DIALECTICS OF HUMAN RELATIONS WITH NATURE, SPACE AND TECHNOLOGY IN THE WORKS OF N.A. BERDYAEV
Usmanova Larlssa Timofeevna, PhD of Pedagogical science, Professor
Somov Denis Sergeevich, DSc of Pedagogical science, PhD of Historical science, Professor
Grze/ State University, Moscow region
The purpose of the study is to reveal the philosophical views of N. A. Berdyaev in the aspect of the dialectics of human relations with nature and technology; to identify the mechanism of interaction between the state and technical creativity in the evolutionary and revolutionary periods ofsociety development. In the article, the personalistic philosophy of N. A. Berdyaev is considered through the dominant role of the personality, which has the divine attributes of the creator. Thanks to spirituality, a person can not obey nature and be autonomous, independent of it The tool that strengthens this independence is technology. The scientific novelty of the study is as follows; 1) the interrelation of N. A. Berdyaev's views on the role of technology in the life of modern society with the doctrine of freedom and creativity is revealed; 2) thanks to spirituality, a person can not obey nature and be autonomous, independent of it. The too! that strengthens this independence is technology; 3) the mechanism of interaction between the state and technical innovations in the evolutionary and revolutionary periods of the development of society is revealed. As a result, the authors come to the conclusion that a stable, strong society of the evolutionary period, which strictly controls and organizes scientific and technical creativity, is able to direct its results for its own benefit, in other words, political stability is necessary for the establishment of technical optimism.
Keywords: nature; Creativity Personality The technique Rationalism; freedom with love; a stable society; Spirituality-humane goals and needs.
DOI 10.24923/2222-243X.2021 =39.46
УДК 1(091) ДИАЛЕКТИКА ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
ВАК РФ 09.00.03 и ТЕХНИКОЙ В ТРУДАХ НА. БЕРДЯЕВА
£> Усманова Л. Т., 2021 Цель исследования - раскры ть философские взгляды Н. А. Бердяева в аспекте
0 Сомов Д. С, 2021 диалектики отношений человека с природой и техникой; выявить механизм
взаимодействия государства и технического творчества в эволюционные и революционные периоды развития общества. В статье персоналистическая философия Н.А. Бердяева рассматривается через главенствующую роль личности, обладающей божественными атрибутами творца. Благодаря духовности человек может не подчиняться природе и быть автономным, независимым от нее. Инструментом, который укрепляет эту независимость, является техника. Научная новизна исследованиязаключается в следующем; 1) выявлена взаимосвязь взглядов Н.А. Бердяева на роль техники в жизни современного об щестеа с учением о свободе и творчестве; 2) благодаря духовности человек может не подчиняться природе и быть автономным, независимым от нее. Ин струментом, который укрепляет эту независимость, и является техника; 3) раскрыт механизм взаимодействия государства и технических инноваций в эво люционные и революционные периоды развития общества. В результате авторы приходят к выводу, что стабильное, сильное общество эволюционного периода, которое жестко контролирует и организует научно-техническое творчество, способно направить его результаты себе во благо. Иначе говоря, для утверждения технического оптимизма необходима политическая стабильность.
Ключевые слова; природа; творчество;личность; техника; рационализм; свобода с любовью; стабильное общество;духовность; гуманные цели и потребности.
УСМАНОВА Лариса Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общеобра зовательных дисциплин
СОМОВ Денис Сергеевич, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор
Гжельский государственный университет, Московс кая область
Введение
Феномен техники, влияние техники на судьбы человечества, культуры занимают большое место в творчестве выдающегося представителя русской религиозной философии, сторонника экзистенциализма, заложившего основы персоналистической философии H.A. Бердяева (1874-1948). В таких работах философа, как "Смысл истории", "Царство духа и царство кесаря", "Судьба России", "Человек и машина" и др. он делает многочисленные попытки решения проблемы социологии и метафизики техники. Его взгляды на роль техники в жизни современного общества диалектически связаны с учением о свободе и творчестве.
