cooperation between myth and cultural scenario as a socialization mechanism in the modem culture. This aspect of practical myth realization, which is interpreted as the «cultural scenario», is considered in the article.

Ключевые слова:

культурное пространство личности, самоопределение в культурном пространстве, идентичность, миф, формирование индивидуального мифа, культурный сценарий; cultural space of personality, self-determination in cultural space, identity, myth, personal myth creation, cultural scenario.

ГОРЯИНОВА

Ольга

Ивановна — к.филос.н., доцент кафедры культурологии МПГУ

Социализация — процесс двойственный: это и воспроизведе -ние культуры посредством личности, и становление лично -сти посредством освоения и присвоения ею форм культур -ного опыта. Российские образовательные реформы сообщили ей характер национальной проблемы. Поэтому можно со всей опреде -ленностью сказать, что реформированию подвергается вся система социализации: трансформируются базовые культурные модели, трансформируется личность, а также (уже в свою очередь) те социа -лизационные институты и механизмы, которые их объединяли.

Принцип культурной компетентности личности задал совер -шенно новые основания для социализационного проекта. Это означает, что в качестве базового принципа избирается самоорга низация личности и организация ею собственного культурного про странства. Эта парадигма предполагает отказ от целенаправленного и линейного воспитательного воздействия, от принципа «заданной траектории» в личностном пространстве.

В качестве эвристического принципа утверждается ризомный характер построения социализационных связей: вариативный спо соб деятельности личности, самоопределение траектории в культур -ном пространстве, поисковый характер в определении траектории, включающий неопределенность и риск как необходимые условия деятельности.

Но это только направление действия, парадигма, в рамках кото -рой мы хотим решать насущные проблемы системного культур -ного воспроизводства личности. Крен в сторону самоорганизации личности имеет и свою оборотную сторону. Провозглашение лич ностной активности в качестве универсальной базы социализации свидетельствует о состоянии растерянности, в котором оказывается бывший некогда главным «институциональный» агент социали -зации, которому просто нечего сказать, поскольку стремительные темпы культурной динамики обесценили его культурный опыт. Ответственность за принятие решения целиком переносится на личность, которая часто оказывается не готовой к этому с точки зрения морально ценностного и познавательного уровней ее опыта. Личные поисковые усилия часто носят бессистемный характер, возрастает уровень хаотичности, а главное — социальная ценность полученного опыта видится проблематичной.

Абсолютизирование модели самоорганизации личности приведет и к социальным деформациям иного толка. Социальная зрелость, мерой которой является ответственность и принятие различного

рода необходимостей как заданного про странства действия, отсрочивается за счет получения дополнительного образования, освоения новых практик и т.д. Принцип «свободы от...» представляет собой осо -бый род культурной энтропии, ибо куль тура, как и всякая система, существующая во внешней среде, не только воспроизво дится через личность, но через нее же и самоуничтожается.

Другая сторона проблемы связана с пониманием того, где протекает социа лизация, т.е. с прохождением личности сквозь пространство современной куль туры. Социализация, протекающая в виртуальном пространстве (а именно его следует признать если не доминирующим, то, по крайней мере, важнейшим и для первичной, и для вторичной социализа -ции), задает свою структуру сознания, основанную на конструировании и про изводстве знаковой реальности, которую Ж. Бодрийяр характеризовал как «гипер -реальность», т.е. производство знаков, не имеющих референта. Трактуемую таким образом реальность можно не только вос принимать и описывать, но также управ -лять ею, конструировать объекты, системы смыслов, задавать правила, коммунициро вать — словом, в ограниченном простран -стве можно помыслить себя не просто субъектом, но творцом культуры и при обрести соответствующие эмоционально интуитивные формы опыта. Эту способ ность современного сознания можно обо значить как «квазимагическое сознание», понимая под ним не реактуализацию архаических форм, а возникающее свой ство современного сознания.

Эти объективные обстоятельства обу словили особый интерес к современным формам мифологического (или квазими фологического) сознания. Мы обращаемся к мифу, поскольку внерациональная составляющая когнитивных процессов в современной культуре увеличивается. Мы использовали понятие «внерацио нальное», поскольку, как нам видится, оно удачно вбирает в себя и «дорацио нальное», и «сверхрациональное». В этой связи считаем полезным обратиться к рассмотрению мифа в качестве когнитив ной схемы, которая моделирует процессы социализации, связанные с построением индивидуального мифа.

