фундаментальное научное знание
оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-46-52 УДК 1(045)
Основания образования экзистенции и способы ее преодоления
Т. М. Махаматов8, Д.А. Пулатова"
3 Финансовый университет, Москва, Россия; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ,
Москва, Россия;
ь Ташкентский государственный университет Востоковедения, Ташкент, Республика Узбекистан
АННОТАЦИЯ
В статье впервые исследуются социальные факторы, определяющие рождение и эволюцию экзистенции индивида. Экзистенция является негативным состоянием человеческой души, угнетающе влияющим на сознание и поведение человека. На основе анализа философских, психологических публикаций по экзистенциализму и художественной экзистенциальной литературы авторы выделили основные факторы, формирующие экзистенцию индивида. В статье впервые в философии экзистенциализма выявляются основные способы снятия экзистенциального напряжения индивида, что позволяет разработать методологию оказания социальной, медико-психологической и педагогической помощи людям при обостренной экзистенции.
Ключевые слова: экзистенция; самосознание; экзистенциальное напряжение; развитие личности; преодоление экзистенции
Для цитирования: Махаматов Т. М., Пулатова Д.А. Основания образования экзистенции и способы ее преодоления. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):46-52. РОМ 10.26794/2226-7867-2022-12-6-46-52
ORiGiNAL PAPER
Backgrounds for the Existence Formation and its Overcoming Ways
T. M. Makhamatov3, D. A. Pulatovab
a Financial University; Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia;
b Tashkent State University of Oriental Studies, Tashkent, Republic of Uzbekistan
ABSTRACT
For the first time, this work explores the social factors that determine the birth and evolution of an individual's being. Existence is a negative state of the human soul that depressingly affects the consciousness and behavior of a person. Based on the analysis of philosophical, psychological publications on existentialism and artistic existential literature, the authors identified the major factors that form an individual's being. For the first time, the paper as in the philosophy of existentialism revealed the principal ways of relieving the existential stress of the individual, which allows developing a methodology for providing social, medical, psychological and pedagogical assistance to people with aggravated life. Keywords: existence; self-consciousness; existential tension; personality growth; overcoming existence
For citation: Makhamatov T. M., Pulatova D.A. Backgrounds for the existence formation and its overcoming ways. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(6):46-52. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-46-52
введение. экзистенциальная сущность человека
Философия экзистенциализма в основном опирается на материалы психологических исследований [1-4] и экзистенциальных произведений искусства, отражающих основы формирования и эволюции экзистенциализма [5]. Умение скульптора, художника выразить в образах своих
© Махаматов Т. М., Пулатова Д. А., 2022
произведений глубину экзистенциального мира в душе человека является главной ценностью произведений искусства. Именно гениальное отражение выражения в лице мадонны скорби и понимание величия поступка рожденного ею Сына Божьего в скульптурной композиции «Пье-та» Микеланджело, страдания от одиночества в глазах демона в одноименной картине Врубе-
ля, отчаяние человека в картине Мунка «Крик» пронизывают души зрителя. Но, как показали в своих исследованиях Дж. Малпас [6], Мариани [7], Н. Бонецкая [8], В. Варава [9], П. Зияк [10] и др., наиболее адекватными и полными формами раскрытия динамики экзистенции являются произведения художественной литературы.
Следует отметить, что экзистенциализм в произведениях искусства отражается в образах и поэтому нуждается в философско-понятийном анализе. Здесь философия на основе исследования образов экзистенциальных произведений методами герменевтики, феноменологии, а также психологии [11-13] выявляет объективную универсальную сущность экзистенции, ее внешние проявления, диалектику, генетические основания образования экзистенциального мира индивида и особенности преодоления его. Философские исследования экзистенции приводят к выводу, что ее следует рассматривать как социально-психологический феномен, ибо она, прежде всего, образуется системой непосредственных взаимоотношений индивида с другими людьми в своей социальной среде с ее не всегда понятными и часто неразрешимыми противоречиями и проблемами.
Экзистенция имеет различное динамичное содержание, структуру и направленность, определяемые как внешними социальными факторами, так и внутренними морально-этическими и ценностными факторами человеческой души. Одна из ее сущностных особенностей заключается в том, что она является осознаваемым внутренним миром негативных переживаний индивида, особой чувственно-психологической частью его сознания, находящегося на грани рационального и иррационального. Еще К. Ясперс отмечал, что экзистенция «становится доступной в понимаемости, ... она сама есть процесс самопонимания, ... только на границе понимаемого она вновь с изначальностью выходит навстречу себе самой» [14, с. 28].