В этой связи актуальность данного исследования^ ключается во всевозрастающем влиянии техники на судьбы человечества и со-
ответственно в злободневное™ мысли русского философа, о том, что вся сложнейшая система современной техники, становится необходимой и имеет значение только в пространстве гуманных человеческих целей и потребностей.
Цель исследования структурировала следующие задачи на стояще го исследования философских взглядов H.A. Бердяева: 1} рассмотреть его концепцию с акцентом на вопросах происхождении свободы, в трех формах ее существования и оправдании человека в существовании зла через творческое, позитивное преобразование мира; 2) провести сопоставление исторических периодов эволюции средств деятельности с диалектикой отношений человека с природой и техникой; 3) выявить механизм взаимодействия государства и технического творчества в эволюционные и революционные периоды развития общества в контексте влияния техники на судьбы человечества.
В этой связи был осуществлен анализ научной литературы. A.B. Вадимов, О.Г. Волкого-нова, Е. Голльбах, И.И. Евламлиев, Н,П. Ильин, В.Л. Кошелева, Полторацкий Н.А и др. Для осмысления произведений H.A. Бердяева и трудов исследователей его творчества, в статье применяются следующие методы исследования: теоретические обобщения и абстрагирование, анализ и синтез, систематизация и классификация.
Теоретической базой исследования послу-жили публикации трудов H.A. Бердяева, диссертационные исследования его творчества, предыдущие публикации автора.
Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в разработке и реализации на занятиях по дисциплинам "Философия", "Философские проблемы науки и техники" методических материалов: учебное пособие "История философии 18-21 века", курс лекций "Философия H.A. Бердяева" и возможности использовать их на лекционно-семинар-ских занятиях со студентами бакалавриата и магистратуры для осмысления проблемы всевозрастающего влияния техники на судьбы человечества.
Основная часть
В исследовании предложенной H.A. Бердяевым картины мира, ориентированной на человека и представляющей собой противоположность духа и природы внимание сосредоточено на вопросах происхождения свободы, трех формах ее существования (иррациональная, рациональная, свобода с любовью)
и оправдании человека в существовании зла через творчество, позитивизм в преобразовании мира. Анализируя и обобщая творческое наследие H.A. Бердяева, автор опирается на следующие положения его теории, "Дух", у философа, включает в себя жизнь, свободу и творчество, а природа рассматривается в качестве вещи, психики и необходимости. Свободу Бог не создавал. Иррациональная, неразумная свобода добытийственна. Она су- ществовала до бога и поэтому Господь не несет ответственности за свободную волю и произвол человека и человечества в целом" [4].
Значит, личность реализуется у H.A. Бердяева последовательно, как эволюционное восхождение от подсознательного (от иррациональной, эмоционально-чувственной свободы} через сознательное {рациональную, разумную свободу) к сверх сознательному (свободе божественной любви и творчеству духа), В персо-налистической философии H.A. Бердяева прослеживается главенствующая роль личности, обладающей божественными атрибутами творца. Творческую же деятельность человека H.A. Бердяев представляет как дополнение к божественной жизни, как "божественно-че-ловеческую" [1, 2],
Творчество у русского философа понимается как процесс приращения, прибавления, созидания нечто нового, не существовавшего ранее в мире. Проблема состоит в том, что сам творец определяет, в какой области он может создать это новое, только ему подвластное творческое чудо, что есть величайшая тайна жизни: из небытия создать бытие. Само небытие, рождающее творчество, у Бердяева - это и есть иррациональная, первичная, неразумная свобода, которая живет в душе человека, В своем труде "Ö назначении человека" H.A. Бердяев пишет: "Тайна творчества и есть тайна свободы" [б, с.314]. О творческом прорыве из небытия в бытие, из свободы в реальный мир есть сведения в библейско-христианском учении о сотворении мира. Мир был сотворен Богом из ничего, т.е. из иррациональной, до-бытийственной свободы, а затем Господь передает свою творческую силу в руки сотворенного же им человека. Присутствие в мире самого творчества объясняется H.A. Бердяевым тем, что, есть верховный творец и есть человек, призванный самим Господом к творчеству.
