Научная статья на тему 'Экзистенциально-феноменологическая аналитика проблемы «Другого» в современной философии'

Экзистенциально-феноменологическая аналитика проблемы «Другого» в современной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ДИАЛОГ / ДРУГОЙ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / EXISTENTIAL PHILOSOPHY / PHENOMENOLOGY / DIALOGUE / OTHER / INTERSUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Статья посвящена проблеме Другого в современной философии с позиции экзистенциально-феноменологического анализа. Основные положения феноменологии Э. Гуссерля в описании феноменологического понимания Другого и его роли в формировании образа жизненного мира человека лежат в основе современных философских воззрений на проблему Другого в философии. Показано, что философское исследование интерсубъективности бытия опирается на принципы диалогизма и философию экзистенциализма, в которой Другой выступает как Иная экзистенция. С этих позиций Другой у М.М. Бахтина понимается как субъект диалогических отношений, как средство самопонимания и миропонимания субъекта, а диалог выступает как способ экзистенции человека. Противопоставление с Другим у М. Хайдеггера определяют отношения с ним как чуждые и неподлинные, как выбор между подлинностью и неподлинностью собственного существования. Показано, что проблема Другого как иной субъективности может быть раскрыта из анализа трансперсонального характера опыта присутствия. Факт присутствия Другого в качестве инобытия ведет к эмоциональному отождествлению с ним и меняет картину мира субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL-PHENOMENOLOGICAL ANALYTICS OF THE “OTHER” PROBLEM IN MODERN PHILOSOPHY

The article is devoted to the problem of the Other in modern philosophy from the perspective of an existential-phenomenological analysis. The main principles of the phenomenology of E. Husserl in the description of the phenomenological understanding of the Other and his role in shaping the image of the human life world are the basis of modern philosophical views on the Other's problem in philosophy. It is shown that a philosophical study of the intersubjectivity of being is based on the principles of dialogueism and the philosophy of existentialism, in which the Other acts as a Different Existence. From these positions, the other is at M.M. Bakhtin is understood as a subject of dialogical relations, as a means of self-understanding and understanding of the subject, and dialogue acts as a way of human existence. Opposition with the Other by M. Heidegger defines relations with him as alien and non-authentic, as a choice between the authenticity and non-authenticity of one's own existence. It is shown that the problem of the Other as a different subjectivity can be revealed from the analysis of the transpersonal nature of the experience of presence. The fact of the presence of the Other as another leads to emotional identification with him and changes the picture of the subject's world.

Текст научной работы на тему «Экзистенциально-феноменологическая аналитика проблемы «Другого» в современной философии»

Экзистенциально-феноменологическая аналитика проблемы «Другого» в современной философии

Руденко Андрей Викторович,

председатель правления Региональный общественный фонд поддержки социальных программ и помощи малоимущим «БЛАГОВЕСТ» E-mail: 9215669@mail.ru

Статья посвящена проблеме Другого в современной философии с позиции экзистенциально-феноменологического анализа. Основные положения феноменологии Э. Гуссерля в описании феноменологического понимания Другого и его роли в формировании образа жизненного мира человека лежат в основе современных философских воззрений на проблему Другого в философии. Показано, что философское исследование интерсубъективности бытия опирается на принципы диалогизма и философию экзистенциализма, в которой Другой выступает как Иная экзистенция. С этих позиций Другой у М.М. Бахтина понимается как субъект диалогических отношений, как средство самопонимания и миропонимания субъекта, а диалог выступает как способ экзистенции человека. Противопоставление с Другим у М. Хайдеггера определяют отношения с ним как чуждые и неподлинные, как выбор между подлинностью и неподлинностью собственного существования. Показано, что проблема Другого как иной субъективности может быть раскрыта из анализа трансперсонального характера опыта присутствия. Факт присутствия Другого в качестве инобытия ведет к эмоциональному отождествлению с ним и меняет картину мира субъекта.

