Научная статья на тему 'Диалектика детства в технологизированном социуме: аксиологический аспект'

Диалектика детства в технологизированном социуме: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА / ДИАЛЕКТИКА ДЕТСТВА / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ДЕТСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / МЕТАМОРФОЗЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ И МИРА ДЕТСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРА ДЕТСТВА / DEVELOPMENT DIALECTICS / CHILDHOOD DIALECTICS / THE CHILDHOOD AND SOCIAL INSTITUTES IN A TECHNOLOGICAL SOCIETY / METAMORPHOSES OF SOCIAL INSTITUTES AND THE CHILDHOOD WORLD / GLOBALISATION OF THE WORLD OF THE CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шалаева Светлана Леонидовна

Исследуется феномен детства в технологизированном социуме. Главный метод исследования -диалектическая идея развития и связанная с ней специфика взаимоотношений мира взрослых и мира детства, превращенных форм социализации мира детства в системе общества и другие. Метаморфозы детства в технологизированном социуме рассмотрены через призму глобализацонных процессов современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD DIALECTICS IN TECHNOLOGICAL SOCIETY: AKSIOLOGICHESKY ASPECT

In article the childhood phenomenon in technological society is investigated. The main method of research of a steel dialectic idea of development and the developments connected with idea specificity of mutual relations of the world of adults and the world of the childhood, the transformed forms of socialisation of the world of the childhood in system of a society and others. Childhood metamorphoses in technological society are investigated in a prism of global processes of the present.

Текст научной работы на тему «Диалектика детства в технологизированном социуме: аксиологический аспект»

Философия. Культурология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 4 (24), с. 155-160 155

УДК 101.1:3

ДИАЛЕКТИКА ДЕТСТВА В ТЕХНОЛОГИЗИРОВАННОМ СОЦИУМЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2011 г. С.Л. Шалаева

Марийский госуниверситет, Йошкар-Ола

8Уе1_0864@шаП. ги

Поступила в редакцию 27.10.2011

Исследуется феномен детства в технологизированном социуме. Главный метод исследования -диалектическая идея развития и связанная с ней специфика взаимоотношений мира взрослых и мира детства, превращенных форм социализации мира детства в системе общества и другие. Метаморфозы детства в технологизированном социуме рассмотрены через призму глобализацонных процессов современности.

Ключевые слова: диалектика, диалектика детства, технологизация детства, социальные институты, метаморфозы социальных институтов и мира детства, глобализация мира детства.

Происходящие в эпоху глобализации метаморфозы традиционных систем ценностей и общественных отношений решающим образом влияют на все сегменты общественного и личного бытия человека, в том числе на феномен детства в системе общества, которое является его генеральным социализатором. Эти процессы достаточно явно подтверждают и воплощают в себе все основные обобщения диалектического метода в философии и социально-гуманитарном знании.

Необходимо констатировать, что переживаемая человечеством эпоха глобализации - это не случайный ход событий, а некая закономерная их цепь в рамках отдельно взятого человечества на планете Земля в единстве всей его истории. Начатая западными странами в интересах своего практического развития в сфере производства и потребления, она всесторонним образом повлияла на все локальные цивилизации и культуры, сформировав своеобразное искусственное пространство совместного бытия народов и поколений, базисом и образцом которого стала западная система ценностей и организации общественной жизни народов. Реализовавшаяся на этой основе своеобразная запа-дофикация насытила пространство общемировой культуры и цивилизации стандартами и образцами западного видения человека и общества [1].

Эпоху глобализации, понимаемую как своеобразную западофикацию, мы рассматриваем как прекрасную возможность утверждения диалектики в пространстве обществознания. Это

утверждение мы и хотим рассмотреть на примере анализа феномена детства и его метаморфоз (изменений) в системе современного общества, которые воплощают в себе диалектические идеи развития как своебразного единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные и обратно, превращенных форм детства и факторов его социализации, непосредственным образом отражающих в себе диалектическое видение процессов развития общества и человека. При этом в статье не ставилась задача буквального подтверждения законов диалектики и их проявления в процессах развития детства в системе общества - главный акцент делается на обосновании присутствия духа диалектики в рассмотрении современных общественных процессов.

