Т. Р. Мустафин
Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкольного возраста
Мустафин Тимур Равилевич - аспирант кафедры прикладной психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, Россия), Лауреат Всероссийского конкурса молодых ученых в области воспитания и обучения детей младшего возраста, проходившего в рамках IV Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 2015 года
В статье рассказывается о проведенном автором исследовании, посвященном выявлению того, как культурная конгруэнтность ребенка связана с его когнитивным развитием, частью которого является и диалектическое мышление. Исследуется, каким образом поведение ребенка в культурной (нормативной) ситуации связано с его способностью разрешать проблемно-противоречивые ситуации, привлекая диалектические умственные действия в качестве мыслительных средств. В рамках исследования автором была продиагностирована выборка, включающая в себя 106 детей старшего дошкольного возраста, проходящих обучение в дошкольных образовательных учреждениях города Казани, а также родителей этих детей. В качестве диагностического материала были использованы две методики - «Диалектические истории» и «Методика на определение культурной конгруэнтности дошкольника». Автор выявляет условные модели взаимосвязей диалектического мышления и культурной конгруэнтности и приходит к выводу, что общая тенденция связи культурной конгруэнтности и сформированности диалектического мышления не явная, скорее - напротив. Высокий уровень соответствия нормативной ситуации не способствует гибкому решению проблемно-противоречивых ситуаций, применению диалектических умственных действий. Среди факторов, входящих в оценку культурной конгруэнтности ребенка дошкольного возраста, наиболее несогласованным с диалектическим мышлением выступил фактор безопасности. Ключевые слова: диалектическое мышление, культурная конгруэнтность, структурно-диалектический подход, нормативная ситуация.
Dialectical mental actions at different levels of cultural congruence of preschool children
Mustafin Timur, PhD student, Department of Applied Psychology, Kazan Federal University (Kazan, Russia)
The article describes conducted study on the identification of how the cultural congruence of children is related to cognitive development, especially to the development of dialectical thinking. Author investigates how the child's behavior in the cultural (normative) situation allows him to solve problem situations involving dialectical mental actions as thinking tools. Study sample included 106 preschool children from the city of Kazan, as well as the parents of those children. Methods used were aimed at the diagnostics of dialectical thinking ("Dialectical stories") and cultural congruence ("Method of the cultural congruence of preschooler determination"). The author reveals the conventional model of the relationship of dialectical thinking and cultural congruence. A high level of compliance with the normative situation tends to reflect low flexibility in solutions of problem situations, which imply active usage of dialectical mental actions. Among the factors included in the assessment of cultural congruence child of preschool age, the most inconsistent factor turned out to be the safety factor.
Keywords: dialectical thinking, cultural congruence, structural and dialectical approach, normative situation.
Изучение развития мышления в онтогенезе относится к приоритетному направлению современной детской психологии и имеет достаточно обширную предысторию в психологической науке. Мышление ребенка изучалось с точки зрения генезиса логических структур (Д. Брунер, Ж. Пиаже), связи мышления и речи (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), формирования символических средств (Л.А. Венгер) и т.д. Возникший в контексте современного развития идей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского структурно-диалектический подход выделяет диалектическое мышление в качестве самостоятельной линии когнитивного развития человека в онтогенезе, отмечая при этом важность дошкольного этапа в этом развитии [Веракса Н.Е., 2006]. Диалектическое мышление отличается от формально-логического и словесно-логического тем, что логические операции в нем осуществляются посредством идентификации и оперирования противоречиями.
В современной детской психологии структура диалектического мышления исследована в разных ее аспектах [Артемьева Т.В., Ильина А.О., 2012; Баянова Л.Ф., 2001; Веракса Н.Е., 2006; Веракса Н.Е., 2000; Крашенинников Е.Е., 2006; Шиян И.Б., 2013; Шиян И.Б., 2011; Шиян И.Б., 2010 и др.].
