Литературоведение
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 243-247
УДК 821.161.1.09
ДИАГНОЗ СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РОМАНЕ Т. ВЕРМЕША «ОН СНОВА ЗДЕСЬ»
© 2015 г. О.В. Тихонова
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 05.02.2015
В сатирическом романе немецкого автора рисуется картина современного немецкого общества, выделяются его приоритеты. Целью данной работы является исследование критического осмысления в литературе примет новейшей немецкой действительности на примере дебютного романа Т. Вермеша. Методы, к которым обращается автор статьи, традиционны для литературоведческого исследования -это историко-культурный, биографический, аналитический методы и подходы. Результатом исследования становится констатация ориентированности автора романа не только на критику немецкой реальности (особенно политики и деятельности масс-медиа), но и его стремления представить картину современных реальности и мировоззрения в целом, установить приоритеты сегодняшнего западноевропейского общества. Делается вывод об особенностях сатиры в романе, о чертах авторского стиля.
Ключевые слова: сатира, история нацизма, провокация, памфлетные характеристики, публицистичность, средства массовой информации.
Роман «Он снова здесь» («Er ist wieder da») немецкого журналиста Тимура Вермеша, появившийся в 2012 году (в России переведён и издан в 2014 г.), стал событием в Германии. Публика и критика, обескураженные подходами автора, были эпатированы особенно смелым и откровенно вызывающим характером этой книги. Подобная реакция вполне предсказуема, так как автор затронул одну из «запретных» для поэтических вольностей тему - нацистского прошлого Германии, а также проблему, особенно актуальную и в наше время, - возрождения и укрепления национализма и фашизма. С другой стороны, приёмы, которыми оперирует автор, не новы для литературы, они характерны для сатиры, известны как часть инструментария антиутопии. Да и шокирующая завязка действия тоже отсылает нас к целому ряду произведений - и литературы, и кинематографа.
Собственно исходная сюжетная ситуация парадоксальна и отталкивается от фантастического факта: в наше время (дата указана точно -30 августа 2011 г.), практически в центре Берлина, на пустыре, «среди одуванчиков и маргариток» [3, с. 14], просыпается после более чем полувекового «сна» Адольф Гитлер и начинает свой путь по современной реальности. Оживление немецкого прошлого во вполне реальном, конкретном и узнаваемом облике фюрера немецкой нации является лишь поводом для разворачивания более важной составляющей этой истории. Проблема карьеры и анализ ме-
ханизмов «завоевания масс», подчинения сознания толпы в современном мире - с помощью РЯ-технологий, масс медиа, финансовых вливаний и политических интриг - становятся настоящим «ядром» произведения. Фантастическое допущение в изначальной ситуации, которое предлагает автор, создаёт лишь «толчок» для совершенно реальной, типичной, актуальной и знакомой истории, в которой уже нет ничего фантастического.
Начавшись со сверхъестественного факта, история в романе развивается по вполне реальному, причем не однажды повторенному сценарию. Фигура главного героя тоже лишена ореола мистики, таинственности и демонизма. Роман написан от первого лица, и фюреру предоставлена возможность не только самому повествовать о себе сегодняшнем, но и оценивать своё прошлое. Создавая своеобразный дневник своего нового пребывания «здесь и сейчас», герой постоянно возвращается в своих мыслях, рассуждениях и чувствах к прошлому опыту. Он опирается на известные факты (автор вводит в его повествование своеобразные «экскурсы» в реальную фактографию жизни Гитлера), упоминает в разном ключе многих реальных людей, связанных с рейхом и партией национал-социалистов. Определённый «сдвиг времен», вызвавший к жизни фюрера, отражается и в его сознании. О событиях прошлого он говорит как о недавних, оживляя историю, наполняя её личным содержанием. Ощущение достоверности,
даже документальности повествования, присутствия «внутри событий», настойчиво провоцируемое автором, позволяет также «объективировать» фантастичность сюжета и наполнить его при этом совершенно современным смыслом.
Герою свойственна и некоторая доля рефлексии, но при этом он предельно логичен, конкретен в своих записках, нацелен на чёткое и объективное отражение внешнего мира. Ведь именно этот мир и является главным героем произведения Вермеша. Именно в картине современной реальности и кроется, на наш взгляд, причина острой реакции публики и ажиотажа вокруг романа. Ядром этого романа (романа-памфлета, романа-провокации) становится сатира, которая очевидно определяет идейную и структурную составляющую произведения, а также основу авторского стиля в целом. А парадоксальная сюжетная конструкция романа позволяет акцентировать не только различные германские, но и европейские проблемы.
