УДК 101.9
DOI: 10.37482/2687-1505-V234
МАХАМАТОВ Таир Махаматович, доктор философских наук, профессор, профессор департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Автор 172 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1166-4203
ДИАЛЕКТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ИНДИВИДА
Статья посвящена выявлению и анализу основных детерминантов порождения экзистенциального мира индивида. Обосновывается положение, что экзистенция является объективным и всеобщим феноменом человеческой души, составной частью сущности человека как биосоциального существа. Исходя из произведений таких классиков экзистенциализма, как Ж.П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю, корифеев психологической науки — К. Юнга, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, экзистенциальных писателей — Ф.М. Достоевского, Дж. Сэлинджера, С. Беккета, А. Платонова, Ч. Айтматова и других, экзистенция определяется как осознанный внутренний мир переживаний индивида в основном отрицательного содержания, т. е. его страх, осознание своей никчемности, невостребованности, отрицательного отношения других к нему, игнорирования его, не понимания окружающими его переживаний и т. п. Но, согласно мнению автора, имеется и позитивная экзистенция, заключающаяся в готовности экзистенциальной личности бороться за свою самореализацию, за самоутверждение, быть подобным Сизифу. Исследователь придерживается точки зрения, согласно которой экзистенция индивида является результатом противоречия между его индивидуальностью, естественным эгоизмом и требованиями социальной среды, с которыми человек сталкивается в ходе каждого этапа социализации. В статье аргументированно проводится мысль, что, в отличие от бессознательного З. Фрейда, иррационального слоя психики человека, экзистенция выступает фактором сознания индивида, понимания противоречивого отношения среды к нему. Другой задачей является выявление способов и форм диалектического «снятия» экзистенциальной напряженности. Автор считает, что в этом процессе социальная среда, атмосфера безразличия к индивидам или же внимательное отношение к каждому, дружественная или враждебная обстановка в коллективе играют определяющую роль в рождении экзистенции негативного или позитивного характера. Потому и в коллективах целесообразно регулярно проводить социологические исследования по проблемам экзистенции, стремиться устанавливать дружественную атмосферу и т. п.
Ключевые слова: биосоциальность индивида, экзистенциальная сущность, экзистенция как самосознание, экзистенция в искусстве, диалектика «снятия» экзистенции, религия в «снятии» экзистенции.
*Адрес: 125993, Москва, просп. Ленинградский, д. 49; e-mail: makhamatov.tair@mail.ru Для цитирования: Махаматов Т.М. Диалектика экзистенциальной сущности индивида // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2023. Т. 23, № 1. С. 80-90. DOI: 10.37482/2687-1505-V234
Введение
Сущность человека многогранна. Хотя, по словам К. Маркса, она определяется системой общественных отношений, т. е. является общественно-исторической, но отношения эти проходят через призму телесного, биологического бытия человека. То, что он является «субъект-объектом культуры, культурным существом» [1, с. 61], не исключает, как считает Г.П. Мень-чиков, биосоциального аспекта человеческой сущности. Следующее рассуждение данного автора подтверждает биосоциальность человека: «Проблема смысла жизни, своеобразной нехватки-неполноты-нецелостности, возникает только у человека и вытекает из того, что человек, как ни одно из живых существ, заранее знает о своей конечности (биологической смерти) и в этом плане - о каком-то неисправимом "несовершенстве" мира. Знание об этом подчас настолько потрясает человека, что он живет в растерянности» [1, с. 65]. Именно своим биосоциальным бытием индивид осмысливает и переживает остроту глубоких социально-экономических, военно-политических и нравственно-этических противоречий социальной реальности, порождаемых процессом перехода от однополярной глобализации к многополярной [2]. В результате такой противоречивой динамики бытия современного общества, о чем пишут О.В. Овчинников и А.Г. Деменев, у человека любой национальности, пола, профессии и вероисповедания усиливаются чувства одиночества, страха, тревоги за свое будущее, т. е. усугубляется экзистенциальное напряжение [3].
Экзистенция является, как известно, феноменом напряженного внутреннего мира человека [4], оказавшегося в безвыходном положении, перед тяжелым выбором совершения или не совершения действия, связанным с возможной гибелью, как у солдата на фронте, который толкает его на неожиданные, порой бессмысленные или героические действия. Конкретные проявления экзистенции индивида не всегда возможно рационально объяснить. Поэтому особенности проявлений и динамика экзистенциальной сущности человека наиболее
четко раскрываются в художественной литературе (Ф. Достоевский, Н. Гоголь, А. Платонов, Дж. Сэлинджер, К. Гамсун, С. Беккет и др.), скульптуре и живописи (Микеланджело Бу-онарроти, М. Врубель, В. Ван Гог, Э. Мунк, Д. Волл), психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.).
