Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод познания / абстракция / обобщение / формальная логика / диалектическая логика / сборник понятий / Способ диалектического обучения / knowledge / skill / worldview / theoretical abstraction / generalization / transformation of consciousness / Method of dialectical learning

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.А. Поляруш

В статье содержится критический анализ двух противоположных методов познания как фундаментального вопроса современного образования – метафизического и диалектического. С опорой на известных философов автор акцентирует основное внимание на необходимости осмысления на диалектическом уровне органического единства двух методологий в современной дидактике. Приводятся основные дидактические приёмы в контексте предложенной концепции. Проблема недостаточно разработана педагогическим сообществом и требует дальнейшего анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS AND METAPHYSICS IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article contains a critical analysis of two opposing methods of cognition as a fundamental issue of modern education – metaphysical and dialectical. Relying on well-known philosophers, the author focuses on the need to comprehend at the dialectical level the organic unity of the two methodologies in modern didactics. The main didactic techniques in the context of the proposed concept are presented. The problem has not been sufficiently developed by the pedagogical community and requires further analysis.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-63-65

Аннотация. В статье содержится критический анализ двух противоположных методов познания как фундаментального вопроса современного образования - метафизического и диалектического. С опорой на известных философов автор акцентирует основное внимание на необходимости осмысления на диалектическом уровне органического единства двух методологий в современной дидактике. Приводятся основные дидактические приёмы в контексте предложенной концепции. Проблема недостаточно разработана педагогическим сообществом и требует дальнейшего анализа.

Ключевые слова: метод познания, абстракция, обобщение, формальная логика, диалектическая логика, сборник понятий, Способ диалектического обучения.

Стремительно нарастающий научно-технический прогресс нуждается в рабочей силе новой формации. Для современной России это требование особенно актуально. Вместе с тем сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: чем острее производством востребован профессионал с современным уровнем мышления, тем сильнее школа (в широком смысле) отстаёт от этих потребностей. Причина такого положения кроется в усилении прагматической парадигмы образования. Твердокаменный менталитет чиновников с их идеей формирования необходимых производственных навыков выпускника, вряд ли способствует разработке технологий получения материалов с новыми качествами или экологически чистых производственных процессов. Существующее сегодня образование с его «распиаренными» компетенциями вместо знаний наносит непоправимый вред обществу во всех сферах его жизни.

Любая педагогическая теория, подобно любой теории, должна строиться на определённой философской концепции. Вот тут-то мыслящее педагогическое сознание сталкивается с дилеммой: школа должна формировать знания о предметах или формировать знания о способах познания? Но ни для авторов учебников, ни для разработчиков программ, ни для строгой инспекции такого вопроса даже не существует.

Наша школа построена на репродукции готовых знаний, проверка которых завершается тестированием, зачётом или экзаменом. Разве что-то изменилось со времён схоластики? Методологический анализ относит такой подход к производству (воспроизводству) знаний к метафизике, впрочем, искажённой.

Передовая педагогическая мысль в лице Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Г.В. Лобастова - истинных гегельянцев - философской основой образования обосновывают диалектику как способ познания.

Имплицитно идеи диалектического способа познания Гегеля были заложены в его попытках осмыслении природы цивилизации. Социализацию (цивилизацию) естественного состояния человека (первобытность) философ выводит через диалектику труда. «Только через труд, только через то отношение к вещам, в котором сохраняется самостоятельность и самозаконность вещей, благодаря которым вещи, угрожая существованию человека, заставляют его познавать их, т.е. формируют его органы познания. Только через труд человек становится человеком» [1].

Э.В. Ильенков, комментируя эту гениальную идею Гегеля, развитую в дальнейшем К. Марксом, акцентирует внимание на противоречиях труда. Поскольку в предмете труда действуют природные закономерности, то человек не может их

произвольно изменить. Сознание должно признать эти законы природы и познать их. Лишь на основе познанных качеств объекта возможно его преобразование, обретение новой формы. Но изменяется лишь форма, а сущность (содержание) остаётся прежним. «И в этом выражается объективная закономерность самого труда, не зависимая от желаний и склонностей индивида и противостоящая им как нечто чуждое и объективное. В процессе труда в человеке возникает нечто всеобщее... труд означает отрешение от непосредственности, разрыв с чистой природой» [2].

Метафизика, в противоположность диалектике, как раз основывается на непосредственном восприятии предметов. Пресловутый дидактический принцип наглядности - яркий пример метафизического подхода к обучению [3].

Действительное знание «как собственное субъективное действование, как орудие и средство познающей деятельности» у Гегеля воплощено в понятии: «Познающий субъект, владеющий понятием, обладает всем существом объективного мира. Каково понятие, таков и труд» [1].

Понять вещь, т.е. проникнуть в её содержание и определить пределы её возможностей возможно лишь опосредствованно, через теоретическую абстракцию, основой которой выступает противоречие, составляющее ядро диалектической логики.