Выбор «антигероя», в целом характерный для сатирической традиции, здесь играет принципиальную роль. Он оказывается не противопоставлен реальности, а, наоборот, близок ей. Процесс вживания героя происходит на удивление быстро, так как ему приходится вживаться лишь в технократические новшества этого мира, в остальном же он - вполне свой. Вся история строится по принципу парадокса, все явления и ситуации «обманывают ожидания», «выворачиваются наизнанку», всё здесь не то, чем кажется на первый взгляд. Мотив ложности, псевдозначительности современной цивилизации выстраивает в романе всю картину мира -мира «симулякров и симуляции» (Бодрийар).
Т. Вермеш, опытный журналист (роман - его дебют в крупной форме), публицистически подходит к «германскому вопросу». Список тем и проблем, варьируемых в романе, весьма характерен и отсылает нас, в том числе, к современной прессе: мультикультурная политика и присутствие в Германии иностранцев, полит-технологии, евроединство и противоречия внутри лагеря ведущих держав, культура и искусство, либеральная теория и партийная практика, объединение Германии, война и терроризм, влияние русских и американцев на процесс формирования и существование современного немецкого государства, социальные интересы, спорт и технологии, семья, молодёжная политика, субкультуры.
Находка автора - неоднозначная ситуация, построенная на появлении человека, 66 лет «отсутствовавшего» в Германии, - даёт удобную
возможность актуализировать разные приметы новой жизни. Конечно, самый действенный ход с точки зрения пробуждения массового интереса, читательской мотивации - это акцентирование и обыгрывание мотива «вживания» героя в разные «достижения» современной цивилизации. Бывшему фюреру германской нации приходится столкнуться с турецкой химчисткой, супермаркетами, освоить пользование мобильным телефоном, телевизором, потом компьютером, пообщаться с телевизионщиками, политиками, соприкоснуться с современной медициной и проникнуться рекламой (настенной пропагандой). И над каждым из этих явлений герой размышляет, сопровождая анализ весьма точными, едкими резюме: Бумажка и немецкий чиновник! Обывательская бюрократия с её мелкодуховными и узкосердечными указами! Вечный жернов на шее немецкого народа [3, с. 100]; Их обучали самым простым азам языка. Им не были знакомы правила построения фраз, а речь их походила на речевую засеку, обмотанную умственной колючей проволокой, забросанную ментальными гранатами... Того, что оставалось, хватало лишь для скудного общения.Взгляды, которые бросали некоторые из этих школьникоподобных существ, говорили о такой умственной скудости, что трудно было и вообразить, какую же полезную деятельность они смогут однажды исполнять для общества [3, с. 116];
Множество курьёзных и одновременно символически характерных деталей сопровождают этот процесс, отражённый ещё и в специфической терминологии. На телевидение он попадает в качестве «комика», делающего наци-шутки, получает в интернете «почётное» звание безумного Гитлера с Ютьюба, где его появление вызывает шквал откликов-лайков. Выбирая логин для почты, он останавливается на сочетании «новая рейхсканцелярия», ему делают сайт с названием «Ставка фюрера», а на телефон устанавливают в качестве рингтона «Полёт валькирий» Вагнера.
Но один из самых важных объектов, на который направлено внимание автора и, как следствие, его героя, - это Германия и её отважный и выносливый немецкий народ [3, с. 79]. Образ современной Германии рождается из особого ракурса - страна дана глазами человека, уверенного в её величии и новом будущем и недоумевающего по поводу её настоящего. Подвергая анализу и осмыслению изменения, произошедшие за 66 лет, Гитлер приходит к выводу, что его присутствие и руководство стало ещё более необходимым, так как нация и
Диагноз современной немецкой реальности в романе Т. Вермеша «Он снова здесь»
245
«победоносный немецкий народ» утратили веру и погрязли в развращающем потребительстве:
Немецкий рейх сменила некая федеральная республика, руководство которой, судя по всему, было в руках женщины («федеральной канц-лерши») [3, с. 34]; Опять появились разные партии и, как следствие, их неизбежные и непродуктивные перебранки; Никак неистребимая социал-демократия вновь бесчинствовала на шее многострадального немецкого народа, прочие же союзы, каждый на свой лад, вновь паразитировали на народном богатстве [3, с.
35].
