Научная статья на тему 'Виды перспективных построений пространства в изобразительном искусстве и дизайне'

Виды перспективных построений пространства в изобразительном искусстве и дизайне Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
8648
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВА МЕТОД ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА НА ПЛОСКОСТИ / ВИДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ / ГЕОМЕТРИЯ КАРТИНЫ / PERSPECTIVE THE METHOD OF THE REPRESENT OF SPACE ON THE FLATNESS / FORMS OF THE PERSPECTIVE / PICTURE GEOMETRY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ланщикова Галина Александровна

В статье представлены определения термина «перспектива» разных авторов, дана сравнительная характеристика видов перспективы, применяемых в изобразительном искусстве и дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of the perspective view constructions in the fine art and art design

This article is devoted to the different authors definitions «Perspective», and it showed a compare characteristic of the perspective types, which using in the drawing and design.

Текст научной работы на тему «Виды перспективных построений пространства в изобразительном искусстве и дизайне»

Конкурсные проекты для Омска художников-архитекторов А. З. Гринберга, М. Х. Дубинского, С. С. Серафимова остались на уровне проектных идей, но продемонстрировали, что в 1910-е годы представители академической архитектурной школы активно откликались на поиски в русле ретроспективных исканий и становились оплотом неоклассицизма в отечественной архитектуре. Его мощная «стилевая волна» докатилась до провинции в последние предреволюционные годы и оставила в быстро развивающихся городах монументальные памятники столичного образца.

В 1990-х годах начинается углубленное изучение дореволюционной архитектуры, основанное на жизненном требовании — пересмотреть оценки в отношении исторической застройки и отдельных памятников, определить новые подходы в их реставрации. Однако сегодня, когда в облике современных зданий начинают появляться элементы исторических стилей, и архитектурное проектирование в одном из стилевых своих потоков движется в русле ретроспективных исканий, дореволюционный памятник становится творческим источником в формировании новой архитектуры. В контексте подобного использования исторического наследия, сохранившаяся архитектурная графика, нереализованные конкурные проекты могут явиться блестящими образцами для формирования современного архитектурного языка.

Библиографический список

1.ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 184. Л. 4.

2. ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 184. Л. 4 об.

3. РГИА СПб. Ф. 528. Оп. 1. Д. 372. Л. 30.

4. РГИА СПб. Ф. 528. Оп. 1. Д. 372. Л. 48.

5. Зодчий. - СПб., 1913. - № 33. - С. 351.

6. Зодчий. Указ. соч.. — С. 351. — Табл. — С. 46, 47.

7. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской академии художеств. Ч.П / С.Н. Кондаков. — Пг., 1915. — С. 321.

8. Материалы к биографическому словарю архитекторов народов СССР / под ред. А.Ф. Крашенинникова. — М., 1979. — С. 26.

9. Кондаков С.Н. Указ. соч. — С. 327.

10. Ежегодник Общества архитекторов-художников.— СПб.,1908. — Вып.3. — С. 33.

11. Архитекторы-строители Петербурга — Петрограда начала ХХ века. Каталог выставки ; авт.-сост. Исаченко В.Г., Ки-риков Б.М., Федоров С.Г. — Л., 1982. — С. 57.

12. Кондаков С.Н. Указ. соч. — С. 385.

13. Ежегодник Общества архитекторов-художников. Указ. соч. — С. 119.

14. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 — 1910-х годов / Е.И. Кириченко. — М. : Искусство, 1978. — С. 346.

15. Лисовский В.Г. Архитектурная школа Академии художеств / В.Г. Лисовский. — Л.,1981. — С. 26.

16. ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 184. Л. 51.

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства», заслуженный работник культуры РФ.

Статья поступила в редакцию 20.03.2009 г.

© А. Н. Гуменюк

УДК 7.01+72.012.2 г. д. ЛАНЩИКОВА

Омский государственный педагогический университет

ВИДЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПОСТРОЕНИЙ ПРОСТРАНСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ_____________________________________________________________

В статье представлены определения термина «перспектива» разных авторов, дана сравнительная характеристика видов перспективы, применяемых в изобразительном искусстве и дизайне.

