УДК14(045)
Т. М. Махаматов1, Д. А. Пулатова2
Феноменология экзистенции и возможность ее регулирования
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации,
г. Москва, Россия 2Ташкентский государственный университет Востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация. В статье исследуются особенности динамики и структуры экзистенции индивида. Раскрываются различия экзистенции от иррационального, бессознательного и общие черты с психологией индивида. Авторы исследуют особенности экзистенции у подрастающего поколения через призму современных психологических, феноменологических концепций философии экзистенциализма и экзистенциальной художественной литературы. Процесс формирования экзистенции ребенка недостаточно исследован и является очень актуальной темой, связанной с судьбой подрастающего поколения. Одной из сфер общественной жизни, где рождается экзистенция индивида - это система образования от начальной школы до университетов, включительно. На начальных этапах образования редко обращается внимание на феномен формирующейся экзистенции у маленького человечка. Ее формирование может иметь негативную или позитивную, пессимистически-суицидальную или оптимистическую, нигилистическую или творческую направленности. На основе анализа художественного раскрытия экзистенции человека, генезиса детской экзистенции в произведениях видных писателей прошлого и современности, философии основоположников экзистенциализма, а также современных западных философов авторы сформулировали свой вывод о реальной возможности направления негационной экзистенциии в русло позитивной экзистенции, формирования психологии поиска и нахождения смысла в кажущейся бессмысленности жизни. Авторы считают, что понять и решить актуальные проблемы феноменологии и противоречий экзистенциального мира современного человека возможно посредством формирования философско-психологической парадигмы экзистенциализма. Такую парадигму, согласно выводам авторов, образуют концепты «гуманистическая экзистенция», «Сизифово упорство», «Христово восхождение на Голгофу».
Ключевые слова: генезис экзистенции индивида, феноменология экзистенции, гуманистическая экзистенция, смысл в бессмысленности, гора Сизифа, тяжесть свободы, выбор Голгофы.
МАХАМАТОВ Таир Махаматович - д.филос.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: makhamatov.tair@mail.ru https://orcid.org/orcid: 0000-0002-1166-4203
MAKHAMATOV TairMakhamatovich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Diplomatic Academy Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ПУЛАТОВА Дилдор Акмаловна - к.филос.н., профессор, заведующая кафедрой восточной философии и культуры, Ташкентский государственный университет Востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан.
E-mail: falsafa2009@gmail.com https://orcid.org/orcid: 0000-0002-6551-1982
PULATOVA Dildor Akmalovna - Candidate of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Oriental Philosophy and Culture, Tashkent State University of Oriental Studies, Tashkent, Republic of Uzbekistan.
T. M. Makhamatov1, D. A. Pulatova2
The phenomenology of existence and the possibility of its regulation
diplomatic Academy Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia 2Tashkent State University of Oriental Studies, Tashkent, Republic of Uzbekistan
Abstract. The article examines the peculiarities of the dynamics and structure of the individual's existence. The authors reveal the difference between existence and the irrational, the unconscious and the common features with the psychology of the individual. The authors explore the features of existence in the younger generation through the prism of modern psychological, phenomenological concepts of the philosophy of existentialism and existential fiction. The process of forming a child's existence is insufficiently researched and is a very relevant topic related to the fate of the younger generation. One of the spheres of public life where the existence of an individual is born is the education system from elementary school to universities, inclusive. At the initial stages of education, attention is rarely paid to the phenomenon of the emerging existence of a little man. Its formation can have a negative or positive, pessimistic-suicidal or optimistic, nihilistic or creative orientation. Based on the analysis of the artistic disclosure of human existence, the genesis of children's existence in the works of prominent writers of the past and present, the philosophy of the founders of existentialism, as well as modern Western philosophers, the authors formulated their conclusion about the real possibility of directing negational existence in the direction of positive existence, the formation of the psychology of searching and finding meaning in the apparent meaninglessness of life. The authors believe that it is possible to understand and solve the actual problems of phenomenology and contradictions of the existential world of modern man through the formation of a philosophical and psychological paradigm of existentialism. Such a paradigm, according to the authors' conclusions, is formed by the concepts of "humanistic existence", "Sisyphean perseverance", "Christ's ascent to Golgotha".
