УДК/UDC 378.12
DOI 10.54509/22203036_2024_2_167 EDN ENKIHV
Губанова Маргарита Ивановна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Института образования, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Приходько Елена Валерьевна
аспирант Института развития образования Кузбасса, преподаватель ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж», г. Кемерово
Gubanova Margarita I.
Doctor of Pedagogy Sciences, Full Professor, Professor of Pedagogy and Psychology Department, Institute of Education, Kemerovo State University, Kemerovo
Prikhod'ko Elena V.
Postgraduate Student of the Institute for Development of Education in Kuzbass, Teacher of Kuzbass Pedagogical College, Kemerovo
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DIAGNOSIS OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS' READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES
Аннотация. Авторы опираются на многолетний опыт профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности и знакомят читателя с ключевыми понятиями и подходами, которые используются в парадигме и практике современного отечественного образования. В статье анализируются прикладные аспекты (содержательный, структурный, методический) и проблемы оценивания процесса и результатов интенсификации формирования готовности студентов педагогических направлений к осуществлению профессиональной деятельности в условиях среднего профессионального образования.
Abstract. The authors rely on many years' experience of training future teachers and introduce the key concepts and approaches used in the paradigm and practice of modern Russian education. The article analyzes the applied aspects (substantial, structural, methodological) and problems of assessing the process and results of intensification in the formation of readiness pedagogical faculties students for their professional activities in the conditions of secondary vocational education.
Ключевые слова: диагностирование, готовность студентов, осуществление профессиональной деятельности, профессиональная подготовка будущих учителей, интенсификация, сопровождение.
Keywords: diagnostics, students' readiness, professional activities, professional training of future teachers, intensification, support.
Введение
В условиях решения стратегических задач профессионального образования на первый план выходит потребность общества в учителе новой формации. В связи с этим актуализируются вопросы качественной подготовки современного педагога (воспитателя, школьного учителя, педагога дополнительного образования, вузовского преподавателя). Научные идеи и методические указания обновления содержания и технологий профессиональной подготовки педагогических кадров среднего звена детально отражены во многих документах: «Ядро среднего профессионального педагогического образования», «Стратегия развития системы среднего профессионального образования до 2030 года», «Концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года от 24.06.2022 № 1688-р», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», федеральные проекты «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Профессионалист» национального проекта «Образование» [1-3].
Анализ современной образовательной практики свидетельствует, что по-прежнему сохраняется противоречие между пониманием педагогическим сообществом осознанной необходимости в интенсификации подготовки будущих учителей (научно-теоретический вектор) и отсутствием стратегически выверенных ориентиров и профессионально успешных тактик (прак-тико-технологический вектор), обеспечивающих совер-
шенствование подготовки студентов профессионального образования. Основную причину мы видим в рассогласованности традиционной системы профессиональной подготовки будущих учителей и постоянно обновляющейся, расширяющейся, динамичной профессиональной деятельности современного педагога. Особенности такой деятельности сегодня заключаются в ее метапредметной природе, интегративной основе и интерактивном характере.
Так, проводимые нами теоретико-экспериментальные исследования показывают, что выпускники педагогического колледжа в процессе обучения овладевают многообразием общих и профессиональных компетенций, многие обладают широким спектром педагогических и предметно-технологических умений, 2/3 демонстрируют достаточно развитые профессионально важные и личностно значимые качества. Однако процент выпускников, готовых к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности в школе, по-прежнему низкий, а система общего образования продолжает испытывать острый дефицит в педагогических кадрах.
В современном образовательном контексте наблюдается увеличение научного интереса к оценке готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению профессиональной деятельности. Этот процесс требует поиска эффективных путей управления и обеспечения качественной подготовки будущих педагогов. Важно учитывать разнообразные аспекты готовности, такие как знания, навыки, психологическую готовность и профессиональные компетенции. На основе такой комплексной оценки можно разрабатывать индивидуализированные образовательные программы, способствующие развитию профессионального потенциала студентов. Решение этих вопросов является ключевым для повышения качества образования и успешной карьеры будущих специалистов в области педагогики.
Цель статьи - выявление реперных точек профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа, определение профессиональных дефицитов будущих учителей на основе их самооценки для планирования образовательного процесса и специального организационно-педагогического сопровождения исследуемого процесса (формирование готовности студентов педагогических направлений к осуществлению профессиональной деятельности) за счет внутренних ресурсов образовательного процесса в колледже.