Однако следует отметить, что формы экзистенциальной сущности человека в произведениях искусства имеют образное выражение и, следовательно, лишены понятийного раскрытия и нуждаются в философском анализе. Философия, исследуя изобразительные, литературные и психологические произведения экзистенциального содержания методами герменевтики, феноменологии, а также психологии [5-9], более четко выявляет объективную универсальную сущность экзистенции и ее внешние проявления.
К сожалению, в имеющихся современных философских исследованиях экзистенциализма, несмотря на их глубину и разносторонность, в основном анализируются уже образовавшиеся формы вне их динамики. Так как экзистенция человека есть, прежде всего, его внутреннее напряжение, душевная боль, то, естественно, человек ищет способы выхода из данного состояния. Но диалектика преодоления индивидом своей экзистенции в современной философии экзистенциализма также недостаточно изучена. В настоящей работе осуществляется попытка устранения этих недоработок посредством выделения и исследования факторов в бытии индивида, детерминирующих генезис его экзистенции и оказывающих помощь в «снятии» экзистенциального напряжения.
Экзистенция как аспект самосознания
Экзистенция человека является, как отмечали классики экзистенциализма, осознаваемым миром негативных переживаний и страданий, особой чувственно-психологической частью его самосознания. Еще К. Ясперс писал, что экзистенция «становится доступной в понимаемости (Уе^е№агкей), <...> она сама есть процесс самопонимания (Sichverstehen),
а именно так, что только на границе понимаемого она вновь с изначальностью выходит навстречу себе самой» [10, с. 14, 28-30]. Только таким образом индивид осознает внутреннюю форму своего существования, своего одиночества.
Согласно Ж.П. Сартру, именно в самосознании заключается исходный пункт человеческой экзистенции: «В исходной точке не может быть никакой другой истины, кроме: "Я мыслю, следовательно, существую". Это абсолютная истина сознания, постигающего себя» [11, с. 335]. Следовательно, экзистенция не относится к сфере «давления темных материй существования-тревоги», т. е. иррационального, бессознательного, как, например, считает М. Гордон [12, с. 122].
Как бы человек ни был существом общественным и его существование ни было связано со способностью мыслить и общаться с другими, его сознание с неизбежностью остается во власти внутреннего мира одиночества. Он более четко осознает себя через собственные постоянно воспроизводимые негативные эмоции, переживания и страдания, т. е. благодаря экзистенции. К. Ясперс писал: «Из возможности экзистенции я живу; лишь в ее осуществлении я бываю самим собой» [10, с. 4]. Следовательно, можно утверждать, что не бывает индивида без экзистенции. К.Г. Юнг также отмечал, что от одиночества «не избавит никакое успешное приспособление и никакое беспрепятственное прилаживание к существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение» [8, с. 193]. Именно в минуты неудач, несчастья мысли человека направляются во внутрь, он более отчетливо обнаруживает себя в себе, т. е. собственную экзистенцию.
Экзистенция имеет различные динамично изменяющиеся содержание, структуру и направленность, определяемые как внешними, так и внутренними морально-этическими и ценностными осознанными человеком факторами. Мысль индивида о бессмысленности и бесперспективности того, чем он занимается, понимание своих отношений с внешним окружением как абсурд усиливают экзистенцию. Ее динамика определяется нерешенными проблемами между
индивидом и социальной средой, которые постоянно преследуют человека. Поэтому, как писал К.Г. Юнг: «человеческий же дух кругом увяз в диковинных противоречиях» [8, с. 192]. В таких ситуациях в душе индивида усиливается давление темных материй подсознательного, проявляющееся в иррациональных тревогах, депрессиях, отчаянии и страхе. Эти феномены человеческой психологии суть лишь предпосылки рождения человеческой экзистенции, которое обусловлено осознанием им своих негативных психологических состояний, стремлением индивида найти связь иррационального с сознанием. Сартр утверждает: «именно в моем субъекте я беспокоюсь, и, однако, это беспокойство "для-меня" открывает мне бытие, которое есть мое бытие, не являясь для меня» [13, с.246]. Как пишет С. Ханскомб: «экзистенциальные проблемы могут всегда осмысленно восприниматься как факторы, влияющие на поведение, несмотря на наш возраст или опыт» [14, с. 171].