Русский мыслитель выявляет сложную структуру творчества.
Оно состоит:
а]
0 ги
-о
1
03
со си
ÜI 2
Ё 273
- из изначальной, меонической, добытий-ственной, несотворенной, иррациональной, первобытной свободы. Наличиеэтой свободы - главное условие творчества, созидания нового, никогда ранее не существовавшего;
- из даров и дарований, талантов и способностей, которые даны человеку Богом-твор-цом для творчества. Содержание дара божьего определяет его назначение, а также и предназначение самого человека в этом мире;
- из окружающего мира, среды как арены творчества. В уже сотворенном Богом мире совершается человеческий, творческий акт. Сами материалы для творения человеку предстоит найти в этом окружающем его мире [1,2].
Следовательно, согласно учению о свободе и творчестве H.A. Бердяева, человек невиновен в наличии у него таланта, гениальности, дара. Эти дарования получены им из рук самого Господа и поэтому он должен чувствовать "себя в руке божьей орудием Божьего дела в мире" [6, с. 315].
Анализ и обобщение учений о техническом творчестве неизменно подводит H.A. Бердяева к заложению фундамента философии техники. Для создания такой философии необходимо было, прежде всего, осознать, что это проблема духовная "изнутри она есть тема
философии человеческого существования". В своем произведении "Судьба России" философ пишет: "Человек есть природное существо, он связан с космической жизнью многими нитями, зависит от круговорота космической жизни" [3, с.274]. Со смертью человека, его телесный физико-химический состав рассеивается в материи и мировой жизни. Тайна человека заключается в том, что его сущностьне исчерпывается природным, телесным началом. Человек - личность, "духовное существо, несущее в себе образ божественного" [3, с.274]. Благодаря духовности человек может не подчиняться природе и быть автономным, независимым от нее. Инструментом, который укрепляет эту независимость, и является техника. Чем больше духовности, связывающей человека с богом, вкладывает человек в свои технические творения, тем более независимым и "от природной необходимости и от негативной власти техники он становится" [3, с.282], По мнению H.A. Бердяева, проблема техники и человека является проблемой отношений человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному. Более глубокое рассмотрение приводит к мы ели, что это есть тема философии человеческого существования [3].
Таблица 1 - Отношения человека с космосом, природой и техникой
N2 Исторический период эволюции средств деятельности Обществен ный строй Исторический период, по Бердяеву НА. Отношение к космосу Отношение к природе Отношение к технике
1 г 3 4 5 6 7
1 Древний мир Природно-орудийная и начало орудийно-артефактной стадии развития техники Первобытнообщинный и рабовладельческий Эпоха рабства Погружение человека в космическую жизнь Бог создал мир и он им управляет. Зависимость человека от природы (лрми-тивное скотоводство и земледелие) Появление искусственных орудий (лопаты, плуга, колеса).
? Средневековье. Расцвет, орудий но-артефактной стадии Феодальный Эпоха крепостного права Освобождение от власти космических сил, от демолатрии. Формирование души и тела человека в условиях соответствия человеческой ЖИЗНИ ритму природы в рамках неизменной космической упорядоченности Освобождение от власти духов и демонов природы Царство органических и неорганических тел Органическая, сильная связь человека с землей, с природой. Общественная жизнь человека складывается соответственно жизни природы. Природа -это установленный богом иерархический поредок, на который можно положиться. Элементарные формы хозяйства. Изобретение очков, бумаги, пороха
3 Новое время Машинная стадия Капитализм Начало технической эпохи Принятие человечеством взглядов Коперника о бесконечности миров, нахождение компенсации и точки опоры путем перенесения центра тяжести внутрь себя как субьекта. Механизация природы, научное и техническое овладение природой. Наряду с органическими и неорганическими телами человеком создаются тела организованные-это царство машин. Возникает угроза уничтожения среды обитания человека техникой, производством. Техника зклинивается в отношения человека и природы, получив страшную, огромную власть и над человеком и над природой. Человек отдаляется от природы. Между ними встраивается искусственная среда орудий. Властное вступление машины в жизнь человека - развитие индустрии, порабощение труда эксплуатацией орудий производства и необходимостью продажи труда за заработную плату.