Нападая на основы демократии и либерализма, фашистский вождь отрицает те принципы, на которых были построены и позже утверждены послевоенная Германия и Европа - позиция, которая в последнее время всё чаще озвучивается ультраправыми силами как на Западе, так и на Востоке. Немецкое воссоединение - удачная пропагандистская ложь [3, с. 134], позволившая лишь выпросить у ослабевшего русского парочку приведённых в негодность квадратных километров [3, с. 135]. Возникшая в результате противоречий союзников, которые после войны перессорились из-за добычи [3, с. 133], федерация кажется ему искусственной и сомнительной формой, призванной лишь обеспечить долгосрочный раздор внутри нации. По поводу Евросоюза у Гитлера тоже большие сомнения, так как он понимает, что его составляют бывшие союзники и бывшие враги (что для него практически одно и то же), а их единство - видимость. Европейский альянс в его интерпретации более напоминает банду школьников, которые проводят время исключительно в спорах о том, кому сейчас можно быть главарём [3, с. 135]. Причём единственная господствующая идеология состояла в безостановочной экспансии их детского клуба, в результате чего в него вступили все подряд, включая недоразвитых обитателей европейских окраин. Но когда все входят в один союз, то членство в нём немного стоит [3, с. 137]. Противоположный лагерь уже вызывает не столько традиционный страх, сколько недоумение. В уста героя вкладывается, например, такое саркастическое замечание: Тем временем восточная часть континента старалась сравняться с западной по уровню дурачества с одним отличием - между ними не велось никаких споров, потому что главной и единственной целью у них было «кто лучше плюнет вслед большевистской тирании» [3, с. 145]. В результате герой констатирует конечную ситуацию: у руля - демократы-болтуны и парламентарии-
шизофреники, массам представляют с безбожной тупостью состряпанную измышлённую картину мира [3, с.89], народ утратил волю и привык к самообману. И эта ситуация, по его мнению, должна неизбежно разрешиться новой революцией, главная цель которой - перемены [3, с. 90].
Но к этому народ нужно подготовить, что и ставит на первое место вопросы пропаганды и стратегий, вырабатываемых лидером. На эту роль Гитлер назначает сам себя, так как не видит альтернативы. Его рассуждения о том, что лидеры современной эпохи измельчали, заняты только вопросами собственной карьеры и обогащения, поэтому весьма легко продаются, «сталкиваются» автором с воспоминаниями о прошлых «героях». Лидер, по его мнению, должен обладать главным качеством - способностью принять решение и взять на себя ответственность [3, с. 101]. Он убеждён, что истинный фюрер являет себя именно в моменты кризиса [3, с. 158], обладает несгибаемой волей и верой. Но при этом он неизбежно одинок (тот, кто силён, сильнее всего один [3, с. 161]).
Гитлер готов снова начать всё сначала, это его не пугает, а только подстёгивает. Тем более, что правила всё те же, что и шестьдесят лет тому назад... они не меняются [3, с. 175]. Что особенно важно, национализм и нацизм всё так же остаются действенным рычагом воздействия и на массы, и на правительства: нацистские дела - это, конечно, не ново... но всё равно работает [3, с. 150]. Особенно в отношении молодёжи, так как десятилетия демократии лишь едва отпечатались в молодых головах [3, с. 152]. Но именно последнее срабатывает по принципу бумеранга - воинствующие молодчики нападают на него в тёмном переулке и избивают до полусмерти. Методы фюрера немецких нацистов отрабатываются на нём самом, а идеи «возвращаются рикошетом».
Озабоченный стремлением понять цели собственного возвращения, осознать свою миссию, а также в поисках источников очередного немецкого унижения, Гитлер приходит к убеждению, что на самом деле, причины лежат глубже - всем правит бесстыдный мировой заговор капитала, за которым стоит одна супердержава. А он оказался единственным, кто угадал и прозрел истину за ослепительным покровом либерально-буржуазных иллюзий [3, с. 351]. Истина в том, что в обществе, пребывающем в состоянии ленивого и глубочайшего мира [3, с. 20], нет ни левых, ни правых, обе стороны вечно и бесконечно работают рука об руку, скрытно, но неизменно [3, с. 352]. Таким обра-
зом, в финальной битве за скудные ресурсы Земли изнеженные и ослабленные европейцы [3, с. 352] неизбежно проиграют. Вот тут в игру и вступает опытный лидер, назначивший себя на роль спасителя нации. Он планирует начать пропагандистское наступление и основать новое движение [3, с. 379].