Мы хотим взглянуть на миф не как на архаическую форму или рационально

сконструированное и нерационально вос -принятое построение, а с точки зрения классической антропологии — как на фун -даментальную и неизбывную данность культуры, трансформирующуюся с ходом культурного развития. Мы также хотели бы вспомнить феноменологическую тра дицию рассмотрения дорефлексивного познавательного акта как нерасчленен ного на первичной ступени на субъект и объект, позволяющего схватывать и про живать реальности, как «подлинности», уникальное событие, эпистемологическое основание связи образа, идеи, вещи.

Мифомышление — это такая сфера, в которой, по мнению Я.Э. Голосовкера1, действует закон амбивалентности познава -тельного и творческого начал. Последнее особенно важно, поскольку тема преодо -ления противоречия знания и смысла стала одной из наиболее обсуждаемых в культурологических исследованиях. В целом ряде философских исследований мифа затрагивались проблемы экзистен циальных его характеристик, а также, что значимо для культурологического знания, формы синкрезиса знания и смысла в мифе2. ф

В современных исследованиях мифа важно и «демистификаторское» направ ление, связанное с анализом его как про дукта массового и потребительского обще ства3.

Мы понимаем под мифами базовые модели культуры (паттерны), принятые в качестве личностно значимых образцов и целей деятельности. Они не подразуме -вают процесс верификации, но могут быть девальвированы, если в ходе приращения ценностно смыслового опыта по какой либо причине утрачивают свойство смыс ловой ориентировки. По своей структуре они синкретичны, глобально охватывают познавательную ситуацию и моделируют реальные практические ситуации. Мифы представляют для человека целостный

1 См. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. — М. : Наука, 1986, с. 133-135.

2 См.: Косарев А.М. Философия мифа. — СПб., 2000; Савелова Е.В. Миф и образование в структуре человеческого бытия и культуры. — Хабаровск, Изд - во Дальневост.ун - та, 2010.

3 См.: Барт Р. Мифологики. — М. : Французский проект, 2010; Бодрияр Ж. Общество потребления, его мифы и структуры. — М. : Культурная рево люция, Республика, 2006; он же. Символический обмен и смерть. — М. : Добросвет, 2006.

образ действительности, в котором воз можно самоопределение.

В этой перспективе миф выстраива ется как текст, имеющий парадоксальную организацию.

Прежде всего, это целостная и завер шенная форма и одновременно — незавер -шенная, поскольку открывает предель ную полноту смысловой интерпретации. Мифологический формат целостности позволяет фрагментированной идентич ности обрести столь необходимую целост ность. Это аспект стоит особо отметить, поскольку здесь миф пересекается с про блемой идентичности, столь значимой с точки зрения социализации. Открытость и незавершенность оставляют возможность смыслового достраивания в направлении личностной идентичности.

Помимо целостности, миф предла -гает также формат обжитого и предска -зуемого пространства, в которое можно «вжиматься» в ситуации нестабильности и стресса. Наличие культурной мифомо -дели в известной степени компенсирует нехватку информации.

Миф безличен и вместе с тем он импли цитно носит субъектный характер, т.е. он выстраивается как коммуникативный акт Я и Другого, в котором действуют проти -воположные интенции: слиться с Другим и выделиться, выстроив свою собствен -ную смысловую перспективу относи тельно Другого.

Миф имеет совершенно особую хро-нотопическую структуру, позволяющую производить смысловые совме щения цикличного и линейного вре мени («всегда», «вечно», «сейчас», «в эту минуту»), а также пространствен ные («там, в трансцендентном изме рении» и «здесь, в этой конкретно пространственной точке»).

Рассмотрение мифа в качестве процесса связано со смысловой интерпретацией личностью заданной схемы. В этой части рассуждения мы опираемся на схему смыс -лового конструирования мира А. Шюца. Вхождение личности в пространство тек ста и освоение его в качестве личностного пространства реализуются на двух уровнях и в двух формах. Первый уровень и форма — это «переживание смысла, открытого заново, переоткрытие мира». Эта ситуа ция в полной мере реализуется в сцениче -ских воплощениях, ритуалах, церемониях, массовых действиях (парадах, зрелищах),

играх. Экстатические переживания свя заны с такого рода разотождествлением, которое приводит затем к закрепле -нию опыта в качестве индивидуального, личностно - приобретенного. Второй уро -вень и вторая форма — это тождествен -ный по смыслу и противоположный по форме ход: разотождествление с заданным Субъектом. Они позволяют осуществить рефлексивное конструирование смыслов в горизонте уже заданных форм.