Продолжение табл.
1 а 3 Л 6 6 7
4 Новейшее время Стадия автоматов и робототехники, компьютерно-информационных систем Капитализм на стадии империализма Техническая цивилизация Г-^эзложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого. Кризис несоответствия душевной и физической организации человека с современной техникой. Угроза взрыва космического порядка посредством технических последствий научных открытий Война как энтикосми-ческий порядок. Инструментализация науки и увеличение власти человека над природой Наука входит во внутреннее строение природы, в глубину материи. Отношение к природе определяется практической пользой Возникновение новой организованной реальности, созданной самим человеком и цивилизацией, реальности машины, техники, которых в природе нет. Детерминирующая власть техники над чело-зеком и обществом, над человеческой душой. Рабство человека у собственных открытий. Техника приобретает страшную силу реализации не столько добрых, СКОЛЬКО злых помыслов человека
5 Будущее время Слияние техносферы с ноосферой Коммунизм с богом Царство духа Все большее овладение человеком силами природы, реальное освобождение труда и трудящегося. Возрастание успешности и сипы науки. Достижение научных вершин при независимости человека от природы Гуманное сознание поставит человека выше природы и общества, научит подчинять страсти разуму. Подчинение техники духу и духовное движение человека к свободе с любовью. Сознание поставит человеческую душу выше природных и общественных сил и страстей. Утверждение положения1 -«Нужно не отрицать научные открытия техники, а духовно овладеть ими» в целях созидания, миролюбия и гуманизма всех людей планеты». ¡3, С. 2791
S
275
В сеете современных представлений диалектика свободы, творчества, науки и техники. по H.A. Бердяеву, выглядит следующим образом. Новые открытия и изобретения как порождение иррациональной свободы учено-го-творца, соответствующие действующей научной парадигме (общепризнанному знанию) эволюционируют и внедряются в жизнь, ограниченные рациональной свободой, моральными и правовыми нормами. Стабильное, сильное общество эволюционного периода, как правило, жестко контролирует и организует научно-техническое творчество, направляя его результаты себе во благо. С окончанием эволюционного периода, когда новые открытия, факты, технологии, не вписавшись в старую парадигму, вызывают ее разрушение, наступает эра научно-технической революции. Старая парадигма не в состоянии объяснить эти инновации, а новая еще слаба. Она зарождается в недрах все той же иррациональной, неразумной, первобытной свободы, которая в обществе проявляется в форме роста преступности, произвола над личностью, бунтов и войн. Сдерживающий рационализм новой парадигмы еще не сформировался и поэтому научные открытия и изобретения в угоду иррациональной, неразумной свободе часто используются
для удовлетворения страстей сильных мира сего в их борьбе за власть и богатство. Когда молодая, жизнеспособная парадигма укрепится в рамках нового витка спирали диалектического развития науки и техники, она снова будет укреплять царство, стабилизирующего общество рационализма.
В общественной жизни эти процессы находят свою особую форму подтверждения. Если речь идет о развитом государстве, в котором мало бедных и сверхбогатых, а основную часть общества составляет процветающий средний класс (оплот стабильности), то наука и техника в нем, как правило, рационализированы и в дальнейшем вполне смогут быть подчинены гуманному духу этого среднего класса. Разумно-рациональная воля большинства населения в таком обществе стремится к утверждению свободы с любовью (доброго разума) и техника покоряется и подчиняется доброй воле человека.
В различные периоды развития общества, науки и техники, по-разному складывается взаимодействие человека с природой. В стабильное, эволюционное время обмен веществом, энергией и информацией регламентируется рациональной свободой, ограничивается социальными нормами, а в революционный пе-
риод разгул иррациональной свободы сопровождается ростом преступности, алкоголизмом и наркоманией. Это нарушает баланс отношений человека и природы. Бесконтрольно вырубаются леса, выкачиваются невосполнимые природные ресурсы, загрязняются и отравляются: воздух, вода и почва. S результате экономический кризис сопровождается кризисом экологическим. Это случается с человечеством в период властного вступления маши-нывегожизнь, когда, по мнению H.A. Бердяева, машина становится гибельна не столько для духа, сколько для плоти.
