Научная статья на тему 'ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / «РЕСУРСНОЕ ПРОКЛЯТИЕ» / КОМПЕТЕНЦИИ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / SOFT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляруш А.А.

Содержание исследования составляет анализ неэффективности российского образования, призванного в современную эпоху формировать высокоэффективный человеческий капитал. Инвестиции в образование принесут реальные прибыли при условии пересмотра самой парадигмы образовательного процесса - от формальных компетенций - к формированию знаний о методах познания. Автор представляет диалектический метод как высшую форму способа познания, основанного на творческом и критическом мышлении, выступающих важнейшим условием инновационного преобразования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETHINKING THE ESSENCE OF EDUCATION AS A LEADING FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIA

The content of the study is an analysis of the inefficiency of Russian education, which is called upon to form highly effective human capital in the modern era. Investments in education will bring real profits, provided that the very paradigm of the educational process is revised - from formal competences - to the formation of knowledge about methods of cognition. The author presents the dialectical method as the highest form of a method of cognition based on creative and critical thinking, which are the most important conditions for the innovative transformation of the economy.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-2-125-127

Аннотация. Содержание исследования составляет анализ неэффективности российского образования, призванного в современную эпоху формировать высокоэффективный человеческий капитал. Инвестиции в образование принесут реальные прибыли при условии пересмотра самой парадигмы образовательного процесса - от формальных компетенций - к формированию знаний о методах познания. Автор представляет диалектический метод как высшую форму способа познания, основанного на творческом и критическом мышлении, выступающих важнейшим условием инновационного преобразования экономики.

Ключевые слова: человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, «ресурсное проклятие», компетенции, диалектический метод, Soft Skills.

Сегодня безоговорочным становится утверждение, что ключевой ставкой в возможной стратегии ускорения экономики может быть только человеческий капитал. Отсюда определилась важнейшая роль сферы, в которой этот капитал формируется, - сферы образования. Однако политика образования в России до сих пор в значительной мере рассматривает социальный институт образования как изолированную систему, замкнутую в собственных рамках собственных проблем. Сегодня в связи с глобальными изменениями в структуре экономики образование должно вносить существенный вклад в технологическую модернизацию, глобальное позиционирование и социальную устойчивость. Только в этом случае расходы на образование приобретают характер инвестиций в будущее. Как показало исследование Всемирного банка, отдача на 1 год обучения в среднем по миру оказывается в несколько раз больше, чем ожидаемый возврат от вложений в финансовые инструменты или недвижимость [1].

В российском обществе созрела объективная необходимость пересмотра самой парадигмы образования, чтобы оно не замыкалось в рамках самого себя, а взяло бы на себя крайне ответственную функцию выступить в качестве локомотива социального и экономического развития стра-

ны, поскольку переориентация экономики на основе современных технологий и материалов требует высококвалифицированные кадры.

Сегодня формальный образовательный потенциал российского населения не капитализируется в полной мере. Вся система образования - от средней школы до аспирантуры - ориентирована на прошлые методы, принципы, содержание образования. Трансформация экономических институтов - процесс довольно инертный, особенно в России, поражённой «ресурсным проклятием», заключающемся во взаимосвязи между изобилием природных ресурсов и слабым экономическим развитием страны [2]. Изменения же в образовании дают эффект быстрее. Сегодня экономическое понятие «человеческий капитал» получил более строгие и гуманистические очертания в виде «интеллектуального капитала» как своего рода экономическая проекция творческой деятельности, поскольку необходимо признать, что в условиях цивили-зационных разломов никто сегодня не может с точностью определить весь набор характеристик человеческого капитала, которые будут иметь особое значение для социально-экономического развития общества в недалёком будущем.

Сегодняшние попытки формирования интеллектуального капитала через бессис-

темное введение универсальных компетенций в стандарты высшего и профессионального образования не только недостаточны, но даже закрепляют формальность образования, в котором, как показала практика, востребован один навык - «копировать - вставить».

В реалиях глобального конкурентного мира XXI в. структурные характеристики каждого общества определяются не только внутренней динамикой «повышения эффективности» отдельных институтов, вызревших и «отточенных» десятилетиями целенаправленных реформ, но и «новыми» институциональными формами, приходящими извне или возникающими «изнутри» в ответ на внешние запросы, которые невозможно предвидеть заранее. «... люди чувствуют себя зажатыми в тиски неумолимых противоречий и вынуждены их решать, а старые, испытанные веками способы их решения обнаруживают всю свою беспомощность» [3].