Современное общество стремительно меняется, в нем происходят мощные онтологические и аксиологические потрясения социокультурной среды, которые влияют на человека и на отношения людей друг с другом. В новых условиях общественного развития консервативные убеждения стремительно сменяются либеральными ценностями и идеями, базирующимися на антропологической доктрине индивидуалистского типа.

Между тем человек во все эпохи стремился утвердить себя и как личность, и как социальное существо. Эти сферы утверждения личности неразрывно связаны между собой. Именно они, взаимодействуя, обеспечивают гармоничность развития и личности, и общества.

Сегодня эта модель исторического развития делает крен в сторону индивидуализма, выросшего на почве западной культуры. Эту метаморфозу фиксируют и сами западные исследователи. Так, современный французский философ Ален де Бенуа подчеркивает, что начиная с XVIII века эта эмансипация индивида от его общественных связей стала интерпретироваться как достижение обществом «возраста взросления» в перспективе всеобщего прогресса. По его мнению, идеи либерализма, с другой стороны, проявили себя и как экономическая доктрина, стремящаяся сделать из саморегулирующегося рынка модель для всех социальных фактов. Сегодня социальная сфера также становится фактором производства и потребления, здесь все регулируется спросом и предложением, рыночной ценностью, а то, что не может быть исчислено и измерено, оставляется без внимания. Все общественные явления постепенно сводятся к «универсуму измеряемых вещей» [2].

Cегодня можно говорить о технологизации социально-гуманитарного познания и практики как проявлении системной технологизации общества во всех его сферах. Так, сегодня достаточно быстро распространяется такое направление, как хаготерапия, с точки зрения которой любовь к другому надо не только чувствовать, но и проявлять, в том числе внешне - через прикосновения, объятия, поцелуи, улыбки, поглаживания. С точки зрения хаготерапии, для гармоничных отношений в семье необходимо не менее 8 объятий в день по отношению к каждому из ее членов, тогда можно говорить о полноценной любви и гармоничных отношениях.

Изучая специфику взаимоотношений между полами, профессора Ханс-Вернер Берхоф и Эльке Рохман (Рурский университет, Германия) в своей экспериментальной работе пришли к выводу, что для гармонии во взаимоотношениях мужчины и женщины необходимо делать комплиментов в пять раз больше, чем критических замечаний. К аналогичным результатам пришли американские психологи, которые вывели формулу прочности брака. При общении супруги обмениваются положительными сигналами (улыбка, мягкие прикосновения) и отрицательными сигналами (закатывание глаз, сарказм, уход от разговоров). Для идеального общения необходимо соотношение - пять позитивных сигналов к одному негативному.

Определена длительность визуального контакта с объектом, оценивающая качество отношения к нему: если взгляд задерживается на объекте 8.2 секунды - это говорит о серьезной заинтересованности этим объектом, если визу-

альный контакт длится менее 4 секунд - заинтересованности нет.

При описании качества общения с детьми в семье подчеркивается, что если родители общаются с детьми 34 часа в неделю - это свидетельствует о полноценном, гармоничном общении, если 19 часов и менее - можно говорить о дефиците общения.

Еще совсем недавно велись бурные дискуссии по поводу уместности использования применительно к сфере образования и воспитания таких терминов, как педагогические технологии, образовательные услуги, образовательные потребности. Сегодня в нормативно-правовых документах по организации менеджмента качества образования в вузе можно встретить следующее: «продукция как результат процесса» (причем под продукцией в условиях вуза подразумеваются студенты и аспиранты), «процесс как совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы», «удовлетворенность потребителей», «услуга как результат как минимум одного действия, осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя», «дефект - невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием», «переделка -действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, с тем чтобы она соответствовала требованиям», «утилизация несоответствующей продукции» и т.д. Как мы видим, идет активная технологизация языка и подходов к описанию и пониманию человека и общественных отношений.