Ж.-П. Сартр также считает, что в самосознании заключается исходный пункт человеческой экзистенции: «В исходной точке не может быть никакой другой истины, кроме: «Я мыслю, следовательно, существую». Это абсолютная истина сознания, постигающего себя» [15, с. 335].
Как известно, человек — существо общественное, и его существование связано с его способностью мыслить и общаться с другими. Однако его сознание во многом остается в неизбежной
власти внутреннего мира одиночества. Индивид себя более четко осознает через свои постоянно воспроизводимые негативные эмоции и переживания, т.е. в своей экзистенции. «Из возможности экзистенции я живу, — писал К. Ясперс,— лишь в ее осуществлении я бываю самим собой» [14, с. 4]. Следовательно, не бывает человеческого индивида без экзистенции, ибо она основа обнаружения человеком своего бытия через страдания своей вечно одинокой души.
Как писал К. Г. Юнг, от одиночества «не избавит никакое успешное приспособление и никакое беспрепятственное прилаживание существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение» [1, с. 193]. Именно в минуты неудач, несчастья мысли человека направляются во внутрь, он более отчетливо обнаруживает свою экзистенцию, т.е. себя в своем одиночестве.
Экзистенция человека усиливается от ощущения бессмысленности и бесперспективности того, чем он занимается, абсурдности внешнего окружения; как результат возникших и не решенных проблем между индивидом и социальной средой. Как писал К. Г. Юнг, «человеческий же дух кругом увяз в диковинных противоречиях» [1, с. 192]. В таких ситуациях в душе индивида усиливается давление темных материй подсознательного, проявляющееся в иррациональных тревогах, депрессиях, отчаянии и страхе [16, р. 22]. Однако суть человеческой экзистенции — не сама иррациональность и не давление на человеческое «Я» массы бессознательного. Эти феномены человеческой психологии суть лишь предпосылки рождения человеческой экзистенции, что обусловлено осознанием человеком своих негативных психологических состояний, стремлением индивида найти связь иррационального с сознанием. Сартр пишет: «Именно в моем субъекте я беспокоюсь, и, однако, это беспокойство "для-меня" открывает мне бытие, которое есть мое бытие, не являясь-для меня» [17, с. 246].
Как указывает С. Ханскомб, «экзистенциальные проблемы могут всегда осмысленно восприниматься как факторы, влияющие на поведение, несмотря на наш возраст или опыт» [18, р. 171]. Действительно, экзистенция заключается в мыслях индивида об абсурдности своей жизни, в нигилистическом отношении к самому себе и внешнему миру [19], в мыслительном поиске способов преодоления абсурда, что проявляется и в поведении человека. Экзистенция, будучи социально-психологическим явлением, — не психи-
ческая болезнь, но может привести к нарушению психики экзистенциального человека [1, с. 21].
Из-за постоянного воспроизводства различных форм и интенсивности противоречий между индивидом и внешней социальной средой в душе индивида волнообразно возникают экзистенции, требующие своего диалектического отрицания. Психоаналитические исследования К. Г. Юнга, раскрывающие особенности переживаний человека [1, с. 193], позволяют заключить, что экзистенция как душевное противоречие и процесс поиска способов преодоления самое себя является специфическим фактором эволюции мышления индивида.
основания генезиса и динамики экзистенции
Согласно К. Ясперсу, в основании генезиса экзистенции лежит совокупность коммуникаций индивида с близкими и неблизкими ему людьми. «Коммуникация, — писал К. Ясперс,— есть исток экзистенции; ...Я не могу стать собой, не вступая в коммуникацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи одинок» [14, с. 64].
Но коммуникация бывает разного уровня, содержания, направленности, определяемых духовными и материальными интересами агентов взаимоотношений. Позитивный или негативный характер и уровень коммуникации индивида, направленность его активности от себя или внутрь себя определяют особенности формирования экзистенции, ее содержание, структуру и возможные способы ее преодоления. Этапы эволюции формирования и усложнения коммуникации, связанные с годами расширения жизненного пространства индивида, начиная с детства, определяют усложнение и углубление экзистенции человека.
