Научная статья на тему 'Диагностика затрудненного общения подростков'

Диагностика затрудненного общения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1239
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ДИАГНОСТИКА / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / COMMUNICATION / DIFFICULT COMMUNICATION / TEENAGER / DIAGNOSTICS / METHOD / PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иксанова Гульнур Насибулловна

В настоящей статье обсуждается один их актуальных вопросов психологии затрудненное общение подростков. Как известно, общение для подростков является ведущим видом деятельности. Однако, в силу ряда факторов, влияющих на качество общения, подросток нередко испытывает коммуникативные трудности. Необходим комплекс методик или некий диагностический блок, позволяющий исследовать общение подростка, выявить коммуникативные трудности. Обозначенная задача стоит перед педагогами-психологами образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE LABOURED COMMUNICATION FOR TEENAGERS

In the real article one comes into question their pressing questions of psychology is the laboured communication of teenagers. As is generally known, communication for teenagers is the leading type of activity. However, by virtue of row of factors influencing on quality of communication, a teenager tests communicative difficulties quite often. The complex of methodologies or some diagnostic block, allowing to investigate communication of teenager, educe communicative difficulties, is needed. A mark task stands before the teachers-psychologists of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Диагностика затрудненного общения подростков»

Выводы. Можно сделать вывод, что уровень развития познавательного интереса зависит от занимательности урока, фактов и примеров, уровня самостоятельной включенности обучающегося в ход урока, выполнения им различных творческих и исследовательских заданий.

Со стороны педагога развитие познавательного интереса обеспечивается за счет использования учителем определенных методов и приемов, которых формируют умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Москва. 2008.

2. Ушинский, К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. Москва. 2006.

3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Психология и педагогика - 2007. - №2. - С. 7-10

4. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград. 2007.

5. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. - 2016. -№9. - С. 1107-1113. - URL https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 17.12.2018).

6. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности. М.: Омега - Л, 1995. - 356 с.

Психология

УДК 159.9.072

аспирант Иксанова Гульнур Насибулловна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)

ДИАГНОСТИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В настоящей статье обсуждается один их актуальных вопросов психологии - затрудненное общение подростков. Как известно, общение для подростков является ведущим видом деятельности. Однако, в силу ряда факторов, влияющих на качество общения, подросток нередко испытывает коммуникативные трудности. Необходим комплекс методик или некий диагностический блок, позволяющий исследовать общение подростка, выявить коммуникативные трудности. Обозначенная задача стоит перед педагогами-психологами образовательных организаций.

Ключевые слова: общение, затрудненное общение, подросток, диагностика, методика, педагог-психолог.

Annotation. In the real article one comes into question their pressing questions of psychology is the laboured communication of teenagers. As is generally known, communication for teenagers is the leading type of activity. However, by virtue of row of factors influencing on quality of communication, a teenager tests communicative difficulties quite often. The complex of methodologies or some diagnostic block, allowing to investigate communication of teenager, educe communicative difficulties, is needed. A mark task stands before the teachers-psychologists of educational organizations.

Keywords: communication, difficult communication, teenager, diagnostics, method, psychologist.

Введение. Каждый взрослый человек был подростком и помнит особенно отчетливо этот период как трудный для себя и окружающих. Связано это, прежде всего, с формированием ведущей деятельности общения и проявившимися трудностями, которые психологи называют затрудненным общением. Особую трудность испытывают специалисты общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования при необходимости оказания таким подросткам специализированной помощи. Начало такой помощи невозможно без подбора диагностического инструментария.

Изложение основного материала статьи. Проблема диагностики затрудненного общения у подростков, с точки зрения психологии, предполагает выделение нескольких параметров изучения феномена. Поскольку каждый исследователь решает свои, поставленные с определенной целью конкретные задачи, то и набор методик и составление комплекса диагностического блока, исходит от поставленных целей и задач. Приведем некоторый обзор методик и подходов к формированию диагностического комплекса.