Ключевые слова: экзистенциальная философия, феноменология, диалог, Другой, интерсубъективность.

е

CJ

см со

Проблема Другого с позиции экзистенциально-феноменологического подхода, которая исследуется в контексте осмысления феноменологии целостного бытия человека, бытия друг-с-другом, не теряет своей актуальности в современной философии. Экзистенциально-феноменологические принципы онтологии позволяют представить весь круг проблем, связанных с бытием человека, с проблематикой жизненного мира, социального взаимодействия, с со-бытием Другого [4].

Современная философия в понимании «Другого» опирается на основные положения философского осмысления данной проблемы в концепции Э. Гуссерля с помощью феноменологического описания интерсубъективности, феноменологического понимания Другого и его решающей роли в формировании образа жизненного мира человека. Э. Гуссерль пишет: «другой указывает на меня самого; другой есть мое собственное отражение, и в то же время не является таковым, это - мой собственный аналог, и, опять-таки, аналог не в обычном смысле слова» [2, с. 190]. И далее: «я познаю в опыте мир вместе с сущими в нем другими... как чужой по отношению ко мне, интерсубъективный мир, существующий для каждого и доступный для каждого в своих объектах» [2, с. 186]. При этом «конституируется некое ego не как «Я сам», но как ego, отражающееся в моем собственном Я, в моей монаде. Однако это второе ego не просто наличествует, данное для нас как оно само, - оно конституировано как alter ego, причем упомянутым в этом выражении ego являюсь Я сам в своей собственной сфере» [2, с. 190].

В свою очередь, исследование интерсубъективности бытия опирается на принципы диалогиз-ма и философию экзистенциализма, исходящих из интерсубъективности человеческой экзистенции. С этой позиции Другой понимается как субъект диалогических отношений, как средство самопонимания и миропонимания субъекта. В диалогической философии М.М. Бахтина бытие человека означает диалог, «один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия» [1, с. 294]. В философских воззрениях М.М. Бахтина диалог выступает как способ экзистенции человека, как фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория, двойственно-двуединая феноменология, которого заключается в «нераздельности-неслиянности» Я и Другого.

Основные идеи экзистенциализма акцентируют внимание на экзистенциальной сущности человека, в соответствии с которой Другой выделяется в качестве Иного, обладающего иной экзистенци-

ей. Общим для экзистенциализма является различение истинного и неистинного существования человека, экзистенциальное обеспечение связей и отношений мира, ситуаций, исторических событий, осознание им своей участности в бытии, признание своей конечности, хрупкости, свободы и ответственности, которые сопряжены с ощущением «тревоги», «страха», «заботы». Однако, в понимании смысла путей достижения экзистенции взгляды экзистенциалистов радикально расходятся [4].

По мнению Ж.-П. Сартра, «чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, так же, впрочем, как и для моего самопознания» [8, с. 336]. С этой позиции человек как субъект самопознания обретает собственную экзистенцию через постоянный диалог с Другим как с иной экзистенцией. Ж.-П. Сартр рассматривает изначальный смысл бытия-для-другого как конфликт, акцентируя внимание на невозможности существования автономого субъекта вне поля интерсубъективности, поскольку только при столкновении с Другим субъект может отделить себя и, соответственно, Другого от всего остального мира, придать особый статус собственному существованию. Через отстранение от мира субъект обозначает собственное присутствие, выраженное в личностном переживании индивидуального бытия, Другого, реальности [7].

Отношения с Другим в философии М. Хайде-ггера определяются как чуждые и неподлинные. Жизненный мир человека философ истолковывал как личностное существование (экзистенция, Dasein). Феномен со-бытия с Другим отражается в выборе между подлинностью и неподлинностью собственного существования. Быть подлинным означает быть самим собой, в неподлинном модусе субъект экзистирует не как он сам, а как Другой. Бытие человека, согласно М. Хайдеггеру, выступает как бытия среди других - повседневность, обыденность, и бытие-с-другими, которое может быть неподлинным. Человек в таком модусе бытия осмысливается как нечто безличное, как отчужденный человек повседневности. Самость человека противится растворению в анонимности, стремится к осуществлению в совместном быти-и-с-другими, поскольку может проявляться только в понимании отличия от Другого. Поэтому отношение с Другим, а точнее противопоставление Другому, у М. Хайдеггера является важным моментом подлинного бытия человека [9].