Гегель не был бы диалектиком, если бы не признавал неразрывного единства чувственного и теоретического познания, т.е. метафизики и диалектики [4]. Нельзя не согласиться с мыслью Ф. Энгельса, что формирование опосредствованного знания опирается на исторически аккумулированный массив знаний, когда метафизика занимала достойное место в познании мира. Метафизика и диалектика как антиподы в истории философии и научном познании всегда очень сложно взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга.

Ф. Энгельс во введении к «Диалектике природы» просто и ёмко описал сущность метафизики: «Наряду с диалектикой существует метафизический метод исследования и способ мышления. Для метафизика

вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Метафизика - наука - о вещах - не о движениях» [5]. Признавая за диалектикой высший способ познания, Энгельс в то же время подчёркивает, что господство того и ли другого метода познания определяется конкретной общественно-экономической эпохой, от способа общественного бытия. Если образование рассматривать как специфический способ общественного бытия, воспроизводящий культурно-исторический слой в развитии человечества, то, безусловно, игнорировать метафизику, как примитивный и ретроградный метод познания, не приходится.

Вместе с тем, доказывая преимущества диалектической логики, дидактически целесообразно использовать простой приём. Утверждение, что каждый человек может ходить по воде, у метафизика с его непосредственным восприятием, с его формальной логикой вызовет недоумение, а, возможно, и посягательство на святые каноны. Опосредствованное мышление с его обобщением привлечёт знания о воде, т.е. понятие воды. Как и любое вещество (обобщение), вода может быть в трёх агрегатных состояниях и совершать переходы, движение между ними. По твёрдой воде (льду) могут ходить все люди. Таковы возможности диалектики - извлекать из объекта исследования, а впоследствии - и его преобразования - скрытые от непосредственного созерцания качественные признаки.

В Способе диалектического обучения (авторы: А.И. Гончарук и В.Л. Зорина) тщательно сбалансированы и находят своё обоснованное место метафизика (формальная логика) и диалектика (в тождестве с логикой и теорией познания) [6]. Система дидактических приёмов, обеспечивающих реализацию этой концепции, создающей условия для формирования диалектического мышления, включает в себя операции с понятиями, вопросы-суждения, системное моделирования через логику противоречий.

Процесс формирования понятия и его результат отражаются в сборнике понятий. В отличие от традиционного словаря, построенного на принципах формальной логики, здесь предмет и соответствующее понятие представлены в движении и развитии: от общее - особенное - единичное. Особое внимание уделяется выявлению максимально полного объёма понятия с его основаниями деления, чтобы зафиксировать разнообразные качества предмета, отражённого соответствующим понятием.

Вопрос-суждение, заключающий в себе два понятия, связанных глаголом, - это прерогатива формальной логики. Однако ответ на него требует обобщений на уровне диалектической логики. При этом нужно раскрыть оба понятия по содержанию и объёму, далее, привлекая теоретическую абстракцию, выявить именно тот признак предмета, который служит ключом к ответу на вопрос.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1. - М.: Мысль, 1972. - 668 с.

2. Ильенков Э.В. Экономические взгляды Гегеля в иенский период // «Вопросы философии». - 1956. - № 5. - С. 151-162.

3. Лекторский В.А. Философское значение трудов В.В. Давыдова // Вопросы философии. - 2005. - № 9. - С. 38-48.

4. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://litmir.club/br/?b=130386 (дата обращения 10.01.2023).

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. - М.: Ёё Медиа, 2024. - 348 с.

6. Гончарук А.И. Концепция школы 21 века. (Диалектика учеб. процесса): Высш. ступень познания. - Красноярск, 2002. - 67 с.

DIALECTICS AND METAPHYSICS IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article contains a critical analysis of two opposing methods of cognition as a fundamental issue of modern education - metaphysical and dialectical. Relying on well-known philosophers, the author focuses on the need to comprehend at the dialectical level the organic unity of the two methodologies in modern didactics. The main didactic techniques in the context of the proposed concept are presented. The problem has not been sufficiently developed by the pedagogical community and requires further analysis.

Keywords: knowledge, skill, worldview, theoretical abstraction, generalization, transformation of consciousness, Method of dialectical learning.

И, наконец, системное моделирование через универсальный диалектический принцип противоречия - самый эффективный дидактический приём. Здесь наибольшую выразительность получает единство метафизики и диалектики. Разрешение диалектического противоречия всегда осуществляется через актуализацию противоположного качества предмета (закон снятия), которое отражено в объёме соответствующего понятия. Так, через развитие предмета, которое возможно только в контексте противоречия, выводится новое понятие (новое знание).

Итак, образовательный процесс, построенный на осознанном органическом единстве метафизики и диалектики, создаёт условия для формирования диалектического способа познания и разумного преобразования мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.