С нашей точки зрения, метаморфозы системы ценностей в западной истории последних веков, особенно посредством распространения западного образа мышления и поведения, под влиянием процессов глобализации в современном мире решающим образом влияют на судьбы культур и народов этого мира. Но сам Запад пришел к этим идеям через естественное историческое преодоление в своей культуре ценностей общинности и коллективизма, долгое время господствовавших в нем, раскрепостив творческую индивидуальную энергию человека, прежде всего в форме идеи частной собственности и буржуазной революции. Запад уничтожил в себе господство коллективного во имя раскрепощения индивидуальной энергии миллионов, помноженной на частный интерес, породив идеи личности, творчества и индивидуальных свобод (либерализм), без которых эта личность и творчество невозможны.

Сегодня либеральный индивидуализм и использование в оценке эффективности функцио-

нирования социальной сферы рыночной стратегии успеха свободной личности приводят к существенным и негативным изменениям в функционировании общественных институтов (семья, мораль, образование, воспитание).

Человек не может стать личностью вне социума. Качество социума, и прежде всего исповедуемая им система ценностей, формирует соответствующий ей тип личности. Этот тип личности становится субъектом мысли и действия, меняющим функционирование базовых социальных институтов, которые, в свою очередь, изменяют процесс социализации и его специфику, а также человека как продукта этой социализации - такова общая логика изменения процесса социализации в современном обществе.

Поскольку доминирующей системой ценностей в современном социуме стал либеральноиндивидуалистический тип, наряду с другими социальными институтами меняется соответствующим образом и институт семьи. Находясь на перекрестке боевых проблем социального бытия времени, испытывая на себе влияние таких характерных тенденций современности, как индивидуалистические ориентации в обществе, многовариантность свободы субъективного выбора, социокультурный плюрализм, семья меняет свою структуру и особенности функционирования, изменяя характер социализации, закладывая дисбаланс в развивающейся личности, что находит свое выражение в следующих особенностях:

- растет число разводов (распадается более 50% браков);

- в российском обществе сегодня более 30% неполных семей;

- увеличивается количество незарегистрированных браков. По статистике, незарегистрированным в России является каждый второй-третий брак в возрасте до 20 лет, каждый пятый - в возрасте до 24-х. Среди тех, кто старше 25 лет, -каждый десятый не намерен регистрировать свой брак. 80% таких браков распадается [3];

- около половины российских женщин рожают своего первого ребенка не вовремя. А.П. Милованов (2006), доктор медицинских наук, член-корреспондент РАЕН, зав. лабораторией патологии женской репродуктивной системы ГУ НИИ АМН России подчеркивает: «Сейчас среди женщин репродуктивного возраста сложилась парадоксальная ситуация. Возникли своего рода два полюса: рожают либо до наступления необходимой зрелости, либо на границе репродуктивного возраста. В 20 лет женщина либо учится, либо ищет работу. Семью и более или менее устойчивое положение

женщина обретает к 25-26 годам. К этому времени у большинства за спиной оказываются 2-3 аборта, а то и более... Из 40 миллионов женщин репродуктивного возраста бесплодны более 6 миллионов, то есть каждая пятая женщина не способна стать матерью» [4, с. 5];

- растет бездетность семьи - по объективным причинам, в связи с ухудшением репродуктивного здоровья населения (сегодня в России 15% семейных пар, то есть 5 миллионов семей, бесплодные) [5], а также по субъективным, когда пара делает сознательный выбор в пользу бездетности и подводит под это глобальную теоретическую базу (течение ^^6^);

- сокращается число детей в семьях. Половина семей в стране не имеет детей, 34% -имеют одного ребенка,15% - двоих детей [6]. По мнению специалистов, появление ребенка в семье автоматически понижает ее материальный статус. В нашей стране каждая вторая семья с одним ребенком живет ниже прожиточного минимума, среди семей с двумя детьми таких уже 65%,с тремя - 85% [7]. Происходящий сегодня мировой финансовый кризис наверняка увеличит эти цифры;

