Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ДИАГНОСТИКА ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1869
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНЫЙ СКЛАД УМА / ДИАГНОСТИКА ВИКТИМНОСТИ / ВИКТИМНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ТИП / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучеренко Светлана Валериевна, Еременко Светлана Ивановна

Проведенный в данной статье психологический анализ современного состояния проблемы диагностики виктимного поведения личности позволяет сделать вывод, что для диагностики виктимности личности целесообразно использовать качественные методы исследования процессов самоосознания личности, субъективной картины мира, привычных стратегий преодоления трудностей. Для диагностики риска виктимного поведения предлагается применять опросник О. О. Андронниковой и психосемантическую методику «Цветоассоциативный эксперимент» С. В. Кучеренко. Таким образом, пример диагностики личности с выраженным некритическим поведением (некритичное виктимное поведение) показали отсутствие в списке свободных ассоциаций среди предпочитаемых слов и словосочетаний тех, которые описывают социальную включенность респондента и формы межличностных коммуникаций. «Работа» представлена в субъективной картине в двух полюсах: индифферентном (работа как средство «зарабатывать на пропитанье») и негативном. Сочетание типологического и объектного подходов в диагностике виктимности личности позволяет получить наиболее достоверные результаты для последующей коррекции и профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кучеренко Светлана Валериевна, Еременко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PERSONALITY VICTIMIZATION

A psychological analysis of the current state of the problem of diagnosing the victimized behaviour of an individual leads to the conclusion that it is advisable to use qualitative methods of investigation of the processes of self-consciousness of an individual to diagnose the victimization of an individual, а subjective picture of the world, familiar coping strategies. In order to diagnose the risk of victimization behavior it is proposed to apply the questionnaire O. O. Andronikova and psychosemantic method «Color-associative experiment» S. V. Kucherenko. Thus, the results of the diagnosis of a person with pronounced necritic behavior (necritical victimization behavior) showed that there were no free associations among the preferred words and phrases of those, which describe the social inclusion of the respondent and the forms of interpersonal communication. «Work» is represented in subjective picture in two poles: indifferent (work as a means to «earn on impregnation») and negative. The combination of typological and object approaches in the diagnosis of personality victimization allows you to get the most reliable results for subsequent correction and prevention.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

де // Университетские чтения - 2019: материалы научно-методических чтений ПГУ. -2019. - С. 65-69.

4. Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена [Электронный ресурс]. - URL: https:// ecsocman.hse.ru/data/568/841/1231/009drozdov. pdf.

5. Жмуров Д. В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи [Электронный ресурс]. - URL: https://refdb.ru/look/ 1964653-p2.html.

6. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.

7. Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скул-шутинг в России: что имеет значение? [Электронный ресурс] // Власть. - 2021. - № 1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skulshu-ting-v-rossii-chto-imeet-znachenie.

8. Почепцов Г. Теория коммуникации. -М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. - 656 с.

9. Рекомендации по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства (rospotrebnadzor.ru) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/ iblock/2a1/rekomendatsii-smi-_4_.pdf.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.

11. Салмина Д. В., Куликова И. С. Проблемы современного терминоведения. Лингвистические термины за пределами специального текста: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2021. - 325 с.

12. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 448 с.

13. Челышева И. В., Кобышева Л. И. Ме-диаобразовательные возможности аудиовизуальных медиатекстов на школьную и студенческую тему [Электронный ресурс] // Cre-deExperto: транспорт, общество, образование, язык. - 2019. - № 2. - URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/mediaobrazovatelnye-vozmozhno-sti-audiovizualnyh-mediatekstov-na-shkolnuyu-i-studencheskuyu.

С. В. Кучеренко, С. И. Еременко

УДК 159.9

ДИАГНОСТИКА ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ

п,

роблема распространенности виктим-ности среди молодежи и, в частности, среди студентов, актуальна на сегодняшний момент. Принята точка зрения о том, что не существует «нулевой виктимности» - в какой-то мере она присуща всем.

Диагностике виктимного поведения в студенческой среде посвящено немало научных работ. Так, в статье Т. Е. Яценко [14] классифицированы подходы к психологической диагностике виктимности: субъектно-рефлексив-ный, типологический, проективный и объектный подходы.