Статья "Человек и машина" H.A. Бердяева посвящена тому, как под влиянием научных открытий, изобретений, изменяются образ человека, его духовная жизнь, Научно-техничес-кий прогресс изменяет не только военную, промышленную технику, но и технику мышления, стихосложения, живописи и т.д. Однако темпы морального и духовного развития & наше время не соответствуют темпам технического развития. Совершенствование техники осуществляется от века к веку все быстрее и быстрее, а духовность развивается медленно и эволюционно. Никаких революционных скачков в деле роста духовности мы не наблюдаем. Отсюда дисбаланс, нарушение равновесия. Недостаток духовности приводит к созданию оружия массового поражения, к использованию техники для уничтожения самого человека. В мирной жизни человек превращается в придаток машины. 8 его поведении появляется автоматизм с одновременной дегуманизацией. Наблюдается картина, когда не человек управляет машиной, а сама машина определяет правила жизни в техническом мире. Не будучи полным пессимистом H.A. Бердяев пишет о бессмысленности в таких условиях стремления к отрицанию техники, "Нужно не отрицать технику, а подчинить ее духу", - пишет философ в своей книге "Судьба России" (3, с.281}. Только благодаря духовному началу, которое определяет связь человека с богом, "его Величество - человек" становится независимым и от природной необходимости и от власти техники. Человек овладевает и природой и техникой.
большинство исследователей {A.B. Вадимов, О.Г. Волкогонова, Е. Голльбах, И.И. Евлам-пиев, Н.П. Ильин, В.Л. Кошелева, Полторацкий Н.А и др.), проецируя идеи H.A. Бердяева на современное общество цифровой реальности, склоняются к тому, что жизнеспособная научная цифровая парадигма укрепляется. В рамках нового виткз спирали диалектического
развития науки и техники, она приобретает способность укреплять царство, стабилизирующего общество рационализма. Перед нами реально назрела проблема разумно-рацио-нальной воли большинства населения в постиндустриальном, информационном обществе, где реально можно проследить стремление к утверждению свободы слюбовью (доброго разума) и где техника покоряется и подчиняется доброй воле человека. По мнению ученых, рационализация, интеллектуализация техники и "цифровизация" в дальнейшем способствовала формированию социальной модели постиндустриального интерактивного общества, генерирующего новый тип феноменальной реальности в формате цифровых информационных технологий, институтов и платформ электронных коммуникаций.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования творчества Н.А, Бердяева сформулированы следующие выводы.
Первое-диалектика взаимодействия человека, техники и природы определяется политической ситуацией и степенью зрелости научно-технической парадигмы. В учении Н.А. Бердяева выявлен механизм взаимодействия государства и технических инноваций в эволюционные и революционные периоды развития общества.
Второе - в революционное время человек теряет духовность на фоне высвобождения иррациональной, животно-первобытной свободы. Недостаток духовности приводит к созданию оружия массового поражения, к использованию техники для уничтожения самого человека ради обретения власти и богатства.
Третье - стабильное, сильное общество эволюционного периода, которое жестко контролирует, рационализирует и организует научно-техническое творчество, способно направить его результаты себе во благо. Иначе говоря, для утверждения технического оптимизма необходима политическая стабильность. Проблема разумно-рациональной воли большинства населения в постиндустриальном, информационном обществе можетбыть разрешена благодаря утверждению в общественном сознании свободы слюбовью (доброго разума), где техника покоряется и подчиняется доброй воле человека.
Подчинение техники духу приближает человека к пониманию того, что вся сложнейшая система современной техники становится необходимой и имеет значение только в про-
странстве гуманных человеческих целей и потребностей [5]. Это и определяет основной пафос философии H.A. Бердяева как гимну свободе человеческой личности, преодолевающей несвободу, Логосу как альтернативе Хаосу, творческому процессу как мощной энергии преобразования мира.
