Диалектическое мышление как механизм понимания возможных отношений
в дошкольном возрасте.
Шиян И.Б.
кандитат психологических наук заведующий лабораторией развития ребенка
МГПУ, Москва, Россия [email protected]
Аннотация: В статье на основе структурно-диалектического подхода обсуждаются механизмы построения представлений о пространстве возможностей. Показана роль диалектического мышления в построении возможных отношений, эффективного предвидения развивающейся ситуации. В результате экспериментального исследования продемонстрированы возможности целенаправленного формирования диалектического мышления в дошкольном возрасте..
Ключевые слова: диалектическое мышление, возможность, проблемно-противоречивая ситуация, предвосхищение, пространство возможностей, диалектическая задача, схема, психология развития.
В рамках структурно-диалектического подхода в психологии психологии (Веракса Н.Е.,1987; Баянова Л.Ф., 2012; Шиян И.Б., 2011; Шиян О.А., 2008), диалектическое мышление рассматривается, как относительно самостоятельная линия когнитивного развития. Диалектическое мышление, в отличие от формальнологического не замыкается в кругу уже известных и не противоречащих друг другу фактов. Применение диалектических действий позволяет, основываясь на отношениях действительности, помыслить возможные отношения. Возможное, таким образом, создается путем мыслительного преобразования действительного и является новым по отношению к нему.
Усмотрение новой возможности выступает в качестве необходимого основания для разрешения противоречивой ситуации. Специфика такой ситуации состоит в том, что она предъявляет к субъекту противоречащие друг другу требования, ее осмысление и разрешение не может быть осуществлено с помощью уже имеющихся категорий и способов действия.
Противоречивые ситуации могут быть разделены на два типа: 1. Определенные противоречивые ситуации, в которых субъекту необходимо выполнить действие, отвечающее противоположным требованиям. Пример такой ситуации мы находим в сказке «Разумница» (в других вариантах: «Мудрая дева», «Находчивая девушка» и т.д.). В этой сказке девушка решает задачу - выполнить противоречивые требования барина (в других вариантах - царя): явиться к нему, и при этом, «и прийти, и приехать», «и раздетой, и одетой», «и ночью, и днем», «и с гостинцем и без гостинца», придя, чтобы остановилась «и внутри, и снаружи» дворца. Девушка успешно выполняет эти требования: приходит, шагая одной ногой по земле, а второй -стоя на санках, набрасывает на себя рыбацкую сеть в качестве одежды, приносит в качестве подарка птицу, улетающую в момент дарения, приходит на рассвете и останавливается она на пороге дворца. То есть, при решении задачи девушка находит ответы, создавая новые объекты и способы действия, помыслив их в качестве возможных. Ключевое действие, позволяющее совершить такое преобразование -диалектическое мыслительное действие опосредствования, направленное на «поиск таких целостностей (объектов, понятий, условий, объектов и т.п.), которые характеризуются наличием заранее определенных противоположностей» (Веракса Н. Е., 1990, с.5).
2. Неопределенные противоречивые ситуации, в которых необходимо обнаружить в объекте или ситуации взаимоисключающие отношения, задающие его существенные характеристики, что позволит эффективно взаимодействовать с этим объектом. Примером может служить феномен подросткового возраста («трудность» которого для взрослого заключается, в частности, в возросшей неопределенности реакций «ребенка»). Взрослый, выстраивающий отношения с подростком должен помыслить его как взрослого и ребенка одновременно, обнаружив возможность сосуществования противоположностей. Ключевое действие, позволяющее совершить такое преобразование - диалектическое мыслительное действие объединения, направленное на «установление в анализируемой целостности отношений противоположности» (Веракса Н. Е., 1990, с. 5).
Нами было установлено (Shiyan I.B., 2013; Шиян И.Б., 2013) что диалектическое мышление может выступать в качестве механизма понимания возможных отношений в старшем дошкольном возрасте.
Проведенное нами исследование показало, что предъявление детям старшего дошкольного возраста противоречивых ситуаций стимулирует совершение частью из них диалектических умственных действий. Результатом диалектического преобразования выступают возможные варианты решения противоречия, лежащего в основе ситуации.
