Научная статья на тему 'Диалектика научных открытий и системы пространственной организации в искусстве'

Диалектика научных открытий и системы пространственной организации в искусстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектика научных открытий и системы пространственной организации в искусстве»

УДК 001.5:75 М.С. Большакова

Омский государственный технический университет, г. Омск

ДИАЛЕКТИКА НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ И СИСТЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ИСКУССТВЕ

Понятие «картина мира» сегодня активно используется для осмысления процессов познания. Картина мира может складываться из научного (парадигмального) и вненаучного знания. К последнему, помимо мифов, религии и т.п., относится искусство. Соотношение этих составляющих в разные эпохи было различным, и современная философия пересматривает это соотношение. Отличительной чертой настоящего периода оказывается сближение художественного и научного освоения мира. Существует точка зрения, что новое знание может возникнуть вначале в русле искусства, а затем, уловленное и подхваченное другими разнообразными формами культуры, в частности отдельными науками, становится достоянием всего общества.

В рамках данной позиции интересно проследить диалектику развития научной и художественной сфер человеческой деятельности на примере эпохи Возрождения. Данный период исторического развития Европейской цивилизации выбран не случайно, поскольку именно с этого времени цивилизация Запада начинает существенно опережать в развитии Восток. С чем же связан подобный скачок в развитии науки и техники? Существует мнение, что непоследнюю роль в этом процессе сыграла изобретенная в это время система прямой линейной перспективы.

В эпоху Возрождения одной из важных проблем, стоявших перед художниками, была проблема передачи пространства. Созданная теория центральной линейной перспективы обеспечивала необычайную для того времени точность в передаче трехмерности окружающего мира, что подтверждалось исследованиями, проводимыми в области геометрической оптики. Сейчас нам известно, что идеи Евклида, Птолемея, Галена, а также других ученых этой области, были во многом ошибочными. Вместе с тем идея хрусталика, пересекающего зрительный конус, не только оказала огромное воздействие на понимание картинной плоско-

219

сти греко-римскими художниками, но и способствовала появлению линейной перспективы в эпоху Ренессанса [5, с. 116].

Коль скоро искусство начинало ориентироваться на непосредственное восприятие окружающего мира конкретным наблюдателем, отсюда было недалеко до идеи центральной проекции на воображаемую картинную плоскость. Пространство раскрывается как ряд последовательно уходящих в глубину, параллельных картинной плоскости планов. Движение направлено параллельно картинной плоскости, слева направо или, наоборот, справа налево, либо из глубины картины на зрителя.

Этот разработанный способ изображения подробно описывает академик Б. В. Раушенбах: «изображение отдельной точки свелось, как хорошо известно, к центральному проектированию с помощью прямых линий. Человеческий глаз рассматривался как центр проектирования, а мысленная прямая, соединяющая глаз и изображаемую точку (луч зрения), служила для отыскания точки картинной плоскости, являющейся ее изображением. Последняя получилась как точка пересечения луча зрения с плоскостью картины. Таким образом, в основе линейной перспективы лежит монокулярность и неподвижность точки зрения» [3, с. 56-57].

Законы построения изображения в системе перспективы достаточно просты: прямые реального пространства изображаются на картине прямыми же линиями, группа горизонтальных параллельных прямых изображается прямыми, имеющими одну общую точку схода на линии горизонта; размеры изображаемых предметов уменьшаются по мере увеличения глубины пространства в простой пропорциональной зависимости.

Сейчас доказано, что система линейной перспективы далеко не идеальна и имеет свои

условности и искажения, особенно заметные в области переднего плана, но для того времени она была стимулом для качественно нового осмысления организации пространства окружающего мира в целом и мощнейшим орудием в изображении отдельно взятых предметов. Последнее является немаловажным особенно для инженерного дела.

Процесс выработки прямой перспективы - это процесс углубления пространства картины как единого целого. Изображение шло уже не от единичного предмета, а от предмета как части видимого пространства. Проекционный метод перспективы исходил из комплексного выражения пространственной связи предметов, при которой лишь взаимодействие форм создавало близкую картину пространственной реальности. И понятно, почему изменение пространственного построения закономерно связано с эволюцией всей многоступенчатой «иерархии» культуры. Зрителю предлагалось увидеть натуру уже не как массу разрозненных деталей, а как однородную математически организованную абстракцию. Альберти видел в ней не только средство сделать картину «реалистической», но прежде всего метафору рационального мышления вообще. Линейная перспектива на картинах учила людей Возрождения размышлять о пространстве, вернее, организованном пространстве - и здесь наука математика дарила новую, неизвестную раньше способность видеть и постигать пространство не как нечто замкнутое и разнородное, а как непрерывную и гомогенную категорию [5, с. 128].

Отсюда недалеко до идей натурфилософии, которая становится ведущим направлением философской мысли XVI в. В рамках данного направления центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Центральная идея новой космологической доктрины - тезис о бесконечности Вселенной. Она не сотворена, неподвижна, она существует вечно и не может исчезнуть. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений. По-новому был поставлен вопрос о центре мира: отрицалась не только геоцентрическая, но и гелиоцентрическая системы. Земля не является неподвижным центром

220

мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Однако утверждалось, что центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров, и у каждого мира-системы есть свой центр - его звезда.

Поворот к новой космологии связан с творчеством Николая Кузанского, Джордано Бруно, идеями Коперника. Учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и означало переход к новой картине мира.

Перспектива - это не только геометрия картины, но ключевое звено системы языка культуры. Конечно, сама линейная перспектива - лишь каркас, скелет глубинности воспринимаемой пространственной среды. Но будучи открытым, он развивался, используя до конца заложенные в нем возможности. Метод центрального проецирования - с одной стороны, плод наблюдения, с другой - расчета: он воплощает две характернейшие черты ренессансной культуры - эмпиризм и рационализм, теснейшим образом между собой связанные.

Эпоха Возрождения отмечена и появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых ведущее место принадлежит Леонардо да Винчи. Благодаря линейной перспективе он с большей ясностью, чем любой естествоиспытатель до него, сумел проникнуть в тайны моделей и структур, лежащих в основе физических и биологических феноменов. Достаточно обратиться к его инженерным проектам, в числе которых парашют, модель летательной машины, военная машина и многое другое.

Одним из самых важных художественных средств, введенных художниками Возрождения, воплощавшими в своем творчестве законы линейной перспективы, была так называемая сетка. Современным психологам известно, что образ сетки соответствует некоей универсальной и врожденной структуре человеческого сознания. Когда ее рисуют так, что параллельные линии кажутся сходящимися в одной точке, это создает поразительную иллюзию удаляющегося плоского пространства.

Перспективное осмысление сетки в XV в. особенно знаменательно тем, что совпада-

ет по времени с появлением другой родственной идеи в области картографии. Речь идет о системе долгот и широт для изображения земной поверхности, описанной Птолемеем в его «Географии». В этом трактате он описывает методы, с помощью которых можно перенести на плоскую карту изображение округлой поверхности. Птолемей предлагал разделить земную сферу с помощью вертикальных (долготы, сходящиеся на полюсах) и горизонтальных (широты) линий. Как видим, схожий принцип используется в современных глобусах. Так вот Птолемей, чтобы «скорректировать» искажения, неизбежно получающиеся при переносе данной модели на плоскую поверхность (участки ближе к полюсам кажутся уменьшенными), разработал специальную картографическую технику, использующую именно психологическую иллюзию перспективной сетки. Соответственно, успехи в картографии повлекли за собой бурное развитие навигации и мореплавания. Не стоит забывать, что именно в конце XV в. Христофор Колумб «открыл» Америку.

Искусство порождается жизнью, но и искусство порождает жизнь. Появление линейной перспективы на Западе оказало глубочайшее воздействие на дальнейшее развитие науки и культуры. Линейная перспектива не только отобразила реальность, она породила новое понимание этой реальности и послужила орудием овладения ею. Она, несомненно, подготовила западноевропейскую цивилизацию к вступлению в эпоху открытий конца XV. Авторитет традиции уступал место авторитету непосредственного опыта, неотделимого от деятельности индивидуума. Изменившийся психический тонус личности рождал в ней стремление самоутвердиться в мире реальных ценностей. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную

221

картину мира. Причем вера в истинность эмпирического познания дополнялась верой в могущество человеческого разума, основанного на опыте. Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному, которому следовало христианство Средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки Нового времени.

Библиографический список

1. Лазарев, В. Н. Происхождение итальянского Возрождения / В. Н. Лазарев. - М., 1956. - Т. 1.

2. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С. В. Перевезенцев. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

3. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов / Б. В. Раушенбах. - М. : Наука, 1980.

4. Харенберг, Б. Хроника человечества / Б. Харенберг. - М.,1996.

5. Эджертон, С. Линейная перспектива и западное сознание: истоки объективного изображения предметного мира в искусстве и науке / С. Эджертон // Культуры ЮНЕСКО. -1983. - № 4. - С. 104-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.