Цель статьи - подбор диагностического комплекса методов изучения виктимности студентов, оценка и верификация такого комплекса в рамках программы профилактики виктимности в современных условиях образовательной среды вуза.

Проведение данного исследования позволит глубже понять специфику формирования виктимного поведения в студенческой среде, охватывающей важный межвозрастной переход взросления: от юношеского к ранней взрослости. Выявленные характеристики позволят открыть перспективные направления в изучении прикладных аспектов девиктимизации личности в образовательных условиях, осуществить поиск инновационных форм работы, ориентированных на профилактику вик-тимности в студенческой среде.

С самого зарождения психологии как науки на анализ феномена жертвы большое влияние оказывают мифология, религия и философия, сказывается и специфика того или иного направления. В зарубежной психологии мы находим весьма разнообразные по своей сути психологические теории, занимающиеся исследованием уникального по своей специ-

фике феномена жертвы. Стратегия «ощущать себя жертвой» столь часто используется и прочно укореняется именно потому, что в действительности является наиболее эффективным методом защиты [5, с. 26].

Тема виктимности и ее профилактики в отечественной психологии развивается преимущественно в трех направлениях: естественнонаучном, религиозно-философском и экспериментальном. Понятие жертвы у В. Бехтерева приобретает совершенно другой смысл -это победа духа над плотью, это героическое общественное начало ради общей идеи. Жертва - это нравственное совершенствование и творческая деятельность [5, с. 36]. Глубже всех подошел к проблеме жертвы Л. С. Выготский. Специально не выделяя самого понятия, классик определяет данное явление «средней компенсацией» и подмечает ее рентный характер в связи с поиском определенной выгоды из болезни (состояния, переживания, позиции и т. п.) [5, с. 42].

Таким образом, феномен жертвы в зарубежной и отечественной психологии полисе-мантичен и многогранен, что позволяет его рассматривать как условие существования культуры (символ); нравственную категорию (подвиг); социально-приспособительный феномен, способ адаптации человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности, включающей психологические защиты, манипуляции и т. п.

Многие ученые из различных отраслей научного знания заявляют, что исследование виктимизации и виктимности требуют подхода с точки зрения психологии. Не претендуя на безусловную точность, можно выделить основные понятия, которые имеют непосредственное отношение к дальнейшему анализу.

Виктимность - это устойчивая личностная особенность, обусловленная сочетанием индивидуально-психологических, характерологических детерминант, находящей воплощение в игровой или социальной ролях жертвы.

Виктимная активность - это особая внутренняя психическая активность (агрессия, ауто-агрессия, зависимость, беспомощность, не

критичность и т. п.), направленная на действия и поступки, превращающие индивида в жертву игрового или социального характера.

Виктимизация психологическая - процесс и результат субъективного отношения человека или группы людей к себе как к жертве неблагоприятных условий социализации, не всегда детерминированных криминальными или экстремальными особенностями характера [5, с. 52-53].

Личность с виктимной идентичностью описана О. О. Андронниковой [2]: она часто испытывает чувство пустоты, которое бывает разных оттенков: хаос, невозможность сконцентрироваться, скука. Отличительная особенность такой личности - сложность реализации социальных ролей, что обусловлено слабой «персоной». В работах Е. О. Филипповой [10] рассматривается виктимная деформация идентичности в двух формах:

- идентичность, компенсирующая собственную слабость или фрагментарность выраженной потребностью в симбиотических связях, ей характерны переживания скуки, ощущение хаоса, невозможность сконцентрироваться на деятельности;

- искаженное представление о себе как о жертве социальных явлений или конкретных людей, то есть, деформация содержательного наполнения идентичности.

Виктимный личностный тип в описании М. А. Одинцовой [5] - это такой способ организации личности в сложном соотношении ее внешнего и внутреннего мира, при котором внутренний мир, преломляясь через внешний, принимает искаженные формы в виде виктимных межличностных ролей (игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, позиция жертвы), находящих свое воплощение в габитусе жертвы, способном демонстрировать разные виктимные типы: аутовиктим-ный, виктимный, гипервиктимный (Табл. 1). При этом если виды виктимных межличностных ролей жертвы (игровая, социальная, позиция) можно отнести к классификации, то они же, приобретая четкое обозначение в габитусе жертвы, трансформируются в виктим-ные личностные типы.