Психологические феномены влияния характера системы взаимосвязей на начало формирования экзистенции у ребенка раскрыл К. Г. Юнг в своей работе «О конфликтах детской души», опубликованной в 1910 г. [1, с. 11], т.е. до появления экзистенциальной философии М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю и др.
На первоначальном этапе формирования социальных отношений человек, будучи еще ребенком, но уже осознающий себя индивидом, начинает входить в «мир взрослых» и сталкивается со страхом быть покинутым своими родителями, с неведением и вопросами, на которые взрослые не дают «удовлетворительного» ответа. В нем рождается экзистенция неопределенности, не-
доверия, внутреннего протеста и сопротивления. Экзистенциальное в ребенке усугубляется при столкновении с неоднозначностью окружающего его мира, с пониманием им своей индивидуальности и обостряется в противопоставлении себя другому [1, с. 20].
Следующий этап эволюции коммуникации начинается с выходом ребенка за рамки привычного «родительского» пространства, когда независимо от его воли и желаний и по непонятной ему причине происходит расширение его социального пространства. Особенности динамики экзистенции данного этапа раскрыты в рассказе А. Платонова «Еще мама» [21, с. 22]. Данный рассказ показывает, что при выходе ребенка за рамки своей семьи происходит углубление и расширение экзистенции начального этапа. Для ребенка, оказавшегося вне поля зрения родителей, бытие в наступающем будущем вызывает страх перед «чужим» миром, вынуждает его самостоятельно принимать решения, рождает в нем неуверенность. Его страх и неуверенность соединяются с мыслью о своей заброшенности: ребенку кажется, что он никому не нужен, не имеет никакой поддержки и помощи.
Другой источник эволюции и усложнения экзистенции индивида — это противоречия, неприятие между ним и «другими», взаимное непонимание, постоянно возникающее в процессе всего периода расширения и усложнения его коммуникации. Как писал А. Камю, «судя по всему, другой человек всегда остается для нас непознанным, в нем всегда есть нечто не сводимое к нашему познанию, ускользающее от него» [23, р. 228].
Расширение коммуникации приводит не только к столкновению с «чужими», но и порождает перед человеком все новые и новые проблемы и противоречия. В таких ситуациях возникает необходимость самостоятельного выбора, принятия решения, независимо от внешних условий. Ж.-П. Сартр считал, что столкновение с противоречием свободного выбора поступка является основанием генерации экзистенции индивида [15, с. 334].
В памяти человека хранится много неприятных воспоминаний. По мнению Сартра, «сознание противопоставлено своему прошлому и будущему как находящееся перед собой, которое существует в способе небытия; это отсылает нас к ничтожащей структуре временности» [17, с. 71]. Чувство и мысль о невозможности остановить или замедлить время, избавиться от неприятных
воспоминаний также способствуют формированию экзистенции.
Психологическое давление времени на сознание индивида, его быстротечность по сравнению с механистичной неизменностью окружающего мира вещей как рождающий экзистенцию фактор получило четкое отражение в повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Главный герой повести Холден Колфилд размышляет, что музей и вещи в нем не меняются, но человек каждый раз становится другим. Его сознание не может избавиться от неприятных и угнетающих эпизодов прошлого. В наступившем настоящем происходит не то, что он ожидал, и на что надеялся [24, с. 123].
Немаловажным основанием формирования экзистенции является несоответствие внешней коммуникационной реальности ожиданиям и внутренним ценностям индивида. В этом случае экзистенция образуется как протест, ненависть к существующей реальности, нигилистическое отношение к окружению и проявляется как уход в себя, «падение в пропасть» при отсутствии желания и стремления изменить эту реальность. Такую экзистенцию в душе Холдена Дж. Сэлинджер очень точно раскрывает словами персонажа повести мистера Антолини: «Пропасть, в которую ты летишь, — ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в нее падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать их привычное окружение. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки что-нибудь найти» [24, с. 176].
Экзистенция есть результат глубоких противоречий в человеческом сознании, вызывающих душевно-психологическое угнетение, дискомфорт. Естественно, что любой человек пытается преодолеть, перебороть свою экзистенцию.