Отдельный интерес вызывает вопрос о соотношении развития мышления и развития в контексте нормативной ситуации. Под нормативной ситуацией понимается «стандартная ситуация социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения» [Веракса Н.Е., 2000]. Нормативная ситуация, являясь, с одной стороны, явлением цельным, имеет достаточно сложную структуру. Будучи включенным в культуру как систему нормативных ситуаций, дошкольник, являясь ее субъектом, проявляет определенный уровень соответствия правилам - культурную конгруэнтность [Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р., 2013]. Выявление того, как это соответствие культуре (в широком смысле) связано с когнитивным развитием ребенка, частью которого является и диалектическое мышление, представляет цель нашего исследования. Иными словами, остается невыясненным то, каким образом поведение ребенка в культурной (нормативной) ситуации связано с его способностью разрешать проблемно-противоречивые ситуации, привлекая диалектические умственные действия в качестве мыслительных средств.
В рамках данного исследования нами была продиагностирована выборка, включающая в себя 106 детей старшего дошкольного возраста, проходящих обучение в дошкольных образовательных учреждениях города Казани, а также родителей этих детей. В качестве диагностического материала были использованы две методики - «Диалектические истории» [Шиян И.Б., 2010] и «Методика на определение культурной конгруэнтности дошкольника» [Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р., 2013]. Первая методика показывает цифровой эквивалент развития диалектических умственных действий (смены альтернатив, обращения, опосредствования, объединения и замыкания), а также обобщенный показатель уровня диалектического мышления с возможностью дифференциации уровней комплексных и циклических представлений детей. Вторая методика, соответственно, направлена на выявление уровня соответствия правилам нормативной ситуации (культурной конгруэнтности), включающего в себя четыре фактора (группы правил) - правила послушности, безопасности, гигиены и самоконтроля. Эта методика способна дифференцировать выборку по трем уровням - низкому, среднему и высокому. При дифференциации по уровням было обнаружено, что из всего числа респондентов 15 детей обладают низким уровнем культурной конгруэнтности, 63 ребенка - средним уровнем и 28, соответственно, высоким. Согласно критерию Колмогорова-Смирнова, данная выборка представляет собой нормальное распределение, что означает возможность трансляции результатов на генеральную совокупность.
Статистическая обработка данных исследования была осуществлена посредством методов однофакторного дисперсионного анализа и линейной корреляции Пирсона, выявляющих особенности различий компонентов в зависимости от степени выраженности того или иного фактора и связи между изучаемыми феноменами.
В результате однофакторного дисперсионного анализа, в котором за определяющий фактор взят показатель уровня культурной конгруэнтности дошкольника, а выявление различий наблюдалось по совокупному уровню комплексных действий, был выявлен значимый показатель критерия Фишера (0.598), который свидетельствует о том, что комплексные представления ребенка обусловлены степенью его включенности в нормативную
ситуацию. Таким образом, представляется возможным говорить о наличии вполне определенной тенденции связи культурной и биологически обусловленной составляющих развития детей дошкольного возраста при разном уровне культурной конгруэнтности. Однако при последующем рассмотрении характера этой обусловленности с помощью корреляционного анализа результатов всей исследуемой выборки значимых связей между отдельными компонентами изучаемых феноменов не обнаружено. То есть культурная конгруэнтность, являясь фактором, способным в известной мере дифференцировать детей по уровню комплексных представлений, связана с диалектическим мышлением лишь опосредованно более крупными содержательными характеристиками развития (природа и культура). Следует отметить при этом, что подобная картина наблюдается лишь при рассмотрении результатов безотносительно непосредственного уровня культурной конгруэнтности. В случае выделения субвыборок, статистически отличающихся по уровню соответствия правилам нормативной ситуации, наблюдается несколько иная картина (Таблицы 1, 2, 3).