2022//-

Эмпирические исследования позволили выявить основные характеристики аутовик-тимных, виктимных и гипервиктимных лиц [5].

Аутовиктимный личностный тип, объек-тивируясь в игровой роли жертвы, отличается стремлением к гедонизму и развлечениям, социальному статусу и престижу, комфорту и безопасности. Преодолевающее поведение направлено на активный поиск социальной поддержки, которая для него является неэффективной. Происходит формирование экстернального локуса контроля, закрепляются рентные установки, формируется комплекс выученной беспомощности, безответственность и т. п. Все это происходит на фоне ложной филантропии.

Виктимный личностный тип, объекти-вируясь в социальной роли жертвы, отличается низким уровнем развития коммуникативного (межличностного) эмоционального интеллекта, высоким уровнем напряженности и чувствительности (ухудшение настроения; значительное снижение оптимистического модуса восприятия); неудовлетворенностью своей жизнью в целом (переживание скуки, депрессии, тревоги и т. п.).

В гипервиктимном личностном типе, объективированном в позиции жертвы, переплетаются многие свойства как игровой, так и социальной ролей жертвы, но есть и те, которые выделяют его среди других. Гипервик-тимный личностный тип отличается замкнутостью, стремлением к материальным ценностям, невозможностью реализации своих жизненных предназначений, отрицанием активности, резкими изменениями настроения, обесцениванием социального окружения [5]. Преодолевающее поведение направлено на манипуляции и погружение в страдания. Формирование подобного виктимного личностного типа происходит на фоне сочетания враждебности, агрессии, опеки, гиперопеки, и т. п. (М. А. Одинцова, 2012).

Рассмотрим факторы виктимизации личности по О. О. Андронниковой (рис. 1). В зависимости от этапа онтогенетического развития как системообразующие выступают раз-

личные факторы. Так, на стадии подросткового возраста важны параметры родительской среды, субкультуры сверстников, индивидуально-личностные особенности, социальная включенность, виктимизирующие ситуации и формы межличностных коммуникаций.

Как видно на таблице. 1, автором рассмотрены возрастные этапы от 0 до 17 лет, однако не раскрыто содержание факторов вик-тимизации в ранней юности, но можно предполагать, что среди них будут следующие: субкультура сверстников, индивидуально-личностные особенности, социальная включенность, виктимизирующие ситуации и формы межличностных коммуникаций. О. О. Анд-ронниковой [1] рассматривается следующая классификация типов виктимного поведения:

1. Агрессивный тип, который предстает в двух формах: активной и пассивной;

2. Мирный тип, который также предстает в двух формах: активной и пассивной.

Готовность жертвовать всеми ради соб-ственого дальнейшего благополучия - это активная форма агрессивного виктимного типа. Способность к самоповреждению, самоистязанию и аутодеструкции ради идеи -это пассивная форма агрессивного виктимно-го типа. Идея спасения других через собственную жертву - это активная форма мирного виктимного типа. Человек, который не предотвращает опасности в ситуации социальной и культурной агрессии, относится к пассивной форме мирного виктимного типа. Таким образом, виктимность может проявляться и активно, и в пассивных формах поведения. Для выявления психологических факторов виктимности в ранней юности необходимо провести эмпирическое исследование. Среди методов диагностики виктимности применяются следующие: «Шкала виктимизации сверстников» (Multidimensional Peer-Victimization Scale) (H. Mynard, S. Joseph) в адаптации В. И. Фурманова [11], тест виктимной идентичности (О. О. Андронниковой) [1], и опросник ролевой виктимности (М. А. Одинцовой) [6].

Таблица 1

Онтогенетическая матрица ведущих факторов виктимизации по О. О. Андронниковой [1]

Определяющие факторы Возрастные этапы Биологическое Психическое Социальное

Задачи возраста 13-17 Половое созревание Сформированность репрезентаций, индивидуальный опыт Виктимизирующие ситуации и формы межличностных коммуникаций, культура, субкультура

Система школьной социализации 7-13 Наличие виктимных форм поведения, личностные особенности Опыт индивидуального насилия в микросоциальном окружении, стигматизация или самостигматизация

Специфика прохождения возрастных кризисов 3-7 Специфика викти-много ответа Разрешающая/ запрещающая среда

Материнская привязанность 1-3 Органопатия Онтогенез/ викти-могенез личности Характеристики первичных агентов социализации

Жизнестойкость 0 Биологические данные Жизнестойкость Материнское отношение (привязанность)

Таким образом, на каждом этапе онтогенеза как системообразующие выступают те или иные параметры сложной биопсихосоциальной системы, рассматриваемые в определенной культурной среде. Для ранней юности, это - прежде всего, субкультура сверстников, индивидуально-личностные особенности, социальная включенность, виктимизирую-щие ситуации и формы межличностных коммуникаций.

Т. Е. Яценко [14] выделяет субъектно-рефлексивный, типологический, проективный и объектный подходы.

Субъектно-рефлексивный подход (ориентация на исследование потенциально виктим-ных личностей посредством применения личностных опросников, ориентированных на самоанализ, анкет, структурированных самоотчетов, предполагающих целенаправленное осмысление исследуемым виктимных паттернов собственного поведения, признаков виктимности в мышлении и самоотношении).

Типологический подход - основание для разработки типологических опросников лич-

ности [14]. Применительно к психодиагностике виктимности таковыми выступают:

1. Опросник «Тип ролевой виктимности» (М. А. Одинцова и Н. П. Радчикова), позволяющий определять принадлежность испытуемого к одному из трех типов личности: ауто-виктимный, виктимный или гипервиктимный;

2. Опросник «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (О. О. Ан-дронникова): диагностирует принадлежность человека к одному из пяти типов личности, выделяемых на основании склонности проявлять тот или иной вид виктимного поведения (агрессивное виктимное поведение, гиперсоциальное виктимное поведение, зависимое и беспомощное виктимное поведение, некритичное виктимное поведение; самоповреждающее и саморазрушающее виктимное поведение).

Проективный подход (анализ неосознаваемых реакций испытуемых на внешне нейтральные, завуалированные стимулы, предлагаемых ими интерпретаций в ходе применения моторно-экспрессивных, перцептивно-

2022//'

структурных, апперцептивно-динамических методик для выявления склонности к виктимности). Согласно В. Франку, специфика проективного подхода в том, что для исследования личности испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей, чувств [14]. Особенность проективных методик: применение неопределенных слабоструктурированных стимулов, создающих оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.

Недостатки проективных методов исследования виктимности: субъективность интерпретации, трудность стандартизации, избыточность интерпретаций, недостаточный уровень валидности. К проективным методикам, позволяющим диагностировать признаки вик-тимности, можно отнести следующие:

1. «Человек под дождем» (Е. Романова, Т. Сытько): изучение поведения человека, находящегося под действием стрессовых факторов, силы «Эго» человека, защитных механизмов и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями;

2. «Тематический апперцептивный тест» (Д. А. Леонтьев): определение сферы конфликта (внутреннего и внешнего), соотношения эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фона настроения, позиции личности (пассивной, страдательной), уровня невротизации, трудностей социальной адаптации, суицидальных тенденций.

Объектный подход (формулирование выводов об уровне виктимности личности на основе экспертной оценки, полученной от ее микросоциального окружения; предполагает применение методов анкетирования, опросных методов, психосемантических методов, личностных опросников, требующих независимой оценки признаков виктимности исследуемого человека). Примером данных методик являются:

1. Модифицированные варианты личностного дифференциала (базируются на психосемантическом подходе к исследованию сознания и личности). Позволяют получить оценку выраженности виктимных черт человека

на основе получения экспертных оценок от нескольких специалистов или людей, близко контактирующих с ним. Сопоставление оценок экспертов с самооценками человека позволяет определить направления психокоррекции восприятия им себя;

2. Шкала виктимизации сверстников (И. А. Фурманов). Посредством указания на перечень деструктивных действий, применяемых в отношении сверстника в классе, позволяет оценить степень его подверженности манипуляции, физической и вербальной викти-мизации, порче имущества;

3. Многофакторная шкала виктимизации (Х. Майнард, С. Джозеф). Позволяет оценить подверженность прямой и косвенной викти-мизации.

В настоящее время существуют следующие валидные психодиагностические методики, исследующие виктимность как целостный социально-психологический феномен, проявляющийся в межличностных отношениях: опросник «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой и Н. П. Радчикова и опросник «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О. О. Андроннико-вой.

Таким образом, целесообразно использовать валидный диагностический инструмент и совместить в процессе диагностики типологический и объектный подходы к диагностике виктимности, поскольку психосемантические методы качественно дополняют результаты типологических опросников. В качестве последнего предложена авторская психосемантическая методика «Цветоассоциативный эксперимент» [6].

Рассмотрим пример применения цветоас-социативного эксперимента по отношению к виктимной личности. Для этого было проведено исследование молодых людей от 23 до 35 лет сначала опросником О. О. Андронни-ковой [2], потом исходя из его результатов, к виктимным личностям применялся цветоассоциативный эксперимент [6].

Так, у респондента А. была выявлена склонность к некритичному поведению или некритичное виктимное поведение (13 б., что

Таблица 2

Распределение слов свободного потока ассоциаций респондента А. в зависимости от их эмоциональной нагрузки

Сверхцели (++ ) Предпочитаемые (+) Индифферентные (=) Отвергаемые (-)

1. День 2. Стирка 3. Работа 6. телевизор

10. рано вставать 5. горы посуды 4. Глажка 11. переть на работу

17. нежность и ласка 7. ночь 12. на улице серой ветер 22. каждый день

воет промозглый ходить на работу

19. место где сухо, 8. лечь на подушку 16. Паршивые кошки 15. лужи и слякоть

тепло

21. сидеть на диване 9. уйти в объятья 18. надо мало 44. Трюфели

Морфея

25. кто-то красивый 13. холодно 23. зарабатывать на 56. езжу на работу

такой и счастливый пропитанье...

27. Мандалы из 14. дождь моросит 33. Фрукты 61. больной умирает

цветов от рака

29. тысячи евро 20. слава Богу 36. Пухлые губы 62. нет Инстаграма

30. вечно молод 24. на острове 40. музыка лаундж

райском

37. закаты у нежного 26. сакральное 49. Банька

моря

38. наряды 28. Добро 54. глажу тонны вещей

39. шелковистая 31. Бали 57. смотрю Инстаграм

нежная кожа

41. счастливые 32. Таиланд 59. вечно мечтаю

взгляды

45. Вино 34. Бассейн 60. жизнь пролетает

бездарно уныло

50. вид на горы 35. Мохито

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. счастливо жить 42. улыбнулась

фортуна

52. домик 43. Альпы

деревянный из бревен Швейцарские

круглых с печкой

55. езжу домой 46. Красная Поляна

58. люди счастливые 47. лес ароматный

48. приятные люди

53. сад заснеженный

Всего: 19 слов и сло- Всего: 21 слово и сло- Всего: 14 слов и словосо- Всего: 8 слов и слово-

восочетаний восочетание четаний сочетаний

Категории: Категории: Категории: Категории:

Красота, комфорт, Вода, сон, природа, доб- Работа, время, удоволь- Работа, болезнь,

счастье, время ро, удача, удовольствия ствия, действия смерть, СМИ

Общее: Общее: Общее: Общее:

Стремление к безу- Природа, сон, Бог и Индифферентность Отвержение работы

словному абсолют- все сакральное к работе как деятель- как ограничения

ному счастью, ком- ности, действиям быто- свободы и счастья /

форту, красоте и сво- во-го характера, време- требование покоя

боде ни жизни и некоторым и комфорта

удовольствиям по М. Люшеру

2022//*

соответствует 8 баллам 10-тибалльной шкалы). Далее проведено экспресс-исследование респондента А. методом авторской психосемантической методики «Цветоассоциатив-ный эксперимент» [6]. Первое ранжирование цветов восьмицветного субтеста М. Люшера было таким: 51230746; второе: 54120367.

Поскольку преобладающее количество слов ассоциируется с предпочитаемыми цветами, респондент в целом доволен собственной жизнью и позитивно смотрит в будущее. Однако стремление к безусловному и абсолютному счастью, комфорту, красоте и свободе компенсирует неудовлетворенность вследствие отвержения работы, возможности болезни и смерти. Экзистенциальные темы болезни и смерти не приняты и рассматриваются исключительно негативно. Среди ценностей можно выделить ценности-цели («счастливо жить») и ценности-средства («домик деревянный из бревен круглых с печкой», «закаты у нежного моря», «тысячи евро»). Важно, что в списке свободных ассоциаций среди предпочитаемых слов и словосочетаний нет тех, которые описывают социальную включенность респондента, формы межличностных коммуникаций. Дружба и любовь или любые другие описания форм социального взаимодействия отсутствуют.

«Работа» представлена в субъективной картине в двух полюсах: индифферентном (работа как средство «зарабатывать на пропитанье»), с которым можно смириться и негативном, которого лучше избегать (ограничение свободы: «переть на работу» и «каждый день ходить на работу», «езжу на работу»). Таким образом, обращает на себя внимание отрицание социальной включенности данного респондента, проявляющееся в негативном и индифферентном отношении к работе. Также важно отсутствие в свободном потоке ассоциаций названий социальных ролей и других форм социального взаимодействия.

Сравнение результатов респондента А. с результатами респондентов-магистрантов и бакалавров кафедры психологии, описанными в статье С. В. Кучеренко «Опыт применения психосемантической методики «Цветоас-

социативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов» [6], не показавших высокого риска виктимизации по опроснику О. О. Андронниковой, показало, что в списках свободных ассоциаций невик-тимных личностей представлены различные формы социальной включенности респондента, в том числе с позитивной оценкой.

В результате анализа данной проблемы можно сказать, что личность с виктимной деформацией идентичности характеризуется выраженной потребностью в симбиотических связях, переживаниями скуки, хаоса, невозможностью сконцентрироваться на деятельности и (или) представлением о себе как о жертве социальных явлений либо конкретных людей. В исследованиях зарубежных авторов чертами виктимной личности называют агрессивность, ассертивность и покорность, предпочтение подчинения как стратегии разрешения межличностных конфликтов.

Для диагностики виктимности целесоб-разно применять как типологический (опросник «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой и Н. П. Радчикова или опросник «Методика исследования склонности к виктимно-му поведению» О. О. Андронниковой), так и объектный (психосемантическую методику С. В. Кучеренко «Цветоассоциативный эксперимент») подходы.

Качественный анализ свободного потока ассоциаций виктимной личности (с некритичным виктимным поведением) показал, что среди ценностей-целей виктимной личности присутствует одна - счастье («счастливо жить», «красивый такой и счастливый», «люди счастливые» и различные его проявления - «домик деревянный из бревен круглых с печкой», «закаты у нежного моря», «тысячи евро»), однако среди ценностей-средств доминируют внешние неподвластные личности факторы («улыбнулась фортуна», «сакральное», «приятные люди»). Кроме того, «работа» как стимул имеет индифферентно-негативную эмоциональную окраску, также отсутствуют названия различных форм социальной включенности респондента (дружба, любовь, проявления самореализации).

Можно сделать вывод о недостаточности ценностей-средств виктимной личности и отсутствии развитых форм социальной включенности личности на момент диагностики.

АННОТАЦИЯ

Проведенный в данной статье психологический анализ современного состояния проблемы диагностики виктимного поведения личности позволяет сделать вывод, что для диагностики виктимности личности целесообразно использовать качественные методы исследования процессов самоосознания личности, субъективной картины мира, привычных стратегий преодоления трудностей.