- резким изменениям подвергается процесс общения родителей и детей. И здесь тоже видны два полюса, - с одной стороны, недостаток внимания, равнодушие, приводящие к депривации, с другой - нарастающая волна насилия. По данным Генпрокуратуры, в России ежегодно от рук родителей погибают до двух с половиной тысяч детей [8]. Особые грани этой проблемы можно зафиксировать в современном западном обществе. Здесь особо обращает на себя внимание политика двойных стандартов, развитая в американском обществе, в отношении контроля и наказания преступлений родителей против приемных детей, например детей из России и стран третьего мира. Усыновленный ребенок все чаще рассматривается приемными родителями в качестве семейной игрушки, средства государственных субсидий и подъема своего статуса в обществе.

Даже психологическое насилие, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями и чувствами в угоду ожиданиям или страхам родителей, известный психолог Дж. Боулби называет «патогенным родительским воспитанием» и подчеркивает, что мир для таких детей становится двусмысленным, неопределенным и всегда опасным, а ребенок, обойденный вниманием родителей, постоянно ищет острых ощущений. Не отсюда ли нарастающий вал интереса современной молодежи к экстремальным видам развлечений - дайвинг, рафтинг, параса-

линг, параглайдинг, геокэшинг (поиски кладов), уличные или ночные гонки, паркур и др.? Очевидно, именно поэтому линейка туристических предложений включает в себя услугу «Активный, экстремальный отдых», пользующуюся сегодня немалой популярностью.

Случаи прямого насилия заставляют ребенка либо жить в ожидании очередного насилия, становясь жертвой и провоцируя на агрессивность по отношению к нему, либо в самом ребенке накапливается внутреннее напряжение, озлобленность, грубость и уже собственная агрессивность. И возникает то, что специалисты называют «кольцом насилия»...Не здесь ли истоки роста моды на хеппи-слэппинг (видеосъемок избиения сверстников и размещения их в Интернете) и растущая преступность в детской среде? По данным министра внутренних дел Рашида Нургалиева, за 11 месяцев 2006 года в России совершили преступления 135 тысяч несовершеннолетних, тем самым подводя нас к выводу: каждый десятый преступник в России - подросток [9].

Выделенные нами причины объясняют изменяющиеся взаимоотношения Мира взрослых и Мира детей и указывают на наличие и отчасти причинную обусловленность взаимоотчужде-ния детей и родителей, четкого разделения пространства взрослых и детей.

Либерализация отношений взрослых и детей, а также идеи детоцентризма, широко распространившиеся в XX веке, ослабили контакты между поколениями, возвели Детство и его черты на пьедестал референтности. Психологи заговорили о синдроме Питера Пена у взрослых людей, а в Мире Взрослых распространяется Эйджизм как социальная установка на высокую оценку молодости, моду «быть молодым» и дискриминацию пожилых людей.

В рейтинге социальных институтов, на фоне кризиса семьи и распада детского сообщества, на первое место выходят средства массмедиа, которые активно вторгаются в интимный мир личности и пропагандируют гедонистическое отношение к жизни, закрепляют состояние бездумного потребительски-утилитарного отношения к искусству, потреблению любых проявлений мира в виде вещей для человека [1], [10]. Масс-медиа принадлежит особая роль в мистификации массового сознания, манипулировании им, порождении мифов и иллюзий, симулякров - всего того, что определяется как «ложное сознание». Медиасреда, пребывающая в состоянии аномии, оказалась заполненной бесчисленным множеством деструктивных идей и развращающих образов. В этих условиях передача социокультурного опыта идет уже не от старших поколений к

младшим, «из рук в руки», а опосредуется информационной средой прежде всего через экранную плоскость. Зачастую представляемые образы лишают детей возможности испытывать чувство экзистенциальной безопасности. Во многих случаях осуществляется не социализация, а десоциализация детского и юношеского сознания, а также «его откровенная деморализация, мер-кантилизация и демонизация» [11, с. 123-124] .