Действительно, экзистенция заключается в мыслях индивида об абсурдности его жизни, нигилистическом отношении к самому себе и давящему на него внешнему миру, она есть результат глубоких противоречий в человеческом сознании, вызывающих душевно-психологическое угнетение, страдание и дискомфорт. Экзистенция, будучи психологическим состоянием, отнюдь не является психической болезнью, однако ее усиление может привести к нарушению психики экзистенциального человека [8; 9; 15]. Экзистенцию индивида, в поведении и мышлении которого отсутствует воля к поиску выхода из экзистенциального напряжения, способную привести его к психической болезни или толкнуть на путь поиска смерти, мы предлагаем обозначать как пессимистическую, негативную экзистенцию.
В душе человека, как свидетельствуют работы классиков психоанализа и экзистенциализма, имеет место такое экзистенциальное содержание, которое следует определять как позитивное. Например, еще до четкого оформления экзистенциализма как самостоятельного фило-
софского направления, К.Г. Юнг, раскрывая особенности психологических переживаний человека, отмечает, что психологический процесс поиска преодоления душевно-психологических противоречий «в себе-для-себя» может способствовать эволюции мышления индивида и его социальному развитию [9, с. 193-194].
Позитивная экзистенция получает свое конкретное философское раскрытие в работе А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе о абсурде». В ней автор выявляет и анализирует такие оптимистические оттенки в экзистенции индивида, как страстное желание и практическое стремление перебороть абсурдность жизни. «Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть. Одной лишь игрой сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство» [16, с. 267]. Людей умеющих и способных бороться с абсурдом жизни Камю уподобляет Эдипу и Сизифу. Называя последнего «пролетарием богов», он пишет: «Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение» [16, с. 306]. Из рассуждений вытекает, что позитивная экзистенция есть умение вытерпеть душевную и физическую боль ради сохранения жизни и достижения цели, которая может быть очень трудной и отдаленной, как у Иисуса или воина, идущего в атаку.
Ж.П. Сартр в работе «Экзистенциализм -это гуманизм» (1946), не обозначая как позитивную, показывает положительные тенденции как в экзистенции, так и в экзистенциализме. Согласно философу, экзистенциалистский гуманизм напоминает человеку, «что нет другого законодателя кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; ...что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление» [11, с. 343].
Диалектика генезиса и динамики экзистенции
И негативная, и позитивная экзистенция человека как его самооценка, переживаемая
через отношение других к его персоне, имеет свои порождающие основания, этапы становления и эволюции. В литературе по экзистенциализму эти аспекты экзистенции, на наш взгляд, мало исследованы, имеющиеся мысли по этому вопросу требуют систематизации. Но, как справедливо отмечает Г.П. Меньчиков, «не единственным, но доминирующим видом детерминации у любого человеческого существа являются так называемые экзистенциальные детерминации» [1, с. 64].
Что представляют собой детерминанты экзистенции? Прежде всего, это - совокупность отношений, взаимодействий индивида с близкими и неблизкими ему людьми, т. е. социальные коммуникации. К. Ясперс писал: «Коммуникация есть исток экзистенции; <...> Я не могу стать собой, не вступая в коммуникацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи одинок» [10, с. 64, 65].
Но коммуникация имеет поступательные этапы формирования и разные содержание и направленности, определяемые нравственными, эстетическими, религиозными и иными мировоззренческими ценностями и материальными интересами агентов взаимоотношений. Позитивный или негативных характер, уровень коммуникации индивида и направленности его активности от себя или в себя определяют особенности экзистенции, ее содержание и структуру. На основании изучения и анализа трудов классиков философии экзистенциализма и исследований психологического развития ребенка К.Г. Юнга, Ж. Пиаже, Л. Выгодского и других видных ученых психологов мы приходим к выводу о социально-психологической природе генезиса и сущности экзистенции человека. Такая природа экзистенции проявляется на исходном этапе рождения экзистенции.
1. Начальный этап экзистенции определяется непосредственным социальным окружением подрастающего и начинающего осознавать свое «Я» ребенка. Как показало психоаналитическое исследование появления конфликта души ребенка, проведенное Карлом Юнгом, он на первоначальном этапе формирования комму-
никации начинает входить в мир «взрослых» и сталкивается со страхом быть покинутым своими родителями, с пугающей его неизвестностью, с неведением и вопросами, на которых взрослые почему-то не дают удовлетворительного ответа. В нем появляется экзистенция эгоизма, ревность к только что родившемуся братику или сестренке, мысль о том, что он больше не любим. В ребенке формируется сопротивление к изменениям ситуации в семье, возникают экзистенция одиночества, недоверие к взрослым и внутренний протест. Экзистенциальное обостряется в противопоставлении себя как индивида другому, усугубляется при столкновении с неоднозначностью окружающего его мира [8, с. 11-40; 17].