диалектика преодоления экзистенции
В классическом экзистенциализме его представитель А. Камю выделил два альтернативных способа преодоления индивидом своей экзистенции — смерть или сизифов труд. Поиск смерти как спасение от экзистенции, объективной абсурдности жизни он считал результатом безразличия окружающих к судьбе индивида, что показано в его повести «Посторонний». Второй
путь — это активный поиск индивидом смысла в своем бессмысленном положении, что сравнимо с сизифовым трудом. «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека,— пишет Камю, — Сизифа следует представлять себе счастливым» [25, с. 308]. Согласно Камю, образы Сизифа, Эдипа и Иисуса доказывают, что индивид может преодолеть свою экзистенцию лишь тогда, когда он борется с бессмысленностью жизни, сам создает свою судьбу. Однако такое преодоление носит индивидуалистический характер, в котором отсутствует роль социума, да и не у всех индивидов есть сильный характер и внутренняя воля. Это может привести человека к психической болезни или толкнуть на путь поиска своей смерти, — мы обозначаем как негативный аспект экзистенции.
Другим индивидуалистическим путем преодоления экзистенциального напряжения является Вера. В религии верующий человек экзистенциальную боль связывает со своей греховностью перед Богом. В молитве, исповеди он признает свой грех и искренне верит, что Всевышний простит его, не оставит в одиночестве перед испытаниями судьбы, и его жизнь приобретет смысл в Боге [26, с. 12]. Для верующего экзистенциального человека подвиг Сына Божьего ради спасения всего человечества выступает примером преодоления страха перед неминуемой смертью.
Экзистенция индивида как экзистенция одиночества является социально-психологическим феноменом. Она образуется в душе человека под влиянием господства безразличия во взаимоотношениях индивидов друг с другом в социуме. Коммуникации такого характера создают экзистенциальное напряжение и в самосознании индивида, и в социуме. Следовательно, диалектическое «снятие» экзистенции является проблемой не только индивида, но и коллектива, для которого экзистенциальный индивид выступает центром напряжения, конфликтности. Здесь преодоление экзистенциальной напряженности человека достигается путем гуманизации социально-психологических отношений в данном социуме.
Проявление социумом любви, заботы и уважения восстанавливает духовную связь индивида с окружением, порождая в нем осознание востребованности семьей, близкими и коллективом. В пример можно привести Холдена Колфилда, героя повести Дж. Сэлинджера. Неподдельное проявление искренней привязанности и сестринской любви Фиби к Холдену оказывает на него
сильное психологическое воздействие. Он «вдруг стал такой счастливый, оттого что Фиби кружилась на карусели. Чуть не ревел от счастья, если уж говорить всю правду» [24, с. 196]. Благодаря психологическому воздействию поступка сестры у Холдена исчезает сознание своей никчемности, неприязнь к другим, т.е. происходит «снятие» экзистенциальной напряженности. Подобное встречается в рассказе А. Платонова «Еще мама», где из-за ласкового и внимательного отношения учительницы у ученика пропадает страх одиночества, боязнь новой и незнакомой ему среды.
Эти примеры свидетельствуют о том, что человеколюбие, проявленное по отношению к индивиду, помогает ему преодолеть одиночество, способствует поиску ответов на вопросы, которые он не смог найти в одиночку.
выводы
Исследование основ рождения экзистенции и способов «снятия» экзистенциального напря-
жения имеет философское и практическое значение. Оно позволило выявить, что экзистенция, хотя и является фактором внутреннего духовного мира индивида, но в плане формирования носит социальный характер.
В современном обществе индивид имеет свою неповторимую ценность, согласно принципу: «Каждый человек незаменим» [27]. Так как экзистенция является душевной болью, психологическим напряжением индивида, получившими свое отражение в художественной литературе [28], выявление и анализ возможных факторов и способов «снятия», смягчения экзистенции имеет гуманистический характер. Результаты исследования еще раз подчеркивают неоспоримое значение конкретного, «приземленного» человеколюбия. Они могут послужить основанием выработки психологических и педагогических методов формирования позитивной экзистенции и преодоления экзистенциального напряжения.
список источников
1. Юнг К. Г. О конфликтах детской души. Пер. с нем. М.: «Канон+» РООИ «Реаблитация»; 2021.
2. DeRobertis E. M. The Whole Child: Selected Papers on Existential Humanistic Child Psychology. USA: Create Space Publishing; 2012.