Методология
Методология нашего исследования строится на концепции содержания образования и обучения
(С. Я. Батышев, И. Я Лернер и М. Н. Скаткин, Л. Г. Сему-шина и Н. Г. Ярошенко и др.), концепции профессиональной деятельности педагога как технологии управления педагогическим процессом (И. Ф. Исаев, В. А. Сласте-нин, В. П. Симонов, Т. И. Шамова и др.), концепции ком-петентностного подхода в профессиональном образовании (В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, О. Н. Олейникова, А. Ю. Петров, Н. Ф. Радионова, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) [4-6].
Представленные в статье материалы отражают обобщенные результаты исследовательской работы авторов посредством включенного наблюдения в процессе преподавания в Кузбасском педагогическом колледже (КузПК) общеобразовательных и профильных дисциплин, профессиональных модулей программы подготовки будущих специалистов разных специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном обучении, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура. Необходимо отметить, что с целью выявления удовлетворенности качеством подготовки студентов педагогического колледжа и определения путей улучшения профессиональной подготовки в исследовании приняли участие студенты выпускных групп таких же специальностей других педагогических колледжей — партнеров КузПК, среди которых ГПОУ «Анжеро-Судженский педагогический колледж» (АСПЕДК), ГПОУ «Беловский педагогический колледж» (БПК), ГПОУ «Киселевский педагогический колледж» и отделение СПО при ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет».
На данном этапе нашего научно-педагогического исследования мы сосредоточились на детализации прикладных аспектов (содержательный, структурный, методический) и выявлении возникающих проблем организации оценивания процесса и результатов профессиональной подготовки будущих педагогов. Сбор и интерпретация различных сведений в связи с практико-ориентированным характером исследования потребовали активного применения комплексного подхода и многофакторного анализа эмпирических материалов. Мы использовали мониторинг и экспертизу, взаимопосещение и совместный анализ аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий,колла-борации студентов с преподавателями в научной деятельности, в конкурсном движении, само- и взаимооценку продуктов индивидуальной и совместной деятельности обучающихся и апробацию полученных ими результатов.
Результаты
Диагностирование, педагогическая диагностика в образовательной практике рассматриваются как процесс, процедура, неотъемлемый компонент, сфера и направление, особый вид профессиональной деятельности. Чаще всего этим термином обозначают периодическое изучение различных сторон воспитательно-образовательного процесса: от постановки цели, установления признаков, характеризующих состояние и результаты, до оценки индивидуальных и совместных достижений [7-10]. Корректность, регулярность, целесообразность диагностирования педагогом образовательного процесса позволяют на этой основе точнее прогнозировать, вариативно проектировать, конструктивно планировать и продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность.
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе достаточно много теоретических и практических сведений по вопросам готовности личности к профессиональной деятельности. В научных источниках представлен широкий спектр определений термина «готовность к профессиональной деятельности», в которых также обозначены структура, содержание, модели и этапы формирования [9; 11-14]. В контексте нашего исследования особый интерес вызвали выделенные исследователями основные условия и компоненты готовности, отражающие ее выраженность в динамике, длительности и устойчивости [12; 14; 15].
Необходимо отметить, что теоретический анализ исследуемого понятия позволяет нам констатировать очевидное преобладание исследований о психологической готовности студентов педагогических направлений [11; 13-16]. В связи с этим подчеркнем, что теоретические, методические и организационные вопросы формирования и оценивания готовности будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности нуждаются в дальнейшем развитии, что, в свою очередь, усиливает тематическую актуальность статьи.
Разноаспектным исследованием феномена «готовность к профессиональной деятельности» занимались многие ученые: М. Б. Бондаренко, М. А. Викулина, Н. И. Головатый, А. А. Деркач, К. М. Дурай-Нови-кова, М. И. Дьяченко, В. Ф. Жукова, А. В. Запорожец, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, О. В. Плешакова, И. М. Пучкова и другие.
Анализ в содержательном плане многообразия подходов к определению самого понятия «готовность к профессиональной деятельности» показал, что ученые указывают различные свойства готовности, выделяют условия, при которых она формируется
и развивается. Так, готовность к профессиональной деятельности рассматривается как интегратив-ное качество личности (В. А. Адольф, Н. А. Буданова, В. Т. Чичикин), целостное проявление всех сторон личности специалиста. Согласно А. А. Деркачу, это возможно при условиях развития готовности к творческому труду. М. А. Викулина отмечает, что готовность представляет собой относительную завершенность процесса подготовки к профессиональной деятельности. Н. И. Головатый и А. В. Запорожец подчеркивают, что это феномен устойчивости личности к внешним и внутренним воздействиям. Более того, значительное число исследователей находят и обосновывают связь между определениями «профессиональная готовность» и «профессиональная компетентность» [14; 16-19].