Литература:
1. Бердяев H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев. -Харьков : Фолио, М.: ACT,2002, - 688 с.
2. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: сборник: в 2-х т., т. 1, / H.A. Бердяев. -М.: Искусство; Лига, 1994, ■■ 542 с.
3. Бердяев H.A. Судьба России: книга статей / H.A. Бердяев. - М.:ЭКСМО, 2007. - 640с.
А. Вадимов A.A. Жизнь Бердяева: Россия. / A.A. ßa димов. — Oakland (Calif,), 1993.-326с.
5. Коше лева В.Л. Наступит ли время Бердяева // Общественные науки и современность. - 1991. -№3-С. 132-139.
6. Полторацкий H.A. Бердяев и Россия / H.A. Пол торацкий. - Нью-Йорк, 1967. - 640 с.
/.У см а нова Л.Т. Философское учение H.A. Бердяева об историческом процессе как чередовании революционных и эволюционных периодов развития// Kant. - 2019. - №3(32).- С. 232-237.
8. Сычев A.A. Основы философии: учебное пособие / A.A. Сычев - М. : Альфа М; Инфра-М,2009,-368 с
9. Хрестоматия по философии / сост. Г№, Алексеев-3-е изд. пере раб. и доп. - М.: Проспект, 2008 -576 с
OJ
0 OJ
-0
1
УДК 001.1:316.452 ВАК РФ 09.00.11
Ф Шкорубская £ Г., 2021
i 277
СО
SCIENTIFIC COMMUNITY: THE REPUBLIC, THE FIELD, THE COLLECTIVE * ^
Shkorubskaya Elena Gennad'e ma, degree seeker, Crimean Federal University named after Щ Vemadsky, Simferopol, ._
Republic of Crimea ^^
The purpose of the study is to determine the specifics of science sociality. The concepts of the scientific community formulated by R. Merton, P. Bourdieu and B. Latour are compared. The evolution of the scientific community as a method of self-description of scientists is considered, it was found that the ideal embodied in fíespublica Literaria collides with the real practices of science. This leads to the fact that the actions of actors within the scientific community, considered in this optics, appear as internally contradictory. Scientific novelty lies in the identification of various ways of existence of the scientific community, due to the approach to the definition of its formation mechanisms.
Keywords: scientific community; fíespublica ¡.iteraría; collective;actors; associations; scientific field; symbolic capital; the ethos of science; fí. Merton; P. Bourdieu; B. Latour.
DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.47
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО: РЕСПУБЛИКА, ПОЛЕ, КОЛЛЕКТИВ **
Цель исследования определить специфику социальности науки, в связи с чем сопоставляются концепции научного сообщества, сформулированные Р. Мертоном, П. Бурдье и Б, Ли туром. В статье рассматривается эволюция научного сообщества как способа самоописания учёных, в результате чего определяется, что идеал, воплощённый в fíespublica Literaria вступает в противоречие с реальными практиками науки. Это приводит к тому, что действия акторов внутри научного сообщества, рассматриваемые е данной оптике, предстают как внутренне противоречивые. Научная новизна заключается в выявлении различных модусов существования научного сообщества, обусловленных подходом к определению механизмов его формирования. Ключевые слова: научное сообщество; fíespublica Literaria; коллектив; акторы; ассоциации; поле науки; символический капитал; научный эгос; Р. Мертон; П. Бурдье; Б. Латур.
Введение
Будучи не только наиболее специализированной познавательной деятельностью, но и значимым социальным институтом, наука уже в XX веке становится предметом внимания социальных наук. Именно в это время формируются такие направления исследова-
ШКОРУБСКАЙ Елена Гвннадьевна, соискатель, Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым
*The publication was prepared with the support of the RFBR, project No. 20-011-00622A "Philosophy as action: the pragmatics of textual behavior";.
** Публикация подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 20-011-00622А "Философия как действие: прагматика текстового поведения".