Экзистенциально-фенологическое направление философской мысли раскрывает возникновение бытия субъекта, когда осуществляется переход от Я к Другому, когда исчезает субъект-объектное деление мира, субъект-объектное отношение к миру, а, следовательно, объектность преодолевается движением от первоначального одиночества (трансцендентальная субъективность) к существенной связи, в которой Другой обнаруживается не посредством знания, а из самой этой связи как феномена повседневности [8].

Проблема Другого как иной субъективности может быть раскрыта из анализа трансперсонального характера опыта присутствия. Взаимодействие субъекта и Другого является выходящим за пределы одностороннего интенционального акта. Как пишет Н.В. Мотрошилова, «чувственные переживания (die sinnliche Gefühle) тут образуют постоянный фон (Hintergrund), в развитом сознании они отнесены к телесности и находятся в состоянии постоянного возбуждения или возбудимости» [6, с. 342]. Восприятие телесности Другого осуществляется через феномен присутствия. Как пишет Н.Н. Карпицкий, «это обнаружение присутствия -не интеллектуальный акт, а первичный опыт трансперсонального переживания». ... в интуиции присутствия я могу сопереживать и сочувствовать Другому» [3, с. 46]. И далее: «Присутствие Другого открывается в таком сопереживании, которое наполняет новыми эмоциями, мыслями, приводит к новому видению окружающего и новому переживанию потока ситуаций» [3, с. 111]. Факт присутствия Другого в качестве инобытия меняет картину мира субъекта. Как пишет М.К. Мамар-дашвили: «Если ты не готов расстаться с самим собой, самым большим для себя возлюбленным, то ничего не произойдет» [5, с. 17]. В противоположность этому, согласно Н.Н. Карпицкому, «непосредственное восприятие внутреннего феноменального мира Другого ведет к эмоциональному отождествлению с ним, заставляет пережить как свое собственное эмоционально-значимостное мировосприятие Другого» [3, с. 181]. С другой стороны, Ж.-П. Сартр говорит: «Фактичность, призванная стать содержательным пределом для Другого (в моем требовании быть им любимым) и долженствующая в конечном итоге оказаться его собственной фактичностью, - это моя фактичность. Именно в той мере, в какой я являюсь объектом, начинающим существовать в глазах Другого, я должен быть пределом, присущим самой его трансцендентности, - так, чтобы Другой, восходя к бытию, придал и мне бытие непревос-ходимого абсолюта, не в качестве уничтожающего для-себя-бытия, но в качестве бытия-для-другого-посреди-мира» [7, с. 213]. Согласно Ж.-П. Сартру, свободное признание автономности и зависимости субъекта и Другого является необходимым в человеческом бытии в мире: «Я предлагаю себя как непревосходимую величину. Это мое предложение не стоит на собственных ногах, оно обязательно требует вклада со стороны другого, оно не может приобрести значимость факта без согласия свободы другого, которая должна сама пленить себя, признав себя как бы ничем перед лицом полноты моего абсолютного бытия» [7, с. 219]. Другой становится причиной экзистеции, ради кого она существует. Субъект только тогда способен реализовать свою экзистенцию, когда Другой выступает в качестве субъекта, самоценного в своем существовании. Именно субъективность Другого детерминирует возможность отношения с ним. Согласно Н.Н. Карпицкому, «в каждой мысли о Дру-

сз о

о Л о

о сз о в

гом потенциально присутствует мышление самого Другого, так же как и в каждом переживании о Другом потенциально содержится переживание самого Другого. Благодаря этому становится возможным непосредственное восприятие содержания переживаемого мира Другого, которое вычленяется из трансцендентального предчувствия, носящего трансперсональный характер» [3, с. 58].