3. Hanscomb S. R. Anxiety's ambiguity: an investigation into the meaning of anxiety in existentialist philosophy and literature. URL: http://etheses.dur.ac.uk/4992/
4. Ratcliffe M. & Broome. M. Existential phenomenology, psychiatric illness, and the death of possibilities. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy) by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press; 2012.
5. Варава В. В., Махаматов Т. М. Новые формы экзистенции в произведениях Ч. Айтматова. Философия и общество. 2021;100(3):143-155.
6. Malpas J. Existentialism as literature. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy)by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press; 2012.
7. Mariani A. New Existentialism: The literary inetto as a Reemerging Prototype in Twenty-First Century Cinema. Journal of Literature and Art studies. 2016;6(5):1-12.
8. Бонецкая Н. К. Русский экзистенциализм. СПб.: Алтейя; 2021.
9. Варава В. В. Седьмой день Сизифа: Эссе о смысле человеческого существования. М.: Родина; 2020.
10. Ziak P., Uzakbayeva S., Merey Z., Tanzharikova А., Kulgildinova Т. The image of the lifeworld in philosophy and fiction narratives. The image of the lifeworld in philosophy and fiction narratives. XLinguae. 2022;15(1):194-201.
11. Joseph F., Reynolds J. Existentialism, phenomenology and philosophical method. London: Continuum International Publishing Group; 2011.
12. Reynolds J., Stokes P. Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person. Cambridge Companion to Philosophical Methodology. Cambridge: Publisher Cambridge University Press; 2017.
13. Manas R. Phenomenological Existentialism. The Royal Institute of Philosophy. Think. 2010;9(24):51-63.
14. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. Пер. с нем. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»; 2021.
15. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. Сумерки богов. М.: Политиздат; 1989.
16. Gordon M. The existentialist's survival guide: how to live truly in an inauthentic age. New York: Harper ^llms Publisher; 2018.
17. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр. М.: Республика; 2004.
18. Hanscomb S. R. Contemporary Existentialist Tendencies in Psychology. Phenomenology and Psychological Science. New York: Springer; 2006.
19. Dura I., Ene, I., Hera, A., Pana, I., Stoica, M. Nothingness: A philosophical reconsideration to the meaning of negation and reality. XLinguae. 2022;15(1):23-29.
20. Arp K. Simone de Beavoir's existentialism: freedom and ambiguity in the human world. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy) by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press; 2012.
21. Платонов А. П. Еще мама. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. М.: Сов. Россия; 1985.
22. Махаматов Т. М., Пулатова Д. А. Феноменология экзистенции и возможность ее регулирования. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Cерии «Педагогика. Психология. Философия». 2022;25(1):67-78.
23. Камю А. Сочинения. Пер. с франц. М.: Издательство политической литературы; 1990.
24. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи. Пер. с англ. М.: Радуга; 1983.
25. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. Сумерки богов. М.: Политиздат; 1989.
26. Zalec B. Contemporary societal division: resonance, alienation, and (politics of) fear. XLinguae. 2022;15(1):106-114.
27. Махаматов Т. М. Диалектика онтологических факторов политики. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018;8(3):28-35.
28. Махаматов Т. М. Философия человека в поэзии Сеида Имадеддина Насими. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(4):99-103.
references
1. Jung K. G. About the conflicts of the child's soul. Transl. from German. Moscow: "Kanon +" ROOI "Rehabilitation"; 2021. (In Russ.).
2. DeRobertis E. M. The Whole Child: Selected Papers on Existential Humanistic Child Psycholog. USA: Create Space Publishing; 2012.
3. Hanscomb S. R. Anxiety's ambiguity: An investigation into the meaning of anxiety in existentialist philosophy and literature. URL: http://etheses.dur.ac.uk/4992/
4. Ratcliffe M. & Broome. M. Existential phenomenology, psychiatric illness, and the death of possibilities. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy) by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press; 2012.
5. Varava V. V., Makhamatov T. M. New forms of existence in the works of Ch. Aitmatov. Philosophy and Society. 2021;100(3):143-155. (In Russ.).
6. Malpas J. Existentialism as literature. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy) by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press; 2012.
7. Mariani A. New Existentialism: The literary inetto as a Reemerging Prototype in Twenty-First Century Cinema. Journal of Literature and Art studies. 2016;6(5):1-12.