Keywords: genesis of the individual's existence, phenomenology of existence, humanistic existence, meaning in meaninglessness, Mount Sisyphus, severity of freedom, choice of Golgotha.
Введение
Обострение и углубление противоречий процесса глобализации, включая и экологические кризисы, усиливают чувства тревоги за свое будущее и усугубляют экзистенциальный мир человека. Усложнение информационных процессов, всеохватывающий процесс цифровизации, развитие и широкое применение достижений в области искусственного интеллекта еще больше загоняет индивида в мир себе-бытие. В такой ситуации актуальной становится проблема четкого определения сущности, основных типов экзистенции человека, ее единство и различие с психологией, с феноменом бессознательного и определение возможных способов формирования экзистенции позитивной направленности у подрастающего поколения. Исследование этих проблем философии экзистенциализма и решение связанных с ними задач затрагивает сферу образования всех уровней и форм.
Образование является важным процессом социализации человека, формированием, определением как бессознательного, так и осознанного внутреннего мира индивида и его экзистенциального содержания. Экзистенциальный аспект в образовании - базовый, т.к. затрагивает человеческую субъективность, внутренний мир человека. Однако экзистенциальный аспект в современном кризисе образования не сводится только к «обессмысливанию образования» с точки зрения личности как основного субъекта образования [1: с. 304]. Здесь следует подчеркнуть, что не бывает человеческого индивида без экзистенции. Одной из главных проблем и задач современного образования, наряду с подготовкой специалиста высокой квалификации, является помощь учащемуся установить надежный мост между своим экзистенциальным миром и внешней реальностью, формировать экзистенции оптимистической направленности [2].
В исследования раскрывается, что у индивида имеется экзистенция разной направленности и содержания - положительная, негативная, агрессивная, суицидальная, нигилистическая, оптимистическая [3; 4; 5; 6; 7), выявляются особенности формирования исходных форм проявления детской экзистенции. В исследовании предлагается новая парадигмаль-ная основа становления позитивной экзистенции и делается вывод, что новая парадигма дает возможность влияния на формирование позитивной экзистенции у индивидов. Выводы и заключения автора опираются на исследования прошлых и современных российских и зарубежных авторов, посвященных анализу особенностей человеческой экзистенции.
Структура и динамика экзистенции индивида
Внутренний мир человека, как известно со времен Зигмунда Фрейда, с неизбежностью заключает в себе противоречие между сознательным и бессознательным, между рациональностью и иррациональностью. Как бы человек не был существом общественным и его существование не было связано с его способностью мыслить, как по Декарту: «Я мыслю, следовательно, существую», его сознание во многом остается во власти чувственного [8] и иррационального.
Человек также не может жить только сегодняшним днём; он волей-неволей оглядывает в свое прошлое и заглядывает в будущее. Его сознание не может избавиться от неприятных, угнетающих его эпизодов своего прошлого и в наступившем будущем очень часто не происходит то, чего он ожидал и на что он надеялся. Сартр пишет, что «сознание противопоставлено своему прошлому и будущему как находящееся перед собой, которое существует в способе небытия; это отсылает нас к ничтожащей структуре временности» [3: с. 71]. То, что делает индивид сегодня, не всегда и не полностью определяет его завтрашний день, как бы демонстрируя бессмысленность надежды на «светлое будущее». По словам Сартра, «каким бы ни был человек, впереди его всегда ожидает неизведанное будущее» [9: с. 328].