Для диагностики риска виктимного поведения предлагается применять опросник О. О. Андронниковой и психосемантическую методику «Цветоассоциативный эксперимент» С. В. Кучеренко. Таким образом, пример диагностики личности с выраженным некритическим поведением (некритичное виктимное поведение) показали отсутствие в списке свободных ассоциаций среди предпочитаемых слов и словосочетаний тех, которые описывают социальную включенность респондента и формы межличностных коммуникаций. «Работа» представлена в субъективной картине в двух полюсах: индифферентном (работа как средство «зарабатывать на пропитанье») и негативном. Сочетание типологического и объектного подходов в диагностике виктимности личности позволяет получить наиболее достоверные результаты для последующей коррекции и профилактики.

Ключевые слова: виктимность, виктим-ный склад ума, диагностика виктимности, виктимный личностный тип, жизнестойкость.

SUMMARY

A psychological analysis of the current state of the problem of diagnosing the victimized behaviour of an individual leads to the conclusion that it is advisable to use qualitative methods of investigation of the processes of self-consciousness of an individual to diagnose the victimization of an individual, а subjective picture of the world, familiar coping strategies.

In order to diagnose the risk of victimization behavior it is proposed to apply the questionnaire

O. O. Andronikova and psychosemantic method «Color-associative experiment» S. V. Kucheren-ko. Thus, the results of the diagnosis of a person with pronounced necritic behavior (necritical victimization behavior) showed that there were no free associations among the preferred words and phrases of those, which describe the social inclusion of the respondent and the forms of interpersonal communication. «Work» is represented in subjective picture in two poles: indifferent (work as a means to «earn on impregnation») and negative. The combination of typological and object approaches in the diagnosis of personality victimization allows you to get the most reliable results for subsequent correction and prevention.

Key words: victimization, victim mentality, victimization diagnosis, victimization type, resilience.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андроникова О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... д-ра псих. наук. -Томск, 2019. - URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/ access/manager/Repository/vtls:000647750.

2. Андронникова О. О. Определение вик-тимности поведения (опросник). - URL: http:// psihologn.org/index.php/diagnostika-sklonno-sti-k-viktimnomu-povedeniyu (дата обращения: 06.01.2022).

3. Биктагирова Г. Ф. [и др.]. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика. - Казань: Издательство «Отечество», 2019. - 320 с.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

5. Виктимность и виктимологическая профилактика: материалы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. - 71 с.

6. Кучеренко С. В. Опыт применения психосемантической методики «Цветоассо-циативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов // Психолог. -2021. - № 2. - С. 59-76. - URL: https://www.

researchgate.net/publication/352181704_The_ex perience_of_using_psychosemantic_technique_c olor-associative_expe riment_in_psycho logi-cal_counseling_of_students (дата обращения: 08.12.2021).

7. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. - М.: ЭКС-МО, 2010. - 862 с.

8. Одинцова М. А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. - Самара: Бахрах-М, 2013 - 160 с.

9. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2015. - 296 с.

10. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А. Жизнестойкость и ее диагностика. - М.: Смысл, 2016. - 159 с.

11. Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 5-6 октября 2017 г.). - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

12. Филиппова Е. О. Виктимология: учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 279 с.

13. Фурманов И. А. Индикаторы и диагностические критерии физического и эмоционального насилия // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: материалы IX Междунар. конф. -Минск: НИО, 2003. - С. 122.

14. Яценко Т. Е. Психологическая диагностика виктимности как социально-психологического свойства личности // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2019. - Т. 10. - № 2. - С. 128-133. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39561971& (дата обращения: 09.01.2022).

15. Mikalsen E., John P. Vincent & Gerald E. Harris. Prevention of Victimization [Electronic resourse] // Survival Skills for Urban Youth. -2008, 12 Oct. - Pp.: 31-42. - URL: https:// doi.org/10.1300/J005v24n02_04.

16. Callaghan S., Joseph S. Self-concept and Peer Victimization among Schoolchildren // Personality and Individual Differences. -1995. -V. 18 (1). - 161-163.

17. Deluty R. H. Children's Action Tendency Scale: A Self-Report Measure of Aggressiveness, Assertiveness, and Submissiveness in Children // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1979. - V. 47. - Pp. 1061-1071.

18. Baker K., Pollack M. and Kohn I. Violence Prevention through Informal Socialization: An Evaluation of the South Baltimore Youth Center // Studies on Crime and Crime Prevention, 1995. - V. 4. - Pp. 61-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.