Сама актуальная, на наш взгляд, тема, на обыгрывании которой, собственно, и построен весь роман Вермеша, это «тема времени» - роль масс медиа. Работа прессы, которая уступает уже дорогу технически более совершенным и глобально массовым каналам воздействия - телевидению и интернету, торговля информацией, информационные «войны», рекламные технологии - именно это является объектом пристального внимания автора, который как опытный журналист сам прекрасно знает всю журналистскую «кухню». Его герой с удивительным чутьем, изучив ситуацию, делает ставку на телевидение: По сути, это было как в начале двадцатых. С одной лишь разницей, что в тот раз я прибрал к рукам партию. А в этот раз - телепрограмму [3, с. 192]. Он осознаёт, что современное телевидение, интеллектуально убогое и отвратительное [3, с. 73], полное забавной халтуры, новостного хаоса и откровенной лжи, - это дурацкий балаган с вечно встревающей рекламой [3, с. 75], но его можно использовать. Тем более это продуктивно в ситуации, когда у большинства сограждан нет вообще никакого мировоззрения [3, с. 194]. Вермеш выстраивает ситуацию как абсолютный гротеск - немецкий фюрер выступает в современном мире как телевизионный комик с наци-программой, но вместо увеселения на фоне всеобщей лжи выбирает своей целью говорить правду. И чем серьёзнее становятся его выступления в качестве комика, тем больший успех он имеет в массах. Парадокс: «реальный» фюрер, которого все считают актёром, поразительно сжившимся со своей ролью, на самом деле живёт всерьез. А то, что разворачивается как коммерческий проект шоу-бизнеса, перетекает в политическую сферу и грозит трансформациями в реальной жизни. В прошлом для дела националистической пропаганды будущий вождь использовал агитацию, в новейшее же время сама пропаганда порождает лидеров. Шоу-бизнес продуцирует бренд «Гитлер» [3, с. 259], который со временем «подми-
нает» шоу под себя. Рекламный слоган «Führer rulles», который запускает компания по «раскрутке» Гитлера, символически отражает смысл происходящего. Но сам факт, что сам Гитлер и даже новая национальная идея предстают как продукты рекламы и шоу, весьма красноречиво отражает современные приоритеты и технологии воздействия на сознание масс. Сегодня Гитлер - прежде всего, медийное лицо, а между политиками и актёрами вообще поставлен знак равенства.
Проблема подмены медийным пространством собственно жизни особенно остра в наши дни. «Пятая власть» стала не только более влиятельной и даже судьбоносной силой, порождающей и свергающей лидеров разного уровня, но и мощнейшим средством формирования сознания вообще - как общественного, так и индивидуального. На современном фоне история, рассказанная Вермешем, не кажется ни невероятной, ни комичной. И прошлое всё же живо, и даже более дееспособно, чем настоящее. В финале романа Гитлер, оживший в семидесятую годовщину начала осуществления плана Барбаросса, вынашивает новый план мирового господства и утверждает первый агитационный плакат своей новой кампании - пока не военной, но рекламной. Его центральный слоган отсылает к прежним заслугам, к прежним сомнениям и вдобавок содержит шутливо-примирительный элемент, который может перетянуть на свою сторону ...молодняк: Не всё было плохо [3, с. 380]. И сразу за ним, транслируя проблему в перспективу, в тексте следует будничная, но тем более устрашающе звучащая фраза от имени героя и последняя фраза книги: С этим можно работать.
Список литературы
1. Адольф Гитлер. Судьбы ХХ века. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 161 с.
2. Безыменский Л.А. Операция «Миф» или Сколько раз хоронили Гитлера / Л.А. Безыменский. М.: Международные отношения, 1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/ research/bezymensky2/index.html (дата обращения 14.11.2014).
3. Вермеш Т. Он снова здесь / Т. Вермеш. М.: АСТ: CORPUS, 2014. 380 с.
$uaeHO3 coBpeMeHHOu HeMeqKOû peanbHOcmu b poMaHe T. BepMerna «OH CHOBa 3decb»
247
CRITICISM OF CONTEMPORARY GERMAN REALITY IN T. VERMES'S NOVEL "HE IS BACK AGAIN"
O.V. Tikhonova
In the German author's satirical novel a picture of contemporary German society is shown, and the priorities of this society are highlighted. The aim of this paper is to study the features of contemporary German life and their criticism in Timur Vermes's debut novel. The methods used by the author of the paper are typical for literary studies, and include historical, cultural, biographical and analytical approaches. The results of the study have shown that not only does the writer criticize contemporary German life, especially politics and mass media, but also wants to represent the reality and worldview of today's West-European society. In conclusion the peculiarities of T. Vermes's satire and style are discussed.
Keywords: satire, history of Nazism, provocation, pamphletic qualities, publicisticity, mass media.
References
1. Adol'f Gitler. Sud'by KhKh veka. M.: ASTPRESS, 1999. 161 s.
2. Bezymenskiy L.A. Operatsiya «Mif» ill Skol'ko raz khoronili Gitlera / L.A. Bezymenskiy. M.: Mezhdu-
narodnye otnosheniya, 1995 [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://militera.lib.ru/research/ bezymensky2/index.html (data obrashcheniya 14.11.2014).
3. Vermesh T. On snova zdes' / T. Vermesh. M.: AST: CORPUS, 2014. 380 s.