Мысль об определенной бессмысленности того, чем индивид занимается, неопределенности перспективы своего будущего, абсурдности внешнего окружения усиливает иррациональность в человеке. В нем усиливается давление «темных материй существования» - тревоги, депрессии, отчаяние, смерть. Однако, суть человеческой экзистенции не сама иррациональность и не давление на человеческое «Я» массы бессознательного. Эти феномены человеческой психологии лишь суть предпосылки рождения человеческой экзистенции. Здесь трудно согласиться с Марино Гордоном об иррациональности экзистенции индивида [5: р.122]. Она обусловлена человеческим «Я». Сартр пишет: «именно в моем субъекте я беспокоюсь, и, однако, это беспокойство «для меня» открывает мне бытие, которое есть мое бытие, не являясь-для меня» [3: с. 246].
Сущность содержания экзистенции составляет знание этого давления и стремление индивидом понять, осмыслить свои ощущения и чувства [8], найти связь иррационального с сознанием. Как пишет С. Ханскомб «экзистенциальные проблемы могут всегда осмысленно восприниматься как факторы, влияющие на поведение, несмотря на наш возраст или опыт» [6: р. 171; 10]. Экзистенция заключается в понимании индивидом абсурдности своей жизни и готовности к действию, борьбе, понимая их безнадежность. В отличие от феноменов бессознательного и иррационального, экзистенция человека означает знание человеком, что он страшится, боится чего-то или кого-то неопределенного. Однако здесь знание не является познанием причины экзистенциальных феноменов, но есть лишь переживание. Экзистенция индивида есть негативное психологическое состояние неопределенности, но не является психической болезнью [11].
Неизведанное будущее ставит каждого индивида перед выбором поступка, который он сам должен совершить. Согласно Сартру, это означает, что человек заброшен всеми, не имеет никакой поддержки и помощи. «Заброшенность предполагает, - пишет Сартр, - что
мы сами выбираем наше бытие. .. .мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие» [9: с. 331]. Следовательно, экзистенция человека не есть пассивность, меланхолия, но действие по принципу «Я выбираю», «Я, осмысливая свои чувства, формирую свое сознание».
Результат выбора поступка, осмысления чувств проявляется в действиях как внешняя форма проявления экзистенции индивида. Поэтому одним из методов исследования экзистенции является феноменология [12; 13; 14].
Другой источник экзистенциальности субъекта - это противоречия, неприятие между ним и «другими», непонимание, постоянно возникающие в процессе всего периода и во всех этапах социализации индивида. Как писал А. Камю, «судя по всему, другой человек всегда остается для нас непознанным, в нем всегда есть нечто не сводимое к нашему познанию, ускользающее от него» [4: р.228].
Диалектика образования экзистенции
Экзистенциальный мир человека начинает формироваться в детстве, когда он еще ребенком делает первые самостоятельные шаги в мир «чужих». Начальная форма экзистенции первоначально выступает чаще всего как страх перед «чужим» миром, как покинутость, одиночество. Рождающаяся экзистенция касается развития личности в ее детстве, которая представляет, как точно определил Е. М. Деробертис, «экзистенциально-гуманистическую теорию саморазвития» [15: р.3; 24].
Феноменология экзистенции, в ее гегелевском понимании, первоначально получает свое отражение в художественной литературе. Художественно-литературный способ исследования внутреннего морально-психологического мира личности оказался, как показали в своих исследованиях Дж. Малпас (16], Мариани [17, Н. Бонецкая [18], В. Варава [19], наиболее адекватной, феноменологической и психологической формами выражения и эволюции экзистенциализма. Действительно, внутренний мир человека страдающего, ищущего смысл своего существования в море жизненных противоречий, получил адекватное отражение в художественных произведениях Ф. М. Достоевского, Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Гамсуна, С. Беккета, Дж. Сэлинджера, А. Платонова, Ч. Айтматова и других.
Исследование рождения экзистенции у ребенка имеет три направления: литературное, психологическое и философское. Философское основание психики экзистенциального сформировал еще Сартр в своем фундаментальном произведении «Бытие и ничто» [3: с.561-578]. Современными исследователями особенности детской экзистенциальной психологии являются В. Франкл [20], Е. М. Деробертс [15; 21; 22; 23], М. Рэтклиф, М. Брум [24], М. Х. Иммордино [25] и др.