В структурной характеристике готовности мнения исследователей тоже различны. Так, В. А. Сласте-нин и Л. С. Подымова структурировали феномен «профессиональная готовность учителя», выделив моти-вационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) компоненты. И. Ф. Кашлач пишет о трех составляющих в структуре данной готовности: мотивационной, теоретической и практической. М. И. Губанова акцентирует внимание на том, что «готовность к определенной сфере профессиональной деятельности может определяться через сформи-рованность мотивационно-потребностных компонентов, а при достижении необходимого уровня информированности о способах решения профессионально-педагогических задач посредством деятельностно-практических компонентов» [21, с. 54]. По мнению Л. Л. Редько, А. В. Шумакова, В. Г. Веселова, в структуре профессиональной готовности учителя выделяются четыре компонента: ценностно-ориентационный (ценностное отношение к профессии и к высшим нравственным идеалам); эмоционально-волевой (развитая эмоциональная сфера личности, способность сопереживать, ответственность, развитые волевые качества); когнитивный (теоретическая подготовленность к профессии); практический компонент (практическая подготовленность к профессии) [19-23].
Существенное значение для нашего исследования оказали накопленный теоретический материал, научные сведения и эмпирические данные, в которых готовность к профессиональной деятельности характеризуется на основе компетентностного подхода. Проблематика данного вопроса рассматривается в работах И. И. Агапова, О. В. Акуловой, В. И. Бай-денко, Н. Ф. Ефремовой, Е. С. Заир-Бека, Л. С. Лисицыной, А. М. Митяева, С. А. Писарева, Е. В. Пискуновой, Д. А. Погонышевой, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпи-
цыной, А. В. Хуторского, А. И. Чучалина, О. В. Шемет, С. Е. Шишова и других исследователей.
На основе обобщения мнений большинства исследователей выделим совпадающие характеристики, своеобразный инвариант. Готовность к профессиональной деятельности в контексте компетентностного подхода предполагает свободное владение своей профессией и ориентацию в смежных областях, конкурентоспособность, стрессоустойчивость, социальную и профессиональную мобильность, способность к адаптации в ситуациях неопределенности и изменяющихся внешних условий, нацеленность на профессиональный рост и успешную самореализацию. Высокий уровень самообучаемости, самоорганизация и самозащищенность, собственный позитивный опыт сотрудничества и сотворчества обусловливают успешность в решении нестандартных задач и проблемных социально значимых и профессиональных ситуаций.
Следовательно, готовность будущего учителя к профессиональной деятельности с позиций компетентностного подхода есть интегративная характеристика, включающая глубокие теоретические и широкие методические знания, профессиональные и прикладные умения, желание и стремление быть успешным в осуществлении педагогической деятельности, способность решать профессиональные задачи индивидуально и совместно, конструктивно, творчески и вариативно. Готовность к профессиональной деятельности формируется в течение всего периода обучения, последовательно проходя ряд условно выделенных стадий-фаз: мотивационная, знаниево-ориен-тированная, репродуктивно-деятельностная, практико-ориентированная, творческая, исследовательская.
Целесообразность применения компетентностного подхода очевидна при обучении студентов по различным педагогическим направлениям, а особенно там, где необходима интеграция не только общекультурных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, но и медицинских, как по специальностям «Специальное дошкольное образование» или «Физическая культура».
Под готовностью к профессиональной деятельности, вслед за В. Ф. Жуковой, мы понимаем сложное многокомпонентное личностное образование, включающее в себя взаимодействие эмоционально-волевого, моти-вационного, ориентировочно-мобилизационного, когнитивного, операционно-деятельного, познавательно-оценивающего компонентов [16]. Также нам близка точка мнения авторов: Л. И Мироновой., Б. М. Игошева, Т. Н. Шамало, которые рассматривают готовность к профессиональной деятельности «в соответствии с требо-
ваниями Профессионального стандарта для учителя как интегративное качество субъекта этой деятельности, включающее мотивацию на профессию учителя и самосовершенствование личности будущего педагога, его нравственные и этические характеристики, необходимые знания и умения, опыт успешной деятельности» [12, с. 144].
В рамках нашего исследования при разработке диагностического инструментария мы исходили из того, что студенты овладевают компетенциями в деятельности, разнообразной по содержанию, видам и формам организации. Следовательно, результат освоения необходимо отслеживать через оценку реализации студентами самой деятельности и ее продуктов.