Ключевые слова: перспектива — метод изображения пространства на плоскости; виды перспективы, геометрия картины.

Построение пространства в художественном про- Как отмечал академик Б. В. Раушенбах, человек

изведении играет значительную роль, т. к. картина имеет дело с разными геометриями предметов: «...во-

способна выражать коренные представления куль- первых, это истинная геометрия предмета, та, которой

туры народа. Задача изображения трех измерений он обладает объективно, а во-вторых, это видимая

пространства на плоской, двумерной, картине в раз- геометрия, та, которая порождена объективной гео-

ные эпохи решалась по-разному, при этом от худож- метрической формой предмета, но преобразована

ников не требовалось точного копирования особен- при зрительном восприятии его» [1]. Объективную

ностей строения объемных предметов. форму предмета мы уясняем, разглядывая и ощупывая

Анализируя геометрические приемы, связанные его со всех сторон. Видимая же форма, всегда пред-

с передачей пространственности, уточним условное полагающая чисто визуальное восприятие, требует

понятие «геометрия картины» (геометрические по- неподвижности и самого предмета и точки зрения на

строения пространства на плоскости картины). него.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Помимо объективного пространства художник имеет дело и с субъективным (перцептивным) пространством. «Это непосредственно зрительно ощутимое пространство, пространство восприятия, характеризуется геометрией, резко отличной от геометрии объективного пространства. Всем хорошо известно, что фактически параллельные рельсы мы видим сходящимися на горизонте в точку» [2].

Художественное произведение может содержать обе геометрии, все зависит от художественного замысла автора. Средств для чистой передачи объективной, или видимой, геометрии у художника нет, да она и невозможна.

В соответствии с теорией Б. В. Раушенбаха, геометрический аспект пространственных построений, включающий как методы изображения отдельных предметов, так и пространства в целом, охватывает проблему понятием «системы перспективы».

Способов видеть и передавать видимое на плоскости существует множество. Авторами книг представлены разные классификации. В конце XX века Б. В. Раушенбах, анализируя наиболее типичные системы геометрических построений до новейшего искусства, пишет, что история искусств знает всего четыре основных метода пространственных построений на плоскости. Среди них:

— чертежный метод (изображение объективного пространства, свойственное искусству Древнего Египта);

— метод локальных аксонометрий и их трансформаций, характерный для античного и средневекового искусства;

— центральная линейная перспектива в искусстве эпохи Возрождения;

— центральная криволинейная перспектива, появившаяся на рубеже XIX и XX столетий.

Другие авторы, В. Я. Береснева и Н. В. Романова, рассматривая способы геометрической реконструкции пространства, выделяют следующие: прямую и обратную перспективы; множественную, относительную, рассеянную, абстрактную точку зрения; редукцию пространства к плоскости (создание изображений с минимальной пространственной глубиной); моделирование пространства «на себя» (решение фактурных поверхностей); целостные материальные образования (например, орнаменты) [3]. Есть и другие классификации концепций пространственных форм.

Прежде чем описать приемы построения пространства, выполненные в разных перспективных системах, необходимо познакомиться с понятием «перспектива» (от лат. регер1сеге — «ясно вижу»).

В настоящее время этот термин многозначен. В специальной литературе встречаются различные общие трактовки перспективы, поэтому мы вынуждены остановиться на некоторых значениях этого слова.

Группа авторов определяет перспективу как науку об изображении предметов в соответствии с кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре (С. А. Соловьев, М. В. Федоров и др.). И. Б. Шешко называет перспективу научной вспомогательной дисциплиной; О. И. Нестеренко — искусством изображения на плоскости трехмерного пространства.

Системой изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком называет перспективу А. Э. Гут-нов; грамматикой изобразительного искусства —

В. И. Евтеев, А. Я. Зметный, И. В. Новиков.

Многие авторы при определении перспективы ставят акцент на способе получения проекции: «Перспективой называют центральную проекцию предмета» [4]. «Перспективные проекции, получающиеся путем центрального проецирования. дают возможность получать изображения предметов, близкие к их зрительному образу» [5]. «Термин «перспектива» употребляется для указания метода построения, подразумевая метод центральной проекции» [6]. «Перспективной проекцией. называют центральную проекцию предмета» [7].