8. Bonetskaya N. K. Russian existentialism. St. Petersburg: Alteyya; 2021. (In Russ.).
9. Varava V. V. The Seventh Day of Sisyphus: An Essay on the Meaning of Human Existence. Moscow: Motherland; 2020. (In Russ.).
10. Ziak P., Uzakbayeva S., Merey Z., Tanzharikova A., Kulgildinova T. The image of the lifeworld in philosophy and fiction narratives. The image of the lifeworld in philosophy and fiction narratives. XLinguae. 2022;15(1):194-201.
11. Joseph F., Reynolds J. Existentialism, phenomenology and philosophical method. London: Continuum International Publishing Group; 2011.
12. Reynolds J., Stokes P. Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person. Cambridge Companion to Philosophical Methodology. Cambridge: Publisher Cambridge University Press; 2017.
13. Manas R. Phenomenological Existentialism. The Royal Institute of Philosophy. Think. 2010;9(24):51-63.
14. Jaspers K. Philosophy. Book two. Illumination of Existence. Transl. from German. Moscow: "Kanon +" ROOI "Rehabilitation"; 2021. (In Russ.).
15. Sartre J.-P. Existentialism is humanism. Twilight of the Gods. Moscow: Politizdat; 1989. (In Russ.).
16. Gordon M. The existentialist's survival guide: How to truly live in an inauthentic age. New York: Harper Collins Publisher; 2018.
17. Sartre J.-P. Being and Nothing: An Experience of Phenomenological Ontology. Transl. from Fr. Moscow: Republic; 2004. (In Russ.).
18. Hanscomb S. R. Contemporary Existentialist Tendencies in Psychology. Phenomenology and Psychological Science. New York: Springer; 2006.
19. Dura I., Ene, I., Hera, A., Pana, I., Stoica, M. Nothingness: A philosophical reconsideration to the meaning of negation and reality. XLinguae. 2022;15(1):23-29.
20. Arp K. Simone de Beavoir's existentialism: freedom and ambiguity in the human world. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy) by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press; 2012.
21. Platonov A. P. Another mom. Collected works in 3 volumes. Vol. 3. Moscow: Sov. Russia; 1985. (In Russ.).
22. Makhamatov T. M., Pulatova D. A. Phenomenology of existence and the possibility of its regulation. Bulletin of the Ammosov North-Eastern Federal University. Series "Pedagogy. Psychology. Philosophy". 2022; 25(1): 67-78. (In Russ.).
23. Camus A. Works. Per. from French. Moscow: Publishing house of political literature; 1990. (In Russ.).
24. Salinger J. Catcher in the Rye. Transl. from Eng. Moscow: Rainbow; 1983. (In Russ.).
25. Camus A. The myth of Sisyphus. Essay on the absurd. Twilight of the Gods. Moscow: Politizdat; 1989. (In Russ.).
26. Zalec B. Contemporary societal division: Resonance, alienation, and (politics of) fear. XLinguae. 2022;15(1):106-114.
27. Makhamatov T. M. The Dialectic of the Ontological Factors of Politics. Humanitarian and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2018;8(3):28-35. (In Russ.).
28. Makhamatov T. M. The Philosophy of Man in the Poetry of Sеid Nasimi Imadeddin. Humanitarian and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(4):99-103. (In Russ.).
информациях об авторах / about the authors
Таир Махаматович Махаматов — доктор философских наук, профессор департамента гуманитарных наук, Финансовый университет, Москва, Россия; профессор кафедры восточных языков, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Москва, Россия
Tair M. Makhamatov — Dr. Sci. (Phil.), Professor of the Department of Humanities, Financial University;
Professor, Department of Oriental Languages, Moscow, Russia; Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign
Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-1166-4203
makhamatov.tair@mail.ru
Дилдор Акмаловна Пулатова — кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой восточной философии и культуры, Ташкентский государственный университет Востоковедения, Ташкент, Республика Узбекистан
Dildor A. Pulatova — Cand. Sci. (Phil.), Professor, Head of the Department of Oriental Philosophy and Culture, Tashkent State University of Oriental Studies, Tashkent, Republic of Uzbekistan https://orcid.org/0000-0002-6551-1982 falsafa2009@gmail.com
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 10.05.2022; принята к публикации 25.06.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 10.05.2022; accepted for publication on 25.06.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.