Художественно-литературное исследование формирования экзистенции подростка мы встречаем в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Платонова, Ч. Айтматова, у современного писателя и философа В. Варавы. Одним из ярких примеров художественного раскрытия пробуждения экзистенции у ребенка является рассказ А. Платонова «Еще мама».
В рассказе семилетний мальчик Артем не очень-то хочет идти в школу. Его страх входить в «мир чужих» проявляется как переживание за маму, которая будет скучать по нему. В действительности же у него страх, что мама его забудет: «А ты по мне дома не скучай!» - говорит он маме. Когда мама соглашается, в реакции мальчика заметно его беспокойство, внутренняя тревога. «Нет, ты немножко скучай, - говорит он маме. - Так лучше тебе будет, а то что!».
Детская пробуждающаяся экзистенция у мальчика Артема А. Платоновым передается как боязнь ребенка потерять маму и остаться одиноким, беззащитным. «А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!» Весь урок он сидел в тревоге
и думал о матери как главной опоре в жизни: «А жива ли она?».
В этом рассказе А. Платонова очень важно влияние школьной учительницы на рождающуюся экзистенцию ребенка. Она учит ребенка писать слово «мама». Артем спрашивает:
- А это про мою маму?
- Про твою, - отвечает учительница. Когда мальчик испугался быка проходящего мимо школы стада, между учительницей и Артемом проходит такой диалог, отражающий позитивное изменение экзистенции ребенка:
-Я прогоню быка.
Артем не поверил.
- Да. А ты не мама!
- Мама!.. Сейчас я тебе мама!
- Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут.
- Я еще. Я тебе еще мама!
После этой сцены изменяется отношение Артема к учительнице, к школе. На другое утро он спозаранку собирался в школу, где его ждет и по нему скучает «еще мама» [26: с. 234-240]. Таким образом, начальный этап экзистенции ребенка формируется как позитив-
Исходя из рассказов о детях А. Платонова «Еще мама» «Корова», «Уля», можем делать вывод о том, что школьный учитель, преподаватель университета, прежде, чем дать компетенции, знания, должен быть «еще мамой» или «еще отцом», братом или сестрой; педагог своей добротой, чуткостью, заботой может способствовать формированию у обучающегося психологии экзистенции позитивной направленности.
Экзистенция индивида как проблема сферы образования
Углубление противоречий современного этапа глобализации и еще не сформировавшаяся культура частного предпринимательства в России, кризис западной формы либерализма и негативные последствия широкой цифровизации способствуют формированию у подрастающего поколения негативного пласта экзистенции, и ее углубление у взрослых людей, двойственное влияние на образовательный процесс.
К тому же под влиянием идеологии рыночной экономики и неолиберализма постепенно основной целью образования становится подготовка рабочей силы [27]. Выпускник становится «товаром» для рынка труда. Если учесть, что многие специальности быстро устаревают, то вчерашний выпускник-специалист становится представителем прекариата. Его экзистенциальный мир изначально формируется с зачатками тревоги, неопределенности за свое будущее. Как пишет М.С. Рюмина, «неопределенность ценностных и идейных ориентаций заставляет человека переживать ту или иную форму деятельности как бессмысленную» [1: р. 306; 25]. В результате такого «рыночного подхода» к образованию, одна из важнейших задач системы образования - формирование человека с богатой духовной культурой, прогрессивным мировоззрением и готового бороться с несправедливостью, жизненными проблемами, уходит далеко на задний план [28].
В такой не простой социально-психологической ситуации перед образовательной системой стоит не легкая философская задача - найти способы объединения в единую систему всех форм и аспектов экзистенциальности индивида на основе обнаружения смысла в бессмысленном, надежду в безнадёжном. Вслед за Марино Гордоном можно попытаться выявить способы переориентировать темные материи экзистенции на служение саморазвитию, результатом которой было бы определение светлого горизонта своей жизни [18].