Б. В. Раушенбах переносит акцент с метода проецирования на специфику зрительного восприятия: перспектива — «метод изображения на плоскости форм предметов, их взаимного расположения и т. п., позволяющих создать видимый образ внешнего мира» [8]. С оптическими особенностями связывают перспективу и другие авторы: «Изучением закономерностей изображения на плоскости видимого мира в соответствии с оптическими особенностями и физиологическими свойствами нашего зрения занимается специальная наука, называемая перспективой» [9]. «Теория перспективы занимается изучением оптико-геометрических и психо-физиологических законов человеческого зрения» [10]. «Перспектива дает изображения предметов в том виде, в каком они представляются нам при непосредственном их рассматривании в натуре» [11].

На кажущиеся изменения очертаний объектов, их размеров и окраски предметов на расстоянии указывают Ю. Г. Аксенов, Н. Н. Левидова, В. М. Ратничин,

С. А. Соловьев, И. Б. Шешко и др. Непосредственное отношение перспективы к зрительному восприятию выделяет и А. Э. Гутнов: «Перспектива — система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; перспектива используется для построения иллюзорного пространства» [12].

Оптической иллюзией считает перспективу Р. У. Джилл: «Перспектива — т. е. оптическая иллюзия, под воздействием которой один и тот же объект, расположенный ближе к зрителю, кажется больше того же самого объекта, расположенного на некотором удалении» [13]. И.В. Новиков называют перспективу грамматикой изобразительного искусства [14].

Таким образом, художники подчеркивают качества, необходимые для процесса рисования (кажущееся изменение величины и др.), архитекторы выделяют способы изображения пространственных объектов применительно к архитектурной практике, психологи и физиологи ставят акценты на закономерностях восприятия, оптико-геометрических законах человеческого зрения (оптические иллюзии), дизайнеры — на использовании в проектировании, компьютерной графике и др. Термин «перспектива» часто употребляется в значении планирования выполнения в будущем определенных действий. Перспективой (осевой) называют и четкую систему планировки улиц и главных площадей в Петровское время [15]. В настоящей статье перспектива рассматривается как наука, показывающая связь со зрительным восприятием, методом получения изображения, а также учитывающая использование ее в теории и практике изобразительного искусства и художественного проектирования.

Ниже приведем определение видам перспективы, применяемым в изобразительном искусстве и дизайне, и дадим им сравнительную характеристику.

1. Перцептивная («перцепция» — восприятие) — научная система перспективы, опирающаяся на

закономерности естественного зрительного восприятия. Различают свободную перцептивную перспективу, позволяющую решать вопрос о неизбежным искажениях по-разному, применительно к каждому отдельному предмету, воспроизводимому на картине, и жесткую перцептивную перспективу, в которой вопрос о неизбежных искажениях решается заранее по отношению ко всему картинному пространству.

2. Линейная — рассматривает «изменение внешних очертаний и форм предметов в зависимости от увеличения расстояния между ними и рисующим, а также методы, пользуясь которыми можно изобразить на плоской картине эти предметы со всеми изменениями.

3. Прямая центральная одноточечная — прием рисования перспективы, при котором объективно параллельные в пространстве прямые линии изображаются сходящимися в одной точке (метод центрального проецирования).

4. Многоточечная — комплексные системы изображения, имеющие несколько точек схода для объективно параллельных прямых.

5. Криволинейная центральная — разновидность прямой перспективы, при которой уходящие вглубь параллельные линии показываются плавно искривленными и сходящимися в одной точке на линии горизонта.

6. Обратная — прием рисования перспективы, суть которого в том, что параллельные в пространстве линии на картине изображаются в своем продолжении не сходящимися в одной точке, а расходящимися. Является составляющей перцептивной перспективы для очень близко расположенных объектов. Точка зрения мыслится внутри картинного пространства.