Проанализированный исследователем Е.Ю. Киселевой ряд методик по оценке общения позволил сформировать диагностический блок с учетом поведенческого, аффективного, когнитивного или ценностно-смыслового компонентов общения исследователем Киселевой Е.Ю. [2]. По ее мнению, затрудненное общение, чаще всего вызвано искажениями в одном или нескольких компонентах общения. Автор для исследования поведенческой составляющей рассматривает методики СУМО и КОСКОМ, разработанные В.Н. Куницыной, «Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томаса, «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой [3, 8]. Исследование эмоциональной составляющей предлагается начинать с методики FRI - «Оренбургский личностный опросник», затем перейти на методики «Экспресс-диагностика эмпатии» (И.М. Юсупов), «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении» (В.А. Лабунская), «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна [4, 5, 9]. Для исследования когнитивной составляющей затрудненного общения Киселевой Е.Ю. предлагается тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливана в адаптации Е.С. Алешиной-Михайловой, тест «Двадцать вопросов» N.E. Waxlera в адаптации Г. И. Саганенко, бланковая методика «Самооценка-25» (В.Н. Куницына), перцептивные тесты «Стержень-рамка», «Регулирование положения тела» «Включенные фигуры», описанные Г. Уиткиным, методики «Завершение предложений», «Я верю, что...», тест «Техника репертуарных решений» Дж. Келли [2]. Методики, диагностирующие ценностно-смысловую сферу личности представлены автором в следующем ракурсе:

- для диагностики ведущей доминирующей ценностной ориентации тест ценностных предпочтений Г.Оллпорта, Ф.Вернона и Г. Линдсея, тест личностных предпочтений А. Эдвардса, «ориентационная анкета» (Б.Басс), опросник эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов);

- для исследования иерархии ценностных ориентаций личности: тест М. Рокича, опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин);

-проективные методы - «автобиография будущего» (Г.Оллпорт и Дж. Гилеспи) и методика Х.Кантрила «система жизненных смыслов»;

-для диагностики процессов и уровня личностного развития - «опросник личностных ориентацию» Э. Кострома в адаптации Л.Я Гозмана, М.В.Кремеза, М.В. Латинской, «Самоактуализационный тест» (И.Ф. Калина), шкала локуса контроля Дж. Роттера, опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд);

- для диагностики жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смыслообразующих ориентацию -«Цель в жизни» (Дж. Крамбо, Л. Махолик), многомерный тест смысложизненных ориентацию (Дж. Крамбо) [2].

На основе систематизированного Киселевой Е.Ю. диагностического комплекса специалистами Сибайской психолого-медико-педагогической комиссии в 2018 году был проведен опрос 36 педагогов-психологов общеобразовательных организаций гг. Сибай, Баймак, Баймакского, Хайбуллинского, Абзелиловского районов Республики Башкортостан. Был предложен опросник на знание методик исследования затрудненного общения подростков и наличие их в арсенале для практической работы. Опросник включал перечень методик, систематизированных Киселевой Е.А. и предполагал проверку психологов на знание представленных методик. Предлагался двух-альтернативный выбор ответов («да, нет»).

Таблица 1

№ Методики Да Нет

Поведенческая составляющая

• Методика СУМО (В.Н. Куницына)

• Методика КОСКОМ (В.Н. Куницына)

• Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томаса

• «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой.

Исследование эмоциональной составляющей

• «Оренбургский личностный опросник»

• «Экспресс-диагностика эмпатии» (И.М. Юсупов)

• «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении» (В.А. Лабунская)

• «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна

Когнитивная составляющая затрудненного общения

• «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена

• Тест в адаптации Е.С. Алешиной-Михайловой

• Тест «Двадцать вопросов» №Е. Waxlera в адаптации Г. И. Саганенко,

• Бланковая методика «Самооценка-25» (В.Н. Куницына)

• Перцептивные тесты «Стержень-рамка» (Г. Уиткин)

• Перцептивные тесты «Регулирование положения тела» (Г. Уиткин)

• Перцептивные тесты «Включенные фигуры (Г. Уиткин)

• Методика «Завершение предложений» (Дж. Келли).

• Методика «Я верю, что...» (Дж. Келли).

• Методика «Техника репертуарных решений» (Дж. Келли).

Ценностно-смысловая сфера личности

А) Ведущая доминирующей ценностной ориентации

• Тест ценностных предпочтений Г.Оллпорта, Ф.Вернона и Г. Линдсея

• Тест личностных предпочтений А. Эдвардса

• «Ориентационная анкета» (Б.Басс)

• Опросник эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов)

Б) Исследование иерархии ценностных ориентаций личности

• Тест М. Рокича

• Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)

В) Проективные методы

• «Автобиография будущего» (Г.Оллпорт и Дж. Гилеспи)

• Методика Х.Кантрила «система жизненных смыслов»

• «Опросник личностных ориентаций» Э. Кострома в адаптации Л.Я Гозмана, М.В.Кремеза, М.В. Латинской

Г) Диагностика процессов и уровня личностного развития

• «Самоактуализационный тест» (И.Ф. Калина)

• Шкала локуса контроля Дж. Роттера

• Опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд)

Д) Диагностика жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смыслообразующих ориентаций

• «Цель в жизни» (Дж. Крамбо, Л. Махолик)

• Многомерный тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо)