2. Эволюция экзистенции продолжается с выходом ребенка за рамки привычного родительского пространства, когда независимо от его воли и желаний и по не понятной ему причине происходит расширение его коммуникационного пространства. Особенности динамики экзистенции данного этапа можно встретить в рассказе русского экзистенциального писателя А. Платонова «Еще мама» [18]. В нем автор показывает, как при выходе за рамки своей семьи у ребенка происходит расширение и углубление начального этапа экзистенции. Для героя, оказавшегося вне поля зрения своих родителей, неопределенность наступающего будущего как «чуждого» ему мира вызывает страх, вынуждает его на самостоятельное принятие решения как поступать, в нем рождается неуверенность. Его страх и неуверенность соединяются с мыслью о заброшенности. Ребенку кажется, что он никому не нужен, не имеет никакой поддержки и помощи.
3. Следующий этап эволюции и усложнения экзистенции индивида определяется противоречиями между ребенком и «другими», такими как взаимное непонимание, неприятие, которые постоянно возникают в процессе всего периода расширения и усложнения его взаимоотношений с изменяющимся внешним миром. Человек начинает понимать, что другая личность, какой бы она ни было близкой, всегда
остается не полностью понятой им. Как писал А. Камю: «судя по всему, другой человек всегда остается для нас непознанным, в нем всегда есть нечто не сводимое к нашему познанию, ускользающее от него» [19, с. 228].
4. Одним из важных факторов динамики экзистенции является свобода выбора, свобода воли, требующая от индивида смелости, самостоятельности и готовности нести ответственность за свое решение. Именно в процессе дальнейшего расширения и усложнения социальных связей и отношений перед человеком возникает необходимость сделать выбор, проявить самостоятельность, т. е. свою волю. Динамика социальных связей приводит подрастающего индивида к столкновению со все новыми чужими ему людьми, что порождает перед ним нескончаемые проблемы и неожиданные противоречия. Необходимость проявлять в таких случаях самостоятельность пробуждает в человеке страх, неуверенность в себе и побуждает к «бегству от свободы» (Э. Фромм). Поэтому Ж.П. Сартр считал, что столкновение с необходимостью выбора является одним из оснований генерации экзистенции индивида [11, с. 334-335].
5. В качестве следующего детерминанта формирования экзистенции можно рассматривать несоответствие внешней формирующейся системы коммуникации, в которую включается индивид, его ожиданиям и духовным ценностям. В этом случае экзистенция в человеке возрождается как нигилистическое отношение к своему окружению, внутренний протест, ненависть к существующей и противной ему реальности. Она предстает как уход в себя, как падение индивида в пропасть при отсутствии в нем желания и стремления изменить эту реальность, что проявляется в поступках и действиях экзистенциального человека. Такую экзистенцию в душе Холдена Колфилда, героя романа «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер очень тонко раскрывает словами другого персонажа мистера Антолини: «Пропасть, в которую ты летишь, - ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в нее падает, никогда не почувствует дна.
Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать их привычное окружение. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки что-нибудь найти...» [20, с. 176].
6. В пробуждении экзистенции человека особую роль играет онтология времени. Человек изменяется во времени, в трудные моменты жизни к нему приходят мысли, что она бесцельно и бессмысленно утекает как вода между пальцами. В этом стремительном потоке времени происходит накопление груза памяти больше о неприятных случаях в прошлом, чем о положительных. Как пишет Сартр: «сознание противопоставлено своему прошлому и будущему как находящееся перед собой, которое существует в способе небытия; это отсылает нас к ничтожа-щей структуре временности» [13, с. 71]. Чувство и мысль индивида о невозможности избавиться от неприятных воспоминаний, остановить или замедлить время, которое стремительно ведет к неминуемой смерти, также способствуют постоянному возрождению экзистенции.
Время как экзистенциальная причина, давящая на душу человека и вызывающая внутреннее беспокойство, как показатель быстротечности жизни по сравнению с механистичной неизменностью окружающего мира вещей и немой свидетель прошлых ошибок и грехов, получило яркое отражение в упомянутом выше романе Дж. Сэлинджера. Его главный герой, юноша Холден не может избавиться от неприятных и угнетающих эпизодов своего прошлого. В наступившем настоящем происходит не то, чего он ожидал и на что он надеялся.