Вопрос «чему учить?» приобретает небывалую актуальность сегодня. Безусловно, блочно - фактологический подход необходимо сокрушить. Если мы ищем универсальные знания, «на все случаи жизни», то самый оптимальный вариант - овладение знанием о способах получения знаний, т. е. речь надо вести о способе познания вообще. Учить способу познания.

Необходимо изменить способ мышления, способ познания мира, поскольку образ мыслей определяет образ жизни людей. Это значит необходимо преобразовать сознание, т.е. перевести мышление с рассудочного уровня на уровень разума. Поскольку окружающий мир обладает системностью, то и процессы, отражающие мир в нашем сознании в виде идеальных образов, тем более обладают чёткой закономерностью и системностью. Поэтому процесс мышления укладывается в алгоритм

Мышление вырабатывает общий подход к изучению различных предметов и явлений, а это есть не что иное, как метод. Обусловленность результатов познания позицией, состоянием и познавательным инструментарием субъекта - факт очевидный.

К сожалению, современный образовательный процесс игнорирует - скорее всего, неосознанно - познание закономерностей процессов познания. Как говорил Г. Гегель ещё в 18 веке, «.и не овладевая вещью, возможно играть словами. Но в этом виновато не слово, а полное недостатков, неопределённое, бессодержательное мышление. Как подлинная мысль есть предмет, так равным образом и слово, когда оно применяется истинным мышлением. Переход к мышлению есть ... тождество разума и способа существования» [4].

Именно сфера образования как главный системообразующий фактор экономической сферы общества настоятельно требует безотлагательного изменения способа мышления, кардинального изменения подходов к целям и оценке результатов обучения. Без научно-методологических основ не будет эффективным само практическое действие, которое выступает императивом профессионального образования.

Интеллектуальный труд, как и физический, обладает всеми признаками труда вообще. Таким всеобщим признаком выступает опосредствованность. В случае физического труда - эту опосредствован-ность обеспечивают орудия труда. В случае интеллектуального труда - это метод мышления. Назначение школы как социального института в том и заключается, чтобы формировать эту способность к интеллектуальному труду, т.е. учебный процесс вооружает человека инструментарием познания. Таким инструментарием в интеллектуальном труде является метод познания. Именно эта работа и есть сущность образовательного процесса. Метод познания носит универсальный характер, общий подход к познанию единого и в то же время многообразного мира и непредсказуемого мира. Такой универсальной основой познания служит диалектика -наука об общих законах мышления. Однако самое главное достоинство диалектики заключается не только в абстракции (трансформации действительности в мысль), но и о законах практической реализации мысли в действительность, т.е. абстракции - в практической деятельности.

Диалектика выступает и как логика - наука о мышлении, и как наука о теоретическом и практическом овладении, освоении мира общественным человеком. Образовательная система предполагает способность субъекта педагогической деятельности в любой предметной форме обнаруживать форму всеобщую и делать её основанием, опорой движения субъективности студента в согласии с конкретным предметным содержанием. Сущность вещи постигается лишь в движении теоретических абстракций. Моделирование динамических систем и есть движение теоретических абстракций. Дидактический при-

ём моделирования предполагает сложную кооперацию субъектов образовательного процесса, что в рамках Soft Skills называется коммуникацией. Однако центральной идеей «мягких навыков» необходимо признать формирование метода мышления как смысла и сущность современного образования, органически вписанного в социально-экономическую сферу общества.

Человек, использующий категории диалектики в качестве остро отточенных инструментов критического, системного и творческого мышления, получает надёжный метод инновационного (рационального) преобразования мира.

Библиографический список

1. Доходность инвестиций в образование: десятилетний обзор мировой литературы. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29672 (дата обращения 22.03.2021).

2. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М.: Экономика, 1994. - 336 с.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: «Политиздат».1992. - 464 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: «Мысль», 1977. - 303 с.

RETHINKING THE ESSENCE OF EDUCATION AS A LEADING FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIA

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences

Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University

(Russia, Achinsk)

Abstract. The content of the study is an analysis of the inefficiency of Russian education, which is called upon to form highly effective human capital in the modern era. Investments in education will bring real profits, provided that the very paradigm of the educational process is revised - from formal competences - to the formation of knowledge about methods of cognition. The author presents the dialectical method as the highest form of a method of cognition based on creative and critical thinking, which are the most important conditions for the innovative transformation of the economy.

Keywords: human resource, intellectual capital, "resource curse", competences, dialectical method, Soft Skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.