7. Параллельная (изометрическая, аксонометрия) — изображение, полученное в процессе проецирования предмета вместе с осями прямоугольных координат, к которым предмет отнесен в пространстве, на некоторую плоскость. Является составляющей перцептивной перспективы для предметов на переднем и очень отдаленном планах.

8. Военная (косоугольная горизонтальная изометрическая проекция) — разновидность параллельной перспективы, при которой изображение, выполняемое на горизонтальной плоскости проекций, показано без искажений. Взгляд на изображение производится сверху.

9. Лягушачья (косоугольная горизонтальная изометрическая проекция) — разновидность параллельной перспективы, при которой изображение, выполняемое на горизонтальной плоскости проекций, показано без искажений. При этом взгляд на изображение производится снизу. Этим термином также называют изображение, выполненное с перспективным сокращением с очень низкой или даже нулевой линией горизонта.

10. Ступенчатая (слоеная, вертикальная) — изображение, при котором положение в пространстве обозначается последовательным размещением предметов от нижнего до верхнего края формата изобразительной плоскости. При этом формы, расположенные на самом верху листа, независимо от их размера рассматриваются как самые удаленные. Возможен показ событий, происходящих в различных по месту и времени участках пространства.

11. Плафонная — это перспектива, построенная на внутренней горизонтальной поверхности перекрытия над каким-либо помещением (от французского plafond — потолок).

12. Купольная — это изображение, построенное на внутренней поверхности сферы или эллипсоида. Ее применяют при росписях на куполах в храмах, соборах, дворцовых постройках, круглых залах метро.

13. Рельефная — используется для построения перспективно-пространственных изображений в скульптуре.

14. Театральная — основана на тех же принципах, что и рельефная, строится на нескольких взаимно параллельных плоскостях, или кулисах. Масштаб изображений различен, благодаря чему создается иллюзия большого пространства. Теоретическая основа построения декораций.

15. Панорамная — это изображение, построенное на внутренней или внешней поверхности цилиндра (от греч. pan — все, horama — вид; «все вижу»). Точка зрения должна располагаться на оси цилиндра.

16. Диорамная — сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле (плоском либо цилиндрическом), с объемными предметами. В переводе: картина, которую можно видеть насквозь.

17. Архитектурная — перспектива, в которой изображаются архитектурные объекты: здания, площади, парки и т. д.

18. Перспектива «с птичьего полета» — изображения, построенные с условных, на значительной высоте точек зрения.

19. Механическая — дает возможность строить перспективные изображения с помощью приборов, минуя сложные геометрические построения. Часть этих приборов применяется при рисовании предметов с натуры, остальные — для построения перспективы по заданному плану предмета.

20. Измерительная — позволяет на основании перспективного изображения определить форму, положение и размеры предметов.

21. Аналитическая — определяет положения отдельных точек изображения вычислением. Изображение строится смешанным графоаналитическим методом, включающим как графические, так и аналитические приемы построения.

22. Стереоскопическая (стереоперспектива) — изучает вопросы, связанные с построением и восприятием двух изображений одного и того же объекта, выполняемых раздельно для правого и левого глаза. Изображения (так называемые анаглифы, от греч. anaglyph — выпуклость, барельеф) совмещаются и рассматриваются через специальные двухцветные очки, при этом создается иллюзия объемного пространства с находящимися в нем предметами.

23. Визуальная — непосредственно воспринимаемая оптическая информация, без изменения переносящаяся на картину художником.

24. Наблюдательная (натурная) — составная часть общей перспективы, в которой теория построения изображений заменяется наблюдением (визированием) при рисовании с натуры, определением на глаз размеров частей предмета, углов наклона отдельных элементов и т. д.

25. Психологическая (субъективная) — для каждого человека своеобразная, преобразующаяся под влиянием как внешних, так и внутренних, душевных факторов. Родственна перцептивной перспективе.

26. Динамическая — признаки искажения очертаний и форм объектов, которые возникают и наблюдаются при движении зрителя относительно этих объектов.