Однако время для сформировавшегося экзистенциального человека выступает как ничто, небытие Сартра [13, с. 43-43]. Такое время подчеркивает абсурдность жизни «лишнего человека», как Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М.Ю. Лермонтова, или людей, отверженных обществом, как персонажи пьесы С. Беккета «В ожидании Годо» [21]. Ее герои Владимир
(Диди) и Эстрагон (Гого) ждут некоего Годо, которого никогда не видели, но надеются, что встреча с ним принесет им что-то хорошее. Они замечают только день и наступление вечера, но не знают, сколько дней или месяцев ждут этого Годо. Персонажи рассуждают о самоубийстве как об обыденном действии.
Проблемы преодоления экзистенции
Преодоление экзистенции не означает избавление от нее, ибо это невозможно, т. к. она есть осознаваемый внутренний мир индивида, его бурлящая душа, ищущая себя, достойного места среди других. Диалектическое «снятие», или преодоление, экзистенции является лишь смягчением ее воздействия на поведение человека.
Общеизвестно, что в своих исследованиях А. Камю выделяет два альтернативных способа преодоления индивидом своей экзистенции -или смерть, или Сизифов труд. Естественно, что любой человек пытается преодолеть, перебороть или смягчить свою экзистенциальную напряженность.
Согласно А. Камю, поиск смерти как спасение от экзистенции, объективной абсурдности жизни является результатом безразличия окружающих людей к судьбе индивида, как показано в его повести «Посторонний» и пьесе «В ожидании Годо» С. Беккета. Этот путь можно обозначить как негативный-пессимистический.
Другой способ диалектического снятия экзистенциального напряжения - это активный поиск индивидом смысла в своем, казалось бы, бессмысленном положении, который сравним с Сизифовым трудом - как сочетание тяжелого труда с надеждой на победу над безнадежностью. «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым» [16, с. 308]. Согласно Камю, образы Сизифа и Эдипа доказывают, что индивид сможет «преодолеть», т. е. смягчить, свою экзистенцию лишь тогда, когда он борется с бессмысленностью жизни, свою судьбу превращает в дело рук своих. Однако такое преодоление носит индивидуалистический характер, в котором отсутствует роль со-
циума, да и не у всех бывает такой сильный характер, внутренняя воля, как у вышеназванных образов.
Другим путем преодоления экзистенциального напряжения является религия. В ней верующий человек экзистенциальную боль, страдания связывает со своей греховностью перед Богом. В молитве, в исповеди перед священником он признает грехи, принимает страдания как божье испытание и искренне верит, что Всевышний простит его грехи, не оставит его в одиночестве перед испытаниями судьбы и его жизнь приобретет смысл в Боге. Таким образом, человек в вере осознанно принимает путь страдания как способ преодоления своей экзистенциальной напряженности. Верующий экзистенциальный человек в отличие от Сизифа и Эдипа, принимая страдание, надеется не только на свое терпение и силу воли, но, прежде всего, -на Господа. Верующий человек, опираясь на основные принципы своей религии, экзистенциальные напряжения души направляет в позитивное русло [22].
Диалектическое «снятие» экзистенции становится проблемой не только индивида, но и коллектива, в котором экзистенциальное напряжение как социально-психологический феномен выступает причиной возможных конфликтов. Экзистенция образуется и усиливается в душе любого человека, если в коллективе, социальной среде, где он находится, господствуют безразличие, скрытая конкуренция и враждебность. Коммуникации скрытого или явного негативного характера, возрождая и усиливая экзистенцию в самосознании членов коллектива, создают в нем напряженную психологическую атмосферу. В подобных случаях гуманизация социально-психологических отношений в обществе выступает наиболее эффективным способом преодоления экзистенциальной напряженности.
Проявление любви, заботы и уважения в социуме разного уровня восстанавливает духовную связь индивидов друг с другом, порождая в каждом из них понимание своей востребованности близкими и коллективом. В качестве
примера может служить случай с Холденом, героем ранее упомянутого романа Дж. Сэлинджера. Неподдельное проявление искренней привязанности и сестринской любви Фиби к Холдену оказывает на него сильное психологическое воздействие. Он «вдруг стал такой счастливый, оттого что Фиби кружилась на карусели. Чуть не ревел от счастия, если уж говорить всю правду» [20, с. 196]. Благодаря психологическому воздействию поступка сестры у Холдена исчезают весь нигилизм, сознание своей никчемности, неприязнь к другим, в нем происходит «снятие» экзистенциальной напряженности. Другим примером могут служить взаимоотношения Диди и Гого из пьесы «В ожидании Годо» С. Беккета. Они в какой-то мере поддерживают друг друга, нуждаются друг в друге.
Этот и другие примеры свидетельствуют, что человеколюбие во взаимоотношениях в любом социуме, оказание психоаналитической помощи индивиду помогают ему снижать экзистенциальную напряженность, преодолевать одиночество и способствуют поиску выхода из экзистенции.