В субвыборке дошкольников с низким уровнем культурной конгруэнтности наблюдается ряд отрицательных связей между общим показателем уровня развития диалектического мышления и показателями сформированности отдельных диалектических структур (опосредствование и объединение, а также комплексные представления) с фактором соответствия правилам безопасности. Такой же характер связи наблюдается и между показателем уровня культурной конгруэнтности и диалектическим умственным действием замыкания. Говоря о частных связях, это вполне объяснимо тем, что требования культурного пространства к безопасности ребенка не способствуют развитию операций, направленных на поиск обобщений или замыкание противоречивых условий в нормативных ситуациях, в которых априори предполагается один наиболее безопасный вариант действия, как, например, в ситуации правила «не открывать дверь незнакомым людям», в которой неконгруэнтный ребенок, в отличие от конгруэнтного, вероятно, откроет дверь, для того чтобы по меньшей мере разрешить противоречие между запретом родителей и собственным любопытством. Общая же тенденция к низ-
ко-конгруэнтным правилам культуры детей представляется таким образом, что нечувствительность к противоречию и использование диалектических структур мышления при решении противоречивых задач соотносится с небезопасными формами реагирования в нормативных ситуациях.
Дети со средним уровнем культурной конгруэнтности в целом сходны с низкоконгруэнтными дошкольниками. Отличие составляют, во-первых, связи с отдельными диалектическими умственными действиями, а именно значимость корреляции между диалектической операцией смены альтернатив и фактором безопасности при отсутствии значимости (хотя также отрицательных) коэффициентов между соответствием правилам безопасности, опосредствованием и объединением, и, во-вторых, отсутствием значимости связи диалектического замыкания с показателем культурной конгруэнтности, при наличии таковой у ПКК со сменой альтернатив и опосредствованием, а также с комплексными представлениями. Эти отличия могут быть обусловлены тем, что дети, демонстрирующие средний уровень соответствия правилам нормативной ситуации в ситуациях, предполагающих соблюдение правил безопасности, склонны к выбору альтернативных вариантов поведения.
Сложность интерпретации полученных данных заключается в том, что при наличии тенденции обратно-направленной связи показателей диалектического мышления и культурной конгруэнтности у детей с низким и среднем уровнем соответствия правилам вывести однозначную модель взаимного развития изучаемых феноменов не представляется возможным в силу наличия положительно значимых коэффициентов корреляции у детей с высоким уровнем культурной конгруэнтности (Таблица 3).
В представленной таблице наблюдаются связи диалектического умственного действия объединения с показателем соответствия ребенка правилам послушности и суммарным показателем культурной конгруэнтности. Так же диалектическое умственное действие замыкания связано с соответствием детей правилам гигиены. Необходимо отметить, по меньшей мере, два момента. Во-первых, в отличие от низко- и среднеконгруэнтных детей диалектическое мышление старших дошкольников с высоким уровнем культурной конгруэнтности
Приложение. Корреляционные матрицы компонентов диалектического мышления и культурной конгруэнтности у детей старшего дошкольного возраста при разном уровне соответствия правилам
Таблица 1. Корреляционная матрица компонентов диалектического мышления и культурной конгруэнтности у детей с низким уровнем культурной конгруэнтности (15 детей)
Послушность Безопасность Гигиена Самоконтроль ПКК
Смена альтернатив -0,32 -0,46 0,069 0,25 -0,29
Обращение 0,16 -0,09 0,14 -0,01 0,08
О п осредство вание -0,15 -0,66** 0,37 0,33 -0,16
Объединение -0,1 -0,48* 0,32 0,41 -0,04
Замыкание -0,38 -0,43 -0,13 -0,34 -0,55*
ПДМ -0,15 -0,53* 0,23 0,17 -0,19
Комплексные представления -0,19 -0,64** 0,33 0,39 -0,16
Циклические представления -0,1 -0,29 0,022 -0,16 -0,23
* - при р = 0,05. ** - при р = 0,01.