Такимобразом,предпосылкойэкзистенциально-феноменологического анализа является восприятие себя самого и Другого в качестве жизненного единства, в котором Другой, будучи объектом интенций сознания субъекта, превращается в трансцендентальный феномен. Проблема Другого в современной философии решается в контексте интеграции феноменологического понимания Другого, благодаря которому возможен дискурс о Другом, с представлениями экзистенциальной философии, в которой утверждается значение Другого для обретения экзистенции человеческого бытия.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия,1979. - 320 с.

2. Гуссерль Э. Картезианские размышления. -Санкт-Петербург: Наука: Ювента, 1998. - 315 с.

3. Карпицкий Н.Н. Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности: дис. ... доктора философских наук. -Томск, 2004. - 295 с.

4. Королев А.В. Личностное бытие: экзистенциально-феноменологический анализ: дис. ... кандидата философских наук. -Иваново, 2008. - 204 с.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 14-26.

6. Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. - М.: Феноменология-Герменевтика, 2003. - 716 с.

7. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. -С.207-228.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. -С.319-344.

9. Хайдеггер М. Бытие и время /Перевод с немецкого В.В. Бибихина. - М.: Академический Проект, 2013. - 460 с.

EXISTENTIAL-PHENOMENOLOGICAL ANALYTICS OF THE "OTHER" PROBLEM IN MODERN PHILOSOPHY

Rudenko A.V.

Regional Public Fund for Supporting Social Programs and Assistance to the Poor "BLAGOVEST"

The article is devoted to the problem of the Other in modern philosophy from the perspective of an existential-phenomenological analysis. The main principles of the phenomenology of E. Husserl in the description of the phenomenological understanding of the Other and his role in shaping the image of the human life world are the basis of modern philosophical views on the Other's problem in philosophy. It is shown that a philosophical study of the intersubjectivity of being is based on the principles of dialogueism and the philosophy of existentialism, in which the Other acts as a Different Existence. From these positions, the other is at M.M. Bakhtin is understood as a subject of dialogical relations, as a means of self-understanding and understanding of the subject, and dialogue acts as a way of human existence. Opposition with the Other by M. Heidegger defines relations with him as alien and non-authentic, as a choice between the authenticity and non-authenticity of one's own existence. It is shown that the problem of the Other as a different subjectivity can be revealed from the analysis of the transpersonal nature of the experience of presence. The fact of the presence of the Other as another leads to emotional identification with him and changes the picture of the subject's world.

Keywords: existential philosophy, phenomenology, dialogue, Other, intersubjectivity.

References

1. Bakhtin M.M. Problems of poetics of Dostoevsky. - M.: Soviet Russia, 1979. - 320 p.

2. Husserl E. Cartesian reflections. - St. Petersburg: Science: Ju-venta, 1998. - 315 p.

3. Karpitsky N.N. Transcendental apprehension as a phenomenon of human subjectivity: dis. ... doctors of philosophy. - Tomsk, 2004. - 295 p.

4. Korolev A.V. Personal being: an existential-phenomenological analysis: dis. ... candidate of philosophical sciences. - Ivanovo, 2008. - 204 p.

5. Mamardashvili M.K. As I understand the philosophy. - M.: Progress, 1990. - P. 14-26.

6. Motroshilova N.V. «Ideas I» by Edmund Husserl as an introduction to phenomenology. - M.: Phenomenology-Hermeneutics, 2003. - 716 p.

7. Sartre J.-P. The primary attitude to another: love, language, masochism // The problem of man in Western philosophy. - M.: Progress, 1988. - P. 207-228.

8. Sartre J.-P. Existentialism is Humanism // Twilight of the Gods. M.: Politizdat, 1989. - P. 319-344.

9. Heidegger M. Being and Time / Translation from German by V.V. Bibikhina. - M.: Academic Project, 2013. - 460 p.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.