Заключение
Несмотря на большое количество глубоких и разносторонних современных философских исследований экзистенциализма почти на всех континентах, еще остается множество вопросов о природе, поступательной динамике и формах проявления экзистенции. Задачи по определению негативных и позитивных сущностей экзистенции и более конкретное раскрытие ее социально-психологической природы остаются недостаточно изученными темами философии экзистенции. В представленной работе на основе биосоциальной природы человека, психоаналитических исследований К.Г. Юнга, концепции К. Ясперса об определяющей роли коммуникации в образовании экзистенциального мира человека и современных публикаций мы пришли к выводу о социально-психологической сущности экзистенции индивида, ее всеобщности и объективности возникновения.
Следующим достижением данного исследования, на наш взгляд, является выявление
основных детерминантов экзистенциального мира личности. Но мы считаем, что объем образующих экзистенцию факторов не исчерпывается теми, что были выделены. Представленную работу следует рассматривать как начало философского исследования в этом направлении. Важным и актуальным результатом следует считать также постановку вопроса о возможных способах и диалектике преодоления, или «снятия», экзистенциального напряжения индивида.
Под влиянием цифровизации жизненного мира человека, социально-политических, военных, техногенных и иных катаклизмов, как СО"УГО-19, обостряются и позитивный, и негативный типы экзистенции человека [23; 24]. Однако в современной экзистенциальной философии до сих пор остается малоисследованной проблемой выявление и анализ форм, типов эк-
зистенции, способов «диалектического снятия» индивидом своего экзистенциального напряжения и роль социальной среды в этом процессе.
Общеизвестно, что, как раскрыли классики экзистенциализма, экзистенция является неотъемлемой частью человеческого бытия, способом обнаружения человеком своих индивидуальности и способностей через душевную боль и страдания, через борьбу с внутренними противоречиями и проблемами, с внешней средой. В современном цивилизованном и демократическом обществе любой индивид имеет неповторимую ценность по принципу: «каждый человек незаменим». По этой причине исследование по выявлению и анализу факторов и способов «снятия» экзистенциального напряжения имеет огромное гуманистическое и ци-вилизационное значение.
Список литературы
1. Меньчиков Г.П. Сущность человека: классический, неклассический и неоклассический дискурс // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 1. С. 61-72. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.1.61
2. Махаматов Т.М. От эпохи глобализации к неоглобализации: Культурно-цивилизационный аспект // Век глобализации. 2017. № 4(24). С. 55-61.
3. Овчинников О.В., Деменев А.Г. Философия насилия: взаимодействие социального и биологического // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 1. C. 128-135. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.128
4. Агапов О.Д. Феномен жертвенности: философско-антропологическая интерпретация // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. № 1. С. 92-100. DOI: 10.37482/2687-1505-V078
5. Joseph F., Reynolds J. Existentialism, Phenomenology and Philosophical Method // The Continuum Companion to Existentialism / ed. by F. Joseph, J. Reynolds, A. Woodward. London: Continuum International Publishing Group, 2011. P. 15-35.
6. Reynolds J. Stokes P. Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person // The Cambridge Companion to Philosophical Methodology / ed. by G. D'Oro, S. Overgaard. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. P. 317-336.
7. Roy M. Phenomenological Existentialism // Think. 2010. Vol. 9, № 24. P. 51-63. DOI: 10.1017/S1477175609990224
8. Юнг К.Г. О конфликтах детской души // Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: «Канон+» РООИ «Реабли-тация», 2021. С. 5-40.
9. Юнг К.Г. О становлении личности // Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: «Канон+» РООИ «Реаблита-ция», 2021. С. 185-208.
10. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2021. 448 с.
11. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: сб. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
12. Marino G. The Existentialist's Survival Guide: How to Live Authentically in an Inauthentic Age. N.Y.: Harper Collins Publishers, 2018. 260 p.
13. СартрЖ.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004. 639 с.
14. Hanscomb S. Contemporary Existentialist Tendencies in Psychology // Phenomenology and Psychological Science. History and Philosophy of Psychology / ed. by P.D. Ashworth, M.C. Chung. N.Y.: Springer, 2006. Р. 169-196.
15. Ratcliffe M., Broome M. Existential Phenomenology, Psychiatric Illness, and the Death of Possibilities // The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy) / ed. by S. Crowell. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 361-382.
16. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов: сб. М.: Политиздат. 1989. С. 222-318.
17. DeRobertis E.M. The Whole Child: Selected Papers on Existential Humanistic Child Psychology. Create Space Publishing, 2012. 185 р.