Важно отметить, что студенты в процессе обучения в колледже, по нашему мнению, проходят два взаимосвязанных периода, которые определяют готовность к профессиональной деятельности. Первый период происходит на первом курсе первого года обучения, мы его условно определяем как «готовность к обучению», результаты прохождения которого становятся очевидными и для преподавателей, и для самого студента. Второй период, «готовность к профессиональной деятельности», - со второго курса и до окончания обучения колледжа. По нашему мнению, данный период является содержательным и насыщенным, поскольку на основе готовности к обучению в колледже формируется и развивается готовность будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности.
Проведенное нами эмпирическое исследование среди студентов позволило выявить следующее: уровни готовности будущих учителей к профессиональной деятельности и удовлетворенности качеством профессиональной подготовки, отношение студентов к будущей профессиональной деятельности, самооценку уровня сформированности общих и профессиональных компетенций по каждой специальности. Кроме этого, нам удалось узнать мнения студентов по определению путей улучшения профессиональной подготовки.
Исследование проводилось в 2022/23, 2023/24 учебных годах, участниками стали 329 студентов выпускных групп. В состав методов, обеспечивающих проведение исследования, входили тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование, проектный метод - мини-сочинение, сочинение-эссе. В данной статье представим некоторые результаты исследования, которые относятся к вопросу оценки готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению профессиональной деятельности. В нашем исследовании сбор диагностических данных анкетирования проводился анонимно и с помощью сервиса Ооод!е Формы.
Охарактеризуем подробнее содержание используемого нами инструментария.
1. Для определения выраженности особенностей готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа использовалась методика «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской, направленная на изучение нескольких параметров профессиональной готовности:
- автономность подразумевает вычленение себя из окружающих людей, наличие глубоких знаний и навыков в профессии, накопления своего опыта, способность прогнозировать профессиональный рост, проявление инициативности и изобретательности в реализации своих возможностей;
- информированность указывает на полноту представлений об источниках поучения информации;
- принятие решений свидетельствует об умении видеть ситуацию как требующую принятия решений и об умении использовать известный алгоритм;
- планирование является наметками основных вех становления себя как профессионала;
- эмоциональное отношение включает в себя как отношение к множественным вариантам работы в профессии, так и отношение к планированию жизненного пути, а также оказывает значительное влияние на принятие решений.
2. Для выявления отношения студентов к будущей профессиональной деятельности авторами статьи разработана анкета, содержание которой включало утверждения по пяти логическим блокам:
- заинтересованность в профессиональном развитии;
- привлекательность профессии учитель;
- непринятие будущей профессиональной деятельности, разочарование в будущей профессии;
- самостоятельность в обучении, желание получить педагогическое образование;
- осознание важности будущей профессиональной деятельности, принятие будущей профессии.
3. Авторский опросник «Уровень готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности» позволил выявить следующие аспекты/блоки:
- причина выбора педагогического колледжа в качестве образовательного учреждения;
- самооценка уровня готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности и желание продолжить обучение по специальности;
- факторы, препятствующие образовательному процессу и осознанности посещения учебной и производственной практики по специальности;
- оценка выпускниками соответствия социальных условий и возможностей, предоставляемых кол-
леджем, личностно-профессиональному становлению и развитию студентов.
Данные опросники и методика были выбраны неслучайно, поскольку, на наш взгляд, их содержание отражает все компоненты готовности к профессиональной деятельности: эмоционально-волевой, мотива-ционный,ориентировочно-мобилизационный,когни-тивный, операционно-деятельный, познавательно-оценивающий. Результаты проведенного эмпирического исследования стали прочной базой для проектирования организационно-педагогического сопровождения обучения студентов педагогического колледжа.
В рамках реализации первой исследовательской задачи мы получили следующие результаты, характеризующие выраженность особенностей готовности к профессиональной деятельности в группе студентов-выпускников педагогического направления.
Обобщая аналитические данные, отметим, что наиболее высокие показатели самооценки были определены в данной группе исследуемых по параметру «автономность» (интегрированный показатель (ИК) =14,2). Следовательно, можно зафиксировать, что у этих студентов существует понимание целостности своей личности и стремление реализовать свои возможности в практической деятельности. Студентов, вошедших в группу с высокими показателями «эмоциональное отношение» (ИК=13,7) и «принятие решений» (ИК=12), можно охарактеризовать как студентов с достаточно благоприятным аффективно-эмоциональным отношением к выбранной профессии, а также достаточным уровнем проницательности и предусмотрительности при выборе работы в профессии, учете всех возможных рисков и преимуществ.
Наименее выраженными показателями профессиональной готовности являются «планирование» (ИК=10) и информированность (ИК=8,7), что говорит о том, что студенты испытывают сложности с умением поставить конкретные цели, определить направления, способы и средства их достижения на пути профессионального становления, а также недостаточным знанием специфики деятельности учителя, о соответствии собственной личности требованиям профессиональной деятельности.
В анкетировании «Отношение студентов к будущей профессиональной деятельности» приняли участие 424 студента-выпускника педагогических колледжей городов: Кемерово, Анжеро-Судженска, Киселевска, Белово и Барнаула. Пилотажный вариант анкеты включал в себя 25 утверждений, которые были разделены на пять указанных выше основных блоков: заинтересованность в профессиональном развитии; привлека-
тельность профессии учитель; непринятие будущей профессиональной деятельности, разочарование в будущей профессии; самостоятельность в обучении, желание получить педагогическое образование; осознание важности будущей профессиональной деятельности, принятие будущей профессии. Эти блоки были выделены неслучайно. По нашему мнению, они отражают четыре основные характеристики готовности студента:
- мотивационная (интерес к профессии и профессиональная направленность) содержит такие показатели, как удовлетворенность студентов выбранной специальностью, условиями реализации будущей профессиональной деятельностью, стремлением добиться успеха и демонстрировать себя с лучшей стороны;
- саморегуляционная (умение использовать собственные ресурсы для решения профессиональных задач) проявляется в способности успешно ставить цели и достигать их, также планирование, распределение собственного времени, готовность к саморазвитию в выбранной специальности;
- эмоциональная отражает положительное отношение к профессиональной деятельности: принятие или непринятии будущей профессии, осознание общественной и личной значимости трудовой деятельности профессии учитель, воспитатель;
- оценочная включает оценку и самооценку профессиональной подготовленности студента, отражается в успеваемости студента и в стратегиях разрешения ситуации оценивания, анализ опыта успешной педагогической деятельности во время прохождения производственной практики или процедуры итоговой аттестации.
Эти характеристики послужили основой для выделения шкал дальнейшего анкетирования. В таблице 1 приведены примеры предложенных студентами утверждений и распределение их по блокам и шкалам. Каждое утверждение опросника коррелирует как с интегральным показателем готовности, так и с общим признаком по шкале, в которую он входит.
Третья диагностическая процедура - анкетирование «Уровень готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности». Рассмотрим ответы студентов-выпускников на вопросы, содержание которых соотносится с проблематикой готовности к профессиональной деятельности.
Вопрос 1: Какие из следующих обстоятельств имели для Вас наиболее существенное значение при поступлении в колледж? Студенты выбирали три приоритетные причины выбора. Из всей выборки 75,7 % респондентов ответили, что приоритетной причиной выбора явился
Таблица 1
Распределение вариантов предложенных студентами утверждений по шкалам и блокам
Шкала Блок Примеры утверждений
Мотивационная Заинтересованность в профессиональном развитии Я думаю после окончания колледжа продолжить обучение в вузе по своей профессии. Я считаю, чтобы быть успешным в своей профессиональной деятельности, необходимо самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию, быть в курсе инноваций в рамках выбранной профессии. Я заинтересован в том, чтобы стать хорошим специалистом в выбранной мной профессии. Моя будущая профессия дает огромные возможности для самореализации
Саморегуляционная Самостоятельность в обучении, желание получать педагогическое образование Чтобы быть хорошим учителем, нужно проявлять самостоятельность в преодолении трудных ситуаций профессиональной деятельности. Во время обучения в колледже я проявляю самостоятельность в изучении учебных дисциплин, профессиональных модулей. Как правило, мой день проходит бессистемно
Эмоциональная Осознание важности будущей профессиональной деятельности, принятие или непринятие будущей профессии Если бы мне представилась возможность поменять профессию, я бы ею воспользовался. За время обучения в колледже я разочаровался в профессии. Мне не нравится, что моя будущая профессия требует дополнительного свободного времени, эмоциональных сил. Считаю избранную профессию перспективной, полезной для общества. Профессия учителя важна для развития нашего региона. Я не сомневаюсь, что выбрал будущую профессию верно. Если бы мне снова представилась возможность выбирать профессию, я бы повторил свой выбор
Оценочная Самооценка профессиональной подготовленности студента Я одинаково старательно выполняю как интересную работу по дисциплинам, так и ту, которая меня не заинтересовала. Приступая к выполнению задания, я привык анализировать условия, в которых они будут задействованы. Мой уровень усвоения профессиональных модулей специальности достаточно высок. Я считаю, что моя подготовка соответствует уровню выпускника педагогического колледжа
интерес к будущей профессии, ее полезность и значимость для общества, 52 % опрошенных заявили, что для них причиной была возможность получить высокий уровень знаний в колледже, 49,8% респондентов констатируют, что выбрали профессию, чтобы получить диплом об образовании.
Вопрос 2: Кто или что из нижеперечисленного в большей мере способствовал Вашему решению поступать в колледж? Осуществляя выбор, 36,8 % респондентов заявили, что семья и родители повлияли на их решение, 34,3% опрошенных высказали - их собственное желание быть материально обеспеченным способствовало выбору педагогического колледжа, при этом 11,9% респондентов сказали, что призвание быть учителем/воспитателем стало для них решающим. Однако только 7% опрошенных указали, что учителя и школа повлияли на их выбор.
Вопрос 3: Как бы Вы оценили Ваш уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности? Большинство выпускников (41 %) отмечает наличие у них среднего уровня готовности, 35,6% респондентов заявили о высоком уровне и 14,6% опрошенных уверенно определили свой уровень как очень высокий. Несколько студентов указало, что в чем-то их уровень высокий, в чем-то низкий.
Вопрос 4: Какие факторы негативно влияют на Ваше желание учиться? 42,9 % респондентов отмечают, что их собственная лень, 38% опрошенных отметили, что их неумение распределять время влияет на мотивацию к учебе. Достаточно большой процент опрошенных (30,1 %) не уверен в значимости материала для будущей профессиональной деятельности. Стоит отметить, что 23,4% выпускников считают невостребованной получаемую профессию на рынке труда.
Анализ результатов проведенного диагностирования и современной образовательной практики позволяет сделать вывод, что исследуемая нами сфера профессиональной подготовки студентов относится к сложным, трудоемким и неоднозначным по выделению ключевых ориентиров интенсификации, оценке качества, результатов и степени удовлетворенности результатами субъектами образовательного процесса.
Заключение
Результаты проведенного эмпирического исследования, естественно, не претендуют на исчерпывающее отражение всех особенностей формирования готовности будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности. Тем не менее они способны отразить общие тенденции и динамику организационно-педагогического сопровождения исследуемого процесса.
Итак, общие результаты исследования подтвердили необходимость специально-организованной совместной деятельности преподавателей и студентов педагогического колледжа с учетом выявленных профессиональных дефицитов.
Резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что система профессионального образования нуждается в непрерывном последовательном обновлении не только содержательного компонента профессиональной подготовки. Актуализируется также необходимость в смещение акцента на формирование, развитие, совершенствование необходимых личностных качеств выпускника педагогических направлений колледжа, которые способствовали бы его эффективному профессиональному становлению как компетентного специалиста. Ведь личность самого педагога, его готовность, а не только желание и стремление, но и профессиональные умения и опыт осуществлять продуктивное обучение имеют ключевое значение в результативности его работы.
Перспективными направлениями при разработке данной проблемы станет дальнейшее проектирование и реализация направлений организационно-педагогического сопровождения, включающих разработку педагогических тактик организации продуктивного взаимодействия, содержательное наполнение этапов интенсификации профессиональной подготовки в колледже, способствующих повышению готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности.
Литература
1. О направлении документов «Ядро среднего профессионального образования» : письмо Министерства Просвещения России от 08.04.2022 № АБ-119/05 // Официальные документы в образовании : бюллетень. 2022. N 17.
2. Концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 02.01.2024).
3. Государственная программа «Развитие образования» : утв. постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 02.01.2024).
4. Технологии подготовки учителей в классическом университете / И. Р. Гафуров, А. М. Калимуллин, В. Ф. Габдулхаков и др.; под ред. И. Р. Гафурова. Казань : Издательство Казанского университета, 2019. 140 с.
5. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Ориентиры обновления профессиональной подготовки будущих учителей // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 12-18.
6. Тряпицына А. П. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Питер, 2018. 304 с.
7. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д., 1998. 544 с.
8. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост.: В. А. Миже-риков; под. ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004. 448 с.
9. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : АСТ, Прайм-Еврознак, 2009.
10. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. М. : Академия, 2000. 240 с.
11. Шендрикова С. П., Богуш Т. В Диагностика готовности будущих учителей начальных классов к проектированию образовательного контента // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 221-224.
12. Миронова Л. И, Игошев Б. М., Шамало Т. Н. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способы ее оценки // Педагогическое образование. 2019. № 9. С. 142-149.
13. Дмитриева И. А., Морозова И. С., Елькина О. Ю. Особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 2020. № 2 (14). URL: https://vestnik-hss.kemsu.ru/ru/nauka/article/39691/view (дата обращения: 29.02.2024).
14. Демидова Т. Е., Буренкова Н. В., Сороквашина Г А. Исследование уровня готовности будущих учителей начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо // Концепт. 2018. № 4. С. 208-221.
15. Буров Ю. Б., Карпыкова Г У Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4 (24). С. 53-59.
16. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. № 6. С. 117-121.
17. Емельянова Л. А., Бубчикова Н. В. Модель психологической готовности будущего учителя начальных классов к развитию учебной мотивации у учащихся // Вестник ОГУ 2013. № 2 (151). С. 73-76.
18. Деркач А. А. Акмеология : учебник. М. : Изд-во «РАГС», 2002. 650 с.
19. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал, 2013. № 5. С. 38-40.
20. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Поды-мова и др.; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. М.: Издательство Юрайт, 2023. 246 с.
21. Губанова М. И. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников : монография. Кемерово, 2003. 236 с.
22. Редько Л. Л., Шумакова А. В., Веселова В. Г. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза. Ставрополь, 2010. 282 с.
23. Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза. Чебоксары, 2021. 128 с.
References
1. O napravlenii dokumentov "Jadro srednego professional'nogo obrazovanija". Pis'mo Ministerstva Prosveshhenija Rossii ot 08.04.2022 g. No. AB-119/05 [On the direction of the documents "The core of secondary vocational education". Letter of the Ministry of Education of Russia dated 08.04.2022 No. AB-119/05]. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii, 2022, No. 17. (In Russian).
2. Koncepcija podgotovki pedagogicheskih kadrov do 2030 goda. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 24 ijunja 2022 g. No. 1688-r [The concept of teacher training until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated June 24, 2022 No. 1688-r]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/404830447/ (accessed 02.01.2024). (In Russian).
3. Gosudarstvennaja programma "Razvitie obrazovanija". Utv. postanovleniem Pravitel'stva ot 26 dekabrja 2017 goda No. 1642 [The State program "Development of Education". Approved by Government Decree no. 1642 dated December 26, 2017]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/860/ events/ (accessed 02.01.2024). (In Russian).
4. Gafurov I. R., Kalimullin A. M., Gabdulhakov V. F. i dr. Tehnologii podgotovki uchitelej v klassicheskom universitete [Technologies of teacher training at a classical university]. Ed. Gafurova I. R. Kazan', 2019. 140 s. (In Russian).
5. Pisareva S. A., Trjapicyna A. P. Orientiry obnovlenija professional'noj podgotovki budushhih uchitelej [Guidelines for updating the professional training of future teachers]. Chelovek i obrazovanie, 2016, no. 3 (48), pp. 12-18. (In Russian).
6. Trjapicyna A. P. Pedagogika. Uchebnik dlja vuzov. Standart tret'ego pokolenija [Pedagogy. Textbook for universities. The 3d generation standard]. Ed. A. P. Trjapicyna. Saint Petersburg, 2018. 304 s. (In Russian).
7. Psihologo-pedagogicheskij slovar' dlja uchitelej i rukovoditelej obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Psychological and pedagogical dictionary for teachers and heads of educational institutions]. Rostov-on-Don, 1998. 544 s. (In Russian).
8. Mizherikov V. A. Slovar'-spravochnik po pedagogike [Dictionary of Pedagogy]. Ed. P. I. Pidkasistyj. Moscow, 2004. 448 p. (In Russian).
9. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [A large psychological dictionary]. Eds. B. G. Meshherjakov, V. P. Zinchenko. Moscow, 2009. (In Russian).
10. Sen'ko Ju. V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazo-vanija [The humanitarian foundations of teacher education]. Moscow, 2000. 240 p. (In Russian).
11. Shendrikova S. P., Bogush T. V Diagnostika gotovnosti budushhih uchitelej nachal'nyh klassov k proektirovaniju obrazovatel'nogo kontenta [Diagnostics of the readiness of future primary school teachers to design educational content]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2020, no. 4 (83), pp. 221-224. (In Russian).
12. Mironova L. I, Igoshev B. M., Shamalo T. N. Gotovnost' budu-shhego uchitelja k professional'noj dejatel'nosti i sposoby ee ocenki [The future teacher's readiness for professional activity and ways to evaluate it]. Pedagogicheskoe obrazovanie, 2019, no. 9, pp.142-149. (In Russian).
13. Dmitrieva I. A., Morozova I. S., El'kina O. Ju. Osobennosti psiho-logicheskoj gotovnosti studentov pedagogicheskih napravlenij k professional'noj dejatel'nosti [Features of psychological readiness of students of pedagogical directions for professional activity]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, vol. 2020, no. 2 (14). URL: https:// vestnik-hss.kemsu.ru/ru/nauka/article/39691/view (accessed 29.02.2024). (In Russian).