Таблица 2. Корреляционная матрица компонентов диалектического мышления и культурной конгруэнтности у детей со средним уровнем культурной конгруэнтности (63ребенка)
Послушность Безопасность Гигиена Самоконтроль ПКК
Смена альтернатив 0,01 -0,27* -0,18 -0,11 -0,26*
Обращение 0,12 -0,17 0,0008 -0,01 -0,05
О п осредство вание -0,06 -0,24 -0,24 -0,02 -0,28*
Объединение -0,11 -0,1 -0,03 0,065 -0,1
Замыкание -0,04 -0,13 -0,13 -0,006 -0,15
ПДМ 0,01 -0,27* -0,18 -0,028 -0,24
Комплексные представления -0,1 -0,25* -0,19 0,008 -0,27*
Циклические представления 0,04 -0,18 -0,08 -0,01 -0,12
* - при р = 0,05.
Таблица 3. Корреляционная матрица компонентов диалектического мышления и культурной конгруэнтности у детей с высоким уровнем культурной конгруэнтности (28 детей)
Послушность Безопасность Гигиена Самоконтроль ПКК
Смена альтернатив -0,18 -0,02 -0,22 0,11 -0,12
Обращение 0,1 0,18 -0,13 -0,05 0,05
О п осредство вание 0,09 -0,003 -0,15 0,015 -0,01
Объединение 0,41* 0,18 0,31 0,15 0,38*
Замыкание 0,17 0,29 0,43* 0,02 0,35
ПДМ 0,17 0,14 0,06 0,15 0,18
Комплексные представления 0,17 0,14 0,12 0,25 0,23
Циклические представления 0,07 0,35 0,25 0,18 0,31
* - при р = 0,05.
в целом значительно не связано ни с одним параметром соответствия правилам нормативного пространства. Во-вторых, дошкольник, соблюдающий правила, обладает в большей степени развитыми диалектическими структурами, не развитыми или слабо развитыми при средней или низкой конгруэнтности.
При однофакторном дисперсионном анализе, в котором показатель культурной конгруэнтности взят за определяющий фактор, также были выявлены достоверные различия между уровнями развития циклических действий, что в связи с вышесказанным говорит о том, что отдельные диалектические умственные действия по-разному сформированы у детей с разным уровнем соответствия правилам.
В заключение можно подойти к следующим условным моделям взаимосвязей диалектического мышления и культурной конгруэнтности:
1. При низком уровне культурной конгруэнтности дети, не соблюдающие правила безопасности, обладают более сформированными диалектическими действиями опосредствования и объединения, которые основаны на комплексных представлениях, и обладают при этом более высоким показателем диалектического мышления.
2. При среднем уровне, при несоблюдении правил безопасности также наблюдается выраженность сформированности диалектического умственного действия смены альтернатив.
3. На высоком уровне детям, соблюдающим правила послушности и гигиены, свойственны диалектические действия объединения и замыкания соответственно.
Общая тенденция связи культурной конгруэнтности и сформированности диалектического мышления не явная, скорее - напротив. Высокий уровень соответствия нормативной ситуации не способствует гибкому решению проблемно-противоречивых ситуаций, применению диалектических умственных действий. Среди факторов, входящих в оценку культурной конгруэнтности ребенка дошкольного возраста, наиболее
несогласованным с диалектическим мышлением выступил фактор безопасности. Это объяснимо тем, что правила безопасности формируются у детей достаточно регламен-тированно и четко, не предполагая при этом неоднозначности и противоречия. ■
Литература
1. Артемьева Т.В., Ильина А.О. Понимание юмора и диалектические действия - исследование взаимосвязи // Образование и саморазвитие. - 2012. - №5 (33). - С. 114-117.
2. БаяноваЛ.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование. - 2001. - №2. - С. 32-40.
3. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. -№4. - С. 70-75.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: монография. - Уфа: Вагант, 2006. -212 с.
5. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. 2000. - №1. - С. 81-107.
6. Крашенинников Е.Е. Диалектическое мышление // Исследовательская работа школьников. - 2006. - С. 39-46.
7. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста. // Филология и культура. - 2013. - №3 (33). - С. 329-332.
8. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - №1. - С. 34-43.
9. Шиян И.Б. Об одном методе диагностики диалектического мышления дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2010. - №4. -С.36-42.
Статья поступила в редакцию 07.06.201 5 г.
Читайте все самые свежие новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool