ДИАГНОСТИКА ЯЗЫКОВОГО УРОВНЯ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ:
ПОДХОДЫ И ФАКТОРЫ
Г.А. Абдивалиева1, канд. пед. наук, ст. преподаватель
А.К. Тентимишова1, канд. филол. наук, директор департамента Аккредитации и качества образования
Эргешбай кызы Миргул2, преподаватель
Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова 2Индустриально-педагогическый колледж Ошского государственного университета (Кыргызстан, г. Ош)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-62-65
Аннотация. Научное исследование направлено подходам диагностики языкового уровня студентов бакалавров начального образования Гуманитарно-педагогического факультета. В работе рассматриваются основные методы оценки языковой компетенции, факторы, влияющие на результаты диагностики. Целью исследования является анализ и оценка метода диагностики языкового уровня студентов бакалавров. Исследование ориентировано на выявление наиболее эффективных подходов для точной диагностики языковой компетенции студентов, с акцентом на определение уровня владения русским языком. Предметами исследования является диагностическое тестирование уровня владения русским языком, включая современные подходы, адаптированные к специфике образовательного процесса и индивидуальным особенностям студентов. Исследование подчеркивает необходимость регулярного мониторинга языковой компетенции студентов.
Ключевые слова: язык, уровень, тест, навык, обучение, кредит, академическая успеваемость.
Парадигма образования меняется в современном мире под воздействием культурных, социальных изменений, а также развития технологий, диктуя внедрения в учебный процесс новых подходов, гибридных методик обучения и готовности к постоянной адаптации к инновационным методам преподавания. Гибридные методики, которые сочетают традиционные и цифровые методы обучения, обеспечивают возможность гибкости в выборе формата обучения, что позволяет удовлетворить разнообразные стили обучения и повысить вовлеченность студентов [1, с. 243].
В 2011 году сектор поликультурного образования Министерства образования и науки Кыргызской Республики при поддержке Верховного Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств ввели в систему образования Кыргызстана «Многоязычное и поликультурное образование». В 2015 году 13 апреля № 363/1 вышел приказ о реализации программы многоязычного образования в ВУЗах.
В 2022-2023 учебном году кафедра Методика дошкольного и начального образования Гуманитарно-педагогического факультета
Кыргызско-Узбекского Международного университета имени Б. Сыдыкова начала работу по программе многоязычного образования по направлению 550700 Педагогика. Цель этой программы заключается в том, чтобы к выпуску выработать у студентов знания родного языка до С1 и русского языка, как иностранного до уровня В2.
Результаты исследования. Подготовка к многоязычному обучению в нашей образовательной организации началась в 2020-2021 учебном году. Летние каникулы стали временем активного повышения квалификации преподавателей кафедры Методики дошкольного и начального образования, Русской филологии и Кыргызской филологии, которые прошли онлайн-курсы по многоязычным обучению. Курсы были организованы Республиканскими институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Кыргызской Республики совместно с центром социальной интеграции под руководством директора Марины Юрьевной Глушко-вой.
Преподаватели Кыргызско-Узбекского Международного университета прошли курсы по таким направлениям «Подготовка педагогов в вузах для работы в многоязычных школах и вузах» (2022), «Планирование занятий и создание учебных материалов на основе результатов обучения» (2023), «Методика интегрированного обучения предмету и языку (СЬ1Ь) в вузе» (2024). В рамках межмодульных встреч, предусмотренных этими курсами, педагоги посещали занятия своих коллег, анализировали методические подходы и участвовали в круглых столах для обмена опытом. Особое внимание уделялось обсуждению специфики многоязычного обучения, включая способы интеграции предметного содержания и языкового обучения, оценку и мониторинг прогресса студентов, а также создание учебных материалов, соответствующих стандартам многоязычия [2, с. 22]. Участники, успешно завершившие обучение, получили сертификаты о повышении квалификации по программе многоязычное и поликультурное обучение.
В рамках программы многоязычного обучения экспериментальной группой стали в
2022-2023 учебном году группа ПМНО-1-22;
2023-2024 учебном году ПМНО-1-23; 20242025 учебном году ПМНО-1-24.
В начале каждого учебного года проводится оценка языкового уровня студентов, что позволяет адекватно определить их способности и потребности в обучении. На основе полученных данных проводится обсуждение на кафедре с привлечением преподавателей по многоязычному обучению. Обсуждение направляется на анализ результатов оценки языкового уровня студентов, выявление общих тенденций и ожидаемых трудностей, с которыми наши студенты могут столкнуться в процессе обучения. Преподаватели совместно разрабатывают и адаптируют программы и методики преподавания в соответствии с потребностями студентов. Коллаборация преподавателей позволяет интегрировать педагогические практики, использовать инновационные методы обучения [3, с. 51], рассматриваются онлайн платформы, интерактивные инструменты обучения, образовательные приложения, мультимедийные материалы, способствуя созданию эффективной образовательной среды в Гуманитарно-
педагогическом факультете Кыргызско-Узбекского международного университета имени Б. Сыдыкова.
Преподаватели кафедры Методики дошкольного и начального образования замеряют начальный языковой уровень студентов пилотных групп три раза в учебном году, так как за раз определить языковой уровень недостаточно для объективной оценки. Уровень владения языком может значительно меняться в зависимости от различных факторов это может быть непривычная обстановка, волнение, стресс, недостаточный опыт прохождения тестов и другие [4, с. 146]. Кроме того, уровень знаний и навыков может колебаться в зависимости от конкретных заданий, например, некоторые студенты могут хорошо справляться с письменными тестами, но испытывать трудности при устных ответах и наоборот, чтобы получить наиболее точную картину, преподаватели провели три замера, что позволило учесть возможные колебания и выявить устойчивую динамику владения языком.
Выяснилось, что у большинства студентов на начальном этапе обучения наблюдается различные темпы освоения языка [5, с. 197], в течение нескольких месяцев уровень их владения языком заметно изменялся. У некоторых студентов прогресс был очевиден и происходил довольно быстро, что можно объяснить и их активным погружением в учебную среду и регулярной практикой. У других же студентов темп освоения языка оказался ослабленным, вероятно это связано с индивидуальными особенностями, исходным уровнем владения языка языком и личными стратегиями обучения. Эти различия в динамике освоении языка подтверждают важность регулярных замеров [6, с. 231], позволяющих более точно отследить процесс формирования языковых навыков у каждого студента и корректировать образовательные подходы в зависимости от их индивидуальных потребностей.
На втором курсе у студентов замер производится в начале учебного года и в конце. На четвертом и пятом замере проводятся тесты на уровень владения языка А2, поскольку на этом этапе перед нами стоит цель довести студентов именно до уровня А2. Уровень А2 предполагает, что студенты понимают и используют выражения и фразы, необходимые
для решения базовых коммуникативных задач. В тестовые задания были включены темы, языковые конструкции, которые изучали и отрабатывали на занятиях. Такой подход помог, насколько студенты усвоили языковые навыки на изученном материале, и оценить навыки практического общения.
Заключение. Выявили, что основная трудность, с которой сталкиваются студенты - это говорение, аудирование и грамматика русского языка как иностранного. У преподавателей и методистов возникает важный вопрос: действительно ли необходима грамматика для успешного изучения языка, если основной целью является развитие навыков свободного профессионального общения, несмотря на распространённое мнение о том, что акцент на грамматику может затруднить процесс овладения языком, важно отметить, что без понимания грамматических структур невозможно достичь полного владения языком. Грамматические формы играют ключевую
роль в изучении языка и необходимы на всех этапах образовательного процесса. Их освоение должно быть приоритетным и происходить в кратчайшие сроки, особенно в условиях стремительно меняющегося мира. Длительное изучение нового языка часто оказывается неэффективным для успешного овладения навыками. Необходимо интенсивное и насыщенное обучение в ограниченные временные рамки, в противном случае студенты рискуют не достичь ожидаемых результатов, что может привести к разочарованию. Это утверждение, хотя и может казаться жестоким, подтверждается мнением ученого П.И. Харакоза.
Регулярное определение и оценка языкового уровня заметно развивает у студентов профессиональных навыков, как ответственность за выполнение учебных заданий, умение грамотно составлять электронные письма, официальные документы, формулировать мысли, четко излагать и соблюдать языковые нормы.
Библиографический список
1. Колин Бейкер и Уэйн Е. Райт Основы билингвизма и билингвального образования. Изд. 6-ое. Университет Пенсильвании, США, 2020. - 784 с.
2. Абдималик кызы Ж., Умарбаева З.А., Манапбек Н. Роль электронных ресурсов в повышении качества образования школьников // AlaToo Academic Studies: электронный научный журнал. - 2024. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aas.alatoo.edu.kg/article/3BSuLM1TD9vd2oAlLvn0 (дата обращения: 15.10.2024).
3. Добаев, К.Д. О реформировании школьной системы образования Кыргызстана на современном этапе / К.Д. Добаев, Э.А. Супатаева // Известия Кыргызской академии образования. -2015. - № 3(35). - С. 49-54. - EDN XWPXXN.
4. Дербишева З.К. Особенности билингвизма в Кыргызстане // Вестник РУДН Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2022. - №1. - С. 144-155.
5. Стоянова А., Глушкова М. Как разработать и внедрить устойчивую программу многоязычного образования: Руководство по проектированию и реализации многоязычных программ. -Бишкек, 2016. - 245 с.
6. Март Раннут. Подготовка студентов педагогических вузов к интегрированному преподаванию предмета и языка. - Эстония, 2016. - 348 с.
- nedaeoeuuecKue nayHU -
DIAGNOSTICS OF LANGUAGE LEVEL OF UNDERGRADUATE STUDENTS:
APPROACHES AND FACTORS
G.A. Abdivalieva1, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer
A.K. Tentimishova1, Candidate of Philological Sciences, Director of the Department of Accreditation and Quality of Education Ergeshbai kyzy Mirgul2, Teacher
1Kyrgyz-Uzbek International University named after B. Sydykov 2Industrial and Pedagogical College of Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The scientific research is directed to the approaches of diagnosing the language level of undergraduate students of elementary education at the Faculty of Humanities and Pedagogy. The paper considers the main methods of language competence assessment, factors influencing the results of diagnostics. The aim of the study is to analyze and evaluate the methods of diagnosing the language level of bachelor students. The study is focused on identifying the most effective approached for accurate diagnosis of student's language competence, with an emphasis on determining the level of Russian language proficiency. The subjects of the study are diagnostic testing of level of Russian language proficiency, including modern approaches adapted to the specifics of the education process and individual characteristics of students. The study emphasizes the necessity of regular monitoring of students language competence.
Keywords: language, level, skill, learning, credit, academic, performance.