18. Платонов А.П. Еще мама // Собр. соч.: 3 т. Т. 3. М.: Сов. Россия. 1985. С. 234-240.
19. Камю А. Сочинения. М.: Изд-во полит. литературы, 1990. 416 с.
20. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи // Сэлинджер Дж.Д., Воннегут К. Над пропастью во ржи; Выше стропила, плотники; Колыбель для кошки; Бойня номер пять, или Крестовый поход детей: повести: рассказы: романы: пер. с англ. М.: Радуга, 1983. С. 25-192.
21. Беккет С. В ожидании Годо // Драматурги - лауреаты Нобелевской премии: сб. М.: Панорама, 1998. С. 268-343.
22. Orekhovskaya N.A., ChistyakovA.A., Kryukova N.I., Krokhina Ju.A., Ospennikov Yu.V., Makarova E.V. Orthodoxy and Modernity: Their Contact Facets in Russian Society // Eur. J. Sci. Theol. 2019. Т. 15, № 2. С. 67-77.
23. Звездин Л.А. К горизонтам ментальности человека в континууме медиа // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. Т. 22, № 1. С. 100-110. DOI: 10.37482/2687-1505-V159
24. Алексеев А.П., Алексеева И.Ю. Судьба интеллекта и миссия разума: философия перед вызовами эпохи цифровизации: моногр. М.: Проспект, 2021. 288 с.
References
1. Men'chikov G.P. Human Essence: Classical, Non-Classical and Neo-Classical Discourse. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2018, no. 1, pp. 61-72. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.1.61
2. Makhamatov T.M. Ot epokhi globalizatsii k neoglobalizatsii: Kul'turno-tsivilizatsionnyy aspekt [From the Era of Globalization to Neo-Globalization: Cultural and Civilizational Aspect]. Vekglobalizatsii, 2017, no. 4, pp. 55-61.
3. Ovchinnikov O.V, Demenev A.G. The Philosophy of Violence: Interaction Between the Social and the Biological. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2019, no. 1, pp. 128-135. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.128
4. Agapov O.D. The Phenomenon of the Spirit of Sacrifice: A Philosophical-Anthropological Interpretation. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2021, no. 1, pp. 92-100. DOI: 10.37482/2687-1505-V078
5. Joseph F., Reynolds J. Existentialism, Phenomenology and Philosophical Method. Joseph F., Reynolds J., Woodward A. (eds.). The Continuum Companion to Existentialism. London, 2011, pp. 15-35.
6. Reynolds J. Stokes P. Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person. D'Oro G., Overgaard S. (eds.). The Cambridge Companion to Philosophical Methodology. Cambridge, 2017, pp. 317-336.
7. Roy M. Phenomenological Existentialism. Think, 2010, vol. 9, no. 24, pp. 51-63. DOI: 10.1017/S1477175609990224
8. Jung C.G. O konfliktakh detskoy dushi [About the Conflicts of a Child's Soul]. Jung C.G. Konflikty detskoy dushi [Conflicts of a Child's Soul]. Moscow, 2021, pp. 5-40.
9. Jung C.G. O stanovlenii lichnosti [The Development of Personality]. Jung C.G. Konflikty detskoy dushi [Conflicts of a Child's Soul]. Moscow, 2021, pp. 185-208.
10. Jaspers K. Filosofiya. Kniga vtoraya. Prosvetlenie ekzistentsii [Philosophy. Book Two. Illumination of Existence]. Moscow, 2021. 448 p.
11. Sartre J.-P. Ekzistentsializm - eto gumanizm [Existentialism Is a Humanism]. Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow, 1989, pp. 319-344.
12. Marino G. The Existentialist's Survival Guide: How to Live Authentically in an Inauthentic Age. New York, 2018. 260 p.
13. Sartre J.-P. L'être et le néant: Essai d'ontologiephénomenologique. Paris, 1943. 722 p. (Russ. ed.: Sartr Zh.P. Bytie i nichto: opyt fenomenologicheskoy ontologii. Moscow, 2004. 639 p.).
14. Hanscomb S. Contemporary Existentialist Tendencies in Psychology. Ashworth P.D., Chung M.C. (eds.). Phenomenology and Psychological Science. History and Philosophy of Psychology. New York, 2006, pp. 169-196.
15. Ratcliffe M., Broome M. Existential Phenomenology, Psychiatric Illness, and the Death of Possibilities. Crowell S. (ed.). The Cambridge Companion to Existentialism. Cambridge, 2012, pp. 361-382.