Решение задачи видится в «Сизифовом труде», в его упорстве как новой парадигмы в понимании экзистенции человека. Отношение мифического персонажа Сизифа к исполнению своего наказания - бессмысленного катания камня на гору - можно рассматривать как
его попытку преодоления бессмысленности своего труда, как сохранение надежды в безнадежном деле, следовательно, как героизм [2]. Понимая, что камень все равно покатится вниз, Сизиф опять берется за свое дело. Человек, говоря словами А. Камю, в противоречиях, абсурдности условий своей жизни черпает «поводы для веры и надежды в той безнадежности, когда жизнь предстает как пугающая азбука смерти» [5: с.404]. Каждый индивид должен понимать, что у него есть свой камень, своя Сизифова гора, и он должен готовить свою экзистенцию к «Сизифову труду».
Другой парадигмой, как «гуманистическая экзистенция», может выступать выбор Иисусом несение креста на Голгофу, его готовность на распятие ради спасения человечества как форма борьбы с негативными силами экзистенции. Сын божий страшится смерти и страдает как человек, но он понимает, что своими страданиями, человеческой смертью он искупает грехи человечества. Иисус как Бог Сын мог ограничиться своими проповедями, т.е. рациональным способом поставить человечество на Путь Истины. Но он выбирает и иррациональный путь - через свои страдания, терпение и веру в правоту решения Бога Отца заслуживает Воскресение.
Формирование понимания, что жизнь каждого человека - это «Сизифов труд», и у каждого индивида есть своя Голгофа, восходя на которую возможно заслужить экзистенциальное воскресение - один из немаловажных способов уменьшения доли негативной экзистенции в душе индивида, одна из задач системы образования в формировании позитивной экзистенции, один из способов устранения «процесса обессмысливания образования».
Литература
1. Рюмина, M. С. Экзистенциальный кризис образования в современном обществе и перспективы его преодоления: монография / М. С. Рюмина. - Москва : Science, 2016.
2. Makhamatov, T. M. In Search of Existence: Chingiz Aitmatov's Philosophy of man / T. M. Makhamatov, R. I. Polyakova, L. A. Balandina, N. M. Malyugina, E. V. Ganina. - Revista Inclusiones, V.7 - Julio/Septiembre. (2020). Pp. 365-374.
3. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - Пер. с фр. - Москва : Республика, 2004.
4. Камю, А. Сочинения / А. Камю. - Пер. с франц. - М.: Издательство политической литературы, 1990.
5. Gordon, M. The existentialist's survival guide: how to live truly in an inauthentic age / M. Gordon. -Harper ^llms Publisher, 2018.
6. Hanscomb, S. Contemporary Existentialist Tendencies in Psychology. - In: Ashworth P.D., Chung M.C. (eds) Phenomenology and Psychological Science. - History and Philosophy of Psychology. - Springer, NY., USA. - 2006. - Рр. 169-196.
7. Варава, В. В. Новые формы экзистенции в произведениях Ч. Айтматова / В. В. Варава, Т. М. Махаматов // Философия и общество. - 2021. - № 3 (100). - С. 143-155.
8. Damasio, Antonio R. The Feeling of What Happens: Body and Emotion in the Making of Consciousness. - A Harvest Book, Harcourt, Inc., Orlando, Austin NY, USA. - 2000.
9. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
10. Hanscomb, Stuart Roy. Anxiety's ambiguity: an investigation into the meaning of anxiety in existentialist philosophy and literature, Durham theses, Durham University. - Available at Durham E-Theses Online, 1997: http://etheses.dur.ac.uk/4992/
11. Ratcliffe, M. & Broome M. Existential phenomenology, psychiatric illness, and the death of possibilities. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy)by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press, 2012. - Pp. 361-382.
12. Joseph, F. & Reynolds, J. Existentialism, phenomenology and philosophical method. In Joseph, Felicity, Reynolds, Jack and Woodward, Ashley (ed), The continuum companion to existentialism, Continuum International Publishing Group, London, England, 2011a. - Pp.15-35.
13. Reynolds? J. & Stokes P. Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person. Cambridge Companion to Philosophical Methodology. Ed. G D'Oro and S. Overgaard. Publisher Cambridge University Press, 2017. - Pp. 344-365
14. Roy, Manas. Phenomenological Existentialism. The Royal Institute of Philosophy, Think 24, Vol. 9, Spring, 2010. - Pp. 51-63.
15. DeRobertis, E.M. The Whole Child: Selected Papers on Existential Humanistic Child Psychology. Create Space Publishing, 7290 B. Investment Drive Charleston, SC 29418, USA, 2012.
16. Malpas, J. Existentialism as literature. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy)by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press, 2012. -Pp. 291-321.
17. Mariani, A. New Existentialism: The literary inetto as a Reemerging Prototype in Twenty-First Century Cinema. Journal of Literature and Art studies, May, Vol. 6, No 5, 2016. - Pp. 1-12.
18. Бонецкая, Н. К. Русский экзистенциализм / Н.К. Бонецкая. - Санкт-Петербург : Алтейя, 2021.
19. Варава, В. В. Седьмой день Сизифа: Эссе о смысле человеческого существования / В. В. Ва-рава. - Москва : Родина, 2020.
20. Francl, V. Psychotherapy and Existentializm. New York: Washington Square Pres, 1967.
21. DeRobertis, E. M. Deriving a third force approach to child development from the works of Alfred Adler. Journal of Humanistic Psychology, 51, 2011. - Pp. 492-515.
22. DeRobertis, E. M. Prolegomena to a Thomistic Child Psychology. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology, 31, 2011b. - Pp.151-164.
23. DeRobertis, E. M. William Stern: Forerunner of Human Science Child Developmental Thought. Journal of Phenomenological Psychology, 42, 2011c. - Pp. 157-173.
24. Ratcliffe, M. & Broome M. Existential phenomenology, psychiatric illness, and the death of possibilities. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy)by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press, 2012. - Pp. 361-382.
25. Immordino, Mary Helen. Emotions, Learning, and the Brain: Exploring the Educational Implications of Affective Neuroscience (The Norton Series on the Social Neuroscience of Education). W.W. Norton&Company, NY., USA, 2016.
26. Платонов, А. П. Еще мама / А. П. Платонов // Собрание сочинений в 3-х т. - Т.3. - Москва: Советская Россия, 1985. - С. 234-240.
27. Махаматова, С. Т. Либертарианство как продолжение ценностного слома. Взгляд из России / С. Т. Махаматова // Гуманитарные науки. - Вестник Финансового университета. - Т. 11. - № 4. -2021. - С. 30-36.
28. Makhamatov, T. M. Vysshee obrazovanie: sfera uslug ili novaya otrasl ehkonomiki? / T. M. Makhamatov, S. T. Makhamatova // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya: Ehkonomika i upravlenie. - 2021. - № 3 (55). - S. 166-178.
References
1. Ryumina M.S. (2016). Ehkzistencialnyj krizis obrazovaniya v sovremennom obshchestve i perspektivy ego preodoleniya. Monografiya. M.: Science
2. Makhamatov T. M., Polyakova R.I., Balandina L.A., Malyugina N.M., Ganina E.V. (2020). In Search of Existence: Chingiz Aitmatov's Philosophy of man. Revista Inclusiones, V.7 - Julio/Septiembre. Pp. 365374.
3. Sartr ZH.-P. (2004). Bytie i nichto: opyt fenomenologicheskoj ontologii. - Per. s fr. - M.: Respublika, 2004.
4. Kamyu, A. (1990). Sochineniya. / per. s franc. - M.: Izdatelstvo politicheskoj literatury.
5. Gordon, M. The existentialist's survival guide: how to live truly in an inauthentic age. Harper ^llins Publisher, 2018.
6. Hanscomb S. (2006), Contemporary Existentialist Tendencies in Psychology. In: Ashworth P.D., Chung M.C. (eds) Phenomenology and Psychological Science. History and Philosophy of Psychology. Springer, NY., USA. Рр. 169-196.