Дети отражают, повторяют и воспроизводят в себе общую атмосферу становящейся глобальной цивилизации потребления, устремленной к индивидуальному успеху, культу телесного над духовным, кристаллизуя в своем воспитании ценности потребительства, индивидуализма, прагматизма, эгоизма, знательности, доминирующих над способностью к суждению, альтруизмом, обществом как ценностью, творчеством, традиционной моралью в целом. Дети во все большей степени становятся плацдармом победы технологизма и инструментализма над гуманитарностью и духовностью [12].

Перечисленные выше особенности деформации семьи, которые все более нарастают в российском обществе, усиливают негативные последствия, главным из которых является масштабное и глубокое социальное неблагополучие детства, проявляющееся в опасных для общества девиантных формах. Дальнейшее игнорирование государством и обществом проблем семьи, занимающей пространственно-диспози-ционное отношение между индивидом и обществом, усилит их маргинализацию и безвозвратное разрушение человеческого потенциала.

Именно эти условия объясняют происходящее разрушение традиционных институтов социализации и замещение их новыми, неклассическими формами, лишающими детство гармоничности социализации, основанной на диалектическом равновесии индивида и общества, индивидуального и общественного в личности, делающими эту личность в перспективе удобным объектом массовых манипуляций ее сознанием и поведением в глобальном обществе либерализма и потребления.

Глобальная цивилизация, преодолевая традиционное общество и культуру, перемалывает складывавшиеся столетиями и тысячелетиями формы общественной организации народов, которые выступали препятствием распространению ее усредненных масскультурных ценностей. Она может получить удобный для себя человеческий строительный материал только посредством разрушения и замещения в сознании людей прежних национально- и традиционно ориентированных ценностей на новые-

наднациональные и вненациональные ценности. Над- и вненациональный человек, узкоспециализированный и унифицированный - наилучший (так как более удобный) фактор строительства нового общества потребления.

Эти процессы решающим образом воздействуют на институт детства. Детство - это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества, это время интенсивного развития человека, которое невозможно без посреднической роли взрослого. Именно взрослый выступает посредником между ребенком и совокупностью социокультурных ценностей, установок, норм, которые определяют условия жизни данного общества и возможность нормально жить в нем. С этой точки зрения отношения взрослых и детей уместнее называть диадой, психологическим симбиозом, так как это - целостная система, форма организации совместной жизни и деятельности, которая и обеспечивает обеим сторонам процесс взаимной социализации.

Существование такого рода психологического симбиоза неоднократно подмечалось отечественными психологами. Так, Л.С. Выготский [13] говорил о целостной системе взаимодействия «ребенок - взрослый», Д.Б. Эльконин [14] -о системе «дети и общество» («дети в обществе»), В.Т. Кудрявцев [15] - об общности «ребенок - взрослый» как реально действующем «полисубъекте развития» или «субъекте культуры».

Однако и после того, как ребенок относительно обосабливается внутри данной системы и превращается в самодостаточного субъекта, он не порывает уз своей социально-психологической общности со взрослым. Пожалуй, наоборот, эти узы становятся еще более тесными, хотя со временем могут приобретать менее явный характер. Нельзя забывать о том, что сколько бы ребенок ни обособлялся, он всегда делает это лишь внутри определенного социального целого и другого пространства для обособления у него нет. Человеческое дитя -изначально общественное существо, и его общественность выражается прежде всего в стремлении жить общей жизнью со взрослыми людьми, и каждый шаг эмансипации детей от взрослых, как подчеркивал Д.Б. Эльконин, ведет к углублению их связи с жизнью общества.

Содержательно социум разнообразен в своих сферах жизнедеятельности, но в его основе всегда находится некая общая система ценностей и связанный с ней соответствующий тип отношений и деятельности, воспроизводящийся в его микроструктурах. Процессы в системе «общество - человек», происходящие в социуме под

воздействием этих ценностей, отношений и деятельности, зеркальным образом воспроизводятся в системе «взрослые - ребенок». Это является своеобразным воплощением закона единства фило- и онтогенеза в социальном измерении на макро- и микроуровне.