Еще одним важным результатом нашего исследования стало то, что нами была обнаружена способность старших дошкольников к построению вариативного представления о пространстве возможностей. Некоторые дети предлагали множественные, существенно отличающиеся друг от друга решения заданий, применяя при этом различные диалектические мыслительные действия. Таким образом, дети продемонстрировали понимание того, что ситуация может развиваться по-разному, то есть проявили способность к вариативному предвосхищению.
Отметим, что в этих наблюдениях обнаруживается важная характеристика диалектического мышления как интеллектуального механизма творчества. В отличие от мышления, основывающегося на формальной логике, оно допускает более чем один «правильный» ответ, то самое «пространство возможностей». Последующее соотнесение пространства возможностей с конкретизированными условиями решаемой человеком задачи позволяет осознанно выбрать наиболее продуктивный ответ (т.е. фактически единственно правильный), который и становится основанием субъектного действия. Дети начинают действовать в пространстве возможных отношений, в которых действие, с одной стороны, определяется особенностями реальной ситуации, с другой -не является однозначно определенным.
Под нашим руководством было проведено исследование возможностей формирования диалектического мышления в дошкольном возрасте. Исследование проводилось с сентября 2009 по май 2011 года в детском саду N 1602 ВАО г. Москвы. Экспериментальная группа состояла из 22 детей, контрольная группа - из 23 детей. Всем детям на момент начала эксперимента исполнилось пять лет. В обеих группах реализовывалась аналогичные основные образовательные программы. Формирующий эксперимент заключался в следующем: в экспериментальной группе с детьми еженедельно проводились по три занятия (Веракса Н.Е., Галимов О.Р., 2012; Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л., 2012; Шиян И.Б., 2008; Шиян О.А., 2012), в ходе которых создавались проблемно-противоречивые ситуации, формулировались диалектические задачи, которые решались дошкольниками в совместной деятельности. В качестве средства овладения диалектическими отношениями предлагалась схема (Шиян О.А., 2012).
Диагностика уровня сформированности диалектического мышления проводилась в сентябре 2009, мае 2010 и мае 2011 гг. с помощью методик "Что может быть одновременно?" (Веракса Н.Е., 1997) и "Необычное дерево" (Веракса Н.Е., 2008).
В результате дисперсионного анализа данных диагностического исследования различия средних значений уровня развития диалектического мышления в экспериментальной группе оказались статистически значимыми (на уровне значимости 0,05), различия аналогичных показателей по годам в контрольной группе оказались статистически не значимыми (на уровне значимости 0,05).
Таким образом, в ходе исследования получила свое подтверждение гипотеза о возможности целенаправленного формирования диалектического мышления в дошкольном возрасте. Представители экспериментальной группы продемонстрировали существенный рост вариативности ответов в ходе выполнения диагностических заданий, что свидетельствует о расширении их представлений о пространстве возможностей.
Библиография
1. Баянова Л.Ф. 2012. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. Philology and Culture. №3. с.294-298.
2. Веракса Н.Е. 1987. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. № 4. С. 135-139.
3. Веракса Н. Е. 1990. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. № 4. с. 5-14.
4. Веракса Н.Е. 2008. Диагностическая методика «Необычное дерево» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №2, С. 60-63.
5. Веракса Н.Е. Галимов О.Р. 2012. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М. - 80 с.
6. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М. - 80 с.
7. Шиян И.Б. 2008. Учимся рассказывать истории. Современное дошкольное образование. Теория и практика. №2, С. 25-32.
8. Шиян И.Б. 2011. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С.Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. №1. с. 34-43.
9. Шиян И.Б. 2013. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста. // Филология и культура. Philology and Culture, №3.
10. Шиян О.А. 2008. Развивающее образование в вузе: Диалектическая структура курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. №2. с. 68.
11. Шиян О.А. 2012. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М-
112 с.
12. Шиян О.А. 2012. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников. // Начальная школа плюс До и После. №9, С. 70-73.
13. Shiyan I.B. 2013. Dialectical Thinking as a Mechanism of Construction of Possible Relations for Senior Pre-school Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. pp. 308311.