7. Varava V.V., Makhamatov T.M. Novye formy ehkzistencii v proizvedeniyakh CH. Ajtmatova // Filosofiya i obshchestvo. 2021. № 3 (100). S. 143-155.
8. Damasio, Antonio R. (2000). The Feeling of What Happens: Body and Emotion in the Making of Consciousness. A Harvest Book, Harcourt, Inc., Orlando, Austin NY., USA.
9. Sartr ZH.-P. (1989). Ehkzistencializm - ehto gumanizm. /Sumerki bogov. - M.: Politizdat, s. 319-344.
10. Hanscomb, Stuart Roy (1997) Anxiety's ambiguity: an investigation into the meaning of anxiety in existentialist philosophy and literature, Durham theses, Durham University. Available at Durham E-Theses Online: http://etheses.dur.ac.uk/4992/
11. Ratcliffe, M. & Broome (2012). M. Existential phenomenology, psychiatric illness, and the death of possibilities. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy)by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 361-382/
12. Joseph, F. & Reynolds, J. (2011), Existentialism, phenomenology and philosophical method. In Joseph, Felicity, Reynolds, Jack and Woodward, Ashley (ed), The continuum companion to existentialism, Continuum International Publishing Group, London, England, pp.15-35.
13. Reynolds J. & Stokes P. (2017). Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person. Cambridge Companion to Philosophical Methodology. Ed. G D'Oro and S. Overgaard. Publisher Cambridge University Press. Pp. 344-365
14. Roy, Manas. (2010)/ Phenomenological Existentialism. The Royal Institute of Philosophy, Think 24, Vol. 9, Spring, pp.51-63.
15. DeRobertis, E.M. (2012). The Whole Child: Selected Papers on Existential Humanistic Child Psychology. Create Space Publishing, 7290 B. Investment Drive Charleston, SC 29418, USA.
16. Malpas J. (2012). Existentialism as literature. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy)by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 291-321
17. Mariani, A. [2016]. New Existentialism: The literary inetto as a Reemerging Prototype in Twenty-First Century Cinema. Journal of Literature and Art studies, May, Vol. 6, No 5, pp. 1-12.
18. Boneckaya N.K. Russkij ehkzistencializm. - SPb.: Altejya, 2021.
19. Varava V.V. Sedmoj den Sizifa: Ehsse o smysle chelovecheskogo sushchestvovaniya. - M.: Rodina, 2020
20. Francl, V. (1967). Psychotherapy and Existentializm. New York: Washington Square Press.
21. DeRobertis, E. M. (2011a). Deriving a third force approach to child development from the works of Alfred Adler. Journal of Humanistic Psychology, 51, 492-515.
22. DeRobertis, E. M. (2011b). Prolegomena to a Thomistic Child Psychology. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology, 31, 151-164.
23. DeRobertis, E. M. (2011c). William Stern: Forerunner of Human Science Child Developmental Thought. Journal of Phenomenological Psychology, 42, 157-173.
24. Ratcliffe, M. & Broome (2012). M. Existential phenomenology, psychiatric illness, and the death of possibilities. In: The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy)by Steven Crowell (Editor) Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 361-382.
25. Immordino, Mary Helen (2016). Emotions, Learning, and the Brain: Exploring the Educational Implications of Affective Neuroscience (The Norton Series on the Social Neuroscience of Education). W.W. Norton&Company, NY., USA
26. Platonov A.P. Eshche mama. //Sobranie sochinenij v 3-kh t. T.3. - M.: Sov. Rossiya, 1985. S. 234240.
27. Makhamatova S.T. Libertarianstvo kak prodolzhenie cennostnogo sloma. Vzglyad iz Rossii // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. T. 11, №4, 2021. S. 30-36.
28. Makhamatov T.M., Makhamatova S.T. Vysshee obrazovanie: sfera uslug ili novaya otrasl ehkonomiki? // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika i upravlenie. 2021. № 3 (55). S. 166-178.
^■HSr^ir