Такой подход уже не позволяет нам урав -нивать все тексты по горизонтали, как это принято в массовой культуре. Совершенно очевидно, что выделяется корпус текстов, имеющих «Голос», позволяющий осуще ствить рефлексивный процесс понимания и конструирование на этом основании ценностно смысловой вертикали. Это религиозные, художественные, научные тексты, аккумулирующие родовой опыт хроники, воспоминания.

Особенность мифа, повторим, заклю чается в том, что он требует различных форм объективации. Такое «разыгрывание мифа» и реализуется в форме культурных сценариев. На первый взгляд соотнесение странное. Миф — это нечто потустороннее и даже трансцендентное, тогда как сце -нарий — это прописанная последователь -ность действий, которая предшествует раз -витию ситуации. Но, по нашим представ лениям, в этом и заключается противоре чивая логика социализации: присвоенные и освоенные в качестве индивидуально -личностного опыта мифомодели находят свое воплощение в качестве соответству ющего культурного сценария.

Понятие культурного сценария исполь зуется в исследованиях, относящихся к стыковым областям культурологии, пси хологии, когнитологии, лингвистики. В этих отраслях знания данный термин под разумевает выявление некоего инвари анта, моделирующего ситуацию в целом, однако оставляющего возможность вариативного протекания процесса. В языкознании этот термин использовался для описания устойчивых ментальных структур, моделирующих стереотипные ситуации. При этом многими исследова телями подчеркивается различие понятий «когнитивный сценарий» и «культурный сценарий». Последний подразумевает ценностно смысловые формы и пред писания культуры, культурные правила, которые выражаются в формах речевого

поведения1. В теоретической культуроло -гии понятие культурного сценария свя зывается с воспроизводством человека в культуре, которое осуществляется на основании базовых жизненных программ, или матриц культуры.

В когнитологии понятие культурного сценария часто отожествляют с понятием фрейма, однако различие их видят в том, что у культурного сценария существует свой собственный хронотоп, и это обстоя тельство, по нашему мнению, объединяет понятия мифа и культурного сценария. Сценарий интерпретируется как менталь ная схема, типическая ситуация, в кото рой фрейм разворачивается как последо -вательность эпизодов. Это уровень вне -личностного, бессубъектного отношения в культуре, сухие внешние предписания, которые заданы социализационной матри -цей. Но в культурно -рефлексивных практиках личности этот, так сказать, типовой сценарий разворачивается в смысловых вертикалях и целевых горизонталях и организует культурное пространство ее бытия. И.В. Шалина, обратившаяся к этой теме, использует понятие «жизненный сценарий». Последний «можно уподобить тому пути, который человек выстраивает

1 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — СПб. : Русские словари, 1996, с. 392.

в своем сознании в виде цепочки собы -тий, событийных вех, соотнося настоящее реальное с ретроспекцией и одновременно планируя будущее. Жизненный сценарий интерпретируется как совокупная целост ность событий, действий, а также чувств, возникающих под влиянием ...событий. Жизненный сценарий закрепляется в сознании в виде идеальной ориентиро вочной модели, на которую человек опи рается и которую пытается осуществить в реальности»2. Таким образом, простран -ство деятельности личности оказывается связным и выстроенным как в отношении конкретных форм деятельности, так и в отношении экзистенциальных ее перспектив — жизни, смерти, любви, творчества и т.д. Несмотря на то что эта структура и по своей природе носит мифологический характер, она является вполне реальным механизмом социализации личности. Превращение мифа в культурный сцена рий — это важнейший механизм социали -зационного процесса, поскольку первый разыгрывается, а второй часто оказыва ется мифологичным.

2 Шалина И.В. Культурный сценарий «жизнь в деревне»: из опыта лингвокультурологической интерпретации. — М. : Филология, 2009; mminfo_000063105 320-031 pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.