27. Сферическая — изображение, полученное с применением нескольких точек зрения, наклона

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

№ Вид перспективы Пространство Область применения

1 Перцептивная Открытое, глубокое, конечное В научной литературе

2 Линейная Открытое, глубокое, конечное В практике начертательной геометрии, инженерной и проектной графике, дизайне, а также в изобразительном искусстве

3 Прямая центральная одноточечная Открытое, глубокое, конечное В практике изобразительного искусства и черчения (построение пространственных объектов) и дизайне

4 Прямая центральная многоточечная Открытое, глубокое, конечное В практике изобразительного искусства

5 Криволинейная центральная Открытое, глубокое, конечное В практике изобразительного искусства; рубеж XX и XIX веков (передвижники)

6 Обратная Закрытое, экранированное В практике изобразительного искусства (средневековой иконописи), а также в детском рисунке

7 Параллельная (изометрическая) Открытое, бесконечное В практике изобразительного искусства; античное и средневековое искусство

8 Военная (косоугольная гори зонтальная изометрическая проекция) Открытое, бесконечное, глубокое При проектировании, в черчении, дизайне, в военном деле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Лягушачья (косоугольная гори зонтальная изометрическая проекция) Открытое, бесконечное, глубокое При проектировании, в черчении, дизайне

10 Ступенчатая (слоеная, вертикальная) Неглубокое, закрытое В практике изобразительного искусства; древнеегипетское и восточное искусство (Иран); в проектной графике, начертательной геометрии

11 Плафонная Открытое, глубокое, конечное В монументальной живописи: роспись потолков дворцов и культовых сооружений, станций метро

12 Купольная Открытое, глубокое, конечное В монументальной живописи: роспись потолков дворцов и культовых сооружений, станций метро

13 Рельефная Неглубокое, закрытое или открытое В скульптуре и дизайне

14 Театральная Открытое, глубокое, конечное При проектировании сценической коробки в дизайне

15 Панорамная Возможно открытое и закрытое, комбинированное В практике изобразительного искусства, дизайне и монументальной живописи

16 Диорамная Возможно открытое и закрытое, комбинированное В практике изобразительного искусства, дизайне и монументальной живописи

17 Архитектурная Открытое, глубокое, конечное В архитектуре, проектировании

18 Перспектива «с птичьего полета» Возможно открытое и закрытое, комбинированное В практике изобразительного искусства, в картографии

19 Механическая Открытое, глубокое, конечное В черчении и проектировании

20 Измерительная Открытое, глубокое или неглубокое При анализе произведений изо, в проектировании, архитектуре, в реставрационных работах, в военном деле

21 Анали ти ч е ская Открытое, глубокое, бесконечное В дизайне,архитектуре

22 Стереоскопическая (стереоперспектива) Открытое, глубокое или неглубокое В практике изобразительного искусства, дизайна, проектирования

23 Визуальная Открытое, глубокое, конечное В научной литературе

24 Наблюдательная (натурная) Открытое, глубокое, конечное В практике изобразительного искусства

25 Психологическая (субъективная) Возможно открытое и закрытое, комбинированное В научной литературе

26 Динамическая Открытое, глубокое, бесконечное В дизайне,архитектуре

27 Сферическая Открытое, глубокое, конечное В практике изобразительного искусства: К. Петров-Водкин

28 Усиленно-сходящаяся Неглубокое, закрытое В теории перспективы

29 Ложная Возможно открытое и закрытое, комбинированное В практике изобразительного искусства: М. Эшер, У. Хогарт.

вертикальных осей к центру, разворота плоскостей к переднему плану — попытки создания «синтетического образа мира».

28. Усиленно-сходящаяся — это зеркальность обратной перспективы, вследствие чего вогнутость, увиденная в зеркальности, воспринимается как выпуклость.

29. Ложная — геометрически противоречивые изображения («невозможные изображения»). Точка зрения относительная, либо абстрактная. Изображенные события могут принадлежать разным, иногда несовместимым областям пространства.

30. Воздушная (тональная) — явление ослабления четкости очертаний, форм и тоновой насыщенности предметов и объектов при удалении от наблюдателя вследствие неоднородности толщи воздуха. Является компонентом изобразительной грамотности.