14. Demidova T. E., Burenkova N. V., Sorokvashina G. A. Issledo-vanie urovnja gotovnosti budushhih uchitelej nachal'nyh klassov k ispol'zovaniju tehnologii razvitija kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pis'mo [The study of the level of readiness of future primary school teachers to use the technology of developing critical thinking through reading and writing]. Koncept, 2018, no. 4, pp. 208-221. (In Russian).
15. Burov Ju. B., Karpykova G. U. Intensifikacija processa podgotovki budu-shhego uchitelja v professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Intensification of the process of training a future teacher in a professional educational organization]. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2019, no. 4 (24), pp. 53-59. (In Russian).
16. Zhukova V. F. Psihologo-pedagogicheskij analiz kategorii "psiho-logicheskaja gotovnost'" [Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness"]. Izvestija Tom-skogo politehnicheskogo universiteta, 2012, no. 6, pp. 117-121. (In Russian).
17. Emel'janova L. A., Bubchikova N. V. Model' psihologicheskoj gotovnosti budushhego uchitelja nachal'nyh klassov k razvitiju
uchebnoj motivacii u uchashhihsja [A model of psychological readiness of a future primary school teacher for the development of educational motivation among students]. Vestnik OGU, 2013, no. 2 (151), pp. 73-76. (In Russian).
18. Derkach A. A. Akmeologija. Uchebnik [Acmeology. Textbook]. Moscow, 2002. 650 p. (In Russian).
19. Adol'f V. A. Stanovlenie professional'noj kompetentnosti pedagoga [Formation of professional competence of a teacher]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2013, no. 5, pp. 38-40. (In Russian).
20. Podymov L. S. i dr. Pedagogika. Uchebnik i praktikum dlja vuzov [Pedagogy. Textbook and workshop for universities]. Eds. L. S. Podymo-voj, V. A. Slastenina. Moscow, 2023. 246 p. (In Russian).
21. Gubanova M. I. Formirovanie gotovnosti budushhego uchitelja k pedagogicheskomu soprovozhdeniju social'nogo samoopre-delenija starsheklassnikov. Monografija [Formation of the future teacher's readiness for pedagogical support of the social self-
determination of high school students]. Kemerovo, 2003. 236 p. (In Russian).
22. Red'ko L. L., Shumakova A. V., Veselova V. G. Proektirovanie inte-grativnogo obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza [Designing an integrative educational space of a pedagogical university]. Stavropol', 2010. 282 p. (In Russian).
23. Podgotovka budushhih pedagogov k resheniju professional'nyh zadach v uslovijah integracii sistem vysshego pedagogicheskogo, obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija. Uchebno-metodicheskoe posobie dlja magistrantov, aspirantov, prepodavatelej vuza [Preparation of future teachers to solve professional problems in the context of integration of higher pedagogical, gene ral and additional education systems. Educational and methodological guide for undergraduates, postgraduates, university teachers]. Cheboksary, 2021. 128 p. (In Russian).
УДК/UDC 37.015.3+159
DOI 10.54509/22203036_2024_2_175
EDN GUTZDB
Журавлева Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск
Ярославцев Виктор Георгиевич
кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск
Zhuravleva Natalia N.
Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Department of Education Management, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Yaroslavtsev Victor G.
Candidate of History Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Humanities, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
ТЕХНОЛОГИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
GAMIFICATION TECHNOLOGY AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY
Аннотация. Цель данной статьи - представить методологические и методические основания применения игры при дидактическом обеспечении высшего образования. В статье описывается геймификация как образовательная технология. Дается сравнительная характеристика геймификации и игрового подхода в обучении. Поскольку геймификация способствует повышению заинтересованности в различных областях, где она применяется, обучающиеся становятся более заинтересованными в прохождении тех курсов, где есть игровые элементы. В статье рассматривается геймификация в различных сферах деятельности: в бизнесе, мар-
кетинге, образовании. Варианты внедрения геймификации в образовании обычно осуществляются в формате PBL-модели: очки, бейджи и рейтинги. Примерами игровых сценариев могут служить квесты, конкурсы симуляции. Проанализирован ряд механик геймификации, которые применяются в образовании, и показан результат исследования: проведен опрос среди преподавателей и студентов, достаточно ли качественно работают данные механики и геймификация в целом в образовании.
Abstract. The purpose of this article is to present the methodological and methodological foundations for the use of the game in the didactic support of higher education. The article dis-