В условиях индивидуалистски- и потреби-тельски-ориентированного общества на наших глазах, все ускоряясь, происходит утрата детством своего онтологического статуса в мире взрослых [12]. Хотя внешне детству предоставляется все больше свобод в конструировании своего мира, это на самом деле носит направленный и организованный характер, ориентированный на создание «нового типа человека, наделенного наднациональным, миксированным сознанием» [1].

Кроме философски фиксируемых черт, стоит отметить и конкретизирующие эти выводы социально-психологические процессы. В частности, в сфере социальных отношений ребенка и взрослых (на уровне микросреды их отношений) наблюдается нарастание тенденции утилитарной дозированности феномена родительства, сопряженной с ростом индивидуалистических и гедонистических установок на рождение и воспитание ребенка, а нередко и отсутствия желания быть родителями. По сути дела речь идет о нарастании тенденции рассудочности и разумного эгоизма нового типа родительства и об атрофировании родительства вообще...

Резко возрастающая кризисность отношений взрослых и детей является следствием новой формы бытия человека, утверждающейся в мире под влиянием западной системы ценностей и организации общественной жизни народов, под влиянием глобализации в ее западофикационной форме [1]. В рамках этой инверсии побиты все рекорды цивилизационного и культурного развития народов на путях роста потребления.

Из активно-позитивных межпоколенных отношений вымываются целые поколения взрослых людей, лишающие детство непосредственной социализации. Повсеместная замена воспитателя искусственными посредниками (телевидение, Интернет и т.д.) взрывает межпоколен-ные связи, ведет их ко все большей дистанции и разрыву в понимании друг друга, в конечном счете противопоставляя эти поколения, ставя их в ситуацию конфликта, взаимного потребления и использования во внутрипоколенных целях. Таковы вызовы уже не только традиционным поддерживающим и развивающим связям и отношениям, но и вызовы сохранению самой социальности человека, попадающего в сети всеобщего консьюмеризма, т.е. потребления.

Список литературы

1. Шалаев В.П. Синергетика в пространстве философских проблем современности. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. 360 с.

2. Бенуа де А. Против либерализма // Русская идея. 2009. № 1. С. 68-87.

3. Иванова Н. Гражданский брак не сдает позиции // Семья. 2008. № 20. С. 7.

4. Букин А. Рожать надо вовремя // Семья. 2006. № 24. С. 4-5.

5. Бирючева О. «Он снится мне каждую ночь.» // Марийская правда. 2007. 20 ноября. С. 9.

6. Азарина Н. Подвиг, которого не заметили // Семья. 2008. № 36. С. 11.

7. Шило О. Катастрофа в «стране детства» // Семья. 2006. № 22. С. 4-5.

8. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (в изложении) // Парламентская газета. 2006. 2 июня. С. 1 -2.

9. Селезнев В. Детей в России стало меньше // Семья. 2006. № 10. С. 1.

10. Шалаева С.Л. Феномен детства в контексте

бифуркационной природы социальных революций (синергетический аспект) / В.П. Шалаев, С.Л. Шалаева // Детство в глобальном информационном пространстве: Материалы Международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». СПб.: Изд-во Политехнического

университета, 2007. С. 383-388.

11. Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 119-125.

12. Шалаева С.Л. Социально-онтологический статус детства в системе общества. Йошкар-Ола: МГПИ, 2005. 147 с.

13. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч. М.: Педагогика,1984. Т. 4. С. 244-268.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педаго-гика,1978. 304 с.

15. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 3-21.

CHILDHOOD DIALECTICS IN TECHNOLOGICAL SOCIETY: AKSIOLOGICHESKY ASPECT

C.L. Shalaeva

In article the childhood phenomenon in technological society is investigated. The main method of research of a steel dialectic idea of development and the developments connected with idea specificity of mutual relations of the world of adults and the world of the childhood, the transformed forms of socialisation of the world of the childhood in system of a society and others. Childhood metamorphoses in technological society are investigated in a prism of global processes of the present.

Keywords: development dialectics, childhood dialectics, the childhood and social institutes in a technological society, metamorphoses of social institutes and the childhood world, globalisation of the world of the childhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.