Другое (добавьте методики по своему усмотрению)

Результаты исследования показали, что психологи не знают, следовательно, не имеют в арсенале вышеобозначенные методики. На следующем этапе специалистам было предложено изучить по одной методике из представленного перечня. Наиболее опытным 5 психологам предлагалось дополнить список

методик. Результаты исследовательской работы обсуждены на методическом объединении психологов. Из представленных Киселевой Е.Ю. методик экспертным сообществом было предложено использовать в практической работе следующие методики: «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой, «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна, бланковая методика «Самооценка-25» (В.Н. Куницына), шкала локуса контроля Дж. Роттера, опросник личностных ориентацию» Э. Кострома в адаптации Л.Я Гозмана, М.В.Кремеза, М.В. Латинской [2].

Кроме представленных методик на заседании методического объединения была проанализирована комплексная психологическая диагностика общения (КПДО), авторы Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Данная методика примечательна тем, что основывается на концепции многоуровневого общения (Г.В. Акопов) [6]. Каждый уровень общения соответствует определенной модели поведения. В методике рассматриваются следующие уровни общения: контактный (простой, поверхностный), информационный (приспособляемый), смысловой (усложненный) и рефлексивный (перспективный) уровни общения. Содержание общения в методике КПДО изучается в когнитивном (познавательном), аффективном (эмоциональном), организационном (прагматическом), эгоцентрическом и альтруистическом направленностях. Взаимодействие во время общения авторами рассматривается также в нескольких стилях: авторитарном (доминирующем), конвенциональном (на основе общепринятых моделях поведения и с учетом норм общества), консолидирующем (на основе выстраивания собственной личностной позиции с учетом мнения других). Параметр «диалогичность» в методике КПДО рассматривается как умение вести диалог внешний и внутренний, с проявлениями вариативности и гибкости во время общения [6].

Методика КПДО позволяет проводить исследование с точки зрения различных особенностей общения, перечисленных выше.

Методика, предложенная исследователем А.Г. Самохваловой, «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» - новый инструмент для измерений коммуникативных трудностей в подростковом возрасте [7]. Автор выделяет четыре группы трудностей - базовые, содержательные, рефлексивные. Первая группа связана с личностными качествами подростка, вторая - с неумением подростка эффективно реализовывать на практике намеченные планы общения, последняя группа трудностей связана с неумением подростка анализировать свое общение, признавать имеющиеся трудности и исправлять ошибки [7].

Выводы. Таким образом, анализ методик для исследования общения, коммуникативных трудностей, в том числе у детей и подростков, показал достаточный выбор, который зависит от целей эмпирических исследований и практик, осуществляемых в условиях образовательной организации.

Литература:

1. Акопов Г.В. Семенова Т.В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО): методическая разработка для бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология». -Самара: ООО «Порто-принт», 2016. 32 с.

2. Е.Ю. Киселева Диагностика затрудненного общения личности подростка // Вестник Омского университета.2008, №2. С. 113-117

3. Куницына В.Н. Межличностное общение /В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. С. 502-504, 506, 524.

4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов на Дону.: Феникс, 1999. С. 592

5. Лабунская В.А. Менджерицкая Ю. А. Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Психология общения. Энциклопедический словарь /Под общ. Ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.

7. Самохвалова А.Г., Екимчик О.А. Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.12.2018г.).

8. Творогова Н.Д. Измерение техники общения // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Беляковой. М.: МГУ, 1992. С. 27-48

9. Юсупов И.М. Шкала эмоционального отклика /И.М. Юсупов, Т.А. Верняева, С.Г. Тарасов // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2003. С. 295-298

Психология

УДК 159.95+378.6

преподаватель Кузнецов Андрей Владимирович

Новосибирский военный институт имени генерала армии

И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО У СТУДЕНТОВ, СОЧЕТАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ С АКТИВНОМ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. Цель работы состоит в выявлении взаимосвязи между содержанием образа профессионального будущего и степени вовлеченности в спортивную деятельность у студентов. В исследовании приняли участие студенты вузов в количестве 29 человек, которым было предложено написать сочинение на тему «Мое профессиональное будущее». Тексты сочинений анализировались с помощью качественного психосемантического анализа. Показано, что образ профессионального будущего у студентов, занимающихся спортом, значимо отличается большей ориентацией на предпринимательскую деятельность нежели развитие в профессии и карьерный рост, большей ориентацией на собственные силы и личные качества, нежели обоазование. В целом, образ профессионального будущего у студентов-спортсменов выглядит более интернальным, реалистичным и осмысленным. Это рекомендовано учитывать при разработке организационно-методических решений по включению студенческого спорта в образовательную среду вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.