31. Цветовая — явление изменения цвета (насыщенности, контрастности, яркости) предметов под влиянием толщи воздуха.

Таблица 1 содержит сравнительную характеристику видов перспективы по возможности построения определенного типа пространства и области применения.

В эпоху тотальной компьютеризации открылись новые возможности в построении трехмерных изображений. Одни из них выстраиваются механически, как правило, в центральной перспективе (Auto CAD, 3D Max, Cinema 4D, Archi CAD, Lite wave, Maya), другие, двухмерные, в основном, — «рисуются»: создаются либо редактируются (Corel, Photoshop). Широко применяется и анимация, позволяющая последовательно прослеживать развитие и изменение форм объектов и пространственных отношений между ними. Но по-прежнему рисунок художника либо дизайнера остается актуальным, является первоисточником в изложении автором идеи будущего произведения. Высокий уровень владения перспективными построениями дает возможность передавать соб-

ственную пространственную структуру тел и их расположение в пространстве.

Библиографический список

1. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. — М. : Наука, 1980. — С. 7.

2. Там же. С. 8.

3. Береснева В.Я., Романова Н.В. Искусство орнаментации ткани. — М. : Легк. индустрия, 1977. — С. 91 — 93.

4. Тимрот Е.С. Начертательная геометрия : учеб. пособие. — М. : Гос. изд-во лит-ры по строительству, — 1962. — С. 188.

5. Евтеев В.И., Зметный А.Я., Новиков И.В. Построение перспективного рисунка : пособ. для учит. — Л. : Изд-во Мин. просв. РСФСР. - 1963. - С. 5.

6. Владимирский Г.А. Перспектива. : пос. для студ-ов пед. ин-тов. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 1969. — С. 7.

7. Виноградов В.Н. Начертательная геометрия. - Минск : Вышэйш. школа, 1977. — С. 295.

8. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. — СПб. : Азбука — классика, 2001. — С. 18.

9. Щипанов А.С. Художнику-любителю. — М. : Сов. художник, 1978. — С. 7.

10. Зайцев А.С. // Художник. — М. : СХ РСФСР, 1978, № 8. — С. 50 — 54.

11. Яблонский А.Г. Линейная перспектива на плоскости. — М. : Просвещение, 1966. — С. 15.

12. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. — М. : Мол. гвардия, 1985. — С. 349.

13. Джилл Роберт У. Рисование пером и тушью. Пер. с англ. — М. : Высш. школа, 1983. — С. 9.

14. Евтеев В.И., Зметный А.Я., Новиков И.В. Указ. соч. — С. 5.

15. Гутнов А.Э. Указ. соч. — С. 68.

ЛАНЩИКОВА Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна.

Статья поступила в редакцию 06.02.2009 г.

© Г. А. Ланщикова

УДК 1:792.9 В. Л. БЕРМАН

Омский государственный технический университет

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕАТРА КУКОЛ_______________________________________

В статье рассматривается роль театра кукол в формировании общекультурных оснований театральной реальности. Особое место уделяется эстетической и воспитательной функции театра кукол как искусства, направленного на детскую аудиторию.

Ключевые слова: театр кукол, театральная реальность, общекультурные основания, детская аудитория.

Режиссер П. Брук в свое время высказал мысль о том, что зритель в театре не должен оставаться пассивным созерцателем. «.Театру нужны суждения зрителей: зритель должен соглашаться или не соглашаться с тем, что видит и слышит» [1]. У каждого человека своя иерархия ценностей, согласно которой он либо одобряет, либо осуждает. «Театр помогает человеку разобраться в том, каковы его подлинные убеждения. Искусство только тогда оказывается

полезным человеку и обществу, когда оно таит в себе побуждение к действию» [2]. Он отмечает, что театр силой своего воздействия должен суметь убедить и заинтересовать и создать ту единую реальность, которая происходит, когда «встречаются эти два мира, мир актера и мир зрителя, который. есть общество в миниатюре. Театр должен дать этой ячейке общества ощутить вкус некой новой реальности, возникшей на основе впечатлений от нашей жизни» [3].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.