16. Camus A. Mif o Sizife. Esse ob absurde [The Myth of Sisyphus. An Essay About the Absurd]. Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow, 1989, pp. 222-318.
17. DeRobertis E.M. The Whole Child: Selected Papers on Existential-Humanistic Child Psychology. Create Space Publishing, 2012. 185 p.
18. Platonov A.P. Eshche mama [Another Mom]. Sobranie sochineniy [Collected Works]. Vol. 3. Moscow, 1985, pp. 234-240.
19. Camus A. Sochineniya [Works]. Moscow, 1990.
20. Salinger J. Nad propast'yu vo rzhi [The Catcher in the Rye]. Salinger J., Vonnegut K. Nadpropast'yu vo rzhi; Vyshe stropila, plotniki; Kolybel' dlya koshki; Boynya nomer pyat', ili Krestovyypokhod detey [The Catcher in the Rye; Raise High the Roof Beam, Carpenters; Cat's Cradle; Slaughterhouse-Five, or, The Children's Crusade]. Moscow, 1983, pp. 25-192.
21. Becket S. V ozhidanii Godo [Waiting for Godot]. Dramaturgi - laureaty Nobelevskoy premii [Playwrights -Winners of the Nobel Prize]. Moscow, 1998, pp. 268-343.
22. Orekhovskaya N.A., Chistyakov A.A., Kryukova N.I., Krokhina Ju.A., Ospennikov Yu.V, Makarova E.V Orthodoxy and Modernity: Their Contact Facets in Russian Society. Eur. J. Sci. Theol., 2019, vol. 15, no. 2, pp. 67-77.
23. Zvezdin L.A. The Horizons of Human Mentality in the Media Continuum. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogouniversiteta. Ser.: Gumanitarnye isotsial'nyenauki, 2022, vol. 22, no. 1, pp. 100-110. DOI: 10.37482/2687-1505-V159
24. Alekseev A.P., Alekseeva I.Yu. Sud'ba intellekta i missiya razuma: filosofiyapered vyzovami epokhi tsifrovizatsii [The Fate of the Intellect and the Mission of the Mind: Philosophy Meeting the Challenges of the Era of Digitalization]. Moscow, 2021. 288 p.
DOI: 10.37482/2687-1505-V234
Tair M. Makhamatov
Financial University under the Government of the Russian Federation; prosp. Leningradskiy 49, Moscow, 125993, Russian Federation; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1166-4203 e-mail: makhamatov.tair@mail.ru
DIALECTICS OF THE EXISTENTIAL ESSENCE OF AN INDIVIDUAL
This article identifies and analyses key determinants of the creation of an individual's existential world. It substantiates the proposition that existence is an objective and universal phenomenon of the human soul, an integral part of the essence of humans as biosocial beings. Based on the works of such classical existentialists as J.-P. Sartre, K. Jaspers and A. Camus, luminaries of psychology C. Jung, J. Piaget and L.S. Vygotsky as well as existential writers F.M. Dostoevsky, J. Salinger, S. Becket, A. Platonov and Ch. Aitmatov and others, the paper defines existence as a conscious inner
For citation: Makhamatov T.M. Dialectics of the Existential Essence of an Individual. Vestnik Severnogo Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 80-90. DOI: 10.37482/2687-1505-V234
world of an individual's experiences, primarily negative, i.e. one's fear, awareness of one's worthlessness, feeling of being unwanted, negative attitude of others, being ignored and not understood by others, etc. However, according to the author, there is also a positive existence, which consists in the willingness of an existential person to fight for his/her self-realization and self-affirmation, to be like Sisyphus. The author holds the viewpoint that an individual's existence is a result of a contradiction between his/ her individuality, natural egoism and the requirements of the social environment, facing a person at every stage of socialization. The paper argues that, unlike S. Freud's unconscious, the irrational layer of the human psyche, existence is a factor of an individual's consciousness, an understanding of the contradictory attitude of the environment towards him/her. Another task of this article was to identify ways and forms of dialectical "overcoming" of existential tension. The author believes that the social environment, an atmosphere of indifference towards individuals or consideration for each person, a friendly or hostile atmosphere in a group of people play a decisive role in producing either a negative or a positive existence. Therefore, it is advisable to regularly conduct sociological surveys on the issues of existence within groups of people, strive to establish a friendly atmosphere, etc.
Keywords: biosociality of an individual, existential essence, existence as self-consciousness, existence in art, dialectics of "overcoming" existence, religion in "overcoming" existence.
Поступила 30.09.2022 Received 30 September 2022
Принята 12.12.2022 Accepted 12 December 2022
Опубликована 10.02.2023 Published 10 February 2023